Усадьбы 19 века в россии: Родом из XIX века: 10 исторических усадеб России для поездки на выходные

Русская усадьба 19 века: забытое очарование

Строительство, архитектура, дизайнМесто в жизни

Если заглянуть в архивы старых журналов, можно наткнуться на удивительное издание «Мотивы русской архитектуры», которое выходило в Петербурге в 19 веке. Там вы найдете проекты загородных домов, от которых непременно защемит сердце. Mesto.ru рассказывает о русской усадьбе, традиция которой навсегда утрачена.

Резные фасады, легкие, классические формы, нежные башенки, уютные окна – деревянные русские усадьбы поражают нас своей красотой и вызывают нечто вроде архетипной тоски по чему-то очень родному и близкому, но потерянному задолго до нашей эпохи. 

Слово «усадьба» (в понимании, близком к современному) появилось, по крайней мере, с XVII века. Появление первых усадеб относится к далекому прошлому. Даже Москва на ранней стадии своего существования была всего лишь усадьбой. После того как она стала княжеской резиденцией, рядом с княжеским дворцом появились усадьбы придворных, которые первоначально не выходили за пределы кремлевских стен.

Усадебный мир создавался очень тщательно и подробно. В хорошей усадьбе всё должно быть продумано до мелочей. К примеру, жёлтый цвет усадебного дома подобно золоту являл богатство хозяина. Кровлю поддерживали белые (символ света) колонны. Серый цвет флигелей — это удаленность от деятельной жизни. А красный в неоштукатуренных хозяйственных постройках — наоборот, цвет жизни, деятельности. Всё это тонуло в зелени садов и парков — символе здоровья и радости. Этот идеальный мир, становясь значимым в усадебной символике, отгораживался от окружающего мира стенами, решетками, башнями, искусственными рвами-оврагами и прудами.

Кроме основного дома, где жили хозяева, усадьба могла содержать конные и скотные дворы, амбары, оранжереи и теплицы, часто созданные в стилевом единстве. Строили усадьбы в соответствии с действующим на тот момент «большим стилем»: это и классицизм, и барокко, и национальный стиль. 

Зодчие русских усадеб старались их делать радостными, цветными, в итоге фасады часто были украшены деревянной резьбой и раскрашены в синие, красные, желтые и зеленые цвета. Дополнением к этому служили пучки, колонны, пилястры, обрамленные окна. Многие русские усадьбы были построены по оригинальным проектам известных архитекторов, в то же время немалая часть строилась по «типовым» проектам. В усадьбах, принадлежавших известным собирателям и коллекционерам, были целые музеи  искусства.

После Отечественной войны 1812 года большинство зданий было выполнено в традициях ампира — последнего, яркого периода классицизма. В провинциальных усадьбах знатных владельцев господские дома представляли собой каменные сооружения дворцового типа. Парадная архитектура классицизма с портиками стала олицетворением социального и экономического престижа. 

Расцвет русской усадебной архитектуры пришелся на XIX столетие. Каких только стилей не довелось лицезреть среди помещичьих построек и конечно же уютной дворянской меблировки! Все испробовали в своих усадьбах их владельцы. Зодчие строили дома и в стиле «русской готики», и в «помпейском вкусе», и таком стиле, как неоренессанс. У нас, на русской почве, он трактовался очень широко и свободно — от романтического и «декоративного» понимания до точного копирования конкретных памятников архитектуры. Этот новый стиль, вольготно прижившийся на русской почве, стали называть «а la Renaissance».

В архитектуре русских усадеб, их внутреннем убранстве, а также в декоративно-прикладном решении усадебной мебели в XIX веке все чаще начинают проявляться черты национального романтизма. Чем же отличалось это новое направление? В усадебных постройках, начиная с господского дома, хозяйственных служб и особенно решения церковных зданий, зодчие умудрялись искусно и органично соединять декор готической архитектуры с древнерусской. И результат оказался ошеломляющим — слились воедино допетровское искусство и искусство второй половины XVIII — начала XIX века. Речь идет не только о загородных резиденциях самых богатых дворян – которые сейчас превращены в музеи.

Строить дома в русском архитектурном стиле было принято и у весьма скромно жившей интеллигенции. Тем не менее, даже проекты простых загородных дач поражают нас сегодня своей продуманностью и утонченной оригинальностью. Этот стиль был полностью утрачен за советскую эпоху. Сейчас загородные дома в России строятся по западным канонам, и свой собственный облик загородного дома  у нас вряд ли появится в ближайшее время. 

Творческий сайт Григория Одинцова — Деревянные усадьбы XIX века

Страницы сайта

Видео — фильмы

Визитка сайта

Проектные работы

Статистика

Онлайн всего: 1

Гостей: 1

Пользователей: 0

Яндекс метрика

Архитектура деревянного усадебного дома XIX века

       Любовь к дереву, к деревянному дому, у русского человека была во все времена. Это где-то на подсознании, на седьмом чувстве. И во все времена деревянный дом на Руси считался самым хорошим, самым удобным для проживания, самым лучшим для здоровья человека. Да и по цене деревянный дом выгодно отличался от кирпичной постройки. Поэтому понятно стремление сначала боярина, потом дворянина, а позднее купца и промышленника, построить для себя дом из деревянных конструкций. И при анализе сохранившихся до наших дней усадебных домов мы видим очень много домов, построенных из деревянных конструкций.

       Если очень схематично нарисовать таблицу смены архитектурных стилей в России на протяжении XIX века, то получится следующая картина. Начало века – это классицизм, постепенно переходящий, особенно после 1812 года, в победный ампир. А где-то с 1840-х годов начинается активный поиск новых форм, начинается время эклектики, которая восстала против академических догм античного зодчества. И только в самом конце XIX века начинает набирать силу по-настоящему новый стиль — модерн.
       Но параллельно этой смене стилей, строились небольшие городские и загородные усадебные дома в традиционных формах стиля ампир. Их продолжали строить даже во второй половине века, когда вокруг господствовала эклектика, создавая сказочный симбиоз самых причудливых сочетаний архитектурных стилей и деталей прошлых лет.
Традиционный «барский дом» с колоннами, на лужайке, привлекал внимание всех слоев тогдашнего общества. И зажиточный купец, и новоявленный промышленник тоже строили для себя ампирный дом с колоннами. Очевидно, что бы почувствовать себя ровней с дворянами.  

       На примере нескольких деревянных усадебных домов мы сегодня имеем возможность проанализировать основные приемы и методы их создания.

1. Усадебный дом в Новоспасском — родовое гнездо композитора М.И.Глинки

       Усадьба расположена в юго-восточной части Смоленской области на реке Десне. По названию церкви «Спасо-Преображенская» усадьба получило название — Новоспасское. Усадебный дом в Новоспасском был построен отцом композитора И.Н.Глинкой в 1807—1810 годы на месте предыдущего. Во время Отечественной войны 1812 г. имение было разграблено. В 1813 году после возвращения Иван Николаевич  выстроил заново усадебный дом.

Великий русский композитор Михаил Иванович Глинка родился в усадьбе Новоспасское в 1804 году. Здесь, в имении отца, Глинка провёл 12 лет детства, и покинул его в 1817 году, когда уехал учиться в Петербург.
Во второй половине XIX века усадьба была продана, деревянный дом разобран, имение после этого пришло в полный упадок.
       Усадебный дом восстановлен уже после революции, в 1970-е годы. Использовались архивные документы, воспоминания и живописные работы современников М.И. Глинки.
В наши дни в усадьбе работает мемориальный музей М. И. Глинки.


       Наверное, самое интересное и самое главное в том, что дом восстановлен в деревянных конструкциях. Это придает ему историческую правдивость и естественность. Но здесь начинается и первое противоречие между конструкцией здания и элементами его отделки.

       В Новоспасском дом восстановлен в деревянных конструкциях и с деревянной обшивкой стен снаружи. И это очень хорошо. Но в деталях присутствует штукатурные работы и лепнина. Это колонны, капители, балюстрада и некоторые другие детали. Получился некий симбиоз полностью деревянного особняка и деталей, привнесенных из каменной архитектуры.

 

       Интерьеры были решены без применения открытых деревянных поверхностей. В результате реставрации получился вполне традиционный барский дом с оштукатуренными и окрашенными стенами и паркетными полами.
Но нам сегодня приходится рассматривать не историческое здание — а своего рода фантазию архитекторов-реставраторов на тему деревянного усадебного дома.

2. Усадьба Болдино — музей заповедник  А.С.Пушкина

       Уже с XVI века эта земля находилась во владении дворянского рода Пушкиных. В 1741 — 1790 годах поместье принадлежало деду великого поэта, Льву Александровичу Пушкину. Впервые А. С. Пушкин приехал в Болдино в 1830 году, накануне женитьбы на Наталье Гончаровой. Молодой жених собирался провести здесь пару недель, чтобы оформить все необходимые документы и вступить во владение 200 крепостными крестьянами, которые ему выделил отец.

Однако эпидемия холеры, охватившая Нижегородчину, преградила путь поэту, и он остался в карантинной зоне. Три осенних месяца 1830 года, которые поэт провёл в Болдине, отмечены небывалым взлётом творческого вдохновения.

 


Кабинет Пушкина с классической отделкой стен. В этой комнате нет и намека на то,

что здание в своей основе деревянное

Среди построек в Болдино есть дом Вотчинной конторы, где Пушкин жил во время своего последнего

посещения усадьбы. Интерьер  интересен своей простой отделкой, без какой либо обшивки стен

       Внимание, проявленное к подобным усадьбам вполне объяснимо – они воссоздавались как музейные здания, как свидетели жизни и творчества наших любимых писателей, композиторов, художников. Сегодня их посещают тысячи туристов, они включены в многочисленные экскурсионные маршруты. Но определенный налет «новостройки» в них, безусловно — присутствует. И есть некоторая театрализованность, которая наверно вполне допустима при создании музея.

       Значительно интереснее посмотреть не заново воссозданные, а сохранившиеся здания деревянных усадебных домов. Как наглядное пособие для изучения деревянного дома можно привести пример восстановления усадебного дома в Васино.

3. Усадьба Васино

       Старинная усадьба Васино расположена в Чеховском районе Московской обл. на высоком берегу реки Люторки, в тенистом парке. В начале XIX века здесь бывали декабристы, а в конце века в Васино бывал земский врач А.П.Чехов, приезжавший из соседнего Мелихова. Усадебный дом деревянный, с обшивкой досками. Этот дом – один из немногих уцелевших в Подмосковье образцов деревянных усадебных построек в стиле Ампир. После революции в ней размещалась школа, затем дом отдыха. После развала СССР здание много лет стояло заброшенным. Восстановление начато в 2014 году.


На фотографии 1991 года усадебный дом виден еще в хорошем состоянии,

в нем многие годы размещалась школа


 

Еще фото 1991 г. – видно, что находится здание в хорошей сохранности


 

Дом был в хорошей сохранности до 1990-х гг., затем простоял в заброшенном состоянии более 20 лет,

и сейчас ведется реставрация с полным восстановлением первоначальных деревянных конструкций

Это все весьма печальная история, но благодаря данной ситуации сегодня есть возможность посмотреть детали деревянной конструкции «типового» усадебного жилого дома начала XIX века, и увидеть — как создавались такие дома.


Основа дома – это обычный, хорошо всем известный деревянный сруб, выполненный в наиболее простом варианте, то есть срубленный в «обло» с остатком. Сруб обшит досками снаружи и изнутри. И главное состоит в том, что наружная обшивка досками и является фасадной отделкой. Деревянные дощатые стены выявляют деревянную конструкцию дома. И портик, украшающий фасад дома и все детали портика – колонны, капители, детали капителей – все детали отделки тоже выполнены из дерева.

И эти деревянные дорические капители русские плотники выполнили очень похожими на классические капители. 

 


Усадьба Васино.  План дома — проект реставрации

Усадьба Васино.  Поперечный разрез дома — проект реставрации

       Интересен и подход к отделке интерьеров. Внутри стены дома тоже не стали штукатурить, а просто оклеили обоями по доскам. Остатки этих обоев можно увидеть на стенах, по крайней мере сегодня, в процессе реставрации, их можно изучить и воссоздать их рисунок.

       В целом знакомство с усадьбой Васино дает огромный пласт информации о методах строительства небогатых загородных усадеб в XIX веке.



Усадьба Васино.  сохранившийся фрагмент обоев

Сегодня сложно сказать, в какой степени реставраторам удастся воссоздать всю структуру этого уникального деревянного здания, но начатая реставрация ведется успешно.

4. Дом Волкова в Вологде

Много деревянных усадебных зданий сохранилось в Вологде. И одним из первых хочется назвать одноэтажное деревянное здание, построенное для городского головы Н.А.Волкова в 1814 году. Многие годы здание было одним из центров культуры Вологды. А с 1973 года в доме размещается городская музыкальная школа.


Здесь применен сложившийся в Москве излюбленный прием композиции одноэтажного особняка

с выходящим во двор парадным крыльцом с узорными кронштейнами

 

Фасад — проект реставрации


 

План — проект реставрации



Резные деревянные детали отделки фасадов как бы повторяют любимые ампирные мотивы, которые мы привыкли видеть в штукатурном исполнении на фасадах каменных домов.



Особенно впечатляет выполнение колонн и капителей в деревянном варианте

Интерьеры в здании выполнены в традиционной штукатурной отделке,

и в них очень важное значение приобретают печи

5. Дом Соковикова в Вологде

       Совсем по-другому выглядит в Вологде дом Соковикова. В отличии от большинства деревянных усадебных домов это здание имеет два этажа. С 1830 года дом протоиерея П.В.Васильевского, С 1867 года – купца И.М.Соковикова. Последним его владельцем был сын Ивана Михайловича Соковикова – Иван Иванович. В 1918 году дом был национализирован. Весной в здании разместилось австрийское посольство. После революции назначение дома постоянно менялось, в восьмидесятые годы был музей истории молодежного движения, проводились выставки.


       Дом Соковикова уникален для Вологды своим архитектурным решением. Обращают на себя внимание черты компоновки, свойственные домам первой половины XIX века: наличие антресольного этажа, расположение парадного входа со двора. Архитектура выдержана в стиле ампир: дом производит впечатление простоты и одновременно торжественности. Выразительно оформление портика на северном фасаде: две пары широко расставленных колонн, поставленных на выступ нижнего этажа и поддерживающих антаблемент с треугольным фронтоном, образуют балкон с балюстрадой. Балконная дверь трактована как крупное тройное окно со сложным наличником. Дом завершен карнизом большого выноса с крупными выступами — дентикулами. Над небольшими окнами первого этажа располагаются полуарочные декорированные резные наличники. Во втором этаже высокие окна обоих уличных фасадов обрамляют рамочные наличники с легкими и простыми сандриками.

       Дом Соковикова относится к числу наиболее значимых деревянных построек Вологды.


Планы первого и второго этажа


Решение дорического ордера в деревянных конструкциях

Фотографии:

В статье использованы материалы и фотографии из интернет — журнала  «Архитектурный стиль».

Все фотографии принадлежат авторам статей и привлечены в данное исследование только для иллюстрации темы.

Интерьеры усадебных домов с открытыми бревенчатыми конструкциями стен, или со стенами, обшитыми обычными досками, очевидно имели весьма широкое распространение. Во всяком случае, в живописи такие интерьеры не редкость. Логически это совершенно оправданный вариант отделки стен, простой, долговечный и не требующий частых ремонтов. В наши дни уже очень сложно доказать или опровергнуть подобное предположение, так как первоначальные интерьеры почти нигде не сохранились. Но в работах русских художников интерьеры с деревянными стенами присутствуют и дают реалистическую картину. Картину жизни в небогатом усадебном доме, так роднящую его интерьер с внутренним видом простого деревенского деревянного дома, каких на Русской земле были миллионы. Помню, что подобные картины встречал и в Третьяковской галерее. Несколько примеров удалось подобрать для данной статьи.

Кабинет дома в Островках, имении Милюкова (худ. Сорока Г.В.-?) 


Жуковский С.Ю. — Весенние лучи. Интерьер 1912 г.

 

Жуковский С.Ю. — Радостный май, 1912 г. ГТГ
 

Интерьеры диванной  и гостиной в доме Д. Н. Философова в имении Богдановское

Новоржевского уезда Псковской губернии, 1840 гг. (Неизвестный художник первой половины XIX века)

       Деревянные усадебные дома XIX века представляют собой своеобразное и очень необычное направление в истории русской архитектуры. Строгая классика здесь переплетается с народными методами строительства деревянных домов, которые веками создавались на Руси. Конечно, стены большинства деревянных домов XIX века оштукатуривались снаружи и изнутри, и таким простым методом зрительно приобретали характер каменной постройки. Простой и недорогой деревянный дом становился похожим на богатый каменный усадебный дом.
       Но значительно больший интерес сегодня представляют собой усадьбы, в которых деревянная отделка сохранена в своей изначальной сути. Деревянные дощатые стены доносят до нас историческую правду о том, как строились и как отделывались дома небогатых дворянских имений. И как позднее все эти приемы перешли на создание купеческих домов, а затем и усадеб пореформенной России.

……………………………………….

Москва.   07 ноября 2018 г

Новости сайта

— 26 января 2023 г.

Древнерусские книги — это фактически не только «рукописные книги», как мы обычно говорим, но еще и «нарисованные». Графика является в них важнейшей составляющей.

— 30 октября 2022 г.

Церковь Богоявления с Запсковья уникальна, ее невозможно спутать с каким-либо другим сооружением на необъятных просторах Руси. Богоявленская церковь — истинно Псковская — и это главное.

— 10 октября 2022 г.

Основные здания Новодевичьего монастыря, все это великолепие стен и башен, церквей и колокольни – построено в годы правления царевны Софьи в последние два десятилетия XVII века. Здесь, заключенная в своих «палатах», она и прожила последние годы.

— 3 сентября 2022 г.

Небольшая речка Филька, длиной около 10 км, протекает на западе Москвы. Эта скромная речка с большой и славной историей дала имя ФИЛИ. Почти на всём своём протяжении речка заключёна в подземный коллектор, а по руслу Фильки проложена открытая Филевская линия метро. И пассажиры метро даже не догадывается, что они как бы виртуально плывут по давно уничтоженной речке Фильке. 

— 17 апреля 2022 г.
Этот путь по берегам Москва-реки, по полям и лугам, вдали от города и деревень, я открыл для себя в шестидесятые годы. Пешком от железнодорожной станции до Звенигорода и до Саввино-Сторожевского монастыря.

— 2 февраля 2022 г.

Сведения о палатах Аверкия Кириллова на Берсеневке разбросаны по многим источникам, притом сведения самого разного направления. Я постарался собрать и систематизировать материалы, чтобы получить комплексный отчет об архитектуре этого здания.

— 17 ноября 2021 г.
Вспоминаю тот момент, когда я свернул с улицы Ф.Энгельса в Гавриков переулок и помчался вниз по весьма крутому спуску. И краем глаза увидел слева подпорную стену, и над очень непривычную, какую-то сказочную церковь

— 29 октября 2021 г.

Еще один — четвертый лист  о реставрации Новоспасского монастыря. Здесь только одна, но зато крупная фотография с панорамой 1967 года, и некоторые пояснения.

— 25 октября 2021 г.

Новоспасский монастырь в XX в. – это возрождение из руин огромного комплекса зданий и сооружений, создававшегося в течение нескольких веков. После блокировки программы «Adobe Flash Player» я вынужден был переработать 1 стр. и добавить еще одну. Так получились три листа, вместе они составили новый раздел на главной странице сайта.

— 21 октября 2021 г.

Палаты у северных ворот Новодевичьего монастыря, или Лопухинские палаты, являются одним из ярких примеров стиля «Нарышкинского» или Московского барокко.

— 6 октября 2021 г.

Озвучить свои воспоминания о Старом Арбате мне давно хотелось. В школьные годы это были своего рода «экскурсии по магазинам», в юности — прогулки по очаровательным арбатским переулкам. И наконец живая торговая улица, куда мы приезжали за продуктами и книгами многие годы. И в театр и кино тоже. Сегодня Арбат так изменился, что уже стал «не наш». Но живы воспоминания и сохранились старые фото, которые помогли мне написать эту статью.

— 21 сентября 2021 гг

Как создавались архитектурные чертежи во 2-й половине ХХ века, с 1950-х гг. и до сегодняшних дней? История архитектурного чертежа весьма интересная.

— 27 июля 2021 г.

Неоклассицизм — красивый и очень недолгий период в русской архитектуре, фактически с начала ХХ века и до первой мировой войны. Но очень плодотворный период.

— 28 июня 2021 г.

Продолжаю дополнять статьи по усадьбам. Новая работа называется «Высокие горы», эта городская усадьба находится в Москве на Садовом кольце между Курским вокзалом и Яузой. Очень красивая и … необычная ))

— 19 июня 2021 г.

Продолжение исследований архитектурных стилей. На очереди — Неорусский стиль, который ориентируется на исторические корни, идущие от древнейшей архитектуры Новгорода, Пскова и Владимира, сооружений глубоко национальных по духу. Очень сложная тема, и запутанная в сегодняшнем интернете.

— 11 июня 2021 г.

Все старые отчеты по теме — «Прогулки-экскурсии» — постоянно размещены в моем Блокноте в Живом журнале — https://archistorik.livejournal.com/ — под соответствующей меткой.

— 11 июня 2021 г.

В совсем еще новый раздел «Усадьбы XVIII – XIX вв.» добавлена статья о подмосковной усадьбе Люблино.

— 8 июня 2021 г.

Подмосковная усадьба Архангельское, большой комплекс зданий самых разных эпох, от XVII в. и до середины XX в. И на главную страницу добавлен новый раздел: Усадьбы XVIII – XIX вв. 

— 2 июня 2021 г.

В разделе История русской архитектуры откорректированы «картинки». Теперь все названия конкретизированы, с указанием веков или лет. В общий перечень страниц названия включены по алфавиту:

— Древнерусская архитектура
— Барокко, классицизм, ампир
— Эклектика

— Модерн

— 22 марта 2021 г.

Продолжение исследования архитектурных стилей:

Часть — 4. Модерн.

Это давняя статья 2016 года, которую я откорректировал и дополнил. Она посвящена московскому модерну во всех своих вариантах — и шикарному и деловому

— 11 марта 2021 г.

Вторая половина XIX века наполнена значительными историческими событиями. Это и поиски «русского стиля» и строительство многоэтажных и основательных жилых домов. Часть — 3. Эклектика

— 26 февраля 2021 г.

Разработанные и даже опубликованные материалы по Истории русской архитектуры вновь отправляю в корректировку. Теперь будет новая, более четкая структура:

1 — Древнерусская архитектура,

2 — Классические стили,

3 — Эклектика,

4 — Модерн, 5 — Ретроспективизм.

— 8 января 2021 г.

Шатровая церковь в селе Остров  – её значение в нашей истории, её исследования и реставрация. Статья подготовлена к юбилею – 11 января моему сайту исполняется 11 лет, все-таки солидная дата…)

— 17 декабря 2020 г.

Работа посвящена Керчи, героическому городу в Крыму, где все века соединились вместе — раскопки античных сооружений, византийская архитектура и русский классицизм. Монументальные лестницы — это визитная карточка города. Керчь стоит у моря, но это не курорт, а промышленный трудового город.

— 16 ноября 2020 г.

Рассказ о конкурсном проекте Храма-памятника 1000-летия крещения Руси. Это была интересная и абсолютно новая тема для СССР. Первая попытка осмысления подхода к проектированию и строительству церковного здания в новых условиях, после многолетнего запрета. Конкурс не дал реальных результатов, но был своего рода стартом для строительства церквей в постсоветской России.

— 6 ноября 2020 г.

Открыта страница  дополнений  к Юбилейному альбому. Это первый блок дополнительных материалов, который будет продолжен, работа уже ведется.

— 14 сентября 2020 г.

Памятник архитектуры XII века — собор Антониева монастыря в Новгороде, случайно «открытый» мною во время командировки.

— 19 июля 2020 г.
Арка Генерального штаба, и мои воспоминания о том, как мы нашли впервые это место, знакомясь с Ленинградом в 1965 г. Статья иллюстрирована необычными фотографиями апреля 2020 г., с пустынными улицами и площадями города на Неве

— 20 мая 2020 г.

На сайт добавлен новый раздел Видео — фильмы, с моими работами по созданию Видео из фотографий. Это своеобразный жанр, и есть даже некоторое преимущество перед кинолентой. В этом разделе, так же как и в Гостевой книге, можно написать комментарии.

— 17 апреля 2020 г.

Исследование: Патриарший дворец в Кремле. В основе размышления об архитектуре Кремля, мои фотографии, а так же материалы из самых разных источников.

— 5 апреля 2020 г.

Небольшая статья о доме и усадьбе в Потаповском переулке. Место красивое, давно знакомое — переулки старой Москвы, и я обрабатывал фотографии и графику с большим удовольствием.

— 14 марта 2020 г.

Скорректировал Главную страницу. Впереди вновь поставлены разделы по исследованиям Древнерусской архитектуры, которыми я занимаюсь уже более десяти лет.

— 11 января 2020 г.

Сегодня у моего Творческого сайта юбилейная дата, ему исполняется 10 лет :))

— 21 ноября 2019 г.

Сегодня на сайт добавлен раздел Яндекс-метрика — в левой колонке внизу. При клике раскрывается таблица с детальной статистикой.

— 15 ноября 2019 г.

В новом отдельном разделе «Проектные работы» открыта статья Проекты: 1968 — 2008 гг.

— 7 ноября 2019 г.

Недавно решил поменять доменное имя сайта на более короткое и четкое. И сегодня мой сайт появился в интернете с новым доменом — odintsof.ru — некоторая вольность перевода с русского языка на компьютерный вполне понятна.

— 10 октября 2019 г.

Подготовка материалов для Альбома моих авторских работ подходит к завершению. Описание проекта, фотографии чертежей и построенных зданий, небольшой обзор истории проектирования и строительства каждого объекта. Солидный список получается.

— 25 августа 2019 г.

Добавил в раздел Приложения к сайту ссылку на Старые фотографии Pastvu — несколько лет назад это был мой основной сайт.  

Поместья и хозяйство Российской империи XVIII первой половины XIX века

Музейный комплекс

Постоянная экспозиция ГИМ Российская империя XIX века Сословия и хозяйство Российской империи XVIII первой половины XIX века

ПОСЕЩЕНИЕ НИКОЛАЯ I С СЕМЬЕЙ ПРОМЫШЛЕННЫХ ВЫСТАВОК В МОСКВЕ 2 НОЯБРЯ 1831 ГОДА

ПАНОРАМ НИЖНЕГО ТАГИЛА С ЛИСЬЕЙ ГОРЫ. НА ПЕРЕДНЕМ ПЛАНЕ СЦЕНА ПРАЗДНИКА

ПОРТРЕТ НИКОЛАЯ МИХАЙЛОВИЧА ГУСЯТНИКОВА С АРФОЙ

СТАКАН (СТАКАН) С ИЗОБРАЖЕНИЕМ ПАРОВОЙ МАШИНЫ И НАДПИСЬЮ: «МАШИНА СП»

БАНКНОТЫ РОССИЙСКО-АМЕРИКАНСКОЙ КОМПАНИИ

РЕКЛАМНАЯ ПРОДАЖА ЖЕНЫ МАЙОРА Е.П.ЛОПАТИНА ЖЕНЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО СЛУЖАЩЕГО 6-ГО РАНГА А.В.ТЕРЕНТЬЕВА ЕЁ БЛОХОВЫХ, ИЗ БУЗУЛУКСКОГО РАЙОНА СЕЛОВ ИЛЬИНСКИЙ И ЛАССКРЕВО, СЕЛОВ, АНДРЕЙ АЛЕКСЕЕВ И…

ПРАЗДНИЧНЫЙ КОСТЮМ ЖЕНСКИЙ: ПЛАТЬЕ, ДУШЕГРЕЯ, КОКОШНИК

Описание экспоната скоро появится

Описание экспоната скоро появится

Описание экспоната скоро появится

Описание экспоната скоро появится

Описание экспоната скоро появится

Описание экспоната скоро появится

Описание экспоната скоро появится

Описание экспоната скоро появится

Описание экспоната скоро появится

Описание экспоната скоро появится

Описание экспоната скоро появится

Описание экспоната скоро появится

Описание экспоната скоро появится

Описание экспоната скоро появится

Описание экспоната скоро появится

Описание экспоната скоро появится

Описание экспоната скоро появится

Описание экспоната скоро появится

Описание экспоната скоро появится

Описание экспоната скоро появится

Описание экспоната скоро появится

Описание экспоната скоро появится

Описание экспоната скоро появится

Описание экспоната скоро появится

Описание экспоната скоро появится

Описание экспоната скоро появится

Описание экспоната скоро появится

Описание экспоната скоро появится

Описание экспоната скоро появится

Описание экспоната скоро появится

Описание экспоната скоро появится

Использование «Сословия» в имперской России — Блог российской истории

Мне приятно комментировать книгу Элисон Смит « «Ради общего блага и их собственного благополучия». Ее тщательное изучение механики смены поместья посредством кропотливого исследования отдельных случаев демонстрирует ее центральную мысль — поместье имело значение. Для многих россиян было достаточно важно то, что они были готовы терпеть длительные отношения с местными администрациями имений и порой дорогостоящие взятки, чтобы перейти из одной категории в другую. Элисон сочетает архивные работы о конкретных людях с мемуарной литературой, чтобы показать, как изменение статуса сословия сделало возможными способы воображения себя и своего будущего. Помимо работы в столицах, Элисон работала в полудюжине региональных архивов, чтобы показать, что статус сословия имеет мощное географическое/пространственное измерение, а также социальную иерархию. Хронологический размах ее исследования соответствует его географической широте. Ее работа посвящена учреждениям городского сословия с восемнадцатого века до их упадка после 19 века.17, что делает ее аргумент о большей важности имущества еще более радикальным.

Ее богатый материал открывает множество новых точек зрения на предмет. Я остановлюсь здесь только на двух. Элисон справедливо обращает наше внимание на указ Екатерины II от 1782 года, требующий от свободных людей «избрать такой образ жизни», который «наилучший для общего блага и их собственного благополучия». Имперские законы подчеркивали необходимость для всех подданных императрицы зарегистрироваться в налогоплательщике, чтобы начать выполнять обязанности, связанные с этим новым статусом (стр. 86). Как отмечает Элисон, принудительный характер выбора находился в противоречии с предполагаемым свобода выбора своего статуса. Тем не менее акцент на необходимости регистрации указывал на возросшее значение сословного статуса в конце восемнадцатого и начале девятнадцатого веков. Это также указало на новый акцент на выражении государственной власти на уровне личности. Коллектив по-прежнему имел значение, но в девятнадцатом веке государственные чиновники все больше полагались на активное взаимодействие отдельных подданных с имперской властью.

Я думаю, Джош прав, подчеркивая меняющиеся функции сословия, очевидные в работах Элисон. Раньше потребности усадебного коллектива имели наибольшее значение. В материале Элисон подчеркивается важность обеспечения того, чтобы члены регистрировались и оставались в поместье, чтобы они могли помочь поместью выполнить свои обязательства перед центральными властями по уплате налогов и рекрутов. В конце девятнадцатого века услуги, которые общества должны оказывать своим членам, «стали предметом серьезного беспокойства». (стр. 156) С отменой подушного налога в 1887 г. и введением всеобщей воинской повинности мужчин местные общества стали чаще оказывать услуги своим членам, чем исполнять обязательства. Это во многом указывает на причину, по которой поместье сохраняло значение для многих людей, хотя, возможно, не для всех в равной степени. Раньше, когда люди должны были регистрироваться для выполнения налоговых и военных повинностей или, предположительно, для наказания, сословные учреждения имели большое значение для всех или, по крайней мере, для всех мужчин. В последние десятилетия империи те, кто больше всего нуждался в поддержке, вероятно, очень серьезно относились к регистрации имения. С другой стороны, те, кто располагал достаточными средствами или рассчитывал часто переезжать, вполне могли не заморачиваться с регистрацией поместья. Таким образом, в последние десятилетия существования империи сословие могло иметь большее значение для одних и меньшее для других.

Конечно, задача любого краткого тома, посвященного такой большой и сложной теме, — не только ставить вопросы, но и отвечать на них. Книга Элисон делает это тоже хорошо. Во-первых, что поставлено на карту в определении сословий как социальных явлений? Я согласен с Алексом, что поместье не было просто создано по закону. Тем не менее, не поспешили ли мы, историки, исследовать сословие как социальное, а не политическое явление? Я не хочу сказать, что мы должны рассматривать сословие либо как политическое, либо как социальное, скорее, акцент на социальном может затемнить мощное политическое измерение сословия.

Возможно, сословия лучше всего рассматривать как политические институты со второстепенными социальными характеристиками. Каковы бы ни были надежды Екатерины II на преобразование имперского общества, сословные институты использовались прежде всего для конкретизации отношений с государством и особенно в отношении фискальных и военных повинностей. Государственные чиновники использовали сословие для выявления и вознаграждения тех, кто больше всего помогал чиновникам в сборе налогов, ведении царских войн и служении государству. Для большинства сословие определяло, как и где платить налоги, а также выполнять ли и как мужчины воинские повинности. В любом случае, как утверждает Линдси, многие вполне могли отказаться от системы сословия. Попытка выявить и задействовать все человеческие ресурсы империи была постоянной проблемой для государственных чиновников.

Рассмотрение сословия в качестве юридических категорий также помогает нам понять явление, которого Смит только касается: вопрос о национальности или этнической принадлежности. Я понимаю, что в одной краткой монографии можно охватить только так много. Тем не менее, мне кажется, стоит задуматься о том, как в эту систему вписываются нерусские группы. По крайней мере, как отмечает Элисон (стр. 74), «вопрос социальной структуры был особенно неясен на границах (или бывших границах) империи». Было ли сословие средством интеграции некоренных русских в империю или держало их на расстоянии? Во многих окраинах институты центральной России существовали бок о бок с местными самобытными институтами и статусами, такими как инородец . Поскольку некоторые в восточных окраинах платили дань (ясак), а не подушную подать, и часто вообще не имели воинской повинности, роль сословных обществ в этих регионах неизбежно была бы иной. Более того, сословный статус, характерный для восточных окраин, таких как инородец или башкир, казалось, был направлен не столько на достижение индивидуального согласия с имперскими фискальными и военными требованиями, сколько на наделение властью и честью элиты, которую имперские чиновники стремились привлечь в империю, и на то, чтобы -Русские группы управляемые.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *