Статистика электротранспорта: в XXI веке троллейбус проигрывает трамваям и электробусам (ФОТО)
Троллейбусных систем в мире не так много, как трамвайных, особенно в развитых странах Запада. В то же время в бывших социалистических странах их было гораздо больше. Именно поэтому статистика открытия новых и закрытия действовавших систем троллейбуса в XXI веке выглядит достаточно интересно.
Всего в мире сейчас более 280 систем троллейбуса — чисто городских и, в некоторых случаях, междугородних. Подавляющее их большинство находится в России, Украине, Китае и других странах постсоветского типа. В то же время системы троллейбуса есть и в развитых странах, прежде всего в Швейцарии и Италии.
В свое время — в 1930-1940-е гг. троллейбус получил широчайшее распространение по всему миру, наибольшее количество троллейбусных систем тогда имелось в США и Германии, немало их было в Великобритании и Франции. Тогдашний троллейбус был более эффективен в городских условиях сравнительно с автобусом — за счет более мощных и компактных электродвигателей сравнительно с двигателями внутреннего сгорания.
Однако, уже в 1960-е начался «закат» троллейбуса в развитых странах. Это совпало по времени и с появлением более совершенных автобусов нового поколения, и с моральным и техническим устареванием троллейбусов второго поколения, произведенных в 1930-х — начале 1950-х. Фактически, вместо замены старых троллейбусов на новые их заменяли на автобусы. Отчасти это объясняется еще и тем, что на Западе троллейбус воспринимается не как отдельный вид городского транспорта, а просто как «привязанный» к контактной сети автобус. В результате — в США, Канаде, Германии, Франции из десятков или даже сотен систем троллейбуса уцелели считанные единицы, а в Великобритании он исчез совсем.
Двухэтажные троллейбусы в Лондоне. Троллейбус в столице Великобритании работал с 1931 по 1962 годы. Фото из монографии «Лондонский троллейбус» Кена Блэкера.
В СССР и зависимых от него странах ситуация была несколько иной. Сначала троллейбус строился либо как замена трамваю, либо как альтернатива тогдашним немногочисленным, небольшим и слабосильным автобусам. И даже в 1960-1970-е количество и качество советских автобусов не позволяло отказаться от троллейбуса. К тому же, в уже существовавших троллейбусных системах плановая экономика давала возможность регулярно обновлять подвижной состав. При этом наличие троллейбуса подчеркивало статусность любого областного центра или даже просто небольшого города с развитой тяжелой промышленностью и наличием пассажиропотоков.
«Сельский» троллейбус в Доброполье на Донбассе — на самом деле был построен для массового подвоза шахтеров к нескольким шахтам. Фото: Юрий Маллер
Даже в таких условиях ряд городов Европы, в том числе социалистического лагеря, сознательно отказался от развития троллейбуса в пользу трамвая. Это Хельсинки, Варшава, Прага, Вена, где троллейбусы проработали до начала 1970-х. Затем, по мере технического устаревания самих троллейбусов их ликвидировали, что с лихвой компенсировалось появлением новых современных вместительных трамваев, в том числе многосекционных, и строительством новых линий.
Троллейбусы «Шкода» в Праге, 1970 г. Линии троллейбуса действовали с 1936 по 1972 г. Фото Tomáš Dvořák
Лишь в 1970-х в мире задумались об экологичности троллейбусов сравнительно с автобусами — что дало толчок к сохранению остававшихся на тот момент старых троллейбусных систем и, в некоторых случаях, строительству новых. Однако, появление уже в конце 1980-х гг. трамваев с низким уровнем пола и их высокая провозная способность стали причиной того, что в развитых странах мира даже в эпоху энергетического кризиса и борьбы за чистоту окружающей среды, троллейбус снова не получил массового развития. Практически все города, имевшие возможность развивать с нуля электротранспорт, взялись строить трамвай.
Троллейбус в германском Золингене — уникальная тупиковая конечная с поворотным кругом. В настоящее время этот троллейбус 1987 г. постройки работает в Мариуполе. Фото: Jurgen Lehmann
Исключением является Швейцария, где сохранились практически все троллейбусные системы, открытые еще несколько десятков лет назад. Дело в горном рельефе этих городов, где автобусы вплоть до 1970-х были неэффективными, в наличии дешевой электроэнергии с гидроэлектростанций и, с некоторого времени, экологического фактора. В результате, в Швейцарии на сегодняшний день эксплуатируются одни из самых совершенных в мире троллейбусов, в том числе — трехсекционные.
Трехсекционный троллейбус модели «Hess LightTram» в Женеве, фото www.transphoto.ru, пользователь Anter
Распад СССР и Варшавского договора поставил точку в плановой экономике, в результате чего в ряде постсоветских стран, а также в Румынии и Болгарии в 1990-е и после 2000 года закрылись десятки систем троллейбуса. Как правило, во многих городах прекращалось постоянное обновление подвижного состава. А старый, при низком качестве обслуживания, достаточно быстро изнашивался. Вместе с убыточностью предприятий-перевозчиков это делало закрытие подобных систем лишь вопросом времени. Именно по этим причинам ликвидировали троллейбус и электротранспорт вообще в Азербайджане и Грузии, и почти полностью — в Казахстане и Узбекистане.
Старый троллейбус «Шкода-9тр» в Гори на фоне памятника Сталину, 2010 год — за несколько месяцев до прекращения движения. Фото: Юрий Анисимов.
Особняком в плане закрытия систем троллейбуса стоит Китай — там «рогатых» меняют на электробусы при том, что в коридорах прежних троллейбусных маршрутов, как, например, в Харбине, строится полноценное метро.
В настоящее время по всему миру развитие безрельсового электротранспорта пошло по вектору внедрения электробусов. В одном только Китае их уже имеется около 220 тысяч, при этом в ряде городов электробусы уже вытесняют обычные автобусы. Электробусы сочетают в себе экологичность троллейбуса при маневренности и независимости от контактной сети автобуса. Но, пока что, в Европе электробус стоит, как минимум, вдвое дороже аналогичного по вместимости дизельного автобуса и в полтора раза дороже троллейбуса. Однако, при создании системы электротранспорта с нуля, более высокая стоимость электробусов компенсируется экономией на инфраструктуре — вместо строительства контактной сети и многочисленных тяговых подстанций, достаточно обойтись мощными станциями зарядки в депо и на ключевых конечных остановках.
Электробус в Пекине, фото www.fotobus.msk.ru, пользователь sansanich
В то же время наличие уже существующей инфраструктуры троллейбуса дает основания полагать невыгодным отказ от нее в пользу какого-либо другого вида транспорта. Скорее наоборот — такая инфраструктура дает возможность использовать обычные троллейбусы или троллейбусы с возможностью автономного хода параллельно с внедрением электробусов. Вариант с наличием троллейбусов с автономным ходом реализуется при помощи аккумуляторов — получается полноценный электробус с запасом хода от 10 до 70 километров и возможность работы и подзарядки от контактной сети.
Есть троллейбусы, оснащенные дизель-генераторами или параллельной дизельной силовой установкой — так называемые дуобусы.
Троллейбус модели «БКМ-321» следует по маршруту на автономном ходу от дизель-генератора, Брест, Белоруссия, фото Иван Войтешонок
Таким образом, для развития электробусов в тех городах, где нет троллейбусной инфраструктуры, предпочтительнее «чистые» электробусы. А вот в городах, где уже есть инфраструктура троллейбуса, более оправданным выглядит внедрение троллейбусов с аккумуляторами автономного хода — чтобы иметь возможность работы как в виде обычного троллейбуса, так и электробуса без контактной сети.
Троллейбус модели «БКМ-321» с опцией автономного хода от аккумуляторов — в аэропорту Кишинева, фото www.transphoto.ru, пользователь IvanMorgan
В статистике мы видим, что в XXI веке количество вновь построенных систем троллейбуса сравнительно невелико — буквально считанные единицы.
Закрытия троллейбусов в наибольшей степени касаются стран бывшего СССР, а также Румынии и Болгарии. Особняком стоит Россия, где массовая ликвидация троллейбусных систем только начинается. Здесь сказывается плановая убыточность троллейбуса, помноженная на отсутствие дотаций и незаинтересованность местных властей в работе троллейбуса по ряду причин, среди которых есть и лоббирование частных автобусных перевозчиков.
Также сказывается и резкое сокращение местных бюджетов из-за падения курса рубля с 2014 года, по странному стечению обстоятельств совпавшего с введением против России экономических санкций за агрессию против Украины.В Украине есть как создание с нуля новой троллейбусной системы в Керчи, так и закрытия из-за отсутствия субсидирования, отсутствия обслуживания старого подвижного состава и закупок нового небольших троллейбусных систем в малых депрессивных городах Донбасса — к приведенному списку надо еще добавить Красноармейск, где троллейбус ликвидировали в 1990-х. Особняком стоит небольшая система троллейбуса в Углегорске, разрушенная в ходе боевых действий в 2014 году при наступлении террористическо-российских войск.
Открытия
Венесуэла:
Баркисимето — 2012
Мерида — 2006
Троллейбус Мериды, связывающий город с аэропортом и способный высаживать пассажиров только на специально оборудованных терминалах, фото Георгий Красников
Италия
Авеллино — в стадии строительства с 2009, первая система троллейбуса работала в 1947-1973 гг.
Бари — в стадии строительства с 2009, первая система работала до 1987 г.
Генуя — 2002 — до этого в 1997-2000 гг. работал троллейбус, открыта после перерыва в работе.
Кьети — 2011-2013 — восстановлена путем длительной модернизации старой троллейбусной системы, которая велась с 1992 г.
Лечче — 2012
Модена — 2000 — восстановление после модернизации старой системы в 1996-2000 гг.
Пескара — 2017, строительство ведется с 2009 г.
Рим — 2005
Большинство современных троллейбусов Рима — польского производства «Solaris Trollino 18», в центре города они работают без контактной сети от аккумуляторов. Фото www.transphoto.ru, пользователь Santehnik
Испания:
Кастельон-де-ла-Плана — 2008
Самый инновационный троллейбус в мире работает в испанском городе Кастельон-де-ла-Плана: едет по выделенной полосе с оптической системой автоматического направления движения, водитель практически не вмешивается в управление, фото Александр Продан.
Китай:
Баодин — 2000
Колумбия:
Медельин — 2011 — экспериментальная линия в университете
Марокко:
Марракеш — 2017 (строится)
Россия:
Видное — 2000
Подольск — 2001
Сызрань — 2002
В подмосковском Видном имеется единственный на всю Россию троллейбус «Богдан» — в 2013 году компания «Трансмашхолдинг» пыталась собирать по лицензии эти троллейбусы под маркой «Комфорт», фото www.transphoto.ru, пользователь Rezident
Румыния:
Васлуй — 2016 — восстановлена после закрытия в 2009 г.
Саудовская Аравия:
Эр-Рияд — 2013
Самые роскошные в мире троллейбусы работают в Саудовской Аравии, фото Viseon Bus GmbH
США:
Филадельфия — 2008 — после перерыва на модернизацию сети с 2003 г.
Турция:
Малатья — 2015
В турецкой Малатье — неофициальной «абрикосовой» столице мира, трехсекционные троллейбусы местного производства являются магистральным видом городского транспорта, фото Юрий Маллер
Украина:
Керчь — 2004
12 сентября 2009 г. — в Керчи на день города открывают вторую линию троллейбуса к вокзалу, фото wwwtransphoto.ru, пользователь Anton
Швеция:
Ландскруна — 2003
Закрытия
Австрия
Инсбрук — 2007 — заменен на новые линии трамвая
Капфенберг — 2002
Закрытие движения троллейбусов в Инсбруке, фото Франк Хохманн
Азербайджан, городской электротранспорт ликвидирован полностью:
Баку — 2006
Гянджа — 2004
Мингечаур — 2006
Нахичевань — 2004
Сумгаит — 2005
Троллейбус на последнем маршруте в Баку, 2006 год, фото Marcin Stiasny
Аргентина:
Мендоса — 2017 (официальный план)
Армения:
Гюмри — 2005
Бельгия:
Гент — 2009
Болгария:
Велико-Тырново — 2009
Габрово — 2013
Добрич — 2014
Перник — 2015
Пловдив — 2012
Специально для восстановления работы троллейбусов в Пловдиве туда закупили списанные машины из канадского Эдмонтона, но они не были растаможены и арестованы в порту Бургаса. Большинство закрывшихся систем троллейбуса в Болгарии прекратили работу из-за нежелания самих транспортников перевозить пассажиров и менять стиль работы вместе с отсутствием внятной политики развития городского транспорта у местных властей. Фото Юрий Маллер.
Бразилия:
Араракуара — 2000
Ресифи — 2001
Грузия, электротранспорт уничтожен полностью:
Батуми — 2005
Гори — 2010
Зугдиди — 2009
Кутаиси — 2009
Озургети — 2006
Поти — 2004
Рустави — 2009
Самтредиа — 2000
Тбилиси — 2006
Чиатура — 2008
Троллейбусы в Грузии, кроме Тбилиси и Гори, зачастую не имели даже депо, их ремонтировали просто на огороженной площадке или даже на улице. К концу работы некоторых систем троллейбусы приобретали такой внешний вид, что было страшно в них ездить. Во время президентства Михаила Саакашвили в период с 2003 по 2010 год электротранспорт в городах Грузии уничтожили полностью. На фото — троллейбус в Батуми, 2003 год, автор Peter Haseldine.
Италия:
Кремона — 2002
Казахстан:
Актобе (Актюбинск) — 2013
Астана — 2008
Караганда — 2010
Костанай 2005
Петропавловск — 2014
Тараз — 2013
Шымкент — 2005
Троллейбус в столице Казахстана Астане, несмотря на регулярное обновление подвижного состава, закрыли из-за нерентабельности и связанными с этим постоянными отключениями электроэнергии и нестабильностью работы. Фото Wilfried Wolf.
Канада:
Эдмонтон — 2009
Китай:
Аньшань — 2000
Гирин — 2000
Ланьчжоу — 2008
Наньчан — 2009
Сиань — 2009
Фучжоу — 2001
Харбин — 2008
Цицикар — 2002
Чанчунь — 2001
Чжэнчжоу — 2010
Чунцин — 2004
Троллейбусная система Чунцина, выполнявшая магистральную функцию, закрыта с заменой на метро. Фото Ye Ming
Непал:
Катманду — 2008
Одна из самых экзотических систем троллейбуса в мире — в столице Непала, работала на старых китайских троллейбусах малой вместимости, фото Стефан Машкевич.
Новая Зеландия:
Веллингтон — 2017 (официальный план)
В столице Новой Зеландии работают одни из самых оригинальных троллейбусов в мире. Система намечена к закрытию из-за износа подвижного состава, при постройке которого применили старые электродвигатели и другие детали от списанных троллейбусов и организационных сложностей работы перевозчика, заказчика и обслуживания контактной сети. Фото Andrew Surgenor
Россия:
Архангельск — 2008
Благовещенск — 2016
Владикавказ — 2010
Курган — 2015
Сызрань — 2009
Шахты — 2007
Румыния:
Васлуй — 2009
Констанца — 2010
Сату-Маре — 2005
Сибиу — 2009
Слатина — 2006
Сучава — 2005
Тырговиште — 2005
Яссы — 2006
Многие города Румынии закупили подержанные троллейбусы в Швейцарии и Германии. По мере их износа, а также износа троллейбусов румынского производства, изначально имевших низкое качество, во многих городах работа троллейбусов прекратилась. На фото — старый швейцарский троллейбус в Сибиу, фото André Knoerr.
Северная Корея:
Вонсан — 2011
Ким-Чхэк — 2011
Нампхо — 2009
Через 5 лет после прекращения работы брошенные троллейбусы стоят прямо на конечной остановке у вокзала в Вонсане, фото Юрий Анисимов.
Узбекистан:
Алмалык — 2009
Андижан — 2002
Бухара — 2005
Джизак — 2010
Наманган — 2010
Нукус — 2007
Самарканд — 2005
Ташкент — 2010
Фергана — 2003
Украина:
Доброполье — 2011 — имел статус самого маленького города с троллейбусным движением
Стаханов — 2010
Торецк — 2007
Углегорск — 2014 — троллейбусная система разрушена в результате боевых действий.
Расстрелянные и разграбленные троллейбусы Углегорска, декабрь 2015 г., фото — один из так называемых новостных сайтов так называемой «республики».
Таджикистан:
Худжанд — 2009-2013
Туркменистан:
Ашхабад — 2012
Несколько лет спустя после прекращения работы в Ашхабаде все еще сохраняются десятки работоспособных троллейбусов, фото www.tomkad.livejournal.com
Франция:
Марсель — 2004 — заменен на трамвай
Швейцария:
Лугано — 2001
Эквадор:
Кито — 2017 (официальный план)
Интересные факты о троллейбусах — как выглядели первые модели, в каком городе больше всего
Сколько в мире троллейбусов? Когда появились первые? В каких странах ползают «рогатые»?
Появился в Германии в 1882 году благодаря трудам братьев Сименсов:
Курсировать троллейбусы в Европе начали в 1911 году — в городке Чешские Будейовицы с населением 67 тысяч человек, в то время Австро-Венгрия.
В России же первый троллейбус создал Пётр Александрович Фрезе в 1902 году, а троллейбусную линию построили уже в СССР в 1933 году в Москве. Вот с (назван в честь Лазаря Кагановича):
Пик развития троллейбусных перевозок в мире пришёлся на период между мировыми войнами и на первое послевоенное время. В это время были очень распространены двухэтажные троллейбусы:
Англия.
Москва.
На улицах Минска троллейбусы впервые появились 13 октября 1952 года. Это были машины МТБ-82, произведенные в г. Энгельсе. Первый троллейбус Минска накатал больше 1 млн км и провез 9 млн пассажиров. За такие достижения его «пожалели» и водрузили на пьедестал в 1-м троллейбусном депо, можно полюбоваться на него:
Но уже к 60-м годам весь мир пересел на дизельные автобусы или трамваи, и только в СССР и Ко троллейбусы продолжали набирать обороты.
К концу 20 века, вследствие экологических и экономических проблем ситуация стала меняться, и троллейбусные системы стали возрождаться.
Однако первое место по числу троллейбусов все равно занимает Москва (1700 рогатых), второе – Минск (около 1000), третье – Киев (нет точных данных). Вот уж действительно славянское троллейбусное братство.
Троллейбусные системы есть в 81 стране мира:
Европа:
Россия
Австрия
Беларусь
Бельгия
Болгария
Босния и Герцеговина
Великобритания
Венгрия
Германия
Греция
Дания
Ирландия
Италия
Испания
Латвия
Литва
Молдавия
Нидерланды
Норвегия
Польша
Португалия
Румыния
Сербия
Словакия
Словения
Украина
Финляндия
Франция
Хорватия
Чехия
Швейцария
Швеция
Эстония
Азия:
Абхазия
Азербайджан
Армения
Афганистан
Вьетнам
Грузия
Индия
Иран
Казахстан
Киргизия
Китай
Малайзия
Монголия
Мьянма
Непал
Северная Корея
Сингапур
Таджикистан
Туркмения
Турция
Узбекистан
Филиппины
Шри-Ланка
Южная Осетия
Япония
Африка:
Алжир
Египет
Марокко
Тунис
Эфиопия
ЮАР
Северная Америка:
Канада
США
Южная и Центральная Америка
Аргентина
Бразилия
Венесуэла
Гайана
Колумбия
Куба
Мексика
Перу
Тринидад и Тобаго
Уругвай
Чили
Эквадор
Австралия
Новая Зеландия
Интересные факты о троллейбусах:
- В Бостоне, кроме обычного уличного действует система подземного скоростного троллейбуса (так называемая серебряная линия).
- Самая южная троллейбусная система расположена в Веллингтоне, (Новая Зеландия)
- Самая северная в мире троллейбусная система расположена в Мурманске.
- Ближе всего к экватору расположена троллейбусная система города Кито, в Эквадоре
- Самым протяжённым троллейбусным маршрутом в мире является междугородный маршрут Симферополь — Алушта (52 км) — Ялта (86 км) в Крыму (Украина)
- В Узбекистане действует междугородный троллейбус Ургенч — Хива, протяжённость маршрута которого — около 35 км.
- Грузовые троллейбус (троллейвозы) производились Жодинским БЕЛАЗом
Сейчас уже нигде в мире таких грузовиков не делают, а жаль, прикольные были бы тралики))
- Самый дорогой в мире троллейбус Viseon, произведенный в ФРГ, стоит больше миллиона евро. Такие троллейбусы заказала стлица ОАЭ — Абу-Даби для студенческого маршрута. .. Фото отсюда — https://blog.i.ua/user/2663242/490867/
Ну и как не упомянуть звезду белорусской промышленности – троллейбус «Витовт»?
Эта машина способна на автономный ход, то есть объехать, к примеру, пробку, без рогов. В салоне есть кондиционер и система контроля климата, для инвалидов-колясочников существует специальный выдвижной пандус.
Надо срочно покататься на этой чудо-технике :secret:
Троллейбусные системы – Landgeist
Перейти к содержимому
Landgeist World Оставить комментарий
Троллейбусы часто ассоциируются с Советским Союзом, коммунизмом и Восточной Европой эпохи холодной войны. Но насколько это верно сегодня?
Чтобы увидеть больше карт, следите за Landgeist в Instagram или Twitter.
Понравилась эта карта и хотите поддержать Landgeist? Лучший способ поддержать Landgeist — поделиться этой картой. Когда вы делитесь этой картой, убедитесь, что вы кредит Landgeist и ссылка на исходную статью. Если вы поделитесь им в Instagram , просто отметьте @Land_geist . На Twitter отметьте @Landgeist .
Троллейбусы — это электрические автобусы, питающиеся от воздушных проводов с помощью подпружиненных троллейбусных опор. Троллейбусы часто связаны с Советским Союзом. На этой карте мы видим, что это частично верно. Большинство троллейбусных систем, существующих в настоящее время, находятся в бывших советских республиках. Первый троллейбус ходил не в России или Советском Союзе, а в Германии в 1882 году. Троллейбусы были очень популярны и распространены в первой половине 20 века. Со временем количество троллейбусных систем сокращалось. По оценкам, существует более 800 троллейбусных систем. В настоящее время в мире насчитывается 276 троллейбусных систем.
Троллейбусы имеют несколько преимуществ по сравнению с трамваями: инфраструктура дешевле, чем у трамвайной сети, они лучше преодолевают подъемы, в целом тише и легче объезжают пробки. Троллейбусы также имеют ряд преимуществ перед (обычными) автобусами: они более экологичны, тише, обычно требуют меньшего обслуживания и служат дольше.
Несмотря на эти преимущества, троллейбусы имеют и ряд недостатков. По сравнению с трамваями, троллейбусы требуют от водителя гораздо большего контроля направления движения. По сравнению с автобусами, троллейбусы не могут очень легко свернуть с маршрута из-за воздушных проводов. Это может быть очень разрушительным, когда автобусу необходимо изменить маршрут из-за дорожно-транспортного происшествия или дорожного строительства. Воздушные провода также не позволяют троллейбусам обгонять друг друга. Управление троллейбусом также требует большей подготовки, чем управление автобусом. Троллейбусы также дороже, чем автобусы. Воздушные провода могут создавать препятствия для высоких транспортных средств (например, двухэтажных автобусов или некоторых грузовиков). Эти провода также могут показаться неприглядными.
Глядя на эту карту, мы видим, что большинство троллейбусных систем расположены в Европе и Азии. В России на сегодняшний день самое большое количество троллейбусных систем (79), что составляет почти треть всех троллейбусных систем мира. Украина занимает второе место с 41 троллейбусной системой. Самая большая троллейбусная система по длине маршрута находится в Киеве, Украина.
Глядя на оранжевые точки на карте, мы видим, что они в основном сосредоточены в бывших советских республиках, Восточной Европе и коммунистических странах Китая и Северной Кореи. Стереотип троллейбуса до сих пор кажется правдой. Однако за пределами Восточной Европы есть две некоммунистические страны, в которых имеется более 5 троллейбусных систем: Италия и Швейцария.
Нравится:
Нравится Загрузка…
ИнфраструктураОбщественный транспортTransportWorld
Троллейбус. Растущий спрос благодаря деятельности с нулевым уровнем выбросов
Троллейбус проекты и инвестиции растут в нескольких европейских странах. Швейцария, Франция, Австрия, Италия, Польша, Чехия входят в число стран, где троллейбусные сети более рассредоточены. Значительные планы обновления находятся в стадии реализации. Также Берлин рассматривает новые инвестиции в эту технологию. На другой стороне Атлантического океана Мехико также дает «свежий воздух» своему троллейбусному парку. Растущее использование электрических автобусов — не единственный главный герой энергетического перехода в городском общественном транспорте.
Когда-то оснащенные дизельным двигателем-генератором и неспособные преодолеть ограничения, связанные с подключением к воздушным линиям электропередач, сегодня, благодаря аккумуляторным системам ( In Motion Technology ), троллейбусы заново изобретают себя как транспортные средства, которые могут сочетать нулевой уровень выбросов с гибкостью. Hess , Iveco Bus , Skoda Electric , Solaris Bus & Coach и Van Hool являются основными игроками отрасли.
В этой статье мы в Sustainable Bus (при активном участии Стефано Альфано) попытались обобщить новости, тематические исследования и разработки динамичного троллейбусного сектора .
Берлин рассматривает решение на базе троллейбуса
В феврале 2020 года компания BVG Berlin объявила, что рассматривает решение на базе троллейбуса в районе Берлина Шпандау. Сеть, которая в будущем может обслуживаться двухшарнирными транспортными средствами, оснащенными технологией In Motion Charging. BVG планирует электрификацию автобусного парка к 2030 году . Ожидается, что к 2021 году на улицы Берлина выйдут около 225 электробусов.
В этой структуре принимается во внимание частичная установка троллейбусных воздушных линий для района Шпандау.
Согласно технико-экономическому обоснованию, проведенному BVG и представленному на немецкой выставке ElekBu 2020, цель состоит в том, чтобы обеспечить от 50 до 65 % поездок по проводам в районе. Также утверждается, что это решение не влияет на время в пути или время работы и позволяет оптимизировать автобусный парк (без подзарядки транспортных средств).
Увеличитель диапазона топливных элементов на троллейбусах. В Риге
Интересные с технологической точки зрения новинки проходят испытания в Рига (столица Латвии), где партия троллейбусов впервые оснащена удлинителем запаса хода на топливных элементах. Инновационная концепция, которая перевозит пассажиров по маршруту 4. Оператор общественного транспорта Rīga s satiksme сообщил 24 марта 2020 , что все десять водородных троллейбусов начал работу.
Италия, троллейбусы не старомодны
Милан делает ставку на троллейбусы Solaris полностью нулевой парк общественного транспорта. В эти рамки включен крупный заказ на целых 30 Solaris Trollino 18 (соглашение рассчитано на 80 автомобилей). Первый автомобиль прибыл в Милан летом 2019 года.. Некоторые технические проблемы задержали начало эксплуатации троллейбусов, которые должны быть запущены весной 2020 года.
Модена и Парма получат в общей сложности 18 троллейбусов
И 18 троллейбусов польского производства также направляются в Модена и Парма. 2020 год обещает стать решающим: операторы SETA Modena и TEP Parma , предоставляющие услуги перевозчика в регионе Эмилия-Романья на севере страны, разместили заказы на 18 современных автомобилей Solaris Trollino 12. .
Транспортные средства будут оснащены, среди прочего, центральным тяговым двигателем и тяговыми батареями емкостью 45 кВтч, а также системой охлаждения, что позволит транспортным средствам преодолевать гораздо большие расстояния без необходимости прикрепления к воздушным проводам. Есть место для почти 80 пассажиров.
Троллейбусные планы в Генуе
Генуя также имеет троллейбусные планы. Город представил в Министерство инфраструктуры и транспорта досье о внедрении системы скоростного общественного транспорта. Как сообщает Autobusweb, Генуя попросила 650 миллионов евро для финансирования 4 новых линий общественного транспорта, обслуживаемых троллейбусами . Весной 2019 года в Генуе состоялось открытие трехдневного пилотного проекта от оператора общественного транспорта AMT. В центре внимания троллейбус Van Hool Exquicity длиной 24 метра. Вместимость 180 пассажиров. А в январе 2020 года настала очередь Iveco Crealis пройти испытания на дорогах города.
В то время как первый вариант проекта был отклонен правительством, второй вариант для троллейбусов в Генуе стоимостью 478 млн евро был представлен в мае 2020 года. Частью плана является закупка 145 новых троллейбусов.
Во Франции Iveco – крупнейший игрок на рынке троллейбусов
Польский производитель Solaris также набирает силу во Франции. Заказ на 22 12-метровых троллейбуса для Сент-Этьена, подписанный в январе 2019 года, ознаменовал дебют марки на французском троллейбусном рынке. Автомобили будут оснащены системой привода Skoda и аккумуляторной батареей на 40 кВтч. Стоимость контракта составляет более 17 миллионов евро.
Лимож делает ставку на троллейбус Iveco
Несколько городов, оставшихся во Франции, размещают новые заказы на новые троллейбусы с технологией In Motion. В сентябре 2018 года Limoges Métropole решил инвестировать в нового поколения Iveco Crealis . Именно муниципалитет выбрал Crealis In-Motion-Charging , троллейбус нового поколения, о котором было объявлено весной 2018 года и который позже в том же году был представлен на выставке IAA Commercial Vehicles в Ганновере в 2018 году. На немецкой выставке он был удостоен награды «Экологически безопасный автобус 2019». в категории Город. Автомобиль, оснащенный оригинальной трансмиссией Skoda Electric, прошел широкомасштабные испытания в 2019 году в г. Нанси (Франция) 9.0015 . Осенью 2019 года на самых загруженных маршрутах сети Лиможа были введены три троллейбуса, которые присоединились к парку из примерно 30 троллейбусов.
Все еще во Франции, в июле 2018 года Saint-Etienne Métropole проголосовал за вариант In Motion Charging для городской сети STAS . Сент-Этьен Метрополь — один из очень редких городов Франции, в котором до сих пор используется троллейбусов в повседневной работе. В отчете, составленном совместно с инженерным бюро Systra и STAS, делается вывод о том, что IMC будет самым быстрым и простым способом выполнить «Loi de Transition énergétique pour la croissance verte» для городской сети Сент-Этьена.
Лион, тендеры приближаются
И Лион не исключение. SYTRAL (Лионское столичное транспортное управление) опубликовал в пятницу, 14 сентября , свою стратегию по соблюдению французского закона об охране окружающей среды , который вступает в силу в 2020 году . Электромобили с двумя разными технологиями получают наибольшую долю. Вслед за Сант-Этьеном SYTRAL в Лионе объявил о 9-м0014 выбор в пользу троллейбусов . Новое поколение троллейбусов с зарядкой In Motion Charging будет представлять собой важную часть тендеров , которые будут проводиться в 2020 году и в последующие годы . Фактически шесть новых линий будут оснащены такими машинами.
Двухшарнирные модели троллейбусов на подъеме
Компания Hess является крупным игроком на внутреннем рынке в Швейцарии. 12 двухсочлененных транспортных средств будут задействованы в сети общественного транспорта Лозанны . Швейцарский производитель, фактически, в начале 2019 г.выиграла международный тендер и рамочный контракт на обновление троллейбусного парка в швейцарском городе. Лозанна гордится тем, что имеет один из крупнейших троллейбусных парков в Европе . Троллейбусы Hess нового поколения также эксплуатируются в Берне и Женеве.
Все еще находясь в Швейцарии, сеть общественного транспорта Цюриха смотрит в будущее с новыми технологиями и новыми троллейбусными линиями. После поставки трех 24-метровых макси-троллейбусов в 2019 г., оператор VBZ Zurich продолжает обновлять подвижной состав. Hess снова стал выбранным игроком отрасли. В марте 2020 года начались поставки 9 новых троллейбусов , серии 200-208, типа Lightram 19 , длиной 18,7 м, оборудованных четырьмя дверями с технологией IMC и аккумуляторным блоком.
Solaris, 24-метровый троллейбус входит в семейство
Продолжая тему 24-метрового троллейбуса, портфолио Solaris Trollino не ограничивается 12- и 18-метровой версиями. А 24-метровый двухшарнирный троллейбус также является частью семейства. В феврале 2020 года Trollino 24 получил награду Top Design Award, врученную во время мероприятия Arena Design 2020 в Познани. В конце 2020 года Trollino 24 был на пилотном этапе в Братиславе.
Автомобиль, фотографии которого начали распространяться весной 2019 года, был представлен в 2019 году на выставке Busworld. В своей отличительной версии MetroStyle троллейбус является ответом на последние тенденции в отрасли общественного транспорта. Троллейбус приводится в движение двумя тяговыми двигателями по 160 кВт каждый. Его аккумуляторы Solaris High Power заряжаются в пути, получая ток от воздушной линии .
Благодаря батареям Trollino также может путешествовать без внешнего источника питания . Эта инновационная модель также будет иметь ряд удобств для пассажиров и водителя, повышающих безопасность и комфорт в пути. Камеры вместо обычных зеркал облегчают маневры, совершаемые на двухшарнирном транспортном средстве.
Первый заказ на 24-метровый троллейбус Solaris
Первые 24-метровые троллейбусы Solaris модели , выпущенные на рынок, отправляются в Словакию. Заказ на 16 единиц был сдан в эксплуатацию в ноябре 2021 года оператором Dopravný Podnik Bratislava . 24-метровые троллейбусы выкатятся на улицы Братиславы менее чем через два года. Стоимость контракта составляет почти 17 миллионов евро, отмечает Solaris. Ввод в эксплуатацию запланирован на середину 2023 года .
В этих троллейбусах длиной более 24 метров могут разместиться 160 пассажиров, в том числе 60 сидячих мест . Датчики подсчета пассажиров будут размещены над дверями по схеме 2-2-2-2-2. Эта инновационная модель будет оснащена множеством удобств, повышающих безопасность и комфорт в путешествии.
Норвегия, дебют троллейбусов Solaris. страна.
Trollino 18, заказанные Keolis Norge AS, оснащены электродвигателем мощностью 240 кВт и тяговыми батареями мощностью 55 кВтч, благодаря чему можно преодолеть расстояние более 11 километров без необходимости подключения к контактной сети. системы, указывает Солярис. Аккумуляторы заряжаются во время движения по технологии «зарядка в движении» через установленные на транспортном средстве токоприемники, подключенные к подвесной контактной сети.
Австрия, троллейбусы – основа мобильности Зальцбурга
Швейцарская компания также хорошо зарекомендовала себя в Austria , где в конце 2018 года она выиграла тендер на троллейбусы, объявленный Salzburg , который имеет один из крупнейших троллейбусных парков в Западной Европе (около 110 единиц). Рамочный контракт включает поставку до 50 автомобилей , 15 из которых являются 18-метровыми троллейбусами и должны быть поставлены в следующем году. Соглашение также включает 24-метровые троллейбусы.
Восточная Европа. Дом троллейбусных сетей
Восточная Европа на протяжении всей своей истории тесно связана с троллейбусными технологиями. И по-прежнему делает ставку на эту категорию транспортных средств, составляющих основу системы общественного транспорта в ряде городов.
Польша, где Солярис занимает львиную долю
Первая остановка, Польша. Согласно планам, к 2021 году половина парка общественного транспорта Lublin будет иметь нулевой уровень выбросов. В декабре 2019 года управление общественного транспорта ZTM получило два заказа на Solaris 9.0015 . Один на 20 аккумуляторно-электрических автобусов и один на 10 троллейбусов.
Сотрудничество между люблинскими операторами общественного транспорта и Solaris началось в 1996 году. На сегодняшний день MPK и ZTM заказали 146 автобусов и троллейбусов различной длины, произведенных в Болехово.
Супер аккумуляторы для троллейбусной сети Гдыни
Гдыня на побережье Балтийского моря известна как одна из столиц троллейбусной техники в Европе. Мэрия в 2018 году подписала контракт с Solaris на поставку 30 троллейбусов общей стоимостью более 22 миллионов евро. Благодаря выигрышной заявке Solaris парк PKT получит в свои ряды партию сочлененных Trollino 18, хотя заказ также состоит из Trollino 12, хорошо зарекомендовавших себя в Гдыне. Город стал покупателем первого троллейбуса производства Solaris 2000 года выпуска .
Что весьма интересно в случае с Гдыней, так это то, что введенные в эксплуатацию автомобили будут оснащены дополнительными аккумуляторами, которые позволят выезжать за пределы тяговой линии . В случае 14 троллейбусов Solaris Trollino 12 аккумуляторы будут иметь емкость 58 кВтч, тогда как 16 сочлененных транспортных средств будут оснащены аккумуляторами емкостью 87 кВтч. Это означает, что оба типа смогут преодолеть расстояние в десятков километров в режиме нулевого выброса без использования пантографа . Помимо троллейбусов, по контракту компания также поставит аккумуляторы, которые позволят провести модернизацию еще 21 ТС .
Чехия, 30 новых троллейбусов в четырех городах
Чехия не исключение. В 2019 году троллейбусы вернулись в Прагу. 47 лет спустя. С начала июля пассажиры могут воспользоваться новым троллейбусным сообщением, первоначально осуществляемым с одним транспортным средством, на линии 58, соединяющей Пальмовку (метро B) и Летняны (метро C), протяженностью 5 км.
В Праге троллейбусная сеть работала 36 лет, с 1936 по 1972 год. Затем сеть была закрыта, так как трамваи и метро быстро расширялись.
По состоянию на весну 2020 года можно отметить важные проекты по обновлению автопарка в четырех городах. На самом деле, в сеть Теплице поставлены новые полностью электрические троллейбусы , а заказываются еще . Более конкретно, Opava заказал новые автомобили, Ostrava объявил о проведении тендера, а заказ Marianske Lazne близок к доставке. Речь идет о , всего в этих проектах задействовано 30 троллейбусов. Чешский производитель Skoda Electric является основным игроком.
Огромная партия троллейбусов была заказана в Литве в конце 2018 года. Не менее 85 Trollino 12 были заказаны оператором общественного транспорта города Каунас, UAB Kauno Autobusai, в Литве .
Поставка автомобилей с нулевым уровнем выбросов из Болехово будет осуществляться в течение 15 месяцев с момента подписания контракта, сообщает Solaris в пресс-релизе.
Латинская Америка, Мехико делает ставку на троллейбусы Yutong
Но Европа — не единственный регион, где набирают популярность аккумуляторные троллейбусы. Мехико, один из основных городов проекта ZEBRA, возглавляемого C40 и ICCT, принял поставку 63 троллейбусов китайского производителя Yutong и в марте 2020 года объявил о новой закупке 50 сочлененных автобусов.
Новые троллейбусы для СТЭ, согласно требованиям тендера, будут последнего поколения, с нулевым уровнем выбросов (т.е. оснащены технологией In Motion Charging), длиной 18 метров, способными перевозить не менее 140 пассажиров (не менее 35 сидячих мест) .