В каком году крестилась русь: 28 июля отмечаются два праздника – День крещения Руси и день памяти князя Владимира

Кто и сколько раз крестил Русь?

Кто и сколько раз крестили Русь? Какое отношение к Крещению Руси может иметь Москва, а уж тем более созданная в 18 веке Россия?

Сегодня сложно однозначно ответить: кто и когда крестил Русь.

И сделать это сложно, прежде всего, потому как почти все свидетельства исторической важности были уничтожены, сожжены или фальсифицированы той самой структурой, который менее всего выгодно, чтобы истинная правда о крещении Руси всплыла наружу Московскому Патриархату, который язык не поворачивается назвать Русской Церковью.

Согласно данным, Википедии: День Крещения Руси — это государственный праздник России , и точка!

России! Единственной страны во всем мире, монополисте на право наследования традиций Киевской Руси!

России, которая делает все, что стереть любое упоминание о Руси Киевской и от которой тщательно открещивается!

России, к которой князь Владимир, на которого так уповают россияне, и Русь не имеют никакого отношения! Как не имеет жертва никакого отношения к насильнику!

Заметьте, как красиво составлена формулировка, описывающая Крещения Руси:

Оказывается, что Крещение Руси это ничто иное: введение в Древней Руси христианства как государственной религии !

Ни слова, ни полслова о Киевской Руси. Как и не было ее вовсе!

Этакая избирательная версия история:

Русь берем, Киев оставляем, христианство берем, а какого оно толку не разъясняем!

А почему?

Да потому что:

  1. Все без исключения Крещения Руси проходили до 1054 года, то и есть до того как христианская церковь разделилась на: православных и католиков!
  2. Русь крестил Патриарх послушный Риму!
  3. Согласно Флорентийской Унии, от 1439 года, которая была, в том числе, подписана Русским Митрополитом Киевским и всея Руси Исидором, католическая и православная церкви признали друг друга равными.

Мало того! Последний факт очень важен!

Несмотря на то, что Митрополит Киевский и всея Руси Исидор, как и все другие представители Православной Церкви, признал Флорентийскую Унию, московский князь Василий Темный, отказался ее признавать.

После чего, без какого либо на то права изгнал Патриарха Исидора и предав анафеме всех и вся, сам рукоположил нового Патриарха Иону.

А уже в 1448 году Москва фактически сама отделилась от Вселенского Собора, провозгласила Московскую Митрополию центром православного христианства, а представителей Константинополя назвала еретиками.

То и есть: Москва в 1448 году сама себя сделала правопреемником Киевской Руси без какого-либо на то основания, нарушив при этом все возможные законы.

Идем дальше.

Объясните мне, пожалуйста, кто такая Древняя Русь ?

Это страна, которую сейчас можно найти на карте? Никто не знает где?

Или где я могу найти современную Русь?

Может быть, есть акт о передаче исторического наследия Киевской Руси, потомкам монголо-татар при том, что народ, который даже не наследник а и есть представитель титульной нации Киевской Руси Украины никуда не уходил и от своего права не отказывался, не дарил его и в аренду не сдавал?

О каком наследовании может идти речь, когда жители Киевской Руси остались на месте где и жили, где и происходили события, о которых идет спор?

Или может Русь это кочующая страна?

Или может вы слышали о великой миграции народа Руси в Москву?

Или вы слышали про Московскую Русь? Рязанскую Русь? Тверскую? Владимирскую? Вы такую страну знаете?

Я нет.

Я знаю одну единственную Русь, и это Русь Киевская, и если кто и крестил ее, то это сделал тот, кто ни о какой Москве и знать не знал, и слыхить не слыхивал, и в наследство ей ничего не передавал и не оставлял. А если чего и мог пожелать, так это: хранить веру и всяким инородцам ее в обиду не давать.

Что же касается прямой преемственности, на которой так настаивает Москва: то скажите мне, если мой прадед был христианином, а прапрадед язычником, дед мусульманин, а отец буддист, я кто?

Какой веры я? Я могу считаться веры деда, прадеда, или отца, или вера определяется по материнской линии? Может ли вера быть наследством? Или это осознанный выбор каждого?

Как могу я однозначно претендовать на веру прадеда или деда? И отсюда как их вера может претендовать на меня?

Претензия Москвы на веру Киевской Руси, это все равно, что претензия внука деверя тетки брата, внучатого племянника сестры кума свата на наследство деда, при том, что дед не умер, и делать этого не собирается!

Первое Крещение Руси

Вернемся туда, откуда, собственно, начали, согласно общепринятому, или правильно сбудет сказать общенавязанному мнению, датой Крещения Киевской Руси считается 988 год.

Аргументируется данное утверждение постулатом Московской Православной Церкви, который, по мнению ее представителей, снимает все вопросы и подозрения:

«Кто сомневается в крещении Руси Владимиром в 988 году по византийскому обряду тот не православный»!

Тем не менее, версия эта весьма спорная, и более чем несостоятельная.

Британский православный священник и философ Тимоти Уэр, более известный как епископ Каллист, пишет, что не на Русь присылали свои посольства, а сами русские ходили с посольством в Рим, так как нашли богослужение более приемлемым , чем у магометан.

Его слова подтверждают практически все средневековые авторы.

Сегодня установить точную дату Крещения Руси практически невозможно, но это и не столь важно. Намного важнее понять, что в действительности Русь крестили не один раз, и сделать это могли и представители Византии и Рима.

Так, например, согласно сохранившихся данных Киевской Митрополии от 16 века известно, что Русь крестили не один раз, а пять:

  1. При Рюрике.
  2. Кириллом и Мефодием.
  3. При княгине Ольге.
  4. Князем Владимиром в 1000.
  5. Князем Владимиром в 1008 году.

Петр Скарга

Практически все эти даты подтверждает в своих трудах известный польский теолог Петр Скарга, который написал немало интересных и важных книг, объединенных идеей объединения христианской церкви.

Скарга, в своих трудах неоднократно ссылался на еще одного, весьма важного историографа христианской церкви: Цезаря Барония, который относил первое Крещение Руси к 9 веку, времени когда Киевом правили Аскольд и Дир.

Лев Кревза

Еще один средневековый автор Лев Кревза, считал, что Русь крестили троекратно:

Первое крещение, он связывал с известным сюжетом про чудо с Евангелием, не сгоревшим в огне, которое произошло при Василии Македонянине, царе греческом, и при князьях Киевских Аскольде и Дире, и при патриархе Константинопольском Игнатии . О Игнатии Кревза говорил: хотя реально в Константинополе патриархом в это время был схизматик Фотий, истинным патриархом являлся всё же Игнатий , что было подтверждено впоследствии собором, созванным папой Адрианом.

Таким образом от католического, а не схизматического патриарха и то первое крещение Русь приняла .

Второе крещение Руси он связывал с миссионерской деятельностью Кирилла и Мефодия, которые в то время, как Фотий в Константинополе бунтовал против папы, ездили в Рим за благословением; высланы были ещё при царе Михаиле, в начале патриаршества св. Игнатия, в края славянские .

Особенно Кревзе подчеркивал связь Кирилла и Мефодия с Римом, а не Константинополем , так как просветители шли в Рим с книгами славянскими !

Папа же, взяв книги славянские, освятил их и положил в церкви святой Марии , приказал двум епископам посвятить славянских учеников , после чего были совершены литургия и всенощная на славянском языке. Соответственно, из Рима тогда от папы у нас служба Божья, а не из Константинополя .

То и есть, согласно Кревзе, первое крещение Русь приняла от Патриарха, послушного Папе, второе непосредственно от самого Папы!

О третьем Крещении Руси в 1000 году, при князе Владимире, Кревза пишет, что было оно от патриарха Николая Хрисоверга , который по другим данным умер в 991 году.

Мелетий Смотрицкий

Достаточно интересную точку зрения высказал по поводу Крещений Руси украинский просветитель Мелетий Смотрицкий. Смотрицкий говорил о двойственном Крещении Руси, причем разделял их не только по времени, но и пространственно.

Так первым Крещением Руси он считал Крещение случившиеся в 872 году при патриархе Игнатии, послушном Папе Николаю I, в Галиции.

Второе, он относил к году 980, когда крестилась уже вся Киевская Русь, и было это при патриархе Николае Хрисоверге, также бывшем в единстве с Римом!

Если учесть что Патриарх умер в 991, а в 988 по просьбе князя Владимира отправил в Киев Митрополита Михаила, то версия с 980 годом кажется вполне правдоподобной.

Алоизий Кулеша

Еще одна версия двойственного Крещения Руси относит первое Крещение Руси, к княгине Ольге, которая совершила его по просьбе Папы Николая, приславшего княгине свиток в 968 году.

Второе Крещение Руси, так же случилось при Папе Николае, но уже в 986 году, при князе Владимире!

И, по некоторым данным, происходило оно в самом Риме!

В своем сочинении Вера Православная от 1704 года Кулеша данный факт полностью обосновывается, и указывает, что крещён был князь Владимир в Риме, в Базилике Сант-Алесси, более известной сегодня как Базилике Святых мучеников Вонифатия (Бонифация) и Алексия, известной еще с 5 века.

Лаврентий Зизаний

Самая поздняя концепция Крещения Руси родилась в среде православных богословов Киево-Печерской Лавры. Так в изданном в 1620 году Большом Катехизисе, украинец Лаврентий Зизаний писал: Крещён есть русский народ не во едино время, но четверократно .

Согласно, его данных в результате первых трёх крещений лишь мала часть людей крестищася .

Захарий Копыстенский

Практически идентичная версия содержится в написанном в те же время сочинении Палинодия украинца Захария Копыстенского.

Правда, Захарий утверждал, что истинное Крещение было только одно, но ему предшествовали три сватовства , уговора, уверения .

Первое уверение Русов Копыстенский, как и Зизаний, относит к легендарному путешествию Апостола Андрея.

Второе Крещение, а именно чудовное з презреня Божого уверене народу Русского он относит к 886 году. Причем случилось оно, по его уверению, во время миссионерской поездки митрополита Михаила, направленного на Русь царём Михаилом и патриархом Фотием.

Лаврентий Зизаний, как и Лев Кревза, не отрицают этого факта, но утверждают, что это крещение было при царе Василии Македонянине в Византии, и при Аскольде и Дире на Руси.

Третьим сватовством Копыстенский называет Крещение при княгине Ольге.

И последним, окончательным Крещением Руси, Копыстенский называет: Володимерово и всей России крещение соборное .

Сильвестр Коссов

Существует еще одна версия, от Сильвестра Коссова, который, в 1630 году описал пятикратное Крещение Руси:

  1. От Апостола Андрея
  2. От Кирилла и Мефодия в 863 году
  3. От Епископа, свершившего чудо с Евангелием в 886 году
  4. При княгине Ольге в 968 году
  5. При князе Владимире, в 1000 или 1008 году

Итого:

Версий много, и спорить с ними сложно, так как литературные источники, к которым обращались средневековые авторы до нас не дошли, а если они и дошли, то были многократно и тщательно переписаны. Поэтому вывод, который мы можем сделать, будет чисто статистический:

1. Первое упоминание о Крещении Руси связано с путешествием Апостола Андрея в 1 веке, за эту версию выступают три автора: Зизаний, Копыстенский и Коссов.

2. Второе упоминание о Крещении Руси относится к году 860, и связывают его с миссией Кирилла и Мефодия, за эту версию выступают также три автора: Скарга, Кревзе и Коссов.

3. Третье упоминание о Крещении Руси относится к году 866 и связано оно с именами киевских князей Аскольда и Дира, об их крещении упоминают четыре автора: Скарга, Бароний, Кревз и Зизаний. О 866 годе, кстати, пишет и Татищев.

4. Четвертое упоминание в единичном экземпляре от Смотрицкого относится к 872 году, и речь в нем идет о Крещении Галиции.

5. Пятое упоминание вообще забавно, так как относится оно к 886 году, времени, когда на Руси правил князь Олег, который никак к христианству не относился.

Могли авторы ошибаться? А почему нет? Так как, если поменять год на 866, времени когда Киевом правили Аскольд и Дир все становится на свои места! Тем не менее о 886 годе пишут четыре автора: Кулеши, Зизаний, Копыстенский и Коссов.

6. Шестое упоминание о Крещении Руси относится к 968 году, и имени княгини Ольги, о ней упоминают, три автора: Скарга, Кулеши и Коссов.

7. Седьмое упоминание о Крещении Руси связано с именем князя Владимира, но даты Крещения, разные:

  • Смотрицкий единожды упоминает 980 год
  • Кулеши пишет про 986 год
  • Сразу пять авторов говорят про год 1000: Скарга, Кревз, Зизаний, Копыстенский и Коссов
  • Дважды Скарга и Коссов упоминают год 1008

Вот такая вот сводная таблица по данным из восьми источников.

Какие же выводы можно сделать?

  • практически все даты четные, кроме одной 863 год
  • ни разу не упоминается общепринятый год — 988
  • практически все авторы делают первыми христианами Аскольда и Дира, что звучит весьма и весьма правдоподобно
  • интересная формулировка сватовства христианства вполне оправдывает столь многократное обращение к теме Крещения Руси
  • определенно можно откинуть версию с Апостолом Андреем, ибо она в корне мифологична и вряд ли можно на ней настаивать
  • историю крещения правильно разделить на три попытки

Три попытки Крещения Руси:

Первая попытка Крещения Руси, сватовство : 860-866 год, оборвана из-за вмешательства в процесс князя Олега, умертвившего Аскольда и Дира

Вторая попытка Крещения Руси, сватовство : 968 год, Крещение княгини Ольги

Третья попытка Крещения Руси: вполне вероятно происходила в четыре этапа:

  • 986 год Крещение князя Владимира
  • 988 приезд Митрополита Михаила в Киев
  • 1000 год год начала массового крещения Руси
  • 1008 год окончание процесса

Использованная литература: источник

Крещение Киевской Руси означало приход на эти территории европейской цивилизации – историк

28 июля в Украине традиционно отмечают день Крещения Украины-Руси, отдавая дань князю Владимиру Святославичу, который в 988 году инициировал крещение своих подчиненных и своего государства. Начинал Владимир свою политическую, военную и государственную деятельность как предводитель отряда норманнов, а закончил ее как прославленный правитель мощного государства, которое стало частью европейской христианской цивилизации. Историк Вадим Аристов рассказывает Радіо Свобода о князе Владимире, почему его назвали Великим и о значении Крещения Украины-Руси для Восточной Европы.

– О князе Владимире можно узнать по ряду источников различного происхождения. Часть из этих источников византийского и русского (эпохи Киевской Руси и более позднего периода) происхождения, рассказывают о его военных походах, инициированном им крещении, династическом браке с византийской принцессой

Анной и тому подобное. В центре внимания этих произведений есть сообщения о походе Владимира на византийский Херсонес в Крыму и его решение принять крещение.

Древняя монета эпохи князя Владимира Святославича

Другая группа источников имеет немецкое происхождение, тексты написаны на латыни и изображают образ князя Владимира Святославича во второй половине его жизни, то есть после крещения. Вы не найдете здесь ни рассказов о первых годах его правления, ни подробностей о его военной победе. Наоборот: здесь князь предстает именно как Владимир Великий, глава государства, человек, который себя сделал сам, как говорится. В этих документах Владимир предстает как успешный правитель Киевской Руси и фактический владыка большого города – Киева.

– А каким видели князя Владимира «документалисты» самой Руси-Украины, где он княжил?

– О Владимире Святославиче можно прочитать в «Повести временных лет», это первая русская хроника. По тексту хроники, жизни Владимира разделено на две части: первая часть Владимировой жизни – это языческий период, вторая – христианская. Создается впечатление, будто все военные походы Владимир совершил в языческий период своей жизни, демонстрируя при этом большую жестокость и воинственность.

Интерьер Свято-Софийского собора. Киев, 7 января 2019 года

А стоило князю креститься – и все изменилось: он женился на принцессе Анне, демонстрировал миролюбие, а если приходилось воевать, то приказывал армии только обороняться от кочевников и язычников.

Но в исторической науке описание такой «двойной» жизни Владимира считают искусственным. Думаю, жизнь Владимира Святославича на самом деле типична для варварских вождей или правителей того периода: они принимали христианскую веру, за ними крестилось их окружение, дальше их подданные. И христианство таким образом расходилось по всей территории или по стране, которую эти правители контролировали.

– Можно ли утверждать, что в тот период крещение было делом престижа?

– Да, это был вопрос личного престижа: приняв крещение, князь, так сказать, «получил доступ» на равных к руководству Византии и европейских государств. Это позволило Владимиру Святославичу жениться на византийской принцессе Анне, сестре императора Константина, который имел огромное влияние на христианский мир – о таком династическом браке мечтали десятки видных политиков и власть имущих.

Одно из древнейших изображений трезубца с археологических раскопок Десятинной церкви в Киеве

– Какую роль сыграла для государства инициатива Владимира Святославича приобщить Киевскую Русь к христианству?

– Крещение князя Владимира, а затем его подданных и его государства ознаменовало приход на эти территории европейской цивилизации.

Для князя и других чиновников крещение, переход в христианство означало ориентацию на политические и культурные традиции и «тренды» того времени, связанные с Византией. Крещение – это не только новая вера или новая религия. Это несколько шире: например, это архитектура, так как надо было христианские храмы, церкви строить. Так, современные исследования подтверждают, что князь Владимир Великий был заказчиком, инициатором построения главного храма древнерусского государства – собора Святой Софии в Киеве.

Собор Святой Софии Киевской

– Что побудило князя Владимира Святославича принять христианство и окрестить Русь-Украину?

– Крещение открыло перед князем и политической элитой Киевской Руси возможности для так называемой «брачной дипломатии». То есть можно было заключать браки с представителями или представительницами властных семей Европы. Я бы сказал так: крещение превратило варварскую перед тем страну «на краю Европы» на пост-варварскую, цивилизованную страну.

И, кстати, мы продолжаем жить в этой цивилизации более тысячи лет, поэтому недаром князя назвали Владимиром Великим.

И если для первого поколения русских князей-христиан сама по себе религия значила не так уж и много, то для их детей, внуков и правнуков, крещенных в детстве, религия имела значение.

А первые князья-христиане мне чем-то напоминают наших современников: для них престижно прийти в церковь на Пасху с «самой большой паской», построить часовню, а то и целый собор, в «своем» селе или на территории своей усадьбы.

  • Радіо Свобода

    Оригинал публикации – на сайте Радіо Свобода

08.06.10, Поппе, Христианская Россия | The Medieval Review

  • Рецензент:
  • Anne-Laurence Caudano
  • [email protected]
  • Университет Виннипега

Христианская Россия в процессе становления объединяет двенадцать статей, написанных Анджеем Поппе в период с 1980 по 2003 год, две из которых впервые публикуются на английском языке. В этом томе Поппе предлагает результаты своих продолжающихся исследований ранней государственности Руси и ее обращения в христианство в духе более раннего сборника, опубликованного в 1982 г. (Анджей Поппе, . Возвышение христианской России, . Лондон: Variorum Reprints, 1982). ). Статьи посвящены трем темам: крещение правителей Руси и процесс христианизации; династические проблемы ранней истории Руси; и появление культовых объектов с любопытной историей, таких как Магдебургские ворота на Софии Новгородской. Изучение первых лет существования Русского государства представляет собой сложную задачу, учитывая отсутствие документов этого периода, а при наличии документов — их позднеманускриптальную традицию. Поппе знает об этой проблеме и ловко преодолевает эти ловушки, чтобы (по-новому) интерпретировать текстовые свидетельства, связанные, например, с крещением Ольги (такие как 9-е послание Константина VII).0014 De Ceremoniis

и Продолжение Хроники Регино прм ), решение Владимира принять христианство (например, в Илариона «Слово о законе и благодати» и в Память и восхваление Русского князя Владимира ) и мученичества Бориса и Глеба (в Повести о страстях святых мучеников Бориса и Глеба ), и это лишь немногие. Эти текстовые обсуждения могут иногда казаться техническими; однако они неизбежны при изучении Древней Руси. Поскольку нескольким статьям, представленным в этом томе, более пятнадцати лет, некоторые результаты были превзойдены или оспорены недавними открытиями и исследованиями. Однако автор без колебаний признает этот факт (например, в добавлении к статье II) или отвечает на эти вызовы (например, в добавлениях к статье IX). Том дополнен полезным указателем мест, имен и ученых.

Книга «Династия Рюриковичей, или Семьсот лет формирования Восточной Европы» (номер I) открывает том информативным изложением истории династии Рюриковичей, от ее основателя Рюрика до воцарения Романовых. Хотя этот обзор не особенно информативен, он может стать полезным напоминанием для неспециалистов. Среди представленных здесь двенадцати исследований два особенно интересны, и я хочу продолжить их изучение. Первая (номер VII) «Побежденные на земле, победители с неба. Убийства Бориса и Глеба в становлении Руси XI века» представляет собой плод научной деятельности, отчасти посвященной объяснению убийства Святополком его два младших брата после смерти Владимира в 1015 году.

Очерк построен вокруг трех вопросов: неудавшаяся попытка Владимира изменить линию престолонаследия в пользу своих младших сыновей, рожденных византийской принцессой Анной Багрянородной; промежуточный период, в течение которого имена двух братьев, по-видимому, были забыты членами правящей семьи; и, наконец, причисление Бориса и Глеба к лику святых в 1072 г. и бурный рост их культа. Анализ источников, описывающих почитание двух мучеников, написанных примерно во время перенесения их мощей в 1072 г., показывает, как это политическое событие было переосмыслено в религиозном ключе, и как «принесение в жертву князей символизировало превращение Руси в христианскую страну с ясными этическими и религиозными целями» (166). Это, в свою очередь, свидетельствует о недавнем обретении Русью христианского менталитета в конце XI века.

Ближе к этому номеру во второй статье (номер VIII) «Святость Владимира Великого: почитание в процессе становления» рассматривается, как постепенно Владимир, принявший крещение в 988 году, стал почитаться как святой.

а позже идентифицирован как isapostolos , или «исполнитель дела, равный апостолам» (51). Оригинально Поппе исследует христианство Владимира. Это сложный вопрос, так как большинство источников, относящихся к этому вопросу, сильно предвзяты в его пользу (например, «Речь философа» в IX в.).0014 Повесть временных лет ) или против него (например, Хроника Титмара Мерзебургского). Аспекты обсуждения включают «решение поместить саркофаги Владимира и Анны под крест Десятинной церкви» (10) и приобщение Владимира к христианству с юности. С помощью текстов, ономастики и иконографии в исследовании показано, как развивался культ Владимира в XI–XIII вв., несмотря на то, что правитель еще не получил формального признания в лике святых. Хотя не следует искать какой-то особой церковной процедуры «канонизации», которой не существовало в то время и в том месте, это событие должно располагаться между 129 г.0 и 1311, согласно Поппе. Такая «задержка с прославлением Владимира» объяснялась общим нежеланием Константинополя признавать местных святых (51).

Другие исследования посвящены обращению правителей и возникновению христианства на Руси. В «Еще раз о крещении Ольги, архонтиссы Руси» (№ II) автор пересматривает свидетельства, связанные с крещением Ольги. Обращая особое внимание на оттоновские данные, Поппе переосмысливает контекст визита Ольги в Константинополь в 9 г.57 и немецкой миссии в Киеве в 959 г. Обнаружение фрагмента палимпсеста De ceremoniis М. Фезерстоуном явно ставит под сомнение результаты этой статьи, первоначально опубликованной в 1992 г. Ответ Поппе в приложении и его переоценка выпуск показывает, насколько обсуждаемой проблема остается сегодня (278a-279a). Еще два эссе сосредоточены на первоисточниках, в которых упоминается обращение русов и его религиозное или политическое влияние в то время. «Как понималось обращение Руси в одиннадцатом веке» (номер III) собирает свидетельства соседей Руси, а «Две концепции обращения Руси в киевских письменах» (номер IV) анализируют ответы самих русов. Поразительно видеть немногочисленные, если не несуществующие, реакции византийцев на это событие, которые Поппе приписывает неотъемлемым правилам византийской придворной историографии. Однако обращение Владимира упоминается в арабских, армянских и оттонских исторических источниках, где это событие приобретает политическое значение. Как и следовало ожидать, он занимает видное место в русских писаниях, где, что неудивительно, инициатива по этому поводу отдается Владимиру. «Христианизация и церковные устройства Киевской Руси до 1300 года» (номер V) обсуждает сложный вопрос о проникновении христианства на землю Руси. Аспекты этого исследования включают доказательства присутствия христиан до обращения Владимира в 9 г.88; разработка рассказов о христианизации, например, предания о странствиях святого Андрея; и институционализация христианства посредством постепенной организации митрополичьего престола и епископств. Наконец, «Леонтий, игумен Патмоса, кандидат на митрополичью кафедру» (номер VI) изображает Леонтия как пример обычно малоизвестных епископов, назначенных Византией на Русскую кафедру (2).

Употребление титула «великий князь» на Руси является предметом другого блока исследований «Слова, служащие власти. О великокняжеском титуле в Киевской Руси» (№ IX) и «О титуле великого князя». Великий князь в «Слове о полку Игореве» (число X). В них Поппе анализирует упоминания русских княжеских титулов в русских и византийских текстах. Автор предостерегает от использования княжеской терминологии, встречающейся в документах, составленных раньше, но сохранившихся в рукописях четырнадцатого и пятнадцатого веков, как свидетельство использования этой титулатуры уже в одиннадцатом веке. Это, по сути, предостережение, данное Мартину Димнику в приложении к статье, опубликованной последним в 2004 г. (IX, стр. 185а-189).а). По словам Поппе, нет никаких свидетельств использования этого титула на Руси до конца XII века.

Том завершается репринтом двух статей, посвященных интересным культовым объектам, таким как магдебургские бронзовые двери собора св. Софии в Новгороде (номер XI) или «Так называемые херсонские древности» (номер XII). В первой изложена любопытная история этих дверей, первоначально отлитых в Магдебурге в середине XII века для собора в Плоцке (Польша), и того, как они попали в Новгород в середине XV века. Вторая — исследование обстоятельств, побудивших русов называть «херсонианскими» некоторые религиозные объекты, например чудотворную икону святителя Николая Заразского, магдебургские врата святой Софии Новгородской, святыни, найденные между Новгородом и Москвой. . В большинстве случаев эта квалификация не появлялась до конца пятнадцатого века и свидетельствует о попытке показаться законным наследником Константинополя, придав этим предметам греческое происхождение.

Христианская Россия в процессе становления будет приветствоваться историками, интересующимися вопросами становления средневековой государственности и религиозной институционализации в восточнославянской истории. Хотя том кажется повторяющимся и временами устаревшим, что является слабостью, присущей сборнику перепечатанных статей, он собирает и делает легко доступными более поздние работы видного исследователя политической и религиозной среды Древней Руси.

Москва и Киев празднуют Крещение Руси, но отдельно

Напряженность между Москвой и Киевом сохраняется из-за конфликта с Украиной и попыток украинских православных получить автокефалию. Отдельные церемонии для православных Филарета и для греко-католиков Святослава Шевчука.

01.08.2018

Владимир Розанский
28 июля состоялось торжественное празднование 1030-летия Крещения Киевской Руси, исторической родины русских, украинцев и белорусов.

Кульминация торжества была достигнута на Соборной площади Москвы в сердце Кремля под председательством патриарха Кирилла (Гунджаева), претендующего на первородство в наследии древнего князя Владимира.

Российский Патриарх выразил сожаление в связи с тем, что не может отпраздновать годовщину в Киево-Печерской Лавре, как он это делал каждый год с момента своего избрания в 2009 году до 2014 года, когда конфликт с порошенковской Украиной запер двери в древнюю столицу Руси.

В Киеве на торжествах с участием более 250 тысяч человек председательствовал митрополит Онуфрий (Березовский), глава Православной церкви, связанной с Москвой, но вскоре получивший автокефалию от Константинопольского Патриархата.

В связи с этим русские утверждают, что предотвратили уступку Томоса об автономии после недавних переговоров с эмиссарами Вселенского Патриарха Варфоломея (Архонтониса).

Украинские источники, наоборот, настаивают на наличии уверенности в том, что Варфоломей намерен объявить каноническое решение в пользу независимости Киева от Москвы, и что большинство других Православных Церквей поддержат его.

Москва вытеснила Киев в XV веке, после длительного подчинения «татарскому игу», стершему с лица земли древнюю столицу; напротив, Московское княжество зародилось и процветало благодаря своим делам с монголами.

С возрождением Киева в 1600-х годах и началом украинских восстаний против поляков дуализм между двумя столицами восточнославянского православия был восстановлен, вернувшись сегодня к исходной точке.

Для дальнейшего укрепления своих позиций Кирилл пригласил еще одного из исторических патриархов византийского православия, Феодора II Александрийского (Хорефтакиса), чей титул не более чем формальный; в Египте господствует Коптская церковь во главе с другим Феодором II — Тавадросом (Солиманом).

Грек Феодор — давний друг Кирилла, учился в России, а также представляет Российский экзархат в Египте. Таким образом Московский Патриархат хотел послать сигнал Константинополю, заявив о связи с традиционными патриархами православного пентарха первых веков (Рим, Константинополь, Александрия, Антиохия, Иерусалим), заручившись также поддержкой Папы Римского. Франциска с недавними визитами различных русских делегаций в Рим.

Впервые торжественная литургия была отслужена непосредственно на исторической площади в центре Кремля, за пределами Успенского собора, чтобы собрать как можно больше верующих. Присутствовали Президент России Владимир Путин и представители многих других Православных Церквей. Патриарх Кирилл назвал крещение 988 года «основополагающим событием всей русской истории».

Отвечая на все большее распространение в современной России различных неоязыческих влияний, Кирилл вспоминал, что «все до Крещения погружается во мрак и известно нам лишь по крупицам.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *