Заброшенная усадьба Степановское-Павлищево — Забытые в прошлом (ЧИТАЙТЕ ПРАВИЛА!) — LiveJournal
Сегодняшний отчёт будет яркий, цветной и солнечный. Посвящен он будет очередной заброшенной усадьбе, на этот раз — расположенной в забытом уголке Калужской области. Чистый воздух, могучие сосны, красивая природа — пожалуй, идеальное место для усадьбы. Или для оздоровительного санатория.
Увы, сейчас тут нет ни усадьбы, ни санатория. Территория полностью заброшена, открыта для любых посетителей. Красивая природа, уютный парк, наличие речки рядом, а также свободный доступ для посещения одной из жемчужин дворянских усадеб Калужской области делают её очень популярной и среди туристов, и среди исследователей загородных графских поместий и просто среди местных мальчишек и жителей. Добравшись до места и припарковав машину, мы вместе с друзьями подходим к большим железным воротам. Они закрыты, однако в них дырка, а слева вообще открыт проход на территорию. Попадаем внутрь и погружаемся в лесную сказку. Тихо и уютно, поют птицы, чистейший воздух, особенно после московского. Всё располагает к отдыху и спокойному изучению усадьбы. Добрый местный житель ещё заранее подсказывал нам, где находится «вилла» или «дворец», как он выразился. Ну что же, отправляемся в небольшое путешествие)
Но перед тем, как представить вашему вниманию фотографии, хотелось бы привести историю усадьбы.
«Имение основано во второй половине XVIII века, боярами Степановыми. Наиболее известен из этого рода Платон Викторович Степанов (1798-1872), бывший в 1839-1842 годах архангельским гражданским губернатором. Родился он в семье калужского помещика Виктора Степановича Степанова и его жены Ульяны Васильевны. Участник русско-турецкой войны 1828-1829 годов. Кавалер орденов Святого Георгия 4-ого класса, Святой Анны 2-ой степени, Святого Владимира 4-ой степени с бантом; награжден серебряной медалью 1828 года, золотой шпагой с надписью «За храбрость», Польским знаком отличия за военные достоинства 3-ей степени.
Последняя владелица усадьбы — его дочь Елизавета Павловна Степанова (по первому мужу Шлиттер, по второму — Ярошенко). Сохранились письма А.П.Шлиттер, написанные в 1875 году и адресованные Василию Александровичу Ярошенко, будущему мужу и брату известного художника (на их основе господин О.Н. Любченко написал двадцать восемь страниц текста под названием «История старомодной любви»). Сама Елизавета Павловна называла себя в это время экзальтированной идеалисткой, требовавшей от жизни всего абсолютного.
Есть записи воспоминаний Марии Степановны Заболоцкой, сделанные её мужем, Максимилианом Волошиным. «Степановское было дачное имение Калужской губернии. Там была масса цветов. На цветники тратили по 12-15 тысяч в год. Елисавета Платоновна привозила садовников из Италии, Франции… Там было много детей. Я была воспитанница Ярошенок. Собственно, богата была Елисавета Платоновна. …Они были не дворяне, а бояре. Все было энглизировано. За каждым ребенком стоял за столом ливрейный лакей. Против дома был цветник. И все обнесено высокой стеной. По звонку спускались все в гостиную. И там ждали. Потом дворецкий докладывал Елисавете Платоновне, что «кушать подано», и все переходили в столовую. Столовая была большая, двухсветная.»
В Степановском были удивительные комнаты. Столовая очень светлая желто-золотистая. Большие окна, и сверху еще ряд светлых окон. Окна выходили на широкий луг. Подъезд к дому занят японским газоном. Висели большие картины в золоченых рамках, несколько картин Ярошенко («Извержение Везувия») и еще одна картина — старинная: «Аввакум приносит в жертву Исаака». Потом шла гостиная. Там были тяжелые портьеры. Она почти всегда была темная. Потом малая светлая гостиная. Потом почти пустая комната, где была стена, выкрашенная масляной краской. Там висел рисунок «Танцующие женщины Помпейские». И еще другая такая же — библиотека. Подоконники были мраморные, разных цветов — розовые, зеленые. А над этим комнатами — наверху — была комната Елисаветы Платоновны. Кушетка, на которой она жила, была совсем пустая. Потом химический кабинет Василия Александровича из двух комнат: одна очень большая, заставленная химической посудой, и другая, совсем маленькая. А потом к крылам здания шли комнаты детей и моя комната. Еще для гостей был флигель. Сад спускался террасами к реке. Там на воде стоял домик «Арсенал», где хранились лодки, водные лыжи, гоночные лодки и т. д. Вдоль реки шла липовая аллея, а потом ее пересекала кленовая, светлая, лучистая. А дальше начинался фруктовый сад. В нижней части были гроты, подземелья, пещеры. Там было жутко. Я и не везде там была».
В 1919 году из Степановского в Калужский художественный музей поступили хранившиеся в усадьбе девять работ Н.А. Ярошенко и ещё несколько картин голландской и итальянской школ. После революции в усадьбе размещались дом отдыха, пионерский лагерь, детский дом, санаторий, туберкулезный диспансер. Здесь был лагерь польских военнопленных «Павлищев Бор». (с)
1. Пройдя мимо обычных хозяйственных построек, поворачиваем налево и подходим к массивным красивым воротам. Это бывший въезд в парадную часть усадьбы. Наверху пилонов стоят скульптуры грациозных оленей, а точнее остатки от них (рога отбиты, сильно потрескавшиеся тела). Без приближения их плохо видно, но поверьте, лучше взглянуть, как они выглядели раньше.
2. А вот и старая дореволюционная фотография парадных ворот, одна из трёх найденных на просторах интернета.
3. Это на старых фотографиях весь парк ухожен и ровно пострижен. Сейчас всё сильно разрослось, растения, кусты и деревья наступают на постройки, тропинки и дороги. Пробираешься, словно через какие-то джунгли.
4. Но вот перед нами показывается впечатляющий господский дом. Когда-то он выглядел роскошно и потрясающе, теперь же он похож на обшарпанный и повидавший виды. Однако от этого он не потерял своей привлекательности и респектабельности. Особенно удивляет тот факт, что усадьба является памятником архитектуры и охраняется государством. Были попытки реставрации после пожара в 80-ых, 90-ых годах, но ни к чему путному они не привели.
4. Хотя почему же — в доме сохранился аж один фрагмент отделки потолка.(!) Потолок подпёрт деревянной балкой. Учитывая тот факт, что усадьба никем не охраняется, а вокруг может найтись парочку подростков-разрушителей…Да и вообще — надёжность на высочайшем уровне, заходить сюда боязно. Ещё благодаря реставрации, всё же крыша была покрыта жестью, что хоть как-то защитит усадьбу от сырости и влаги. Но опять же ненадолго. В других помещениях — одни голые стены, почти все перекрытия потеряны.
5. Спустимся лучше в усадебные подвалы. Красивые кирпичные своды и отсутствие мусора делают их привлекательными в фотографическом плане. Однако без штатива тут нечего и делать — только несколько помещений хоть как-то освещены, остальные же в полной темени. А ещё там было ужасно холодно. Мороз просто пробирал до костей. А поскольку сверху было яркое солнце и чуть не жара, то сюда спускаться было как-то неуютно) Но это всё же того стоило.
6. Вечная проблема солнца дала о себе знать — именно в это время суток оно светило из-за наиболее выигрышного в плане съёмки ракурса главного дома.. То есть позади круглой ротонды с колоннадой на втором этаже. Ну что же делать. Всё же выкладываю пересвеченный кадр, как мог, я его вытянул, дальше уже сложновато) А теперь давайте посмотрим на левую стену дома с колоннами…
7. …и на этот кадр. Увы, полностью сопоставить дореволюционные фотографии с новыми снимками не выходит — так как эти фотографии я нашёл буквально на днях и понятия не имел, что они вообще существуют. Оказываются, есть — в фондах Калужского областного художественного музея. Как потрясающе красиво выглядел дом когда-то! Множество декоративных элементов, статуй и скульптур.
7. Сразу предупрежу — лестница наверх не внушает никакого доверия, подниматься по ней не советую. Аккуратно держась за стенку и выпирающие элементы, пройдя наверх, я поднялся на крышу. Она новая, но ходить по ней всё равно не стал. Зато решил сфотографировать остатки декоративной лепнины на квадратной башенке. Она хорошо видна на кадре №4.
8. Внутри самой башни можно сфотографировать старые оконные проёмы. На четвертом кадре они опять же хорошо видны.
9. Спустившись вниз, мы запечатлели колонны на веранде.
10. Обойдём дом вокруг — всё же с одной выигрышной позиции можно сфотографировать его без помехи со стороны солнца. Парадный вход. Вообще главный усадебный дом чем-то действительно похож на итальянские особняки-виллы, уж больно сумбурная архитектура. Особенно трудно воспринимать её после небольших перестроек (?) и потерь элементов.
11. А вот так он выглядел около сотни лет назад. Хорошо видны масштабы разрушений.
12. Теперь отправимся изучать остальную территорию усадьбы. Снова пробираемся сквозь заросли бывшего парка.
13. Проходим через ворота и направляемся к бывшему дому управляющего.
Да, наверное, стоит привести план усадьбы (делал не я, огромное спасибо автору!) для лучшего восприятия. Сейчас мы стоим у цифры 3, осмотрели цифру 1 и направляемся к цифре 5. Далее будем продолжать осмотр по часовой стрелке.
14. А вот и дом управляющего. Тоже достаточно красивая архитектура, хотя и более аскетичная, чем во дворце, что вполне логично. Ещё недавно здесь располагался медицинский корпус, о чём говорят решётки на окнах со змеями в чаше.
15. Войдём внутрь здания. В парадном зале висели фотографии ветеранов и участников войны, различные стенды.
16. В здании достаточно много помещений — однако все они замусорены, некоторые — в аварийном состоянии. Стоит смотреть и под ноги, и на потолки. Сохранилось много различных медицинских банок, шкафов, документации.
17. Одна из комнат.
18. Ещё раз парадный холл. Здесь пустовато, зато не очень много мусора. Скорее всего когда-то здесь висела красивая старая люстра, потом в советское время была другая, восстановлена роспись потолка — а может, и вовсе нарисована новая, сиё мне неизвестно. Теперь же люстры вообще нет никакой.
19. Много разной медицинской и обычной мебели, бумак и банок. Чем-то напомнило аналогичный медицинский флигель в усадьбе Семёновское-Отрада.
20. Плакат на тему медицины, СССР и ВОВ. Всё уже никому не нужно и постепенно погибает от времени и мародёров.
21. Выходим из дома управляющего и продолжаем изучение территории. Когда-то красивый советский фонтан забыт и разбит, а слоник без головы стоит уже не над водой, а среди растущих прямо со дна берёз и деревьев.
22. Далее видим следующие постройки — скорее всего это перестроенные дореволюционные здания. Возможно в них и держали польских военнопленных, позже расстрелянных под Катынью. А потом здесь вполне могли проходить лечебные процедуры посетители оздоровительного санатория.
23. Внутри совсем пусто, ограничимся одним кадром на солнечной веранде.
24. Доходим до других хозяйственных построек — внутри ничего нет, зато вот в уголке притаился Петр Ильич Чайковский собственной персоной. Но здесь ему явно не нравится. Вот оно — отношение нашего государства к культуре и памятникам истории.
25. Когда-то здесь был клуб, теперь одно воспоминание.
Вот такая вот усадьба. Несмотря на многочисленные разрушения и ветхость, она всё же оставляет после себя на редкость приятное впечатление и восхищение архитектурой прошлого. Только вот обидно, что всё это никому не нужно.
При написании статьи были использованы следующие источники:
1. http://lobgott.livejournal.com/51337.html
2. http://mavicc.livejournal.com/3915.html
3. http://www.4turista.ru/node/1348
4. http://yukhnov.xost.ru/guest/g5/
5.http://kaluga-apx.livejournal.com/16788.html
Tags: Калужская область, санаторий, усадьба
Усадьба Степановское-Павлищево — Нататурка.Ру — Памятники Архитектуры и Не Только
Усадьба Степановское-Павлищево (Россия, Калужская область, Юхновский район, Павлищев Бор)
Как добраться? На автомобиле по Киевскому шоссе [М 3] от Москвы проследовать до нас. пункта Куровское, не доезжая его — левый поворот перед эстакадой на указателе «на Верею». Через 20 км опять же левый съезд (на Павлищев Бор) и ещё 3 км до почты. Вход в усадьбу располагается рядом с местным отделением связи.
По некоторым данным усадьба в частной собственности, но не востанавливается
Уже сами ворота указывают на то, что за ними скрывается нечто заброшенное, но поржавевший засов еще крепко охраняет имение от непрошенных гостей, впрочем войти можно минуя их — через пролом в заборе. От ворот прямая и долгая аллея, направо — въезд на хозяйственный двор, устроенный в виде закрытого каре, во главе которого высится дом управляющего с колоннами и мезонином. Эта часть имения неплохо сохранилась.
Налево — парадная часть. Огромные пилоны главного въезда, увенчанные скульптурами оленей, задают тон респектабельности… Отсюда из-за густой зелени деревьев видна башня дворца, отстроенного в конце XIX столетия.
Описание усадьбы Степановское-Павлищево
Дворцовая постройка, одна из самых роскошных на Калужской земле, сегодня оказалась бесхозной. Имение основано во вт. пол. XVIII в., боярами Степановыми. Одной из последних представительниц рода, кому принадлежала усадьба, была Елизавета Платоновна. Она вышла замуж за инженера В.А. Ярошенко, брата известного художника-передвижника — Н.А. Ярошенко.
Дворцовая постройка, одна из самых роскошных на Калужской земле, сегодня оказалась бесхозной. Имение основано во вт. пол. XVIII в., боярами Степановыми. Одной из последних представительниц рода, кому принадлежала усадьба, была Елизавета Платоновна. Она вышла замуж за инженера В.А. Ярошенко, брата известного художника-передвижника — Н.А. Ярошенко.
Об усадьбе и ее владельцах рассказывает в своих воспоминаниях Прасковья Ивановна Васильева, воспитанница Василия Александровича и Елизаветы Платоновны Ярошенко. Воспоминания были записаны в 1948 году сотрудницей музея М. Е. Шереметевой. «На главной террасе дома, среди оранжерейных деревьев и цветущих кустарников высились белые статуи — гипсовые фигуры крылатых гениев. От фасада дома к реке Тече спускался уступами-террасами старый парк; длинная, «темная», липовая аллея вела от дома к купальне на реке. Купальня была построена из белого камня в романтическом стиле в виде развалин замка с башнями и стрельчатыми окнами; через окна можно было из водоема купальни выплывать в запруженную реку Течу».
Неотъемлемой составляющей дворцового интерьера была живописная коллекция, которая включала произведения Николая Ярошенко.