28 июля — День Крещения Руси
26 июля 2013, 21:01
День Крещения Руси отмечается 28 июля /15 июля по старому стилю/, в день памяти святого равноапостольного князя Владимира /960-1015 гг/.
История праздника
В России дату Крещения Руси /988 год/ не отмечали вплоть до конца XIX века. Юбилей события официально праздновался лишь однажды: в СССР в 1988 году торжественно отметили 1000-летие крещения.
В 2006 году была создана международная общественная организация «День Крещения Руси». Первое празднование, организованное церковью и общественными организациями, прошло на Украине в 2007 году. Спустя год в Киеве праздничные мероприятия в связи с 1020-летием Крещения Руси состоялись уже на церковном и государственном уровнях. С 2008 года на Украине 28 июля является государственным праздником «Днем крещения Киевской Руси — Украины» и отмечается ежегодно.
В 2008 году Архиерейский собор Русской православной церкви обратился к президенту РФ с предложением отмечать на государственном уровне 28 июля как День Крещения Руси. 1 июня 2010 года президентом был подписан Федеральный закон «О внесении изменения в статью 11 Федерального закона «О днях воинской славы и памятных датах России», который установил новую памятную дату. В 2011 году праздник впервые одновременно отметили в столицах трех славянских государств — Киеве, Москве и Минске.
Празднование 1025-летия Крещения Руси
Подготовкой празднования 1025-летия Крещения Руси занимается международный комитет, в который вошли представители России, Украины и Белоруссии. Организаторы отмечают, что в 2013 году празднование пройдет не только в Киеве, Москве и Минске, но и «по всей территории исторической Руси». В юбилейных торжествах примут участие представители пятнадцати Поместных православных церквей. В Киев приедут президенты России, Молдавии и Сербии. В день празднования все колокола храмов Русской православной церкви в России, Украине и Белоруссии одновременно оповестят о знаменательной дате.
В рамках празднования 1025-летия Крещения 30 мая во Владивостоке начался крестный ход с частицей мощей святого равноапостольного князя Владимира. По железной дороге в специальном вагоне-храме ковчег с частицами мощей святого перевозили из города в город. 27 июня святыню доставили в Белоруссию, а 4 июля она была перевезена на Украину. 27 июля крестный ход завершится в Киеве на Крещатике. Ковчег с мощами встретят патриарх Московский и всея Руси Кирилл и митрополит Киевский и всея Украины Владимир.
К юбилею Крещения Руси из греческого православного собора города Патры доставлена одна из самых почитаемых святынь христианского мира — крест, на котором был распят апостол Андрей Первозванный. С 11 по 15 июля крест находился в Санкт-Петербурге, с 16 по 25 июля — в Москве, с 26 по 28 июля будет находиться в Киеве, а с 29 июля по 2 августа — в Минске.
24 июля, в день памяти равноапостольной княгини Ольги, в храме Христа Спасителя состоялось соборное богослужение высших священнослужителей всех Поместных православных церквей, эта общая молитва открыла празднование юбилея Крещения Руси. 27-28 июля общие богослужения пройдут в Киеве, 29 июля — в Минске. На Украину и в Белоруссию иерархов доставит литерный поезд, который отправляется из Москвы 26 июля.
История Крещения Руси
Древнерусское государство возникло в IX веке в результате объединения под властью князей династии Рюриковичей двух главных центров восточных славян — Новгорода и Киева, а также ряда других земель. В 882 году при князе Олеге Киев стал столицей Древней Руси, которая имела тесные связи с христианской Византией.
Первым из русских правителей, принявших христианство в 954 году, стала княгиня Ольга, правившая Киевской Русью после гибели мужа князя Игоря Рюриковича. Но утверждение христианства как общегосударственной религии произошло в 988 году при внуке Ольги — князе Киевском Владимире Святославовиче /Владимир Красно Солнышко/.
О том, как Владимир крестился и крестил Русь, достоверно не известно. В основном историки основываются на «Повести временных лет». Согласно летописи, в 987 году Русь и Византия начали переговоры о крещении князя Киевского. Владимир потребовал себе в жены сестру императора Василия II принцессу Анну. Император дал согласие на брак при условии, что Владимир подавит мятеж в Малой Азии. Русское войско было направлено в Византию, и мятеж был подавлен, но Василий II не выполнил договор. Тогда князь Киевский Владимир собрал рать и в 988 году после длительной осады взял центр Византийских владений — Херсонес /Корсунь/. В Херсонесе состоялось бракосочетание принцессы Анны с Владимиром. Там же Владимир принял крещение, получив христианское имя Василий.
После возвращения в конце лета 988 года в Киев Владимир собрал всех жителей на берегу Днепра. В водах этой реки и крестили киевлян византийские священники. Это событие вошло в историю как Крещение Руси, став началом длительного и трудного процесса утверждения христианства на русских землях. Спустя год князь Киевский крестил новгородцев. В XI веке христианство распространялось в городах, а к XIII веку было крещено и сельское население.
Крещение Руси содействовало укреплению государственности, объединению славянских, балтских, угро- финских и других племен, развитию культуры, письменности, искусства и архитектуры.
988 Крещение Руси, православие – государственная религия. Хронология российской истории. Россия и мир
988 Крещение Руси, православие – государственная религия. Хронология российской истории. Россия и мирВикиЧтение
Хронология российской истории. Россия и мир
Анисимов Евгений Викторович
Содержание
988 Крещение Руси, православие – государственная религия
История важнейшего исторического события – крещения Руси Владимиром – представляет собой цепь отшлифованных летописцами и временем легендарных и реальных событий. Как сообщает «Повесть временных лет», Владимир принял православие не без долгих колебаний и сомнений. Сначала он выслушал проповедников различных вероисповеданий (мусульман, католиков, евреев и греков), каждый из которых склонял его в свою веру. Особенно красноречив был грек-философ. И все же Владимир, прослушав целую лекцию о христианстве, не был убежден до конца. По совету бояр и старейшин он отправил посольства в разные страны, чтобы на месте выяснить, какая вера лучше. Вернувшись, послы хвалили греческую веру: «…нет на земле такого зрелища и красоты такой и не знаем, как и рассказать об этом, – знаем мы только, что пребывает там Бог с людьми, и служба там лучше, чем во всех других странах». Выслушав этот рассказ, Владимир принял православие в Крыму, в греческом городе Корсуне (Херсонесе). Вернувшись в Киев, Владимир действовал жестко и решительно. Он назначил день всенародного крещения и при этом угрожал: «Если не придет кто завтра на реку – будь то богатый, или бедный, или нищий, или раб – будет мне врагом!» Местом крещения Руси считается берег притока Днепра реки Почайны при впадении ее в Днепр. Крещение совершил первый киевский митрополит Михаил. Одновременно Владимир начал разрушать языческие капища и строить на их месте христианские храмы.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
4. История евангельских Волхвов отражает поклонение Руси-Орды Андронику-Христу в XII веке Первое крещение Руси
4. История евангельских Волхвов отражает поклонение Руси-Орды Андронику-Христу в XII веке Первое крещение Руси В эпоху Христа, во второй половине XII века, Русь восприняла христианство сразу и в полном объеме, а не ждала тысячу лет, как нас уверяет скалигеровско-романовская
26.
Крещение Руси26. Крещение Руси Современный читатель обычно представляет себе историю крещения Руси по Повести Временных Лет [716], [715]. То есть, как мы уже показали, — по источнику начала XVIII века. Согласно Повести Временных Лет, Русь была впервые и окончательно крещена при князе
5. Православие в Западной Руси
5. Православие в Западной Руси Оказавшись между протестантизмом и католицизмом, православие в Западной Руси боролось за свое выживание. Как уже было сказано, православные иерархи противостояли здесь другим конфессиям. Среди приходских священников лишь немногие имели
3. ГОСУДАРСТВЕННАЯ РЕЛИГИЯ
3. ГОСУДАРСТВЕННАЯ РЕЛИГИЯ На основе всех многообразных местных культов теологи Хаттусы выработали официальный пантеон, ядро которого образовал культ близлежащего святилища в Аринне. Солнечную богиню Аринны превозносили как «царицу земли Хатти, царицу Неба и Земли,4, История евангельских Волхвов отражает поклонение Руси-Орды Андронику-Христу в XII веке. Первое крещение Руси
4, История евангельских Волхвов отражает поклонение Руси-Орды Андронику-Христу в XII веке. Первое крещение Руси В эпоху Христа, во второй половине XII века, Русь восприняла христианство сразу и в полном объеме, а не ждала тысячу лет, как нас уверяет скалигеровско-романовская
Крещение Руси
Крещение Руси Другим еще более могучим фактором объединения для Руси послужило христианство. Выше сказано, что киевский князь Владимир Святославич принял христианство. За крещением князя тотчас же последовало принятие христианства всею Русью и торжественное
3. Государственная религия
3. Государственная религия Из всего разнообразия местных культов жрецы Хаттусы создали официальный пантеон, ядром которого был культ, который отправлялся в находившемся неподалеку святилище Аринны. Богиня Солнца Аринны превозносилась как царица страны Хатти, царица
Крещение Руси
Крещение Руси Возникновение государственности у восточных славян проявлялось не только в экономической и политической жизни людей, но и в духовной, что нашло отражение в приобщении к миру христианских ценностей. Религиозные реформы были проведены князем Владимиром
«КРЕЩЕНИЕ» РУСИ (1)
«КРЕЩЕНИЕ» РУСИ (1) Не следует полностью связывать христианизацию восточных славян с тем единовременным актом, который был осуществлен киевским князем Владимиром около 988 г. Христианизация Руси представляла собой длительный и постепенный процесс, начало которогоКрещение Руси (809–996)
Крещение Руси (809–996) В старом студенческом анекдоте профессор, просматривая главу из диссертации своего аспиранта, попутно задает простенькие вопросы. – В каком году Ярослав Мудрый начал в Киеве княжить?Ответ известен любому студенту-историку – в 1019 году. Но аспирант
8. ПРИНЯТИЕ ХРИСТИАНСТВА И КРЕЩЕНИЕ РУСИ. КУЛЬТУРА ДРЕВНЕЙ РУСИ
8. ПРИНЯТИЕ ХРИСТИАНСТВА И КРЕЩЕНИЕ РУСИ. КУЛЬТУРА ДРЕВНЕЙ РУСИ Одним из самых крупных событий, имевших долгосрочное значение для Руси, стало принятие христианства в качестве государственной религии. Основная причина введения христианства в его византийском варианте –
ПРАВОСЛАВИЕ И МИЛОСЕРДИЕ. ИСТОКИ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТИ НА РУСИ
ПРАВОСЛАВИЕ И МИЛОСЕРДИЕ. ИСТОКИ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТИ НА РУСИ Как Земля, когда-то считали древние, стоит на трех китах, так Цивилизация стоит на трех принципах: развития и совершенствования сфер материальной, духовной и межличностной. Испокон веку у всех народов, как бы ни
Крещение Руси
Крещение Руси Крещение Руси никак не было связано с религиозным чувством и самого Владимира, и населения Руси. В качестве государственной религии язычество не годилось, ибо языческий бог, хотя бы и верховный, силен лишь когда побеждает. Любое поражение Владимира или
Крещение Руси
Крещение Руси Олег, Игорь, Святослав и Ольга объединили Русь силой меча, механически, и создали из многочисленных отдельных племен обширное государство. Между этими племенами, несмотря на общность происхождения, несомненно, были и немалые диалектические и бытовые
Крещение на Руси
Крещение на Руси С именем великого князя Владимира Святославича связано выдающееся событие в истории нашего государства — крещение Руси.Сначала Владимир был ярым приверженцем язычества. Утвердив свою власть, он поставил возле теремного двора, где уже стояли и другие
Как соперничающие статуи объясняют российско-украинский конфликт: NPR
Статуя Владимира Великого, выдающейся фигуры в Украине, завернута в брезент, чтобы защитить ее от российских нападений в Киеве.
переключить заголовок
Ефрем Лукацкий/AP
Статуя Владимира Великого, выдающейся фигуры в Украине, обернута в холст, чтобы защитить ее от российских нападений в Киеве. Владимир принес христианство в Киев в 988 году и крестил жителей в городской реке. Русские также считают его центральной фигурой в своей истории, называя его Владимиром Великим.
Ефрем Лукацкий/AP
Одна из самых легендарных фигур Украины — Владимир Великий. Он правил Киевом с 980 по 1015 год, начав крупные строительные проекты, сблизив разрозненные племена и внедрив христианство. Сегодня ему вручили парящую статую в Киеве, возвышающуюся над рекой Днепр, которая делит город пополам.
Тем не менее, Россия также утверждает, что он занимает центральное место в ее политической и религиозной истории. Его знают по русской версии имени — Владимир Великий. Шесть лет назад Россия построила еще большую статую прямо у стен Кремля.
Это не просто небольшая историческая размолвка, когда Россия пытается превзойти Украину в строительстве памятников. Скорее, речь идет о принципиально разных нарративах о прошлом и о дебатах о современной российской и украинской государственности, проявляющихся в нынешнем конфликте.
«Украина для нас не просто соседняя страна», — сказал президент России Владимир Путин в телеобращении 21 февраля, всего за три дня до того, как российские войска вошли в Украину. «Это неотъемлемая часть нашей собственной истории, культуры и духовного пространства».
В столице Украины Киеве памятник Владимиру находится в нескольких минутах ходьбы от офиса человека, который в настоящее время руководит страной — еще одного парня по имени Владимир — президента Зеленского.
Оба защищены от потенциальной атаки русских. Владимир-президент работает на сильно укрепленном участке. Статуя Владимира задрапирована зеленым полотном, окружена строительными лесами, что свидетельствует о том, что он занимает это командное место с 1853 года.
«Это его город», — сказал о старце Владимире священник и религиовед Георгий Коваленко. Он говорил с NPR в тени статуи Владимира.
Владимир, по его словам, нанес Киев на карту. Помимо объединения своего королевства, он открыл торговлю с другими частями Европы и был искусным дипломатом. Тем не менее, по словам Коваленко, его самое прочное наследие относится к 988 году, когда «он принес христианство в Киев и положил начало этому христианскому государству».
У него также много титулов. Коваленко сказал, что только что упомянул имя Владимира в церкви, назвав его «Святой равноапостольный великий князь Владимир».
Президент России Владимир Путин выступает на церемонии открытия памятника Владимиру Великому у Кремля в 2016 году. Киевский правитель X века никогда не жил в Москве. Но Путин стремился изобразить Владимира Великого как ключевую фигуру в едином централизованном российском государстве, в состав которого входит Украина. Александр Земляниченко/AP скрыть заголовок
переключить заголовок
Александр Земляниченко/AP
Президент России Владимир Путин выступает на церемонии открытия памятника Владимиру Великому у Кремля в 2016 году. Киевский правитель X века никогда не жил в Москве. Но Путин стремился изобразить Владимира Великого как ключевую фигуру в едином централизованном российском государстве, в состав которого входит Украина.
Александр Земляниченко/AP
Другое повествование в России
В Москве великий князь известен как Владимир Великий. Именно другой известный Владимир — Президент России Путин — сыграл ключевую роль в установке памятника в город в 2016 году.
Выступая на церемонии открытия памятника в окружении православных священников и политиков, Христианство задало курс современной России — по мере того как власть на протяжении столетий переходила к Москве
» Князь Владимир вошел в историю как объединитель и защитник русских земель, и дальновидный политик, создавший основы сильного, единого, централизованного государства, которое со временем объединило разные народы, языки, культуры и религии в одна большая семья», — сказал Путин.
Если эти слова перекликаются с собственным мессианским видением Путиным современной России, это не случайно, считает Сергей Чапнин, православный ученый, ранее работавший в Московском Патриархате.
«Это имя носит не только великий князь Владимир. Вот и надо разобраться, кто из них главный Владимир?» сказал Чапнин в интервью NPR.
Чапнин говорит, что монумент в Москве является частью более широких усилий Кремля, направленных на то, чтобы сделать современную Россию центром славянской политической и духовной жизни. Эту идею все больше поддерживает Путин, наблюдая, как Украина смещается в сторону Запада.
«Поэтому он поставил этот огромный памятник в центре Москвы, пытаясь символически представить эту мысль: что наследие князя Владимира каким-то образом переносится из Киева в Москву», — сказал Чапнин.
Памятник Владимиру Великому в Киеве в 2019 году, до этого памятник был прикрыт для защиты во время нынешних боев. Ефрем Лукацкий/AP скрыть заголовок
переключить заголовок
Ефрем Лукацкий/AP
Памятник Владимиру Великому в Киеве в 2019 году, до этого памятник был прикрыт для защиты во время нынешних боев.
Ефрем Лукацкий/AP
Украинцы видят попытку уничтожить свою идентичность
Украинцы видят попытку России завладеть их историей, точно так же, как они говорят, что сегодня Россия пытается захватить их страну.
Коваленко, религиовед, сказал, что российские лидеры, восходящие к Петру Великому в начале 1700-х годов, пытались подавить идею независимой Украины.
«Очень важно понимать, что это давняя история имперских завоеваний», — сказал он.
Он сказал, что Москве удобно игнорировать ключевые исторические факты. Когда Владимир правил, его территория включала части современной Украины, России и Белоруссии. Города Москвы не существовало.
В день, когда Коваленко говорил с NPR, Киев отмечал свое 1540-летие. Москве, сухо заметил он, меньше 900 лет.
Правитель, одетый для битвы
Тысячелетие назад тот самый Кремль, рядом с которым сейчас стоит князь Владимир, был участком болота.
Действительно, первоначальные планы по установке памятника на высоком берегу Москвы-реки были сорваны из-за опасений, что почва может провалиться, и Владимир окажется под водой.
Когда в 2016 году в Москве открыли памятник, патриарх Кирилл, глава Русской православной церкви, выступил в защиту возведения памятника человеку, который никогда не жил в городе.
— Памятник отцу может быть везде, где живут его дети, — сказал Кирилл. «Но плохо, когда те самые дети забывают, что у них изначально был один отец».
Действительно, в московском монументе некоторые наблюдатели видели намеки на рост милитаризма внутри Кремля.
Российский историк Никита Соколов отмечает, что в то время как обе статуи изображают великого князя с крестом, московский Владимир одет для битвы и заметно вооружен мечом.
«Это был акт символической войны с Украиной», — сказал Соколов NPR. «В отличие от своего киевского аналога, московская статуя — милитаристская и имперская».
Живое наследие Владимира в Киеве
В Киеве Георгий Коваленко сказал, что Россия относится к своему Владимиру так, как будто он персонаж из сказки. Но в Украине, добавил он, наследие Владимира вполне реально.
«Москва видит Владимира как эту мифическую фигуру, как эту очень далекую идею», — сказал он. «Для людей, которые живут здесь, в Киеве, он не миф. Он был здесь. Он построил здания, мимо которых мы ходим, в которых молимся и которые видим каждый день».
Он сказал, что Владимир не был идеальным человеком.
«Временами он был жестоким правителем, и я должен понимать контекст, в котором он жил и правил», — сказал он. «Мы можем прославлять его, но в то же время понимать, что он был фигурой своего времени».
Он тоже, кажется, фигура этих смутных времен. Один человек, два имени, дуэльные статуи и противоречащие друг другу повествования — все это неотъемлемая часть сегодняшней битвы.
Чарльз Мейнс, корреспондент NPR в Москве.
Грег Майр, корреспондент Национального общественного радио, в настоящее время находится в командировке на Украине. Следуй за ним @gregmyre1 .
Суббота, 5 июня 2021 г.
Сегодня в Альманахе мы возвращаемся в 988 год, чтобы вспомнить крещение Владимира Великого и крещение Руси.
*** Это грубая стенограмма сегодняшнего шоу ***
Сегодня 5 июня 2021 года Добро пожаловать в Альманах христианской истории, представленный вам 1517 годом на 1517.org, я Дэн ван Воорхис .
5 июня – традиционный день памяти Русской Православной Церкви о событиях 988 г., в котором великий князь Киевской Руси Владимир Великий был крещен представителями византийской церкви, что положило начало христианизации Руси. Итак, несколько вопросов:
Как Россия стала христианской? Как оно стало православным? Почему его считали 3-м Римом?
Помните, что русы были «варягами», которые мигрировали через север на территорию современной Западной России и Восточной Европы. Владимир Великий, наш сегодняшний человек, родился от нормандско-русских родителей.
Первой столицей был Киев (Киев) на Днепре. Возможно, вы помните, что Днепр мог привести вас на юг к Черному морю и к порогу Константинополя.
На протяжении 10 века между византийцами и русами существовали различные дипломатические миссии. Есть сообщения, что византийское христианство (восточное православие) проникло среди русов, но местная религия и подозрительные князья помогли искоренить его.
История того, как именно Влад решил стать православным, окутана тайной.
Вероятно, это было связано с династическими интересами между Константинополем и растущей Русью.
Рассказывают, что Владимир решился на религию и к нему пришли представители трех основных религий.
Он с подозрением относился к иудейской вере, потому что история показала, что они не могли сохранить свою землю.
Говорят, он подозрительно относился к мусульманам, потому что они не пили и не ели свинину.
Таким образом, восточное православие осталось последней религией.
Но почему католицизм не прижился?
Византийская модель господства государства над церковью, безусловно, привлекала Владимира больше, чем преувеличенная римская модель господства церкви.
Во-вторых, латинский Запад был именно таким: латынью. Святые Кирилл и Мефодий уже установили славянский алфавит, и византийцы (по большей части) были равнодушны к тому, что русы переводили литургию на славянский язык, где латинский Запад требовал языкового соответствия.
С возвышением России и автокефальной Русской Православной Церкви в Восточном Православном Сообществе между ними закрепились важные отношения. А затем, в 1453 г., с падением Константинополя, последние остатки славы византийского мира были перемещены (через брак) в Россию, что дало им право принять мантию «3-го Рима» после того, как «2-й Рим» пал. упал.
История русского христианства, пожалуй, не менее интересна, чем любая региональная церковь прошлого века, с бедственным положением церкви среди агрессивно поддерживаемого государством атеизма.