В гареме: Как в гаремах предохранялись от нежелательных беременностей

каким оно было и зачем нужна была прорезь в нем

Время прочтения: 3 минуты

Дата публикации: 18 мая 2021

В контакте Telegram OK

Несмотря на то, что с момента выхода популярнейшей турецкой саги «Великолепный век» прошло уже много лет, у зрителей до сих пор остались некоторые вопросы, а в интернете ведутся ожесточенные споры о правдивости отдельных моментов. Особенно это касается одежды султанш и предметов быта.

Но еще больший интерес вызывает нижнее белье наложниц гарема Сулеймана. Каким оно было, как выглядело и главное – зачем в нем была необходима прорезь. Мало кто знает о том, что вплоть до конца 18 века понятие о нижнем белье отсутствовало. И даже, когда оно появилось – позволить себе его могли лишь очень богатые и обеспеченные люди. Но это абсолютно не значит, что раньше люди, в частности, наложницы и султанши одевались как варвары.

У них тоже было свое белье, но правда оно значительно отличалось от современных комплектов.

Нательные рубашки было обязательно носить всегда — даже в самую жаркую погоду

Если говорить о бюстгальтерах – то их не было в принципе. Совсем юные девушки легко обходились без них. Женщины постарше использовали отрезы ткани, искусно превращая их в подобие современных топов. Позже, швеи научились уже сами шить такие предметы белья, весьма похожие на те, что мы видим сегодня. Здесь важно понимать, что бюстгальтеры, изображенные на картинах описывающие быт того времени, не что иное, как выдумки художников. Поверх этого предмета гардероба женщины обязательно надевали тонкую рубашку. У простых рабынь она была обычной серой или белой, которая изготавливалась из льна или хлопка. Для султанш такие нательные рубашки шили из шелка и украшали тонкой, изящной вышивкой. Ее длина обычно заканчивалась выше колен.

Вместо трусов были нижние шаровары. Они изготавливались из тончайшего льна или хлопка. Их ношение было строго обязательным – независимо от того надевалось поверх платье или другие штаны. Примечательно, но данное нижнее белье хатун старались прятать от посторонних. Считалось, что порча, наведенная на него, будет обязательно смертельной. И лишь после этого девушки могли надевать выбранный наряд. В общей сложности перед тем как покинуть свои покои или комнату наложница была обязана надеть на себя как минимум 3 слоя одежды – двое шаровар и столько же рубашек, а в конце кафтан на поясе.

Османские шаровары — прародители современного белья

Но самое интересное, что на всех нижних шароварах всегда имелась широкая прорезь. Позже, примерно в 17 веке она появилась и на панталонах европейских женщин. Ее назначение весьма примитивно – облегчить и ускорить поход в уборную комнату. Порой было неудобно, а то и невозможно раздеваться полностью при походе в клозет.

Примечательно, но сегодня в музее Топкапы практически невозможно найти предметы нижнего белья женщин эпохи Сулеймана. Ничего удивительного здесь нет. Во-первых, с того времени сохранилось не так много вещей. Во-вторых, выставлять на всеобщий показ именно такие предметы гардероба считается недопустимым.

Нательные рубашки и шаровары носили как женщины, так и мужчины

В любом случае уже в те времена прекрасно знали о необходимости ношения нижнего белья. И пускай оно разительно отличалось от того, что продается сегодня – оно все-таки уже было.

Фотографии: снимки из музея Топкапы

Подпишись на нас в Дзене!

Гарем и его секреты

Отбор достойных, текучка кадров и разводы. История и современность гаремов

История

«Гарем» в переводе с арабского означает «запретное, священное место». Этим словом обозначали женскую половину дома в мусульманских семьях, куда мужчинам вход был запрещен — исключение делалось лишь для хозяина дома и евнухов. Гарем как явление возник у Абассидов — династии арабских халифов, правивших на Ближнем Востоке с 750 по 1258 год. Позже по той же модели создавали свои женские общежития другие восточные правители и просто богатые люди. Один из самых известных и многочисленных гаремов существовал в Османской империи в течение пяти веков. Каждый из султанов держал при дворце в Стамбуле до 1000 женщин в так называемом Доме блаженства, постоянно обновляя и пополняя коллекцию иностранных наложниц-одалисок. Подробности о жизни этих женщин доходили до европейцев в виде слухов и свидетельств от миссионеров и их жен, путешественников и евнухов, а в полном объеме стали известны после свержения последнего правителя Османской империи Абдул-Гамида II в 1909 году.

Гаремы на Руси

Были гаремы и на Руси. Самый многочисленный штат жен и наложниц имел, как ни странно, князь Владимир Святославич, почитаемый как креститель Руси. О его насыщенной личной жизни рассказывается в «Повести временных лет»: «Был же Владимир побежден похотью, и были у него жены… а наложниц было у него 300 в Вышгороде, 300 в Белгороде и 200 на Берестове… И был он ненасытен в блуде, приводя к себе замужних женщин и растляя девиц». Сохранилось немало свидетельств о том, что и другие русские правители содержали гаремы — в закрытых теремах, и они тайно существовали чуть ли не до XVIII века, пока Петр I не положил конец этому обычаю.

Один из членов багдадского посольства Ахмед ибн Фадлан после своего путешествия на Волгу в 921–922 годах писал о некоем распутном царе русов: «А ложе его огромно и инкрустировано драгоценными самоцветами. И с ним сидят на этом ложе сорок девушек для его постели. Иногда он пользуется как наложницей одной из них в присутствии своих сподвижников… И он не имеет никакого другого дела как сочетаться (с девушками), пить и предаваться развлечениям. У него есть заместитель, который командует войсками, нападает на врагов и замещает его у его подданных». Впрочем, это было записано арабским путешественником со слов некоего мужа из русов — вероятно, торговца, и вполне возможно, что это была просто байка для иностранца. Самого царя русов Игоря Рюриковича писатель не видел.

Современность

В настоящее время гаремы распространены в странах, где сильны мусульманские религиозные традиции. Полигамные семьи, построенные по принципу гарема, есть и в государствах с малочисленным исламским населением. Например, в Танзании, где мусульмане составляют лишь 30%, а христиане — 60%, в полигамном браке состоит каждая четвертая замужняя женщина. А в Свазиленде, где 82,7% населения — это христиане, многочисленный гарем содержит глава государства король Мсвати III: у него 15 официальных жен и 25 детей. Ежегодно во время праздника Умхланга он выбирает новую невесту.

Фото: Shutterstock.com

Сотни полуобнаженных девушек состязаются в многочасовом танце тростника, по окончании которого король принимает решение, какая наложница пополнит его коллекцию красивых женщин. 54-летний Мсвати еще не обогнал по числу жен своего отца короля Собуза II, который успешно уживался с 70 супругами.

Есть личный гарем и у лидера Северной Кореи. По сообщениям южнокорейской прессы, Ким Чен Ын хоть и разогнал гарем отца и заявлял о верности одной-единственной жене певице Ли Соль Чжу, но передумал: после рождения дочери и лечения от подагры он провел кастинг красавиц и обзавелся «взводом наслаждения».

Кстати, как выяснили недавно британские ученые, полигамный брак идет всем на пользу: в гареме женщины реже голодают, дети меньше болеют, в таких семьях обычно больше скота и достаток выше, чем у моногамных семей.

Иерархия

Положение женщины в традиционном гареме зависело от степени ее приближенности к правителю. Если она не пользовалась вниманием, то, как правило, влачила жалкое существование, подвергалась насмешкам и унижениям, выполняла тяжелые работы. Если же наложница была любима хозяином и рожала ему сына, то ее статус стремительно повышался до уровня главной жены, что сулило всяческие наслаждения и дары: от драгоценностей до недвижимости.

Сегодня, образуя гаремы, арабские мужчины руководствуются законами Корана, который разрешает иметь одновременно не более четырех жен, но с важной оговоркой: муж обязан обеспечивать своих женщин в равной степени и уделять им одинаковое внимание. То есть если он дарит квартиру, то и другой должен предоставить такое же жилье, не говоря уже о букетах и коробках с конфетами. У каждой обитательницы гарема свой, четко очерченный круг обязанностей: традиционно младшая жена воспитывает всех детей мужа, старшая — руководит остальными женами, две другие — следят за порядком и трудятся на кухне.

Открой личико

Обитательницы восточных гаремов традиционно ведут жизнь уединенную и закрытую. Редкие портреты женщин из гарема мы можем увидеть благодаря живописи и фотографии. Например, иранский шах Насер ад-Дин Шах Каджара, правивший во второй половине XIX века, был страстным фотолюбителем и лично снимал своих жен, его помощником и придворным фотографом был выходец из России Антон Севрюгин. Со старинных фотографий шаха на нас смотрят пышнотелые иранские женщины со сросшимися бровями и усиками. Их короткие юбки, напоминающие балетные пачки, были сшиты под впечатлением от поездки шаха в Санкт-Петербург, где он побывал в 1873 году по приглашению Александра II и посмотрел русский балет.

Карьера

Исследователи сравнивают жизнь в гареме со школой для девочек английского типа или женским монастырем. Кроме молодых наложниц и жен правителя в женской половине дома жили все его родственницы женского пола, а также многочисленные наставницы, служанки, евнухи, приставленные для охраны и помощи… Естественно, там кипели страсти, плелись интриги, складывались свои группировки, и каждая девушка мечтала только о том, как добиться положения любимой жены.

Современные держатели гаремов стараются, чтобы их женщины жили отдельно и по возможности редко видели друг друга. В идеале одна жена не должна видеть, как ее муж заходит в дом к другой супруге. Однако уровень достатка мужчины не всегда позволяет обеспечить соблюдение этих правил. В менее обеспеченных семьях жены живут рядом и ведут совместное хозяйство.

Как попасть в гарем?

Традиционно девочки и девушки попадали в гаремы по-разному. Одних покупали на невольничьих рынках, другие преподносились правителям в виде подарка от визирей и вельмож, третьих добровольно отдавали родственники, так как пребывание в гареме султана или шаха на Востоке считалось престижной и выгодной карьерой для женщин. Теоретически даже последняя служанка могла стать наложницей, а затем и женой правителя. Так случилось, например, со славянской девушкой Анастасией Лисовской, которая была похищена татарами из города Рогатина и насильно увезена в Османскую империю. По легенде, она была подарена юному султану Сулейману Великолепному в честь начала его правления, на тот момент ей было всего 15 лет.

Роксолана и Султан

Красивая умная девушка быстро оттеснила всех конкуренток и со временем стала самой могущественной султаншей в истории Османской империи. Ей было позволено то, что не дозволялось другим: спать с султаном без очереди, родить от него не одного, а пятерых детей, называться почетным титулом хасеки, введенным специально в ее честь. Около четверти века Анастасия, известная под именами Хюррем Султан и Роксолана, повелевала султаном, гаремом и всей Османской империей. Она стала единственной официальной женой султана — ни до нее, ни после правители Османской империи не вступали в официальный брак. И хотя ее сын Селим II не был первым сыном Сулеймана, она добилась, чтобы именно он пришел к власти, устранив первенца мужа. О внешности Роксоланы мы знаем благодаря портрету неизвестного художника, написанного в середине XVI века.

В наши дни многие женщины стремятся попасть в гаремы обеспеченных мужчин, так как это сулит материальный достаток и, заключив контракт на несколько лет с каким-нибудь шейхом, можно разбогатеть, как ни на одной работе. Это привлекает в восточные гаремы даже европейских и американских женщин. Среди полигамных миллионеров считается престижным иметь в женах западную девушку из числа моделей, знаменитостей, королев красоты. Например, в многочисленном гареме султана Брунея побывала обладательница титула «Мисс США — 1992» Шеннон Маккетик. После трехмесячного пребывания в гареме она предъявила иск за использование ее в качестве проститутки. Однако было установлено, что никаких сексуальных домогательств не было и с мисс Маккетик обращались более чем хорошо: за работу, состоявшую в развлечении главы Брунея, она получила $100 000 и бриллиантовое колье в подарок. К слову, во дворце султана Хассанала Болкиаха 1788 залов и комнат — это абсолютный рекорд в мире, а в его гареме, по данным СМИ, содержится около 700 девушек.

Отбор и обучение

Согласно Корану мусульмане не должны держать в качестве рабов мусульман. Поэтому гаремы, как правило, состоят из иностранок. Традиционно спросом пользовались славянские, кавказские девушки, высоко ценились черкесские невольницы. Новичкам, прибывшим в гарем, первым делом давали новые имена, обращали в мусульманок и обучали языку. Самых красивых и одаренных девочек учили грамоте, пению, танцам, этикету, ведь со временем они могли стать матерями наследников престола. Но главной наукой была наука обольщения и любви: из скромниц и тихонь растили профессиональных соблазнительниц.

В то же время девушка должна была оставаться скромной и исполнительной: после того как хозяин кидал на нее благосклонный взгляд, наложнице предстояло привести себя в полный порядок с помощью свиты (ванная, эпиляция, натирание маслами и пр. ) и проползти на четвереньках к кровати, доказывая свою покорность, а также поцеловать край дивана, на котором лежит господин. После акта любви ей предназначалась награда и продвижение по иерархической лестнице гарема.

В XXI веке обучения для жен нет, но есть отбор и тестирование. Девушка должна быть девственной, иметь чистые анализы на СПИД, пройти медосмотр и собеседование.

Экзаменует новобранцев гарема сватьи — машатэ. Эти люди наблюдают за поведением наложниц и специально провоцируют ссоры, чтобы изучить характеры девушек. Женщина в гареме должна быть покладистой и уметь гасить бытовые конфликты. Мужчина во избежание ссор должен быть справедливым: спать с женами в порядке живой очереди, никого не обделяя вниманием и подарками.

Текучка кадров и разводы

Европейцы всегда сочувствовали обитательницам гарема, сравнивая их существование с тюрьмой или жизнью в золотой клетке. У восточных женщин отношение к этому стилю жизни иное: они рады быть на попечении обеспеченного мужчины и знать, что они и их дети не будут ни в чем нуждаться.

В прежние времена в гареме происходила постоянная текучка кадров. Наложницы могли покинуть дворец через девять лет служения, если были не востребованны, после этого им давали бриллиантовый комплект, золотые часы, ткани, а также все, что требовалось для обустройства дома. Им также выплачивалось регулярное пособие. Эти женщины назывались дворцовыми и пользовались большим уважением в обществе. По личной просьбе можно было покинуть гарем и раньше срока.

Сегодня развод в исламе — дело нехитрое. Мужчине или женщине достаточно произнести трижды: «Талак, талак, талак», что означает «Развод, развод, развод», и получить свободу. Если жена одна, придется отдать ей половину имущества, если их две — каждая получает одну треть. Дети остаются на попечении отца. Но девочки, как правило, остаются с матерью.

Впрочем, есть способ остаться без копейки после жизни в гареме — совершить прелюбодеяние. Если измену супруги засвидетельствуют четыре свидетеля, то муж может ничего не платить, но найти столько очевидцев, как правило, невозможно.

После смерти хозяина дома его женщины обычно получают свободу. Во времена Османской империи гарем прежнего правителя переселяли в старый облезлый дворец, где первые леди доживали свой век. В наши дни бывает по-разному. Так, Ким Чен Ын, придя к власти в 2011 году, сразу же распустил гарем отца и некоторое время был демонстративно моногамен.

Когда умер 70-летний президент Сирии Хафез Аль-Асад, новый лидер страны, его сын Башар Асад приказал 40 наложницам отца покинуть Сирию в течение 24 часов, не взяв с собой ничего из личных вещей и драгоценностей. Немецкая газета «Бильд» отмечала, что среди женщин были немки, шведки и француженки — и ни одной арабской девушки. Официально в Сирии разрешено иметь одну жену, но при этом иметь гражданских жен никто не запрещает.

О женском счастье

Обитательниц гаремов правителей нельзя было назвать несчастными затворницами. У них была обеспеченная и насыщенная развлечениями жизнь: во дворцах имелись собственные театры, балетные труппы, оркестры. Свита, окружавшая каждую невесту или жену, обеспечивала изнеженной барышне комплексный уход за внешностью, как современные салоны красоты: маникюр, педикюр, прическа, макияж, новые наряды и прочее. Евнухи, хоть и не могли заменить мужское общество, но все же разбавляли женский коллектив, в гости к дамам приходили художники, музыканты, учителя, и жизнь не была однообразной: допускались игры в саду, прогулки и прочие девичьи забавы. В нынешние времена у обитательниц гарема нет в распоряжении армии служанок и евнухов, домашнюю работу приходится делать самой, но чем богаче супруг, тем лучше уровень жизни его гарема. Во многих странах вследствие эмансипации женщины уже не хотят делить мужчину с другими, в моду входит моногамия.

Фото: Wikipedia.org

На сайте могут быть использованы материалы интернет-ресурсов Facebook и Instagram, владельцем которых является компания Meta Platforms Inc., запрещённая на территории Российской Федерации.

гаремы

женщины

отношения

брак

Профессии, «сменившие пол»

17 ноября 2022

27 310

Профессии, «сменившие пол»

Лить металл, месить глину и варить пиво. Именно этим занимались женщины еще несколько веков назад. Почему именно женщины?

Блогерша вышла замуж за себя, но подала на развод всего через день

13 марта 2023

Блогерша вышла замуж за себя, но подала на развод всего через день

Не сошлись характерами

История сексуальных революций

19 мая 2016

322 979

История сексуальных революций

Римский император лишил девственности собственную сестру, Екатерина II обожала сильных мужчин, а в Москве 1920-х годов голые люди разгуливали по улицам

Самые ранние останки ихтиозавра нашли на острове Шпицберген

14 марта 2023

40 лет в неволе: умер самый одинокий кит в мире

14 марта 2023

Откуда наскальные рисунки с единорогами появились в Африке?

14 марта 2023

Рекордное раннее начало цветения сакуры в Японии: фото

14 марта 2023

Топ-10 самых больших рыб на Земле

Где растут фисташки

Что такое вечная мерзлота и вечная ли она на самом деле

10 самых ядовитых змей в мире

Откуда на крыльях бабочек рисунок?

Какую минимальную температуру может перенести человек?

Можно ли сейчас предположить, каким будет климат на Земле через 100 лет?

Гарем Ксеркса | Восточный институт Чикагского университета

  • Подписи к изображениям
  • Индекс эскизов изображений

Гарем, где жили королевские дамы, был построен в форме буквы L. Главное крыло было ориентировано с севера на юг; западное крыло простиралось на запад от южной части главного крыла.

Ядром главного крыла был большой центрально расположенный колонный зал с портиком, выходившим в просторный двор на север. В зале было четыре дверных проема, косяки которых были украшены рельефами. На косяках южного дверного проема изображен Ксеркс, входящий в зал. За ним следуют двое служителей; один несет метелку, а другой держит зонтик над головой короля. На косяке восточного дверного проема есть рельеф, изображающий Ксеркса, сражающегося с чудовищем с головой льва. Рельефы на западном дверном проеме изображают короля, сражающегося со львом. Покои королевы точно не известны, но эта впечатляющая центральная часть, вероятно, предназначалась для нее и ее свиты.

К югу от колонного зала в главном крыле находились шесть квартир, расположенных в два ряда. Каждая квартира состояла из большой комнаты с колоннами и одной, а иногда и двух меньших комнат. В западном крыле было шестнадцать дополнительных квартир аналогичной планировки.

Помимо выхода из Зала Совета в северную часть главного крыла Гарема, две лестницы соединяли западное крыло с дворцом Ксеркса. Имелись также два выхода во дворы или огороженные сады. Третий выход в восточной части западного крыла мог вести к открытому пространству или, возможно, к закрытому пространству, границы которого были разрушены.

Главное крыло гарема было раскопано и восстановлено Герцфельдом. Большая часть здания, помимо жилых помещений для сотрудников экспедиции, была превращена в рабочие помещения, где производилась уборка, маркировка и реставрация предметов. Наконец, фасад гарема был отреставрирован и превращен в музей, в котором выставлены некоторые предметы, найденные в Персеполе.

 


  • Гарем Ксеркса, западный и южный фасады главного крыла, отреставрированные, с раскопанной сокровищницей на переднем плане, стр. 59069
  • Гарем Ксеркса, Западный конец западного крыла, начало работы, P 59144
  • Гарем Ксеркса, раскопки служебных помещений в главном крыле, на заднем плане дворец Ксеркса, P 57891
  • Гарем Ксеркса, Служебные помещения после раскопок, Тронный зал слева на заднем плане, P 58157
  • Гарем Ксеркса, западная часть западного крыла, коридор 7 и юго-западная лестница дворца Ксеркса, P 60822
  • Гарем Ксеркса, Портик после восстановления его каменных частей, P 24726
  • Гарем Ксеркса, короля и слуг на северном проеме главного зала, E Jamb, P 57861
  • Гарем Ксеркса, крупный план двух служанок на северном проеме главного зала, косяк E, P 57862; См. P 57861
  • Гарем Ксеркса, Геройская битва с рогатым львиноголовым чудовищем на S-образном косяке дверного проема E главного зала, P 60722
  • Гарем Ксеркса, дверная розетка из ахеменидского камня, украшенная рельефной розеткой, P 23103
  • Гарем Ксеркса, Восстановленный северный фасад за раскопанными служебными кварталами, P 58158
  • Гарем Ксеркса, Восстановленный северный фасад, P 24789
  • Гарем Ксеркса, Истахрская керамика, реставрируемая в Доме экспедиции (Восстановленный гарем), P 58149
  • Гарем Ксеркса, Восстановление древностей в Экспедиционном доме (Восстановленный гарем), P 58148
  • Гарем Ксеркса, восстановленные деревянные стержни колонны, северо-западный угол, показывающий восстановленную деревянную дверь, P 24798

  • Возвращение на террасу Персеполя
  • Возвращение в Персеполь и Древний Иран

В гареме, Ференц Эйзенхут

Франц Эйзенхут был выдающимся дунайским швабским художником-реалистом и художником-востоковедом. Он считается одним из величайших академических художников Австро-Венгрии второй половины XIX века. Его самые известные и узнаваемые картины включают «Смерть Гюль Бабы», «Битва при Зенте», «Работорговля» и «Петушиные бои» и многие другие, изображающие в основном мотивы Востока. Его работы можно найти во многих европейских музеях по всему континенту.

Франц Эйзенхут родился в Новой Паланке, воеводство Сербия и Банат Темешвар, Австрийская империя (сегодня Бачка Паланка, провинция Воеводина, Сербия) в немецкой семье. Его отец, Георг Эйзенхут, был родом из Паланки, а мать Терезия Соммер — из Букина.

Его отец надеялся, что Франц станет торговцем, но венгерский художник Телепи Карой обнаружил в нем талант к живописи. Влиятельные в то время жители Паланки во главе с адвокатом Карлом Мезей и фармацевтом Карло Харликовичем собирали деньги на его учебу. Он учился в Венгерской Королевской школе рисования в Будапеште с 1875 по 1877 год. После этого он стал студентом Королевской академии изящных искусств в Мюнхене. Он учился там до 1883 года в классе Дьюлы Бенчура, венгерского художника.

После окончания Академии он впервые отправился в путешествие на Восток, побывав на Кавказе. В следующем году он провел свою первую выставку в Будапеште. Восток стал его главным источником вдохновения, а картины востоковедов станут его самыми известными произведениями. В 1883 и 1884 годах он снова отправился на Кавказ, посетив Тбилиси и Баку. В 1886 и 1887 годах он путешествовал из Неаполя в Тунис и Алжир. Его первым большим успехом стала картина 1886 года «Исцеление Кораном в Бейруте».

Многие из его картин были воспроизведены в мастерских по дереву по всей Европе, потому что, как утверждал его друг Лика Карой, «его картины изображали подлинный Восток». Лика Кароли также дала подробное описание мастерской Эйзенгута в Мюнхене, которая располагалась по адресу Моцартштрассе, 13/4. Другой известной картиной того времени была «Смерть Гюль Бабы», за которую он получил Государственную золотую медаль на выставке в Будапеште. После этого у него были выставки в Мюнхене, Париже и Мадриде. В 1894 году он расписал интерьер Нью-Йоркского дворца в Будапеште.

Самая известная работа Франца Эйзенгута — картина «Битва при Зенте», написанная в 1896 году для Венгерской выставки тысячелетия, посвященной 1000-летию венгерского поселения на Великой Венгерской равнине. Картина была заказана округом Бач-Бодрог и до сих пор выставлена ​​в мэрии Сомбора, поскольку в то время Сомбор был административным центром округа. Эта картина размером 7×4 метра на сегодняшний день является самой большой картиной маслом на Балканах.

В 1897 году он вернулся в Паланку, где женился на Адриане Райхль, дочери Фридриха Райхля, владельца цементного завода Райхля в Неу-Паланке и брата известного архитектора из Апатина. Франц Райхль. В 1898 у них была дочь, которая вскоре умерла по дороге в Самарканд, когда семья возвращалась из Бухарского эмирата. Эйзенхут был приглашен в Бухару лично эмиром Абдул-Ахад-ханом. В 1901 году у них родилась вторая дочь Юдифь, а в 1903 году — единственный сын Франц Георг, который впоследствии стал основателем кожевенной промышленности Merkur в Бачка-Паланке.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *