Почему все дороги ведут в Рим
В зените своего господства Римская империя располагала сетью дорог, простиравшихся от мыса Гибралтар до болот Месопотамии. В раннем Средневековье говорили, что «все дороги ведут в Рим», но так ли это было на самом деле?
Теги:Нетленка
История
Getty Images
Правда ли, что «все дороги ведут в Рим»? Несмотря на то, что римляне славились своими дорогами, большая часть людей добиралась до столицы империи совершенно по-другому
В 2015 году три исследователя из лаборатории городского дизайна Moovel — ныне распавшейся команды ученых — нанесли на карту дорог Европы единую сетку из почти 500 000 точек. Эти точки не имели никакого отношения к древним или современным городам, а были просто случайными точками, с которых можно было начать путешествие в столицу древней Римской империи.
Затем авторы исследования создали алгоритм для расчета наилучшего маршрута в Рим, используя современные маршруты из каждой из этих отправных точек.
Новости о карте стали вирусными, но на самом деле это не доказывало, что все дороги ведут в Рим. Если бы исследователи провели тот же самый анализ, но вместо этого посмотрели на самый быстрый путь из тех же 500 000 точек в Берлин или Москву, карта показала бы такое же огромное количество дорог, ведущих в эти города. Тем не менее, это исследование все еще говорит нам кое-что о долговечности римских дорог: большая часть инфраструктуры Европы по-прежнему предназначена для связи крупных городов с итальянской столицей, что потенциально является наследием империи. Другие исследователи также подтвердили этот факт.
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕИ это подводит нас к насущному вопросу: какова была логика римлян в строительстве дорог? Неужели все дороги ведут в Рим? Римляне делали главные дороги прямыми, когда это позволял рельеф, и соединяли важные города с другими необходимыми центрами. Эти прямые маршруты были возможны только после того, как страна была должным образом аннексирована римлянами и любая военная оппозиция была подавлена, иначе было бы недостаточно безопасно путешествовать под открытым небом.
Римляне захватывали территории постепенно, и на первом этапе в них было не безопасно: тогда они придерживались менее прямых маршрутов через густые леса или горы. Но когда провинция становилась мирной, прямые дороги создавали жизненно важные связи для ускорения торговли и обеспечения военных на передовой войсками и провизией.
На самом деле, конечно, не все дороги вели в Рим, но очень многие важные люди в конце концов добрались туда. Постановка вопроса в любом случае может быть ошибочной, потому что большинство людей, направляющихся в Рим, не ездили по дорогам — плыть по морю было безопаснее.
Все дороги идут из Рима — 15 сентября 2010
Поделиться
Поделиться
«Эндрю, фифти евро!?» – именно такими были последние слова, которые я услышал перед тем, как лишился в первый же вечер в Неаполе большей части денег, цифрового фотоаппарата и некой части своего здоровья. ..
Это несколько позже я узнал, что Неаполь является не только одним из самых криминальных городов Италии, но и всей Европы, а тогда же я получил хороший урок: не стоит садиться в машину к незнакомым людям в Неаполе, даже если они обещают бесплатно довезти тебя до отеля. Закончилось все печально… Ночь, глухая окраина города, ни прохожих, ни машин, ни тем более каких-либо полицейских. В кармане – какая-то мелочь и чудом оставшийся паспорт с визой. Первая ночь в Италии встретила меня легким похолоданием.
Утро разбудило первыми лучами встающего солнца и гудками редких автомобилей. «Ночь, улица, фонарь, аптека» – именно так можно было бы назвать место моего первого ночлега. Вчерашний день, запомнившийся экскурсией по «цивилизованной» части Неаполя, прогулкой по развалинам Помпей, величественным Везувием (когда-то испепелившим эти самые Помпеи) казался уже чем-то очень далеким, будто из совсем другого путешествия.
Еще вчера я был в родной России, хоть и в не очень родной, но Москве. Теперь же я остался один в чужой стране. Быстро пришло осознание того, что моя группа ждать меня не станет, а благополучно отправится далее в направлении Рима. Тогда и появилось слегка авантюрное решение – догнать свою группу самостоятельно, увидеть страну «изнутри». В Риме группа должна была пробыть один день, после чего направлялась в Римини, на побережье Адриатики, где должна была провести пять оставшихся дней. Туда и лежал мой путь. Мой актив составлял 25 евро, паспорт с визой. И все. Как, на чем и куда ехать, чтобы преодолеть полстраны наискосок от моря до моря, мне еще предстояло узнать.
Начало пути
Определив по солнцу стороны света, я выбрал направление на север, справедливо полагая, что для попадания в Римини из Неаполя, мне никак не миновать такой крупный транспортный узел как Рим. По дороге я начал вести активные поиски любого Интернета, дабы выйдя в его безграничные просторы, хотя бы заявить на родину, что я жив и здоров. Но к моему глубокому сожалению, попытки заговорить с местным населением на английском языке почти ни к чему не привели! Дело в том, что итальянцы в массе своей совершенно не желают признавать язык, считающийся средством мирового общения. Редкие представители страны – наследницы древних римлян – едва могли ответить мне несколько слов приветствия, далее же диалог переходил в категорию жестов. Гораздо продуктивнее удавался разговор с такими же туристами, как я. Тем не менее… увы, никто не знал где можно найти ближайшее интернет-кафе.
Поделиться
Италия – многоликая. Городские пейзажи с яркими вывесками, широкими площадями, со множеством уличных кафешек, заманивающих туристов в объятия своих недешевых цен, может сменить облик, стоит лишь уйти за пределы возможного обитания туристов. Узкие улочки, местами совсем уже российские трущобы, ларьки, магазинчики похожие на наши… И цены! Я был искренне удивлен, зайдя в обычный магазин на окраине Неаполя. Бутылка «Туборга» 0,5, например стоила 90 центов, в то время как в туристических местах, куда обычно водят туристов – та же бутылка, но уже 0,3 – обойдется не меньше чем в 3 евро! Большая упаковка оливок в собственном соку (1 евро) и кусок пиццы (1,5 евро) составили мой ужин и обед.
В Италии, как и везде в Европе, дорогие сигареты. Около пять евро. Решив, что тратиться на них было бы разорительно для моего скромного бюджета, всецело положился на отзывчивость местных курильщиков. Порой они были слишком отзывчивы. Немолодой хозяин какой-то лавчонки на окраине того же Неаполя на мой вопрос о сигарете просто протянул мне то, что он курил на крыльце своего заведения. Из уважения я затянулся. Подозрительный запах дыма сильно напомнил бурные студенческие годы. Постояли. Поблагодарил, пошел дальше. Это гораздо позже я узнал, что статья за марихуану в Италии такая же, как и за тяжелые наркотики. Эх, Неаполь, Неаполь.. Хотелось уже поскорее покинуть его, но он как небезызвестный «Спрут», не отпускал меня из своих щупальцах.
И вот небольшая железнодорожная станция. Ни билетной кассы, ни вразумительного расписания на английском языке. Захожу в расположенное неподалеку отделение местной полиции. Карабинеры по местному. Пытаюсь на смеси языков и жестов спросить, когда будет поезд до Рима. Дружелюбный карабинер, уяснив, что я турист, попавший в неприятное положение, и, увидев ссадину у меня на лбу, даже не спросив паспорт, всячески пытается мне помочь.
Диалог сильно напоминает мне ситуацию из фильма «Брат-2»: «Хоспитал? Хоспитал?» (Может, тебе в больницу надо?) «Ноу хоспитал!» (Какая еще больница! Мне своих догонять надо, когда электричка до Рима?) В итоге сажусь в электричку, идущую в северном направлении. Ни билетов, ни кондукторов.
Поделиться
One ticket to Roma
Электричка однако привезла меня уже ближе к вечеру на еще одну станцию, на Рим явно не похожую, но уже с кое-каким вокзалом, где мне удалось выяснить, что до Рима я смогу доехать, но уже только завтра. Вокзал – небольшой проходной зал, несколько рядов деревянных кресел, подозрительные личности далеко не итальянских национальностей, какие-то арабы, никаких признаков полиции на горизонте. Место явно не туристическое. Смеркалось.
Оставаться на вокзале на ночь показалось мне не очень безопасным, но рядом виднелись покрытые лесом горы, прямо за железной дорогой. Вспомнив туристскую молодость, ушел ночевать туда. Июнь, Италия, тепло.
Утро. Тот же вокзал. «One ticket to Roma». Кассирша английский, конечно, не понимает, но знаний на такую простую фразу все же хватило. Отвечает явно какую-то цифру на итальянском. Жестом прошу написать сумму на бумаге. Что-то около 10 евро. Нормально. С билетом до Рима, жду электричку уже со спокойной душой.
Кстати, про поезда в Италии. Здесь в принципе нет спальных вагонов, к которым так привыкли мы, жители бескрайней страны. Дело в том, что всю Италию с севера на юг, до самой Сицилии, можно проехать примерно за сутки. Но обычные поездки между городами занимают всего несколько часов. Поэтому вагоны оборудованы лишь комфортабельными креслами. Кроме того, поезда есть двух типов. Простые и «Евростар». За 10 евро билет я взял на простой поезд. «Евростар» стоит примерно раза два дороже. Отличается только несколько большим комфортом, а так же телевизорами в вагонах. Вообще, путешествовать самостоятельно по Италии можно на поездах – очень комфортно и крайне недорого, да и вся страна плотно пронизана сетью железных дорог.
Поделиться
Молодой человек, вы русский?
Именно с таким вопросом на чистом русском языке вдруг обратилась ко мне сидящая на вокзале рядом со мной женщина лет 50. Возможно, после проведенной ночи я и стал чем то больше похож на русского, но тем не менее удивлен я был немало. Как она догадалась? Говорит, сразу видно, черты лица русские. Разговорились, она бывший майор, работала в детской комнате милиции в России, теперь давно уже живет на Сицилии. (Помню, еще подумал – наверное, взгляд у нее наметан различать отечественных беспризорников). От нее я узнал, что нелегальных иммигрантов в стране очень много, в том числе из России, и особенно много из Украины. Все пытаются правдами и неправдами прорваться в страну, а потом найти хоть какую-то работу, зацепиться тут. Свою историю я ей тоже рассказал, но мне она так и не поверила, решила, что я такой же нелегал. Однако с радостью одолжила мне три евро (как раз на завтрак хватило). Тепло попрощались, и вот уже часа через три я оказываюсь на вокзале Рима.
Все дороги ведут в Рим. И сразу же из него
Железнодорожный вокзал Рима – большой, шумный, просторный, мне понравилось. Кругом звучит речь, наверно, на всех языках мира. Защемило сердце от того, что я уже в Риме, что где-то рядом Колизей, Ватикан… Хоть глазком бы взглянуть.. Но первым делом отправляюсь на поиски Интернета. Дожевывая круассан (90 центов), подхожу к некому подобию справочного бюро для туристов. Каково же было мое удивление, когда милая итальянская девушка сообщила мне, что на вокзале Интернета нет! «Как нет? А где есть?» «Там-то и там-то…» и рассказывает, что лучше взять такси, и называет адрес… Нет уж, спасибо.. Такси мы уже проходили. На ту сумму, которую я потрачу на такси, можно проехать пол-Италии поездами. Вот так! На железнодорожном вокзале одной из крупнейших столиц Европы нет Интернета. Ну что ж… Беру билет Рим – Анкона – Римини. С облегчением и ужасом осознаю, что на билет ушли последние евроценты. Ну что ж, хотя бы хватило. Поезд через час… Один час в Риме. . Жаль, что так мало. Колизей не увидит меня, и Папа Римский не помашет мне рукой со своего балкончика…
Поделиться
Русские девушки бросаются в глаза везде
Несколько часов на поезде (на это раз даже билет проверили) – и вся Италия с запада на восток, от моря до моря, пересечена. Честно скажу – красиво. Горы, покрытые лесами, равнины, реки, мосты – ландшафт явно не ровный. И что еще бросается в глаза – как же тесно все-таки Европе! Особенно это почувствовалось уже потом – по дороге из аэропорта Екатеринбурга в Челябинск. У нас куда ни глянь… слева – лес, справа – поле… Просторы.. В Италии же, если один населенный пункт скрылся за поворотом, впереди сразу следующий. Будь то город или городишко, строения, фермы… Русского человека, привыкшего к необъятным просторам, приступ клаустрофобии хватить может.
Приезд в Римини – большой туристический город на побережье Адриатики. Древний Арриминум, основанный еще при Римской империи. Ныне о его славном прошлом напоминает лишь развалины небольшой арки в центре города. Все остальное в Римини – это отели, сотни отелей вдоль побережья. В одном из них находится моя группа. Мне срочно нужен Интернет! И, о чудо! В десяти минутах от вокзала нахожу интернет-кафе. Один евро в час. Этого евро у меня уже нет. Администратор – молодой китайский парнишка. Пересказываю ему свою историю через итальянскую девушку, знающую английский и согласившуюся помочь. Прошу Интернет на 15 минут. Молодого китайца это совсем не трогает. Совершенно. Возвращаюсь на вокзал с твердым намерением раздобыть этот евро.
Останавливаюсь и наблюдаю поток людей выходящих из здания вокзала, только что из поезда. Из общей массы людей вдруг отделились две девушки, отошли в сторонку, видимо перепаковать вещи. Смотрю на них: серьезные, неулыбчивые, по сторонам смотрят настороженно – ну точно наши! Подхожу. «Девушки, вы русские?» – «Да, а что?» Как я определил, что они русские, – и сам не знаю. Наверно, так же распознала меня и та женщина, бывший майор. Что-то в нас такое есть! Неоднократно и до этого, будучи за границей, я встречался с этим явлением, но никогда так явно, как это было в этот раз в Италии. Смотришь в глаза и понимаешь, что перед тобой соотечественник. Дальше – дело техники. Девушкам и самим нужен был Интернет, и за то, что я показал, где он находится, и помог донести вещи мне одолжили один евро. Вскоре за мной приехали. Потом были еще пять дней на побережье Адриатики, экскурсии во Флоренцию, Венецию, Сан-Марино. Но это уже совсем другая история. Первые же два дня, проведенные в Италии, запомнились, конечно, больше всего, и ничуть не испортили впечатления об этой блистательной стране.
Италия снова зовет к себе!
Все ли дороги ведут в Рим?
Когда вы покупаете по ссылкам на нашем сайте, мы можем получать партнерскую комиссию. Вот как это работает.
В период своего расцвета дороги Римской империи пересекали континенты, чтобы соединить важные города с ее столицей. Эта конкретная дорога находится в Помпеях, Италия. (Изображение предоставлено Оливером Хелбигом через Getty Images)В зените своего контроля Римская империя имела дорожную сеть, простирающуюся от залитой солнцем Гибралтарской скалы до болот Месопотамия . Как говорится, «Все дороги ведут в Рим» — но так ли это было на самом деле?
Ответ не так прост, как однозначное «да» или «нет». Это немного сложнее.
В 2015 году трое исследователей из Moovel Lab — ныне несуществующей немецкой команды городских дизайнеров — нанесли единую сетку из почти 500 000 точек на карту Европы. Эти точки не представляли собой древние или современные города, а были просто случайными точками, с которых можно было начать путешествие в имперскую столицу. Затем команда использовала алгоритм для расчета наилучшего маршрута в Рим, используя современные маршруты из каждой из этих отправных точек. Чем чаще отрезок дороги проходил через разные точки, тем жирнее он рисовался на карте. Их результаты показали завораживающую паутину дорог, которые вели в Рим, соединяя по пути другие крупные города, такие как Лондон, Константинополь (современный Стамбул) и Париж, которые также были частью древней империи.
Связанный: Почему пал Рим?
Новость о карте стала вирусной, но на самом деле она не доказывала, что все дороги ведут в Рим.
Тем не менее, дизайн Шмитта по-прежнему говорит нам кое-что о прочности римских дорог: большая часть дорожной инфраструктуры Европы по-прежнему предназначена для связи крупных городов с итальянской столицей, что потенциально является наследием империи. Другие исследователи также обнаружили, что это так.
Карта, созданная Moovel Lab, на которой показаны лучшие пути в Рим с использованием современных маршрутов (Изображение предоставлено Бенедиктом Гроссом, Рафаэлем Райманном и Филиппом Шмиттом) «Мы использовали компьютерное моделирование, чтобы найти наиболее вероятные или наиболее логичные маршруты, соединяющие две точки на местности, а затем сравнили их с нашими знаниями о римских дорогах, чтобы увидеть, похожи ли они», — сказал Сезар Парсеро-Убинья. , ландшафтный археолог из Института наук о наследии в Мадриде, Испания. «Современные маршруты часто одинаковы в большинстве случаев, если вы направляетесь в места, которые также были римскими городами, и возвращаетесь из них».Другими словами, многие из многополосных автомагистралей Европы являются преемниками римских дорог. Однако в последние годы ситуация изменилась, сказал Парсеро-Убинья в интервью Live Science. «Недавно построенные автомагистрали избегают населенных пунктов, чтобы сэкономить деньги на приобретении земли, а это означает, что некоторые совершенно новые автомагистрали не всегда были такими логичными, как старые римские маршруты».
И это подводит нас к насущному вопросу: какова была римская логика строительства дорог? Все ли дороги ведут в Рим? «Это зависит от важности дороги», — сказал Парсеро-Оубинья. «Логика того, как работает древняя империя, не так уж отличается от современной страны. Римляне не сильно отличались от нас, они просто пытались свести к минимуму маршруты, чтобы сэкономить время».
Главные дороги были прямыми, когда позволяла география, и они соединяли важные города с другими важными городами, сказал Парсеро-Убинья. Эти прямые маршруты были возможны только после того, как страна была должным образом аннексирована римлянами и подавлена любая военная оппозиция, иначе было бы недостаточно безопасно путешествовать на открытом воздухе. В первые дни после приобретения провинции, когда варвары , или не римляне, все еще сопротивлялись оккупации, римляне будут придерживаться более безопасных и менее прямых маршрутов через густые леса или горы в этой провинции, сказал Парсеро-Убинья. Однако, когда провинция была мирной, эти дороги образовывали жизненно важные связи, чтобы ускорить торговлю и обеспечить вооруженные силы на передовой хорошо снабженными войсками и провизией.
Связанный: Безопасно ли есть убитых на дороге?
В период своего расцвета дороги Римской империи пересекали континенты, чтобы соединить важные города со столицей. (Изображение предоставлено Shutterstock)«Главные дороги соединяли важные места, так что все они так или иначе заканчивались или начинались в Риме, но это не значит, что вы должны были ехать через Рим, путешествуя из Лондона в Париж, потому что сеть позволяла это произойдет», — сказал Парсеро-Убинья. Эти основные дороги были предназначены для движения колес и животных — другими словами, они были гораздо более сложными, чем грязные тропы. «Они были построены из разных слоев, таких как земля и камень, а затем, наконец, большие каменные плиты сверху. Они не были плоскими, а имели форму купола, чтобы обеспечить надлежащий дренаж», — сказал Парсеро-Убинья.
СВЯЗАННЫЕ ЗАГАДКИ
«Главные дороги соединяли важные места, так что, так или иначе, все они заканчивались или начинались в Риме, но это не значит, что вы должны были пройти через Рим, путешествуя из Лондона в Париж, потому что сеть позволила этому случиться», — сказал Парсеро-Оубинья. Эти основные дороги были предназначены для движения колес и животных — другими словами, они были гораздо более сложными, чем грязные тропы.
«Они были построены из разных слоев, таких как земля и камень, а затем, наконец, большие каменные плиты сверху. Они не были плоскими, а имели форму купола, чтобы обеспечить надлежащий дренаж», — сказал Парсеро-Убинья.Потом были другие, второстепенные грунтовые дороги, которые не были заасфальтированы. Они соединяли небольшие города и города, а не предлагали какой-либо маршрут в Рим.
Итак, все ли римские дороги вели в Рим? Нет, но очень много важных людей в конце концов попали туда. По словам Парсеро-Убинья, посылка вопроса в любом случае может быть ошибочной, потому что большинство людей, направляющихся в Рим, едут не по дорогам.
«Связь по морю была гораздо полезнее, потому что это было быстрее и дешевле», — сказал он. «Если вы хотели отправиться, например, из западной Иберии в Рим, то вы, вероятно, взяли лодку, а не катер.0005 лошадь
Первоначально опубликовано на Live Science.
Будьте в курсе последних научных новостей, подписавшись на нашу рассылку Essentials.
Свяжитесь со мной, чтобы сообщить о новостях и предложениях от других брендов Future. Получайте электронные письма от нас от имени наших надежных партнеров или спонсоров.Бенджамин — независимый научный журналист с десятилетним стажем работы из Австралии. Его работы публиковались в Live Science, Scientific American, Discover Magazine, Associated Press, USA Today, Wired, Engadget, Chemical & Engineering News и других. Бенджамин имеет степень бакалавра биологии Имперского колледжа в Лондоне и степень магистра научной журналистики Нью-Йоркского университета, а также продвинутый сертификат в области науки, здравоохранения и освещения окружающей среды.
1
Анатомически точный кулон пениса возрастом 42 000 лет — самое раннее известное изображение человеческих гениталий в мире Насколько опасным будет хаотичный пик солнца?
3
Лицо «элитной» девушки 7-го века, похороненной в постели с золотом и драгоценностями, обнаруженными через 1300 лет ton Событие, самое разрушительное солнечная буря в истории человечества
5
120-летний Кассиус раздвигает предел крокодильей продолжительности жизни — и у него впереди «долгие годы», говорит эксперт
1
Косатки потопили 3 лодки в Европе и, похоже, учить других делать то же самое. Но почему?
2
Максимум солнечной активности может ударить по нам сильнее и раньше, чем мы думали. Насколько опасным будет хаотичный пик солнца?
3
Почему закончился последний ледниковый период?
4
Крупнейшему в мире крокодилу, содержащемуся в неволе, исполняется 120 лет, что дает ученым «серьезные знания о долголетии»
Да, все дороги ведут в Рим
Все дороги ведут в Рим. Так гласит поговорка. Под этим обычно подразумевается, что существует множество различных способов достижения определенной цели. В этом духе само изречение имеет различные применения. Прежде всего, как напоминание о ценности нестандартного мышления. Но и как хранилище исторической правды. Дороги действительно были важным инструментом в расширении и поддержании Римской империи.
В период своего расцвета империя контролировала почти 2 миллиона квадратных миль (около 5 миллионов квадратных километров) территории, простирающейся от стены Адриана на севере Британии до устья Евфрата в Персидском заливе. Все это связывала обширная сеть римских дорог, связующим звеном которых были 29 основных военных магистралей, расходившихся от Рима к дальним концам империи. Добавьте еще 350 больших автомагистралей и множество более мелких проселочных дорог, и сеть будет включать 250 000 миль (400 000 км) дорог, 50 000 миль (80 000 км) из которых с твердым покрытием.
Многие римские дороги пережили империю. Некоторые даже живут сегодня, замаскированные под современные магистрали, но все же узнаваемые по их прямому курсу. Лондонская улица Оксфорд-стрит когда-то была частью Via Trinobantina . В Бельгии и северной Франции несколько прямых дорог древнего происхождения получили прозвище chaussées Brunehaut , в честь Брунгильды Австралийской , вестготской королевы-регента шестого века, которая отремонтировала несколько римских дорог. На юге Франции часть Национальной трассы 7 следует за 9-й трассой.0061 Виа Агриппа .
Даже после падения империи Рим оставался мировой столицей, хотя и более духовной, привлекая паломников со всех уголков христианского мира. Эта привлекательность в сочетании с тем, что осталось от имперских дорог, должно быть, породила поговорку, впервые записанную Аленом де Лиллем в его Liber Parabolarum (1175): «Mille viae ducunt homines per saecula Romam» («Тысяча дорог ведут людей навсегда в Рим»). Джеффри Чосер был первым, кто использовал английскую версию в своих Трактат об астролябии (1391 г.): «Правильно, как разные пути ведут народ в Рим».
В древности говорили, что эти дороги сходятся на Milliarium Aureum , Золотой Вехе. Открытая в 20 г. до н.э. императором Августом возле храма Сатурна, Золотая веха считалась началом всех дорог, ведущих из Рима, и от нее отсчитывались расстояния до городов по всей империи. Сегодня на Форуме некоторые мраморные останки все еще имеют маркировку «Milliarium Aureum». Эксперты считают маловероятным, что останки настоящие. Точное местонахождение Вехи неизвестно, но оно было близко к Umbilicus Urbis Romae («Пуп Рима»), символический центр города.
Подобные маркеры нулевого расстояния существовали и в других древних городах, например, в Константинополе (фрагменты Milion всплыли на поверхность во время раскопок в 1960-х годах в Стамбуле, недалеко от Айя-Софии). Таинственный Лондонский камень, видимый за защитной решеткой на фасаде дома 111 Кэннон-стрит, считается миллиариумом римской Британии.
В настоящее время более 30 стран имеют официальные точки нулевого километра. Франция отмечена надписью на площади перед собором Нотр-Дам в Париже. Египет находится в почтовом отделении на площади Аттаба в Каире. В США есть нулевая веха, расположенная в Президентском парке, к югу от Белого дома. Однако его официальное использование ограничено расстояниями в округе Колумбия.
Эта дорожная карта превосходит самые смелые мечты любого римского императора. Выбранный из существующих в настоящее время европейских дорог, он показывает то, что похоже на прожилки листа, нервную систему или водосборный бассейн, с линиями, сходящимися в Риме. Карта была создана немецкими дизайнерами Бенедиктом Гроссом, Филиппом Шмиттом и Рафаэлем Рейманном из Moovel Labs, творческого коллектива из Штутгарта. Используя данные OpenStreet Map, дизайнеры использовали алгоритм для соединения 486 713 начальных точек дорог с итальянской столицей. Компьютеру потребовалось пять часов, чтобы просчитать все маршруты. Маршруты, которые используются чаще, отмечены более толстыми линиями.
Если смотреть из Вечного города, эти щупальца обладают почти целеустремленным чувством направления: одно следует за Средиземным морем на пути к Пиренейскому полуострову; другой направлен прямо в Лондон и на Британские острова; третья направляется почти прямо на север, разветвляясь на две части в Гамбурге. Главная дорога на восток делится на три части, одна ведет на северо-восток к Прибалтике и России; другой нацелен на Украину; третий течет через Стамбул, а затем расходится по Малой Азии.
Довольные результатом, дизайнеры Moovel повторили эксперимент, на этот раз используя в качестве точек схождения 10 городов США, которые также носят название Рим. Крошечная деревушка Рим, штат Айова, внезапно становится столицей империи, большей, чем первоначальный Рим, доминирующей на большей части западной части Соединенных Штатов и контролирующей практически все побережье Тихого океана. Неплохо для города с населением 118 человек, что вдвое меньше, чем в 19 году.00. Какие памятники теперь будут стоять на берегу реки Скунс!
Рим, штат Висконсин, контролирует северную часть американского Запада, но этот трансатлантический Карфаген не может сравниться с Римом-на-Скунсе. Меньшие Римы также не разбросаны по всей восточной половине страны. Любопытно, что два Рима, кажется, были построены почти друг над другом. Кажется, в этом районе, в Грузии, есть только след одного Рима. Что там происходит?
«Следуя мысли о кратчайшем времени в пути из любого заданного места, следующий шаг нашего поиска мобильности ведет в столицу каждого штата в США», — пишут исследователи на странице своего проекта. «Какую территорию покрывает каждая столица по кратчайшему времени в пути? Какое место наиболее удалено от столицы штата?» Звучит и выглядит ужасно знакомо.