Крещение смолян. Угрешская лира. Выпуск 3
Крещение смолян. Угрешская лира. Выпуск 3ВикиЧтение
Угрешская лира. Выпуск 3
Егорова Елена Николаевна
Содержание
Крещение смолян
Князь Владимир в Смоленске
гостил неспроста.
Он смолян окрестил
новой верой в Христа.
Окрестил не добром,
а мечом и огнём:
– Эй, дружина,
гони их к Днепру – окунём!
Византийский священник,
склонясь над рекой,
осенял непокорных
дрожащей рукой.
И сулил нам блаженство
в загробных садах,
если жизнь проживём
в подневольных трудах.
В Днепр безжалостно сброшен,
как бездельник и лгун,
с Воскресенской горы
наш великий Перун.
Деревянный гигант
от обид обомлел.
Где же гнев его – гром
и огонь его стрел?
Мы вдоль берега мчались
и выли, скорбя:
– Выплывай, боже, выдыбай!
Мы за тебя!
Разгоняли нас копьями,
мяли бока…
Но без идолов жить
мы не можем пока.
Не настала пора —
без князей, без оков.
Мы растём ещё,
малые дети веков.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
КРЕЩЕНИЕ
КРЕЩЕНИЕ Июньское утро, полное света, птичьего щебета и запахов цветущей земли…Если взглянуть с нашего, тринадцатого, этажа вниз, то кажется, будто дом плывёт по белым волнам… – по кронам белопенных каштанов, яблонь и рябин… Так было год назад, когда об этом дне только
Крещение
Крещение 1983 (?)При всем своем атеизме, А.С.Тер-Оганян крещен, причем крестился сам и добровольно, в начале 1980-х. В первую очередь, конечно, назло советской власти, которая этого очень не одобряла, а во-вторых — так было положено среди интеллигентов (см.
Клуб «ЭТО»). Вот история,Крещение
Крещение На другой день всех вновь прибывших повели в женский корпус и стали разводить по камерам. В коридоре корпусная начальница почему-то сразу выкрикнула меня из толпы и велела отойти в сторону. Затем она очень быстро развела остальных женщин по камерам: «Трое —
Крещение
Крещение В те дни в пустыне появился Иоанн Креститель[24], который объявил о покаянии и крещении для прощения грехов. Именно об этом событии было сказано устами пророка Исайи (40:3): «Голос взывает: приготовьте в пустыне дорогу Господу, путь прямой в степи проложите для Бога
Крещение
Крещение Спустя полгода после смерти отца нас с Нанкой крестили. Мама была неверующей, инициатива принадлежала ее подруге тете Дусе — она и стала нашей крестной. А маме было все равно.В церкви было почти темно, и мы держались за руки. Мама куда-то делась, а может быть, и
Крещение огнем
Крещение огнем Нашу группу в составе нескольких десятков самолетов вел к аэродрому близ Ельца лидер-бомбардировщик Пе-2. Линию фронта мы не видели, но по многим признакам она была рядом. А перед самым приземлением «Мессершмитты» неожиданно атаковали лидера и передовое
Крещение
Крещение Кто из актеров не знает, что входить в старый спектакль — дело неблагодарное и даже рискованное. Да просто — одно мучение.Итак, мой первый выход на сцену Малого театра руководство назначило в роли Незнамова в «Без вины виноватых». В той роли, в которой я много разАрктическое крещение
Арктическое крещение Вот в какие края попал по доброй воле молодой лётчик Анатолий Ляпидевский. Он получил важное задание – вывезти людей с трех кораблей, зазимовавших во льдах. Для этого надо было два самолета АНТ-4 доставить сначала на пароходе из Владивостока в бухту
42. Крещение и преставление
42. Крещение и преставление Как выглядел Константин? Конечно, история не оставила нам точного описания его внешности, и нужно учитывать, что все его изображения носили апологетический характер, как и со многими другими монархами своего времени. Однако справедливости ради
Крещение
Крещение Я, свернувшись калачиком, спал на дне ячейки, вырытой в полный рост по всем правилам науки, которую нам преподал майор Сидоренко. На дно ячейки я постлал березовые ветки, чтобы было мягче. Спал тревожно, часто просыпался, так как духота не спадала и здесь. Вдруг
БОЕВОЕ КРЕЩЕНИЕ
БОЕВОЕ КРЕЩЕНИЕ Белогвардейцы, опьяненные победой под Златоустом, начали быстро продвигаться по Западно-Уральской железной дороге на Нязепетровск. В Нязепетровске в это время находился крупный советский отряд под командованием, кажется, Зомберга; отряд имел своей
Боевое крещение
Боевое крещение С нетерпением ждет Крутень направление в действующую армию. Наконец, оно было получено. О молодом летчике позаботился не кто иной, как заведующий авиацией и воздухоплаванием в действующей армии великий киязь Александр Михайлович. Августейший
Крещение
Крещение 3 (II/1)Понедельник, 23 мартаСын господина Иоганна Амброзиуса Баха, хаусмана.[27]Крёстные отцы — Себастьян Нагель, хаусман в Готе, и (с. 20) Иоганн Георг Кох, здешний княжеский лесничий. Сын наречен Йог. Себастьяном.[Запись в церковной книге. — Эйзенах,
Смоленское крещениепо княжением: …Станислава, Святославля брата, в Смоленске». Тверская летопись По преданию крещение народов, проживавших по всей Смоленской земле, произошло в 1013 году при правлении князя Станислава Владимировича. В 1882 году в «Смоленском вестнике» и в 1883 году в «Смоленских епархиальных ведомостях» историк-краевед И. Красноперов опубликовал статью «Учреждение в Смоленске епископии (1137 г.)». В ней, на основании рукописи, хранившейся в фонде М.П. Погодина в Санкт-Петербургском отделении Императорской публичной библиотеки, он писал: « святой Владимир крести (л) всю землю смоленскую в 6521-е лето», т.е. в 1013 году. (1) Исторических документов, подтверждающих факт крещения всей Смоленской земли именно в 1013 году к настоящему времени не обнаружено. Но опираясь на предания и относя к этому времени управление Смоленской землей сыном святого Владимира князем Станиславом, как верным чадом своего отца, нельзя исключить, что в период его правления (989 (995-?) -1014 гг. -?) были приложены многие усилия для крещения всех народов, находившихся в подчинении Смоленску. 1013 год, как дату крещения всей Смоленской земли, приводит И.О. Осипов, автор статьи «Краткая история г. Смоленска и Смоленской губернии», в Приложении XIV, фрагмента книги без выходных данных, вероятно учебника истории для высших и других начальных училищ Смоленской губернии, вышедшего начале XX века. В главе «Христианство в Смоленске (990 г.)» он пишет: «В 988 г. положено было на Руси начало христианства Св. Владимиром. Из Киева христианство быстро стало распространяться и по другим областям и городам русским. В Смоленске христианство было введено при Владимире Св. в 990 г., а по всей Смоленской земле в 1013 г., когда кривичи приняли крещение от проповедников и священников, посланных Владимиром Св. по всей Русской земле и, значит, в Смоленскую область». Материал к учебнику, о христианстве в Смоленске, подготовлен И.О. Осиповым позже, чем опубликована статья И. Красноперова, и возможно, что он составлен не без ее влияния. О том, что святой князь Владимир, обходя Русские земли в 990 году, мог посылать и в Смоленские земли епископа и священников для крещения всех народов, населявших их, можно судить по фрагменту Московского летописного свода. В начале летописи по Эрмитажному списку указывается: «В лето 6498 (990). Иде Володимер в Суздальскую землю и постави град в свое имя Володимер … и вси людие крести Руския, и наместници по всеи земли». Вероятно, в этот год начато крещение земель и вверх по Днепру от Киева, в том числе и Смоленска. (3) В книге священника Никифора Адриановича Мурзакевича «История города Смоленска» есть глава «О княжении в Смоленске Станислава Владимировича». Он пишет: «989. Станислав I, князь. Сей князь, прибыв в Смоленск, основал в нем княжеский престол и веру христианскую и по велению отца своего выбрал из княжения Смоленского людей честных и достаточных, выслал им на житье во вновь устроенные пограничные города при реках: Десне, Остру, Трубеже, Суле и Стругене. Он в правлении своем старался быть только исполнителем воли родителя своего. Когда св. Владимир проходил для усмирения Чуди, то и он с кривичами своими в помощь ходил. Станислава Владимировича по смерти родителя своего во временя братоубийства Святополкова, был ли Смоленским Владетелем, где и когда Скончался – все историки, описующие убиение Глебово, случившееся в предместии Смоленска, о нем умалчивают». В примечаниях к этой главе, указывается, что в рукописи, хранившейся в Смоленском губернском архиве, писалось: «990 г. Владимир Великий, путешествуя в Новгород, заехал в Смоленск с митрополитом Михаилом …и просветил смольян с принадлежащим народом святым крещением». Здесь же, читаем: «Св. Владимир после крещения в Смоленске не был, а еже и был, проходя с войском для усмирения Чуди 997 году, то по смерти уже митрополита Михаила. Во всех летописях видно, что Михаил митрополит, получа позволение от Владимира 991 года с Добрынею и другими боярами, ездил по северным городам России для основания веры христианской …Михаил же был ли в Смоленске, неизвестно, а известно из древнего летописца: Владимир, отправляя на княжение детей своих, отправил с ними священников, которым дано было повеление учить вере, крестить всех, строить церкви, а капища идолов и неблагопристойные обычая искоренять». В «Историческом словаре», составленном в конце XVIII века Иваном Нехачиным, сообщается: «Станислав Владимирович, сын Владимира I Святославовича. Удел получил от родителя своего в 995 году в Смоленске». Иван Нехачин считал, что от разделения Руси на уделы «произошли в Государстве между родными ненависти, ссоры и кровавыя войны; а таковое несогласие было причиною великаго в разныя времена России разорения и опустошения». По кончине князя Станислава, последовавшей до 1015 года, исчез и удел. Вероятно, поэтому и не утвердилась в Смоленске сразу, в 995 году, епископская кафедра, а учреждена окончательно только в 1135 году при князе Романе. Составители «Истории иерархии Русской Православной Церкви» предполагают, что хотя точная дата учреждения Смоленской епархии неизвестна (не позже 1101 г.?), эта «кафедра принадлежит к числу древнейших, а основателем ее был первый глава «Митрополии России» – митрополит Св. Михаил». (5) Считается, что князь Станислав Владимирович получил Смоленск в удел около 989 года (по другим данным около 995 г. ). Назаренко А.В. в примечаниях к первому тому «Истории Русской Церкви» митрополита Макария (Булгакова) пишет: «По сказанию преподобного Нестора святой Владимир отдал Новгород сперва Вышеславу, а по смерти его – Ярославу, Ростов – сперва Ярославу, потом – Борису, Полоцк – Изяславу, Туров – Святополку, землю древлянскую – Святославу, Владимир Волынский – Всеволоду, Тмутаракань – Мстиславу, Муром – Глебу. Позднейшие летописи прибавляют, что Смоленск отдан Станиславу, Псков – Судиславу, Луцк – Позвизду. Эти уделы, без сомнения, розданы были не вдруг, но одним князьям – прежде, другим – после, и самые князья были тогда еще малолетни». (6) Ермолинская летопись так сообщает об этом событии: «И потом раздели землю и грады сыном своим: старейшему, от Чехини, Вышеславу Новъград, Изяславу Полтеск, Святополку Туров, Ярославу Ростов, Вышеслав же умре, и даст Новъград Ярославу, а Борису Ростов, а Глебу Муром, Святославу Деревы, Всеволоду Володимер, Мстиславу Тмуторакань, Станиславу Смоленеск, Судиславу Пьсков». В Синодальном списке Родословной книги читаем, что в 988-990 годах князь Владимир «…повеле Святыя Церкви поставити, и крести вся люди Русские земли и святую Христианскую веру утверди. И быша у Великаго Князя у Владимера 12 сынов: 1. Князь Вышеслав. …10. Князь Станислав». (7) В Рогожском летописце (Летописце Рогожском) князь Станислав также упоминается в списке сыновей святого князя Владимира, после великого события Крещения в 988 году: «…И повеле князь церкви ставить. И поставили в Киеве митрополита Михаила, а по другим городам епископов и попов. И была радость великая на Руси. Было же у Владимира 12 сынов: Вышеслав, Изяслав, Святополк, Ярослав, Всеволод, Святослав, Мстислав, Борис, Глеб, Станислав, Василько, Судислав». В примечании к переводу этой части Рогожского летописца Исаков В.З., автор вступительной статьи, переводов и примечаний к «Тверским летописям», отмечает: «Станислав– достоверных сведений о некоторых из сыновей Владимира I нет. «Новейшие летописцы, – пишет Карамзин, – не хотев обделить и трех меньших сыновей Владимироавых, дают Станиславу Смоленск, Позвизду Луцк, Судиславу Псков». (8) Новгородская первая летопись младшего извода (Комиссионный список) сообщает, что в 988 году «Володимер же просвещен сам и сынов его с ним 12», среди которых указан и Станислав «десятои». После принятия крещения князь Владимир «…поставиша в Киеве митрополита, а Новуграду архиепископа, а по иным градом епископы и попы и диаконы; и бысть радость всюду». Во втором приложении к Новгородским летописям, составители приводят «Статьи, находящиеся в рукописи Археографической комиссии перед Комиссионным списком Новгородской первой летописи». В них помещено Родословие Великих Князей Русских: «Сынове Володимеровы: Вышеслав, Станислав, Ярослав…». (9) В сборнике «Смоленский край в памятниках и источниках (с древнейших времен до второй половины XIX в.)», изданном в 1949 году в Смоленске, авторы Андреев Н.В. и Маковский Д.П., приводят фрагмент текста якобы из Лаврентьевской летописи: «Володимер раздели землю свою сыном своим, и посади Станислава Святославля брата в Смоленсце». Но в современном переиздании Летописи по списку Лаврентия (Лаврентьевской летописи), такого фрагмента о 988 годе нет: «И посади (Владимир) Вышеслава в Новегороде, а Изяслава Полотьске…» и т.д. Упоминания о Станиславе, кроме указания его в списке имен сыновей великого князя Владимира не приводятся. Похоже, Андреев и Маковский составили этот текст из двух фрагментов, взятых в Тверской летописи: «988. Об удельных князех. Потом же Владимер раздели землю сыном своим, и посажа их по градом, по княжением: Вышеслава, иже от Чехини, сего, яко старейшаго, посади в Новогороде, …Станислава, Святославля брата, в Смоленске». (10) На период 988-1013 годов приходится служение трех иерархов Русской Церкви. Святитель Михаил, первый митрополит Киевский и всея Руси, по Иоакимовской летописи, был родом из Сирии. В 988 году его прислал в Корсунь патриарх Константинопольский Николай Хрисоверг. После крещения великого князя Владимира вместе с ним прибыл в Киев. Из Несторовой летописи известно, что «святитель Михаил был мудр и тих, хотя и строг, где подобало; насадил христианскую веру в России и устроил первые училища». Скончался 30 сентября 992 года и погребен в Киеве в Десятинном храме Пресвятой Богородицы. Затем его мощи перенесены в Антониевы пещеры, и позже в соборный Успенский храм Киево-Печерской лавры (+ 992; память 30 сентября/ 13 октября). Вторым митрополитом Киевским стал Леонтий – грек по происхождению. Он вероятно так же прислан патриархом Николаем, и управлял с 991 года по 1007 (1008) год. При нем великий князь Владимир перенес мощи святой равноапостольной великой княгини Ольги (+ 969; память 11/24 июля) в Десятинный храм. Скончался митрополит Леонтий в 1007 (1008) году. Следущим управляющим Киевской митрополией стал Иоанн I. Он направлен на Русь при патриархе Константинопольском Сергии. В своей работе «Русские православные иерархи» Митрополит Мануил (Лемешевский) предполагал, что митрополит Леонтий был русским или болгарином. Он скончался в 1035 году. (11) По мнению митрополита Макария (Булгакова) первые священники, диаконы и причетники, сопровождавшие Киевских митрополитов «были у нас с самого начала из греков и, вероятно, из болгар, и одни назывались царицыными, потому что пришли с царевною Анною из Греции, другие – корсунскими, как прибывшие из Корсуня. Но через несколько лет, без сомнения, начали появляться на этих церковных степенях и русские…». (12) В статье, посвященной святому князю Владимиру митрополит Санкт-Петербургский Иоанн (Снычев) отмечал: «…в условиях неблагоприятных для Церкви, среди народа дикого и не расположенного к обращению, в стране враждебной православной Византийской империи, произошло событие не объяснимое естественным ходом вещей, – Крещение Руси». Благодаря этому событию, впоследствии произошло не только образование Поместной Русской Православной Церкви, но и Русского государства, в которое входили и Смоленские земли. (13) В молитве святому князю Владимиру, написанной после 1000-летия Крещения Руси, её автор, обращаясь к святому, писал: «Како похвалим тебе, в земных владыках премужественный, Владимире? …Виждь люди твоя, како живут, како храними суть Господем, како благоверие хранят по преданию твоему, како славят Христа, како поклоняются Имени Его. Виждь и грады, величеством сияющия, виждь церкви цветущия, виждь христианство растущее». Край Смоленский, имевший в первые десятилетия крещения Руси лишь десятки небольших деревянных храмов, за прошедшее тысячелетие украсился сотнями каменных храмов и десятками монастырей. И хотя десятилетия «безбожной смуты» принесли непоправимый ущерб, на Смоленской земле, как и по всему Отечеству, вновь возрождается Православие. (14) ПРИМЕЧАНИЯ 1. В настоящее время этот источник из фонда М.П. Погодина исследователями не обнаружен и не опубликован. // Красноперов И. Учреждение в Смоленске епископии (1137 г.). Смоленский вестник. № 96. 1882. / Он же. Смоленские епархиальные ведомости. № 19. 1883. С. 787. // Погодин Михаил Петрович (11 (23).11.1800, Москва, – 8 (20).12.1875, Москва) – русский историк, писатель, академик Петербургской АН (1841). В 1821 окончил Московский университет, где защитил магистерскую диссертацию «О происхождении Руси» (1825). В 1826-44 профессор Московского университета. Издатель журналов «Московский вестник» и «Москвитянин». Погодин собрал коллекцию древностей (рукописи, книги, монеты, оружие, утварь и т.д.), большая часть которой в 1860-е была приобретена Публичной библиотекой в Петербурге. / История Отечества, с древнейших времен до наших дней. Энциклопедический словарь. Изд. «Большая Российская энциклопедия». М., 1999. С. 336. // Известен и внук Михаила Петровича – Погодин Михаил Иванович (3.10.1884, Москва – 18.08.1969, Москва), периоды жизни и деятельности которого связаны со Смоленщиной. Отец: Иван Михайлович Погодин – кандидат юридических наук, чиновник Министерства юстиции. После смерти матери унаследовал усадьбу Гнездилово, Ельнинского у., Смоленской губ. Земский деятель, этнограф, коллекционер, организатор музейного и библиотечного дела. В 1913-18 гг. – член Ельнинской уездной земской управы. С 1917 г. по 1930 г. – на разных должностях, связанных с музейной и библиотечной деятельностью, в г. Ельне и г. Смоленске. Затем работал в Москве, вплоть до выхода на пенсию в 1958 г. / Погодин Михаил Иванович. Смоленская область. Энциклопедия. Т. 1: Персоналии. Смоленск, 2001. С. 194. 2. Осипов. И.О. Краткая история г. Смоленска и Смоленской губернии. Приложение XIV. Часть учебника истории. Нач. XX в. (?). С. 235-236. 3. Начало летописи по Эрмитажному списку. / Московский летописный свод конца XV века. Рязань, 2000. С. 496. 4. Священник Никифор Мурзакевич. История города Смоленска. Смоленск, 2008. С. 49-50. // Никифор Адрианович Мурзакевич (2.04.1769, Смоленск – 8.03.1834, Смоленск) – священнослужитель, историк-краевед. 5. Исторический словарь, Российских государей, князей, царей, императоров и императриц. Сост. И. Нехачиным. Репринт изд. 1793. «Эврика». М., 1990. С. 47, 171. // История иерархии Русской Православной Церкви. Комментированные списки иерархов по епископским кафедрам с 862 года. ПСТГУ (Православный Свято-Тихоновский Гуманитарный Университет). М., 2006. С. 454. 6. Макарий (Булгаков), митрополит Московский и Коломенский. История Русской Церкви. Т. 1. Кн. 2. Издательство Спасо-Преображенского Валаамского монастыря. М., 1995. С. 426. 7. Ермолинская летопись. Русские летописи. Т. 7. Рязань, 2000. С. 30. // Там же. Приложение. Родословная книга. Синодальный список. С. 284. 8. Рогожский Летописец. / Тверские летописи: Древнерусские тексты и переводы. Тверское областное книжно-журнальное издательство. Тверь, 1999. С. 41, 172. 9. Новгородская первая летопись старшего и младшего изводов. / Русские летописи. Т. 10. Рязань, 2001. С. 159. / Там же. С. 465. 10. Андреев Н.В. Маковский Д.П. Смоленский край в памятниках и источниках (с древнейших времен до второй половины XIX в.). Часть I. Смоленск, 1949. С. 148. // Лаврентьевская летопись. Русские летописи. Т. 12. Рязань, 2001. С. 118. // Рогожский летописец. Тверская летопись. / Русские летописи. Т. 6. Рязань, 2000. С. 221-222. 11. Митрополит Мануил (Лемешевский). Русские православные иерархи. 992-1892. Т. II. Иоанн-Симеон II. Издание Сретенского монастыря. М., 2003. С. 334. // Там же. С. 250. // Там же. С. 25. 12. Макарий (Булгаков), митрополит Московский и Коломенский. История Русской Церкви. Кн. 2. История Русской Церкви в период совершенной зависимости ее от Константинопольского патриарха (988-1240). Издательство Спасо-Преображенского Валаамского монастыря. М., 1995. С. 32-33. 13. Митрополит Иоанн (Снычев). Владимир Святой. / Русские святые и подвижники Православия. Историческая энциклопедия. «Институт русской цивилизации». М., 2010. С. 200. 14. Месяца июля в 15-й день. Святаго равноапостольнаго великаго князя Владимира, нареченнаго во святом Крещении Василия. / Минея. Июль. Часть вторая. Издательский совет Русской Православной Церкви. М., 2002. С. 202. Иеромонах Даниил (Сычёв) © Все права защищены http://www. portal-slovo.ru |
Освящение памятника святому Владимиру в Смоленске / Православие.Com
31 августа 2015 г.
Фото: Патриархия.ру
Патриарх Московский и всея Руси Кирилл освятил статуя киевского князя Владимира в Смоленске на западе Россия в воскресенье.
Статуя, которая сейчас украшает живописную набережную г. Днепр, напоминает смолянам о году 990 г., когда местное население было крещено князем Владимира, о чем свидетельствуют исторические хроники.
В церемонии открытия памятника приняли участие Полномочный представитель Президента Российской Федерации в Центральном федерального округа Александр Беглов и врио главы Смоленская область Алексей Островский.
Памятник представляет собой 4-метровую бронзовую статую, установленную на 5-метровая база. Князь Владимир Киевской Руси, который нажимает Православный крест на груди возвышается над рекой Днепр. Правой рукой Принц указывает на реку в водами которого крестились смоляне. Статуя выполнен членом Союза художников России, Смолянин Валерий Гращенков. Его проект был утвержден лично Патриархом Кириллом.
Памятник князю Владимиру в Москве
Еще один памятник князю Владимиру откроют в Москва. Однако по поводу место расположения статуи.
Власти Москвы объявили о планах обнародовать памятник князю Владимиру на берегу Москвы реке 4 ноября, когда Россия отмечает Народный День Единства.
25-метровая статуя князя с православным крест в его руках должен был обозревать Москву с Воробьевы горы, самая высокая точка столицы, с вернуться к одной из знаменитых сталинских высоток Московского Государственного Университет.
Однако Русское военно-историческое общество призвало Власти Москвы ищут другое место для статуя, посвященная 1000-летию принца Смерть Владимира.
В обществе заявили, что планируют открыть памятник на Воробьевы горы «вызвали обеспокоенность общественности» и может быть опасным, так как земля в этом районе была нестабильной.
Онлайн-петицию подписали более 50 тысяч москвичей против сооружения статуи, опасаясь 330-тонный монумент мог соскользнуть с холма, популярный туристический сайт.
При этом более трети москвичей проголосовали за огромная статуя князя Владимира Киевского должна быть открыт в сквере у Кремля. информация, ранее размещенная на Активном гражданине сайт проекта.
«Всего за Боровицкая площадь», — говорится в сообщении.
Лубянская площадь, бывший дом знаменитой статуи Большевистский революционер «Железный» Феликс Дзержинского, набрал 32,12% голосов.
В голосовании приняли участие более 234 500 москвичей.
Новое в режиме реального времени История: Смоленская битва 1812 г. – РУТ
Жаркий летний воздух наполнен огнем и прострелил город-крепость Смоленск. Французские и русские пушки обстреливают ряды наступающей Великой Армии и сам город, где находится драгоценная православная икона. Русские армии наконец-то объединились и выступают — для Наполеона это может стать решающим сражением, которого он так ждал. Пока пламя и дым окутывают бастионы и башни древнего города, французские и польские солдаты устремляются к крепостным валам и погружаются в пекло. https://youtu.be/O1baWblvfIA
После сражений под Витебском и Могилевом в конце июля Наполеон и Великая армия входят в город Витебск. Учитывая трудности кампании до сих пор, Император решает сделать паузу и дать отдых своим войскам — даже с риском того, что две преследуемые им русские армии могут наконец объединиться. Grande Armee ужасно пострадала от проблем с логистикой и потеряла около трети своих людей, в основном из-за болезней, истощения и дезертирства, а также половину своих упряжных и кавалерийских лошадей.
Наполеон использует время, чтобы попытаться реорганизовать снабжение своей армии: он приказывает построить госпитали в Витебске, Каунас сделать логистическим центром, а Минск обеспечить армию мукой.
2 августа две русские армии наконец встретились под Смоленском. Русское высшее командование сейчас обсуждает, продолжать ли отступление или, наконец, встать и сражаться. Начальник штаба 1-й Западной армии Алексей Ермолов беспокоится, что его войска устали и теряют боевой дух, а Барклай опасается, что противник еще слишком силен. Он также потерял связь с французским авангардом, поэтому не знает, где находятся их силы. Но тут не просто огромное давление со стороны князя Багратиона. Сам царь в письме призывает Барклая перейти в наступление. Наконец, он соглашается на ограниченное наступление на Витебск 7 августа, но почти сразу отменяет его на основании слухов о сильных французских силах на его флангах.
Командование Grande Armee также планирует свои следующие шаги. Наполеон и его маршалы обсуждают остановку кампании до 1813 года, но император решает продолжить. Он решает нанести удар до того, как русские смогут организовать надлежащую оборону, поэтому он планирует обойти их с фланга под Смоленском. 11 августа Grande Armee начинает движение и 14-го форсирует Днепр, и столкновение оружия не заставляет себя ждать.
Первое сражение под Красным
Когда французы продвигались к Смоленску, кавалерия маршала Мюрата наткнулась на 27-ю дивизию русского генерала Дмитрия Неверовского у Красного. Французов намного больше, чем 7000 русских пехотинцев, но русские сомкнули ряды и построились в пехотный каре, чтобы прикрыть отступление. Французская кавалерия неоднократно атакует каре, но не может его сломать. 15-летний русский солдат Дмитрий Душенкович проходит боевое крещение:
«Мне все казалось непонятным. Я чувствовал, что [еще] жив, видел все, что происходило вокруг меня, но просто не мог понять, чем кончится этот ужасный, неописуемый хаос. Я до сих пор живо помню, как Неверовский каждый раз, как приближалась конница, объезжая площадь, с обнаженной шпагой повторял голосом, как будто источавшим уверенность […]: «Ребята! Вспомните, чему вас учили в Москве. Следуй своим приказам, и никакая кавалерия не победит тебя». (Lieven 163) 900:51 Русские потеряли около 1500 человек, но их пехотному каре удалось отступить в полном порядке. У французской кавалерии достаточно численности, чтобы остановить их, но с французской артиллерией, сдерживаемой сломанным мостом, они не могут победить каре.
Segue
Французы упустили возможность ослабить русских у Красного, но получат еще один шанс в крупнейшем сражении кампании — Смоленском сражении.
Смоленская битва
Население города Смоленска в 1812 году составляло около 13 000 человек. На самом деле он имеет только символическое значение, так как в нем находится священная православная икона Девы Марии, а также цитадель времен войн 17-го века против Польское королевство. Наполеону не удалось окружить русских, но теперь он думает, что они будут сражаться, поэтому он не пытается обойти их дальше по реке. 900:51 Вечером 16 августа маршал Ней и Мюрат начинают наступление на окраину города, но корпус генерала Раевского отбивает их. К утру следующего дня русские имеют 30 000 человек, защищающих город под командованием генерала Дмитрия Дохтурова, а Великая армия выстроила около 50 000 солдат для лобовой атаки. Сначала силы под командованием французов атакуют окраины и оттесняют русских. К полудню Наполеону становится ясно, что Барклай не собирается выходить и встречаться с ним лицом к лицу, поэтому он приказывает своим войскам штурмовать стены. Французская кавалерия на правом фланге разбивает русских драгун, и по всей линии начинается ожесточенный рукопашный бой. Когда войска под командованием французов достигают 10-метровых крепостных стен, они обнаруживают, что не могут взобраться на них без специального оборудования. Вместо этого они стараются как можно лучше взобраться на них под огнем русских. Французский кавалерист Огюст Тирион из 2-го кирасирского полка наблюдает за происходящим:
«Я не могу понять, как один человек или одна лошадь могли избежать этой массы пушечных ядер, летящих с [обеих сторон]. Мы [видели] нашу пехоту, с трудом спускавшуюся в рвы или, вернее, в овраги, образующие ров крепости. Это была польская дивизия, которая пыталась штурмовать эти скалы с мужеством, отчаянием, достойным большего успеха; эти смельчаки пытались взобраться на них, взбираясь друг другу на плечи». (Замойский)
Французская артиллерия вскоре подожгла город, и мирные жители начали бежать. Русские войска еще удерживают город, но рано утром 18 августа Барклай принимает решение оставить Смоленск и отступить к Москве. Князь Багратион в ярости называет Барклая «немецким колбасником», а командир кавалерийского корпуса князь Константин недвусмысленно высказывает свое мнение своим штабным офицерам:0051 «Не русская кровь течет в тех, кто нами командует». (Lieven 165)
Русская армия начинает опасное отступление в присутствии более сильных французских сил 18 августа, и Grande Armee входит в Смоленск. Битва стоила французским войскам около 7000 убитых и раненых, а русским — около 11000 человек. Смоленск разрушен, почти все его жители убиты или бежали. Французский врач Раймон Фор оценивает разрушения:
«[Русские] солдаты [пытаясь] бежать, упали на улицах, задохнулись в огне и сгорели там. Многие уже не походили на людей; они представляли собой бесформенные массы обжаренного и обугленного вещества, в которых металл мушкета, сабли или каких-то обрывков снаряжения, лежащих рядом с ними, можно было распознать как трупы». (Замойский)
По мере того как горит Смоленск и русские армии продвигаются на восток, боевые действия вспыхивают и на юге, где неохотные австрийские союзники Наполеона переходят в атаку.
Битва под Городечно
Австрия предпочла бы остаться нейтральной в 1812 году после того, как Наполеон победил ее в 1809 году. Но император Франции ожидал поддержки Австрии против России, поэтому Австрия предоставила 30 000 человек в обмен на Иллирийские провинции и подтверждение своего контроля над Галицией. Австрийский корпус находится под непосредственным австрийским командованием Карла фон Шварценберга, в отличие от прусского корпуса. Хотя Наполеон женат на австрийской принцессе, у него все еще есть некоторые опасения по поводу потенциальной нелояльности — и действительно, австрийцы договорились с русскими, что они будут стараться избегать агрессивных операций, насколько это возможно. 900:51 Австрийский корпус должен был продвигаться к Минску, но после победы русских над VII саксонским корпусом под командованием французов под Кобрином к нему присоединились оставшиеся саксы и он двинулся на юг. 3-я наблюдательная армия русского генерала Тормасова занимает оборону в районе деревни Городечно, которую 12 августа атакуют австрийцы и саксы. Русские умело используют местность, занимая возвышенность за болотом. Саксы пытаются обойти русские позиции с фланга, но бой длится весь день и включает шквальный огонь австрийской артиллерии. Позже саксонский полковник фон Бозе винит в трудностях союзников отсутствие австрийской поддержки: «Die Österreicher wollen nicht recht beißen. Австрийцы просто не хотят в это вонзать свои зубы». (Хольцхаузен, С. 75) 900:51 Русским войскам удается удерживать свои позиции большую часть дня, но их левому крылу угрожает такая опасность быть разбитым, что Тормасов решает отойти за реку Стырь. Битва при Городечно, также известная как Битва при ПодОбне, стоит саксам около 1000 человек убитыми и ранеными, а русским — 3000. Южный фланг Grande Armee стабилизировался, но свежая русская Дунайская армия уже на пути из Бессарабии.
Grande Armee теперь владеет обугленными руинами Смоленска и одержала еще одну тактическую победу – но некоторые сомневаются в том, имело ли смысл атаковать Смоленск. Прусский офицер Карл фон Клаузевиц считает неспособность Наполеона обойти русских с фланга к востоку от Смоленска самой серьезной ошибкой всей кампании. Но такие суждения далеки от мужских умов, поскольку русские изо всех сил пытаются сохранить сплоченность при отступлении. Grande Armee по-прежнему имеет преимущество, и уже на следующий день русские столкнутся с худшим кризисом войны.
БИБЛИОГРАФИЯ
- Der Feldzug der Österreicher gegen Rusland im Jahre 1812. Aus offiziellen Quellen von Ludwig Freiherrn von Welden, Wien 1870.
- Войтех Кесслер: Der österreichische Pyrrhos — Der Feldzug des österreichischen Auxiliar-Korps im Jahre 1812 in den Briefen des Oberbefehlshabers Karl Fürst von Schwarzenberg an seine Frau.