Успенский псково печерский монастырь: Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь

Псково-Печерский монастырь — как добраться, история, фото

Успенский Псково-Печерский монастырь (Россия, Псковская область, г. Печоры, Международная, 5)

Пространственно-планировочная композиция ансамбля, продиктованная сложным естественным ландшафтом – не имеет аналогов. Наличие первоклассных образцов архитектуры, их художественное единство, и историческая значимость пустыни в целом — ставят комплекс в число ценнейших объектов культурного наследия России.
Территория обители, расположенная на дне глубокого оврага, рассеченного ручьём Каменкой на две части: юго-восточную (где сосредоточены основные культовые постройки) и северо-западную, ограничена по периметру весьма живописными крепостными стенами (XVI в.) с башнями (XVI — XVII вв.).
Интересна организация движения внутри монастыря: террасы или площадки соединяются при помощи лестничных маршей. Подобный прием, вызванный падением рельефа, позволяет обозревать часть пустыни с верхних точек, что заметно обогащает видовые картины.


Содержание

  1. Описание Псково-Печерского монастыря
  2. План Псково-Печерского монастыря
  3. Архивные фотографии
  4. Очерк С.В. Булгакова
  5. Схема проезда

Описание Псково-Печерского монастыря

Колористическое решение экстерьера сооружений характеризуется многообразием и насыщенностью цветовой палитры, дополненной на некоторых из храмов фрагментами фресковой живописи.
Буйство красок и обилие позолоты рисуют сказочные картины, так что невозможно оторваться от видоискателя… На наше счастье фотосъемка не возбранялась (хотя от знакомых слышала обратное), ибо запрет способен серьезно отравить впечатление от поездки вообще! Отношение к внешнему виду туристов так же отличалось терпимостью.
Сувенирная лавка ломится от множества иконок, четок и просто приятных памятных вещиц. Среди прочего особенно приглянулись валдайские колокольчики, обладающие необычайно мелодичным звоном.

Подробнее о храмах обители и их датировке:


Архитектурным средоточием пустыни можно назвать древнейшую постройку комплекса – Успенскую церковь (XV в. ) с семью улицами пещер (XVI-XIX вв.), ископанными в песчаном склоне горы: ее северный фасад объединен с фасадом надстроенной на ней пятиглавой Покровской церковью (XVIII в.) и примкнувшей с востока Большой звонницей (XVI в.). Ампирная церковь Михаила Архангела сооружена в 1821—1827 гг. по проекту арх. А.И. Руска; церковь Благовещения — 1541 г., XVII- XIX вв.; Николы Вратаря (Ратного) — XVI в.; Сретенская — 1870 г.; св. Лазаря — 1792—1800 гг.

Библиография:
Апухтин В.Р. Псково-Печерский монастырь и его вкладная книга. М., 1914
Болховитинов Е. Описание Псково-Печерского монастыря. Изд. 2. Дерпт. 1832, с. 61
Генденштейн Р. Записки о московской войне СПБ, 1889

Грабарь И. История русского искусства 1910
Захаренко А.Г. Создание оборонительных сооружений вокруг каменных стен Новгорода, Пскова и Печерского монастырей в начале XVIII в. //Новгородский исторический сборник. Новгород, 1959., с. 171-190
Описание Псково-Печерского первоклассного монастыря. М., 1909, с. 71
Первоклассный Псково-Печерский монастырь. Остров, 1893.Плешанова И.И. Керамические надгробные плиты Псково-Печерского монастыря/ Нумизматика и эпиграфика, т. 6, 1966, с. 149-206
Рабинович Г. Архитектурный ансамбль Псково-Печерского монастыря/Архитектурное наследство, в. 6. М., 1956, с. 57-86
Соловьев С.М. История России с древнейших времен. М., 1963, кн. 10, т. 19-20, с. 100-104
Ямщиков С. Печерские фрески/Декоративное искусство. 1971, № 7., с. 32-33

План Псково-Печерского монастыря

  1. Успенский пещерный храм
  2. Михайловский собор
  3. Сретенский храм
  4. Благовещенская церковь
  5. Церковь св. Лазаря
  6. Никольский храм
  7. Петровская башня со Святыми воротами
  8. Тюремная башня
  9. Тайловская башня
  10. Башня верхних решеток
  11. Башня Тарарыгина
  12. Изборская башня
  13. Благовещенская башня
  14. Башня нижних решеток
  15. Никольская башня

Архивные фотографии

Фото с сайта http://pskovgrad. ru/

Очерк С.В. Булгакова

Псково-Печерский монастырь, 1 класса, в 3 верстах от заштатного города и железнодорожной станции Печер, в 43 верстах от Пскова. Название свое он получил от огромных пещер, выкопанных в горе, у реки Каменца, в которых в древние времена жил некий отшельник старец Марк. В 1473 году священно-инок Иона (в мире Иоанн) устроил здесь небольшую обитель и церковь во имя Успения Божией Матери. По его преставлении, инок Мисаил, в исходе XV века, над горою построил новую большую обитель с церковью во имя преподобных Антония и Феодосия Печерских, но вскоре монастырь был разорен лифляндцами и начал возвышаться только по возобновлении его в 1519 году дьяком Псковским Мисюрем Мунехиным и подъячим Ортюшею Псковитянином. Монастырь полтора века служил для Псковского края твердым оплотом против врагов Церкви и Отечества — шведов, поляков и литовцев, и назывался у литовцев «Домом Пречистой Богородицы». Монастырский Успенский собор ископан в полугоре и только лицевая сторона сделана из камня; внутренность его составляют 5 проходов; главная часть иконостаса

с резьбой в виде пальмового дерева. Здесь покоятся мощи преподобного Корнилия. В монастыре находятся чудотворные иконы Пресвятой Богородицы, называемые одна «Успение» Псково-Печерская, а другая — «Умиление» Псково-Печерская. Первая, находящаяся в соборном Успенском храме, прославилась чудесным исцелением больной женщины еще в 1473 году. Вторая святая икона, прославившаяся чудесами исцеления в 1524 году, находится в храме архангела Михаила; она представляет собой список с Владимирской иконы и, по преданию, была написана в 1521 году благочестивым иноком Арсением Хитрошем. Обе святые иконы, будучи принесены из монастыря в Псков, во время его осады Стефаном Баторием в 1581 году, прославились чудесным спасением этого города от гибели, при чем пущенное неприятелями ядро, достигнув крепостной стены, тихо упало перед выставленной на ней святой иконой Умиления и никому не повредило; в 1812 году по молитвам перед святой иконой Успения Псков был спасен от нашествия французов. Пользуются также в монастыре особым почитанием, как чудотворные, иконы Божией Матери — Казанская и Одигитрия, а также резное изображение святого Николая чудотворца.
В пещерах погребены: основатель монастыря, отшельник Марк (ум. 1480 год), Иона (ум. 29 марта 1473 года), супруга его (в иночестве Васса) и затворник Иоанн. В ризнице хранятся: деревянные потир и ковш, по преданию, употреблявшиеся при священнодействии Ионою; плащаница, шитая золотом Анастасией Романовой, — дар ее в 1552 году; серебряная кружка немецкой работы — дар шведского короля Густава, и вещи царя Иоанна Васильевича Грозного: цепь червонного золота в 50 колец, нож, ложка и вилка в серебряной оправе, денежный кошелек бархатный с серебряной цепочкой, жестяная военная труба и пороховница. Из монастыря совершается в Псков крестный ход в седьмую неделю по Пасхе, в воспоминание освобождения города от осады Баторием, и с 3-го по 15 октября, в память избавления от нашествия французов, а 2 сентября бывает торжественное перенесение чудотворной иконы Умиление в город Ригу для поклонения. При монастыре школа.

Источники:
С.В. Булгаков Русские монастыри в 1913 г. // Русские монастыри. Центральная часть России, М., 1995

Схема проезда

Печоры. Успенский Псково-Печерский монастырь

Карта загружается. Пожалуйста, подождите.


Невозможно загрузить карту — пожалуйста, активируйте Javascript!
→ подробная информация

Печоры. Успенский Псково-Печерский монастырь 57.809651, 27.615380 Печоры. Успенский Псково-Печерский монастырь

Успенский Псково-Печерский монастырь в городе Печеры Псковской области

Один из самых крупных и известных в России мужских монастырей с многовековой историей. В 1473 году здесь была освящена выкопанная в песке пещерная церковь Успения, что считается временем основания монастыря. Монастырь ни разу за всю свою историю не закрывался. В межвоенный период (до января 1945 года) находился в пределах Эстонии, благодаря чему сохранился. В 1967–2006 годах в монастыре подвизался архимандрит Иоанн (Крестьянкин). Достоверных сведений о начале монашеской жизни на месте современного монастыря нет, как не проводилось и научных обследований пещер.


Предположительно природного происхождения, эрозионно-суффозионные пещеры в отложениях песчаника по берегам ручья Каменец стали известны местным жителям в 1392 году. По легенде в них жили монахи, бежавшие в псковскую землю с юга, от набегов крымских татар. Главный пещерный комплекс носит название «Богом зданная пещера», и состоит из Успенской пещерной церкви с обходной галереей (малые пещеры), ближних пещер с мощами преподобных Печерских Марка («начального инока»), Ионы, Лазаря и матери Вассы и далее продолжается некрополем из семи подземных галерей-улиц с пещерной церковью Воскресения Христова в конце 6-й галереи и часовня. По легенде пещеры были вновь обнаружены Иваном Деменьтевым около 1470 года, уже с надписью над входом «Богом зданная пещера».В 1470 году в пещере поселился иеромонах Иона, бывший священник Георгиевского храма Юрьева-Ливонского (ныне Тарту), который ископал пещеру, где устроил церковь Успения Пресвятой Богородицы, освященную в 1473 году. Вокруг храма впоследствии образовалась обитель.


Находясь на границе между Россией и Ливонией, где владычествовали немцы, обитель не раз подвергалась разорению со стороны немцев, шведов и поляков. Московское правительство, ввиду важного военного положения монастыря, укрепило его крепостными стенами. В Успенском храме в медной раке покоятся мощи прп. Корнилия, одного из первых игуменов обители, погибшего смертью мученика от руки Иоанна Грозного, который подозревал игумена в измене.
В ризнице хранилось множество древних драгоценностей и реликвий. Библиотека была богата старопечатными книгами и рукописями.После оккупации Псково-Печерский монастырь продолжал оставаться в двойном подчинении: митрополиту Таллинскому Александру (Паулусу) и экзарху Прибалтики митрополиту Сергию (Воскресенскому). С 1940 года и до октября 1941 года наместником монастыря являлся архимандрит Парфений (Шатинин). В октябре 1941 года Парфений (Шатинин) ушёл на покой по старости и по решению старцев руководство принял игумен Павел (Горшков), управлявший монастырём до ареста советскими спецслужбами в конце 1944 года.
16 января 1945 года Печорский район был передан из Эстонской ССР в состав Псковской области РСФСР. Около 40 лет на территории Российской Федерации действовали только два монастыря — Псково-Печерский и открытая в 1946 году Троице-Сергиева лавра. Чтобы уверить окрестное население в «свободе совести в СССР» Совет по делам Русской православной церкви организовал летом 1946 года посещение монастыря Патриархом Алексием (Симанским).
С 1949 года по 1954 год наместником был архимандрит Пимен (Извеков), впоследствии Патриарх Московский и всея Руси. 28 июля 1959 года Указом Святейшего Патриарха Алексия наместником был назначен игумен Алипий (Воронов) (в 1961 году возведен в сан архимандрита), — до 12 марта 1975 года усердно трудившийся в деле восстановления и сохранения Псково-Печерской обители. Алипий не позволил закрыть монастырь в тяжелые для церкви годы хрущёвской «оттепели», благодаря его усилиям в 1973 году в Печоры вернулись сокровища, вывезенные нацистами из ризницы монастыря. В монастыре провели последние годы жизни митрополит Вениамин (Федченков), архиепископ Владимир (Кобец), епископы Феодор (Текучёв), Иоанникий (Сперанский), Андрей (Сухенко). Все они погребены в монастырских пещерах.
В сентябре 1995 года архимандрит Псково-Печерского монастыря Роман (Жеребцов) по требованию патриарха Московского и всея Руси Алексия II подал в отставку. Он был обвинён прессой в том, что установил в монастырских пещерах гроб с телом Николая Гавриленкова, одного из руководителей Великолукской организованной преступной группировки, убитого 30 июня 1995 года.
Весной 1942 года в монастыре поселился оказавшийся на оккупированной территории схиепископ Макарий (Васильев), который ранее находился на «нелегальном положении» (катакомбный епископ). Монастырь принимал активное участие в деятельности Псковской православной миссии, внешне оказывал лояльность оккупационным властям для возможности легального служения. В годы оккупации в Псково-Печерском монастыре проходили съезды и совещания высшего духовенства Балтийского экзархата, в частности так называемое архипастырское совещание, состоявшееся 28 августа 1943 года в Сретенском храме, в котором приняли участие: митрополит Виленский и Литовский Сергий (Воскресенский), экзарх Латвии и Эстонии, архиепископ Нарвский Павел (Дмитровский), епископ Рижский Иоанн (Гарклавс), епископ Ковенский Даниил (Юзвьюк), схиепископ Макарий (Васильев) и другие. Монастырскую братию представлял игумен Павел (Горшков), монахи Илья, Аркадий, Никон, схииеромонах Симеон. Со стороны оккупационных властей присутствовали гебитскомиссар, городской голова города Петсери, префект полиции. В мае 1943 года Псково-Печерский монастырь посетил и выступил перед насельниками А.А. Власов. В ночь с 31 марта на 1 апреля 1944 во время налёта советской авиации в монастыре осколком бомбы убит схиепископ Макарий.
После освобождения Псковщины игумен Павел (Горшков) был включён в комиссию по расследованию преступлений оккупантов в Псковщине. Но в октябре 1944 года последовал неожиданный арест. Его обвинили в сотрудничестве с оккупантами. Осуждён на 15 лет за антисоветскую деятельность. Умер в 1950 году. Реабилитирован в 1997 году.

Теги:

ХристианствоПравославие

Галерея

Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь в Печорах

Печоры, Госучреждения, НКО

202 публикации, 2 подписчика

6 октября 2022. Полиелей в честь преподобного Никандра Псковского, чудотворца.

Фото: Артем Бондарев Псково-Печерская духовная семинария
Album: 6 октября 2022. Полиеле.

Источник: vk.com

 42

Комментарии: 0

Пушистые насельницы монастыря осенью начинают менять шубку, готовятся быть незаметными на снегу.

Фото: Ирина Попова; Олег Рыбаков

Источник: vk.com

 25

Комментарии: 0

Молитва Церкви так могущественна, что, возносясь на небеса, она восходит к самому Престолу Всемогущего. Такая же молитва нисходит и во ад, освобождая тех, кто в нем заключен.

Молитва Церкви обращена к Небесному Отцу — во имя Его Превозлюбленного и Единородного Сына, поминая Его безмерную великую Жертву, которую принес Он на Кресте за грехи мира.

Молитва эта совершается перед возлежащим на алтаре Пречистым Телом Сына, сокрушенным ради нас, — дабы обрести нам прощение грехов наших.

Эта молитва сопровождается и укрепляется молитвой всех святых, особенно же всесильным ходатайством Матери Божией, непрестанной Защитницы рода христианского.

Иеросхимонах Михаил (Питкевич).

Источник: vk.com

 45

Комментарии: 0

Надо помнить, что благочестивая жизнь родителей, их живой пример воспитывают ребенка надежнее слов и проповедей о вере.

…Будем молиться за детей своих до их рождения, молиться при жизни во всяком их возрасте, так как нет пред Богом сильнее молитвы, как молитва родителей, а наипаче материнская.

Архимандрит Иоанн (Крестьянкин).

Источник: vk. com

 64

Комментарии: 0

4 октября 2022. Заупокойную литию по митрополиту Вениамину (Федченкову) в Богом зданных пещерах отслужили протоиерей Игорь Медведев и иерей Димитрий Колоколов (Нижегородская митрополия).

Видео: Артем Бондарев Псково-Печерская духовная семинария

VK

1 просмотр

Источник: vk.com

 83

Комментарии: 0

4 октября 1961 года, в день памяти святителя Димитрия Ростовского, отошел ко Господу митрополит Вениамин (Федченков), последние годы (с 1958 г.) живший на покое в Псково-Печерской обители.

▫Высочайшее чудо, прежде всего, Сам Бог. А после Бога все чудеса — малы и незначительны.
▫Принятие или вера в Бога заранее обрекает нас или предполагает, что мы должны отказаться от всяких умственных требований от Него. Бог — превыше всякого ума. Ум, приняв Его, поставил над собою крест: здесь уму конец! В Боге все возможно! И ни о чем ум не может уже сказать: это — немыслимо. Сам Бог, весь, всецело, — не-домыслим. Таким образом, приняв веру в Бога вообще, мы заранее допустили все самое невозможное для нас — возможным в Нем; всякие тайны, все непостижимое.

▫Если ты не прощал от всей души человека, тебя обидевшего, ты еще не знаешь настоящей радости.

▫ Ведь Бог только того и желает, чтобы давать, святить, спасать, избавлять нас! И притом Он всё это делает Сам, нам же остается лишь просить Его, молиться!

▫ Ничто так благотворно не действует на душу, как мирное состояние. Врагу спасения оно особенно досадительно, ему всячески хочется нарушить его, вывести человека из мирного устроения, ввести ссоры, злобу, досаду, ропот. Оттого, молясь о ниспослании мира на душу, чувствуй себя, как дощечка среди бушующих волн, почувствуй свою беспомощность и проси помощи у Господа.

▫ Плоды Евхаристии многообразны и чрезвычайны. Они прежде всего сверхъестественно действенны, затем — таинственно-благодатны, потом дают глубокие духовные переживания, нравственно и даже физически плодотворны, после — общественно важны и, наконец, космически, вселенски действенны.

▫ Все равны перед Богом: царь и воин, богатый и бедный, вельможа и простолюдин; Бог смотрит не на лицо, а на сердце.

Митрополит Вениамин (Федченков).

Источник: vk.com

 76

Комментарии: 0

4 октября — Отдание праздника Воздвижения Креста Господня.

Все мы хорошо знаем, что такое наш крест: это дети, внуки; порой крест с супругами, с больными родителями; крест наших собственных грехов, болезней, ошибок, который ложится тяжким грузом на плечи человека. Мы не можем себе даже представить, каков Крест Христов, который несёт все наши кресты на Себе!
Его Крест состоит из наших крестов — из тех страданий, грехов, злодеяний, которые надо искупить; бед, слёз всего человечества во все времена. Мы можем только содрогнуться и зарыдать, пытаясь понять хотя бы отчасти, каков Крест Христов.

Когда мы говорим: «Спаси, Господи, люди Твоя и благослови достояние Твое; победы православным христианам на сопротивныя даруя, и Твое сохраняя Твоим жительство»; когда мы говорим: «Кресту Твоему поклоняемся, Владыко, и Святое Воскресение Твое поем и славим»; когда мы воспеваем Крест Христов; когда мы молимся Богу — мы просим, чтобы Он взял на Себя наш личный крест, понёс его в той степени, в какой угодно Божеству, и оставил нам часть этого креста в той мере, в какой мы можем понести его ради своего спасения.

Митрополит Тихон (Шевкунов).

Фото: иеродиакон Симеон.

Источник: vk.com

 71

Комментарии: 0

Покраснела рябина,
Посинела вода.
Месяц, всадник унылый,
Уронил повода.
Снова выплыл из рощи

Синим лебедем мрак.
Чудотворные мощи
Он принес на крылах.
Край ты, край мой, родимый,
Вечный пахарь и вой,
Словно Вольга под ивой,
Ты поник головой.
Встань, пришло исцеленье,
Навестил тебя Спас.
Лебединое пенье
Нежит радугу глаз.
Дня закатного жертва
Искупила весь грех.
Новой свежестью ветра
Пахнет зреющий снег.

Сергей Есенин. Сегодня день его рождения (3.10.1895).

Фото: Ирина Попова Фотограф: крещение, венчание ❙ Москва и МО

Источник: vk.com

 72

Комментарии: 0

Духовный человек живет в мире, как вне мира, помышляя исход из него и истинную вечную блаженную жизнь, зная, что непременно придет к плотскому человеку неожиданная, нежеланная, жуткая гостья — смерть, и, вместе с ней, конца не имеющие муки.

Духовный человек верует сердцем в Бога и Богу, открывшему людям все нужное ко Спасению. Тебе открыто все, ты не можешь быть слеп уже более, но ты — зрячий; и ежеминутно будь зрячим, не поддаваясь ослеплению от диавола, мира и плоти.

Из поучений прп. Симеона (Желнина) архимандриту Серафиму (Розенбергу).

Источник: vk.com

 67

Комментарии: 0

Матерь Божия Своим ходатайством и заступлением пред Богом насадила, возрастила и распространила православную веру в нашем Отечестве и неоднократно спасала оное от гибели во дни страшных бедствий.

Кто может исчислить все благодеяния, от покрова и заступления Божией Матери излившиеся на наше Отечество и на мир православный? Они бесчисленны, паче песка морского, чему живое свидетельство — множество чудотворных Ее икон, источающих бесчисленные чудеса миру православному.

Схиигумен Савва (Остапенко).

Фото: Ксения Русская.

Источник: vk.com

 105

Комментарии: 0

Мы слышали в нынешнем евангельском чтении, что раб, получивший пять талантов, пошел, употребил их в дело и приобрел другие пять талантов, приобрел опыт. Точно так же и получивший два таланта приобрел другие два. Получивший же один талант пошел и закопал его в землю.

Господь Бог не только наделил нас теми или иными талантами, но дал нам и способность и возможность реализовать эти дары, умножать их. Но от нас, от нашей свободной воли зависит дальнейшая судьба полученных дарований.

…Итак, братия, без ропота и зависти, по мере талантов, данных каждому из нас, станем усердно трудиться как для устроения, временного нашего благополучия, так и для достижения вечного спасения. Дорогие наши, надо нам так пройти поприще жизни, чтобы на Страшном Судище Христовом услышать вожделенный глас Господа: рабе благий и верный, о мале был еси верен, над многими тя поставлю; вниди в радость Господа твоего (Мф. 25, 21, 23).

Архимандрит Иоанн (Крестьянкин).

Фото: иеродиакон Симеон.

Источник: vk.com

 103

Комментарии: 0

Веками Россия создается бедствиями и победами. Вот поэтому-то и искушение россиян суровой действительностью продолжается.

Но будем, дорогие мои, при всей сложности обстоятельств помнить, что Россия — Божия, и есть над ней Воля, которая все направляет, и тайное присутствие этой Воли зрится для нас в самой истории Родины нашей.

Мы отданы в учение терпению, и в суровых чертах его любовь Матери Божией Державной творит чудеса и совершается великое дело спасения душ наших.
О Державная Владычица, Пресвятая Богородица! Державою Твоею всесильною поддержи нас немощных, подкрепи и возстави! Яко под державою Твоею всегда хранимы, поем, величаем и славим Тя, Державную Заступницу рода христианского во веки веков! Аминь.

Архимандрит Иоанн (Крестьянкин).

Фото: иеродиакон Симеон.

Источник: vk.com

 162

Комментарии: 0

Первая партия кабачковой икры для братской трапезы готова!

Фото: Ксения Русская.

Источник: vk.com

 112

Комментарии: 0

Раз все Богом создано, то все принадлежит Ему, все стоит и живет Им — Его желанием; и человек жив не кашей, а волею Божией.

Помнишь ли ты о Боге или нет, спишь ли, умрешь ли — Он всегда есть, был и будет.

Архимандрит Серафим (Розенберг).

Фото: иеродиакон Симеон.

Источник: vk.com

 103

Комментарии: 0

Осень на Святой горке.

Фото: иеродиакон Симеон.

Источник: vk.com

 113

Комментарии: 0

Скоро будем собирать капусту.

Фото: Тяпка-Chopper (Псково-Печерский монастырь)

Источник: vk.com

 80

Комментарии: 0

Не унывай, что согрешаешь, но приготовься пред искушениями; уничижайся выну — Бог-то как смирился на Кресте?

Ты будь слуга всем — по заповеди: «Болий же в вас да будет всем слуга: иже бо вознесется, смирится: и смиряяйся вознесется» (Мф. 23, 11-12).

Преподобный Симеон (Желнин).

Источник: vk.com

 74

Комментарии: 0

Урожай кабачков на монастырских полях удался! А в варочной продолжают делать заготовки на зиму.

Фото: Тяпка-Chopper (Псково-Печерский монастырь) и Ксения Русская.

Источник: vk.com

 80

Комментарии: 0

27 сентября 2022. Божественную литургию в праздник Воздвижения Креста Господня совершил митрополит Псковский и Порховский Тихон.Source: Псковская епархия Русской Православной Церкви
Album: 27 сентября 2022. Воздв.

Источник: vk. com

 98

Комментарии: 0

Путь избавления от страданий.

Слово митрополита Псковского и Порховского Тихона в празднование Воздвижения Креста Господня. 27 сентября 2022.

«Оглянемся назад — и мы видим, что в каждой беде, в каждом крестном нашем личном страдании есть высокий смысл, поднимающий нас над самими собой, укрепляющих нас, нашу веру и наше упование на Господа…».

YouTube

0 просмотров

Источник: vk.com

 80

Комментарии: 0

Усекновение главы преподобного Корнилия, игумена Псково-Печерского

Тропарь и кондак

Священномученик Корнилий Псково-Печерский родился в 1501 году в Пскове в дворянской семье Стефана и Марии. Чтобы дать сыну образование, родители отправили его в Псковский Мирожский монастырь, где он подвизался под руководством старца. Он делал свечи, рубил дрова, изучал письма, переписывал и украшал книги, а также писал иконы. Закончив учебу, Корнилий вернулся в родительский дом с решением стать монахом.

Однажды писарь Мисюр Мунехин взял с собой Корнилия в лесной Псково-Печерский монастырь. Торжественность служб в пещерной церкви произвела на Корнилия такое сильное впечатление, что он навсегда покинул родительский дом и принял монашеский постриг в Псково-Печерском монастыре.

В 1529 году, в возрасте двадцати восьми лет, святой Корнилий был поставлен игуменом и стал настоятелем монастыря. В его бытность игуменом Псково-Печерский монастырь достиг своего расцвета. Число братии увеличилось с 15 до 200 человек. Это количество монахов не было превзойдено ни при одном последующем настоятеле монастыря.

Деятельность святого Корнилия распространилась далеко за пределы монастыря. Он распространял Православие среди проживающих вокруг монастыря эсти [эсти] и саэти, строил церкви, богадельни, приюты для сирот и нуждающихся. Во время страшной чумы в Псковской области святой Корнилий ходил по зачумленным селам, чтобы причащать живых и отпевать усопших.

Во время Ливонской войны святитель Корнилий проповедовал христианство в оккупированных городах, строил храмы, раздавал щедрую помощь из монастырских кладовых пострадавшим от войны эстам и ливонцам. В монастыре он самоотверженно лечил и кормил раненых и увечных, сохранял умерших в пещерах и вписывал их имена в монастырский Синодик на вечную память.

В 1560 году, в праздник Успения Божией Матери, преподобный Корнилий послал просфору и святую воду во благословение русским войскам, осаждавшим город Теллин. В тот же день немцы сдали город.

В 1570 г., когда в Ливонском Юрьеве была учреждена кафедра, некий игумен Корнилий был поставлен епископом Юрьевским и Велянским (т. е. Теллинским). Некоторые отождествляют его со святым Корнилием, но это не соответствует реальным событиям.

Святой Корнилий был большим любителем книг, и в монастыре была целая коллекция книг. В 1531 г. появился его труд «Известие о происхождении Печерского монастыря». В середине XVI века Псково-Печерский монастырь перенял летописную традицию Спасо-Елеасарова монастыря.

В начале летописей были изложены первые две Псковские летописи с 1547 по 1567 год. Кроме того, игумен Корнилий оставил после себя большой монастырь Синодикон для поминовения усопших братьев и благодетелей монастыря, а с 1588 года начал вести «Кормовую книгу»: так как корма корабля называется кормой, то и смысл названия «оглядываться в память»]. Он же составил «Описание монастыря» и «Описание чудес Печерской иконы Божией Матери».

Преподобный Корнилий расширил и украсил обитель, расширил монастырские пещеры, перенес деревянную церковь Сорока мучеников Севастийских за монастырскую ограду к монастырским воротам, а на ее месте построил церковь во имя Благовещения Пресвятой Богородицы в 1541 году. В 1559 году он построил храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы.

Печерский монастырь на границе Российского государства был не только маяком Православия, но и оплотом против внешних врагов России.

В 1558-1565 годах святой Корнилий воздвиг вокруг монастыря массивную каменную стену, а над святыми вратами воздвиг каменный храм во имя святителя Николая, поручив ему охрану монастыря. В церкви находилась резная деревянная икона «Николай-Воин».

В летописи, составленной иеродиаконом Питиримом, записана мученическая кончина святого Корнилия: «Сей блаженный игумен Корнилий… был игуменом сорок один год и два месяца. Не только как монах, но и своим постом и святой жизнью он был образом спасения… в эти времена было много смуты в Русской земле. Наконец, земной Царь (Иван Грозный) отправил его из этой тленной жизни к Небесному Царю в вечные обители, 20 февраля 1570 г., в его 69й год». (Эта информация есть на керамической пластине из керамики, покрывающей устье гробницы святого Корнилия).

В древних рукописях Троице-Сергиевой Лавры написано, что игумен Корнилий вышел из монастырских ворот с крестом навстречу Царю. Иван Грозный, разгневанный ложной клеветой, собственноручно обезглавил его, но тут же раскаялся в содеянном и отнес тело в монастырь. Путь, обагренный кровью святого Корнилия, по которому царь нес его тело в Успенский храм, стал называться «Кровавым путем». Свидетельством покаяния царя была щедрая награда, которую он сделал Псково-Печерскому монастырю после кончины преподобного Корнилия. Имя игумена Корнилия было вписано в Царский Синодик.

Тело святого Корнилия было вложено в стену «пещеры, образованной Богом», где оно оставалось без тления 120 лет. В 1690 году по приказу митрополита Псковского и Изборского Марцелла мощи были перенесены из пещеры в Успенский соборный храм и положены в новом склепе в стене.

17 декабря 1872 года мощи преподобного Корнилия были перенесены из прежней гробницы в медно-серебряную раку. Они были помещены в новую раку в 1892 году. Предполагается, что служба мученику была составлена ​​для обретения мощей в 169 году.0.

Святые Марк, Иона и Васса Псково-Печерские

Свв. Марк, Иона и Васса Псково-Печерские (праздник 29 марта)

Святые Марк, Иона и Васса почитаются как основатели Псково-Печерского монастыря.

Точно неизвестно, когда первые монахи-отшельники поселились у Каменецкого ручья в естественных пещерах холма, который местные жители называли «святым холмом». Монастырь Летопись приводит рассказ очевидцев, охотников-звероловов из Изборска по прозвищу Селиши: «Пришли мы с отцом нашим на крайнюю гору, где ныне церковь Богородицы, и услышали как бы церковное пение. Они пели стройно и благоговейно, но певцов не было видно, и воздух был наполнен благоуханием ладана».

Из первых старцев Псково-Печерского монастыря по имени известен только Марк, который якобы происходил из Киево-Печерской Лавры. Хроника говорит о нем: «Вначале жил на Каменце у пещеры некий старец. Некоторые рыбаки видели его у трех скал над пещерой храма Пресвятой Богородицы, но не могли узнать, кто он, его происхождение, как и откуда он попал в это место, как долго он там жил и как умер».


Второй настоятель Псково-Печерского монастыря идентифицирован как старец Марк в монастыре Синодик . Святой Корнилий (память 20 февраля) усомнился в правдивости этой надписи и повелел убрать это имя из Синодикон . Внезапно он тяжело заболел, и ему открылось, что это было его наказанием за то, что он приказал вычеркнуть имя святого Марка из монастырских диптихов.

Попросив прощения у могилы старца Марка, святой Корнилий восстановил свое имя. Когда была раскопана пещерная церковь Успения Пресвятой Богородицы и расширены погребальные пещеры, игумен Дорофей нашел могилу святого Марка в запущенном состоянии, но его мощи и одежды сохранились.

В 1472 году крестьянин Иван Дементьев вырубил лес на холме. Одно из поваленных деревьев покатилось вниз по склону, вырвав с корнем из земли другое дерево. Горка открывала вход в пещеру, над которой была надпись: «Пещера, устроенная Богом» (Есть предание, что святой Варлаам, юродивый, часто приходил в пещеру и стирал эту надпись, но она каждый раз чудесным образом появлялась снова).


На это святое место, где молились первые подвижники, пришел священник Иоанн (по прозвищу «Шестник», что означает «пришелец»). Он был родом из «московских земель» и служил священником в Юрьеве (ныне Тарту) в «правоверной церкви, устроенной псковичами» и посвященной святителю Николаю и великомученику Георгию. Он и священник Исидор духовно окормляли живших там русских. У отца Иоанна также была жена по имени Мария и двое сыновей.


В 1470 году отец Иоанн был вынужден бежать с семьей в Псков из-за гонений со стороны немецких католиков, казнивших православных священников. Узнав о мученической кончине преподобного Исидора (память 8 января), отец Иоанн решил около 1470 года поселиться в новоявившейся «боготворенной пещере», чтобы там, на самой границе с ливонцами, мог основать монастырь как форпост православия. Между тем жену и сыновей он оставил в доме Ивана Дементьева, а сам начал строить церковь в горе к западу от пещеры.


Вскоре его жена заболела и умерла после принятия монашеского пострига с именем Басса. Ее праведность была доказана сразу после ее смерти. Ее муж и духовник погребли святую Бассу (память 19 марта) в стене «пещеры, устроенной Богом», но ночью ее гроб был «невидимой силой Божией взят от земли».


Отец Иоанн и отец исповедника святой Вассы были расстроены, думая, что это произошло из-за того, что они не совершили всей службы за усопших. Так отпевали во второй раз отпевание и снова хоронили тело. Утром, однако, его нашли над землей. Тогда стало ясно, что это знамение от Бога, и выкопали могилу святого Бассы с левой стороны пещеры. Потрясенный чудом, Иоанн принял монашество с именем Иона и еще более усердно предался духовным подвигам.


Выкопал пещерную церковь и построил две келии на столбах, затем ходатайствовал перед духовенством Псковского Троицкого собора о ее освящении, но они пока решили этого не делать «из-за необычного расположения». Тогда святой Иона испросил благословения у архиепископа Новгородского Феофила.


15 августа 1473 года пещерный храм был освящен в честь Успения Пресвятой Богородицы. Во время освящения произошло чудо от иконы Успения Пресвятой Богородицы: прозрела слепая женщина, «посланная милостивым Богом, начав великие дары Свои Пречистой Матери» (эта икона, которую называют «старая», чтобы отличить ее от другой чудотворной иконы Успения Пресвятой Богородицы со сценами ее жития по краям, написана около 1421 года псковским иконописцем Алексеем Малым и ныне хранится в алтаре Успенской церкви Икона с изображением окантовки – престольная икона Печерской церкви).


Дата освящения пещерного храма считается официальной датой основания Псково-Печерского монастыря. Святитель Иона подвизался в Псково-Печерском монастыре до 1480 года, после чего мирно почил в Господе. После его смерти на его теле обнаружили кольчугу. Это было повешено над его могилой в знак его тайного аскетизма, но было украдено во время немецкого вторжения.


Мощи святого Ионы покоятся в Пещерах рядом с мощами старца Марка и святого Бассы. Однажды, когда монастырь был осажден, ливонские рыцари хотели открыть мечом крышку гроба святого Бассы, но из гроба вырвался огонь. Следы этого карающего огня до сих пор можно увидеть на гробе святой Бассы.

Псково-Печерский монастырь или Псково-Печерский Успенский монастырь, основанный в монастырских корпусах, окруженных садом под Псковом…

[]

Ihre AuswahlIhre aktuelle Auswahl

активов Ресурсы

модальный-турбо#открытый» title=»Auswahl zu einem Leuchtkasten hinzufügen » >

актив—актив-электронная торговля#addSelection» data-asset—asset-ecommerce-url-value=»/de/cart/add/selection» title=»Zum Warenkorb hinzufügen» >

Псково-Печерский монастырь или Псково-Печерский Успенский монастырь (основан в 1473 г. ), монастырские постройки в окружении сада, близ Пскова, Печорил, Россия

{«событие»:»просмотр страницы»,»page_type1″:»каталог»,»page_type2″:»image_page»,»language»:»de»,»user_logged»:»false»,»user_type»:»электронная торговля», «nl_subscriber»:»false»}

{«event»:»ecommerce_event»,»event_name»:»view_item»,»event_category»:»browse_catalog»,»ecommerce»:{«items»:[{«item_id»:»DGA1258546″,»item_brand»:» прочее»,»item_category»:»иллюстрация»,»item_category2″:»out_of_copyright»,»item_category3″:»стандартный»,»item_category5″:»not_balown»,»item_list_name»:»search_results»,»item_name»:»pskov_caves_monastery_or_pskovo_pechersky_dormition_monastery_founded_in_1473_monastic_buildings_sur» ,»item_variant»:»undefined»}]}}

Alle InhalteBilderFilmmaterial

Durchsuchen Sie das Bridgeman Archiv mit Hilfe von Bildern.
Ziehen Sie Ihre Datei hierher oder klicken Sie auf «Datei auswählen».


Bitte beachten Sie, dass nur Dateien mit geringer Auflösung hochgeladen werden sollten.
In densuchergebnissen werden nur exakte Treffer angezeigt.
Bilder mit Überlagerung von Text liefern möglicherweise keine genauen Ergebnisse.
Details größerer Bildersuchen nur nach den entsprechenden Details.

Wählen Sieeine Farbe aus

Fügen Sie bis zu 5 Farben hinzu und verschieben Sie den Regler, um den Farbton anzupassen

Farbblock hinzufügen

Filter

Fügen Sie Schlagwörter hinzu, um Ihresuchergebnisse zu verfeinern


Geben Sie Schlagwörter ein und drücken Sie die Eingabetaste

Суше

Текст

Название

Кюнстлер

Средний

Стенд декоративно-прикладного искусства

Категория

Стандарт

Премиум

Золото

Яр

н. Хр.в. Хр.

до

н. Хр.в. Хр.

Ярхундерт

н. Хр.в. Хр.

до

н. Хр.в. Хр.

Sortieren nachRelevanzBeliebtheitNeuheitenAsset-NummerLeihgeber

Эргебниссе 306090

БИЛД номер
ДГА1258546
Название
Псково-Печерский монастырь или Псково-Печерский Успенский монастырь (основан в 1473 г.), монастырские постройки в окружении сада, близ Пскова, Печорил, Россия
Рассылка

Псково-Печерский монастырь или Псково-Печерский Успенский монастырь (основан в 1473 г.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *