Крещение Руси: necto_shuhrich — LiveJournal
День Крещения Руси в Украине ежегодно отмечается 28 июля. Однако это лишь официальная дата, точного дня внедрения христианства в Руси никто не знает. Известно только, что массовое крещение киевлян произошло летом 988 года.
28 июля – День Крещения Руси-Украины. Это официальный праздник, утвержденный 25 июля 2008 года Указом Президента Украины (при каденции Виктора Ющенко). Но когда же на самом деле крестили Русь? Известно ли это точно, и из каких источников?
Дата Крещения РусиТочный день этого события неизвестен. Но большинство историков едины в утверждении, что год крещения Руси – 988. На это указывают данные со знаменитой «Повести временных лет». Также, по описанию, произошло это в теплое время года, наиболее вероятно – летом.
Так почему же именно 28 июля выбрали как официальный день крещения Руси? Дело в том, что именно в этот день православная церковь чтит память равноапостольного князя Владимира, который и считается главным крестителем Руси.
Кто крестил Русь?Русь крестил князь Владимир Великий, которого еще называют Владимир Ясное Солнышко. Он начал привить в 980 году, по информации из той же «Повести временных лет». Известно, что князь Владимир хотел объединить государство и править им единолично. Поэтому он вел борьбу за власть с племенными вождями, провел административную, законодательную реформы.
Но старая языческая вера мешала ему достичь своей цели, поскольку вера во многих богов не поддерживала идею одного сильного правителя. А вот вера в одного Бога предусматривала и подчинения одному князю. Поэтому князь Владимир принял у себя посланцев от различных религий, которые исповедовали веру в единого Бога: от ислама, иудаизма и христианства. Православный вариант христианства больше всего пришелся ему по душе, и князь решил окрестить Русь по византийскому образцу.
Как проходило крещение?В «Повести временных лет» написано, что князь Владимир окрестил киевлян в 988 году. Крещение происходило на реке Почайна, притоке Днепра. По преданию, многие люди не хотели добровольно проходить обряд крещения, но должны были подчиниться воле князя.
После Киева таким же способом постепенно окрестили и жителей других городов Киевского государства. Однако этот процесс встречал сопротивление, и языческие обычаи и верования еще долго церковь пыталась искоренить на наших землях.
Крещение Руси было, несомненно, удачным политическим решением князя Владимира. Во-первых, он сумел объединить все русьские земли под своей единоличной властью. Во-вторых, принятие христианства позволило укрепить связи Руси с другими странами. Также христианство обогатило культурное достояние древней Руси, способствовало развитию письменности, искусства.
«Это событие фактически стала моментом духовного рождения нашего государства. Невозможно умалить заслуги святого князя Владимира Великого, благодаря которому христианство стало общегосударственной религией, стимулировав стремительное развитие духовной жизни, культурных и торговых путей, образования, науки, литературы, способствуя развитию дипломатических контактов со всем христианским миром «, — говорится в заметке ПЦУ к празднику.
Можно говорить о том, что после крещения Руси в 988 году была окончательно основана Киевская митрополия. «Но сама наша Украинская православная церковь, ее корни и истоки действительно достигают гораздо глубже, вплоть до времен проповеди на украинских землях святого апостола Андрея Первозванного. Святой Владимир Великий стал бы крестным отцом Руси-Украины, но не он был первым, кто принес христианство на украинские земли «, — отмечают в ПЦУ.
За несколько десятилетий до него, 955 года, крещение приняла его бабушка, святая равноапостольная княгиня Ольга. Задолго до крещения Руси за ее велению по всей тогда еще языческом Киевском государстве возводились храмы, а сама она, как ревностная христианка, распространяла слово Божие среди народа.
Веком ранее христианскую веру принял князь Аскольд. И ее пострадал, став одним из первых киевских мучеников. В том же IX веке на Закарпатье проповедовали святые равноапостольные просветители Кирилл и Мефодий, и во время путешествия в Херсонес еще 861 года святой Кирилл собственными глазами видел Псалтырь и Евангелие, написанные «русьскыми письменами».
«Поэтому на самом деле христианство было распространено в Киевском государстве задолго до 988-го. Крещение Руси-Украины стало итогом длительного процесса роста церкви среди наших предков и обозначило новый этап его бытия и развития», — подытожили в ПЦУ.
ПЫСЫ До крещения Залесья еще оставалось полтора века.
Крещение Залесья киевскими монахамиЧто такое Крещение Руси — Узнай Что Такое
Крещение Руси — это принятие Православного Христианства в качестве государственной религии на Руси, которое произошло летом 988 года (по современному летоисчислению). Праздник «День крещения Руси» — 28 июля.
Считается, что Русь крестил князь Владимир Святославович.
«Крещение Руси», художник К. В. Лебедев, XX в.Причины крещения Руси
До христианства самой распространённой, официальной и главной религией на Руси было язычество.Основные причины принятия христианства:
- установление более прочных контактов с христианскими государствами;
- недовольство язычеством и желание внедрения новых этических норм;
- выбор единой общегосударственной идеологии;
- объединение и сплочение всего населения; и др.
Последствия Крещения Руси
Крещение Руси помогло объединить народ в единую русскую нацию. Но также и:
- православные традиции объединились с древнерусскими, из чего возник новый стиль в иконописи и архитектуре;
- произошло разделение византийского православия (принятого Русью) от католичества;
- повсеместное повышение уровня грамотности; и др.
День Крещения Руси — 28 июля
Этот праздник отмечается именно 28 июля т. к. в этот день Русская православная церковь отмечает день равноапостольного князя Владимира (Владимир Красное Солнышко).
Считается, что в 988 году именно князь Владимир сделал свой выбор в пользу православия.
День Крещения Руси: традиции праздника
В этот праздник обычно проводится торжественное церковное шествие. Принято прославлять князя Владимира, вспоминать своё крещение, думать о значении Бога в своей жизни.
В этот день лучше не употреблять алкоголь, не работать, стараться избегать негативных слов и эмоций.
Краткая история Крещения Руси
До середины 10 века на Руси было наиболее распространено язычество (поклонялись нескольким богам одновременно).
Было необходимо укрепить единое государство — для этого решили принять единую веру. Это и было главной причиной крещения.
Князя Владимира посетили послы самых разных религий (приверженцы ислама, иудаизма, католицизма). Однако он решил, что до принятия такого важного решения, нужно отправить туда гонцов, чтобы те на них посмотрели. После их рассказов он принял решение.
Княгиня Ольга, бабушка князя Владимира, уже на то время была христианкой, что тоже возможно повлияло на его выбор. Княгиня Ольга считается первой, из правителей Руси, кто принял христианство.
Считается, что крещение Киевской Руси произошло в 988 году. В том году в Корсуни, князь Владимир принял новую веру. Потом начался долгий процесс христианизации страны. И начал князь с крещения своих приближенных.
Князь Владимир массово крестил киевлян в реке под названием Почайна (правый приток Днепра).
Процесс закончился только спустя столетия.
Бытует мнение, что это массовое крещение не всегда было добровольным и в народе всё-таки сохранились языческие традиции.
Русь, будучи христианским государством, повысила свой статус в отношениях с другими странами. Но также это событие повлияло на развитие культуры, объединение народов и др.
Смотрите также значения Дня России и Религии. Узнайте про Путь из варяг в греки.
Дата обновления 14/06/2021.
Другие значения и понятия, которые могут вас заинтересовать
- Православие
- День России
- День знаний
- Канун Нового года
- Вальпургиева ночь
- Рождество
- Протестантизм
- 1 мая
- Антисемитизм
- День учителя
Узнай Что Такое: узнайте значения, понятия и определения.
ПоследниеПопулярныеКонтактыПолитика КонфиденциальностиО нас2018 — 2023 © 7Graus
Русская Православная Церковь | Encyclopedia.com
Русские — восточнославянский народ, чьи предки переселились на обширную равнину между Балтийским и Черным морями в шестом веке. Первоначально восточнославянские племена образовали большое количество враждующих городов-государств, но в IX веке политическая власть начала консолидироваться сначала в Новгороде, а затем в Киеве (882 г.). Христианство стало официальной религией при великом князе Владимире I (ум. 1015), который женился на Анне, сестре византийского императора Василия II. Князь Владимир крестился вместе со многими своими последователями в водах Днепра в 9 г.88 г. н.э. по греческому обряду. Таким образом, византийское христианство стало верой трех народов, ведущих свое происхождение от Киевской Руси: украинцев, белорусов и русских.
Русская Церковь стала полуавтономной в 1037 году, когда Константинопольский патриарх посвятил
Феопемпта в митрополита Киевского. Когда город был разрушен во время монгольского нашествия (1237–1240 гг.), большое количество людей двинулось на север. К XIV веку вокруг Московского княжества вырос новый центр, и там поселились киевские митрополиты. В 1448 году митрополит Исидор был низложен за то, что принял от имени своей Церкви унию с Римом, утвержденную на Флорентийском соборе. Его преемник изменил первосвятительский титул на митрополита Московского.
Третий Рим. Примерно в то время, когда Константинополь пал перед турками в 1453 году, Россия избавлялась от монгольского владычества и становилась независимым государством. Поскольку Ветхий Рим, как говорили, впал в ересь, а Новый Рим, Константинополь, попал под власть турок, некоторые русские стали говорить о Москве как о «Третьем Риме», который продолжит традиции православия и римского права. цивилизация. Царь (кесарь) был теперь поборником и защитником Православия, как когда-то был византийский император. Русская Церковь уже начала вырабатывать свой стиль иконописи и церковного зодчества, свои богословские и духовные традиции.
Русский православный патриархат был официально учрежден Константинополем в 1589 году, но упразднен Петром Великим в 1721 году. В то время Церковью управлял Священный Синод в соответствии с положениями, согласно которым Церковь находилась под пристальным надзором государства. В этот период, особенно в XIX веке, произошло великое возрождение русского православного богословия, духовности и монашества.
В августе 1917 года, после отречения царя, но до большевистской революции, в Москве начал работу Синод Русской Православной Церкви. Он восстановил русскую патриархию и избрал на эту должность митрополита Московского Тихона. Но еще до окончания синода стало известно, что митрополит Киевский убит и начались гонения. Патриарх Тихон был откровенен в своей критике коммунистов в первые годы своего патриаршего правления, но умерил свою публичную позицию после года в тюрьме.
Патриарх Тихон и его преемник Патриарх Сергий выработали modus vivendi с правительством, который задал тон церковно-государственных отношений при коммунизме. В 1927 г. Патриарх Сергий заявил о лояльности советской власти и пообещал поддержку Русской Православной Церкви во всех вопросах. Взамен государство предоставило Церкви весьма ограниченную сферу деятельности, практически ограниченную литургическим богослужением. Гонения и репрессии на религию в СССР в разные периоды принимали разные формы: практически все богословы и деятели Православной Церкви были либо сосланы в XIX20-х годов или расстреляны в 1930-х годах. Условия несколько улучшились во время Второй мировой войны и в последние годы правления Сталина, но Хрущев, намеревавшийся «упразднить» религию к 1980 году, начал усиливать гонения в 1959 году. происходил при Хрущеве в 1959-1962 гг. В 1914 г. было зарегистрировано 54 457 церквей, а в конце 1970-х гг. их было всего около 6800. Количество действующих монастырей (1498 в 1914) сократилось до 12, а действовавшие в 1914 г. 57 духовных семинарий сократились до трех в Москве, Ленинграде (Санкт-Петербурге) и Одессе, с высшими духовными академиями в первых двух городах.
Перестройка и гласность. С приходом к власти в 1985 году Михаила Горбачева положение Русской православной церкви стало резко улучшаться. Его политика перестройки («перестройки») и гласности («открытости») дала Церкви большую свободу и признание. В начале 1988 Горбачев принял в Кремле деятелей Православной Церкви накануне тысячелетнего юбилея крещения князя Владимира в 988 году. Божественную литургию возглавил Патриарх Московский и всея Руси Пимен в окружении представителей русской православной иерархии и в присутствии кардинала Агостино Касароли, государственного секретаря Ватикана, представлявшего Папу Иоанна Павла II, Роберта Ранси, архиепископа Кентерберийского, и представителей других христианских организаций. В преклонном возрасте и немощном Патриарх Пимен скончался 3 мая 19 г.90 г. Церковь быстро приняла решение назвать его преемника. Собор в составе архиереев и избранных священников и мирян путем тайного голосования впервые с 1918 года избрал 61-летнего митрополита Ленинградского и Новгородского Патриархом Московским и всея Руси Алексием II.
В октябре 1992 года в Москве открылся Свято-Тихоновский Московский Богословский институт для подготовки православных мирян. Студенты, более или менее поровну разделенные между мужчинами и женщинами, насчитывали около 650 человек в первый год. 24 февраля 19 г.93 года Русская Православная Церковь учредила в Москве Свято-Иоанно-Богословский университет, чтобы продолжить русскую гуманистическую образовательную традицию, а также предложить углубленное изучение богословских дисциплин. В 1994 году Патриарх Алексий II заявил, что на территории бывшего Советского Союза насчитывается 15 985 церквей, в которых обслуживаются 12 841 священник и 1 402 диакона. В его Церкви теперь было три духовных академии (Московская, Санкт-Петербургская и Киевская), 14 семинарий и в общей сложности 47 школ, в которых обучалось около 4000 человек. Двести восемьдесят одна монашеская община существовала или формировалась.
Численность Русской Православной Церкви оценивается в 60 миллионов человек. В декабре 1993 г. Национальный центр изучения общественного мнения Чикагского университета опубликовал результаты опроса, который зафиксировал необычайный рост религиозной веры в России. Он показал, что в Бога верят от половины до трех четвертей россиян, в зависимости от того, как формулировался вопрос. Хотя 11 процентов; заявили, что были православными в детстве, 28 процентов заявили о себе как о православных сейчас, что указывает на то, что Русская православная церковь более чем удвоила свое членство. Тенденция к теизму была наиболее сильной в возрастной группе от 17 до 24 лет, где 30 процентов перешли от атеизма к вере в Бога. Удивительно, но 75 процентов опрошенных заявили, что «очень доверяют Церкви». А вот другой опрос, проведенный Всероссийским центром изучения общественного мнения в августе 1994 показало, что хотя 52 процента опрошенных считают себя верующими, только 2 процента посещают церковные службы хотя бы раз в неделю.
Новая свобода, новые вызовы. Русская Церковь пытается приспособиться к стремительным изменениям, происходящим в российском обществе. Церковь строго соблюдает запрет на участие духовенства в политике и, похоже, развивает более тесные отношения с российскими военными. Патриархия решительно выступила против прозелитской деятельности других религиозных групп в стране и поддержала принятый парламентом, но не подписанный президентом Ельциным закон об ограничении деятельности таких групп. Осенью 19В 94 году российское правительство согласилось помочь финансировать реконструкцию Храма Христа Спасителя, массивного сооружения девятнадцатого века, снесенного Сталиным в 1931 году и некогда возвышавшегося над горизонтом Москвы. Патриарх Алексий заложил новый краеугольный камень 7 января 1995 г.
С 29 ноября по 2 декабря 1994 г. в Москве состоялось собрание всего Русского Православного епископата. Патриарх Алексий сообщил архиереям, что Церковь пережила очень сложный период с момента их последней встречи в 1992, имея дело с проблемами, связанными с литургической практикой, надлежащим богословским и пастырским образованием и церковным служением обществу. Собрание отклонило призыв консервативных элементов к выходу Московского патриархата из всех экуменических организаций, но осудило миссионерскую деятельность, проводимую в России американскими методистскими, евангелическими и пресвитерианскими группами и некоторыми южнокорейскими протестантами. Епископы санкционировали начало обширной работы по катехизации и евангелизации русского населения и создали специальную комиссию для пересмотра богослужебной практики и текстов, чтобы сделать богослужение более понятным для верующих.
Постепенный распад коммунистической системы и Советского Союза породил центробежные силы, угрожавшие единству Московского патриархата. В январе 1990 года, когда условия уже менялись, в Москве собрался Архиерейский Собор Русской Православной Церкви, на котором было принято решение о предоставлении определенной степени автономии Православным Церквям Украины и Белоруссии (ныне Белоруссия). Каждый из них был образован экзархатом Московского патриархата с дополнительными названиями «Украинская православная церковь» и «Белорусская (ныне Белорусская) православная церковь». После распада СССР 25 декабря 19 г.91 и независимости различных государств-правопреемников патриархат предоставил аналогичный автономный статус православным церквям в Эстонии, Латвии и Молдове.
Но поскольку Православная Церковь в Украине требовала большей свободы, 27 октября 1990 г. на очередной сессии Архиерейского Собора Украинской Православной Церкви была дарована «независимость и самоуправление» и упразднено звание «Украинский экзархат». Церковь оставалась автономной, а Киевский митрополит оставался членом Священного Синода Московского Патриархата. После провозглашения Украиной независимости 24, 19 августа91 года митрополит Киевский Филарет стал добиваться полного отделения своей Церкви от Московского патриархата. Однако в этом было отказано на заседании Архиерейского Собора Русской Православной Церкви в апреле 1992 года. Ситуация достигла апогея в мае 1992 года, когда Московская Патриархия низложила Филарета и назначила митрополита Ростовского Владимира (Сабодана) новым митрополитом Киевским. . Впоследствии Филарет присоединился к неканонической Украинской Автокефальной Церкви.
Еще одна проблема возникла в недавно обретшей независимость бывшей советской республике Молдова. До 1812 г. и снова с 19 г.С 18 по 1944 год Молдова (тогда известная как Бессарабия) была частью Румынии. Несмотря на то, что Московский патриархат предоставил автономный статус своей молдавской епархии, Священный Синод Румынской Православной Церкви в декабре 1992 г. принял решение о воссоздании на той же территории собственной Бессарабской митрополии. Таким образом, православные в Молдове раскололись между двумя соперничающими юрисдикциями, но подавляющее большинство приходов остаются верными юрисдикции, связанной с Московским патриархатом.
В Эстонии автономная Православная Церковь при Константинопольском патриархате существовала с 1923 года до ее присоединения к Московскому патриархату в 1945 году после присоединения страны к Советскому Союзу. После обретения Эстонией независимости в 1991 году прозвучали призывы к восстановлению этой церкви, которая в изгнании сохранила свою штаб-квартиру в Стокгольме. Позднее эстонское правительство официально признало ее законным продолжением Эстонской православной церкви, существовавшей в межвоенный период. Но 5 окт. 1994 г. Священный Синод Московского патриархата выразил поддержку своей автономной Эстонской епархии и выразил протест по поводу того, что ей угрожает опасность потерять в собственности свои приходские храмы и большой Пюхтицкий Успенский женский монастырь. Всего в стране насчитывается восемьдесят православных приходов, в которых насчитывается около 40 000 верующих, половина из которых эстоноязычны, восемь двуязычны, а остальные русскоязычны. Пятьдесят приходов поддерживают восстановление автономной церкви под Константинополем. 19 февраля95 делегация Константинопольского патриархата посетила и Эстонию, и Московский патриархат, чтобы способствовать решению проблемы.
Библиография: н. Дэвис, Долгий путь к церкви: современная история русского православия (Боулдер, Колорадо, 1995). Дж. ellis, Русская православная церковь: современная история (Лондон, 1986). д. поспиловский, Русская церковь при советском режиме 1917–1982, 2 т. (Крествуд, Нью-Йорк 1984). р. г. Роберсон, Восточные христианские церкви (пересмотренное 6-е изд., Рим, 1999 г.).
[р. г. Роберсон]
Фр. Джон Уайтфорд: Что происходит в Украине? Часть 1: Историческая справка
Крещение Руси, 988
Это первая часть серии статей для тех из вас, кого могут смутить сложности, связанные с расколом по поводу переезда Вселенского Патриарха. в одностороннем порядке учредить в Украине автокефальную Церковь.Украина не является второстепенной историей Русской Церкви. Русская Церковь зародилась на территории нынешней Украины. Русь была славянским народом, которым правили варяги, и в результате получилась славянская нация с добавлением некоторых нордических элементов. Корни христианства уходят гораздо дальше, но русы стали христианским народом в 988 году после того, как святой Владимир сначала крестился, а затем и народ, как группа, в Днепре. В то время все епископы и священники, приехавшие в Россию, были греками и находились под властью Константинопольского патриарха.
Почему Россия стала независимой от Константинополя? Не потому, что русских подпитывал национализм, а потому, что Константинополь впал в ересь, а потом перестала существовать и сама Византийская империя. Окруженный турками, Константинополь обратился за помощью к латинскому Западу. Ценой этой помощи было подчинение Папе, и на фальшивом Флорентийском соборе (1439 г.) православные делегаты, за исключением св. Марка Эфесского, в конце концов были вынуждены принять условия Рима. Когда митрополит Исидор вернулся в Киев с известием, и он, и ложная уния были отвергнуты. И вот Русская Церковь стала самостоятельной по той простой причине, что Константинопольский Патриарх стал еретиком.
После захвата Константинополя турками там были восстановлены в Церкви правоверные православные епископы. Русская Церковь оставалась независимой, и в 1588 году четыре древних патриарха признали эту независимость и возвели митрополита Московского в сан патриарха, причислив его пятым по сану после себя.
Грамота Константинопольского Синода об основании Московской Патриархии, 8 мая 1590Немного усложняет ситуацию то, что на этот раз Киев не находился под контролем России. В регионе произошла серия иностранных вторжений и смен власти, и в то время Украина находилась под властью Польши, поэтому Константинополь сохранил свою власть над этим регионом. Однако в конце концов Россия смогла вернуть себе эту территорию, и в 1686 году Константинополь передал церковный контроль Москве. В послании патриарха Дионисия царю он согласился на подчинение всех киевских митрополитов патриарху Московскому. говоря: «Отныне и вовеки признают старшим и первым по сану действующего Патриарха Московского, как принявшего от него архиерейский сан…»
Утверждение, что Константинополь сохранил контроль над Киевом, и что это был лишь временный «заем», — полная ерунда. В теории права есть такое понятие, как «ход исполнения». Короче говоря, если существует договор между двумя субъектами, а позже одна сторона заявляет, что другая сторона не соблюдает договор, один из способов, которым судья определяет значение договора, заключается в том, чтобы посмотреть, как это соглашение работает.
О более поздней истории мы поговорим в последующих статьях, а подробный цикл статей по истории Украинской Церкви см. в следующих статьях матушки Корнелии (Рис):
Обзор Православия в Украине: часть 1
Обзор Православия в Украине: Часть 2
Обзор Православия в Украине: Часть 3Следующее видео также дает хорошее представление о том, о чем идет речь: Что происходит в Украине? Часть 2: Канонические вопросы
См.