Культура Узбекистана – узбекские танцы
- Главная
- Узбекистан
- Культура Узбекистана
- Танец
Узбекский национальный танец необычайно выразителен и олицетворяет собой всю красоту узбекской народа. Главные отличия узбекского танца от других танцев народов Востока – это, во-первых, акцент на сложные и выразительные движение рук, а во-вторых – богатая мимика. Различают два вида узбекского танца — традиционный классический танец и народный (фольклорный) танец.
Классический традиционный узбекский танец – это искусство, которое культивируется в особых танцевальных школах, а затем демонстрируется на большой сцене. Можно выделить три школы узбекского танца: ферганскую, бухарскую и хорезмскую. Каждая из этих школ имеет свои уникальные черты, эстетику и хореографию.
В народном узбекском танце представлены практически все регионы страны, здесь царит необыкновенное разнообразие. Эти танцы оживают на всех семейных, деревенских, городских праздниках.
Увидеть узбекские танцы можно на различных культурных мероприятиях в городах Узбекистана, и, например, во время фольклорного шоу в медресе Надир Диван-беги (Бухара), которое проводится практически ежедневно во время туристического сезона. А также, с историей узбекского танца можно познакомиться в музее Тамары Ханум, которая была символом хореографии в Узбекистане.
Хорезмский танец
Главное отличие танцев Хорезма от других регионов Узбекистана – это бурная энергия, восторг жизни и яркий темперамент. Традиции хорезмского танца насчитывают сотни лет, и сохраняются поныне. Философия этого танца заключается в выражении любви к жизни, природе и труду, что отражается в хореографии: здесь свойственны жесты, подражающие миру животных и птиц, движения подобные рабочим и бытовым. Одним из свойств хорезмского танца является резкость и некоторые паузы в позах.
Характерное отличие от бухарской и ферганской школ – в Хорезме практически отсутствуют вращательные движения. Самый известный и популярный танец Хорезма – «Лазги», которому близка знаменитая лезгинка.Бухарский танец
Бухарские танцы во многом похожи на хорезмские – здесь также присутствует энергичность и страсть, но движения танцоров совершенно другие. Здесь можно увидеть удивительное сочетание примитивных форм танца с изящными движениями: на смену резкому движению идет пластичное покачивание, медленное вращение и т.д. Одной из особенностей бухарского танца является акцент на верхней части корпуса: рук, плеч, шеи, груди. А также, иногда бухарские танцовщицы используют дополнительно два простых музыкальных инструмента во время своих номеров – «кайраки» (металлические пластины чем-то похожие на кастаньеты) и «занги» (сферические колокольчики, которые надевают в виде браслетов на запястья и лодышки).
Ферганский танец
Лиричный, мягкий, пластичный – так можно описать ферганский танец. Во время исполнения этого танца преобладают плавные движения кистей рук, игривые движения головой с кокетливым взглядом. В отличие от Хорезма и Бухары, где действует строгое следование хореографии, в Фергане популярна импровизация во время танца. Однако, есть и особое правило: здесь принято держать кисти рук развернутыми вверх, тогда как в других школах танца, ладони могут находиться в любом положении. Также, в отличие от подражаний животному миру в хорезмских танцах, в ферганских танцах изображаются человеческие отношения, причем преимущественно лирические и романтичные.
Youtube — Узбекский танец
В Ташкенте стартовали гастроли ансамбля народного танца имени Игоря Моисеева
12 ноября, 19:01
ТАШКЕНТ, 12 ноября. /ТАСС/. Гастроли Государственного академического ансамбля народного танца имени Игоря Моисеева стартовали в субботу в столице Узбекистана. Концерты артистов из России проходят во Дворце международных форумов «Узбекистан» в центре Ташкента.
Первые зрители стали приходить в концертный зал за 40 минут до начала выступления. «Я рад, что я смогу посмотреть этот концерт. Мне интересно увидеть не только русские танцы, но и танцы других народов. И особенно интересно, каким получился узбекский танец в исполнении артистов из России», — поделился с корреспондентом ТАСС своими ожиданиями один из зрителей.
В программу выступления вошли русский танец «Лето», узбекский танец с блюдом, а также калмыцкий, адыгский, венесуэльский, аргентинский танцы, сюиты молдавского и греческих танцев и хореографические картины «Воскресенье» и «На катке». Зрители аплодисментами встретили российских артистов.
В воскресенье ансамбль даст еще один концерт в том же Дворце международных форумов.
Гастроли ансамбля имени Моисеева в Узбекистане, организованные при поддержке благотворительного фонда Алишера Усманова «Искусство, наука и спорт» и Фонда развития культуры и искусства Узбекистана, приурочены к 85-летию танцевального коллектива. Предыдущие выступления артистов ансамбля прошли в Ташкенте в 2018 году.
Участники гастролей и репертуар ансамбля
На гастроли в Узбекистан отправился не весь коллектив ансамбля народного танца. «Приехал весь балет, без оркестра. <…> Мы привезли только балет — это 80 человек. Осталось очень мало [человек] в Москве», — сказала журналистам художественный руководитель — директор ансамбля народная артистка России Елена Щербакова.
По ее словам, в программе выступлений в Ташкенте была сохранена классика основателя ансамбля Игоря Моисеева, «ничего не меняя, ничего не обрезая».
«Мы пополнили наш репертуар, но мы пополняем его теми номерами, которые вписываются в репертуар ансамбля — и по теме, и по уровню», — подчеркнула Щербакова.
Худрук ансамбля отметила, что наряду с опытными артистами в ташкентских гастролях принимают участие и молодые танцоры, только закончившие школу народного танца при ансамбле.
Будущие гастроли за рубежом
Представитель организации-оператора юбилейного гастрольного тура ансамбля Иван Донцов рассказал корреспонденту ТАСС о планах на будущие зарубежные гастроли ансамбля имени Моисеева.
«Астана Балет» — главная концертная балетная площадка Казахстана — нас ждет в Астане. <…> Мы считаем, что, видимо, из международных [гастролей], наверное, ближайшие — это Казахстан и потом Израиль уже в следующем году», — сообщил он.
По словам Донцова, концерты ансамбля в столице Казахстана могли пройти и раньше, но активный график выступлений танцевального коллектива помешал этому.
Об ансамбле имени Моисеева
Государственный академический ансамбль народного танца был создан Игорем Моисеевым (1906-2007) в 1937 году. Ансамбль стал первым в мире профессиональным хореографическим коллективом, занимающимся художественной интерпретацией и продвижением фольклора народов мира, в том числе греческих, еврейских, мексиканских танцев, а также танцев народов СНГ.
Свое 85-летие ансамбль отметил 10 февраля этого года.
Теги:
УзбекистанРоссия
Культура Узбекистана – Танец в Узбекистане
- Главная
- Узбекистан
- Культура Узбекистана
- Танец
Узбекский танец, яркое олицетворение красоты узбекской культуры в целом, обладает уникальной выразительностью. Акцент на сложных, показательных движениях рук и богатой мимике отличает танцевальные традиции этой страны. В самом узбекском танце есть два распространенных типа: традиционный классический танец и народный танец.
Классический узбекский танец – это искусство, которое культивируется в специальных танцевальных школах, а затем демонстрируется на большой сцене. Существуют три отдельные узбекские танцевальные школы: Ферганская, Бухарская и Хорезмская. Каждая из этих школ имеет свои уникальные особенности, эстетику и хореографию.
Танец Хорезма
Традиции хорезмийского танца насчитывают сотни лет. Центральная философия этого танца — выразить любовь к жизни, красоту природы и преданность делу. Эти темы отражены в хореографии эксцентричными жестами, имитирующими движения птиц, рабочих и так далее. Еще одной характеристикой этого танцевального стиля является резкость движений и паузы в позах, хотя вращательные движения встречаются довольно редко, в отличие от бухарских и ферганских танцев. Однако главным отличием танцев Хорезма от других регионов Узбекистана является яркий темперамент и задор. Самым известным и популярным танцем Хорезма является лазги, который похож на известную лезгинку.
Бухарский танец
Бухарские танцы имеют одно явное сходство с хорезмскими танцами — здесь тоже есть энергия и страсть. Однако традиционно грациозные, раскачивающиеся движения и медленные вращения Бухары совсем другие. Еще одна уникальная особенность здесь — акцент на верхней части тела: руки, плечи, шея и грудь — все на переднем плане. Бухарские танцоры также склонны использовать во время своих выступлений только два простых музыкальных инструмента: «кайраки» (металлические пластины, похожие на кастаньеты) и «данджеры» (шаровидные колокольчики, носимые в виде браслетов на запястьях и сапогах).
Ферганский танец
Плавные движения рук и игривые, почти кокетливые движения головы характеризуют танец в Фергане. Плавный, лирический стиль танца отличается от строгой хорезмийской и бухарской хореографии широкой свободой импровизации. Однако есть одно особое правило: в Фергане принято держать руки поднятыми вверх; в других танцевальных школах ладони могут быть в любом положении. Также, в отличие от имитации животного мира в хорезмских танцах, ферганские танцы изображают человеческие отношения, часто исследуя лирические, романтические темы.
Youtube — Узбекские танцы
Узбекские танцы имеют красивое течение
Узбекские танцы отличает мягкость, плавность и выразительность движений, легкие скользящие шаги, оригинальные движения на месте и по кругу.
Узбекские танцы развивались в Средней Азии уже с древних времен. Во время некоторых раскопок археологи обнаружили изображения танцующих фигур в пещерах этого района. Например, самаркандское, бухарское и хорезмское искусство танцоров было хорошо известно во многих восточных странах уже в IV-VIII веках нашей эры.Народный узбекский танец включает в себя традиции почти всех регионов Узбекистана и поэтому демонстрирует удивительное разнообразие. Узбеки танцуют везде, на свадьбах, семейных праздниках, сельских и городских мероприятиях и даже для туристов в туристических местах. Эти танцы передаются из поколения в поколение и поддерживают древние танцевальные традиции сегодняшнего и прошлого узбекского образа жизни.
Хорезмский танец лязги
В 2019 году Хорезмский танец лязги внесен в список нематериального культурного наследия человечества ЮНЕСКО. Танец лазги ценится за способность воплощать в себе творческие способности человека, отражая звуки и явления окружающей природы, чувства любви и счастья.
Развитие узбекского танца
В начале 20 века узбекский танец начал формироваться как массовое искусство. В 1923 г. в стране была создана концертная группа молодых исполнителей (М. Кориёкухов). Позднее, в 1926 году, была создана первая Государственная передвижная этнографическая группа, в состав которой вошли известные музыканты и юная танцовщица Тамара Хоним. В 1936 году был создан первый в стране ансамбль эстрадной песни и танца (хореографы О. Комилов, И. Окилов, Л. Петросова, Е. Барановский, М. Тургунбаева). В 1956 ансамбль был известен как «Шодлик», а теперь – как «Узбекистон». Этот ансамбль внес огромный вклад в развитие узбекского классического танца. В 1957 г. М. Тургунбаева создала ансамбль «Бахор» («Родник») и руководила им до конца жизни. Этот ансамбль представил всему миру узбекский танец. Вслед за М. Тургунбаевой, К.