Усадьба Голицына | Березниковский историко-художественный музей им. И.Ф. Коновалова
Структурное подразделение Березниковского историко-художественного музея им. И.Ф. Коновалова
Адрес: 618460 г. Усолье, Пермский край, ул. Спасская, д. 14
Телефон: +7(34 24) 29 07 71
E-mail:
Часы работы музея:
Пн: выходной
Вт: выходной
Ср: 09.00-17.00
Чт: 09.00-17.00
Пт: 09.00-17.00
Сб: 09.00-17.00
Вс: 09.00-17.00
Музей «Усадьба Голицына» является структурным подразделением Березниковского историко-художественного музея имени И.Ф. Коновалова. Открыт в 1988 году на базе Усольского архитектурно-этнографического общественного музея. Здания Усадьбы (дом и флигель) являются памятником архитектуры первой трети XIX века, находятся на правом берегу Камы, к северу от Спасо-Преображенского собора.
Сохранившаяся почти без перестроек, она является единственной в Пермском крае и в России провинциальной усадьбой, связанной с именем прославленной династии князей Голицыных — Михайловичей, военачальников, дипломатов, государственных и общественных деятелей, одними из крупнейших промышленников Пермской губернии XVIII — нач.
Усадебный комплекс включает двухэтажный дом, флигель (конюшенный двор), ограждённую усадебную территорию, въездные ворота, парадный двор.
Дом, выстроенный по «Образцовым проектам фасадов жилых домов для частных строений и казенных жилых домов», разработанный государственным строительным комитетом 1809-1812 г., является типичным особняком для столичных и провинциальных городов, имеет трехчастную композицию с плоским ризалитом, балконом, большим треугольным фронтоном, мезонином. Нижний этаж дома утяжелен линейным рустом, оконные проемы расположены в нишах и декорированы двойными замковыми камнями. Второй этаж здания — парадный — с гладкими стенами, удлиненными окнами почти без декора.
Планировка первого и второго этажей почти полностью совпадает. Нижний этаж — хозяйственный, верхний — парадный и жилой. По аналогии с жилыми домами XIX в., в первом этаже располагались прихожая, людская и кухня. Парадные помещения второго этажа предназначались для гостиной, диванной, столовой, кабинета.
Первоначально построенный как «загородный господский дом», дом князя Голицына использовался в качестве места для проживания и деловых встреч управляющих и служащих Усольско-Лёнвенских соляных промыслов. В советский период (1918–1983 гг.) в нём размещались советские и партийные учреждения: Дом Союзов, усольская общеобразовательная школа, Усольский райком КПСС и райком ВЛКСМ, Березниковский райвоенкомат, Усольский районный архив, редакция газеты «Красное знамя», Березниковская типография. В конце 1983 года его занял Усольский народный архитектурно-этнографический музей, в 1988 г. — Березниковский краеведческий музей.
В 1985–1988 гг. в усадьбе проведены ремонтно-реставрационные работы: в господском доме восстановлена анфилада залов, парадная лестница, камин (гостиная), раскрыты росписи, восстановлен флигель. В 1995 г. на втором этаже дома была проведена расколеровка залов в традициях классицизма. 2006-2008 гг. сделана частичная реконструкция ограды, ремонт балкона, наружное освещение территории и замена полов на первом этаже. В 2017 г. отреставрирована ограда, въездные ворота с пилонами, начаты работы по реставрации чердачного помещения.
«Альбом солевара Петра Богомолова»
В декабре 2021 г. во флигеле «Усадьбы Голицына» открылась новая экспозиция — «Альбом солевара Петра Богомолова». Впервые в истории музея вниманию посетителя представлен эпистолярный памятник местной истории, заключающий в себе одновременно и дневник, и этнографический очерк, иллюстрированный авторскими рисунками.
С 1950-х годов в фондах музея хранится уникальный рукописный альбом, созданный солеваром города Дедюхина Петром Богомоловым для своих маленьких внуков — по сути, настоящий графический роман, который рассказывает о жизни автора, следуя за его непростой, трудной судьбой, мы представляем жизнь села Дедюхина конца XIX – начала ХХ века. Этот альбом стал основой для создания экспозиции, которая будет интересна и детям, и взрослым.
В экспозиции представлены страницы альбома, предметы быта из фондов БИХМ, связанные с историей альбома.
Экспозиция открыта в рамках Фестиваля культурного наследия «Горный город».
Музей принимает активное участие в мероприятиях, посвященных Международному Дню музеев, Дню защиты детей, Дню знаний. Особое внимание уделяется праздникам народного календаря: «Масленица», «Пасхальные забавы», «Осенние посиделки». В декабре и январе проходят новогодние и рождественские мероприятия. В течение года — мероприятия для семейной аудитории: «В музей всей семьей», «Совет да любовь», «Дни рождения в музее». В период школьных летних каникул — познавательно-игровые программы. Сотрудниками музея организуются автобусные и пешеходные экскурсии по городу Усолье и историческим местам района: с. Пыскор, п. Орёл. Музей принимает участие в проведении Международного фестиваля «Колокольные звоны России», Строгановские фестивали и др., уделяет большое внимание и работе с социально-незащищенными категориями населения: организует мастер-классы для людей с ограниченными возможностями.
Усадьба князей Голицыных на Волхонке
Куда сходить в Москве. Афиша Москвы
Помощник и путеводитель
по интересным местам
и лучшим событиям
Усадьба князей Голицыных музейного городка Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина за три века своей истории неоднократно меняла облик. Автором первоначального проекта был известный петербургский архитектор Савва Чевакинский. В 1774 году усадьба была перестроена и стала центральной частью Пречистенского дворца, вооруженного по проекту Матвея Казакова для Екатерины II.
Усадьба князей Голицыных на ВолхонкеСтены этого дома повидали многих именитых людей. На роскошных балах не раз появлялся А.С. Пушкин. Александр Сергеевич даже собирался обвенчаться с Натальей Гончаровой в домовой церкви князя Голицына, однако обряд венчания был устроен в церкви Вознесения Господня у Никитских ворот.
В 1865 году в пяти залах главного дома усадьбы Голицыных открылся бесплатный музей, состоявший из семейных коллекций. В музее было три раздела: западноевропейская живопись, скульптура и декоративно-прикладное искусство; античные памятники; библиотека. В живописном собрании хозяев дома были представлены работы Брейгеля, ван Дейка, Веронезе, Каналетто, Караваджо, Перуджино, Пуссена, Рембрандта. Через год, в связи с финансовыми трудностями, коллекция музея была продана Эрмитажу. После революции, в конце 1920-х годов, главный дом усадьбы стал Коммунистической академией; его надстроили двумя этажами, в результате чего был утрачен фронтон. Внушительные ворота, увенчанные княжеским гербом Голицыных — единственное, что дошло до наших дней в своем первоначальном виде.
Усадьба князей Голицыных на ВолхонкеПосле завершения реконструкции в бывшем здании центрального корпуса усадьбы Голицыных откроется Галерея искусства импрессионистов и постимпрессионистов, в которой будут экспонироваться произведения выдающихся мастеров второй половины XIX — начала XX века: Мане, Моне, Ренуара, Дега, Писсарро, Сезанна, Гогена, ван Гога, Матисса и фовистов, Пикассо и кубистов, происходящие из коллекций знаменитых дореволюционных московских коллекционеров С.И. Щукина и И.А. Морозова.
Городская усадьба расположена по улице Волхонка, д. 14, а ее парадный вход обращен в Малый Знаменский переулок, д. 1.
Режим работы:
- среда-воскресенье — с 13:00 до 22:00;
- понедельник, вторник — выходной.
Узнать подробности можно на официальном сайте: http://www.arts-museum.ru/museum/buildings/postimpress/index.php
Поделиться ссылкой
Фотографии места
Отзывы про усадьба князей Голицыных на Волхонке
На нашем сайте вы узнаете всё необходимое про усадьба князей Голицыных на Волхонке. Кудамоскоу — это интерактивная афиша самых интересных событий Москвы.
Кудамоскоу в курсе всех событий, которые пройдут в Москве .
Если вы знаете о событии, которого нет на сайте, сообщите нам!
Усадьба Голицыных | izi.TRAVEL
Главный дом усадьбы Голицыных построен архитекторами Саввой Чевакинским и Иваном Жеребцовым в 1756-1774 гг. До наших дней сохранились ворота с вензелем Сергея Голицына.
Герб состоит из щита, разделенного по горизонтали. Нижняя часть дополнительно разделена по вертикали на две части. В верхней части изображен герб Великого княжества Литовского: скачущий всадник с поднятой рукой в кожаной перчатке (голице). В левой нижней части виден новгородский герб: скрещенный скипетр и три горящие свечи на троне, по обе стороны от которого на задних лапах стоит медведь. В нижней правой части вы можете увидеть Мальтийский крест.
В 1775 году Екатерина Великая отправилась в Москву, чтобы отпраздновать победу в русско-турецких войнах и мирный договор. Так как к Кремлю она не питала теплых чувств, то выбрала своей резиденцией на время путешествия усадьбу Голицыных, где остановилась со своим наследником Павлом и своим двором. Усадьба сразу же приступила к реконструкции. Его нужно было расширить, увеличив количество квартир, и многочисленные здания нужно было соединить. Дворец стал называться Пречистенским, так как часть улицы Волхонка называлась Пречистенкой.
Строительством руководил известный архитектор Михаил Казаков. Был выбран традиционный план русской усадьбы с дворянским домом и боковыми флигелями, уходящим вглубь двора. Главное здание разделено по вертикали небольшим портиком с шестью коринфскими колоннами (по три с каждой из двух сторон балкона второго этажа) и завершено треугольным фронтоном. Двухэтажное крыло справа имеет глубокий четырехколонный портик и в силу рельефа местности значительно ниже. Он существует и по сей день и находится в отличном состоянии. Крыло слева перестраивалось несколько раз. При следующем владельце, Сергее Михайловиче Голицыне, дворец и его интерьеры подверглись значительной реконструкции, но, к сожалению, мало что сохранилось. Среди некоторых ремонтных работ был демонтаж Тронного зала, который был перенесен на Воробьевы горы, где он в конечном итоге сгорел во время пожара.
Владелец усадьбы князь Сергей Михайлович Голицын был тайным советником, председателем Московского попечительского совета, попечителем Московского учебного округа. Он был женат на Авдотьи Измайловой с одобрения Павла I. Русский поэт Александр Пушкин часто бывал в их доме «ночной принцессы» в Санкт-Петербурге на реке Мойке, а также, вероятно, посещал их московский дом по возвращении из ссылки. Домашняя церковь, расположенная на втором (первом) этаже правого крыла, была местом, где Пушкин изначально планировал венчаться.
Следующий владелец Усадьбы, дипломат Михаил Голицын, мечтал открыть публичный музей, в котором можно было бы выставить коллекцию дедушки и бабушки и свою собственную. Но именно его сын смог воплотить эту мечту в жизнь. 26 января 1865 года во втором этаже был открыт музей, известный как Московский Эрмитаж. Коллекция западноевропейского искусства включала около 200 картин, в том числе работы Брейгеля, Ван Дайка, Веронезе, Каналетто, Караваджо, Перуджино, Пуссена и Рембрандта.
Спустя двадцать лет коллекция была продана Императорскому Эрмитажу. И Усадьба с тех пор перестала быть жилой, а вместо нее разместились самые разные общественные учреждения.
В 1918 году в Усадьбе размещалась Социалистическая (позже Коммунистическая) академия.
Музей художественной культуры, которым руководил Василий Кандинский, на протяжении 1919-1921 годов размещался в семи залах усадьбы.
В конце 1920-х неизвестный архитектор надстроил два дополнительных этажа к основному зданию Усадьбы. При этом был разрушен фронтон, нарушены изящество и визуальная композиция усадьбы.
В 1936 году Академия была распущена. В 1941, здание значительно пострадало после того, как во дворе разорвалась бомба. Ремонт, проведенный после войны, включал реконструкцию четвертого этажа и утрату карниза и чердака.
В течение нескольких десятилетий в здании располагался Институт философии РАН, пока Усадьба не была включена в план города-музея и передана ГМИИ им. А. С. Пушкина.
После ремонта и добавления помещений, в 2019 году Галерея 19Европейское и американское искусство 20-го и 21-го веков планируется открыть в Усадьбе Голицыных. Сюда войдут коллекции работ импрессионистов и постимпрессионистов от некоторых из самых известных московских коллекционеров и меценатов – Сергея Щукина и Ивана Морозова.
Дом-музей князя Льва Голицына в Новом Свете
До того, как Лев Голицын купил свое имение в Новом Свете, село было окружено тем, что иначе как пустыней назвать нельзя. Связанный с Судаком единственной горной дорогой, поселок мало привлекал туристов и был практически неизвестен. Однако вскоре все изменилось, и князь Голицын не только стал первым крымским виноделом, но и доказал, что русское шампанское лучше французского! Один сорт его шампанского New World назывался «Коронация» и подавался гостям на коронации императора.
Удивительно, но, несмотря на громадный успех и известность винодела, Голицын не любил придворных, редко появлялся при дворе и вел относительно скромную жизнь.
Горная усадьба Льва Голицына в Новом Свете расположена почти на берегу. Занимая площадь более 110 га, имение включало в себя виноградники, на которых выращивалось более 500 сортов винограда, и дом, где в частных винных погребах хранилась энотека марочных вин. Пик развития пришелся на 1878-19 гг.12, когда Голицын подарил его императору Николаю II. Однако после событий 1917 года имение пришло в упадок, и только в 1970-х годах группа энтузиастов устроила выставку в память о великом крымском виноделе.
Усадьба Голицына в Крыму: памятник князю и музей крымского виноделия
Старый деревянный рабочий стол, книжная полка, семейные фотографии и портрет известного русского винодела Льва Голицына, висящие на стене гостиной его бывшего дома, а ныне музея в Новом Свете.Во Франции Голицын прослыл «королем знатоков» за умение различать тончайшие оттенки в винных букетах. Он характеризовался в воспоминаниях современников, как «известный сорняк, ярый спорщик, всегда громко хвастающийся тем, что не стыдится никаких чинов и орденов…» (Гиляровский). Его также называли «диким джентльменом» из-за внешности и склонности носить бороду, тулуп и папаху. Кто бы мог подумать, что такому человеку суждено открыть для себя крымский рай.
Усадьба Голицыных в Новом, известная как «Большой дом», построена в 1880 году по заданию самого князя. Хотя дом ничуть не вычурный, но намек на аристократизм все же присутствует.
Оригинальная архитектура сочетает в себе классические элементы с мавританским стилем. Построенный всего на одном уровне площадью чуть более 200 квадратных метров, крыша с красной черепицей видна издалека, а балюстрада с колоннами придает фасаду элегантности. Подвал использовался не только как место для хранения вина, но и как дегустационный зал. Когда здесь собирались гости, его зажигали множеством свечей.
Камин в подвале также имеет особую конструктивную особенность. После разведения огня заслонки открывались, и дым наполнял подвал, тем самым защищая стены от сырости и плесени. Несмотря на влажный морской климат, спустя столько лет до сих пор нет признаков плесени.
Что включает в себя экспозиция?
Мюзлет (или намордник) XIX века в музее Льва Голицына в Новом Свете. Мюзлет — это проволочная клетка, которая надевается на пробку на бутылке шампанского или игристого вина, чтобы предотвратить выпадение пробки под давлением газированного содержимого. Он получил свое название от французского «museler» — намордник.Практически все достопримечательности Нового Света объединены историями о том, как один человек покорил природу, а красота крымского пейзажа тесно связана с успехами этих сильных личностей.
В музейной экспозиции, в княжеском доме, это тоже взаимосвязано, и нетрудно представить, как этот высокий, сильный, седой мужчина сидел за письменным столом, принимая посетителей, и отдыхал, изучая прекрасные виды с его окна и с террасы.
На выставке представлены как личные вещи князя и его семьи, так и сохранившиеся части его художественной коллекции и библиотеки, в том числе посуда; музыкальные инструменты; винтажные станки с завода шампанских вин, фотографии завода и примеры хранения бутылок с шампанским на разных этапах производственного процесса.