Принятие христианства на Руси: причины, значение, последствия
Ничто не поражает так, как чудо, — разве только наивность, с которой его принимают на веру.
Марк Твен принятие христианства на РусиПринятие христианства на Руси – процесс, в ходе которого Киевская Русь в 988 году перешла от язычества к истинной христианской вере. Так, по крайней мере, говорят учебники по истории России. Но мнения историков расходятся в вопросе христианизации страны, поскольку значительная часть ученых уверяет, что события, которые описываются в учебнике, на самом деле происходили не так, или не в такой последовательности. В ходе данной статьи мы постараемся разобраться в этом вопросе и понять, как же на самом деле происходило крещение Руси и принятие новой религии – христианства.
Причины принятия христианства на Руси
Начать изучение этого важного вопроса следует с рассмотрения того, какой была религиозная Русь до Владимира. Ответ прост – страна была языческой. Кроме того часто такую веру называют ведической. Суть такой религии обуславливается пониманием, что, несмотря на обширность, существует четкая иерархия богов, каждый из которых отвечает за определенные явления в жизни людей и природы.
Бесспорный факт — князь Владимир Святой долгое время был ярым язычником. Он поклонялся языческим богам, и долгие годы старался привить стране правильное с его точки зрения понимание язычества. Об этом говорят и официальные учебники по истории, в которых представлены однозначные факты, говорящие, что в Киеве Владимир установил памятники языческим богам и призывал народ поклоняться им. Об этом сегодня снимается множество фильмов, в которых рассказывается о том, насколько это был значимый шаг для Руси. Однако, в этих же источниках говорится о том, что «безумное» стремление князя к язычеству привело не к объединению народа, а наоборот, к его разобщению. Почему это произошло? Чтобы ответить на этот вопрос необходимо понять суть язычества и ту иерархию богов которая существовала.
Эта иерархия представлена ниже: Перун — бог грома восточных славян- Род
- Лада
- Сварог
- Жив и Жива
- ….
- Перун (14-ый в общем списке).
Другими словами, были главные боги, которые почитались, как истинные создатели (Род, Лада, Сварог), а были и второстепенные боги, которых почитала только небольшая часть людей. Владимир же в корне разрушил эту иерархию и назначил новую, где главным божеством для славян назначался Перун. Это полностью разрушило постулаты язычества. В результате поднялась волна народного гнева, поскольку люди, которые долгими годами молились Роду, отказывались принимать тот факт, что князь собственным решением утвердил Перуна главным божеством. Необходимо понять весь абсурд ситуации, которую создал Владимир Святой. Он фактически своим решением взялся управлять божественными явлениями. Мы не говорим о том, насколько эти явления были значимы и объективны, а просто констатируем факт, что киевский князь это сделал! Для того, чтобы стало понятно, насколько это важно, представьте, что завтра президент объявит, что Иисус это вовсе не бог, а богом является, например, апостол Андрей.
Мы углубились настолько в язычество и начальные шаги Владимира в роли князя, потому, что именно в этом лежит причина принятия христианства на Руси. Князь, почитая Перуна, старался навязать эти взгляды всей стране, но потерпел неудачу, поскольку основная масса населения Руси понимала, что истинный бог, которому молились годами, – Род. Так провалилась первая религиозная реформа Владимира 980 года. Об этом пишут и в официальном учебнике по истории, забывая, правда, рассказать о том, что князь полностью перевернул язычество, что и привело к волнениям и провалу реформы. После этого в 988 году Владимир принимает христианство, как религию наиболее подходящую для себя и своего народа. Религия пришла из Византии, но для этого князю пришлось захватить Херсонес и жениться на византийской принцессе.
Вернувшись в Русь с молодой женой, Владимир обратил все население в новую веру, причем люди с удовольствием приняли религию, и только в отдельных городах наблюдались незначительные сопротивления, которые быстро пресекались княжеской дружиной. Этот процесс описывается в «Повести временных лет».Именно такие события предшествовали крещению Руси и принятию новой веры. Давайте же теперь разбираться, почему большая половина историков критикует такое описание событий, как не достоверное.
«Повесть временных лет» и церковный Катехизис 1627 года
Повесть временных летПрактически все, что нам известно о крещении Руси, мы знаем на основе произведения «повесть временных лет». Историки уверяют нас в достоверности самого произведения и тех событий, которые в нем описываются. В 988 году крестился великий князь, а в 989 году была крещена вся страна. Разумеется, на тот момент времени в стране не было священников для новой веры, поэтому они приехали на Русь из Византии. Эти священники привезли с собой обряды греческой церкви, а также книги и святые писания. Все это было переведено и составило основу новой веры нашей древней страны. Об этом говорит нам «Повесть временных лет» и эта версия представлена в официальных учебниках по истории.
Однако, если посмотреть на вопрос принятия христианства с точки зрения церковной литературы, то мы увидим серьезные расхождения с версией из традиционных учебников. Для демонстрации рассмотрим Катехизис 1627 года.
Катехизис представляет собой книгу, содержащую основы христианского учения. Впервые Катехизис был опубликован в 1627 году при царе Михаиле Романове. В этой книге изложены основы христианства, а также этапы становления религии в стране.
Схема: принятие христианства на РусиПримечательна в Катехизисе следующая фраза: «Итако повеле креститеся всей земли Русстей. В лето шесть тысящь УЧЗ (496 – славяне издревле обозначали цифры буквами). от святых патриарх, от НИКОЛЫ ХРУСОВЕРТА, или от СИСИНИЯ. или от СЕРГИЯ, архиепископа Новгородского, при Михайле митрополите киевском». Мы привели выдержку из 27 страницы Большого Катехизиса, специально сохранив стилистику того времени. Из этого следует, что на момент принятия христианства на Руси уже были епархии, как минимум в двух городах: Новгороде и Киеве. А ведь нам говорят, что церкви при Владимире не было и священники пришли из другой страны, но церковные книги уверяют об обратном – христианская церковь, пусть и в состоянии зарождения, но уже была у наших предков еще до самого крещения.
Современная история достаточно неоднозначно трактует этот документ, говоря, что это не более, чем средневековые выдумки, и в данном случае Большой Катехизис искажает истинное положение дел 988 года. Но ведь это приводит к следующим выводам:
- На момент 1627 года русская церковь придерживалась мнения, что христианство было и до Владимира, как минимум в Новгороде и Киеве.
- Большой Катехизис это официальный документ своего времени, по которому изучали, как богословие, так и частично историю. Если предположить, что в этой книге действительно ложь, то получается, что на момент 1627 года никто не знал, как произошло принятия христианства на Руси! Ведь других версий нет, и всех учили «ложной версии».
- «Правда» о крещении появилась только значительно позже и ее представляют Байер, Миллер и Шлецер. Это придворные историки, которые приехали из Пруссии и описывали историю России. Что касается христианизации Руси, то эти историки основывали свою гипотезу именно на повести временных лет. Примечательно, что до них этот документ никакой исторической ценности не имел.
Роль немцев в истории России переоценить очень сложно. Практически все известные ученые признают, что наша история написана немцами и в интересах немца. Примечательно, что, например, Ломоносов порой доходил до драк с приезжими «историками», поскольку те нагло переписывали историю России и всех славян.
Православные или правоверные?
Старый христианский крестИзменение названия произошло в процессе церковной реформы, которую проводил патриарх Никон в 1653-1656 годах. Большого различия между понятиями нет, но есть опять же один важный нюанс. Если правоверными называли людей, которые правильно веруют в Бога, то православными называли тех, кто Бога правильно прославляет. А в древней Руси прославление фактически приравнивалось к языческим деяниям, и поэтому, изначально, применялся термин правоверные христиане.
Этот, на первый взгляд, незначительный пункт в корне меняет представление об эпохе принятия религии христианства у древних славян. Ведь получается, что если до 1656 года христиане считались правоверными, а в Повести временных лет используется термин православные, то это дает повод заподозрить Повесть в том, что она писалась никак не в период жизни князя Владимира. Подтверждает эти подозрения тот факт, что впервые данный исторический документ появился только в начале 18 века (более, чем через 50 лет после реформы Никона), когда новые понятия уже плотно вошли в обиход.
Значение принятия христианства на Руси
Принятие христианства древними славянами – это очень важный шаг, который в корне изменил не только внутренний уклад страны, но и ее внешние отношения с другими государствами. Новая религия привела к изменению быта и образа жизни славян. Изменению подверглось буквально все, но это тема для другой статьи. В общем же мы можем говорить, что значение принятия христианства свелось к:
- Сплочение народа вокруг единой религии
- Улучшение международного положения страны, за счет принятия религии, которая существовала в странах-соседях.
- Развитие христианской культуры, которая пришла в страну вместе с религией.
- Укрепление власти князя в стране
Мы же вернемся к рассмотрению причин принятия христианства и того, как это происходило. Мы уже отмечали, что поразительным образом за 8 лет князь Владимир превратился из убежденного язычника в истинного христианина, а вместе с ним и вся страна (об этом говорит официальная история). Всего за 8 лет такие изменения, причем путем проведения двух реформ. Так зачем же русский князь изменил религию внутри страны? Давайте разбираться…
Предпосылки принятия христианства
Памятник Владимиру Святому в КиевеСуществует множество предположений о том, кем был князь Владимир. Официальная история ответа на этот вопрос не дает. Нам доподлинно известно только одно – Владимир был сыном князя Святослава от хазарской девушки и с ранних лет жил с княжеской семьей. Братья будущего великого князя были убежденными язычниками, как и их отец – Святослав, который говорил, что христианская вера это уродство. Как же получилось так, что Владимир, который жил в языческой семье вдруг легко воспринял традиции христианства и за несколько лет изменил себя? Но пока необходимо отметить, что само принятие новой веры простыми жителями страны в истории описано крайне небрежно. Нам говорят, что без каких-либо волнений (незначительные мятежи были только в Новгороде) русичи приняли новую веру. Вы можете себе представить народ, который за 1 минуту отказался от старой веры, которой его учили столетиями, и принял новую религию? Достаточно перенести эти события на наши дни, чтобы понять абсурдность этого предположения. Представьте, что завтра Россия объявит своей религией иудаизм или буддизм. Волнения в стране поднимутся страшные, а нам говорят, что в 988 году смена религии прошла под овации…
Князь Владимир, которого поздние историки прозвали Святым, был нелюбимым сыном Святослава. Тот прекрасно понимал, что «полукровка» страной править не должен, и готовил престол для своих сыновей Ярополка и Олега. Примечательно, что в некоторых текстах можно найти упоминание о том, почему Святой так легко воспринял христианство и начал навязывать его на Руси. Известно, что, например, в Повести временных лет Владимира называют не иначе, как «робичич». Так в те времена называли детей раввинов. В последующем историки стали переводить это слово, как сын рабыни. Но факт остается фактом – нет четкого понимания, откуда появился сам Владимир, но есть некоторые факты, указывающие на его принадлежность еврейскому роду.
В результате мы можем говорить, что, к большому сожалению, вопрос принятия веры христианской в Киевской Руси изучен историками очень плохо. Мы видим огромное количество нестыковок и объективного обмана. Нам представляют события, которые произошли в 988 году, как нечто важно, но вместе с тем, рядовое для народа. Данная тема весьма обширна для рассмотрения. Поэтому в следующих материалах, мы подробнее рассмотрим данную эпоху, чтобы разобраться досконально в тех событиях, которые происходили и предшествовали крещению Руси.
Источники и дополнительный материал по теме:
- «Утверждение христианства на Руси» — Брайчевский М.Ю. 1989
- «Воскрешение Перуна: К реконструкции восточнославянского язычества» — Клейн Л.С. Санкт-Петербург, 2004
- «Крещение Киевской Руси» — Кузьмин А.Г. Москва, 2012
Крещение Алании: как это было
Аланское царство — средневековое ираноязычное государство, оставившее много вопросов для историков. Но одно известно точно: аланы стали первыми христианами на Северном Кавказе. Аланское царство «крестилось» даже раньше Руси — и именно эту дату отмечают в этом году в Северной Осетии.
«Аланское досье»
Фото: Константин Фарниев
О крещении Алании известно значительно больше, чем о принятии христианской веры на Руси, в Грузии и Армении, уверяют историки. Авторитетным источником информации является «аланское досье Николая Мистика» — это письма, которые направлял архиепископу Алании Петру Константинопольский патриарх.
— Крещение Алании произошло ориентировочно в 916 году. Это условная дата, — объясняет кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Института истории и археологии Северной Осетии Михаил Мамиев. — Но это точно случилось во второе патриаршество Николая Мистика до 925 года. Поэтому празднование 1100-летия крещения Алании в 2022 году укладывается в научные рамки.
В первой четверти X века в Аланию из Византии по приглашению царя прибывают христианские миссионеры. Алания в то время занимает территорию от нынешнего Пятигорска на западе до Северного Дагестана на востоке, а с севера на юг тянется от современного Краснодарского края до Южной Осетии.
— Это было могущественное, самостоятельное раннефеодальное государство с сильной армией, — поясняет Михаил Мамиев. — Союза с аланами ищут крупные «игроки» той эпохи.
Вслед за миссионерами из Византии прибывает архиепископ Петр, он крестит аланского царя и становится первым архиереем Алании. Так образуется аланская епархия в ранге архиепископии, а вскоре статус меняется до более высокого — аланское государство становится метрополией.
Своевременный выбор
Фото: Анна Кабисова
Некоторые аланские цари принимали христианство уже начиная с VIII века, но это был их личный выбор, и на население страны он не распространялся. А вот к X веку общество созрело для новой религии, считают ученые. Вслед за царем христианскую веру принимают ближайшие родственники правителя, затем — остальные представители династии, а после — наиболее приближенные к царю дружинники. Постепенно христианство идет «в народ».
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
Нижний Джулат: золотоордынский мегаполис на Кавказе
Этот старинный город хотят включить в список ЮНЕСКО, а для туристов со всего мира построить здесь культурно-исторический парк. Но пока на уникальную территорию зачастили черные копатели
— Аланы понимали, что Византия — это передовое государство того времени, а христианство становится мировой религией. У людей было желание влиться в эту средневековую культуру, как это уже сделали самые развитие страны, а не остаться на задворках, — предполагает Михаил Мамиев.
О добровольности крещения алан свидетельствует изменение погребального обряда.
— В могилах дохристианского периода археологи находят остатки поминальной тризны, посуду и оружие — то, что могло понадобится покойному в загробном мире. После крещения таких захоронений почти не фиксируют.
До X века археологи находят в могилах маленькие зеркала из начищенного до блеска металла. После крещения на таких зеркалах появляется крест.
— Зеркало — это символ загробного мира, пространства вечности, которое открывается за гробом. Крест на зеркалах — знамя Христа, знамя победы над смертью. Люди поверили, что сын Божий победил смерть, — объясняет священник Осетинской церкви Рождества Пресвятой Богородицы Игорь Кусов.
Христианизация Алании происходит сравнительно быстро: абсолютно все источники с XI до XV века говорят об аланах как о христианском народе. Но это не означает, что все стали христианами — археологи фиксируют мусульманское меньшинство, а часть населения продолжило исповедовать дохристианскую религию. О ней специалистам почти ничего неизвестно. Часть ученых настаивает, что до христианства у алан был целый пантеон божеств — наследство скифо-сарматского мира, другие считают их веру монотеистической. Возможно, в том числе поэтому христианство оказалось близким народу Алании.
Земля апостольской проповеди
Фото: Елена Афонина/ТАСС
Внутреннее убранство церкви Святого Ильи в поселке Нижний Архыз
Современное духовенство часто называет Аланию землей апостольской проповеди. Подтвердить или опровергнуть этот факт историки не могут.
— Есть церковное предание, что апостолы Андрей Первозванный и Симон Кананит проповедовали в Алании задолго до крещения. Подтвердить это никакими источниками невозможно. Но и исключать не стоит. Ведь нет подтверждения апостольской проповеди где-то в другом месте, — объясняет Михаил Мамиев.
Священник Игорь Кусов говорит о косвенных признаках апостольской проповеди в Алании. Например, существует предание о миссионерском путешествии Андрея Первозванного. На его маршруте есть и аланские территории. А первые аланы приняли крещение еще в I веке.
— Аланскую царицу Сатеник решают выдать замуж за армянского царя. Невесту сопровождают аланские вельможи во главе с Баракадом, в крещении Сухий. Тогда Армения еще не приняла христианства, но аланы слышат проповедь и обращаются в новую веру. Сухий с дружиной отказываются отречься от Христа, и их убивают, — рассказывает Игорь Кусов. — Первые упоминания об аланах появляются в I веке нашей эры, как раз в эпоху зарождения христианской веры. Какое-то время они идут параллельно друг другу, но мировая религия и одно из могущественных государств рано или поздно должны были пересечься.
Аланское православие
Фото: Иван Губский
Северный Зеленчукский храм в поселке Нижний Архыз
Фото: Антон Подгайко/ТАСС
Средний Зеленчукский храм в поселке Нижний Архыз
Фото: Елена Афонина/ТАСС
Церковь Святого Ильи (Южнозеленчукский храм) в поселке Нижний Архыз
Фото: Валерий Шарифулин/ТАСС
Шоанинский храм X—XI веков в селе Лаба
Фото: Ирина Овчинникова/Фотобанк Лори
Руины Зругского храма
Крещение Алании сделало ее частью восточно-христианской цивилизации — наладились торговые связи с Византией, через Аланию товары шли как на Передний Восток, так и к черноморскому побережью.
— Отношения с Византией были настолько тесными, что Алания выступа союзницей империи. Так, аланский царь Росмик в начале XII века сражается против норманнов на стороне византийского императора Алексея, — поясняет Михаил Мамиев.
— Там, где церковь, там — письменность. Христианство — это невероятный подъем там, где еще недавно не было грамоты, — добавляет Игорь Кусов.
Новая вера дает толчок в развитии письменности, архитектуры и культуры. На базе тысячелетней культуры алан и христианства возникает так называемое аланское православие. Оно соединяет в себе древнюю индоиранскую культуру и догматическое христианство.
— Есть доказательства, что у алан существовала своя письменность, — говорит кандидат исторических наук Михаил Мамиев. — Это знаменитая Зеленчукская надпись на могильной плите. Текст начертан на аланском языке на основе греческого алфавита.
Также о существовании аланской письменности свидетельствуют маргиналии на полях средневекового ветхозаветного текста — записи на аланском языке, сделанные чтецом-аланом, чтобы лучше ориентироваться в богослужебном тексте на неродном для него греческом языке.
Самые древние христианские храмы России до присоединения Крыма были именно аланскими. Они находятся в Карачаево-Черкесии: Шоанинский храм в селе Лаба и три храма в Нижнем Архызе. XI веком датируются дошедшие до нас церкви на территории нынешней Северной Осетии. Яркий пример — Зругский храм.
— Первые аланские храмы строились, конечно, приезжими мастерами в византийском стиле, — говорит историк. — Позже им на смену пришли местные зодчие со своими традициями.
Испытание веры
Фото: Антон Новодережкин/ТАСС
Первые священники Алании были греками. Это известно из мирного договора между Аланией и Хазарией после проигранной аланами войны. Одним из его условий была полная депортация греческого духовенства из страны, объясняет священник Игорь Кусов. Но аланы быстро восстанавливают свои религиозные позиции. Это известно благодаря надписи на стенах Сентинского храма: она гласит, что храм обновлен и освящен в память Пресвятой Богородицы в 965 году. Ранее он был закрыт, вероятно, по требованию хазар.
В XIII веке на территорию Алании приходят монгольские завоеватели.
— Около 30 тысяч алан ушли и осели в Венгрии, еще столько же оказались в Китае, сохраняя верность христианству, — говорит Игорь Кусов.
— Монголы отличались веротерпимостью, они не боролись с христианством, не разрушали храмы и не уничтожали духовенство. Монгольские правители напротив поддерживали христианство как традиционную религию, — продолжает Михаил Мамиев.
Все изменилось с нашествием Тимура. Полководец совершает несколько карательных экспедиций на Аланию, заходит в горные долины. Из страны на восток и на запад мигрируют тысячи алан.
Аланское государство перестает существовать, оставшееся население изолировано в горах.
— Алания оказывается в изоляции от архиерея, постепенно утрачивается духовенство, перестают проводится церковные службы. Формируется народное христианство, то есть православие как его понимает народ, без богословских сложностей, — объясняет Михаил Мамиев.
— Несмотря на гибель могущественного Аланского государства, христианство сохранилось на небольшой территории Кавказа, — добавляет священник Игорь Кусов. — Наука признает осетин потомками алан.
Валерий Тайсаев
Христианство становится религией Римской империи
Монета с изображением Феодосия I Изображение: picture-alliance / akg-images Я имел далеко идущие последствия: он связал иудео-христианские корни европейского континента с греко-римской культурой.
https://p.dw.com/p/JJNY
Реклама
До Никейского собора 325 года христиан преследовали, церкви поджигали, а их имущество конфисковывали. Пик гонений на христиан пришелся на правление императора Диоклетиана (ок. 245 — 316). Он хотел возродить старые языческие культы и сделать их своего рода государственной религией. Но его антихристианская политика потерпела неудачу и была отменена при одном из его преемников, императоре Константине I (ок. 285–337).
В Римской империи хорошо функционировали военная и административная части. Общее экономическое пространство обеспечило процветание. Гражданские права, предоставленные всем людям, проживающим на римской территории, заложили основу для растущего чувства единения, за исключением тех случаев, когда дело касалось религиозных обрядов.
Никейский собор
19 июня 325 года Константин вмешался в религиозный конфликт. Чтобы сгладить ситуацию, он пригласил всех христианских епископов на собор в Никее, недалеко от современного Стамбула. Целью собора, на котором присутствовало более 300 представителей церкви, было не утверждение христианства в качестве государственной религии, а скорее установление религиозного мира, который стабилизировал бы Римскую империю. После долгих дебатов Константин согласился с символом веры, в котором говорилось, что Бог и Иисус — одно целое. Подписание этого символа веры фактически положило конец гонениям на христиан.
После Никейского Собора христиане больше не боялись преследований Изображение: dpaНо условия для последователей христианства стали еще лучше. 27 февраля 380 г. в Салониках император Восточной Римской империи Феодосий I (347–395) в присутствии императора Западной Римской империи Валентиниана II (371–392) подписал декрет, согласно которому христианство объявлялось государственной религией и наказывалось за практику языческих обрядов.
Но точный текст этого указа, собранный в Кодексе Феодосиана XVI.1.2, не только очерчивал особый статус христианства, но и разрешал гонения на неверующих:
«Наше желание, чтобы все различные народы, подлежащие нашему милосердию и умеренности, продолжали исповедовать ту религию, которая была передана римлянам божественным апостолом Петром… и которую ныне исповедуют понтифик Дамасий и Петр, епископ Александрийский».
«По апостольскому учению и евангельскому учению уверуем во единое Божество Отца, Сына и Святого Духа, в равновеличестве и во Святую Троицу».
«Мы разрешаем последователям этого закона принимать титул христиан-католиков; но что касается других, поскольку, по нашему мнению, они являются глупыми безумцами, мы постановляем, что они должны быть заклеймены позорным именем еретиков и должны не смейте давать своим собраниям название церквей».
Они понесут, во-первых, наказание божественного осуждения, а во-вторых, наказание нашей власти, которое, в соответствии с волей Неба, мы решим наложить».0005
Симбиоз древности и христианства
Таким образом, неверующих начали преследовать с тем же рвением, с которым когда-то боролись христиане и евреи. Языческие ритуалы были актами государственной измены, храмы и святилища были разрушены, как и Дельфийский Оракул, легендарный источник мудрости Древней Греции.
В то же время 27 февраля 380 года является важной вехой в истории Европы, потому что в этот день еврейско-христианские корни соединились с корнями греческой и римской древности – симбиоз, который ощущается и сегодня.
Ранняя история греков и римлян, а также иудео-христианская традиция оказали решающее влияние на Европу, как хорошее, так и плохое. Потому что в последующие века во имя Христа кормили не только бедняков; критики и диссиденты также были убиты во имя Господа.
Автор: Matthias von Hellfeld (dc)
Редактор: Andreas Illmer
Реклама
Пропустить следующий раздел Главные новости DWСтраница 1 из 2
Пропустить следующий раздел Другие новости DWПерейти на домашнюю страницу
Викинги: от язычников к христианам; Как это произошло?
Идет загрузка. ..
Викинги: из язычников в христиане
В то время как Карл Великий «обращал» язычников в христианство с помощью меча, обращение викингов в христианство происходило по большей части без насилия. В раннюю эпоху викингов торговцы-викинги отмечали, что они терпели убытки в торговых контрактах и сделках, потому что другая сторона была христианином. Торговцы-христиане, как правило, давали больше сделок и выгоднее другим христианам, дискриминируя язычников и мусульман. Торговец-викинг мог затем носить крест, когда он был среди христиан, только чтобы сменить его обратно на свой обычный молот Тора по возвращении домой. Пока торговец-викинг не был крещен, он мог исповедовать обе религии, что было обычной практикой в Скандинавии в течение следующих нескольких столетий.
Сначала скандинавские викинги не приняли христианство. Они любили своих богов и были довольны ими. Английские и франкские христианские священники и монахи начали миссионерские туры в земли викингов с 700-х по 800-е годы. Однако обращение викингов происходило на протяжении столетий. Даже когда датский или шведский король стал христианином и провозгласил свой народ христианским, многие все еще практиковали свои языческие обычаи и придерживались старых богов. Однако к концу эпохи викингов большинство викингов стали полностью христианами, были крещены и похоронены в этой вере.
«Общие факторы, из-за которых умирают общества: от Гренландии викингов до современного Сомали»
Чтобы посмотреть полный подкаст «History Unplugged», нажмите he re ! Викинги: от язычников к христианам – Дания Дания. Харальд Блютуз поднял Еллингский камень, провозгласив, что он сделал всех датчан христианами, хотя новая вера жила бок о бок со старой в течение следующих нескольких сотен лет. Датские викинги принимали христианство медленно. К 1110 году в старейшем датском городе Рибе был начат первый каменный собор. Он был закончен в 1134 году. К тому времени большинство датчан стали христианами.
Викинги: от язычников к христианам – НорвегияХотя несколько более ранних королей приняли христианство, только в 995 году, когда Олаф Трюггвасон возглавил успешное восстание против языческого короля Хаккона Ярла, христианство пришло в Норвегию. Олаф Трюггвасон стал королем Олафом I и начал силой обращать норвежцев в христианство. Он сжигал языческие храмы и убивал викингов, которые не обращались. Благодаря этим насильственным методам каждая часть Норвегии стала христианской, по крайней мере, на словах. Различные саги о королях приписывают христианизацию Исландии и других западных островов усилиям Олафа.
Идет загрузка…
ШвецияВо время более поздней эпохи викингов христианство начало проникать в Швецию, и в 11 веке были учреждены епископальные кафедры. Конфликты и насилие также сопровождали постепенное обращение Швеции в христианство, но в целом старая и новая вера сосуществовали в течение многих лет.