Улутау мать гора: Волшебная гора: путешествие по фантастической вселенной Уллу-Тау | Статьи

Горная магия Уллу-Тау. В Балкарском ущелье исполняются желания | Туризм

Александра Полянская

Примерное время чтения: 6 минут

292

В Приэльбрусье верят, что на вершине «мать-горы» живут ангелы, исполняющие желания. / Фото: Александра Полянская / АиФ

Уллу-Тау — знаменитая «мать-гора» в ущелье Адыр-Су, где бьют источники с живой и мёртвой водой и каждый год собирается множество туристов и паломников. По преданию, эта вершина является своеобразным мостом для общения с Богом, а на её склонах живут его служители — ангелы. Проживающие в верховьях Кавказа балкарцы издавна приходили к Уллу-Тау, чтобы вымолить себе ребёнка, привозили к подножию неизлечимых больных. Здесь, на самой высокогорной базе на Северном Кавказе, в альпинистском лагере Уллу-Тау побывал наш корреспондент.

Горный массив Уллу-Тау является частью Главного Кавказского хребта.
Высшая точка — 4207 м. По гребню проходит граница России и Грузии. От Баксанской долины ущелье Адыр-Су (протяжённость 14 км) отделено 200-метровой скальной ступенью. Дорога сюда начинается от селения Верхний Баксан. Машины попадают в ущелье с помощью подъёмника-фуникулёра, а люди — по серпантину металлической лестницы. Чтобы попасть в Адыр-Су, необходим спецпропуск.

«Мать-гора» меня приняла!»

Всякий раз, когда я приезжаю в ущелье Адыр-Су, не покидает ощущение того, что всё происходящее здесь — результат тончайшей работы некой силы, обладающей невероятным уровнем мастерства. Изощрённая горная цивилизация, мир снегов и целебных трав, скалистых громадин и ревущих рек — моя любимая душевная резиденция, драгоценный кусочек неприкосновенного мира, живущего по своим законам и привычкам.

Мир снегов и целебных трав, скалистых вершин и ревущих рек. Фото: АиФ/ Александра Полянская

Здесь ничего не меняется год от года: горы по-прежнему грациозны и величественны, а кочегар Хус из альплагеря Уллу-Тау бежит нам навстречу всё в той же шапке, что и пару лет назад.

Тонкие руки Хуса с чёрной, кажется, навеки въевшейся грязью под ногтями, обнимают нас. Он похож на отшельника, но при этом в нём есть совершенно необузданная потребность вырваться из одиночества. Хус в какой-то степени отражает природу гор — безумную, тонкую, отречённую и магическую… Знакомст­во с ней происходит в первые же минуты пребывания в ущелье. Всех новичков на Уллу-Тау ожидает некая проверка: горы как бы «считывают» с новоприбывших информацию, и в том случае, если к ним пришли с миром, пропускают человека на свою территорию, позволяют раствориться в них… 

Фото: АиФ/ Александра Полянская

«Я чувствую себя очень ослабленной и не могу идти дальше!» — сетует подруга, ещё минуту назад излучавшая энергию. Сев на камень, жду её, смотрю на небо и ловлю солнечные лучи. Если долго глядеть на горное солнце, а потом закрыть ладонями глаза, то можно увидеть заснеженные вершины. Такая вот игра воображения… «Они меня приняли, приняли! — наконец кричит Наташа. — Мне хочется целовать каждый камень, пить из каждого ручья, лежать и разговаривать с горами!» 

Мы сидим у подножия хозяйки ущелья — горы Уллу-Тау и наблюдаем за очередной группой туристов, пришедших к ней за помощью. За последние лет семь Уллу-Тау превратилась для многих альпинистов в «мать-гору» и привлекает к себе сотни паломников, приезжающих к ней за исполнением желаний, чаще всего за деторождением. «О, это просто выдумка, рекламный ход для привлечения туристов. И ведь сработало, едут и просят детей, говорят, что даже помогает. Мы и сами не прочь помочь жаждущим исполнить это желание…» — шутит местный житель. «Вы не верите в силу горы?» — спрашиваем у него. Горы сами по себе есть сосредоточение силы, но они не нуждаются в рекламе…

Утро, ручьи и ангелы

Уже прорычал последний залп генератора, и в лагере воцаряется тьма. Языки костра выхватывают из темноты лица завсегдатаев альпбазы. Юрий Иванович Порохня с супругой Александрой, Ким Кириллович, Евгений Монаенков с супругой Ириной — легенды отечественного альпинизма. «Для нас горы — это прежде всего работа, хотя, безусловно, здесь отдыхает душа, — рассказывает под шум ночной реки Евгений Монаенков. — Горы — непростые товарищи и часто примеряют на себя суровость, но это не останавливает нас. Я впервые приехал в Уллу-Тау, будучи 18-летним мальчиком, сейчас мне за 60, но я по-прежнему использую любую возможность, чтобы снова прикоснуться к этому миру. Для многих наших друзей горы стали вечным пристанищем совершенного покоя. Но, как пел Высоцкий, это лучше, чем многое другое…»

Снежные барсы, покорители вершин каждый год собираются в альплагере «Уллу-Тау». Фото: АиФ/ Александра Полянская

Иду в сторону снесённого селем лет 30 назад альплагеря Джайлык. Там, среди огромных подушек мха, тёк ручеёк. Приезжая сюда, я всегда бежала к нему и, опускаясь на колени, наклоняясь, шептала: «Привет». После чего ручеёк начинал неистово бурлить. Однако, подойдя к лагерю на этот раз, я уже не вижу ручья: на его месте громоздятся палки и помятая трава. Ничего не поделать — новая сель… Хочется позвонить друзьям и поделиться своим настроением, но на высоте 2380 м не ловит сотовая связь. Захожу в лесок и долго смотрю на вершину Уллу-Тау. Говорят, там живут ангелы. Здесь трудно в это не верить… 

Сегодня в наших планах — несложный трекинг. Отправляемся в поход на «райские» ночёвки, находящиеся под южными склонами Западных вершин массива Тютю-Баши. Райскими они называются потому, что последний подъём-«взлёт» перед остановкой очень крутой, и, поднявшись, ты ощущаешь лёгкость, схожую с райской… 

Фото: АиФ/ Александра Полянская

Ставим палатки, готовим чай и разбредаемся кто куда. Солнце играет в прятки, окончательно потерявшись в вечернем небе, а из ущелья начинают свой забег облака. Устроилась поудобнее на камне, пусть облако поглощает меня. Сидеть в нём — любимое развлечение.

«АиФ» без границ № 29

Смотрите также:

  • Путешественник Яцек Палкевич: «Папуасы — люди более разумной цивилизации» →
  • «Метро 2034» — долгожданное продолжение романа →
  • Фёдор Конюхов: «За что я люблю океан?» →

Кабардино-Балкарияпутешествия по России

Следующий материал

Самое интересное в соцсетях

Новости СМИ2

Уллу-Тау — Мать-гора (Нальчик).

Самопознание.ру

Священная гора Уллу-Тау

В нашей необъятной России имеется огромное количество местностей, которые издревле почитались народами за то, что люди в них получают духовное и физическое улучшение организма вне зависимости от своего мировоззрения или вероисповедания. Едва ли не самое знаменитое место силы подобного рода находится в Кабардино-Балкарии, в так называемом Приэльбрусье, это гора Уллу-Тау. Местные народы называют её также Великой Горой, или Горой Матерью. Те, кто побывал в этом месте отмечают, что уже в предгорьях небывалое количество разнообразных даров природы — ягод, грибов, целебных трав, которые здесь особенно буйствуют. При этом каждый человек ощущает некое благоговейное спокойствие, подобное тому, которое люди испытывают в храмах. Путешествие в эти места стоит совершить хотя бы для того, чтобы увидеть уникальную природу и отдохнуть от городской суеты.

О самой горе подробнее

Для того, чтобы попасть к Уллу-Тау, необходимо преодолеть длинное ущелье длиной почти 15 километров, которое носит название Адыр-Су. При путешествии машиной люди обычно в самом ущелье задерживаются только на несколько дней, настолько оно завораживает. Также в самом ущелье произрастает огромное количество земляники, малины и ежевики, которую часто собирают туристы. Воздух здесь очень интересен — это идеальный по уровню влажности поток, который медленно течёт по ущелью, и он наполнен запахом горного разнотравья, нагретых камней и хвои многочисленных сосен. К горе можно выйти только через Баксанскую долину, к которой путь преграждает 200 метровая скала. Но специально для того, чтобы перемахнуть через неё вместе с транспортным средством, было сделан мощный подъёмник, берущий на борт целые автобусы.

Действительно ли исцеляет эта гора?

Все без исключения люди, проводящие хотя бы одну ночь в лагере на высоте 2400 метров, который специально оборудован для посещения туристами, отмечают улучшение самочувствия. Цены на то, чтобы провести там два дня, малы. Большинство людей тратит в разы больше на разные мирские удовольствия, навязанные цивилизацией. В то же время одни выходные возле горы, исцеляющей людей, и Уллу-Тау даст гораздо большую релаксацию, насытит уверенностью в себе и уберёт все надоедающие хронические хвори. Туристы отмечают повышение настроения, аппетита, а после сна все встают в лагере без малейшего отёка и прочих неприятных симптомов, голова свежа и полна чистых мыслей. Поэтому мы настоятельно рекомендуем посетить это место, ведь тот, кто побывал тут хотя бы раз, обязательно вернётся сюда снова, но уже со своими друзьями и семьёй. Летнее время и ранняя осень — самое благоприятное время для такой поездки.

Источники со сверхсильной положительной энергетикой способны не только улучшить самочувствие, но и излечить от смертельного недуга, бесплодия. К таким мощнейшим местам силы относят мать-гору Уллу-Тау.

Она расположена в одном из живописнейших мест — районе Приэльбрусья. Место силы Кавказа расположено в гостеприимной Кабардино-Балкарии. По преданию местных жителей высокая гора своеобразный мост для общения с Богом, на её вершинах живут его служители-ангелы.

Гора Уллу-Тау — главная помощница бездетных. Она действительно обладает магической силой и исполняет главные заветные желания. Потерявшие надежду забеременеть женщины со всех концов России стремятся к величественной горе за помощью и вскоре обретают радость материнства.

Те, кто хоть раз побывал на Уллу-Тау, влюбились в неё навсегда. Белоснежные вершины, травянистые склоны с обилием ярких душистых цветов, кристально-чистый воздух и неповторимая атмосфера добра притягивает туристов снова и снова. Путешествие к Божьей горе — это память на всю жизнь и новый опыт, который получить можно только в таком святом месте.

  • ВКонтакте

Жезказган и Улытау | Караванистан

Расположенный в 500 км к юго-западу от ближайшего соседнего города (Караганда) в Центральном Казахстане, Жезказган находится в глуши. Типичный город советских времен развивался вокруг одной отрасли, его существование полностью зависит от добычи и переработки близлежащих месторождений меди и других металлических руд.

Центральный Жезказган: свадебная пирамида, городской фонтан и медеплавильный завод сзади – Wikimapia

За Жезказганом лежит Улытау. Этот невысокий горный массив и окружающие его обширные степи сыграли важную роль в истории казахских племен, а местность богата древними памятниками, городищами, петроглифами и мавзолеями, в которых можно проследить эту историю. Интенсивная отдаленность места в сочетании с незабываемым запахом полынных растений, произрастающих вокруг, делает посещение Улытау неизгладимым воспоминанием.

Горы Улытау – via aboutkazakhstan

Содержание

Жезказган

История

Первые серьезные попытки добычи меди в Жезказгане (буквальный перевод: место, где добывают медь) были предприняты группой британских инвесторов на рубеже 20-х годов. век. Когда к власти пришли большевики, британцев вытеснили, а для работы на шахтах привлекли каторжных рабочих, пока смерть Сталина не ознаменовала постепенный конец системы ГУЛАГа.

После обретения независимости медные рудники перешли в руки Владимира Кима, впоследствии ставшего одним из богатейших людей мира. Компания «Казахмыс» остается основным работодателем города, в котором работает около 30 000 человек.

Стареющая инфраструктура медеплавильного завода «Казахмыс» – через sulphuric-acid.com

Как и в других сырьевых городах, таких как Актау и Атырау, загрязненный, ветхий Жезказган мало что видел из миллиардов, которые он заработал за эти годы.

Однако в последнее время в Жезказгане что-то движется. Удобно расположенный для соединения четырех уголков Казахстана, больше инвестиций в настоящее время направляется на развитие автомобильных и железных дорог вокруг города, в то время как фабрики вокруг города постепенно модернизируются, чтобы уменьшить некоторые из самых сильных загрязнений.

Власти начали развивать другие источники дохода, такие как туризм, а это означает, что многие культурные и туристические объекты в городе и его окрестностях были восстановлены или модернизированы. Недавно построенная Астана предлагает дворцы, памятники и колеса обозрения, и кажется, что Жезказган уловил часть духа этого лихорадочного строительства памятников.

Что посмотреть и чем заняться

Центр города

Бульвар Космонавтов образует затененную центральную аллею (Gmaps). Сосны, дающие тень, были посажены космонавтами после приземления где-то в степях вокруг Жезказгана.

Памятник Покорителям Космоса – через Любимийгород

На полпути по бульвару стоит небольшой памятник уроженцам Жезказгана, павшим в советской войне в Афганистане. Бульвар заканчивается у Дворца бракосочетаний (по образцу Дворца мира и согласия в Астане), рядом с которым находится памятник первостроителям Жезказгана.

Продолжайте идти, и вы увидите прекрасно оформленный Памятник Покорителям космоса, возвышающийся над Кенгирским водохранилищем. Поклонники религиозного искусства могут полюбоваться красивым интерьером русской православной церкви Андрея Первозванного у фонтана.

На другом конце города можно найти мемориалы, посвященные жертвам Кенгирского трудового лагеря (Gmaps) и Второй мировой войны (Gmaps), а также несколько фресок, хранящих память о войне.

Фреска с изображением женщины-героя Второй мировой войны
Краеведческий музей

Жезказганский историко-археологический музей (Gmaps) — это блестящее новое учреждение с прекрасными экспозициями по местной истории и экологии. За 500 тенге вы получаете доступ на оба этажа и аудиогид на английском языке.

Музей добычи меди

Музей добычи меди расположен в штаб-квартире Казахмыса на площади Металлургов (Gmaps), вокруг которой и начинался Жезказган. Посмотрите, открыты ли они, чтобы узнать больше о прошлом и настоящем добычи меди. Почетное место на площади отведено Канышу Сатпаеву, геологу, который обнаружил, что размеры месторождения намного больше, чем предполагалось изначально, и подтолкнул власти к его разработке.

Улытау

Мавзолей Алаша-хана

Для казахов имя Улытау имеет мифическое звучание. Легенда и правда переплелись здесь, и их трудно распутать.

Говорят, что из-за центрального расположения гор в степи здесь были сделаны многие казахские ханы, церемония, которая не включала корону; вместо этого хана подняли на белый войлочный коврик. В начале 18 века 3-й казахский жуз объединились, чтобы победить джунгар в битве при Буланты, событие, которое после обретения независимости было заклеймено как начало казахской нации.

Воспоминания о задолго до этого времени включают увлекательные доисламские ритуальные сооружения в форме юрт, а также каменные скульптуры, петроглифы, священные пещеры и мавзолеи. Все они до сих пор служат местами поклонения.

Многие достопримечательности Улытауского района в той или иной мере отремонтированы и снабжены пояснительными надписями на казахском, русском и английском языках. Имейте в виду, что это отдаленный район, и что все, кроме крепости Баскамыр, находятся далеко от главной дороги, вдоль ухабистых троп, которые извиваются и ныряют во всех направлениях, поэтому 4 × 4 почти необходим.

Теректинские наскальные рисунки

Считается, что они были созданы где-то между бронзовым веком и средневековьем. Это самая большая коллекция наскальных рисунков в центральном Казахстане. Большая часть резьбы собрана на плоской вершине этих невысоких гранитных курганов, где вы можете увидеть бледные изображения лошадей, коров и других животных, но вы можете найти отдельные дополнительные изображения, разбросанные вокруг, если немного побродите по скалам.

Резные каменные плиты с видом на некрополь на Теректах

Нам сказали, что на вершине другого кургана есть второй сбор, но мы его не нашли. Рядом с этим местом находится небольшой некрополь, который используется до сих пор, но также содержит могилы, которые, согласно их надписям, датируются 9 веком. Подъезд (Gmaps) осуществляется по трассе от главной дороги между Карагандой и Жезказганом.

Горные крепости

Древнее городище Баскамыр относится к средневековью (6-11 вв.) и было значительным поселением во времена огузских племен. Он был раскопан и частично восстановлен; вы можете увидеть низкие стены зданий форта, а две небольшие сторожевые башни все еще стоят лицом к современной дороге. Доступ (Gmaps) находится в 5 минутах ходьбы от дороги.

Городище Аяккамыр (Gmaps) относится к тому же времени, но ему уделялось меньше внимания, чем городищу Баскамыр, поэтому видны лишь слабые очертания нескольких зданий. Едва ли стоит преодолевать трудный подъезд, если только вы не посещаете близлежащий мавзолей Аяккамыр.

Мавзолей Аякаммыр

Мавзолеи

Джучи-хана

Вероятно, наиболее интересным из мавзолеев в этом районе является мавзолеи, приписываемые Джучи-хану (Gmaps). Старший сын Чингисхана и один из его главных генералов, он был важной фигурой во многих монгольских завоеваниях. Однако, возможно, из-за непрекращающихся сомнений в его происхождении (его мать Бёрте была захвачена конкурирующей племенной конфедерацией и вскоре после своего спасения родила Джоши-хана) его обошли стороной как преемника Чингисхана.

Он удалился в свое ханство на западе империи вокруг Аральского и Каспийского морей и, согласно местной легенде, погиб в результате несчастного случая на охоте. Гробница отреставрирована, территория вокруг нее осваивается как туристическая: из города в этом направлении постепенно выходит асфальтированная дорога, рядом с некрополем, где находится мавзолей, строится большой мемориальный комплекс-музей. сидит.

Мавзолей Джучи-хана
Алаша-хана и Домбауыла

Дальше на север, по все более сложным маршрутам, вы можете найти мавзолеи Домбауыла (Gmaps) и Алаша-хана (Gmaps), или же вы можете подойти к Алаша-хану по асфальтированной дороге, указанной в Google карты. Оба эти персонажа остаются скорее легендой, чем историческим фактом.

Говорят, что после распада Монгольской империи Алаша-хан объединил шесть основных тюркских племен этого района и сформировал первый сплоченный казахский народ, так что его имя является символом единства среди казахов. Домбауыл был народным героем, и его мавзолей интересен своей крепкой и явно древней архитектурой.

Домбауыл – Виа Меарас

Жилье

Большая часть жилья в Жезказгане принадлежит Казахмысу и предназначена для деловых людей. Лучшим из них является Байконур (Gmaps). Красиво расположенный на мысе с видом на Кенгирское водохранилище, он был построен для приема выздоравливающих космонавтов после их возвращения из космоса. Забронировать любой из этих отелей может быть сложно, хотя места всегда есть.

В этом случае лучше всего снимать квартиры у местных арендодателей.

Если вы предпочитаете кемпинг на собственном автомобиле:

Вдоль подъездной дороги к Теректинским наскальным рисункам есть небольшая парковка, рядом с колодцем и крытой зоной отдыха. Стола, который, вероятно, был там раньше, больше нет, но вы можете использовать скамейки, чтобы устроить пикник, и установить палатку с подветренной стороны вашего автомобиля. Вы можете встретить местных жителей, которые приходят за водой из колодца; Судя по внешнему виду воды, мы не рекомендуем ее пить.

Рядом с Мавзолеем Алаша-хана находится такая же крытая зона отдыха со столом для пикника. Это приятное место для лагеря, расположенное на вершине небольшого холма, откуда открывается прекрасный вид на равнины.

Транспорт

Если вы планируете посетить район Улытау, лучше иметь свои колеса. Жезказган связан автомобильной дорогой с Астаной, Карагандой и Кызылордой. Ведутся работы по их обновлению — мы следим за состоянием дорог на Вождении в Казахстане.

Поезда соединяются с Карагандой (11 часов), Астаной (15 часов), Павлодаром (22 часа), Алматы (28 часов) и Кызылордой (не знаю, сколько времени — проверьте еще раз перед бронированием!). Междугородние автобусы существуют, но мы их не рекомендуем.

В Жезказгане также есть аэропорт с рейсами в Караганду, Астану и Алматы.

УЛЫТАУ В КОНТЕКСТЕ ИСТОРИЧЕСКИХ СИМВОЛОВ

Некоторые предметы материального мира, а также явления духовной культуры, связанные в общественном сознании с историей, настоящим и будущим отдельных народов, стран и государств, стать олицетворением последних, сделав их узнаваемыми символами. Например, монумент Байтерек в Астане — символ возрождения независимого Казахстана. Яблоки «Апорт» — это символ Алматы. Соревнование (айтыс) акынов (певцов-импровизаторов) является символом устного творчества только у казахов. Подобные примеры можно перечислять до бесконечности, если иметь в виду символы в историческом контексте.

В казахской степи возвышаются горы Улытау. По географическим параметрам это центр Казахстана. Но это не обычный природный объект. Согласно народным преданиям, горы Улытау таят в себе более глубокий, более сакральный смысл. На горе возвышается мавзолей Алаша-хана, ставший мифологическим символом единого истока Казахского жуза. По преданию, у могучего хана был сын Алаша (пегий), ставший впоследствии единым ханом трех жузов. И на вершину этой горы его ритуально поднимали на белой кошме (войлке) в знак избрания его ханом. С тех пор Улытау стал священным местом восхождения на ханский престол. Кроме того, по преданию, Улытау принимал и охранял покой великих правителей степи — Тохтамыш-хана, Едиге-батыра, эмира Тимура.

Посещение священного для всех казахстанцев Улытау дало Н.А.Назарбаеву пищу для размышлений. Первое, о чем он подумал, не как Президент страны, а как аксакал, накопивший богатый жизненный опыт, молодежь должна знать свою историю. Иначе народ будет как сирота, без отца и матери.

А Улытау как вечная книга, страницы которой наши предки писали на камне и скалах в бронзовом веке. Тюрки и кыпчаки строили государственность, казахи, как достойные потомки грозных, уникальных кочевых цивилизаций, продолжали историю своих предков. Улытау – свидетель борьбы казахского жуза за свою землю. Здесь батыры получали духовную силу и бата (благословение) и под девятипудовым знаменем казахского хана Хак-Назара защищали каждую пядь земли, жертвуя в этой борьбе своими лучшими сыновьями. Оттуда в 1730 году выступило казахское ополчение трех жузов и разгромило джунгарское войско, и с тех пор это место называется «Калмак кырылган».

Отдавая дань уважения Улытау, сыгравшему важную роль в истории народа и сохранении государственности, Н.А. Назарбаев, выбирая место для будущей столицы, специально посетил Улытау, но исходя из позиций экономики, приехал к выводу, что без надлежащей инфраструктуры строительство новой столицы потребует больше средств. Однако как священная земля казахов — этот край всегда останется духовной столицей. Будет центр туризма; люди будут приходить сюда, чтобы поклониться памяти своих великих предков.

Древняя символика казахов сохранилась в тотемах, тамгах, украшениях, орнаментах. Некоторые из них сохранились до наших дней и символизируют общеказахстанские ценности. Так, например, орнамент «кошкар муйыз» (рог архара), нанесенный на многочисленные изделия, начиная от предметов быта и заканчивая высокотехнологичной продукцией, безошибочно указывает на страну их производства – Казахстан.

Орнамент кошкар муйыз позволяет отличить казахстанский флаг от любого другого. Орнамент несет в себе закодированную информацию о человеке. Архар символизирует стремление к процветанию и благополучию. Казахский кочевник никогда не прятал свое богатство в сундуке; она исчислялась количеством овец в отарах, пасущихся на богатых высокогорных пастбищах.

 

Уникальные инструменты духовного творчества — кобыз и домбра, веками сопровождавшие кочевника на протяжении всей его жизни, стали символами народа, приверженного музыкальному отражению происходящих процессов. Простые по конструкции, простые в обращении, они издавна звучали в каждой кочевой семье, сопровождая их музыкой и радостными и грустными днями. И сейчас трудно встретить казахскую семью, где эти инструменты не занимали бы почетное место.

Все эти и многие другие символы, олицетворяющие казахов и их страну Казахстан, играли роль своеобразного опознавательного знака. Но многие из них, особенно племенные тамги и тотемы, не стали национальными символами. В определенные исторические периоды, особенно в годы вооруженного противостояния с внешними силами, некоторые символы, как, например, боевой клич «Алаш», становились общими для всех казахов, мобилизуя их на борьбу с врагом. Знамя казахов, как символ борьбы за свободу, гордо несли Кенесары-хан, Амангельды Иманов и другие.

Между тем, их юридическое оформление в современном понимании как национальный символ реализовано не было. Например, цвет флага и рисунок на нем определялись предпочтениями правителей, соответственно конкретно-историческими условиями. Например, белый флаг Аттилы и Абылай-хана. Но в любом случае они были созвучны идее «Мангилик Ел», суть которой состояла в независимом, процветающем развитии страны на пути к вечности.

В период присоединения Казахстана к Российской империи прежнее значение государственных символов значительно ослабло, что вполне логично в связи с распадом Казахского ханства, за которым последовал кратковременный подъем политической роли жузов, которые были перестали быть государственными структурами. Прежние символы использовались спорадически в периоды национально-освободительной борьбы. При этом сохранились национальные символы, олицетворяющие культуру и быт казахов. А символы, отражающие государственно-властные аспекты общественной жизни, вытеснялись из обихода.

И только после присоединения Казахстана к СССР они обретают свой государственный символ, отражающий необходимость союза рабочего класса и крестьянства (серп и молот) и взявший курс на светлое, благополучное будущее коммунизма, строительство которого началось после победы социалистической революции (восходящее солнце) и могло успешно объединить пролетариев всех стран (ленточки на голове). Но этот путь должен был проходить через социалистическую федерацию — СССР, на гербах которого были надписи всех союзных республик на их родных языках.

Государственные символы советского периода отражали стремление идеологов коммунизма к расцвету жизни людей в мировом масштабе, что созвучно с идеей «Мангилик Ел» в понимании Аттилы и Чингисхана, которые стремились привести народы к «Мангилик Ел» через завоевание подконтрольных им территорий.

Однако теоретически, то есть абстрактно, заманчивая идея коммунистического рая не была реализована с первой попытки, то ли из-за слишком длинного пути, который предстояло пройти народам, то ли из-за заведомо непригодных путей к достичь этой цели.

Все элементы государственных символов не случайны. Каждая из них несет в себе глубокий смысл. В целостном понимании мы видим, что они тесно переплетаются с национальной идеей «Мангилик Ел».

Взгляд на современные государственные символы Республики Казахстан с позиции «Мангилик Ел» показывает, что они отражают основные ценности «Мангилик Ел».

Крылатые кони — тулпары, постоянные спутники кочевых казахов. Еще в древности люди изображали лошадей на наскальных рисунках. Они несут своего хозяина, как на крыльях, по бескрайним степным просторам Казахстана. Лошади являются символом богатства, процветания, изобилия и благополучия. Представление о достатке и богатстве дополняет голова, которую видят в крыльях коней.

Элементов на государственном флаге немного: солнце, орел и орнамент, все они на голубом полотне, символизирующем Вечное голубое небо. Это один из древнейших символов. Вечное голубое небо впервые упоминается в тюркских стелах. Кроме того, голубое небо символизирует мир, покой, мирное небо над головой, единый гостеприимный народ, открытый для всех. Небо одно для всех, его нельзя разделить, его нельзя захватить, отнять или завоевать. Это особенно важно помнить сейчас, когда вопреки ожиданиям, в ХХI веке начало возрождаться деление казахов на три жуза, некогда сыгравшее положительную политическую роль. Но теперь она приняла новые формы. К сожалению, демократические процессы запустили механизм родового протекционизма, племенного и территориального лобби в исполнительной власти, в финансовой и коммерческой сферах. Современная племенная идеология представляет собой опасную форму внутринациональной дезинтеграции и дезориентации. Для преодоления родовых стереотипов необходимы факторы: исторически сложившаяся национальная государственность, унитарное государственное устройство, территориальная целостность, многовековая культура. Об этом писал Н.А. Назарбаев в 1993 в своей книге «Идейная консолидация общества как условие прогресса Казахстана».

Орел или беркуты — символы свободы, независимости. Солнце, по существующим геральдическим канонам, символизирует богатство и изобилие.

Шанырак является важнейшим элементом символов Государственного герба Республики Казахстан. Для всех кочевых тюркских народов шанырак символизирует дом, родину. Здесь есть глубокий смысл – Казахстан – наш общий дом. Мы все его дети. Мы должны защитить его, укрепить и передать нашим детям.

Уык и кереге, элементы юрты, наполнены богатым смысловым содержанием. Казахский народ делится на три жуза, которые в свою очередь состоят из множества племен и родов, которые, как и уйки, держат свод юрты. Эту историческую символику применительно к современному Казахстану можно интерпретировать так: многочисленные этносы Казахстана как уыки хранят свод юрты. В их руках наш дом. Каждый этнос сам по себе не выживет, не устоит перед натиском природной стихии или коварного врага. Но объединенные в одно целое, как кереге, казахстанцы будут непобедимы. Единственный верный путь реализации национальных интересов – уравнять все народы при интегрирующей роли казахской нации. В связи с этим ключевой идеологической задачей стало сохранение межнационального согласия. Национальная политика в стране направлена ​​на то, чтобы многонациональность Казахстана стала фактором, консолидирующим общество. Внутри идеи консолидации казахского общества Н. А. Назарбаев выделяет идею укрепления внутринационального единства, то есть внутри казахского народа.

Государственные символы – важнейший инструмент консолидации нации. Это положение было учтено разработчиками Доктрины единства народа Казахстана (2010 г.). В ней большая роль отводится пропаганде символов государственности, направленной на укрепление чувства патриотизма, уважения к культуре и традициям народа Казахстана.

Дух патриотизма способствует укреплению любого государства, консолидации общества, в котором царит гордость за свое государство. Казахстанцев следует с детства воспитывать в патриотическом духе, уважительном отношении к государственным символам, возрождать государственные традиции.

Патриотический акт «Мангилик Ел» принят в апреле 2016 года на XXIV сессии Ассамблеи народа Казахстана, которая прошла в г. Астана под председательством Президента РК, Председателя Ассамблеи Н.А. Назарбаева.

Граждане Казахстана, исходя из высших интересов общества и государства, связанные одной судьбой и исторической памятью на древней казахской земле, являясь продолжателями славной истории и традиций Дала Ели — Великой Преображенной Степной страны, имеющей осуществив мечту многих поколений о Независимости и осознавая их священный долг перед будущими поколениями, важность мира и согласия, единства и сплоченности, в год 25-летия Независимости мы принимаем этот патриотический акт — Мангилик Ел. Мы с гордостью называем себя гражданами Независимого Казахстана – сильного и успешного государства. Граждане Казахстана едины в своем стремлении создать Нацию Единого Будущего – Мангилик Ел. В основе Мангилик Ел лежат простые, понятные и ценнейшие для каждого из нас истины: благополучие наших семей, гостеприимство и трудолюбие, стабильность, безопасность и единство, уверенность в завтрашнем дне.

Патриотический акт призывает к укреплению, хранению и передаче из поколения в поколение семи незыблемых основ Мангилик Ел: Мангилик Ел – Независимость и Астана; Мангилик Ел – это общенациональное единство, мир и согласие; Мангилик Ел – светское государство и высокая духовность; «Мангилик Ел» — это устойчивый экономический рост, основанный на инновациях; Мангилик Ел — Общество общего труда; Мангилик Ел – это сообщество истории, культуры и языка; Мангилик Ел – это Национальная безопасность и глобальное участие Казахстана в решении глобальных и региональных проблем.

Политический акт призывает следовать священным ценностям Мангилик Ел, гордо нести небесное знамя нашей Родины, и поднимать его на новые высоты достижений нашей страны.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *