Угорская группа народов: Финно-угорские народы

Финно-угорские народы

Финно-угры – этноязыковая общность народов, насчитывающая более 29 миллионов человек. Все финно-угорские народы являются коренными на своих территориях. Предки финно-угров жили в Восточной Европе и на Урале ещё со времен неолита (новый каменный век). От Балтийского моря до Западной Сибири, от лесостепей Русской равнины до побережья Северного Ледовитого Океана – исконные земли финно-угорских и близких к ним самодийских народов.

Связанные общими корнями, финно-угорские народы на протяжении столетий смогли сохранить свою самобытность и традиционный уклад жизни. Они через века пронесли язык и обычаи своих предков.

Сегодня в Омской области проживает больше ста национальностей. Среди них есть и представители финно-угорских народов.

По данным федеральной службы государственной статистики по Омской области у нас проживают как представители финской группы ( карелы, коми, мари, удмурты, фины и эстонцы), так и угорской группы (венгры, ханты, манси, вепсы, саамы и народы водь).

NНациональный состав населения г. Омска и Омской области, относящийся к финно-угорской группе

 

Финская группа

г. Омск и Омская область

Мужчины

Женщины

Мужчины и

женщины

Бесермяне

Буртасы

Вепсы

2

2

Водь

2

2

Ижора

Каратаи

Карелы

35

48

83

Коми

271

437

708

Коми-пермяки

265

239

504

Ливы

Мари

339

339

738

Меря

Мещера

Мокшане

Мурома

Саамы

2

2

Сету

Терюхане

Удмурты

434

570

1004

Чудь

Шокша

Финны (суоми)

140

203

343

Эрзяне

Эстонцы

1367

1658

3025

Угорская группа

     

Венгры

12

11

23

Секеи

Чангоши

Магьяраб

Ясы

Манси

4

12

16

Ханты

24

35

59

Всего

2893

3616

6509

 

Всего 6509 человек.

Normal 0 false false false MicrosoftInternetExplorer4

Национальный состав населения г. Омска и Омской области, относящийся к финно-угорской группе

 

 

Финская группа

г. Омск

Омская область

г. Омск и Омская область

Мужчины

Женщины

Мужчины и женщины

Мужчины

Женщины

Мужчины и женщины

Мужчины

Женщины

Мужчины и

женщины

Бесермяне

Буртасы

Вепсы

2

2

2

2

Водь

2

2

2

2

Ижора

Каратаи

Карелы

26

35

61

9

13

22

35

48

83

Коми

90

207

297

181

230

411

271

437

708

Коми-пермяки

86

99

185

179

140

319

265

239

504

Ливы

Мари

212

232

444

127

167

294

339

339

738

Меря

Мещера

Мокшане

Мурома

Саамы

2

2

2

2

Сету

Терюхане

Удмурты

210

269

479

224

301

525

434

570

1004

Чудь

Шокша

Финны (суоми)

84

137

221

56

66

122

140

203

343

Эрзяне

Эстонцы

564

741

1305

803

917

1720

1367

1658

3025

Угорская группа

                 

Венгры

8

8

16

4

3

7

12

11

23

Секеи

Чангоши

Магьяраб

Ясы

Манси

4

9

13

3

3

4

12

16

Ханты

18

27

45

6

8

14

24

35

59

Всего

1304

1768

3072

1589

1848

3437

2893

3616

6509

 

кто такие финно-угры и почему все их забыли — Жизнь на DTF

Вспоминаем множество народов, которых в равной степени игнорируют политики и авторы «русского» фэнтези.

59 158 просмотров

Россия — страна многонациональная. Но мы привыкли думать, что она становилась такой постепенно, по мере того как славянская Древняя Русь присоединяла новые и новые народы.

Но это миф, из-за которого множество людей забывает: с древнейших времён рядом со славянами жили многочисленные финно-угорские племена, охотники и собиратели, говорившие на своём языке, который даже не входит в индоевропейскую языковую семью. Эти народы упоминаются в «Повести временных лет» и в иностранных источниках, описывающих Древнюю Русь, но сейчас их существование всё чаще игнорируют, а культуры их далёких потомков находятся под угрозой исчезновения.

Разбираемся, кто такие финно-угры, как Россия объединяла большинство народов этой группы, куда они делись, и почему на Волге в 21 веке живут язычники. А также вспомним, что можно почитать, во что можно поиграть, что можно посмотреть и послушать, чтобы больше узнать об этих людях.

Праздник народа сету. Во всём мире насчитывается около 10 тысяч его представителей

Традиционная точка зрения, разделяемая большинством российских учёных, утверждает, что предки финно-угорских народов расселились с территории Урала и Западной Сибири. В Финляндии и Эстонии есть и альтернативная точка зрения, утверждающая, что они — прямые потомки первых людей, пришедших в регион с Юга в конце Ледникового периода.

Но все учёные сходятся на том, что эти племена — старейшие народы, населявшие значительную часть современной центральной и северной России. Это надёжно зафиксировано и на карте: многие географические объекты, в частности, реки, до сих пор носят финно-угорские имена. Кроме того, учёные обращают внимание на финно-угорское происхождение названий многих городов, таких как Кинешма, Вологда, и, возможно, даже Москва.

Карта современного расселения финно-угорских народов

Соседи и подданые

Но от многих из древних финно-угорских народов ничего, кроме названий, не осталось. Ряд этих племён исчез, «растворившись», в более многочисленных славянах, причём во многом этот процесс продолжается до сих пор.

Впервые финно-угры столкнулись со славянами ещё в дописьменную эпоху, когда последние пришли с юга и расселились на территории от Киева до Великого Новгорода. А внутри этой территории и вдоль её границ оказалось множество финно-угорских племён.

В последующие века славянская, а, затем, русская экспансия продолжалась, присоединяя всё новые и новые племена как на востоке, так и на севере. На пике могущества Российской Империи едва ли не все финно-угорские народы в мире, кроме венгров и части саамов, оказались подданными одного государства. И эта ситуация не сильно поменялась за последующие два века.

Сказать что-то определённое о сосуществовании в Древней Руси финно-угорских и славянских племён непросто: свидетельства о нём косвенные и противоречивые. Большинство историков сходятся на том, что в этот период финно-угры постепенно входили в состав славянских племенных союзов и княжеств. При этом у нас нет свидетельств таких же больших войн как со степными народами: хазарами, половцами или печенегами.

Историки 19 века, особенно державно настроенные, часто связывали такую ситуацию с гипотетической «природной покорностью» и миролюбием финно-угров, которые якобы благосклонно относились к идее жить в подчинении более сильным и воинственным славянам и платить им дань в обмен на защиту. Другой взгляд подразумевает, что славяне действительно показали себя более воинственными, и попросту завоевали финно-угров.

При этом, как минимум, в некоторых ранних княжествах финно-угры находились примерно в равных условиях со славянами и составляли значительную часть населения. Так, «Повесть временных лет», древнейшая русская летопись, описывая знаменитое призвание варягов на правление, заявляет, что Рюрика позвали следующие племена: чудь, словене, кривичи и весь. И если словене и кривичи — это славянские народы, то весь и чудь — финно-угорские. Конечно, «Повесть» — источник не самый надёжный, да и конкретно сюжет с призванием варягов вызывает немало сомнений, но показательно, что Нестор описал произошедшее, как совместное начинание представителей разных народов, воспринимавших эту землю как «общую».

Следы такого равноправия в Новгороде, куда, собственно, варягов и призывали, сохранились надолго. Судя по всему, в знаменитое новгородское вече входили представители не только славян, но и финно-угорского племени карел. Они сначала были торговыми партнёрами Новгорода, потом вошли с ним в военный союз, а потом стали частью княжества. Новгород вообще играл в контактах с финно-уграми огромную роль — северная столица государства Рюриковичей, а позже одно из могущественных княжеств постоянно расширяло границы на север и восток.

Призвание варягов В. Васнецов

Охотники за пушниной доходили до берега Белого моря и даже Северного Ледовитого океана и на своём пути постоянно сталкивались с финно-угорскими племенами, многие из которых попадали в орбиту Новгородской Руси и так же, как карелы, постепенно проделывали путь от торговых партнёров в данники и, затем, в подданных славянского княжества.

Такая колонизация проходила, судя по всему, достаточно мирно, хотя трудно сказать, связано ли это с дипломатическим мастерством новгородцев или с тем, что они существенно превосходили удалённые финно-угорские племена в боевой силе, а порой — и по технологическому уровню. Боярин Гюрята Рогович в конце XI века писал, что его люди столкнулись на побережье океана с незнакомыми племенами, которые с готовностью выменивали шкуры пушных животных на железные топоры и ножи.

Амулеты новгородской чуди

Вне зависимости от того, насколько мирно финно-угорские племена вошли в славянское государство, эти этнические группы начали жить бок о бок. В отличие от степняков на востоке или скандинавов на севере, финно-угры были не просто близкими соседями — они входили в одну страну, заключали смешанные браки не только на уровне правителей, участвовали в общих войнах.

Сосуществование облегчалось ещё и сильно различающимся образом жизни. Славяне, расселявшиеся с юга, были в первую очередь земледельцами, а многие финно-угры предпочитали жить рядом с лесами или даже прямо в чаще, занимаясь охотой, рыбной ловлей и собирательством. Само слово «финны» происходит от германского «ищущий» и отсылает именно к тесной связи этого народа с лесом, и эта сторона финно-угорской культуры закрепилась на много веков: ещё в 19 веке русские крестьяне называли своих финно-угорских соседей «лесными людьми». А в ранее Средневековье славянам было проще обложить народ охотников данью или выменивать драгоценную пушнину, при этом не отбирая их собственную землю и сохраняя образ жизни соседей в неприкосновенности.

Поединок князя Глеба с волхвом.
С. Иванов

Исчезновение народов

Тем не менее, до наших дней множество финно-угорских народов из числа тех, что жили в центре европейской России, не сохранилось. Важную роль в их исчезновении сыграла централизация Руси и связанное с этим распространение христианства. В православной традиции священные тексты принято переводить на национальные языки крестящихся государств, но при этом подразумевается именно родной язык правителя и его ближайшего окружения.

Библию и богослужебные книги перевели на славянские языки, но вот для финно-угров на этом этапе никто адаптировать священные тексты не планировал. В тоже время от них, как от прочих подданных князей, требовалось покреститься и участвовать в исполнении обрядов, проводимых уже в церквях — и на чужом языке.

Встреча Олега с кудесником В. Васнецов

Это ускорило процесс «растворения» многих народов в массе окружавших их славян, утраты собственного языка, а с ним — и идентичности. Такая судьба постигла мурому, мещерю, мерю и ту самую чудь, некогда участвовавшую в приглашении Рюрика. Но некоторые народы, вроде карел, сохранились до наших дней, несмотря на то, что переняли христианство от новгородцев 13-ом веке.

Кроме того, начиная с крещения Руси в хрониках можно найти следы вооружённого противостояния между финно-уграми и славянами. В верховьях реки Камы сохранились легенды о представителях «чуди» из «Повести временных лет», которая сопротивлялась христианизации с оружием в руках. А в случае поражения — уходила всё дальше в леса или совершала массовые самоубийства.

Выставка «Чудо Чуди» в Перми

Насколько эта борьба была массовой, сказать сложно, как и то, играла ли в нём ключевую роль религия, или то, что теперь славяне претендовали на больший контроль над покорёнными народами. Возможно, число конфликтов вообще не поменялось, но благодаря тому, что с христианством на Русь пришла и письменность, до наших дней дошли сведения о событиях, которые иначе были бы забыты. Но именно с этого периода славяне стали относится к финно-угорским соседям настороженно, воспринимая их как народ колдунов.

Этому способствовала и общая ориентированность на пугавший славян лес, где финно-угры располагали собственные священные места, и то, что покорённый народ крестился с куда меньшим энтузиазмом. Возможно, свою роль сыграло то, что в религии финно-угров большую роль играли шаманы и мотив общения с духами, гораздо менее распространённые среди славян и до распространения христианства.

Среди саамов, или лопарей, шаманизм сохранился до сегодняшнего дня

Во всё той же «Повести временных лет» присутствует эпизод, в котором крещённый новгородец приходит к финно-угорскому «колдуну» с просьбой о гадании, и тот начинает биться в припадке и говорить, что «его боги не смеют прийти», пока новгородец не снимет крест и не отложит его в сторону, что тот и делает. После этого «бесы» возвращаются и говорят устами колдуна ответ на вопрос новгородца.

Для летописца этот эпизод важен, как назидание последующим поколениям, но исследователи отмечают, что Нестор, возможно, приводит одно из старейших описаний шаманского камлания, по крайней мере, на европейской территории России. Славяне, у которых аналога шаманов, судя по современным данным, не было и в дохристианскую эпоху, воспринимали этот финно-угорский институт не просто как языческих жрецов, а как самых настоящих колдунов. По крайней мере, ассоциация между финскими народами и колдовством сохранялась на всей территории России вплоть до 20 века.

Чудь под землю ушла Н. Рерих

Ещё один след исчезновения финно-угорских народов — легенды о «чуди белоглазой». Вообще словом «чудь» славяне называли многие северные народы, часто добавляя различные прилагательные, чтобы не спутать. Один из субэтносов карелов называли чудью олонецкой , прибалтийский народ эстов — чудью псковской, просто «чудью» уже в Российской Империи именовали вепсов, северный народ, сейчас насчитывающий несколько сотен представителей.

Но «чудь белоглазая» — племя выдуманное. И в славянском, и в собственном финно-угорском фольклоре так называли колдовской народ, якобы населявший север Европейской части России, и сбежавший от наступления русских либо под землю, либо за море.

Чудь подземная Н. Рерих

Истории о белоглазой чуди напоминают легенды, присутствовавшие во множестве культур, о древних народах, на смену которым пришли «настоящие» люди. В различных сказках и былинах, записанных уже в XX веке, утверждалось, что чудь была «чёрной», но с белыми глазами, невысокого роста, и что представители этого народа не знали очевидных для обычных людей вещей — например, не умели пользоваться серпами.

В то же время эпоха их власти над миром изображалась как «золотой век», в котором чудь жила, ни в чём не нуждаясь. Согласно легендам, всё закончилась, когда в своём «чёрном» хвойном лесу чудь увидели белую берёзу, предвещавшую приход славян. В страхе перед пришельцами чудь и сбежала в далёкие края или, в некоторых версиях, сражалась с новыми людьми, но проиграла.

Удивительно, что образ чуди ещё не растаскали по фэнтези и комиксам, как Туата де Данаан или эльфов

Некоторые романтически настроенные исследователи сравнивают легенды о «чуди» с ирландскими историями об ушедшем в холмы народе Туата де Данаан, хотя между ними есть важная разница: в российском фольклоре практически не зафиксирована мысль, что чудь до сих пор живёт где-то поблизости и регулярно вмешивается в человеческую жизнь.

Из империи в империю

Хотя многие финно-угорские народы, населявшие область древнейшего расселения славян, исчезли или находятся на грани исчезновения, как водь и вепсы, на территории России есть и довольно многочисленные финно-угорские этносы. Они были присоединены уже в эпоху Московской Руси и Русского царства, по мере того, как государство, меняя названия, век за веком продолжало экспансию на восток. Самая большая группа таких народов — поволжские финно-угры, к которым относятся марийцы, мокшане и эрзя. Но существуют ещё удмурты, ханты, манси и ряд других народов, расселённых по территории от Волги до Западной Сибири.

Первые контакты с ними начались очень рано: ещё в 10 веке князь Святослав, отец крестившего Русь князя Владимира заключил военный союз с поволжской мордвой. А по мере того, как сами русские систематически заселяли берега Волги, контактов становилось всё больше. В этом регионе центром общения славян и финно-угров также стал Новгород, но уже не Великий, а Нижний, основанный в 1221 году. При этом отношения были уже гораздо менее мирными.

Девочка в национальном костюме вепсов Я. Симонов

Собственно, Нижний Новгород основали как опорный пункт для защиты Владимирского княжества от финно-угорских набегов. Технологически развитые по тем временам и организованные в собственные «царства» и «княжества» мордвины, мокша и другие поволжские народы оказались способны потягаться со славянскими князьями.

Те, в свою очередь, и сами совершали набеги на некрещённых соседей. Отдельные конфликты происходили как между славянами и финно-уграми, так и внутри этих народов между отдельными правителями. Причём как русские, так и мордвинские князья часто привлекали к своим войнам чужеземцев.

Коллектив народных песен и танцев из деревни Курки (марийцы) Ф. Телков

Конец независимости поволжских финно-угров положило монгольское нашествие. За несколько десятилетий Батый и его последователи покорили все финно-угорские племена, не подчинённые ранее Русью. Хотя местные князья, как и русские, сохранили остатки суверенитета и даже продолжили вести собственные войны «внутри» единой империи, их государства существенно ослабли.

А после того, как Русь освободилась из-под власти Золотой Орды, московские князья и цари включили финно-угорские народы уже в состав своего государства. Ключевую роль в этом сыграл Иван Грозный, завоевавший казанское ханство, от которого к нему перешли и марийцы, и мордва, и удмурты.

Вступление Иоанна IV в Казань. П. Шамшин

Но для финно-угров такой переход знаменовал лишь смену одного далёкого правителя на другого. Высокие налоги, с которыми неславянский языческий народ столкнулся в составе русского царства, привели к тому, что они приняли деятельное участие в мятежах и конфликтах Смутного времени, выступая против центральной власти.

Для подавления волнений были построены новые города и крепости на покорённых территориях, куда переезжали жить русские с запада. Параллельно с этой колонизацией распространялись православные монастыри и проповедники, обращавшие финно-угров в христианство, иногда — насильно.

Впрочем, крещение вызвало не столько жёсткое неприятие, сколько молчаливое сопротивление: большая часть финно-угорских народов, фактически, исповедовали и сохранили до наших дней двоеверие, смешав праздники и догматы христианского учения с ритуалами и мифами предков. Двоеверие присутствует и у русских православных, к примеру, в празднике Масленицы или похоронных традициях, но у финно-угорских народов всё заходило гораздо дальше: они часто сохраняли почитание священных рощ и ритуалы в честь языческих богов, иногда отождествляя их с ангелами и святыми.

Современная община марийских язычников

Такое слияние принимало причудливые формы: уже в 18 веке мордовский крепостной крестьянин Кузьма Алексеев начал проповедовать, что близится время, когда Бог изменит весь мир, и все люди начнут говорить, молиться и вести себя на мордовский манер. В его воззрениях, христианские персонажи и христианская идея конца света переплелись с необходимостью соблюдать мордовские ритуалы.

Но наряду с двоеверием среди финно-угорских народов и сейчас есть группы, принадлежащие к дохристианским религиозным традициям. В отличие от неозычников, с разной степенью правдоподобия реконструирующих воззрения древних скандинавов, кельтов, греков или иных народов, или создающих собственные религиозные системы, речь идёт о традиции, непрерывно сохранявшейся на протяжении веков.

И хотя сейчас эти религии, пережившие гонения в Российской Империи и Советском Союзе, забываются, в Нижегородской области, Удмуртии, Мордовии, республике Марий-Эл и других областях всё ещё можно найти священные рощи, где проводят старинные ритуалы.

На территории России живёт множество финно-угорских народов, каждый — со своим языком, культурой, обычаями и традициями. Описать их все в одной статье невозможно, но можно упомянуть хотя бы некоторые, окружавшие Древнюю Русь и сохранившиеся до наших дней.

Карелы

Один из первых финно-угорских народов, столкнувшихся со славянами, карелы, в отличие от многих других племён, сохранили собственную идентичность и язык до наших дней. Они входили в состав Новгородской Руси, то теряя, то вновь обретая автономию, вместе с русскими воевали против шведов.

Во многом именно благодаря карелам у древних славян сложилось восприятие многих финно-угров, как загадочных обитателей лесов, языческих колдунов, владеющих секретами природы, недоступными славянам. Этому не мешало даже то, что карелы приняли христианство достаточно рано, в 13 веке, и к новому времени сохранили куда меньше элементов двоеверия, чем финно-угорские племена, обитавшие на Востоке.

Впрочем, карелы долгое время сохраняли собственную культуру и мифологию. Именно этим они привлекли внимание финского фольклориста Элиаса Лённрота в начале 19 века. На волне романтического стремления найти основу финской религии и культуры он собирал собственный финский национальный эпос, который занял бы такое же место, как «Илиада» и «Одиссея» у греков или Старшая и Младшая Эдды для скандинавов. Результат его трудов — «Калевала», многие песни которой Лёнорт записал именно в Карелии, а не на территории самой Финляндии.

Защита Сампо (иллюстрация к «Калевале») Аксели Галлен-Каллела

Он объяснял это тем, что культура его соплеменников слишком сильно изменилась под влиянием христианства, зато карелы всё ещё хранили языческие традиции, несмотря на то, что формально приняли христианство на несколько веков раньше. А результат его работы стал не только важным столпом финской и карельской культур, но текстом, который в последующие века помог хотя бы частично реконструировать религиозные воззрения многих других финно-угорских народов.

Мать Лемминкайнена Аксели Галлен-Каллела

Мордва

Мордва — крупнейший финно-угорский этнос России, к нему себя причисляет около 700 тысяч человек. Традиционно он разделяется на две группы, мокшан и эрзян. История этого народа хорошо иллюстрирует судьбы финно-угров. Их предки расселились в Поволжье, где постепенно сформировали собственные ранние феодальные царства, чьи правители носили титул инязоров и оцязоров, а позже — каназоров.

Впрочем, в современных текстах исторических лидеров мордвы чаще называют на русский манер: царями, князьями или заимствованным из татарского языка словом «мурзы». Отдельные княжества мокшан и эрзян воевали то с русскими князьями, то друг с другом ещё с конца 1 тысячелетия нашей эры. Но потом их государство попало под власть Золотой Орды, откуда вышло в составе Казанского ханства, которое, в свою очередь, целиком вошло в состав Русского царства.

В итоге мордва оказалась в ущемлённом положении. Часть их аристократии перешла в православие, сохранив своё положение, и быстро ассимилировалось в общем российском дворянстве так, что об их происхождении напоминали только фамилии вроде Казуровых или Мокшазаровых. А основная масса мордвин осталась в положении крестьян, причём многие стали крепостными.

На протяжении последующих веков мордва христианизировалось, и хотя новая религия соседствовало с местными обрядами и почитанием священных мест, значительная часть мордовской культуры оказалась утрачена. Зато в рамках христианизации русские проповедники создали основанный на кириллице мордовский алфавит, применяющийся до сих пор. Впрочем, грамотных людей среди мордовских крестьян было не больше, чем среди русских.

Но песни, сказки и легенды этого народа передавались из уст в уста пока, наконец, в 19 и 20 веке их не записали уже учёные-этнографы. Благодаря этому в 1994-ом российский финолог Александр Маркович Шаронов собрал единый эрзянский и мокшанский героический эпос — «Мастораву», центральное место в котором занимает царь Тюштян, легендарный оцязор мокшан и эрзян.

Нет никакого сомнения, что за долгие века мордовский фольклор сильно поменялся и подвергся сильнейшему русскому влиянию, вобрав в себя немало библейских и славянских сюжетов. Но сравнение «Масторавы» с другими эпическими циклами финно-угров, в частности, с фино-карельской «Калевалой» даёт надежду на то, что исследователям удалось хотя бы приблизительно воспроизвести верования и традиции древнего народа Поволжья.

Некоторые исследователи предполагают, что «Тюштян» первоначально было титулом, а не именем конкретного, пусть и легендарного, правителя

Марийцы

Ещё один поволжский этнос, марийцы отличаются от многих других финно-угорских народов непримиримостью, с которой они сопротивлялись российской власти и, особенно, распространению христианства. В то время как остальные народы относительно мирно присоединялись к Русскому Царству и участвовали скорее в общекрестьянских восстаниях и волнениях, марийцы с самого начала отличались удивительной последовательностью в защите собственной национальной идентичности и религии.

Их земли, как и территории мордвы, попали под власть Москвы вместе с другими территориями казанского ханства в 1552. И с 1552-го по 1585-ый марийцы подняли три крупных восстания — так называемые Черемисские войны, в честь старого названия этого народа — черемисы.

Арест Мамич-Бердея (предводителя восставших в Первой Черемисской войне и народного героя марийцев) Г. Тайгильдин

К их выступлениям присоединялись многие другие народы, жившие на покорённых территориях, как татары, так и финно-угры, но главной движущей силой выступали именно марийцы. При этом восстания, особенно второе, во многом было вдохновлены картами — марийскими жрецами, недовольными перспективой насильственного обращения в православие.

А. Григорьев

Выступления были подавлены как грубой силой, так и дипломатией, а мятежников надолго ограничили в правах. Вплоть до 19 века марийцам запрещали заниматься кузнечным делом и селиться в городах, а также выселили с берегов крупных рек. Возможно, именно это помогло многим из них сохранить собственную религию, упорно отказываясь переходить в христианство.

Сейчас именно они выступают важным источником информации, позволяющим понять, как выглядели древние ритуалы поволжских финно-угорских народов: церемонии в священных рощах, поклонения предкам и жертвоприношения животных. Из-за этого марийцев иногда называют «последними язычниками Европы».

Уральские марийцы. Народный костюм Ф. Телков

Коми-пермяки

Сравнительно небольшой народ, насчитывающий меньше 100 тысяч представителей Коми-пермяки — едва ли не единственный из финно-угорский народ в России, научившийся «продавать» собственную культуру. А конкретно, эстетику, вдохновлённую так называемым «пермским звериным стилем», традицией орнаментальных бронзовых украшений, сформировавшейся на территории современного пермского края и соседних регионов в 8 веке.

Необычные украшения, изображающие людей, животных, а также их гибридов, из которых наиболее известен человек с лосиной головой, отражают мифологию древних угро-финских народов. Косвенным подтверждением этому служит то, что персонажи, напоминающие существ с украшений, присутствуют в фольклорах коми, хантов, манси и удмуртов. Таким образом, украшения служат одним из свидетельств наличия у древних финно-угров шаманской традиции, в рамках которой люди обретали животных духов-покровителей и сближались с ними.

Пермские сувениры, отсылающие к звериному стилю

К несчастью, культура, породившая «звериный стиль» не оставила после себя никаких записей — только причудливые украшения, изготовление которых прекратилось в 12 веке, задолго до того, как эти регионы подпали под власть Руси. Но в 20-ом веке пермяцкие энтузиасты смогли найти и продвинуть «звериный стиль», превратив его в один из символов Перми.

Пермский звериный стиль. Экспонаты из коллекции Эрмитажа

История угро-финских народов полна несправедливости, которая проявляется и в том, что о них очень часто забывают. Сравнительно немногочисленные, не составляющие большинства даже в «именных» регионах, они легко теряются среди других народов.

Из-за этого забывается и их прошлое, их государства, их религия, которые, помимо всего прочего, могли бы сделать наш общий мир интереснее и богаче. Чтобы как-то противостоять этому, вспомним фильмы, книги и видеоигры, продвигающие те или иные элементы финно-угорского наследия.

«Небесные Жёны Луговых Мари» и «Овсянки»

Два драматических художественных фильма режиссёра Алексея Федорченко, экранизаций одноимённых произведений писателя Дениса Осокина. События картин разворачиваются в Поволжье, и плотно укоренены в финно-угорской культуре.

Главные герои «Овсянок» относят себя к народу меря, в реальности не сохранившемуся до наших дней, и пытаются жить в соответствии с их ритуалами, полностью выдуманными режиссёром и сценаристом. Сюжет фильма рассказывает о похоронах жены одного из героев, которую тот, вместе с лучшим другом, пытается проводить в последний путь так, как положено по мерянской традиции.

«Овсянки»

В свою очередь, «Небесные жёны луговых мари» уже опираются на реальный фольклор одной из ветвей марийского народа, и снят целиком на марийском языке. Это сборник из 22 отдельных рассказов о марийках, некоторые истории — продолжительностью не более минуты. Каждая из них раскрывает те или иные стороны марийского фольклора, быта и мировоззрения в том виде, в котором они сохранились до конца 20-го века.

Характерно, что оба фильма для русского зрителя, по сути, продолжают старую традицию восприятия финно-угров и, особенно, марийцев, как колдунов и язычников, которые хранят близость к природе и не выходят из дома без амулета от нечистой силы.

«Небесные Жёны Луговых Мари»

Этнофутуризм

Конец 20-го века стал периодом возрождения культуры финно-угорских народов, а также осознания ими собственного единства. Проводились международные конгрессы, объединявшие учёных, деятелей искусства, активистов и политиков из Венгрии, Эстонии, Финляндии, Швеции и множества регионов России. Независимые государства поддерживали культурные проекты финно-угорских меньшинств внутри соседних стран. И частью этого процесса стало появление в Эстонии движения этнофутуристов.

Юю Лисовский

В основе их идеологии лежит стремление сохранить культуру и языки малых народов, вербальные и визуальные, не уходя в архаику и отрицание современности, а, наоборот, используя новые технологии. Так, важную роль поздние теоретики этнофутуризма уделяют Интернету: лишённая иерархий и границ глобальная Сеть впервые позволила представителям финно-угорских народов на территориях от Западной Сибири до Центральной Европы легко общаться друг с другом, обмениваться произведениями искусства и находить параллели в собственных культурах.

«Солнце, рождающее жизнь» Г. Фомиряков

С годами к этому утопическому начинанию подключились и другие языковые группы, например, тюркские народы. Но зародился этнофутуризм именно в финно-угорской среде, у народа, веками защищавшего если не политическую независимость, то культурную идентичность от многочисленных могущественных соседей.

Родоначальники этого направления — эстонские писатели и поэты, чьи книги, к несчастью, не переводились на русский язык. Но в России есть свои авторы, пишущие на финно-угорских языках, а также ряд художников, переосмысляющих традиционные стили и сюжеты финно-угорских народов. К ним относятся Измаил Ефимов, Павел Микушев, Сергей Уваров, Юрий Лисовский и многие другие.

П. Микушев

Silent Woo Goore

Музыкальная группа из Ижевска, основанная в 2008-ом году, и поющая на удмуртском языке. Многие их тексты — народные удмуртские песни, хотя есть и оригинальные произведения. При этом в своём музыкальном стиле Silent Woo Goore не пытаются косить «под старину», используя современные инструменты и приёмы. Так что их творчество прекасно укладывается в концепцию всё того же этнофутуризма: использование и сохранение традиционного языка с помощью новых технологий.

Группа выпустила два альбома, а также представляла Россию, или, точнее, Удмуртию, на конкурсе Liet International-2011, где заняла второе место. Этот фестиваль, иногда называющийся «Евровидением малых народов», призван поспособствовать интересу к региональным диалектам и небольшим языкам. Silent Woo Goore — не единственные удмуртские музыканты, принимавшие в нём участие. В 2012-ом на фестивале выступала группа IB&4CP, а в 2017-ом — певец Павел Александров, но повторить успех SWG у них не получилось.

Человеколось

Видеоигра от Пермской студии Morteshka в своё время многими воспринималось как «русский ответ» Limbo. Но на самом деле сравнивать её стоит скорее с Never Alone, игрой о мифологии коренных народов Аляски. Дизайн локаций, персонажей и монстров «Человеколося» основан на «пермском зверином стиле», а сюжет игра пересказывает основные мифы коми-пермяков и соседних финно-угорских народов: саамов, манси и коми-зырян.

Главный герой, собственно, Человеколось, шаман и один из семи сыновей верховного бога Ена, отправляется исправить ошибку отца. Во время охоты Ен убил Шестиногого Лося, носившего в рогах Солнце-Гонди, и светило рухнуло в подземный мир, откуда его огонь необходимо забрать и вернуть на небо.

К счастью, Человеколось, будучи шаманом, способен перемещаться между мирами. В ходе путешествия в подземный мир протагонисту предстояло столкнуться с целым рядом персонажей мифологии коми. Например, с чудовищным медведем Ошом или пауком Черанью, который в легендах переносил души мертвецов в мир мёртвых, а в игре выступил в качестве одного из боссов.

Чтобы отразить специфику материала разработчики ввели в игру механику перемещения между мирами. В любой момент Человеколось способен выйти из материального мира в царство духов и обратно, слегка изменив ситуацию на экране. К примеру, некоторые платформы существуют только в одном царстве, а кажущиеся непреодолимыми камни в мире духов следуют за главным героем, благодаря чему их удаётся переставить в нужное место.

Хотя это не столь интересная механика, как совместная работа с духом-помощником из Never Alone, она хорошо раскрывает особенности мифологического мышления древних коми-пермяков, и даёт повод показать игроку множество ярких образов, вдохновлённых древними украшениями.

Финно-угорские и славянские народы жили в одном государстве больше тысячи лет. И поэтому так обидно, что сейчас даже фильмы, игры и книги, обращающиеся к седой древности или экспериментирующие в жанре славянского фэнтези, находят место для викингов, степняков, византийцев, татар, но зачастую игнорируют мордву, марийцев, чудь и другие народы этой группы.

А это не просто несправедливо, но ещё и очень глупо: уникальная финно-угорская культура, мифология и непростая история их взаимоотношений с окружающими народами полна яркими, красивыми или пугающими образами и сюжетами, которые могли бы разнообразить искусство, в том числе — и видеоигры.

Иллюстрация к Калевале Т. Юфа

Финно-угорские народы | это… Что такое Финно-угорские народы?

Финно-угорские народы (фи́нно-у́гры) — группа народов, говорящих на финно-угорских языках, живущих чересполосно в Западной Сибири, Центральной, Северной и Восточной Европе.

Содержание

  • 1 Классификация и численность
    • 1. 1 Финно-пермская группа
      • 1.1.1 Прибалтийско-финская подгруппа
      • 1.1.2 Саамская подгруппа
      • 1.1.3 Волжско-финская подгруппа
      • 1.1.4 Пермская подгруппа
    • 1.2 Угорская группа
      • 1.2.1 Дунайская подгруппа
      • 1.2.2 Обская подгруппа
  • 2 Археология
  • 3 Генетика
  • 4 Примечания
  • 5 Ссылки

Классификация и численность

Карта финно-угорских племён до прихода славян и миграции венгров

Финно-угорские народы разделены на две группы: финскую и угорскую.

Общую численность финно-угорских народов оценивают в 25 миллионов человек. Из них венгров около 14 миллионов, финнов 5 миллионов, эстонцев около 1 миллиона, мордвы 843 тысячи, удмуртов 637 тысяч, марийцев 604 тысячи.

Финно-пермская группа

Прибалтийско-финская подгруппа

Основная статья: Прибалтийско-финские народы

  • Финны (суоми) — 6 000 000: 4 800 000 — в Финляндии, 300 000 — в Швеции, 300 000 чел — в США.
  • Эстонцы — 1 050 000: 920 000 — в Эстонии (2009), 28 113 — в России (2002), 25 509 — в Швеции (2007), 25 000 — США (2000), 22 509 — в Финляндии (2008).
    • Сету — 10 000: 10 000 — в Эстонии, 214 — в России (2010).
  • Карелы — 120 000: 93 344 — в России (2002), 20 000 — в Финляндии.
  • Вепсы — 8 240 человек в России (2002).
  • Ижорцы — 700 человек: 327 человек — в России (2002).
  • Ливы — 250—400 человек (в Латвии).
  • Водь — 100 человек: 73 — в России (2002).
Саамская подгруппа
  • Саамы — 30 000—70 000: 40 000 — в Норвегии, 20 000 — в Швеции, 6 500 — в Финляндии, 1,8 тысяч человек — в России (2010).
Волжско-финская подгруппа
  • Мордва — 744 237 в России (2010)
    • Мокшане — 49 624 в России (2002)
    • Эрзяне — 84 407 в России (2002)
  • Марийцы — 547 605 в России (2010)
Пермская подгруппа
  • Удмурты — 636 906 в России (2002).
  • Бесермяне — 3 122 в России (2002).
  • Коми-зыряне — 293 406 в России (2002).
    • Коми-ижемцы — 15 607 в России (2002).
  • Коми-пермяки — 125 235 в России (2002).
    • Коми-язьвинцы — 5 000 в России.

Угорская группа

Дунайская подгруппа
  • Венгры — 14 500 000: 9 416 015 — в Венгрии (2001), 1 563 081 — в США (2006), 1 433 073 — в Румынии (2001), 520 528 — в Словакии (2001), 315 510 — в Канаде (2006), 293 299 — в Сербии (2002), 156 600 — на Украине (2001).
    • Секеи
    • Чангоши
    • Мадьярабы
    • Ясы (средневековый аланский народ, ассимилированный венграми)
Обская подгруппа
  • Ханты — 28 678 человек в России (2002).
  • Манси — 11 432 человек в России (2002).

Археология

  • Черкаскульская культура — культура бронзового века на юге Урала и Западной Сибири
  • Межовская культура — культура бронзового века в Зауралье и Западной Сибири
  • Ананьинская культура — культура железного века в Среднем Поволжье
  • Пьяноборская культура — культура железного века в Поволжье и Приуралье
  • Бахмутинская культура — культура железного века на Южном Урале и Прикамье
  • Дьяковская культура — культура железного века в Центральной России
  • Караякуповская культура — культура железного века на Южном Урале
  • Кушнаренковская культура — культура железного века на Южном Урале
  • Мазунинская культура — культура железного века в Прикамье и на нижнем течении реки Белой
  • Саргатская культура — культура железного века в Западной Сибири

Генетика

Согласно новейшим генетическим данным, прибалтийская группа мигрировала из Южной Сибири в Европу порядка 10 тысяч лет назад и составила ядро прибалтийских финнов. Волжские и камские финны прибыли в Восточную Европу лишь 4 тысячи лет назад. Вопрос о саамской подгруппе остаётся открытым, так как несмотря на родственность языков имеются очень существенные различия в этногенезе (саамы — генетические палеоевропейцы с некоторым азиатским вкраплением, финские племена имеют от одной до двух третей азиатское (забайкальское) происхождение по отцовской линии)[1].

Примечания

  1. (2007) «Y-chromosome haplogroup N dispersals from south Siberia to Europe». Journal of Human Genetics 52 (9): 763. DOI:10.1007/s10038-007-0179-5. PMID 17703276.

Ссылки

  • Народы России. Глубинка. Финно-угры
  • Финно-угорская социальная сеть «Уралистика»
  • Финно-угорский культурный центр Российской Федерации
  • Независимый финно-угорский портал
  • Международный консультативный комитет финно-угорских народов
  • «Учреждение Фенно-Угриа»
  • Информационный центр финно-угорских народов
  • Финно-угорский мир
  • Страна Биармия. Карта расселения финно-угорских народов в настоящее время

Древнее племя финно-угров: анализ происхождения ДНК

Где живут финно-угры?

На территории России широко распространено большинство финно-угорских этносов, преимущественно малочисленных и микроэтнических. Они относятся к макрогруппировке уральских народов. Сегодня в России проживает всего 12 финно-угорских народов, из них 10 в европейской части и 2 в Западной Сибири.
Наиболее густонаселенные финно-угорские общины проживают за пределами России, а именно венгры (14,5 млн), финны (5,1 млн) и эстонцы (1,1 млн) в своих государствах. Другие представляют собой этнические группы среднего размера, такие как саамы (саамы) с численностью от 60 000 до 100 000 человек, или небольшие народы, такие как селькупены с 3 600, осы с 12 000 или ишорцы с 300 членами.


Заказать анализ моего происхождения
от 179 евро

Кто предки финно-угров?

Предков уральцев (финно-угров и самодийцев) можно связать с коренным населением всего севера Восточной Европы, включая Поволжье и Приуралье. Уральское влияние достигает Сибири, и даже среди юкагири на северо-востоке Евразии есть признаки культурных и языковых контактов. Вероятно, существовала преемственность уральского населения на значительных территориях северной Евразии, начиная с культур неолита (3-е тысячелетие до н.э.). Есть также признаки иммиграции, перекрытия и культурного влияния из евразийских степей. Крестьянские культуры южных уральцев Европы распространились на север за счет охотничье-собирательской, оленеводческой и рыболовецкой культур северных уральцев (предков саамов и самоедов).

Финно-угорские народы расселились в 6-4 тыс. до н.э. вокруг Уральских гор, главным образом с их восточной стороны, и р. Обь. Отдельные группы отправились в путь между 4000 и 3000 г. до н.э. в восточном и западном направлении. Угорскую ветвь финно-угорской языковой семьи составляют языки двух угорских народов ханты (восточные яки) и манси (вогулы), а также венгерский (мадьяр). После распада финно-угорской общности угорская ветвь двинулась из своего западно-сибирского ареала расселения в юго-юго-восточном направлении.

Что такое Уральские народы?

Уральские этнические группы современности представляют собой остатки изначально более широкого населения. Особенно в контакте с русскими многие уральцы аккультурировались и языково ассимилировались.

Около 10 000 лет уральцы находились в контакте с индоевропейским населением.

Исконная родина уральцев разыскивается в Поволжье и его притоках на основе лингвоисторических критериев. Современные археологические и генетические исследования человека дали результаты, подтверждающие эту гипотезу. Антропологически уральцы родственны монгольскому населению. Уральский геномный профиль лучше всего сохранился в семенах Северной Европы, более 45% генов которых все еще имеют уральское происхождение. В генетическом профиле других народов сохранилось гораздо меньше генетических следов, указывающих на уральское происхождение. У финнов доля уральских генов едва достигает 20%. Человеческая генетическая история уральских популяций — это история их деурализации и постепенной индогерманизации.

Какова история финнов?

Этногенез

Пришедшие с Уральских гор финно-пермские или протофинские народы расселились с 3-го тысячелетия до н.э. через северо-восточную Европу в Скандинавию и Прибалтику, что сопровождалось их разделением или постепенным обособлением. Поволжские финны двинулись на юго-запад. Затем семена и балтийские плавники разошлись. Последние, в свою очередь, разделились на предков финнов и эстонцев.

Где-то между рождением Христа и 700 годами финские племена вторглись в южную и западную Финляндию. Саамские кочевники (оленеводы) впоследствии были вытеснены на север финскими земледельцами. Предположительно по суше через Карельский перешеек финское племя тавастов попало в Среднюю Финляндию, а частично по морю через Финский залив «настоящие финны» пришли из Эстонии в юго-западную Финляндию. Карелы, следовавшие за тавастами несколько более северным путем, обосновались в юго-восточной Финляндии.

Современный финский народ возник только в позднем Средневековье и в Новое время, поскольку Финляндия, в отличие от Дании, Швеции и Норвегии, не пережила раннее имперское объединение под национальным королевством. Различия в региональном образе жизни и менталитете заметны и сегодня. До 1809 года Финляндия входила в состав Королевства Швеция. Между 1809 и 1917 годами Финляндия была автономным Великим княжеством в составе царской империи; русский царь носил титул великого князя. В то время население Финляндии также переживало свое «национальное пробуждение». Национально-финское освободительное движение в соревновании с финно-шведами определяло общественное развитие до второй половины XIX в.век. В результате борьбы за независимость в 1917/18 Финляндия обрела государственный суверенитет.

Язык

Финский — один из финских языков Балтийского моря. Внутри этой ветви уральской языковой семьи он более близок к карельскому и эстонскому языкам. Благодаря своим контактам с соседними языками финский язык оказал большое влияние на его словарный запас, фонетическую систему и грамматические структуры со времен средневековья.

Генетика

В геномном профиле финского населения все еще можно идентифицировать части генофонда уралидов. Это около 20% финского генетического профиля. Этногенез финского населения характеризуется непрерывной индоевропеизацией. Благодаря этому процессу этнического смешения доля европейских генов увеличилась до 80%. Эти геномные диспропорции являются одной из причин, почему финны выглядят как скандинавы, а не как типичные уралиды, т.е. Мари или Мансен. Однако в телосложении некоторых финнов есть черты, указывающие на их уралидское наследие, например. небольшой размер в соотношении с коренастостью.

Какова история эстонцев?

Эстонцы относятся этнически не к балтам, а вместе с саамами и финнами к финно-угорским народам. Тем не менее, Эстония географически считается частью Прибалтики.

Группы финно-угорских племен поселились в центральной части Эстонии еще в V тысячелетии до н.э. В течение 3-го тысячелетия до нашей эры балтийские финны с региональной спецификой в ​​культуре и языке приобрели свое лицо. Во 2-м тысячелетии до н.э. развивались контакты между прибалтийскими финнами на севере и балтийскими племенными группами на юге. В течение 1-го тысячелетия до н.э. сформировалась эстонская этническая группа. С середины I тыс. н.э. эстонцы контактировали с восточными славянами, позднее главным образом с русскими.

Долгое время в своей политической истории эстонцы находились в зависимости от других государств. В период царско-российской и советской власти эстонская община находилась под сильным аккультурационным давлением, которое оставило свои языковые следы в переходе языка на русский у определенных групп населения и в двуязычии современности. Эстонский язык был написан с 17 века. Тесные отношения с родственными в культурном и языковом отношении соседями, финнами, особенно с XIX в.века, укрепили самооценку эстонцев и стимулировали развитие эстонской идентичности и языка.

Какова история венгров (мадьяр)?

Венгерский язык является одним из основных языков финно-угорской ветви и относится к группе угорских языков. Около 3000 лет венгерский язык развивался отдельно от других финно-угорских языков. Согласно господствующей теории, венгры произошли от кочевого народа, чья «изначальная родина» находится на Урале. Венгерские племенные группы двинулись с турецкими волжскими болгарами в VII веке через русские степи на запад, на Паннонскую равнину. Однако основной захват земель венграми произошел только в 89 г.6, когда в Карпатский бассейн пробились в общей сложности 7 племен венгров. Аварцы и Славяне, жившие там в то время, быстро ассимилировались в последующий период. Однако эта теория преемственности была повторена и до сих пор подвергается сомнению.

По мнению академического большинства, об этническом единстве венгров (мадьяр) в сегодняшнем понимании можно было говорить только после венгерского захвата земель в Карпатском бассейне, так как их племенная конфедерация лишь недавно образовалась из групп разного происхождения . Следовательно, финно-угорские протомадьяры, происходящие из Уральского региона, являются лишь одним из элементов, из которых сформировались более поздние венгры. После поражения венгров в битве при Лехфельде в 9 г.55 г. они ушли с территории современной Австрии (кроме современного Бургенланда) и поселились на территории современной западной Венгрии. Постепенно кочевой венгерский народ оседл. С последней четверти 10 века и далее венгры были обращены в христианство при князе Гезе и при Стефане I. Последний считается первым королем Венгерского королевства, основанного в 1000 году.

С 12 века венгерский язык пишется латиницей.

Генетические коренные народы по iGENEA

евреи викинги кельты германские племена баски показать все древние племена

Так работает анализ происхождения ДНК

Образца слизи достаточно, чтобы получить образец вашей ДНК. Взятие образца является простым и безболезненным и может быть сделано в домашних условиях. Отправьте образцы с конвертом, входящим в комплект для отбора проб.

Заказать анализ iGENEA Origins

Заказать анализ my origin
от 179 евро

С Днем финно-угров.

Суббота, 17 октября 2020 года, отмечается… | Адам Ранг | Журнал «Эстонские сауны»

Руководитель soome-ugri päeva!
Hyvää sukukansojen päivää!

Это «С Днем финно-угорского народа» на эстонском и финском языках. Есть еще много финно-угорских языков, на которых можно это сказать, но мы не знаем, как — извините. Дайте нам знать об этом в комментариях.

Финно-угорские народы являются коренными жителями Европы, они жили здесь около 10 000 лет с момента окончания последнего ледникового периода, до прихода большинства других европейских групп. Однако стоит отметить, что разные финно-угорские народы объединяет язык и культура, а не этническая принадлежность.

Их судьба за последние десять тысячелетий была… проще говоря, смешанной.

Они уже не составляют большинство в Центральной и Восточной Европе, как это было когда-то, теперь они живут как относительное меньшинство на континенте, где 25 миллионов носителей финно-угорских языков живут сегодня в основном на северо-востоке. И это число сокращается.

Однако финно-угорская культура удивительным образом повлияла на мир — от саун до новогодних елок.

Что еще более важно, три финно-угорских народа теперь имеют свои собственные независимые государства — Финляндия, Эстония и Венгрия — в то время как многие другие пользуются различной степенью региональной автономии или официального признания в северных и балтийских регионах и России. У саамов, например, три парламента и три президента — по одному в Швеции, Норвегии и Финляндии. Они также проводят кампанию за саамский парламент в России.

Я думаю, справедливо будет сказать, что быть частью финно-угорской семьи здесь, в Эстонии, гораздо важнее, чем в Финляндии, и, конечно, больше, чем в Венгрии. Признание голосов малых национальных народов является ключевой причиной существования Дня финно-угорских народов, и это особенно важно для Эстонии.

Эстония — финно-угорское государство с наименьшим населением, хотя, что интересно, в России проживает в два раза больше финно-угорских народов.

Кроме того, Эстония была незаконно оккупирована Советским Союзом на протяжении половины прошлого века. Советский Союз отказывался признавать существование финно-угорских народов, предпочитая всех валить в простые национальные категории народов, благополучно слившихся в один союз (якобы).

Одним из тех, кто самым непосредственным образом оспаривал это повествование, был эстонский историк по имени Леннарт Мери, который путешествовал в глубь России, чтобы задокументировать финно-угорские культуры, и время от времени ему приходилось провозить свои кадры мимо коммунистических чиновников. Сказать, что его работу оценили здесь, в Эстонии, значит ничего не сказать.

Мери стал президентом после восстановления независимости Эстонии и остается одним из самых почитаемых эстонцев всех времен.

Третьи выходные октября отмечаются во всем финно-угорском мире как «Дни финно-угров» с 1930 с.

Однако в 2011 году Эстония также изменила свой закон, чтобы официально объявить субботу финно-угорским днем. Как день национального значения, это также официальный день флага, когда всем предлагается поднять свои флаги над своими домами. Вот наши поднимаются сегодня утром.

Финно-угорская идентичность в основном коренится в языке, что дает им общее мировоззрение и связанную с ним культуру.

Несмотря на то, что в лексике и грамматике есть много общего, эти языки на самом деле не в значительной степени взаимно понятны, хотя многие эстонцы выучили финский язык, игнорируя советскую цензуру и тайно настраиваясь на финское телевидение и радио во время оккупации.

Однако это взаимное мировоззрение важно. Языки формируют то, как мы видим окружающий мир. И финно-угорские языки сильно отличаются от других европейских языков.

Я регулярно работаю с переводчиками английского и эстонского языков, но мы никогда не переводим тексты близко к слову. Задача переводчика всегда состоит в том, чтобы передать одну и ту же информацию, но интерпретировать ее так, чтобы это было более приемлемо с точки зрения культуры. Например, мой английский почерк всегда звучит слишком драматично для эстонского уха!

Важно отметить, что финно-угорские языки гораздо больше почитают мир природы, животных, с которыми мы живем, и космос за его пределами.

Эта статья лучше объясняет образ мышления финно-угров:

Это своеобразное построение их языков повлияло на умонастроение финно-угорских народов, а также на то, как они воспринимают окружающий мир. Это способствует взаимопониманию между финно-угорскими народами.

В то же время специфически бореальное мироощущение финно-угорских народов обогащает мировую культуру своим уникальным способом мышления. В отличие от индоевропейцев, люди, мыслящие на финно-угорских языках, например, склонны рассматривать природу не как объект, а скорее как партнера для выживания. Не являются агрессивными и культуры большинства финно-угорских народов — на протяжении всей истории финно-угры пытались приспособиться к новым соседям, пока им не пришлось мигрировать, чтобы сохранить свою идентичность.

Пока я пишу это здесь, в Эстонии, надо мной происходит ежегодная большая миграция птиц с их арктических гнездовий. Итак, вот интересный факт. Млечный Путь играет важную роль в финно-угорской мифологии и упоминается как путь птиц. Лишь относительно недавно ученые поняли, что в этом древнем поверье о том, как птицы ориентируются, есть доля правды. Эти птицы действительно плывут по звездам.

Мировоззрение финно-угров оказало положительное влияние на мир, а их культурные традиции были адаптированы людьми во всем мире так, как многие люди, использующие их, могут даже не осознавать. Двумя наиболее яркими примерами являются Рождество и сауна.

Многие рождественские традиции основаны на празднике зимнего солнцестояния финно-угорских народов, которые затем были адаптированы христианами. Даже первую рождественскую елку в Эстонии поставили немецкие купцы, адаптировавшие местные языческие традиции. (Хотя наши латвийские соседи утверждают то же самое).

И, несмотря на то, что многие культуры по всему миру имеют древние традиции парения в сауне, баня в том виде, в каком она известна большинству людей сегодня, уходит своими корнями в культурные обычаи финно-угорских народов. В первую очередь это заслуга финнов, конечно. Их долгий период независимости и великая миграция финских народов, особенно в район Великих озер Америки, помогли популяризировать их сауну во всем мире.

Все больше людей теперь узнают о наследии и опыте эстонской сауны, особенно благодаря современному дизайну эстонской сауны, который становится все более популярным во всем мире. Мы экспортируем печи HUUM эстонского производства, в том числе и в США, поэтому нам часто бывает полезно объяснять за границей, что Эстония — любящая сауну «финская» или «финно-угорская» нация, как и финны.

Сауна — это saun на эстонском языке, хотя у нас есть и более мелкие диалекты, в том числе выру, где находится большинство наших бань по-черному и где они занесены в список нематериального культурного наследия человечества ЮНЕСКО. На выруском языке сауна — это 9.0074 sann и сауна по-черному savvusanna , что на самом деле ближе к финскому.

Что касается взгляда на мир по-другому через языки, стоит отметить, что saun или sann — это не просто горячая комната, как это обычно понимают в английском языке. Это целое здание и традиция. У нас есть отдельное слово для горячей комнаты: leiliruum . Общение в eesruum (предварительная комната) или уборка в pesuruum – не менее важная часть сауны.

Во всех финно-угорских языках есть слово, обозначающее пар, образующийся при выливании воды на раскаленный камень в сауне. И это особенное слово. Во всех финно-угорских языках оно происходит от более древнего слова, означающего «дух» или «дыхание», самой сути того, что значит быть живым. На эстонском это слово leil . По-фински это löyly .

Поскольку все больше людей ищут настоящую сауну, мы решили попробовать и получить слово leil на английский язык как самое первое эстонское слово, вошедшее в обиход во всем мире. Чтобы немного повеселиться, мы даже сделали эти футболки и толстовки, если вы хотите нам помочь.

Тот факт, что мы все еще можем наслаждаться этими древними финно-угорскими традициями в наших независимых государствах, а также делиться ими вместе с нашим языком с большим количеством людей во всем мире, действительно заслуживает похвалы.

Итак, всех финно-угорских народов, где бы вы ни находились, с Днем финно-угров.

Этот блог эстонских саун ведется Анни и Адамом. Мы экспортируем дизайн, технологии и культуру эстонских саун по адресу EstonianSaunas.com .

Вы можете следить за нашими приключениями на Instagram , Facebook , YouTube и Twitter . У нас также есть группа Facebook для строителей и исследователей саун .

Вы также можете связаться с нами по телефону [email protected] .

Геополитические страхи Кремля разделяют финно-угорские народы

Участники VIII Всемирного конгресса финно-угорских народов в этом году. (Источник: VIII Всемирный конгресс финно-угорских народов, Facebook)

Восьмое заседание Всемирного конгресса финно-угорских народов состоялось в Тарту, Эстония, 16–18 июня. Эти конгрессы, которые проводятся в разных городах каждые четыре года, также являются политическими саммитами, на которых обычно присутствуют президенты трех стран мира с финно-угорским большинством — Финляндии, Эстонии и Венгрии, — а также Российской Федерации, в которую входят пять финно-угорские национальные республики (Карелия, Коми, Удмуртия, Марий Эл и Мордовия) и титульный финно-угорский автономный округ (Ханты-Мансийский автономный округ-Югра). Носители финно-угорской языковой семьи в совокупности являются третьей по численности группой в России после носителей славянских и тюркских языков.

В 2019 г. во время визита в Москву президент Эстонии Керсти Кальюлайд пригласила Владимира Путина на очередной финно-угорский конгресс в Тарту (Estonian World, 16 октября 2019 г.). Тогда это мероприятие было запланировано на 2020 год, но из-за пандемии COVID-19 было перенесено на 2021 год.

Ответ Путина на приглашение публично не оглашался в течение двух лет. Ответ пришел внезапно и с неожиданной резкостью в апреле 2021 года, когда Ассоциация финно-угорских народов России заявила об отказе от участия в Конгрессе. Более того, группа поставила под сомнение необходимость проведения подобных всемирных конгрессов в будущем (9).0203 Афунрф.ру , 24 апреля).

Следует отметить, что эта «Ассоциация» является не реальным народным движением, а поддерживаемой государством бюрократической структурой. Его председателем является Петр Тултаев, член правящей партии «Единая Россия», назначенный мэром Саранска, столицы Республики Мордовия. (Мэры городов не избираются прямым голосованием в России.) Этнически он является представителем финно-угорского народа мокши; но политически он является ярым сторонником политики президента Путина, в консультативном совете которого он входит.

В своем заявлении российские «официальные финно-угры» обвинили Финляндию, Эстонию и Венгрию в стремлении «покровительствовать и контролировать» финно-угорское движение, а сами всемирные конгрессы назвали «инструментом вмешательства во внутренние дела Российская Федерация.» Словом, Кремль пытается разорвать прямое трансграничное общение родственных народов, поставить эти национальности в зависимость от геополитических интересов Москвы.

Наталья Антонова, делегат Всемирного конгресса финно-угорских народов этого года от Республики Карелия и давний участник карельского этнокультурного движения, попыталась опровергнуть обвинения в том, что европейские финно-угорские народы стремятся занять «командирское» положение. «В нашем международном движении никто никого не приказывает и не наставляет, а поддерживает и делится накопленным опытом», — сказала она в недавнем интервью (9).0203 Stolicaonego.ru , 31 мая).

Как стало ясно из интервью Антоновой, официальное заявление Ассоциации финно-угорских народов России против всемирных конгрессов не было согласовано с самими народами. Их представителей в России просто «информировали» постфактум. Антонова утверждает, что узнала об этом только после прочтения обращения в Интернете ( Stolicaonego.ru , 31 мая). Это типичная практика кремлевских чиновников. Весьма характерно и то, что эти чиновники, обвиняя, с одной стороны, европейские финно-угорские движения в стремлении «командовать» своими российскими коллегами, сами приказывают активистам из различных финно-угорских республик России не участвовать в Тартуской конференции. Конгресс.

Тем не менее, Антонова заявила, что вместе с карельскими коллегами планирует принять активное участие в работе Конгресса, правда, в онлайн-формате, что и предусмотрели организаторы, учитывая сохраняющиеся сложности с пересечением границы. На Конгрессе их задачей было доложить, что многие финно-угорские языки в России фактически находятся на грани исчезновения. Эксперты ЮНЕСКО подтверждают этот факт: как сообщается, все финно-угорские языки в России находятся под угрозой в разной степени — от «определенно» до «критически» (Unesco.org, 2010).

На самом деле вымирание финно-угорских языков в стране ускорено целенаправленной политикой Кремля в этом отношении. И протесты против этой ситуации иногда принимают самые трагические формы, например акт самосожжения удмуртского ученого Альберта Разина в 2019 г. (Регион.Эксперт, 20 сентября 2019 г.).

В Конституции Российской Федерации все национальные республики, в том числе финно-угорские, именуются «государствами». Но это определение следует взять в кавычки — как и слово «Федерация». Эти «государства» внутри России не могут принимать какие-либо местные законы, которые действительно защищали бы их политические, экономические или культурные права. А тех, кто настаивает на таком рискованном шаге, обвиняют в «экстремизме» и «сепаратизме» — уголовном преступлении с 2014 года (см. «Комментарии» от 4 апреля 2017 г.).

Нынешняя борьба Кремля с внутренними «иностранными агентами» (см. ЭДМ, 28 мая 2015 г., 2 декабря 2020 г., 4 февраля 2021 г.) превращает российские финно-угорские движения в жертв этого подавления. Эти движения носят трансграничный характер, и они не могут быть просто замкнутыми, как им внушают представители Ассоциации финно-угорских народов России. Кроме того, благодаря своим органичным международным связям они гораздо менее подвержены антизападной пропаганде, заполонившей почти все российские СМИ.

Но растущий психологический антагонизм по отношению к Западу (см. EDM , 26 мая) заставляет Путина противостоять международной сетевой природе финно-угорских народов. Их не может контролировать кремлевская «вертикаль власти». Не затрагивает их и неоимперская идеология «Русского мира» (« Русский мир »). Таким образом, демонстративный отказ российских властей от участия во Всемирном конгрессе, вероятно, основан на конспирологических подозрениях в том, что независимые финно-угорские движения работают на «геополитического врага».

Большинство финно-угорских движений в России долгое время оставались лояльными Кремлю: они в основном избегали поднимать какие-либо политические вопросы, ограничиваясь этнокультурными темами. Но нынешнее агрессивное поведение Москвы по отношению к ним, в том числе попытка изолировать российских финно-угров от их иностранных родственных народов, может привести к изменению и радикализации их взглядов.

Тринадцать лет назад выступление тогдашнего президента Эстонии Тоомаса Хендрика Ильвеса на пятом Всемирном конгрессе финно-угорских народов (Ханты-Мансийск, 2008 г.) прозвучало для российских участников откровенно «скандально».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *