Рождествено: музей-усадьба Набокова и карстовые пещеры: tivir — LiveJournal
На легендарной трассе E95 (M20), между Гатчиной и Лугой находится село Рождествено. История села насчитывает более 500 лет. Сейчас Рождествено является одним из культурных центров района и обладает несколькими интересными достопримечательностями.
Краткая история села Рождествено из Википедии
Первое упоминание о поселении на этом месте относится к 1499 году. Тогда расположенная здесь деревня называлась Большая Грязна.
В 1713 году царь Пётр I жалует деревню Большую Грязную наследнику престола, царевичу Алексею Петровичу. В тот же год здесь были построены путевой дворец царевича и деревянная церковь Рождества Пресвятой Богородицы, по которой деревня, ставшая селом, и получила своё современное название.
После смерти царевича село переходит племянницам Петра I, а в 1733 году эти земли передаются в Дворцовый приказ.
1 января 1780 года императрица Екатерина II в соответствии с новым устройством губернии присваивает Рожествену статус города в качестве центра Рожественского уезда. Был утверждён генеральный план развития города, герб города. Появились каменные постройки: уездное училище, гостиный двор, присутственные места.
В 1797 году Павел I жалует село Рождествено графу Безбородко, который подарил его своему секретарю надворному советникуН. Е. Ефремову, при котором формируется усадебный комплекс.
В феврале 1797 года по указу императора Павла I усадьба перешла во владение надворного советника Николая Ефремовича Ефремова. Рядом с домом разбивается пейзажный парк, строятся хозяйственные постройки.
В 1856 году имение было заложено в Петербургской сохранной казне, а в 1857 году его купила Ю. Д. Манухина. С 1872 по 1878 годы усадьба принадлежала купцу первой гильдии К. Я. Бушу.
В сентябре 1890 года имение покупает действительный статский советник, золотопромышленник Иван Васильевич Рукавишников. После этого в доме был проведён ремонт, а в усадьбе были построены птичники, конюшни, теплицы, теннисный корт. В 1901 году владельцем имения становится сын И. В. Рукавишникова Василий, а в 1916 году — племянник В. И. Рукавишникова Владимир Владимирович Набоков.
После 1917 года в усадьбе разместилось общежитие ветеринарного техникума. В годы Великой Отечественной войны в здании находился дорожный отдел нацистов, а после войны в особняке разместилась сельская школа.
Главной достопримечательностью Рождествено является одноименная музей-усадьба. В музее представлены экспозиции, посвященные истории села и его окрестностей, а также семье известного писателя, поэта, драматурга, переводчика, энтомолога Владимира Набокова.
Усадебный дом, в котором расположен музей, был построен в конце XVIII века как «городнический дом». Архитектор здания неизвестен, высказываются ничем не подтверждённые предположения, что это могли быть Старов, Волков или Львов.
Усадьба сменила много хозяев. Набоков — самый известный из всех владельцев, но прожил он здесь всего один год.
В 1995 году здание сильно пострадало в результате пожара. Восстановление дома велось под руководством директора музея, архитектора Александра Александровича Сёмочкина. В 2002 году была открыта экспозиция, повествующая об истории усадьбы.
1. Усадебный дом отлично видно с автодороги, над которой он величественно возвышается.
2.
3. Музей находится на возвышенности. Чтобы к нему подняться, придется преодолеть вот такую лестницу.
4. Усадебный дом стоит с конца XVIII века. Самое интересное, что он весь построен из дерева.
5. Даже колонны из дерева!
6. Перед домом находится красивый тихий парк, оборудованный скамейками. Идеальное место для прогулок с детьми или парами.
7. Сейчас здесь находится музей с несколькими экспозициями. Регулярно проводятся концерты классической музыки.
8. Наверху здания находится очень необычная то ли башенка, то ли мансарда.
9. Музей работает каждый день кроме понедельника и вторника.
10. Сразу видно — дворянское поместье, родовое гнездо!
11. Справа от музея, вдали, виднеется другая достопримечательность села — церковь Рождества Пресвятой Богородицы.
12. Планируется, что музей-усадьба «Рождествено» после реконструкции станет одним из центров культуры всего района.
13. Храм Рождества Богородицы является еще одной высотной доминантой села.
14. К автодороге храм обращен колокольней.
15. На территории храма много памятных мест. Например, крест на этой фотографии поставлен в память убитых в 1930-х годах священнослужителей.
16. А это фамильная усыпальница семьи Руковишниковых, попечительствующих храму. Белые стены — это итальянский мрамор.
17. Памятная стела, в честь героя Войны 1812 года.
18. При храме работает Воскресная школа для детей и взрослых. Проводятся занятия по борьбе с алкоголизмом и наркоманией.
19. А самой интересной достопримечательностью в Рождествено являются карстовые пещеры. К ним можно попасть, пройдя в самую глубь парка.
20. В Рождествено две пещеры, но попасть можно только в одну. Вход во вторую обвалился.
21. Из глубины пещеры течет ручей с целебной водой. Воду периодически освящает священник из местного храма.
22.
23.
24. Стены пещеры у входа исписаны именами ее ежедневных покорителей.
25.
26.
27.
28. Современная архитектура Рождествено представлена дачными домами.
29. Дачных домов тут большинство.
30. Есть тут и постройки начала XX века.
Музей-усадьба В.В. Набокова «Рождествено» — Нататурка.Ру
Музей-усадьба В.В. Набокова «Рождествено» (Россия, Ленинградская область, Гатчинский район, Рождествено)
Музей-усадьба «Рождествено»
- Официальный сайт: http://www.rozhdestvenomuseum.ru/
- Режим работы: среда — Воскресенье, с 11.00 до 17.00
- Выходные дни: сонедельник, вторник
- Телефон для заказа экскурсий: (81371) 62-158
- E-mail: visitme@rozhdestvenomuseum. ru
Усадебный ансамбль Рождествено расположен в одноименном поселке в 30 км от Гатчины вдоль шоссе на Лугу; он представляет собой типичный памятник русского классицизма начала XIX в. Старинное село Рождествено известно по Писцовым книгам уже с 1499 г.
В 1714—1716 гг. эти места принадлежали царевичу Алексею, для которого здесь был сооружен деревянный Путевой дворец и деревянная Рождественская церковь, но от построек XVIII в. ничего не сохранилось.
Здесь неизвестным архитектором — представителем русского классицизма — между 1800 и 1816 гг. строится деревянный усадебный дом с обширным парком вокруг. Скромный, но выразительный ансамбль сохранился как в архитектурной, так и в парковой части, но до сего времени еще не исследован.
Содержание
- Описание усадьбы Рождествено Набокова
- Правила посещения музея
- Схема проезда
Описание усадьбы Рождествено Набокова
Усадебный дом в Рождествене — один из немногих дошедших до наших дней деревянных домов дворцового типа в стиле позднего классицизма.
Размещенные покоем интерьеры были перепланированы при устройстве в доме сельской школы.
До Великой Отечественной войны в усадебном доме находились многочисленные произведения искусства, украшавшие его интерьеры; большинство из них было передано в Гатчинский музей быта, созданный в интерьерах Гатчинского дворца, и Государственный Русский музей.
Парк, как и усадебный дом, расположен на довольно высоком плато, у подножия которого проложено шоссе, а за ним видна излучина р. Оредеж. Глубокий овраг с р. Грязной ограничивают парк с севера и северо-востока. Перед усадебным домом прослеживается круглая площадка с ограничивающей ее дубовой аллеей. Аллея из вековых лип рассекает заросший массив с запада на восток. Еще две старые дубовые аллеи пересекают парк, свидетельствуя о его ярко выраженной регулярной планировке. Помимо этих планировочных звеньев, заметны следы существовавшей березовой аллеи и места, занимаемые ранее клумбами. Сильно запущенный парк стал похож на лес. Сохранились описания скульптур, ваз и литых украшений, некогда находившихся в парке и делавших его подобным регулярным садам Петербурга — Памятники архитектуры Ленинградской области.
На левом берегу правого притока реки Оредеж – Грязны – в километре от усадьбы находится Святая пещера, живописный грот с разветвленным лабиринтом полостей и многочисленными ручьями.
Некоторое время в бывшей усадьбе размещались краеведческий музей и библиотека, сегодня здесь функционирует музей – усадьба Рождествено. Основная экспозиция связана с именем В.В. Набокова — здесь выросла его мать, урожденная Рукавишникова. Поскольку в России осталось только два дома, напрямую связанных с великим писателем, то эта усадьба особенно значима для почитателей его творчества. Из материалов официального сайта: Владимир Дмитриевич – будущий отец писателя, был шестым ребенком в семье Набоковых. Получил прекрасное образование, сначала домашнее до тринадцати лет – его учили французские и английские гувернантки, затем их сменили русские и немецкие учителя, в 1887 году он с отличием окончил лучшую по тем временам Третью Петербургскую гимназию и поступил на юридический факультет Петербургского университета, который Владимир Дмитриевич окончил также с отличием в январе 1892 года (кафедра уголовного права).
Очень немного известно об ухаживании Владимира Дмитриевича за Еленой Ивановной Рукавишникова. Впервые родители писателя встретились на рыбалке. А вот предложение Владимир Дмитриевич сделал Елене Ивановне на велосипедной прогулке по дороге, круто поднимавшейся из нашей Выры в деревню Грязно. 14 ноября 1897 года они обвенчались, а в 1899 году в их семье родился первенец и любимец, сын Владимир Владимирович Набоков.
В 1916 году, когда умирает дядя Набокова по линии матери – Василий Рукавишников – усадьба по завещанию переходит любимому племяннику Василия – Владимиру Владимировичу Набокову, но, увы, владеть усадьбой, будущему писателю пришлось не долго. Прогремевшая в 1917 году революция заставила семью Набоковых покинуть Россию.
Много лет спустя Набоков вспоминает: «…очаровательный, необыкновенный дом» и без труда восстанавливает в памяти «…общее ощущение и подробности его в памяти: шашечницу мраморного пола в прохладной и звучной зале, небесный сверху свет, белые галерейки, саркофаг в одном углу гостиной, орган в другом, яркий запах тепличных цветов повсюду…»
После отъезда хозяев здание было национализировано, затем в нем разместили общежитие для студентов ветеринарного техникума, который в свою очередь располагался в здании усадьбы в Вырской мызе. Во время Великой Отечественной войны в усадьбе расположилась немецкая инженерная часть. А в послевоенные годы дом переоборудовали под школу. В 1972 году школа переехала в новое здание, и в 1974 году в особняке появилась первая экспозиция краеведческого музея.
Музей в Рождествено открылся еще в 1957 году к 40-летию Октябрьской революции, когда в местной библиотеке была открыта выставка «Прошлое и настоящее села Рождествено».
2 февраля 1988 года музей получил новое название «Рождественский историко-литературный и мемориальный музей В. Набокова», став филиалом дирекции объединения музеев Ленинградской области. В музее появилась экспозиция, посвященная тогда почти еще никому не известному писателю В.В. Набокову, а также выставка о Великой Отечественной войне.
10 апреля 1995 году произошел страшный пожар, и лишь благодаря реставраторам и помощи людей небезразличных к историческим ценностям, дом был восстановлен.
Прошло всего два десятилетия, а внешний облик особняка опять нуждается в уходе. Боковой портик «потерял» своё основание, его колонны буквально покрыты шелухой масляной краски, да и весь дом нуждается в покраске.
Источник:
Гоголицын Ю.М., Гоголицына Т.М. Памятники архитектуры Ленинградской области. Л., 1987, с. 162-165
Правила посещения музея
Мне показались любопытными, строго регламентированные, правила поведения посетителей на территории музея. Вот фрагмент из документа:
8. При входе на экспозиции ПОСЕТИТЕЛИ ОБЯЗАНЫ соблюдать порядок и очередность.
8.1. В ходе посещения экспозиций Музея-усадьбы «Рождествено» ПОСЕТИТЕЛЬ ИМЕЕТ ПРАВО:
8.1.1. Ознакомиться с экспозициями, осмотреть залы, следуя только по маршруту, обозначенному указателями и специальными ограждениями — леерами.
8.1.2. Получить экскурсионное обслуживание в соответствии с утверждённой методической документацией и с учётом практической возможности музея-усадьбы.
8. 1.3. Произвести видео-, кино- и фотосъёмку без вспышки любительской камерой в пределах границ, разрешённых для прохода экскурсантов и обозначенных в экспозиционных залах леерами.
8.1.4. При необходимости перемещаться по экспозициям в инвалидной коляске, предварительно очистив колёса от загрязнения.
8.2. На экспозициях ЗАПРЕЩАЕТСЯ:
8.2.1. Входить с любым видом оружия (газовое, травматическое, холодное, огнестрельное).
8.2.5. Находиться с продуктами питания, мороженым, бутылками с водой, жевательной резинкой и пр.
8.2.6. Находиться с животными.
8.2.7. Находиться в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения.
8.2.8. Курить.
8.2.9. Пользоваться мобильной связью.
8.2.10. Проносить с собой рюкзаки и сумки, размер которых превышает 30см х 20см х 15см.
8.2.11. Трогать руками музейные экспонаты.
8.2.12. Садиться на предметы мебели из музейных коллекций.
8.2.13. Заходить за ограждения.
8.2.14. Производить кино-, видео- и фотосъёмку с использованием дополнительного оборудования без специального разрешения заведующей музеем.
Рекомендуется не оставлять детей без присмотра в экспозиционных залах музея, не разрешать им бегать и кричать.
Во время посещений групп школьников рекомендуется преподавателям сопровождать учащихся для обеспечения безопасности и порядка.
Схема проезда
Музей-усадьба В.В. Набокова ‘Рождествено’
Карта загружается. Пожалуйста, подождите.
Невозможно загрузить карту — пожалуйста, активируйте Javascript!
→ подробная информация
Музей-усадьба В.В. Набокова \’Рождествено\’ 59.316878, 29.946048 Музей-усадьба В.В. Набокова \»Рождествено\»
0 7 199 просмотров
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Великое поместье: эти глобальные литературные бренды продолжают работу | Владимир Набоков
В водовороте перемен, перекраивающих литературный берег, не так много фиксированных точек, по которым можно ориентироваться. Почти все старые ориентиры исчезли.
Понятие «бесплатно» нанесло ущерб нескольким литературным бизнес-моделям. Но одно литературное предприятие, похоже, находится в плохом состоянии. Великие литературные сословия прошлого века по-прежнему делают очень хороший бизнес и очень хорошо адаптируются, спасибо вам, к цифровому веку.
Недавняя смерть Дмитрия Набокова, сколотившего состояние на имении своего отца, заставила комментатора разочарованного художника задуматься о том, что мировые литературные бренды все еще пользуются преимуществами правила, согласно которому литературные тексты охраняются авторским правом не менее 75 лет (цифра немного варьируется в США) после смерти автора.
Для большинства писателей это почти неактуальная защита. Для горстки бывших гигантов это источник огромного годового вознаграждения.
Крупные имена в бизнесе литературного наследия включают Дж. Р. Р. Толкина, Т. С. Элиота, Сэмюэля Беккета, Рэймонда Чандлера, Беатрикс Поттер, П. Г. Вудхауза и двух новичков — Гарольда Пинтера и Теда Хьюза. Почти всеми этими поместьями управляют люди, которые в некоторых случаях имеют лишь самые косвенные родственные связи с рассматриваемым писателем. Но золотым стандартом управления литературным наследием является имение Яна Флеминга.
Создатель Джеймса Бонда умер в 1964 году. В течение многих лет его наследники довольствовались тем, что собирали гонорары за книгу о Бонде, разделив прибыльные права на экранизацию с продюсером фильма Альбертом Р. Брокколи. Но в 1990-х они стали коммерческими. Франшиза Флеминга — во что она превратилась — закончится в 2039 году, а возможно, и раньше. Они должны косить сено, пока светит солнце. Поэтому они заказали «молодого Бонда» (от Чарли Хигсона) и дали зеленый свет Себастьяну Фолксу на еще один сиквел Бонда. Сегодня профиль агента 007 высок как никогда.
В другом месте поместье Агаты Кристи было продано как старый хозяин. В прошлом месяце снова продали. Следите за его новыми владельцами, использующими новости, чтобы заработать деньги на Пуаро, Марпл и др. Эти гуси несут золотые яйца.
Не во всех литературных поместьях есть такие счастливые модели. Т. С. Элиот умер в то же десятилетие, что и Флеминг. Его авторские права — в руках его вдовы Валери, ныне очень пожилой дамы, живущей в Кенсингтоне — процветали во многом случайно. Мюзикл «Кошки» заработал состояние (более 500 миллионов фунтов стерлингов). Но ученые Элиота по-прежнему недовольны ограничениями, наложенными на их использование архива Элиота.
Самое печально известное из всех: нет никакой биографии Т. С. Элиота, утвержденной поместьем. Поэт оговорил в своем завещании, что его жизнь не должна стать предметом биографии, жанра, который он презирал.
Неважно. У нас уже есть замечательная, несанкционированная жизнь Питера Экройда. Между тем, я слышу, что есть новые разговоры о другой постановке «Кошек» с новым (авторским) материалом…
Безмолвный партнер Набокова | The New Yorker
Вера и Владимир Набоков были женаты пятьдесят два года — рекорд, по-видимому, среди литературных пар, — и их близость была почти герметичной. Когда они были врозь, он тосковал по ней горестно. Она была его первой читательницей, его агентом, его машинисткой, его архивариусом, его переводчиком, его костюмером, его финансовым управляющим, его рупором, его музой, его ассистентом, его водителем, его телохранителем (в сумочке она носила пистолет), мать его ребенка, а после его смерти — неумолимая хранительница его наследия. Владимир посвятил ей почти все свои книги, а Вера лихо спасла «Лолиту» от испепеления в мусорном баке, когда он хотел ее уничтожить. Прежде чем они переехали из квартиры профессора в Итаке, штат Нью-Йорк, в роскошный отель в Швейцарии, она вела его дом — «ужасно», по ее собственному описанию — и готовила ему еду. Она перестала пробовать его еду, когда они обедали вне дома, но открыла его почту и ответила на нее.
По словам биографа Веры, Стейси Шифф, у ее субъекта был такой фетиш на секретность, что она «паниковала каждый раз, когда видела свое имя в сносках [Владимира]». Однако назвать любовь Веры бескорыстной кажется неуместным: два «я» Набоковых были клапанами одного сердца.
И экстравагантная преданность иногда может быть выражением замещающей грандиозности. Биография Шифф получила Пулитцеровскую премию в 2000 году, а имя Веры с тех пор вошло в английский язык как эпоним. В прошлом году вышла статья о Веб-сайт _Atlantic _’ s пришел к выводу, что самые удачливые писцы — это те, кто состоит в браке с «Верой», супругой любого пола, которая освобождает их от мирских забот; менее удачливые жаждут Веры между стирками в прачечной. Существует также вариант платной Веры для писателей со средствами или совести.«Письма к Вере», первый полный том писем Набокова к жене, были опубликованы Кнопфом в этом месяце. Этот массивный фолиант, который был отредактирован и переведен с русского языка Ольгой Ворониной и Брайаном Бойдом, окончательным биографом Набокова, наполнен ученостью всей жизни. Однако его вес сильно перекошен. Период между 1923 года, когда пара познакомилась, и 1940 год, когда они сбежали со своим шестилетним сыном Дмитрием из Франции в Нью-Йорк, составили четыре пятых всей переписки.
Получаем автопортрет молодого Владимира без прикрас набоковской иронии. Самые ранние письма, опьяненные языком и желанием, опьяняют чтение. Мяч закатывается под стул, единственную мебель в комнате: «Кажется, у вещей есть какой-то инстинкт выживания». Пытаясь бросить курить, Набоков представляет себе ангелов, курящих на небесах, как виноватых школьников. Когда архангел проходит, они выбрасывают свои сигареты, и «вот что такое падающие звезды». Из Парижа он описывает метро: «Здесь воняет, как между пальцами ног, и так же тесно».
Мечтой Набокова в молодости было подарить Вере «солнечное, простое счастье», достаточно редкий товар для россиян их поколения. Они родились с разницей в три года — он в 1899-м, она — в 1902-м, и всю свою юность они провели, убегая от кровожадных потрясений двадцатого века. Многие их соотечественники потеряли ориентацию и уже никогда не оправились. Но каждый из них нашел путеводную звезду в другом.
Вера Евсеевна Слоним родилась в богатой еврейской семье, бежавшей из Петербурга во время революции и обосновавшейся в Берлине, де-факто первой столице антибольшевистской диаспоры. Она была бледна, тонкокостна, с огромными глазами беспризорницы. Ее элегантность в речи и одежде не уступала элегантности ее мужа. Он любил шутить, что преждевременно поседел ей волосы; это придавало ей эфирную ауру, противоречащую ее стойкости. Владимир сказал ей, что характер Веры состоит из «крошечных острых стрел».
После того, как Слонимы добрались до Берлина, отец Веры, юрист, основал издательство. Он был одним из восьмидесяти шести, которые обслуживали полумиллионную общину эмигрантов, верующих в свою русскоязычность. Вера работала в офисе. Она и две ее сестры были отшлифованы и получили образование на высоком уровне, в основном дома. «Они были воспитаны, чтобы быть совершенными», — вспоминал племянник. Быть совершенным означало удачно выйти замуж. Тем временем она преподавала английский и переводила с нескольких языков. Некоторые из ее работ были опубликованы в журнале Rul , самая престижная из торговых точек для писателей в изгнании. Одним из ее звездных авторов был молодой аристократ, ловелас, шахматист, денди и лепидоптеролог, который зарабатывал себе на жизнь частным репетитором. Свои стихи он подписывал псевдонимом В. Сирин, но литературные инсайдеры, в том числе Вера, знали его настоящее имя.
8 мая 1923 года Вера Слоним и Владимир Набоков встретились на благотворительном балу, по крайней мере, так он помнил. Шифф назначает их встречу на мосту «через канал, обсаженный каштанами». Все рассказы, в том числе рассказ Веры, сходятся во мнении, что она скрывала свои черты за черной маской арлекина, которую отказывалась снимать, пока они бродили по городу к площади Гогенцоллернплац, увлеченные разговором. Маска предполагает дерзкую преднамеренность. Неужели Вера «приставала» к Сирин, как описывает это Бойд? Было ли это прослушивание, для которого она готовилась к роли? И пришла ли она с «благоговейным ожиданием», которое Джордж Элиот приписывает Доротее Брук перед ее первой встречей с Кейсобоном?
Позже Набоков сказал своей сестре, что Вера действительно устроила встречу. Вера отказалась говорить за себя перед потомками. Но она призналась, что выучила наизусть стихи Сирина, в том числе его стихи о любви к другой женщине, и прочитала их ему голосом, который он нашел «изысканным». Писатель был соблазнен своими словами. Через два года они поженились.
Судя по этим письмам, ни одна пара никогда не имела более полного соучастия. В первом же предложении Владимир говорит Вере: «Не буду скрывать. Я так не привык, чтобы меня… ну, понимали. В 19В 24 года он размышляет: «Знаете, мы ужасно похожи». А через несколько месяцев: «Мы с тобой такие особенные; чудеса, которые мы знаем, никто не знает, и никто не любит так, как мы любим ». Он был готов отдать ей «всю свою кровь». Несмотря на десятилетия их превратностей, он называл их брак «безоблачным» — даже своей любовнице.
Однако с годами, когда «сияние» его страсти тускнеет, Набоков все больше поглощается практическими делами. К тридцатым годам он, кажется, слишком озабочен своим стилем. Для писателя, трудившегося над своей прозой, эта небрежность — поспешные фразы, полные повторений, — может быть такой же роскошью, как и его папиросы, которой, как он знал, Вера позволит себе. Но изменилось и содержание. О его творчестве меньше, за исключением усилий по его публикации, и больше о его пищеварении. Как человек без гражданства, он борется за получение виз, и «наши письма», сетует он, вырождаются в «бюрократические отчеты». Его светским обходам посвящены длинные пассажи, перечисление, по большей части, малоизвестных русских имен. Возможно, Набоков не хотел утруждать своих «Кисок» такими неприятностями, как подъем фашизма; он упоминает Гитлера ровно дважды. 7 апреля 1939 октября, в день, когда Муссолини вторгся в Албанию, Набоков прогуливается в лондонском парке, где у желтых анютиных глазок «лица Гитлера». Несколько дней спустя он проводит утро с коллегой-лепидоптерологом. «Мы говорили обо всем, начиная с гениталий Hesperiidae» — семейства* бабочек — «и заканчивая Гитлером».
Бойд и Шифф использовали эти письма для своих биографий, так что в них мало сюрпризов, за исключением откровения — обескураживающего для любителя набоковской фантастики — что он может быть скучным. Вот, например, он готовится к чтению в Париже:
Я отлично побрился и начал одеваться. Оказалось, что рукава моего смокинга были слишком коротки, то есть слишком далеко торчали манжеты красивой шелковой рубашки того же происхождения. Кроме того, ремень выглядывал из-под жилета, когда я встал прямо. Так что Амалии Осиповне срочно пришлось, прежде всего, сделать мне эти, знаете, нарукавники, из резинки, а Зензинову пришлось отдать мне свои подтяжки. . . . Когда все это было отсортировано, я выглядел очень умным.
Далее он рассказывает о своем обеде с Амалией и Зензиновым, о том, как он съел гоголь-моголь, об их прибытии на такси в «переполненный» зал на улице Лас-Каз и об усталости, вызванной необходимостью улыбаться стольким людям. поклонники. Он теряет из виду их имена, но отмечает приятное присутствие важных писателей и «тысяч» дам — «одним словом, всех». Когда чтение, наконец, начинается, он открывает свой портфель — «очень хороший», одолженный у друга, — и раскладывает бумаги. Сделав глоток воды из удобного графина, он начинает декламировать. Акустика «великолепна», каждое стихотворение встречают восторженными аплодисментами. Счет продолжается на четырех страницах.
Нет никаких сомнений в том, что госпожа Набокова очень интересовалась каждым триумфом мужа, зубной болью и яичницей. Но можно также представить, что в тяжелые минуты она уставала от его нежности («мое солнышко»), сердилась на его ласкательные прозвища («люмпикин») и возмущалась хвастовством любви, которую трудно различить. от самоувлечения («Как будто в твоей душе приготовлено место для каждой моей мысли»).
Однако мы никогда не узнаем, что чувствовала Вера. Она систематически уничтожала собственные письма к Владимиру и даже зачернила строчки, которые добавляла на их открытки к его матери. В лучшем случае она была судорожным корреспондентом. Недовольство Владимира ее эпистолярной сдержанностью — постоянная тема: «Кисюки, вы мне отвратительно редко пишете». Бойд восхищается терпимостью Набокова «к тому, что многие в его положении могли бы счесть недостатком». . . взаимность».
Однако неудачи в браке, как правило, взаимны. «Когда я думаю о тебе, мне становится так радостно и легко, — ликует Владимир Вере в 1926 году, — а так как я всегда думаю о тебе, то мне всегда радостно и светло». Он впадает в этот жизнерадостный транс в тот момент, когда новобрачную Веру отправляют в санаторий — кажется, против ее воли — вылечиться от депрессии и похудеть. В ответ на «грустное маленькое письмо», в котором она, кажется, умоляла об освобождении из заточения, он говорит ей: «Пойми, любовь моя, никто из нас не хочет видеть тебя, пока ты полностью не выздоровеешь и не отдохнешь. Умоляю тебя, любовь моя, ради меня отбрось весь этот мрак. . . . Подумай, что я должен чувствовать, зная, что тебе плохо».
Распутное самодовольство Набокова достигает своего апогея весной 1937 года, «самого мрачного и болезненного» года брака, как выразился Бойд. О сексуальной харизме Владимира ходили легенды, и Вера знала о его распутстве еще до того, как вышла за него замуж, отчасти благодаря списку примерно из тридцати любовниц, который он предоставил на бланке ее отца в начале их ухаживания. Она застала его врасплох, через четыре месяца после окончания его помолвки с богатой красавицей семнадцати лет. (Родители девушки были встревожены перспективами Набокова и, очевидно, его нравами; он поделился своим дневником с их дочерью, которая швырнула его через комнату. )
Ранее в том же году, по словам Шиффа, Вера получила анонимное письмо, написанное по-французски, но «явно от русского». Она была в Берлине с Дмитрием, а Владимир был в Париже, заигрывал с издателями, и в письме ей сообщалось, что ее муж был без ума от разведенной блондинки по имени Ирина Гуаданини, жизнерадостной кокетки из Санкт-Петербурга, которая зарабатывала себе на жизнь собакой на полставки. грумер. Вера рассказала мужу об этом слухе, а он отмахнулся. « Я запрещаю тебе быть несчастным », — говорит он ей в марте. «Нет силы в мире, которая могла бы отнять или испортить хоть дюйм этой бесконечной любви». (Недавно он упомянул о встрече с Ириной в La Coupole; он хочет, чтобы Вера знала, что во время их трапезы он потерял, но вернул колпачок своей драгоценной авторучки.)
С приближением весны пара обсуждает планы на отпуск. , она настаивает на чешском курорте, а он на пляжном домике на юге Франции. “ Ты меня беспокоишь и раздражаешь , — ругает он, — она непреклонна. И чуть позже: «Любимая моя, все Ирины на свете бессильны. . . . Ты не должен позволять себе так ». А потом в апреле: «Дорогой мой, твоя бестолковость меня совсем убивает. Что происходит на самом деле?» Что происходит, как мы узнаем от Шиффа, так это то, что Набоков наслаждается жарким сексом со своей обожаемой любовницей, одновременно лгая жене о прекращении романа. Он испытывает немалый стыд, но говорит Ирине, что не может жить без нее. Он даже намекает, что уйдет от Веры — со временем. И в письмах, которые могли бы стать увлекательным приложением, он восхваляет сверхъестественную совместимость между собой и Ириной в подозрительно знакомой прозе. «Для более смертных среди нас, — замечает Шифф, — холодным утешением является мысль о том, что даже Набоков не смог бы выманить у себя два полных словаря из-за безрассудной страсти».
«Это работа художника, — писал Ницше, — которая изобретает человека, который ее создал. «Великие люди», как их почитают, являются последующими произведениями мелкой фантастики».