У евреев на голове: Дом дружбы народов Красноярского края

Атрибутика иудаизма :: Федерация Еврейских общин России

Кипа

Кипа (также ермолка) — головной убор, который обязаны носить религиозные мужчины-евреи. Название «кипа» произошло от евр. слова, которое может означать купол здания, верхушку или какое-либо покрытие. Покрывание головы кипой, шляпой или любым другим головным убором является обязательной традицией, служит постоянным напоминанием о Всевышнем, находящемся над нами. Надевание кипы – знак принятия власти Б-га над собой.

Тфилин

Тфилин (также филактерии) — небольшие кожаные футляры в форме куба, внутри которых помещены четыре отрывка из Торы. От футляров со свитками отходят кожаные ремешки, позволяющие накладывать тфилин на лоб и руку. Ежедневное наложение тфилина символизирует стремление еврея к тому, чтобы его ум, дела и чувства были подчинены выполнению одной задачи: исполнению воли Вс-вышнего. Мужчины обязаны выполнять заповедь о тфилине ежедневно, начиная с 13-летнего возраста. Тфилин не накладывают в Шабаты и праздники. Дварим, 6: “И будет он знаком на руке твоей и повязкой меж глаз твоих”.

Цицит

Цицит — сплетенные вместе особым образом нити, которые прикрепляют по углам четырехугольной одежды. Согласно закону Торы, взрослые мужчины с 13-ти лет обязаны носить кисти цицит с любой одеждой, в которой есть четыре угла. Сегодня у религиозных евреев принято прикреплять кисти цицит к особому полотнищу, называемому талит. Различают «талит гадоль» — «большой талит» и «талит катан» — «малый талит». Тора повелевает евреям (Бемидбар 15): «Чтобы сделали себе цицит (кисти) на краях своих одежд… (Будете смотреть на цицит, вспоминать обо всех заповедях Всевышнего и будете исполнять их»).

Мезуза

Мезуза — свиток, на котором написаны два отрывка из молитвы «Шма», заключенный в футляр, прикрепляемый к косяку двери, а также на воротах. В Торе написано: «Да будут слова эти, которые Я заповедую тебе сегодня, в сердце твоем… И напиши их на косяках дома твоего и на воротах твоих» (Дварим, 6:9). Традиционно на футляре крупным шрифтом написана буква «шин» — первая буква одного из имен Всевышнего. Текст мезузы, как и текст для тфилина, пишется сойфером на особом пергаменте из кожи кошерного животного особыми чернилами и с соблюдением особых правил.

Ханукия

Ханукия – специальный светильник, который зажигают в праздника Ханука. На Ханукии находятся 8 подсвечников на одном уровне и дополнительный подсвечник отдельно – на небольшом возвышении. В течение восьми дней от рабочей свечи (шамаш) зажигают по одной свечи, в первый день — одну, во второй – две. И так, пока в последний день праздника не зажигают все восемь свечей. В большинстве общин принято вместо свечей зажигать лампадки с оливковым маслом. Перед зажиганием мужчина произносит несколько благословений, после произносит молитву и поет, установленную мудрецами песню. Ханукии бывают разных форм, некоторые напоминают храмовую менору, некоторый выполнены в причудливых формах: паровозика, цветочного букета и т.д.

Маца

Маца – специальный пасхальный хлеб. В Торе строжайше запрещено в дни праздника Песах употреблять в пищу квасное. В память о поспешном выходе евреев из Египта, пекут особым образом лепешки, весь процесс изготовления занимает не больше 18 минут. Именно за этот промежуток времени тесто не успевает закваситься. Иудеи обязаны есть мацу на седере – специальной праздничной трапезе Песаха. Маца бывает машинная, произведенная на мацефабрике, и ручная. Евреи, которые с особой тщательностью исполняют заповеди, предпочитают мацу шмуру (сохранную). Весь процесс ее изготовления, сопровождается особым надзором, начиная с посадки пшеницы, сбора урожая, молотьбы и далее.

Шофар

Шофар — так называется рог, обычно бараний или горного козла, в который трубят (труа) на Рош Ашана и в течение месяца Элуль, последнего месаца перед Рош-Ашана, на исходе Йом Кипура. Трубление в шофар является ярким внешним отличием Рош-Ашана (Дня Суда) от прочих праздников. Этот день в Торе так и называется — Йом труа (День трубления)
В библейскую эпоху шофар служил для многих целей: в него трубили при выходе на войну, для созыва общины, при обнародовании запретов, для объявления о приближение Суббоыт и пр. Шофары бывают как небольшого, карманного размера, так и очень большие, парадные.

Кеара

Кеара – специальное пасхальное блюдо, необходимое для проведения седера. На нем раскладывают в определенном порядке: зажаренное мясо на кости (зроа), символизирующее пасхальную жертву; вареное яйцо – символ праздничного жертвоприношения; растертый хрен и салат (марор) – горькие травы символизируют горечь рабства; смесь из тертых яблок и орехов (харосет), напоминающая глину, – рабский труд наших предков; лук или картофель (карпас) — символ возрождения и плодородия. Кеара бывает как плоской, так и многоярусный, с «этажами» для листов мацы.

Арбаа миним / Лулав

Арбаа миним (четыре вида растений): плод этрога (вид цитрусовых), ветка адасы (мирт), ветка лулава (нераскрывшаяся пальмовая ветвь) и ветка аравы (речная ива). В Суккот у евреев есть заповедь иметь четыре вида растений, с ними совершаются праздничные молитвы, а также особый ритуал в сукке – возвышение лулава.

Арбаа миним являются представителями всего растительного мира, связывая их вместе мы посвящаем их Всевышнему. Мудрецы определяли, что каждый вид символизирует определённый круг людей, в праздник суккот несмотря на разность, евреи объединяются, чтобы благодарить и славить Всевышнего.

Свиток Эстер

Свиток Эстер – один из пяти свитков Танаха. Текст записывают на пергаментном свитке, правила его изготовления совпадают со строгими правилами написания свитка Торы: пишет специалист по записи священных текстов –сойфер, особым шрифтом, не допуская возможность ошибки. В Праздник Пурим есть обязательная заповедь дважды послушать чтение Сиитка Эстер, поэтому устраивают как публичные, так и семейное чтение Истории Эстер. Сюжет которой и является причиной празднования Пурима.

Головные уборы евреев — Nefer`s Journal — ЖЖ

Сразу оговорюсь, что речь пойдет о религиозных евреях. Они же датишные («дат» — религия), также их называют ортодоксами, в общем евреи, соблюдающие кашрут, почитающие Талмуд и живующие по Торе. Про них я еще напишу отдельно, сейчас хочется сказать про их внешний вид. Фотографии не мои, найденные на просторах интернета для иллюстрации рассказа.

Я написала про белое покрывало, типа пончо, стало интересно, как же оно называется. Стала рыть интернет. В итоге нашла много интересного. Начнем с головных уборов.

Очень многие евреи, даже те, которые одеваются в нормальную современную одежду носят кипу. Ее также называют ермолкой. Для меня например это просто шапочка, но на самом деле они отличаются по цвету, материалу и покрою неспроста. Религиозные евреи выбирают кипу с соответствии с тем фасоном, который носят в его общине.


Поверх ярмолки еврей почти всегда надевает еще головной убор. В редких случаях это может быть кепка, которая называется каскет, кашкет или дашек. Но в основном это черная шляпа. Существует 34 основных типа этого головного убора, каждый из которых свидетельствует о происхождении, общинной принадлежности и даже социальном статусе хозяина!

Литвак (литовский еврей) или любавичский хасид носят шляпу кнейч с продольным заломом.

Литвак, занимающий высокое положение в общине носит шикарную и дорогую шляпу гамбург, не имеющую никаких заломов. Ее также называют мафтир-гитл. Многие хасиды носят в будни самую простую из шляп — капелюш, похожую на кнейч, но без заломов тульи и изгибов полей.

И кнейч, и капелюш, и большинство из гамбургов сделаны из твердого фетра. Другие виды шляп сделаны из велюра, скорее похожего на бархат или даже короткошерстный черный мех, по твердости не уступающего десятимиллиметровой фанере. Например самет, один из самых дорогих и роскошных фасонов. Обладатель самета почти наверняка венгерский хасид.

Еще есть плуш — традиционная шляпа потомственных евреев Йерушалми. В народе она называется флиикер-теллер (летающая тарелка) или супер. У нее широкие поля, а высота тульи всего 10 см.

Но все это не идет ни в какое сравнение с головным убором под названием штраймл! Это самая натуральная меховая шапка! Причем их тоже много видов. Широкий и низкий, правильной цилиндрической формы так и называется «штраймл», низкие и широкие нестрогой формы, лохматые-косматые — называются «чернобл», а высоченная черная меховая циллиндрическая шапка носит название «сподик». Простой штраймл носят венгерские, галицийские и румынские хасиды, мохнатый чернобл — украинские, а сподик — польские хасиды. Это реально мех! В жару, ага. Недавно даже Памела Андерсон приезжала в Израиль в надежде уговорить Кнессет (израильский парламент) запретить продажу натуральных мехов, а ортодоксалов отказаться от ношения этих штраймлов 🙂

На этом остановимся. В следующей части постараемся разобраться в одежде ортодоксальных евреев. Не переключайтесь 🙂

Метки: israel_2010, Израиль

«Как держится кипа?»

Если нееврей примеряет кипу, она обычно падает. Это несправедливо, но давайте рассмотрим обстоятельства более внимательно.

Когда туристы посещают еврейское кладбище в Праге, всех мужчин просят надеть кипу. Тех, кто путешествует без кипы, просят надеть синий круглый лист бумаги с резкими изгибами. Ненадежная кипа неизбежно подвергается ветру с Влтавы и развевается. Для сравнения, мужчину-нееврея, посещающего церемонию в синагоге, такую ​​как свадьба или бар-мицва, обычно просят надеть кипу. Здесь повсеместно распространена жесткая, но скользкая синтетическая атласная кипа. Ни у одного гостя нет шансов.

В чем же тогда секрет того, как держать кипу? Это разочаровывающе просто. Евреи, которые часто носят кипу, знают, куда надеть ее на голову (корону), и, как правило, владеют кипой, которая была опробована, проверена и хорошо подходит. Если они выберут один из меньших размеров кипы (в отличие от стиля «суповой тарелки»), охватывающего голову, можно использовать заколку для волос, чтобы закрепить ткань на любых доступных волосах. Однако это решение не является общепринятым, и стойкие традиционалисты отвергают заколку для волос. Если владелец выбирает замшевую кипу, лысые головы, к счастью, имеют преимущество в виде высокого коэффициента трения.

Если ничего не помогает, главный секрет кипы — двусторонний модный скотч или точка на односторонней липучке. Обратите внимание: прикрепите липучку к кипе, а не к голове.

Михал Фридлендер, куратор отдела иудаики и прикладного искусства

«Как держится кипа?»; Еврейский музей Берлина, фото: Анина Фаласка

«Как держится кипа?»; Еврейский музей Берлина, фото: Анина Фаласка

Рекомендации по цитированию:

Михал Фридлендер (2013), «Как держится кипа?». Вопрос месяца в рамках выставки «Вся правда».
URL: www.jmberlin.de/en/node/6229

Поделиться, информационный бюллетень, обратная связь

Вопрос месяца: Все, что вы всегда хотели знать о евреях (7)

Показать все

  • Все, что вы всегда хотели знать о евреях

    Наша выставка Вся правда… Все, о чем вы всегда хотели знать Евреи был основан на 30 вопросах, заданных Еврейскому музею в Берлине или его сотрудникам за последние несколько лет. На выставке посетители имели возможность задавать вопросы или оставлять комментарии на стикерах. На некоторые из этих вопросов есть ответы на нашем сайте.

  • Как держится кипа?

    Ответ Михала Фридландера, куратора отдела иудаики и прикладного искусства

  • Почему женщины после замужества должны покрывать волосы париком или платком?

    Ответ Мириам Гольдманн, куратора выставки Вся правда

  • Есть ли у евреев свой язык?

    Ответ Мартины Людике, куратора выставки Вся правда

  • Почему некоторые евреи раскачиваются из стороны в сторону во время молитвы?

    Ответ Мириам Гольдманн, куратора выставки Вся правда

  • Какую роль играют гендерные темы? Что за история с женщинами-раввинами?

    Ответила Анина Фаласка, куратор выставки Вся правда

  • Есть ли евреи-геи?

    Ответы Анины Фаласки, Мириам Гольдманн, Мартины Людике, кураторов выставки Вся правда

  • «Гёте тоже был евреем?»

    Ответ Берхарда Дженсена, библиотека

Подробнее по этой теме …

Современная еврейская жизнь

Вся правда

. ..Все, что вы всегда хотели знать о евреях

Выставка
22 марта – 1 сентября 2013 г.

Значение различных еврейских головных уборов

Почти в каждой еврейской общине есть какая-то традиция ношение головных уборов, но есть и много разных идеи о том, кто должен носить их и когда. Есть также замечательный набор стилей. В этой статье мы объясним традицию еврейского покрытия головы и рассмотрим некоторые из наиболее распространенных стилей, которые вы увидите по всему миру.

Краткая история еврейских головных уборов

Традиционно еврейские мужчины веками покрывали голову в знак благоговения и уважения к Божьему присутствию наверху. Некоторые еврейские женщины покрывают волосы, когда выходят замуж, чтобы выглядеть скромно. В этой статье основное внимание уделяется шляпам, которые носят с целью благоговения; здесь обсуждаются скромные прически — платки, парики и шапки, которые носят в основном православные женщины.

Происхождение еврейской практики покрытия головы не совсем ясно. Тора говорит, что Аарон, первый первосвященник, носил головной убор как часть своей церемониальной одежды (Исход 28:36–38). В Талмуде цитируется рав Хуна, который сказал, что он не проходил расстояние в четыре локтя (около шести футов) с непокрытой головой, чтобы признать божественное присутствие над своей головой (Шаббат 118b). Мать рава Нахмана бар Ицхака узнает, что ее сыну суждено стать вором, и заставляет его покрыть голову и молиться о божественной милости. Ему удается вести себя хорошо, пока это покрытие случайно не соскальзывает, и он не поддается искушению украсть несколько фиников (Шаббат 156б).

Хотя эти древние тексты, кажется, подразумевают, что головной убор был прерогативой еврейских религиозных лидеров, в средневековый период он был широко распространен. Маймонид писал, что для молитвы требовался головной убор (Мишне Тора, Хилхот Тфилла 5:5), а самый влиятельный средневековый еврейский свод законов, Шулхан Арух , гласит, что мужчины должны покрывать голову при ходьбе более чем на четыре локтя (например, Рав Хуна сделал). К этому времени головной убор был de rigeur 9.0127 для евреев ашкенази.

В 20-м веке раввин Моше Файнштейн и американский православный юридический орган издали специальное разрешение для мужчин не носить кипу на работе, если это необходимо, подразумевая, что эта практика в целом обязательна.

Сегодня большинство мужчин-евреев, которые идентифицируют себя как православные, всегда покрывают голову (кроме времени сна или купания). Покрывают голову и евреи из неправославных течений — мужчины и, в некоторых случаях, женщины. Некоторые носят головной убор все время, другие носят его только в синагоге, когда изучают Тору и/или во время еды. Многие выбирают для этой цели кипу (также называемую 9-ю).0126 ермолка или тюбетейка), но другие выполняют обязательство с любым видом светского головного убора (популярны бейсболки).

В реформистском движении многие не покрывают голову даже в синагоге, так как одно время это активно не поощрялось, хотя в последние годы движение вернулось к покрытию головы во время молитвы.

Ниже приведены примеры различных видов еврейских головных уборов, которые носят в различных общинах по всему миру.

Кипа: вязаная, войлочная, атласная, бухарская и др.

Кипа, или ермолка, представляет собой своего рода минимальную шапочку, закрывающую макушку головы. Его носят в религиозных целях, а не для защиты от солнца или дождя. Некоторые евреи будут носить кипу под головным убором другого типа.

Существует несколько стилей кипы (множественное число от кипы), которые распространены во всем мире. Часто стиль ношения кипы сигнализирует о религиозной (и даже политической) принадлежности ее владельца.

Вязаная кипа Вязаная кипа, фото с Wikimedia Commons.

Помимо названия, этот вид кипы на самом деле вяжется крючком и пользуется популярностью у современных ортодоксальных евреев и Дати Леуми в Израиле. Они бывают разных цветов и узоров, стили постоянно меняются, а иногда и в игривых вариациях. Некоторые евреи, придерживающиеся немного более ортодоксального направления, предпочитают полностью черную версию такой же кипы.

Замшевая кипа

Этот стиль популярен в самых разных контекстах. Он распространен среди более либеральных еврейских течений и часто производится во всех оттенках радуги и имеет тиснение специально для бар-мицвы, бат-мицвы и свадеб. Этот стиль также носят некоторые евреи-харедим, обычно в черном и обычно под другой шляпой на улице.

Бархатная кипа Бархатная кипа, изображение с Викисклада.

Черная бархатная кипа с тканевой подкладкой нравится евреям-харедим, но ее можно найти и в других еврейских контекстах. Некоторые евреи-харедим считают, что бархатная кипа выполняет более строгое обязательство носить два слоя одежды на голове, хотя не все согласны с этим мнением.

Бухарская кипа Изображение с Викисклада.

Эти красочные кипы с ручной вышивкой обычно крупнее других видов, покрывают большую часть макушки и закрепляются широкой лентой. Их носят бухарские евреи (конечно), а также многие другие еврейские дети, потому что они реже соскальзывают с головы, чем другие стили. Многим другим евреям также нравятся эти красивые головные уборы.

Сатиновая кипа

Эти мягкие кипы с более свободной подкладкой особенно популярны среди старшего поколения евреев-реформистов и консервативных евреев.

Йеменская кипа Йеменская кипа, изображение с Викисклада.

Йеменские евреи традиционно носят жесткую черную кипу в форме купола. Обычно они изготавливаются из бархата и имеют декоративную кайму.

Бреславская кипа Мужчины в бреславской кипе; изображение через Викисклад.

Эти большие кипы, связанные из белой пряжи, часто имеют помпон сверху и девиз общины Бреслов по краю. Подобный белый стиль без лозунга носят некоторые хасидские дети, не принадлежащие к Бреславу.

Изображение с Викисклада.

Большие шляпы: штреймель, федора и другие

Евреев-харедим часто узнают по характерной одежде, включая большие черные шляпы. Но в то время как черные шляпы, которые носят в течение недели, и более причудливые (иногда меховые) шляпы предпочитаются в Шаббат и в других особых случаях. Их обычно носят поверх кипы, потому что два головных убора считаются более достойными, чем один.

Штреймель, Сподик, Колпик Изображение с Викисклада.

Все это большие цилиндрические меховые шапки, которые обычно носят в Шаббат, на праздники и на свадьбы. Стреймель — это очень широкая коричневая шляпа, сделанная из хвостов животных (обычно лисицы, куницы или шалуньи), в то время как сподик, как правило, выше и окрашен в черный цвет. Поскольку сподик окрашен, это менее дорогая шляпа, хотя ни один из стилей не является дешевым. Какой из них вы носите, обычно определяется сектой хасидов, членом которой вы являетесь.

Колпик коричневый, как стреймель, но высокий, как сподик, и обычно носится хасидскими лидерами в особых случаях, а иногда также их сыновьями и внуками.

Существует множество легенд о происхождении этих шляп. Некоторые считают, что, как и другие элементы традиционной хасидской одежды, штреймели были просто модными в Восточной Европе в период раннего Нового времени. Когда Польша была завоевана Наполеоном в начале 19 века, многие поляки начали носить более западные стили, но евреи-хасиды сохранили более традиционные польские стили, включая штреймель.

Существует также легенда о том, что польские власти требовали от евреев носить хвосты на голове, чтобы отметить и унизить их. Евреи построили штреймели из сказок, чтобы они выглядели как короны, перевернув воззвание.

Федоры, шляпы Hoiche и шляпы Platchige Biber Изображение с Викисклада.

Не все евреи-хасиды носят меховые шапки. Члены Хабада, например, предпочитают шляпы-федоры. Особенно в течение недели другие секты носят шляпы hoiche: черные шляпы с высокой тульей и полями. Шляпа platiche biber похожа, но имеет более низкий профиль. Иногда рош ешива , глава еврейского учебного дома, будет носить вариант одной из этих шляп с поднятыми полями.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *