В каких городах есть памятники крылову: Иван Андреевич Крылов: памятники в российских городах

Памятники Чебоксар

Бюст Константина Иванова

К. Иванов — один из известнейших поэтов Чувашии. Поэтому в Чебоксарах установлено несколько его памятников. Один из них — бюст поэта, установлен на улице, носящей его имя. Скульптор И.Ф. Кудрявцев, архитектор В.И. Ступин.

ул. К. Иванова, 2

Подробнее

Памятник Остапу Бендеру и Кисе Воробьянинову

На памятнике есть табличка с искаженной цитатой из произведения «Киса! Давайте бросим погоню за бриллиантами и увеличим население Чебоксар… А? Это будет очень эффектно!». Автор памятника — В.П. Нагорнов.

б-р Купца Ефремова, 4

Подробнее

Планета Маленького Принца

На чебоксарском Арбате появилась новая скульптура — Маленький принц. Это персонаж всемирно известной аллегорической повести-сказки, самого известного произведения Антуана де Сент-Экзюпери. Дизайнер проекта — Анастасия Соколова.

б-р Купца Ефремова, 10

Камень на Чебоксарском Арбате

В самом центре Чебоксар можно увидеть необычный памятник.

Это таганаит — камень солнца, любви, добра и счастья. Огромные валуны привезены с небольшого хребта Таганай на Южном Урале. Чебоксарам памятник подарил первый президент Чувашии Николай Федоров.

б-р Купца Ефремова, 6

Памятник Владимиру Ленину

В Чебоксарах несколько памятников В.И. Ленину. Самый известный расположен на площади Республики, в центре города. Авторы — скульпторы А.И. Далиненко, В.И. Татарович, Г.Д. Ястребенецкий и архитектор Г.А. Израилевич.

ул. К. Маркса, 38А

Бюст Василия Николаева

Памятник В.В. Николаеву (1939–2007), историку, профессору, академику, научному работнику украшает столицу Чувашии с 2010 г. Устанавливая его, чебоксарцы почтили память человека, который занимался изучением проблем этнической истории и традиционной культуры чувашского народа.

ул. Ярославская, 17

Памятник Константину Иванову

Памятник поэту, основоположнику чувашской литературы К. Иванову стоит у здания Чувашского драмтеатра. На гранитном постаменте высечены бронзовые рельефы, изображающие сцены из поэмы «Нарспи».

Авторы — В.Н. Филатов, В.П. Нагорнов.

Красная площадь, 7

Памятник Ивану Яковлеву

Бронзовая литая статуя весом более 3 тонн, установленная у здания Национальной библиотеки в честь чувашского просветителя, педагога, миссионера, создателя современного чувашского алфавита Ивана Яковлевича Яковлева. Авторы — скульптор Д.И. Народицкий, архитектор Г.Е. Саевич.

пр-т Ленина, 15

Памятник сотрудникам милиции

Памятный знак сотрудникам органов внутренних дел России, погибшим при исполнении установлен в сквере напротив здания министерства внутренних дел.

ул. К. Маркса, 44А

Памятный камень жертве фашизма Галине Керзиной

Обелиск трехлетней девочке, единственной жертве немецкой бомбардировки Чебоксар 4 ноября 1941 года.

Президентский б-р, 1/15

Бюст Феликса Дзержинского

Бюст Ф.Э. Дзержинского (1877–1926), основателя ЧК, установлен у входа в здание ФСБ. Автор — скульптор А.К. Брындин.

ул. К. Маркса, 43

Памятный знак в виде креста

Памятный знак установлен в память о разрушенном Спасо-Никольском храме с часовней (он был снесен в 1936 г. ) и обо всех здесь покоившихся.

Президентский б-р, 19А

Стела «Россельхозбанк»

Памятная стела в виде стилизованного колоска с перечислением названий городов и поселков Чувашской республики.

Президентский б-р, 31

Стела возле ДДЮТ

Стела с космической символикой, установлена возле Дворца детско-юношеского творчества.

Президентский б-р, 14

Памятник Алексею Крылову

Бронзовый памятник Алексею Николаевичу Крылову (1863–1945), уроженцу Чувашии, академику, ученому-кораблестроителю.

пл. Речников, 3

Корабль будущего

Памятник в виде морского парусника с символикой компании «Мегафон» на штурвале.

пл. Речников, 5

Памятник велосипеду

Кованый памятник из бронзы и меди в виде старинного велосипеда украшает собой территорию чебоксарского залива. Высота велосипеда – 2 метра, длина – 2,5 метра. Вес его около 400 кг.

Президентский б-р, 1/15

Камень на Будайке

Камень установлен на месте, где раньше стоял дом Чапаева, легендарного комдива, героя Гражданской войны. 19 сентября 1939 года деревня Будайка была переименована в Чапаево. А 20 августа 1940 г. вошла в черту Чебоксар.

ул. Гагарина, 22А

Бюст Михаила Сеспеля

Бюст чувашского поэта М. Сеспеля (1899–1922) установлен в сквере его имени в 1989 г. в дни празднования 520–летия чувашской столицы. Авторы — скульптор А.П. Майраслов, архитектор Н.С. Краснов.

пр-т Ленина, 6А

Памятник космонавту Юрию Гагарину

Памятник пионеру космоса был установлен в 1976 г. Фигура первого космонавта из алюминия водружена на черный гранитный пьедестал. Позади установлена гранитная плита с надписью: «Столице Чувашии — городу Чебоксары — от военных художников студии имени М.Б. Грекова». Скульптор Г.Н. Постников, архитектор Б.М. Шимарёв.

ул. Гагарина, 12

Памятник Василию Чапаеву

Один из знаковых памятников Чебоксар, памятник комдиву В.И. Чапаеву. Герой Гражданской войны изображен на вздыбленном коне с шашкой наголо. Фигура Чапаева отлита из бронзы и водружена на постамент высотой 10 м. Общая высота композиции — 15 м. Авторы — скульптур П. Баландин, архитектор В. Морозов.

пр-т Ленина, 46А

Памятник академику Геннадию Волкову

Геннадий Никандрович Волков (1927–2010) — академик Российской академии образования, писатель-публицист, основатель этнопедагогики, как отрасли педагогической науки. Его имя носит научно-исследовательский институт этнопедагогики ЧГПУ.

пр-т Ленина, 37

Памятник «Бабушка с семечками»

Памятник бабушке, продающей семечки, как типично российскому явлению, уставлен на остановке одной из улиц Чебоксар.

ул. Гагарина, 1

Памятник телевизору

Арт-объект, установленный силами сотрудников ВГТРК, в честь такого гениального изобретения 20 века, как телевизор.

ул. Николаева, 10

Бюст Екатерины II Великой

Бюст великой российской императрицы Екатерины II, посетившей в своей время Чебоксары, установлен в исторической части города.

ул. Сеспеля, 8

Памятник космонавту Андрияну Николаеву

Памятный знак установлен в честь 25–летия первого полета в космос А. Г. Николаева, космонавта №3, уроженца Чувашии на одноименной улице.

ул. Николаева, 5

Памятник космонавту Андрияну Николаеву

Полнофигурный памятник в честь 82–летия со дня рождения А.Г. Николаева, сына Чувашии, одного из первых космонавтов мира.

ул. Николаева, 48

Памятник отдавшим жизнь за Советскую власть

Памятный обелиск в честь тех, кто пал в борьбе за установление Советской власти установили в сквере влюбленных.

Московская набережная, 1А

Памятник огнеборцам

К пожарным относились уважительно во все времена. Вот и в Чебоксарах 29 апреля 2017 года был установлен памятник огнеборцам, людям, которые рискуют своими жизнями ради спасения других.

переулок Огнеборцев, 4

Скульптура «Ангел-хранитель на облаке»

Очаровательная скульптура, изображающая ангелочка, сидящего на облаке, можно увидеть на одной из улиц Чебоксар. Автор проекта — В.П. Нагорнов, скульптор О.А. Цхурбаев.

ул. Гладкова, 25А

Показать ещёПоказано статей 30 из 87

Получайте новые материалы
на почту

Нажимая кнопку «Подписаться»,
вы соглашаетесь с политикой обработки персональных данных

250-летию со дня рождения И.

А. Крылова – Проект «Юбилейный урок»

А А Васька слушает да ест. Употребляется в значении: один говорит, а другой не обращает на него никакого внимания. Цитата из басни «Кот и повар» (1813).

А вы, друзья, как ни садитесь, всё в музыканты не годитесь. Так говорится иронически в ситуации, когда за дело берутся неспециалисты, ведь талант необходим во всех делах, как и призванье. Цитата из басни «Квартет» (1811).

А ларчик просто открывался. Применяется, когда говорят о каком-нибудь деле, вопросе, при разрешении которого не стоило мудрить. Цитата из басни «Ларчик» (1808).

Ай, Моська! Знать, она сильна, что лает на слона! Это выражение используется в ситуации, когда человек пытается с кем-то ссориться, будучи заметно слабее своего противника. Цитата из басни «Слон и Моська» (1808).

Б Беда, коль пироги начнёт печи сапожник, а сапоги тачать пирожник. Говорится о непрофессионализме – каждый должен делать только то, что он действительно умеет делать. Цитата из басни «Щука и Кот» (1813), в которой говорится о Щуке, которая вдруг захотела, подобно Коту, ловить мышей. Охота кончилась тем, что сама осталась еле жива, «и крысы хвост у ней отъели».

Без драки попасть в большие забияки. Употребляется в следующем значении: получить репутацию смельчака и силача без всякого доказательства своих способностей, просто в силу стечения обстоятельств либо вводя в заблуждение окружающих. Выражение из басни «Слон и Моська» (1808). Моське, лаявшей на Слона, готовой вступить с ним в драку, Шавка говорит: «…тебе ль с Слоном возиться? Смотри, уж ты хрипишь, а он себе идёт вперёд и лаю твоего совсем не примечает». – «Эх, эх! – ей Моська отвечает: вот то-то мне и духу придаёт, что я совсем без драки могу попасть в большие забияки».

В Великий зверь на малые дела. Так говорится о людях, которые прилагают много старания и изобретательности для выполнения пустячных дел, не стоящих затраченных на них усилий.
Цитата из басни «Воспитание Льва» (1811).
Лев решает отдать сына на воспитание Кроту, так как о нём молва была,
Что он во всём большой порядок любит:
Без ощупи шага не ступит,
И всякое зерно для своего стола
Он сам и чистит, сам и лупит;
И словом, слава шла,
Что крот великий зверь на малые дела…

Видит око, да зуб неймет. Так говорится о том, что находится совсем рядом, кажется достижимым, но в действительности совершенно недоступно.
Цитата из басни «Лисица и виноград» (1808).
Вскоре после публикации басни эта строка стала считаться народной пословицей: в качестве таковой упоминается в сборнике И. Снегирёва «Русские народные пословицы» (М., 1848).

Ворона в павлиньих перьях. Так говорят о человеке, который присваивает себе чужие достоинства, безуспешно старается играть высокую, не свойственную ему роль и поэтому попадает в комическое положение.
Выражение это возникло из басни «Ворона» (1825).
Ворона, утыкавши себе хвост павлиньими перьями, спесиво пошла гулять, уверенная, что она сестра Павам и что на неё все будут заглядываться.
Но Павы ощипали Ворону так, что на ней не осталось даже и своих перьев. Ворона кинулась к своим, но и те не узнали её.

Д Да только воз и ныне там. Так говорится иронически о неэффективной работе, о задаче, которая не решается. Цитата из басни «Лебедь, Щука и Рак» (1814). «Однажды Лебедь, Рак да Щука везти с поклажей воз взялись», – однако из этого ничего у них не получилось.

Демьянова уха. Чрезмерное угощение вопреки желанию гостя. Возникло из басни «Демьянова уха» (1813). Сосед Демьян так потчевал ухой соседа Фоку, что тот «…с той поры к Демьяну ни ногой».

Е Если голова пуста, то голове ума не придадут места. Употребляется в качестве комментария к стремительному карьерному росту посредственного человека (презрит., ирон.). Цитата из басни «Парнас» (1808). Крылов повествует о событиях, которые случились на горе Парнас (в представлении древних греков это обиталище девяти муз, покровительниц искусств и наук). Когда по сюжету басни «из Греции вон выгнали богов», Ослы, которые паслись на Парнасе, решили, что пришло их время и теперь они будут замещать и богов, и муз. Они занялись искусствами, музыкой и пением – «…и новый хор певцов такую дичь занёс, как будто двинулся обоз». Хозяин Ослов рассердился на них за несносный шум и загнал в хлев.

З Зелен виноград. Употребляется как комментарий к словам человека, который, потерпев неудачу в чём-либо, оправдывает её тем, что он, собственно, не очень-то и хотел этого успеха (ирон.). Цитата из басни «Лисица и виноград» (1808). Лисица, не дотянувшись до винограда, «говорит с досадою»:
Ну, что ж!
На взгляд-то он хорош,
Да зелен – ягодки нет зрелой:
Тотчас оскомину набьёшь.

И И моего хоть капля мёду есть. Используется как выражение удовлетворения, гордости тем, что и говорящий смог внести пусть небольшой, но свой, личный вклад в какое-то доброе дело (шутл. -ирон.). Цитата из басни «Орёл и Пчела» (1813). Слова Пчелы в диалоге с Орлом:
Не отличать ищу свои работы,
Но утешаюсь тем, смотря на наши соты,
Что в них и моего хоть капля мёду есть.

И я его лягнул. Цитируется как иронический комментарий к поведению того, кто смело хулит и поносит человека, который лишился высокого поста и перед которым этот «смелый» критик ещё недавно заискивал, пресмыкался. Цитата из басни «Лисица и Осёл» (1825). Осёл, лягнувший одряхлевшего Льва, перед которым прежде трепетал, говорит:
А мне чего робеть? И я его лягнул:
Пускай ослиные копыта знает.

Из дальних странствий возвратясь. В значении: вернувшись из путешествия. Говорится всегда шутливо, хотя фраза относится к высокому, книжному стилю. Цитируется без намёка на содержание басни. Цитата из басни «Лжец» (1812).

Избави Бог и нас от этаких судей. Говорится иронически о недоброжелательной, непрофессиональной, необъективной критике; о ложном авторитете. Цитата из басни «Осел и Соловей» (1811). Осёл, послушав пение Соловья, высказал ему свое сожаление: «А жаль, что незнаком ты с нашим петухом». У него, по мнению Осла, Соловью следовало бы поучиться искусству пения:
«Ещё б ты боле навострился,
Когда бы у него немножко поучился».
Услыша суд такой, мой бедный Соловей
Вспорхнул и – полетел за тридевять полей.
Избави Бог и нас от этаких судей.

И под каждым ей кустом Был готов и стол и дом. Общительный человек легко решает свои житейские проблемы за счет многочисленных друзей (шутл.-ирон.). Цитата из басни «Стрекоза и Муравей» (1808).

К Как белка в колесе. Выражение это употребляется в значении: беспрерывно суетиться, хлопотать без видимых результатов; быть очень занятым. Цитата из басни «Белка» (1833). В ней рассказывается о белке, бегающей целый день в колесе на окне барского дома: «Так бегала она, что лапки лишь мелькали и раздувался пышный хвост».

Какие пёрышки, какой носок! Употребляется как иронический комплимент ухоженному, разодетому человеку, весьма озабоченному впечатлением, которое он производит на окружающих. Цитата из басни «Ворона и Лисица» (1808). Лисица льстит Вороне, сидящей на суку с сыром в клюве:
Ну что за шейка, что за глазки!
Рассказывать, так, право, сказки!
Какие пёрышки, какой носок!
И, верно, ангельский быть должен голосок!

Клеветники в аду почетней змей. Смысл: клевета приносит больше вреда, чем открытая злоба. Цитата из басни «Клеветник и Змея» (1815). «По случаю какому-то, в аду» Змея с Клеветником заспорили, кому из них принадлежит более почётное место, то есть «кто ближнему наделал больше бед».

Крестьянин ахнуть не успел, как на него медведь насел. Употребляется как комментарий к неожиданно случившейся с кем-либо неудаче, неприятности и пр. Цитата из басни «Крестьянин и Работник» (1815).

Коль выгонят в окно, так я влечу в другое.  Говорится о назойливом, нахальном посетителе (репортере, просителе и т.д.), которого трудно выпроводить (шутл.-ирон.).
Цитата из басни «Муха и Пчела» (1825).

Кто в лес, кто по дрова. Говорится иронически о несогласованности действий участников общего дела. Цитата из басни «Музыканты» (1808).

Кукушка хвалит петуха за то, что хвалит он кукушку. Говорится о лицемерах, восхваляющих друг друга из корыстных побуждений. Цитата из басни «Кукушка и Петух» (1834). В ней изображены два современных Крылову литератора – соиздатели «Северной пчелы» и «Сына Отечества» Фаддей Булгарин и Николай Греч. Их взаимное славословие служило предметом насмешек многих писателей того времени, в том числе и А. С. Пушкина (памфлет «Торжество дружбы, или Оправданный Александр Анфимович Орлов», 1831). Современник баснописца Н. М. Калмыков писал в своих воспоминаниях (Русский архив. 1865): «Лица сии в журналах тридцатых годов восхваляли друг друга до забвения или, как говорят, до бесчувствия. Объяснение это я слышал от самого И. А. Крылова».

Л Лебедь, Рак и Щука. Используется как ироническая характеристика несогласованности действий участников какого-либо общего дела. Выражение сложилось на основе названия басни «Лебедь, Щука и Рак» (1816).

М Медвежья услуга. Говорится иронически об услуге, которая приносит больше вреда, чем пользы. Цитата из басни «Пустынник и медведь» (1818). В басне говорится о том, как Медведь, желая услужить своему другу Пустыннику (отшельнику) и прихлопнуть муху, севшую тому на лоб, убил вместе с ней и самого Пустынника.

О Орлам случается и ниже кур спускаться; но курам никогда до облак не подняться. Употребляется по отношению к талантливым великим людям. Цитата из басни «Орёл и Куры» (1808). Ответ Орла «хохлатой наседке», которая решила больше не держать его «в чести», коль скоро Орлу однажды вздумалось сесть на овин, где сидели куры.

От радости в зобу дыханье сперло. В значении: потерять дар речи от неожиданного подарка, сюрприза. Цитата из басни «Ворона и Лисица» (1807).

П По мне уж лучше пей, да дело разумей. Иносказательно: высокий профессионализм, талант пьющего человека предпочтительнее трезвости бездаря, дилетанта, неумехи (шутл.). Цитата из басни «Музыканты» (1808).

Пой лучше хорошо щеглёнком, чем дурно соловьем. В следующем значении: лучше хорошо справляться со своим, хорошо известным тебе делом, нежели претендовать на чужую, пусть и значительную, роль и плохо с ней справляться. Цитата из басни «Скворец» (1816).

Про взятки Климычу читают, а он украдкою кивает на Петра. Говорится иронически о попытке переложить ответственность за какое-либо неблаговидное дело с себя на своего ближнего. Цитата из басни «Зеркало и Обезьяна» (1815). «Читают» здесь – зачитывают обвинение.

Р Рыльце в пуху. Выражение это употребляется в значении: быть причастным к чему-нибудь преступному, неблаговидному. Выражение из басни И.А. Крылова «Лисица и Сурок» (1813). Лисица жалуется Сурку, что она терпит напраслину и, оклеветанная, выслана за взятки. А он ей отвечает:

– Нет, Кумушка; я видывал частенько,
Что рыльце у тебя в пуху.

С Сильнее кошки зверя нет. Говорится иронически о человеке, которого считают главным, сильным, хотя он таковым не является.
Цитата из басни «Мышь и Крыса» (1816). Мышь сообщает Крысе, что Кошка наконец-то «попалась в когти льву». А Крыса отвечает:
Коль до когтей у них дойдёт,
То, верно, льву не быть живому:
Сильнее кошки зверя нет!

Слона-то я и не приметил. Иронически: не заметить самого главного, важного.
Цитата из басни «Любопытный» (1814). Её сюжет: посетитель Кунсткамеры увлекся разглядыванием мелких насекомых, но, как оказывается, не заметил того, чего не заметить было нельзя.

Т Тришкин кафтан. Говорится иронически о ситуации, когда по ограниченности средств пытаются решить некую проблему, пренебрегая решением другой или создавая новую проблему. Название басни (1815). «У Тришки на локтях кафтан продрался», и для починки локтей кафтана он обрезал рукава и сделал заплаты. Когда же над его короткими рукавами стали смеяться, то он нашел способ исправить и эту беду:
Обрезал фалды он и полы,
Наставил рукава, и весел Тришка мой,
Хоть носит он кафтан такой,
Которого длиннее и камзолы.

Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать. Употребляется иронически, как комментарий к стремлению осудить, наказать кого-либо, вместо того чтобы выяснить истинное положение дел, восстановить справедливость и т.д. Цитата из басни «Волк и Ягнёнок» (1808).

Ты всё пела? Это дело: так поди же, попляши! Используется как комментарий к закономерным следствиям чьего-либо неразумного, неправильного поведения.
Цитата из басни «Стрекоза и Муравей» (1808). «Стрекоза» в данном случае – кузнечик. Во времена Крылова его называли именно так, и он изображен на иллюстрациях тех лет к этой басне.

У Услужливый дурак опаснее врага. Значение: неумелая, непродуманная помощь, даже если она оказывается с благими намерениями, может принести больше вреда, чем пользы. Цитата из басни «Пустынник и Медведь» (1807). См. Медвежья услуга.

Ч Чем кумушек считать трудиться, не лучше ль на себя, кума, оборотиться? Говорится иронически в ситуации, когда кто-либо указывает другому человеку на недостатки, которые есть и у него самого. Цитата из басни «Зеркало и Обезьяна» (1815).

Что сходит с рук ворам, за то воришек бьют. Употребляется в ироническом смысле: совершать безнаказанно плохие поступки могут только те, кто сильнее. Цитата из басни «Воронёнок» (1811).

Щ Щуку бросили в реку. Иносказательно: 1. О наказании, которое является поощрением наказуемого, полным удовлетворением его интересов. 2. О ситуации, когда человеку доверили то, что нужно защищать именно от него (ирон.).
Аналог известного фольклорного выражения «пустить козла в огород». Цитата из басни «Щука» (1830). Щуку решили судить за то, что «от неё житья в пруду не стало». Её в большой лохани принесли на суд, который составили «два Осла, две Клячи да два иль три Козла». Суд постановил: повесить Щуку на суку. Но прокурор Лиса потребовала более «жестокого» наказания:

«Повесить мало: я б ей казнь определила,

Какой не видано у нас здесь на веку:

Чтоб было впредь плутам и страшно и опасно –

Так утопить её в реке». – «Прекрасно!» –

Кричат судьи. На том решили все согласно.

И Щуку бросили – в реку!

Иван Андреевич Крылов: памятники в городах России

Иван Андреевич Крылов прожил довольно долгую жизнь. Как и всякий человек, он путешествовал по городам и поселкам страны, но оставался там недолго. Возможно, сказался флегматичный темперамент. Потому что в России не так много населенных пунктов, в которых увековечена его память. Расскажем об основных памятниках, установленных в честь знаменитого баснописца.

Иван Андреевич Крылов: памятники XIX века

Из 75 лет, которые он отдал писателю, 60 он отдал Петербургу. В этот город поэт попал 13-летним мальчиком, начал здесь публиковаться и прославился. Творение Петра на Неве стало последним пристанищем баснописца. Он умер в 1844 году и был торжественно похоронен (при огромном стечении народа) на Тихвинском кладбище в Александро-Невской лавре. Его надгробие очень простое, оно выполнено по типовому проекту. Видимо, уже тогда было ясно, что в недалеком будущем фигура такого же масштаба, как Крылов, будет увековечена.

Через год начали собирать деньги на строительство памятника. За 3 года собрали 30 000 рублей и провели конкурс на лучший проект памятника поэту. Победителем стал барон Петр Карлович фон Клодт. В то время он уже был известен, прежде всего, как автор знаменитых лошадей на Аничковом мосту. Собственно, по первоначальному проекту Клодта памятник Крылову в Петербурге должен был выглядеть иначе. Скульптор задумал его в традиционной манере: мощная фигура, одетая в римскую тогу.

Однако рядом с основным проектом уже тогда, в 1848 году, появился эскиз, представляющий собой прообраз сегодняшнего памятника. Когда его открыли (в 1855 году), перед зрителями предстал совершенно неожиданный Крылов. Памятники того времени изображали царя, полководца, полководца символически, иносказательно. Это был обобщенный герой, не человек, а его воплощение. И Клодту удалось передать портретное сходство с оригиналом. Его бронзовый поэт сидит на скамейке в рабочем халате – расслабленный, задумчивый. А постамент украшен фигурками героев басен автора.

Этот монумент стал первым «писательским» памятником в Санкт-Петербурге и третьим — в России. Он был установлен на одной из аллей Летнего сада. Во-первых, потому что когда-то, во времена Петра I, здесь стояли статуи Эзопа и героев его басен. А во-вторых, потому что в этом парке всегда много детей.

Иван Андреевич Крылов: памятники ХХ века

В прошлом веке памятники появились в Твери и Москве.

Тверь Крылов открыт в 1959 году. Это работа скульпторов С. Д. Шапошникова и Д. В. Горлова и архитектора Н. В. Донских. 4-метровый бронзовый баснописец украшает площадь возле площади Победы. Это единственная «стоячая» скульптура поэта. Однако в этом памятнике есть какая-то лень — в небрежно выставленной вперед ноге, сложенными за спиной руками.

Памятник Крылову в Москве находится на Патриарших прудах, что с самого момента его появления в 1976 году вызывает недоумение. Конечно, баснописец некоторое время жил в нынешней российской столице, но почему память о нем увековечена именно в том месте, где Берлиоз беседовал с Иваном Бездомным, совершенно непонятно. Кстати, памятник Булгакову так и не получил прописки в этом великолепном районе Москвы. Так или иначе, скульптурная композиция, включающая сидящего Крылова и 12 героев его басен, до сих пор украшает площадь. Рядом детская площадка, так что очень удобно рассказывать малышам про «дедушку Крылова», его Мартышку, героев «Четверки», Ворону с сыром или Слона и Моську. Работу выполнили архитектор Армен Чалтикян, скульпторы Андрей Древин и Даниил Митлянский.

Иван Андреевич Крылов: памятники XXI века

В 2004 году в Пушкино (в том, что под Москвой, а не под Санкт-Петербургом) появилась еще одна скульптурная группа, связанная с именем Ивана Андреевича. На этот раз Крылов сидит на скамейке рядом с Александром Сергеевичем Пушкиным. Худощавый поэт что-то эмоционально выражает очень полноценному баснописцу. Обе фигуры бронзовые. Их автор Константин Константинов. У местных жителей памятник вызвал бурные споры. Дело в том, что оба писателя не имеют никакого отношения к городу Пушкино (несмотря на его название), хотя на самом деле были друзьями. А вот скульптурная группа довольно симпатичная, полюбилась детям и туристам.

Возможно, будут памятники Крылову и в других городах — например, в Серпухове, где баснописец прожил 2 года со своим младшим братом Львом Андреевичем.

Мир объединяется вокруг уничтожения украинского наследия

Архитекторы: Хотите, чтобы ваш проект был представлен? Продемонстрируйте свою работу через Architizer и подпишитесь на нашу вдохновляющую рассылку.  

Прошло больше месяца с начала вторжения России в Украину. Семьи были разлучены, дома разрушены, слишком много невинных жизней было потеряно. Сегодня мы наблюдаем самый быстрорастущий кризис беженцев в Европе со времен Второй мировой войны и полное уничтожение исторически богатой нации. Поскольку страна продолжает подвергаться обстрелам, городской пейзаж Украины становится неузнаваемым. Хотя потеря зданий меркнет по сравнению с гибелью людей, происходит ужасное и преднамеренное стирание истории и национальной идентичности. Архитектурное наследие страны, восходящее к древним временам, постоянно находится под угрозой.

14 благотворительных организаций в поддержку Украины →

Украина является домом для семи объектов Всемирного наследия и множества других невероятных архитектурных произведений, памятников и культурных пространств. Десятки зданий попали под российский обстрел, и растет обеспокоенность тем, что самыми ценными памятниками страны могут стать следующие. Генеральный директор ЮНЕСКО Одрэ Азуле недавно призвала защитить памятники и объекты наследия Украины. Однако по мере того, как атаки продолжаются, в мире растет опасение, что ценная архитектура наследия Украины не будет пощажена.

Статуя Иисуса Христа вывозится из Армянского собора Львова, Украина, для хранения в бункере для защиты. Последний раз его вывозили во время Второй мировой войны. pic.twitter.com/mx2YCB4gAT

— KyivPost (@KyivPost) 6 марта 2022 г.

«Мы должны охранять культурное наследие в Украине как свидетельство прошлого, но также и как катализатор мира и сплоченности для будущего, что международное сообщество имеет обязанность защищать и сохранять». – Одри Азуле, Генеральный директор ЮНЕСКО

От Софийского собора в Киеве, построенного в 11 веке, Киево-Печерской Лавры, построенной в 1051 году, до конструктивистской жемчужины Госпрома (также известного как Дом государственной промышленности) есть бесчисленные исторически богатые места, расположенные в зоне активных боевых действий. Война побудила деятелей культуры сдать на хранение памятники, такие как вековая статуя Иисуса Христа, найденная в Армянском соборе во Львове. В то время как некоторые общественные памятники и статуи были изолированы огнеупорной пленкой, такие покрытия мало что могут сделать.

Софийский собор, Киев, Украина. Фото Магали Л’Аббе, 2011 г., Flickr.

Киево-Печерская Лавра, Киев, Украина. Фото Тима Адамса, 2019, Flickr.

16 марта Донецкий академический областной драматический театр трагически разбомбили во время российской атаки на город Мариуполь. В последние недели театр служил убежищем для мариупольцев, потерявших свои дома в результате обстрелов. Тысячи украинцев — в основном женщины, дети и старики — укрылись в бомбоубежище театра. Здание находится в городе Мариуполь, который сейчас осажден российскими войсками. В то время укрыться в театре было безопаснее, чем покинуть окруженный город. Граждане Мариуполя пытались предупредить российские силы о молодых жизнях, присутствующих в здании, на видном месте, написав «дети» на русском языке снаружи здания. В надежде, что знак предотвратит бомбардировку этого места, театр трагически подвергся бомбардировке, в результате которой погибло 300 человек.

Мариупольский Донецкий академический краевой театр располагался на видном месте рядом с Городской площадью. Открытый в 1887 году, театр был построен в стиле монументального классицизма. В 1960 году по проекту архитекторов А. Крылова и С. Малышенко объект был реконструирован, а в 2007 году Министерство культуры и туризма Украины присвоило ему статус официального учебного заведения. Театр построен из крымско-инкерманского серого камня, а его лепной фасад наполнен мотивами металлургов и земледельцев.

Донецкий академический областной театр, Мариуполь, Украина. Фото Александра Малона, 2021, Википедия.

‼️ Мариупольский драматический театр перед бомбежкой. Гигантские белые надписи на земле гласят: «ДЕТИ». Русские знали, что в театре есть мирные жители. #ГеноцидУкраинцев pic.twitter.com/c7dY7qqqsv

— Роман Грищук (@grishchukroma) 16 марта 2022 г.

После зверского нападения министр культуры Италии Дарио Франческини публично объявил в Твиттере, что его страна обязалась помочь восстановить Мариупольский театр. Франческини подчеркивает, что разрушение этого театра — не просто потеря для украинского народа; это глобальная утрата, которую глубоко ощущают люди во всем мире.

Каждой бомбой и выстрелами разрушается украинская культура и стирается ее история. Однако эта потеря касается не только украинского народа; это нападение на Украину также является уничтожением всемирного наследия. Культурные артефакты не знают границ. От периода неолита, византийской эпохи до современной цивилизации страна наполнена историей различных культур; более того, граждане мира имеют общую глобальную историю.

Италия готова реконструировать Мариупольский театр. Кабинет Министров одобрил мое предложение предоставить Украине ресурсы и средства для ее скорейшего восстановления. Театры всех стран принадлежат всему человечеству #worldheritage pic.twitter.com/FPictnEloy

— Дарио Франческини (@dariofrance) 17 марта 2022 г.

«Материальное культурное наследие мира — это наше общее наследие, самобытность и вдохновение для всего человечества. Культурное наследие способно объединить нас и имеет решающее значение для достижения мира». – Джеймс Куно, президент и главный исполнительный директор J Paul Getty Trust

Без сомнения, необходимы глобальные усилия для восстановления Украины и помощи в восстановлении ее исторического наследия. Зарегистрировано более пятидесяти культурных объектов, поврежденных российскими атаками. Культовые здания, исторические памятники, музеи — столько всего было потеряно, что почти невозможно подсчитать. Особенно это касается объектов в Мариуполе и Херсоне, которые в настоящее время осаждены российскими войсками. От Донецкого академического областного театра, мемориала Холокоста в Киеве, до Иванковского историко-краеведческого музея — столько всего было потеряно всего за несколько недель.

Мариуполь
Драматический театр pic.twitter.com/R9UIOAekZp

— Владимир Омельян (@V_Omelyan) 4 апреля 2022 г.

Мир объединяет усилия, чтобы помочь Украине и украинскому народу в это трагическое время. Этот единый ответ поможет облегчить катастрофы войны и, в конечном счете, помочь в восстановлении страны. Было создано множество благотворительных организаций, чтобы оказать неотложную помощь, а также помощь в будущем:

14 благотворительных организаций, поддерживающих Украину →

Можно только надеяться, что убийства невинных жизней и уничтожение нации скоро прекратятся. Восстановление и ремонт такой страны будет непростым делом, но важно помнить, что потеря украинской культуры — это потеря мирового наследия.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *