Крещение Руси: политика или вера?
Константин МАЦАН
27.07.2012
28 июля — день памяти святого равноапостольного князя Владимира. Сегодня, по прошествии тысячелетия, особенно актуально дело великого князя в вопросе духовного единства ныне разделенного Русского мира. Насколько легко далось дело Крещения Руси самому Владимиру? Попробуем разобраться.
«Крещение Руси князем Владимиром в 988 году» — классическое название главы в школьном учебнике истории. И об этом, в общем-то, знает каждый — потому что «проходил». А дальше, как и всегда в случае с великими историческими событиями, на ум приходят разрозненные эпизоды, детали, фрагменты — и складываются в большое «нечто», которое и становится для нас «Крещением Руси». И это «нечто», как правило, представляется событием больше политическим, нежели духовным.
Конечно, есть факты политического характера, которые принимаются большинством историков. Князь Владимир выбрал новую для своей страны религию, словно «по каталогу», из уже имеющихся: ислам, иудаизм и западное христианство — «не устроили». С греческим же православием сложилась особая ситуация. Византийскую империю в 80-х годах X века штормило — мятежные полководцы Варда Склира и Варда Фока уже примеряли царскую корону. В трудных условиях императоры, братья-соправители Василий и Константин, вынуждены были просить о военной помощи своего врага — «царя русов» Владимира. Тот выставил условие: жениться на их сестре Анне — неслыханная для того времени дерзость. Но делать было нечего, императоры согласились, хотя уговорили Владимира креститься в их веру — отдавать принцессу крови за язычника было чем-то уж совсем немыслимым. В итоге князь отправил на подмогу грекам шесть тысяч варягов — те быстро навели в стране порядок, и Владимир обвенчался с Анной в Херсонесе. Теперь, когда во главе Киевской Руси стоял князь-христианин, само собой разумеющимся было крестить и всю Русь.
Что же получается — крещение Руси не было делом веры? Князь Владимир крестился сам из политических соображений? А остальные люди? Ведь едва ли те, кому просто повелели прийти к Днепру креститься, по-настоящему понимали, что и зачем с ними происходит? А в Новгороде попытки «учредить» новую веру и вовсе встретили сопротивление — там пришлось крестить «огнем и мечом». Так при чем здесь вообще милосердное христианство?
Но все это только часть правды. Ведь даже если согласиться с тем, что крещение князя Владимира было мотивировано только политически, то именно так, с точки зрения верующего человека, и могла проявиться воля Божья — чтобы благодаря борьбе «приземленных» политиков Русь стала частью единой Святой, Соборной и Апостольской Церкви.
Крещение в 988 году было массовым, но не всеобщим: в первую очередь, крестились правитель и знать. А дальше происходило по Евангелию — закваска помещается в тесто, и постепенно все тесто подходит: князья, принявшие православие, начали в каком-то смысле «соревноваться» друг с другом в строительстве храмов, в обустройстве монастырей, заботились о распространении Священного Писания, богослужебных книг. И так постепенно христианство прорастало в ткань народной жизни. Люди становились православными, но уже не по решению князя. Православным становился сам дух их жизни. Но для этого потребовалось несколько веков. И именно этот процесс — постепенный и длительный — и есть собственно Крещение Руси. А то крещение людей в Киеве и нескольких других городах, которое произошло в 988 году, — лишь старт на очень длинной дистанции. И не страшно, что этот старт был сугубо политическим, его плоды оказались духовными.
Но вот вопрос: а где заканчивается дистанция? Крещение Руси началось в 988 году — а завершилось когда? В каком-то смысле оно продолжается до сих пор, и святой равноапостольный князь Владимир сделал что-то, что касается нас вплоть до сегодняшнего дня. Но как это увидеть? Вспомните своих друзей на Украине, в Белоруссии и Молдавии. Почему даже оказавшись в разных странах, мы друг для друга по-прежнему «свои»? А в том числе и потому, что у нас есть общая Киевская купель крещения. Именно в ней берет свое начало то, что историки и богословы позже назовут «Святой Русью», — единое духовное пространство России, Украины, Белоруссии и Молдавии.
Это духовное единство не отменяет государственных границ, суверенитета и независимых политических институтов. Но это единство — выше политики. И предстоятель Русской церкви — не патриарх Российской Федерации, а именно «всея Руси». В 2009 году на открытии III ассамблеи фонда «Русский мир» Святейший патриарх Кирилл сформулировал это так: «Для русского человека немыслимо противопоставлять «украинского» равноапостольного князя Владимира «русскому» преподобному Сергию Радонежскому, «русского» благоверного князя Александра Невского «белорусской» преподобной Евфросинии Полоцкой, «молдавского» преподобного Паисия Величковского «российскому» святителю Игнатию (Брянчанинову). Это выглядит просто как анекдот, как шутка. Все это святые Русской земли».
Той земли, которая ведет отсчет от 988 года.
Крещение Киевской Руси — Украины: когда и как это было, и почему об этом важно знать
Крещение Киевской Руси — Украины: когда и как это было, и почему об этом важно знать. Фото: Олексій Нестеренко
Ежегодно, в текущие дни в Киеве и по Украине отмечается День Крещения Руси-Украины. Официально этот праздник приходится на 28 июля. Журналисты 44.ua решили рассказать о Крещении подробнее. Когда и как оно происходило, почему отмечается именно в эту дату и что еще нужно знать об этом событии.
Крещение Киевской Руси Владимиром Великим
Крестителем Руси стал князь Владимир Великий. Во времена начала его правления, основной верой на территории Киевской Руси было язычество. Владимир, в свою очередь, ввел пантеон из семи языческих богов разных племен. Однако, политическая обстановка в стране требовала объединения людей, ради которого Владимир решил принять одну основную религию с единым Богом.
Крещение Киевской Руси, Фото: Википедия
Из мировых религий, в Украине того времени было христианство греческого и латинского обрядов, мусульманство из Волжской Булгарии и иудаизм. Владимир рассмотрел несколько вариантов, но остановился на христианстве. Его многое связывало с Византийской империей, которая тогда была самым сильным государством. Позднее, киевский князь женился на Анне, сестре императора Византии.
Крещение киевлян произошло в 988 году. Именно этот год считается датой официального Крещения Руси. Тогда это было провозглашено князем, а христианство стало государственной религией Киевской Руси. Крещение происходило в водах Днепра. Если точнее, считается, что киевлян крестили в Почайне, впадающей в Днепр. Сейчас это район столичной Оболони.
Крещение Киевской Руси, Фото: Життеві Обрії
К слову, центральная улица Киева, Крещатик, названа именно в честь этого события. Существует версия, что именно по ней киевляне шли на Крещение Руси вслед за Владимиром. Со временем, религия распространилась и на остальные земли страны, став важным духовным и политическим аспектом. В Киеве стали появляться церкви и школы. Основным направлением христианства на Руси стало православие.
Христианство на Руси до Владимира
Выбор христианства в качестве основной религии Владимиром не был исключительно политическим решением. Христианство уже имело значительную роль как в жизни самого киевского князя, так и на Руси. Например, бабушка Владимира, княгиня Ольга, была христианкой.
А первая попытка покрестить Русь предпринималась князем Аскольдом. Известно это событие как Аскольдово крещение, происходившее в 860 году. Сохранившихся об этом документов не так много, однако, известно, что тогда Русь крестилась, но христианство не было принято обществом в силу разных причин. И только произошедшее спустя почти 30 лет Крещение Владимиром стало историческим и решающим.
Существует версия, что исповедуемое на Руси православие стало направлением христианства, в котором многие нюансы были заимствованы из язычества, чтобы общество приняло новую религию как свою, а не как навязанную и привезенную из-за границы.
День Крещения Киевской Руси — Украины и его значение
День Крещения Киевской Руси — Украины стал официально праздноваться с 2008 года. Указ об этом к 1020-летию Крещения подписал Президент Украины Виктор Ющенко. Датой праздника стало 28 июля. Это день памяти святого равноапостольного князя Владимира. С тех пор, событие торжественно отмечается ежегодно.
Для Украины этот праздник очень важен сразу по нескольким причинам. Христианство до сих пор является основной религией и верой на территории страны. Большинство украинцев являются православными христианами. Крещение Руси также имеет большое историческое и политическое значение.
Михайловский Златоверхий монастырь в Киеве, Фото: Олексій Нестеренко
Учитывая всевозможные манипуляции со стороны современной России, и попытки присвоить украинскую историю, важно помнить, что Крещение Руси — Украины, организованное украинским князем, происходило именно в Киеве, в 988 году. И именно Украинская православная церковь исторически является основной на этих землях.
Памятник святому Владимиру в Киеве, Фото: Олексій Нестеренко
Напомним, что ранее мы рассказывали о том, почему Киев называют «матерью городов русских», а также публиковали интересные факты о Древнем Киеве.
День памяти святого Владимира Киевского и День крещения Руси отмечают в Украине
День памяти святого равноапостольного князя Владимира Киевского отмечается 28 июля. Он был внуком святой княгини Ольги, память которой 24 июля.
Князь Владимир не только сам принял христианство, но и способствовал тому, что христианство стало государственной религией Киевской Руси. Поэтому 28 июля является украинским национальным праздником – Днем Крещения Киевской Руси.
Князь Владимир не только сам принял христианство, но и способствовал тому, что христианство стало государственной религией Киевской Руси. Поэтому 28 июля является украинским национальным праздником – Днем Крещения Киевской Руси.
Будущий князь родился в 962 или 963 году на Волыни. Период его княжения в Киеве длился 35 лет — с 980 по 1015 год.
Существует множество версий о времени и месте крещения князя Владимира. Летопись указывает 988. Насчет места больше всего споров то ли в Херсоне, то ли в Киеве. После своего крещения Владимир приказал киевлянам креститься и бросить языческих идолов в Днепр. Если крещение Киева совершалось более или менее без насилия, то в других княжествах, по свидетельству летописи, княжеские воеводы крестили людей мечом и огнем.
По приказу князя были построены многочисленные церкви, в том числе Десятинная церковь в Киеве.
Но христианство зародилось на украинских землях задолго до крещения Владимира. Распространение христианства на украинских землях относится к первому веку, связанному с легендарным путешествием на киевские горы св. Андрея Первозванного; его пребывание с миссией в Крыму обычно не подвергается сомнению историками. Имеются более четкие исторические данные о первых христианских мучениках в Крыму, в частности, был замучен один из первых римских понтификов, папа Климент I. Позже его голову нашли св. Кирилл и Мефодий.
Различные источники сообщают о крещении киевского князя Аскольда в 860 году во время похода на Константинополь. Есть предположения, что при попытках князя крестить киевлян даже привлекли епископов для создания церковной структуры. Однако в 882 году он был убит, а религиозная реформа провалилась из-за сильного противодействия язычников.
Но христианская община в Киеве осталась, о чем свидетельствует договор между Русью и Константинополем, заключенный князем Игорем в 9 г.41, десятый век.
Инициатором нового подъема христианства на Руси стала Святая княгиня Ольга, признанная равноапостольной.
Напротив, в западных землях христианство распространилось в девятом и десятом веках из Моравии, где церковь была основана св. Кирилл и Мефодий.
Таким образом, Крещение Руси князем Владимиром было продолжением длительного процесса христианизации Киевской Руси.
День Крещения Киевской Руси — 28 июля — стал официальным государственным праздником согласно указу Президента Украины в 2008 году. Следует отметить, что 28 июля является днем преставления князя Владимира, а его крещение наиболее вероятно, состоялось 14 августа (по новому стилю).
1025-летие крещения Киевской Руси
Восточные подступы | Украина и Россия
By J.P. | КИЕВ
В отличие от своего западного аналога, восточное христианство всегда поддерживало тесные связи с государством. Но визит в Киев 27 июля патриарха Русской православной церкви Кирилла I и президента России Владимира Путина вывел концепцию на новый уровень. Празднование 1025-летия крещения Киевской Руси, средневековой федерации восточнославянских княжеств, дало четкий сигнал: не отклоняйтесь от общего пространства нашей русско-православной цивилизации.
Мероприятие состоялось на фоне растущей озабоченности России по поводу будущего Украины. Чиновники Европейского Союза надеются подписать Соглашение об ассоциации с постсоветским государством на саммите Восточного партнерства в Вильнюсе, Литва, в ноябре этого года. Если соглашение вступит в силу, как утверждается в недавнем отчете
Чтобы не допустить такого исхода, Москва применила и кнут, и пряник, совсем недавно предупредив Украину, что она потеряет статус наблюдателя в Таможенном союзе России, Белоруссии и Казахстана, на долю которого приходится более трети ее экспорта. Для полноправного членства обещают дешевый газ и открытые границы, что, скорее всего, разрушит любые надежды на европейскую интеграцию.
27 июля -го г-н Путин снова вдалбливал сообщение, отметив, что торговля Украины с Россией в этом году сократилась на 18%, в то время как внутри возглавляемого Москвой торгового блока она увеличилась на 2-3%. «За мировые рынки идет жесткая конкуренция. И я уверен, что многие из вас понимают, что только объединив усилия, мы сможем быть конкурентоспособными и победить в этой достаточно жесткой борьбе», — сказал Путин.
Тем не менее, визит был в основном посвящен мягкой силе, а не жесткой политике. Кремль больше устраивает торговые запреты и реальная политика, утверждает Аркадий Мошес из Финского института международных отношений, аналитического центра, но так далеко можно зайти только с деньгами и дешевым газом. В России нет ничего, что было бы идейно похоже на ее прежнее лидерство: панславизм в XIXвека и коммунизма в 20-м. «Кремль явно ищет новую идеологическую конструкцию, — говорит г-н Мошес.
Одним из ответов было повышение авторитета Россотрудничества, федерального агентства, которому поручено развивать дружеские отношения за рубежом, которое только на прошлой неделе получило значительное увеличение расходов, и ожидается, что его бюджет вырастет в пять раз к 2020 году.
Что еще более важно, в по крайней мере символически, продвигает идеологическую концепцию Русского мира , или Русского мира, которая помещает Москву в центр православной цивилизации преимущественно русскоязычных народов. Его ядром являются три восточнославянских государства: Беларусь, Россия и Украина, которые, по мнению неофициального лидера движения Кирилла I, должны сохранять духовное и культурное единство в рамках Русской православной церкви.
Эта конструкция служит как внутренним, так и международным целям. На внутреннем фронте он выходит за рамки нарушенных обещаний закона и порядка, которые привели г-на Путина к власти после хаотических 1990-х годов, вместо этого сосредотачиваясь на консервативных ценностях. На международном уровне она ставит Россию в центр крупной мировой цивилизации, укрепляя ее роль мировой державы.
Украина, родина второго по величине православного населения в мире и мифологическая родина русской нации, имеет решающее значение для успеха проекта. Само название России происходит от Киевской Руси, присвоенной Московским княжеством в 16 веке вместе с духовным наследием. «Украина важнее всего, это центральный элемент», — говорит г-н Мошес.
Другой вопрос, насколько успешными будут аргументы России. Многие украинцы видят в этом очередную попытку москвичей украсть часть их культуры и искоренить остальное. Украинская православная церковь Киевского патриархата, которую Москва считала ренегатом, не была приглашена на мероприятия. Возможно, уместно, что члены российской делегации носили значки в честь Крещения Руси, без слова «Киев».