Орнаменты домовой резьбы
Символика, используемая в традиционных мотивах домовой резьбы имеет не только эстетический, но и глубокий этический смысл. По сути, определённый набор символов, нанесённый вокруг «незащищённых» участков дома, является оберегом. Считается, что неправильное сочетание символов может быть не только бесполезно, но и вредоносно.
Орнамент обычно классифицируется на зооморфный, антропоморфный, геометрический и растительный. Орнаментика резьбы консервативна и очень традиционна. Именно благодаря стойкости культурных традиций, мы получаем возможность видеть древние символы, элементы, украшавшие жилища наших предков.
Идея охраны человека, его жилища, предметов быта, домашних животных при помощи различных магических изображений возникла в незапамятной древности и просуществовала очень долго. По представлениям древних славян, анимистическая повсеместность рассеянного в природе зла была столь велика, что ей не мог противостоять человек. Поэтому человек должен был защитить себя с помощью охранительной символики. Защищали прежде всего свои дом и одежду.
Орнаментировали дом доброжелательными языческими символами, размещенными на самых уязвимых участках жилища и двора. Обратим внимание, что и в архитектуре, и в одежде был проведен последовательно один и тот же принцип размещения заклинательного орнамента — орнаментировались все проемы, все отверстия, через которые всевозможные «злыдни» могли проникнуть к человеку. Декоративные (а в свое время магическо-заклинательные по смыслу) элементы располагаются на воротах, вокруг окон, у застрехи; то или иное «священное» изображение (конь, олень, богиня и птицы, солнце) увенчивало наивысшую точку дома — щипец крыши.
«Сумма подобных оберегов, постоянно присутствующих на всех уязвимых участках дома, и превращала каждую «хоромину» в недоступное для «навий» убежище всех членов семьи» (Рыбаков Б.А. Язычество древней Руси). Внутри дома все обиходные предметы тоже были покрыты охраняющими знаками, облегчавшими одоление зла внутри убежища. Традиционно в домовой резьбе славянского жилища большое внимание уделялось окнам, через которые могли проникнуть «вездесущие навьи». Щели в оконницах, сквозняки, зимний холод, все то, что могло вызвать болезнь, — все это преображалось в сознании древних в образы невидимых, неосязаемых «навий», несущих людям «на злых ветрах» различные несчастья. В связи с этим возник такой важный элемент заклинательного декора, как наличник, обрамление окна, обычно обильно насыщенное языческой символикой. Обрамление окон было всегда очень значимым элементом, ведь оконный проем — это не только окно в мир, в «белый свет» для обитателей избы, но и глазок для чужих людей и сторонних злых сил, которые могут подглядеть в него жизнь внутри жилища.
Сибирские переселенцы XVII века, осваивая Западную и Восточную Сибирь, несли с собой традиции домовой резьбы Русского Севера и средней части России, которые, в свою очередь, были основаны на древнеславянских языческих представлениях. «Изба русского крестьянина — это не просто его жилище, это его мир, в котором отражена вся вселенная и определено свое место в ней. Дом служил защитой, оберегал. Эти орнаменты и детали — это просьбы и пожелания, обращенные к силам природы и символизирующие единение с ней человека» (Ополовников А.В., Ополовникова Е.А. Дерево и гармония).
Этнографические исследования свидетельствуют об устойчивом и широко распространенном изображении «небесных хлябей» «верхнего неба» — волнистых линий, на причелинах домовых кровель. Самым частым является волнистый орнамент, или узор из «городков», которые на расстоянии воспринимаются как волны. Обычно волны идут в два ряда, как бы подчеркивая глубину «хлябей». Очень часто наряду с волнистыми линиями изображаются небольшие кружки, очевидно, символизирующие дождевые капли, те «груды», которые, по мнению язычников, являлись причиной жизни на Земле. «Грудие росное» — «капли росы, живительной влаги небесной. Русские язычники полагали в XII–XIII веках, что роса, опадающая с небес в виде тумана-облака, посылается богом неба Родом именно как всерождающая влага жизни» (Рыбаков Б.А. Ремесло древней Руси).
Нам известно о существовании причелин с изображением волнистых струй в Новгородской, Архангельской, Вологодской, Ярославской областях, в русских селах Карелии и в ряде других мест центральной России, севера страны и Сибири.
Причелины русских изб украшались в два–четыре ряда, тот же порядок мы видим на карнизе и причелинах дома Прокопьева (конец XIX в.). Верхний ряд занят зигзагообразнойлинией, являвшейся архаичной и устойчивой идеограммой воды, в данном случае — «хлябей небесных», недосягаемых дождевых запасов. Система построения декора избяныхпричелин состояла в том, что проводились две неразрывно связанные друг с другом идеи: во-первых, наличие в верхнем небе (над твердью) запасов дождевой воды (зигзаги имеандры), а во-вторых, передача этой воды вниз, на землю к пахарям, показанная посредством мифологического символа грудей небесных богинь, орошающих землю «родивыми грудами росными».
Широкое бытование этой системы на всем Русском Севере позволяет нам считать ряды узоров русских причелин на избах XIX века, находящихся в музее, не случайным набором орнаментальных приемов, а пережитком древних космологических представлений о небесах, дающих дождь.
С удивительной строгостью соблюдалась эта древняя картина мира в системе архитектурного убранства, явившегося повторением макрокосма в микрокосме славянского жилища; путь солнца по небу подчеркнут тем, что для показа солнечных знаков в надлежащей зоне применялись искусственные, не игравшие никакой конструктивной роли особые доски-«полотенца», спускавшиеся от причелин вертикально вниз. Солярные знаки на этих «полотенцах» размещались ниже зоны небесных вод причелин, на фоне затененного кровлей фронтона.
Полдневное солнце изображалось на фасаде избы на самом верху, под фигурой главенствующего коня, но все же ниже «хлябей небесных», являвшихся верхним небом.
Повалы — выступы до 1,5 метра двух–трех верхних бревен сруба —служили для поддержки кровли, выдвинутой далеко вперед от главного фасада. Повалы всегда были очень важной конструктивной деталью русских изб. Так же как и охлупень, традиционно повалы имели вид конской головы. Образ головы не всегда натуралистичен, иногда только по характерной криволинейной форме можно угадать, что повалы вырезаны в виде «солнечных коней» с ногами в форме гроздей-полуваликов. Такая форма повала с полуваликами (от двух до шести штук) характерна именно для сибирских изб русских переселенцев. Ее семантический смысл понятен сразу, ведь конь — это символ солнца — солярный знак, главный «защитник» русской избы от злых сил.
Со второй половины XIX века в Сибири получила широкое распространение художественная обработка наличников. Деревенские сибирские мастера любили украшать наличники геометрическим орнаментом. Преобладающими мотивами были солярные розетки (полукруги), ромбы, круги. Особенно часто встречаются в городах и селах Сибири наличники в стиле барокко. Сибирские деревенские наличники отличаются от городских наличников барочного стиля тем, что чаще всего между волютами вместо вазона и балясины в середине композиции помещены сложные геометрические, зооморфные, антропоморфные элементы или солярная розетка.
Сибирские деревенские мастера, зная основные композиционные элементы домовой славянской резьбы, вносили свои мотивы орнамента, заимствованные из городской архитектуры середины XIX века. И хотя древний магический смысл орнамента домовой резьбы к концу XVIII века был практически забыт, главные его мотивы и способы размещения элементов орнамента остались почти неизменными и передавались из поколения в поколение мастерами-резчиками по дереву, строителями и плотниками. Особенно хорошо это видно на примере деревянной домовой резьбы, сохранившейся в сибирской глубинке.
Горизонтальные орнаменты прорезной домовой резьбы
Вертикальные орнаменты прорезной домовой резьбы
Древние символы крестьянской избы
«Древние символы крестьянской избы».
Бинарный урок технология + ИЗО
МБОУ СОШ № 25
г.Владивосток
Учитель ИЗО: Барышкина Г.П.
Учитель технологии: Тимофеева С.В.
Задачи урока:
- 1.Освоение национальных ценностей традиций и культуры русского народа.
- 2.Формирование потребности в самовыражении и самореализации, в ходе создания творческой композиции.
- 3.Формирование навыков работы в группе, эффективного сотрудничества.
- 4.Развитие индивидуальных задатков и творческих способностей при работе в данной области.
- 5.Привитие интереса к изготовлению резных ставен.
«Я любил эту тихую деревушку, насквозь пропахшую молодым ячменем, развешанным в пухлых снопах на жердяных пряслах. Мне нравились старинные колодцы с высоко вздернутыми журавлями, Но особенно меня восхищали большие бревенчатые дома с деревянными конями на крышах.
Впрочем, сам по себе дом с коньком на Севере не редкость. Но я ни разу еще не видел такой деревни, где бы каждый дом был увенчан коньком.. Идешь узкой травянистой тропинкой, в которую из-за малолюдья превратилась деревенская дорога, деревянные кони смотрят на тебя с поднебесья.
Федор Абрамов «Деревянные кони»
ТЕМА НАШЕГО ЗАНЯТИЯ:
«Древние символы крестьянской избы».
Цель нашего занятия:
ОТКРЫТЬ ЗАКОДИРОВАННУЮ ИНФОРМАЦИЮ В СИМВОЛАХ ДРЕВНЕГО ОРНАМЕНТА, РАСШИФРОВАТЬ СМЫСЛОВОЕ ЗНАЧЕНИЕ УЗОРОВ В УКРАШЕНИИ ФАСАДА ИЗБЫ.
Дом был для языческих славян повторением Вселенной, уменьшенной до размеров человека.
- Крыша дома символизировала крышу мира , небеса.
- Небес у славян было два:
- верхнее небо – вместилище небесной влаги «хляби небесные» и
- среднее небо – по нему движутся солнце и луна.
Фронтон дома
Свои наблюдения за движением солнца по небосводу наши предки сумели запечатлеть в образном строе фронтона дома
Хляби небесные
Конёк, полотенце
Доски — полотенца
Доски — полотенца украшают спереди фронтон избы
Причелина
Левый конец причелин символизировал – утреннее восходящее солнце, а правый – вечернее заходящее
Славянское язычество заключалось в прославлении жизненных сил природы, плодородия земли.
- С годами и веками символический смысл кругов, треугольников, крестов был забыт, и они превратились в орнамент, который передавался из поколения в поколение, освещённый традицией. Можно первоначальный смысл старинного орнамента.
- попытаться и сегодня проникнуть в прошлое, разгадать первоначальный смысл старинного орнамента.
Символы солнца и земли на резных полотенцах крестьянских изб
Наличники окон
На окнах изб были наличники с вырезанными цветами, травами или изображениями разных животных
Наличники .
Вслушайтесь в это слово: » наличник» –
«находящийся на лице».
Фасад дома — это его лицо, обращенное к внешнему миру. Лицо должно быть умытым и красивым. Именно наличники делают каждый дом не похожим на своих соседей. В них многое перекликается с узорами кружев и вышивок
Орнамент — язык тысячелетий , поэтому выбор узоров избы не случаен
Что было одним из самых важных событий в жизни наших древних предков?
Еще один важный символ магических знаков наших предков — это солнце.
Все знаки, имеющие отношение к ходу солнца, к его положению на небосводе, называются солярными и считаются очень сильными, мужскими знаками.
Без воды нет жизни, от нее зависит урожай и, как следствие, жизнь и благосостояние семьи. Волнообразные узоры в верхней и нижней части наличника, бегущие ручейки по его боковым полочкам — это все знаки воды, дающей жизнь всему живому на земле.
- Сама земля, дарующая человеку урожай, стала магическим знаком. Ромбики с точками внутри, перекрещивающиеся двойные полосы — так рисовали наши предки вспаханное и засеянное поле.
- Звериные мотивы также можно найти на наших окошках
Окна обрамляли наличники Резьбой и росписью по дереву украшались и ставни. Они прикрывали окна дома от ветра и дневного света. Каждая изба украшена с особой выдумкой. В узорах деревянных кружев можно встретить причудливые переплетения растений, изображения солнца, птиц и зверей.
Со временем все эти символы утратили магическое значение. Древние узоры превратились в декоративные элементы, разбавленные современным орнаментом. Прочесть эти орнаменты, понять их глубинный смысл и разгадать магические заклинания уже практически невозможно. Именно поэтому они так к себе манят…
В русском народном творчестве издавна особое место занимала домовая резьба. Это нашло отражение в старинных песнях, былинах: » Во тёмном бору богатый дом стоит, весь убран, приукрашен», или «Крыльчушко красное, с точёными балясами, с переходами брусчатыми»! Деревянные узоры на русских избах как застывшая прекрасная музыка, как песня о любви к отчему краю.
Народные мастера, прекрасно понимая декоративную прелесть бревенчатой, рубленой стены, не стремились к излишеству орнаментации, не делали украшений там, где они не были оправданы конструкцией дома.
Деревянной резьбой украшали карнизы фронтонов, слуховые окна, фризовые доски, наличники и ставни окон, крыльцо, ворота, калитки.
Деревянное кружево русской избы
- Резьба-вид декоративного искусства, способ художественной обработки дерева путем вырезания
Виды домовой резьбы
Глухая: в целой доске вырезался или выдалбливался рисунок по намеченному углем контуру.
Виды домовой резьбы
Пропильная: сквозной рисунок выполнялся с помощью лобзиковых пил
Виды домовой резьбы
Накладная: выполнялась из элементов пропильного орнамента.
На уроках технологии ученики нашей школы выпиливают элементы домовой резьбы
Задание:
Нарисовать окно русского северного дома с наличниками и украсить эти наличники символическими знаками.
Пример выполненного задания
Творческих успехов !
Деталь русской избы
Конструктивное назначение
Деталь кровли в традиционном русском жилище, изготовлялась из целого бревна в виде буквы
V в сечении.
Конец этого бревна вырубался в виде головы коня.
Украшение «чела» дома. В архитектуре Руси IX — X вв. висячие доски с резным орнаментом, покрывающие торцы бревен сруба и края крыши.
Горизонтальный продольный выступ на стене, поддерживающий крышу здания (или козырек)
Верхняя треугольная часть дома, ограниченная двумя скатами крыши и карнизом у основания.
Резное украшение окна
Деталь русской избы
Конструктивное назначение
ОХЛУПЕНЬ
Деталь кровли в традиционном русском жилище, изготовлялась из целого бревна в виде буквы
V в сечении.
КОНЕК
Конец этого бревна вырубался в виде головы коня.
ПРИЧЕЛИНА
Украшение «чела» дома. В архитектуре Руси IX — X вв. висячие доски с резным орнаментом, покрывающие торцы бревен сруба и края крыши.
КАРНИЗ
Горизонтальный продольный выступ на стене, поддерживающий крышу здания (или козырек)
ФРОНТОН
Верхняя треугольная часть дома, ограниченная двумя скатами крыши и карнизом у основания.
НАЛИЧНИК
Резное украшение окна
Орнаменты
Характеристика орнамента
В качестве мотивов использует в изображении стилизованные фигурки животных и птиц.
В качестве мотивов использует мужские и женские стилизованные фигуры или отдельные части тела человека.
орнамент составляется из геометрических фигур и солярных знаков
орнамент составляется из стилизованных листьев, цветов, плодов, веток и т.д.
Орнаменты
Характеристика орнамента
Зооморфный
В качестве мотивов использует в изображении стилизованные фигурки животных и птиц.
Антропоморфный
В качестве мотивов использует мужские и женские стилизованные фигуры или отдельные части тела человека.
Геометрический
орнамент составляется из геометрических фигур и солярных знаков
Растительный
орнамент составляется из стилизованных листьев, цветов, плодов, веток и т.д.
Литературные источники:
- РЫБАКОВ Б. А. ЯЗЫЧЕСТВО ДРЕВНИХ СЛАВЯН; Ь.1971 КОЛЧИН Б. А. НОВГОРОДСКИЕ ДРЕВНОСТИ. РЕЗНОЕ ДЕРЕВО. М., 1971, РЫБАКОВ Б. А. РУССКОЕ ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО X-XIII ВВ. М.1971 БЛОМКВИСТ Е. . КРЕСТЬЯНСКИЕ ПОСТРОЙКИ. ЗАБЕЛЛО С., ИВАНОВ В. Е., МАКСИМОВ П. Н. РУССКОЕ ДЕРЕВЯННОЕ ЗОДЧЕСТВО. М., 1942,
Спасибо !
дизайнов, тем, шаблонов и графических элементов «Русская изба» для скачивания на Dribbble
Посмотреть дворец
Дворец
Посмотреть шрифт Pizza Hut
Шрифт Pizza Hut
Посмотреть русскую матрешку
Русская матрешка
Коттедж с видом на реку
Речной домик
Посмотреть анимацию строительства хижины
Анимация строительства хижины
Посмотреть Папа Мурчали
Папа Мурчали
Посмотреть Pizza Hut
Пицца Хат
Вид на Ла-Пальму, часть 3
Ла Пальма часть 3
Посмотреть русский пельмень
Пельмени
Просмотр 3D-изометрического игрового объекта «Дом»
Актив 3D-изометрической игры «Дом»
Посмотреть Пройди 🇮🇩
Пройди 🇮🇩
Посмотреть Призрак Киева
Призрак Киева
Посмотреть конструктивистскую архитектуру
Архитектура конструктивизма
Посмотреть американо-российско-европейско-бельгийские ракеты
Американо-российско-европейско-бельгийские ракеты
Посмотреть русский военный корабль иди на хуй!
Русский военный корабль иди на хуй!
Посмотреть Белый дворец
Белый дворец
Вид на лесной дом
Лесной дом
Вид на горную хижину
Горная хижина
Посмотреть сериал Русский танец — Щелкунчик⠀
Русский танец — Серия Щелкунчик⠀
Посмотреть Русфуд
Русфуд
View Chotchkes — Дизайн логотипа
Чочки — Дизайн логотипа
Посмотреть :::Иллюстрации к книгам по космическим играм:::
::: Иллюстрации к космическим играм :::
Посмотреть Нижегородскую ярмарку
Нижегородская ярмарка
Посмотреть Шина Лебедь Герундий
Шина Лебедь Герунд
Зарегистрируйтесь, чтобы продолжить или войдите
Идет загрузка еще…
Шаблон бесшовного деревянного дома «Русская изба» Векторное изображение
Шаблон бесшовного деревянного дома «Русская изба» Векторное изображениеЛицензияПодробнее
Стандарт Вы можете использовать вектор в личных и коммерческих целях. Расширенный Вы можете использовать вектор на предметах для перепродажи и печати по требованию.Тип лицензии определяет, как вы можете использовать этот образ.
Станд. | Расшир. | |
---|---|---|
Печатный / редакционный | ||
Графический дизайн | ||
Веб-дизайн | ||
Социальные сети | ||
Редактировать и изменять | ||
Многопользовательский | ||
Предметы перепродажи | ||
Печать по запросу |
Владение Учить больше
Эксклюзивный Если вы хотите купить исключительно этот вектор, отправьте художнику запрос ниже:Хотите, чтобы это векторное изображение было только у вас? Эксклюзивный выкуп обеспечивает все права этого вектора.
Мы удалим этот вектор из нашей библиотеки, а художник прекратит продажу работ.
Способы покупкиСравнить
Плата за изображение $ 14,99 Кредиты $ 1,00 Подписка $ 0,69Оплатить стандартные лицензии можно тремя способами. Цены $ $ .
Оплата с | Цена изображения |
---|---|
Плата за изображение $ 14,99 Одноразовый платеж | |
Предоплаченные кредиты $ 1 Загружайте изображения по запросу (1 кредит = 1 доллар США). Минимальная покупка 30р. | |
План подписки От 69 центов Выберите месячный план. Неиспользованные загрузки автоматически переносятся на следующий месяц. |