Оболонь и крещение Киевской Руси | «Моя Оболонь»
07.01.2015
- Главная
- История
- Оболонь и крещение Киевской Руси
Среди множества событий, значительно повлиявших на ход истории, как Киева, так и всей древней Руси, особняком стоит принятие христианства – как главного вероучения славянского государства. Хотя принято считать, что крещением Киевская Русь обязана князю Владимиру Великому, существует еще несколько версий того, как это случилось.
«Крещение Руси» — фреска В. М. Васнецова во Владимирском соборе Киева
Фото: Wikipedia.org
Некоторые исследователи считают, что гораздо раньше, чем Владимир Святославович, приняли крещение князья Аскольд и Дир вместе с частью киевлян. Крестил их епископ, присланный из Константинополя в 860-х годах. Согласно другим данным, христиане появились на Руси при князе Василии I, правившем в период с 867 по 886 год. Точно известно, что христианкой была княгиня Ольга, супруга князя Игоря и бабка Владимира Святославовича, крещенная, вероятно, в Константинополе в 957 году.
«В 945 году при Почайне стояла, быть может первая в городе Киеве христианская церковь во имя святого Ильи, упоминаемая в договоре великого князя Игоря с греками, в коей христианская Русь присягала ненарушимо хранить договор».
Николай Сементовский — «Киев, его святыни, древности, достопамятности», 1871 год.
Общепринятая версия принятия веры в Иисуса Христа как Господа и Спасителя описана в знаменитой «Повести временных лет» Нестором Летописцем в XII веке. Согласно этой исторической хронике, крещению предшествовало «испытание веры». Речь идет о приглашении князем Владимиром в Киев представителей разных религий – восточного христианства из Константинополя, западного христианства из Германии, ислама из Волжской Булгарии, а также иудаизма из Хазарии. Владимир созвал совет бояр и «городских старцев» для изучения догматов и обрядов каждой религии, после чего выбор князя остановился на восточной ветви христианского вероучения.
Принимая во внимание описанные выше данные исследователей о более раннем появлении христианства на Руси, а также политическую ситуацию и давние связи с Византией – этот выбор можно счесть в некотором роде предопределенным. И в 988 году христианская вера провозглашается на Руси официальной, за чем последовало крещение киевлян константинопольским духовенством в месте слияния вод рек Днепра и Почайны, первое упоминание о которой относится к 945 году.
«Мы представим в совокупности все, что Летописец в разных местах упоминает о нашей древней столице: Тогда вода реки Почайны – пишет Св. Нестор – протекала близ самой горы Кіевской, то есть, у подошвы Стараго Кіева, который в древности назывался просто Горою и был наиболее обитаем. Кіево-Подол в этом столетии был еще ненаселен. Покрытый топями и лесом, он представлял пустыню; в которой однакож, как бы украдкою между деревьями, находилась церковь Св. Иліи, выстроенная на берегу ручья Почайны близ слободы Козарской… Главная дорога в город называлась Боричев въезд и круто подымалась от Почайны на гору мимо крепостного вала, в котором с западной стороны были единственныя врата, а перед ними мост.
Николай Закревский — «Описание Киева», 1868 год.
Река Почайна на плане Киева Х века
Фото: geocaching.su
Именно в этот момент истории и проявилась важная роль летописной реки, бравшей свое начало на Оболони. На ее заливных лугах Почайна начиналась небольшим ручейком, чтобы впасть далее в Днепр глубокой и полноводной рекой между современной Почтовой площадью и Пешеходным мостом – в районе памятника Магдебургскому праву. Она все время меняла свое русло, питая большое количество озер, которые назывались «старицы». До наших дней сохранились свидетельства о необыкновенной чистоте воды в самой реке и ее озерах, которая была «чиста, как кристалл, холодна и безвкусна, следовательно, хороша».
«Верстах в трех с половиной от Киев-Подола к северу, и не более полторы версты от слободы Куреневки, на обширной и ровной Оболони, подобно острову, возвышается песчаный бугор, длиною около трех сот сажень, при подошве коего находятся небольшие озера, из которых получает начало свое малая речка Почайна. Она протекает по Оболони почти в прямом направлении к югу».
Николай Закревский – «Описание Киева», 1868 год.
Почайна разделяла земли Оболони на две части, а от Днепра она была отделена песчаной косой, которая скрывалась под водой во время весенних паводков. В древних хрониках Киевской Руси река неоднократно упоминается в связи с важнейшими для Киева событиями. В этих же документах содержатся сведенья о том, что она имела несколько вариантов народных названий – Почая, Пачаня, Пучай, Опичань, Пичаня, Пичань и Ручай.
«Еще в XVIII столетии Почайна составляла довольно глубокую речку, протекавшую у самого Подола. От Днепра отделялась она узкою земляною косою, которая во время разлития Днепра покрывалась им… Этою разделительною косою объясняется несогласие наших летописцев в том, что одни место крещения народа назначают в Почайне, а другие в Днепре».
Иван Фундуклей – «Обозрение Киева и Киевской губернии по отношению к древностям», 1847 год.
Протекавшая на Оболони Почайна на карте Киева IХ-XIII веков
Фото: kiev-maps.com
После принятия веры в Иисуса Христа, князь Владимир приказал уничтожить изваяния языческих божеств. Различные идолы были изрублены и сожжены, а статую верховного божества – Перуна, привязали к лошадям и протянули по улицам города. По пути двенадцать дружинников били по ней палками, затем идол был сброшен в воды Почайны. Согласно указу князя, на следующее утро все киевляне должны были собраться на берегу. После того, как народ прибыл в указанное место, людей крестили в воде летописной реки, скорее всего – в том месте, где она впадала в Днепр. Таким образом, Киевская Русь вошла в число европейских христианских держав, что не только укрепило ее авторитет и могущество, но и позитивно отразилось на развитии древнерусской культуры.
«Великий князь Владимир повелел ниспровергнуть Перуна с киевских высот и стащить его по Боричеву, древнему путищу, пролегавшему с киевских высот к пристани на Ручай…»
Николай Сементовский — «Киев, его святыни, древности, достопамятности», 1871 год.
План Подола 1695 года Ф. Ушакова, на котором можно увидеть и Почайну, и части песчаной косы, отделявшей ее от Днепра
Фото: facebook.com
Историческое значение крещения киевлян в Почайне нельзя переоценить. Это событие навсегда изменило уклад жизни восточных славян, а сама Почайна надолго стала настоящим символом Киева. Подтверждением этого стали события 1240 года, когда на Русь обрушилось монголо-татарское нашествие. Армия кочевников грабила и уничтожала все на своем пути, не минул такой участи и Киев. В тот трагический период священнослужители Киево-Печерской Лавры вынуждены были покинуть город, чтобы спасти святыни обители. После долгого путешествия монахи остановились на территории современной Тернопольщины и основали там монастырь, названный «Почаевским», отдав тем самым дань уважения киевской реке Почайна.
«Почайна протекала возле Рождественской церкви еще в 1700 году, что видно, между прочим, из царской грамоты, в сем году данной Михайловскому монастырю».
Михаил Максимович – «Обозрение Старого Киева», 1839 год.
После монголо-татарского нашествия Киев был возрожден, а Почайна еще долго выполняла стратегически важную роль главной водной артерии столицы. Расположенная на ней киевская гавань Притыка хорошо защищала суда в зимний период и во время непогоды. Но существовала одна сложность. Идущие с севера по Днепру корабли вынуждены были огибать песчаную косу, для того, чтобы попасть в воды Почайны, а затем в городскую гавань. А это означало необходимость проделывания немалого крюка по пути. По этой причине в 1710 году было принято решение прорыть в косе канал, чтобы уменьшить путь к Притыке.
«Отправляемые казенные баржи с разными воинскими припасами вниз по Днепру обыкновенно для тиховодия заводимы были в вершину Почайны и причаливаемы были в том месте к деревянным срубам… Для сокращения к сей пристани водного пути прокопан был иждивлением городским прямо от днепровского поворота по песчаному грунту судоходный канал, и сим образом Днепр не только поглотил Почайну, смыв оставшийся остров, но и знатную часть Подола истребил».
Максим Берлинский – «Истории города Киева», 1799 год.
Идея была реализована, однако хорошее начинание оказалось губительным для легендарной киевской реки. Мощное днепровское течение хлынуло в образовавшийся канал, размыв песчаную косу и поглотив Почайну. А ее русло в центральной части Киева частично пересохло в конце XIX – в начале XX веков, после строительства новой гавани на Подоле и подольской промзоны. В наше время о Почайне напоминают – акватория этой гавани на Рыбальском полуострове и цепочка живописных озер «Опечень», составлявших другую часть русла реки, которое располагалось на территории Оболони. Старые карты XIX века сохранили несколько другое название этих озер – «Опочень», в котором можно легко узнать их связь с древней рекой.
Открытка с изображением Подола конца XIX — начала ХХ веков. Островки напротив берега могут быть остатками косы, отделявшей Почайну от Днепра
Фото: Wikipedia.org
Память об огромном значении Почайны в истории Киевской Руси, а затем и Украины, навсегда запечатлена в замечательном стихотворении «Мені відкрилась істина печальна…» великой поэтессы Лины Костенко, так точно отразившим произошедшее с летописной оболонской рекой:
Мені відкрилась істина печальна:
життя зникає, як ріка Почайна.
Через віки, а то й через роки,
ріка вже стане спогадом ріки.
І тільки верби знатимуть старі:
киян хрестили в ній, а не в Дніпрі.
Фрагмент карты Киева 1930-х годов, на которой видно, что озера Опечень ранее были единым водоемом, который, в свою очередь, был частью русла Почайны
Фото: facebook.com
Впрочем, легендарная река не исчезла полностью. Даже, несмотря на то, что в процессе строительства жилого массива на Оболони в 1960-х годах, ее сохранившееся русло было разделено на цепь из пяти крупных озер системы Опечень, небольшая часть природного русла все же осталась на территории Оболонского района. Сейчас Почайну в ее естественных берегах можно увидеть в промзоне на Петровке.
Фотография Почайны, сделанная историком Николаем Шарлеманем в 1968 году на Оболони
Фото: facebook.com
Благодаря оболонским активистам, 26 апреля 2016 года безымянной ранее речке, соединяющей озеро Иорданское и залив Волковата, было официально возвращено ее историческое название. Более того, усилия многих неравнодушных жителей нашего района, позволили начать процесс очистки русла Почайны и обустройства на ее берегах парка. В данный момент историческая река продолжает возрождаться, напоминая киевлянам о великих событиях, с которыми она неразрывно связана.
Сохранившееся русло Почайны на современной карте Киева
Фото: lb.ua
СЛЕДУЮЩИЙ МАТЕРИАЛ:
Оболонь в период Великого княжества Литовского и Речи Посполитой
МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:
Легендарная киевская река Почайна продолжает существовать на Оболони
Началось возрождение исторической реки Почайны
1031 год назад князь Владимир окрестил Русь-Украину: сакральные места Киева, — ФОТО
27-28 июля 2019 года православные отмечают 1031 годовщину Крещения Руси. Мы собрали для вас сакральные места в Киеве, которые так или иначе связаны с этим историческим событием.
Памятники князю Владимиру
Самый древний памятник, посвященный этому событию, а принятие Киевской Русью христианства стало в то время важным шагом, способствовавшим развитию государственности, был сооружен в 1802 году. У этой знаменитой колонны сразу три названия: Памятник Магдебургскому праву, Памятник Крещения Руси и Нижний памятник святому Владимиру.
По преданию, именно тут князь Владимир крестил в Почайне своих сыновей:
Самый известный памятник князю стоит на высоком правом берегу Днепра, на одноименной Владимирской горке, и является одной из визитных карточек столицы. Владимир смотрит не просто на Днепр, а на то место, где проходил обряд Крещения. Открыли этот памятник в 1853-м году.
В Киеве есть и еще один памятник, посвященный Крещению Руси. Находится он на территории Межрегиональной академии управления персоналом (МАУП) (улица Фрометивская, 2) и называется «Выбор веры». На этом памятнике князь Владимир сидит на престоле и смотрит на православного священника. А рядом стоят представители отвергнутых им религий.
Фундамент Десятинной церкви
Десятинная церковь – это первая каменная церковь Киевской Руси, сооруженная самим князем Владимиром. На этом месте до 30-х годов прошлого века было три храма. С 2011 года фундамент Десятинной церкви открыли для просмотра всех желающих.
Находится она неподалеку от Андреевского спуска, рядом с музеем истории Украины. Это сакральное место не раз оказывалось в эпицентре скандалов – неподалеку от фундамента сооружена часовня, вокруг которой кипят страсти. Одни требуют ее снести, другие защищают.
Языческое капище на Лысой горе
Как известно, Крещение Руси связано с крушением языческих идолов. В Киеве на Лысой горе (район метро «Выдубычи») обустроено языческое капище. Там установлены фигурки божеств, там есть алтарный камень с высеченными древними рунами.
Интересно, что фигура Перуна, которая сейчас стоит на горе, — уже третья по счету и установили ее староверы в 2013-м году. Говорят, что самый первый памятник славянскому богу утопил сам князь Владимир, второй украли вандалы, ну а третий стоит до сих пор. И ему до сих пор приносят печеньки и просят помощи в житейских делах.
Река Почайна
Действительно, очень удивительное и мало кому известное место, в честь которого не так давно переименовали станцию метро «Петровка». Попасть туда можно, если выйти на этой станции в сторону вещевого рынка и пройти пару сотен метров. Эта река долго считалась утраченной.
Но в 2016-м году ее признали, дали ей название, местные жители благоустроили берег и расписали близлежащие стены рисунками, повествующими о Крещении Руси. И хотя речка больше напоминает ручеек, это место обладает очень позитивной энергетикой.
Почтовая площадь
Ну и, наконец, самое скандальное место Киева, связанное с Крещением Руси. Это – Почтовая площадь, где археологи нашли артефакты 11 века. Как известно, на этом месте собирались строить торговый центр, но началась кампания с требованиями построить там музей. Страсти кипят до сих пор.
Несмотря на широкий резонанс, решения, принятые парламентом, на сегодняшний инвестиционный договор с застройщиком так и не разорван.
Но зато активисты очень красиво расписали забор тематическими рисунками, а еще там дважды выступала певица Катя Чили.
Читайте также на нашем сайте:
Где провести время в Киеве на выходных: самые интересные события столицы.
Дай Бог нам Ума Князя Владимира — Новости — новости Православия
Новости
29 июля 2015 22:46
Автор: Новости
Послание Предстоятеля Украинской Православной Церкви Блаженнейшего Митрополита Киевского и всея Украины Онуфрия по случаю Крещения Руси и тысячелетия кончины Святого равноапостольного князя Владимира
Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Дорогие братья и сестры, сегодня День памяти Святого равноапостольного князя Владимира Великого, Крестителя Руси. Мы также отмечаем тысячелетие его благословенной кончины. Святой князь Владимир вписал яркую страницу в нашу историю, будучи сильным и праведным человеком. Рожденный в язычестве, он искал правильный путь в жизни; он искал правильного Бога. Это продолжалось не один день и не один год. — спросил он, пытаясь выяснить, что такое истинная вера на земле. Посетив Константинополь, послы князя Владимира сказали: «Мы уже не знали, на земле ли мы или на небе, так красиво и торжественно было там, и мило нам».
По слову своих служителей, святой Владимир сам крестился в Православной Церкви, приняв образ христианина, последователя Христа. И как правитель, как глава великого государства, он позаботился о том, чтобы всех своих подчиненных привести ко Христу. Так он крестил свой народ и свою землю Русь. Днепр был той купелью, в которой наши предки возродились к вечной жизни.
Так началась новая страница в истории нашего края и нашей страны. В то время Киевская Русь включала в себя земли нынешней Украины, Белоруссии и большую часть России. Но племена, населявшие эту местность, враждовали друг с другом, враждовали друг с другом. И когда святой Владимир принес евангельский закон и написал его на скрижалях не только своего сердца, но и на скрижалях государственного закона, люди стали жить по этому закону. Не только великий князь каждый гражданин своего государства руководствовался святыми заповедями. Благодаря евангельскому закону стало возможным объединить тех, кто веками враждовал друг с другом, примирить тех, кто давно не имел мира между собой. Так Днепровская купель положила начало великому, единому государству – новой, Святой, Руси со столицей в Киеве. За века, прошедшие с того времени, наш народ хранил закон, правила жизни, освященные Законом Святого Евангелия. Эта духовная мудрость всегда учила людей находить выход из самых критических обстоятельств и самых сложных жизненных ситуаций.А сегодня всем предстоит мериться фигурой святого князя Владимира. Живем ли мы все и каждый из нас по завещанию князя Владимира, как он нас учил, как он сам жил? Князь Владимир совершенно изменился после своего крещения: из жестокого, авторитарного правителя он превратился во Владимира «Красное Солнышко», а значит, прекрасного. Все ли мы последователи своего Крестителя и Просветителя? Наверное, каждый из нас, если объективно сравнить личность святого князя Владимира, найдет мало сходства с тем образом, которому мы должны соответствовать. Но Святое Евангелие открыто для всех. Из него мы можем узнать, как поступать в жизни, чем нам следует руководствоваться в своих делах, потому что святые законы ведут к святости. А закон греховный ведет к пороку и греху, следствием чего являются страдания, тоска и конец святости спасения в Боге.
Да даст нам Господь, предстательством святого князя Владимира, разум, чтобы мы жили так, как он жил и учил жить свой народ!
Да примирит Господь, предстательством св. князя Владимира, враждующие стороны и ниспошлет благодатный мир нашей украинской земле, чтобы перестали умирать люди; так что мы обнимаем друг друга в любви Христа; так что мы прощаем друг другу во имя Христа все ошибки, когда-либо сделанные!
Да благословит Господь предстательством святого князя Владимира нашу землю, наше украинское государство и весь его народ! Аминь.
Если вы заметили ошибку, выделите нужный текст и нажмите Ctrl+Enter или Сообщить об ошибке, чтобы сообщить об этом в редакцию.
См. также
Активист ПЦУ, захвативший церковь в Требухове, назвал Библию «мусором» 23 апреля 17:03
Активист Лавры: Бери быстро флаг, вонючий швейцарец! 23 апреля 15:24
В Лавру пришел униат с флагом «сжечь этих чертей» 23 апреля 13:21
Предстоятель верующим: Защищай Лавру и молись 22 апреля 21:45
Пьяный активист пытается сорвать службу в Лавре 22 апреля 19:09
Рейдеры ПЦУ захватили храм УПЦ в Требухове 22 апреля 16:34
10.
2: Владимир I и христианизация- Последнее обновление
- Сохранить как PDF
- Идентификатор страницы
- 253574
Цель обучения
- Описать переход от языческой культуры к православию при Владимире I
Ключевые моменты
- Владимир I стал правителем Киевской Руси после свержения своего брата Ярополка в 9 г.78.
- Владимир I заключил союз с Василием II из Византийской империи и женился на его сестре Анне в 988 году.
- После женитьбы Владимир I официально сменил государственную религию на православие и разрушил языческие капища и иконы.
- Он построил первую каменную церковь в Киеве в 989 году, названную Десятинной церковью.
Термины
Константинополь
Столица Византийской империи.
Перуна
Языческий бог-громовержец, которому многие местные жители и, возможно, Владимир I поклонялись до христианизации.
Василий II
Византийский император, подстрекавший Владимира к обращению в христианство и предлагавший политический брачный союз с его сестрой Анной.
Владимир I, также известный как Владимир Великий или Владимир Святославич Великий, правил Киевской Русью с 980 по 1015 год и известен христианизацией этой территории во время своего правления. Прежде чем он занял трон в 980 г. он был новгородским князем, а его отец, Святослав из династии Рюриковичей, правил Киевом. Во время своего правления новгородским князем в 970-х годах и к тому времени, когда Владимир взял власть после смерти своего отца, он консолидировал власть между современной Украиной и Балтийским морем. Он также успешно укрепил свои границы от вторжений болгарских, балтийских и восточных кочевников во время своего правления.
Ранние мифы о христианизации
Первоначальная территория Руси состояла из сотен небольших городов и районов, каждый со своими верованиями и религиозными обрядами. Многие из этих практик были основаны на языческих и местных традициях. Первые упоминания о каких-либо попытках принести христианство на Русь появляются около 860 г. Византийский патриарх Фотий написал в 867 г. письмо, в котором описывал регион Руси сразу после русско-византийской войны 860 г. Согласно Фотию, народ региона с энтузиазмом воспринял новую религию, и он утверждает, что послал епископа для обращения населения. Однако этому низкоранговому чиновнику не удалось успешно обратить население Руси, и потребовалось еще двадцать лет, прежде чем произошли существенные изменения в религиозных практиках.
Рассказы об этих первых византийских миссиях на Русь в 860-х годах сильно различаются, и нет никаких официальных записей, подтверждающих утверждения византийских патриархов. Любому местному населению в небольших деревнях, принявшему христианские обычаи, пришлось бы бороться со страхом перед переменами со стороны соседей.
Владимир I и его приход к власти
Главным деятелем христианизации русского мира традиционно считается Владимир I. Родился в 958, младший из трех сыновей, русскому царю Святославу. Он стал новгородским князем около 969 года, а его старший брат Ярополк стал назначенным наследником престола в Киеве. Святослав умер в 972 году, оставив после себя хрупкую политическую сцену среди трех своих сыновей. Владимир был вынужден бежать в Скандинавию в 976 году после того, как Ярополк убил их брата Олега и насильственно захватил Русь.
Владимир I. Христианское изображение Владимира I, который был первым правителем Руси, официально принесшим христианство в регион.
Владимир бежал к своему родственнику Хокону Сигурдссону, правившему в то время Норвегией. Вместе они собрали армию с намерением восстановить контроль над Русью и сделать Владимира правителем. В 978 году Владимир вернулся в Киевскую Русь и успешно отвоевал территорию. Он также убил своего брата Ярополка в Киеве во имя измены и, в свою очередь, стал правителем всей Киевской Руси.
Константинополь и обращение
Следующее десятилетие Владимир провел, расширяя свои владения, укрепляя свою военную мощь и укрепляя границы против вторжений извне. Он также оставался практикующим язычником в эти первые годы своего правления. Он продолжал строить святилища языческим богам, путешествовал с многочисленными женами и наложницами и, скорее всего, продолжал пропагандировать поклонение богу-громовержцу Перуну. Тем не менее, «Первой летописи» (один из немногих письменных документов об этом времени) сообщает, что в 987 году Владимир решил направить послов для исследования различных религий, соседствующих с Киевской Русью.
Согласно немногочисленным документам того времени, послы, вернувшиеся из Константинополя, сообщали, что празднества и присутствие Бога в христианской православной вере были прекраснее всего, что они когда-либо видели, убеждая Владимира в его будущей религии.
Другая версия событий утверждает, что Василию II Византийскому был нужен военный и политический союзник перед лицом местного восстания под Константинополем. В этой версии истории Владимир потребовал царского брака в обмен на свою военную помощь. Он также объявил, что христианизирует Киевскую Русь, если ему предложат желаемый брачный союз. По обеим версиям событий Владимир претендовал на руку Анны, сестры правящего византийского императора Василия II. Чтобы жениться на ней, он был крещен в православной вере с именем Василий, дань уважения своему будущему шурину.
Десятинная церковь XVII века. Первоначальная каменная Десятинная церковь рухнула в результате пожара и разграбления в 12 веке. Однако две более поздние версии были возведены и разрушены в 17 и 19 веках.
Он вернулся в Киев со своей невестой в 988 году и приступил к разрушению всех языческих храмов и памятников. Он также построил первую каменную церковь в Киеве, названную Десятинной церковью, начиная с 989 года. Эти шаги подтвердили глубокий политический союз между Византийской империей и Русью на долгие годы вперед.
Крещение Киева
Вернувшись в 988 году, Владимир крестил двенадцать своих сыновей и многих бояр в официальном признании новой веры. Он также разослал послание всем киевлянам, богатым и бедным, явиться на следующий день к реке Днепр. На следующий день явившихся киевлян крестили в реке под молитву православных священников. Это событие стало называться Крещением Киева.
Памятник Святому Владимиру в Киеве. Эта статуя находится недалеко от места первоначального Крещения Киева.
Языческие восстания продолжались по всей Киевской Руси еще как минимум столетие. Многие местные жители яростно отвергли новую религию, и особенно жестокое восстание произошло в Новгороде в 1071 году. Однако Владимир стал символом русской православной религии, и когда он умер в 1015 году, части его тела были разосланы по стране в качестве святых мощей. .
Источники
Контент с лицензией CC, ранее опубликованный
- Безграничная мировая история. Автор : Безграничный. Расположен по адресу : https://www.boundless.com/world-history/textbooks/boundless-world-history-textbook/.