«Почему предки татар не смогли убедить русского государя в истинности своей религии?»
Рустам Батыр уверен, что делегации волжских булгар, побывавшей в 986 году у князя Владимира, не хватило мудрости имама Абу-Ханифы
Сегодня в РФ отмечается 1030-летие Крещения Руси. При этом традиционная историческая наука настаивает, что мусульмане имеют к этому событию непосредственное отношение. Известный мусульманский и общественный деятель Рустам Батыр в своем материале для «БИЗНЕС Online» вспоминает о «конкурсе», устроенном киевским князем более тысячи лет назад, и объясняет, в чем была ошибочность стратегии участвовавшей в нем болгарской делегации.
Владимир Красное Солнышко, выбирая религию, устроил испытание вер. И могло так случиться (чисто теоретически), что в ходе него он склонился бы не к православию, а к исламу Фото: tatmitropolia.ru
«ЕСЛИ ВЕРИТЬ ИСТОЧНИКУ, ТО ВЛАДИМИР ОТКАЗАЛСЯ ОТ ИСЛАМА ПО ТРЕМ ПРИЧИНАМ»
Сегодня Россия отмечает День крещения Руси.
Летописец Нестор в «Повести временных лет» свидетельствует: в 986 году у князя Владимира побывало четыре делегации – от болгар-магометан, от «латинян» из Рима, от хазарских евреев и от греков-византийцев. Все они рассчитывали убедить русского князя в преимуществе своей веры.
Из всех делегатов Владимир дольше всего разговаривал с посланцем из Византии, а всех остальных визитеров отверг довольно быстро.Вот как в летописи излагается интересующий нас сюжет касательно посланцев ислама: «Пришли болгары магометанской веры, говоря: „Ты, князь, мудр и смыслен, а закона не знаешь, уверуй в закон наш и поклонись Магомету“. И спросил Владимир: „Какова же вера ваша?“ Они же ответили: „Веруем богу, и учит нас Магомет так: совершать обрезание, не есть свинины, не пить вина, зато по смерти, говорит, можно творить блуд с женами. Даст Магомет каждому по семидесяти красивых жен, и изберет одну из них красивейшую, и возложит на нее красоту всех; та и будет ему женой. Здесь же, говорит, следует предаваться всякому блуду. Если кто беден на этом свете, то и на том, если здесь богат, то и там“, – и другую всякую ложь говорили, о которой и писать стыдно. Владимир же слушал их всласть. Но вот что было ему нелюбо: обрезание и воздержание от свиного мяса, а о питье и подавно сказал: „Веселие Руси есть пити, не можем без того быти“».
Совершенно очевидно, что летописец, кстати, канонизированый русской православной церковью в лике преподобных, несколько искажал суть и постулаты исламского учения, видимо, в целях идеологической пропаганды. Это нормально. Так в истории по части оппонентов поступали, пожалуй, все, и мусульмане в том числе. Но если верить источнику, то Владимир отказался от ислама по трем причинам: неприятие интимной гигиены, пристрастие к жирной пище и в особенности зависимость («Не можем без того быти») от горячительных напитков. Как бы там ни было, выбор был сделан.
Однако в рамках нашей статьи сегодня мы адресуем вопросы не к русскому князю, а к своим единоверцам. Если предположить, что конкурс был реальным и что подрядчик определялся не до испытания, как это часто бывает в современной России, а действительно по его итогам, тогда в чем состояла ошибочность стратегии болгарской делегации? Ответ прост: они забыли о мудрости, которой учил великий имам Абу-Ханифа.
«В ИСЛАМСКОМ БОГОСЛОВИИ НА ПРОТЯЖЕНИИ ВСЕЙ ЕГО ИСТОРИИ, ВПЛОТЬ ДО СЕГОДНЯШНЕГО ДНЯ, ЕСТЬ ДВЕ ШКОЛЫ»
В исламском богословии на протяжении всей его истории, вплоть до сегодняшнего дня, есть две школы, или, можно сказать, две интенции, тренда, полюса. Одни мусульманские богословы ориентированы на суть исламского Закона/учения, на то главное, что в нем заключено и ради чего можно пренебречь второстепенными вещами; другие – на его форму, делая акцент на том, что в религии важна каждая мелочь. Условно обе позиции можно обозначить как школу духовной мудрости и богословского формализма. На протяжении истории подобная дихотомия находила разные выражения:
На данную тему у татарского народа есть известная притча о том, как умудренный опытом мулла приучил жителей одной деревни, которые оставили религию, ходить в мечеть, разрешив им не мыть ноги во время предмолитвенного омовения, что было им в тягость. «Юмасагыз да була!» – сказал он им. На гневное и по всем богословским признакам справедливое возмущение молодого умника из медресе имам лишь спокойно ответил: «Я их приучил в мечеть ходить, а вот теперь ты приучи их ноги мыть».
У старого имама не было ни одного формального аргумента, ни одного хадиса или аята, которые обосновывали его столь решительный шаг. Ни одного! Но он не побоялся взять на себя ответственность и сумел привести людей от порока и разврата к духовному спасению.Эту идею духовной мудрости, выраженную в притче, имам Абу-Ханифа в свое время сформулировал на языке права в разработанном им методе правового толкования под названием истихсан, что буквально означает «предпочитать лучшее [несмотря на формальные доводы против]». В жизни имам сам нередко во благо простых людей применял этот метод, чем навлек на себя яростный гнев со стороны многочисленных буквоедов и формалистов-законников. Многочисленные свидетельства об этом приводятся в 13-м томе средневековых хроник «Истории Багдада».
Особенно оппонентов Абу-Ханифы выбешивало его дозволение употреблять национальный и любимый доисламскими персами горячительный напиток набиз (преимущественно финиковая настойка). Абу-Ханифу проклинали, обзывали смутьяном и Даджалом и на площадях ожесточенно рвали в клочья его книги.
Чем же руководствовался хазрат Абу-Ханифа, разрешая персам употреблять набиз? Тем же, что и имам из татарской притчи, – духовной мудростью. Персы в те времена только входили в ислам, вера еще не укоренилась в их сознании. И Абу-Ханифа прекрасно понимал, что главным на тот момент было принятие его соплеменниками Единого Бога в своем сердце. Когда это произойдет, приложится и все остальное. История доказала: Абу-Ханифа был абсолютно прав. Персы в итоге отказались и от вина, и от набиза.
«К ЛОГИКЕ ДУХОВНОЙ МУДРОСТИ ПРИБЕГАЮТ НЕ ДЛЯ ТОГО, ЧТОБЫ ОПРАВДАТЬ ПРИСУТСТВИЕ ГРЕХА В НАШЕЙ ЖИЗНИ»
Здесь важно подчеркнуть: Абу-Ханифа разрешал употребление набиза не потому, что искал послабления в религии и хотел оправдать порок. Нет. Он разрешал набиз, потому что действительно, а не на словах хотел победить его и все другие пьянящие напитки и полностью искоренить алкогольный порок в своем народе. При этом, кстати, он не нарушал никаких положений Корана. В Св. Писании ислама говорится о запрете вина, т. е. горячительного напитка, делающегося из винограда. Про набиз, водку и пиво там формально ничего не сказано.
Ничего не сказано там и про медовуху, которую употребляли в Древней Руси. Зная об этом, болгарская делегация могла бы прибегнуть к истихсану, указав князю, что на его медовуху, без которой он не может «быти», никто не покушается. Главное – не пить вино, которое на Руси отродясь и не делали. Однако среди болгар, видимо, не нашлось человека, сопоставимого по масштабу Абу-Ханифе. И, как следствие, в России исторически пьют, скажем дипломатично, несколько боле, чем на родине «величайшего предстоятеля».
Повторюсь: к логике духовной мудрости прибегают не для того, чтобы оправдать присутствие греха в нашей жизни, а для того, чтобы помочь избавиться от него тем, кто только встал на путь духовного преображения. Пить всю жизнь водку или пиво под предлогом того, что о них ничего не сказано в Коране, недопустимо. Речь о другом – о правильной расстановке приоритетов. Сначала основа Пути – вера в Единого Бога, только потом все остальное, а не наоборот.
К сожалению, все эти аспекты в учении Абу-Ханифы сегодня в Татарстане предаются забвению, т. к. в настоящее время ДУМ РТ взяло курс на торжество богословского формализма. Вместе с рационализмом ислама душится и его миролюбие, поскольку идеи Абу-Ханифы об оставлении наших религиозных разногласий на Суд Бога, т. е. так называемый мурджиизм, который прекрасно подходит для поликонфессионального общества, противоположным лагерем также признаны еретическими. Вот почему муфтият уже на протяжении многих лет не издает переводов трудов Абу-Ханифы, а с недавнего времени даже фальсифицирует наследие имама, выдавая под его авторством тексты, в действительности не принадлежащие перу «величайшего предстоятеля». В результате у нас ислам из двукрылой птицы превращается в хромую утку с однобоким видением мусульманского наследия и путей его сохранения.
И, как следствие, татары все меньше ходят в мечети, многие из которых уже давно обросли паутиной…Мнение автора может не совпадать с позицией редакции
В каком веке Россия приняла христянства и кто был в это время царем — Спрашивалка
В каком веке Россия приняла христянства и кто был в это время царем — СпрашивалкаПринц Персии
В каком веке Россия приняла христянства и кто был в это время царем время россия век царь
450
52
1
Ответы
НМ
Настена М
Креще́ние Руси́ — введение в Киевской Руси христианства как государственной религии, осуществлённое в конце X века князем Владимиром Святославичем. Источники дают противоречивые указания на точное время крещения. Традиционно, вслед за летописной хронологией, событие принято относить к 988 году и считать началом официальной истории Русской Церкви
0
Лариса
Крещение Руси (принятие христианства) историки традиционно причисляют к 988 году, стало быть конец 10 века. Царей на тот момент еще не было, зато был незабвенный князь Владимир.
0
Якшина Татьяна
988 году при князе Владимира Святославовича,Креще́ние Руси́ — введение в Киевской Руси христианства как государственной религии, осуществлённое в конце Х века.
0
Тамара Иванова
В 988 году киевский князь Владимир со своей супругой — армянской принцессой Анной — в водах Днепра и его притока Почайны крестили Русь.
0
VG
Vera Grehko
При князе Владимире Святославиче, правившем между 978г. и 1015г., официальной религией Киевского государства в 988 стало христианство.
0
Eлена Leona
Добрый день. В 988 году киевский князь Владимир со своей супругой — армянской принцессой Анной — в водах Днепра крестили Русь.
0
GR
Gloria Roizen
В 10 веке. А царя тогда не было, как не было и названия — Россия. Была Киевская Русь и в то время правил князь Владимир
0
Eлена Leona
В 988 году киевский князь Владимир со своей супругой — армянской принцессой Анной — в водах Днепра крестили Русь.
0
Eлена Leona
В 988 году киевский князь Владимир со своей супругой — армянской принцессой Анной — в водах Днепра крестили Русь.
0
ОГ
Олег Ганштейн
Вы это никогда не узнаете! История переписана десятки раз! А то что мы считаем историей, бренд!
0
Принц Персии
Историе 60 % не достоверно
1
ОГ
Олег Ганштейн
Больше 60%
1
НЯ
Наталья Яценко
Крещение Руси произошло 1030 лет назад,был в то время Владимир первый крестился
0
ЛВ
Людмила Воронина
Дорогой принц перссии, прежде чем задавать мне такой вопрос , почитай историю
0
Сергій
Не было тогда царя и не было тогда ещё России, князь Владимир крестил Русь
1
НШ
Наталья Шанина
в 988 году князь Владимир крестил Киевскую Русь(России тогда ещё не было)
0
НИ
Наталья Ильичева
Научись по уски писать сначала, а потом задавай такие взрослые вопросы.
0
Старый Знакомый
Россия не принимала христианство—не было тогда такой страны.
0
Принц Персии
Иди учи историю
1
Старый Знакомый
Улыбнуло)))
1
Принц Персии
Я рад
1
ИС
Ирина Смертина
В 988 году. Князь Владимир и жена его армянская принцесса Анна.
0
Годана
Россия приняла православие . Князь Владимир крестил .
0
Принц Персии
Что тут доказать вы уже написали 988это начало это и есть конец девятого века ))))) !!!!
1
ВВ
Ванька Ванькин
Мирославия а свой ответ «про царя» я не Вам написал а Принцу:)
1
Годана
С какого перепуга это конец девятого века ?
1
Принц Персии
С такого если начнёшь серым веществом зашевелить то поймёшь
1
Годана
Ха-ха-ха
1
ВИ
Вредное Ископаемое
какие цари? княжества были тогда. князь был. владимир.
0
ВИ
Вредное Ископаемое
что то там с политикой было связано. с римом . не помню подробности
1
Принц Персии
Анастасия когда приняли христянство
1
ВИ
Вредное Ископаемое
у меня с датами проблема. я дни недели то не запоминаю. не ко мне с точными датами. событие могу помнить, а год ни за что не запомню. по логике чуть больше 1 000 лет назад.
1
Принц Персии
Ты заешь что русские один рас приняли потом отказались потом снова приняли
1
ВИ
Вредное Ископаемое
нет. я документальную историю не часто читала. недавно вот только за советский период. может и до крещения доберусь
1
КД
Клео Давидович
В конце 10 века и правил царь Владимир Святославович
0
Следующая страница
Другие вопросы
если Вам обломился «лакомый кусочек» куда вы его потащите….:)?
Какую карту памяти может потянуть Fujifilm FinePix E500? Посоветуйте у кого есть такой апарат.
Баланс белого у фотиков ставите или на авто фигачите? Нравится на фотиках ваших ББ. Какой у вас фотик?
В Германии на машинах ставят более жестскую подвеску чем в России? Вроде в России машины мягче идут
Как относитесь к симметрично изогнутым бровям (фу или не фу! ) и к безупречному маникюру ?
Помогите срочно! Что делать?
А ну ка, напишем любимый анекдот!
Какое идиотское преступление может совершить человек?
а ты даже по ночам в наморднике ? +++
Строите здесь из себя чрезмерно опытных или делаете вид-что всё в первый раз ?
если нас сокращают в связи с реконструкцией -то последние 2 мес. сколько должны платить? только оклад без надбавок или
сборка фотика. 1100d+Sigma AF 50-200mm f/4-5.6 DC OS HSM Canon EF-S норм?
Почему мне не объявили благодарность летом? вн
Как наследуется квартира?
Если я в москве не прописан, могу ли сдавать экзамен по вождению в московском гибдд?
НОВЫЙ ГОД — 14 января 2023
Перейти к содержимому
Есть идея для праздника? Отправить нам
Отправить сейчас
- История
- Хронология
- Часто задаваемые вопросы
- Важность
- Праздновать
Новый год, отмечаемый 14 января по-русски. Для тех, кто задается вопросом, почему русские празднуют Новый год в это время, вы будете удивлены, узнав, что дата менялась много раз на протяжении веков. Эта традиция насчитывает тысячи лет и имеет долгую и сложную историю. Хотя в наши дни у россиян есть шанс отпраздновать дважды в год! Это не единственная странная традиция — русские празднуют Новый год с рождественскими традициями.
История Нового Года (Русский Новый год)
В отличие от большинства стран мира, в России Новый год приходится праздновать дважды! Первый – это так называемый «Новый» Новый год, который приходится на 1 января, а второй – Старый Новый год (или православный Новый год), который отмечается 14 января.
Новый год начинается незадолго до полуночи, когда все смотрят новогоднее обращение президента России, ежегодную традицию, когда президент произносит речь из Кремля, а затем наблюдают, как знаменитые кремлевские часы бьют полночь. Традиция выступления президента началась в 1941, когда Советское правительство выступило с речью о делах страны во время Второй мировой войны. В конце концов президенты отошли от политики и стали говорить на более веселые темы, такие как семейные ценности и праздничное настроение.
Древние русские праздновали 1 марта. В 988 году Византийская империя приняла Русь в христианство. Византийцы использовали календарь под названием «Эра сотворения Константинополя». Этот календарь начался с того дня, когда, как они считали, мир был создан в соответствии с греческим Ветхим Заветом, «Септуагинтой», за 5508 лет до рождения Иисуса. Однако византийцы изменили дату на 1 сентября. Это потому, что считалось, что антихрист сойдет 1 сентября 149 года.2. В то время как Россия приняла григорианский календарь в 1918 году, Русская Православная Церковь до сих пор использует юлианский календарь. В 1699 году Петр Великий объявил, что Новый год будет встречаться «по-европейски», так как русские, беря отпуск в сентябре, рабочем месяце в Европе, теряли слишком много денег. Когда Россия перешла на григорианский календарь, произошло расхождение в 13 дней. Некоторые россияне празднуют 1 января, а другие — 14 января. Теперь это изменение означает, что даже те, у кого есть предпочтения, могут праздновать дважды.
Хронология Нового Года (Русский Новый год)
988
Введение христианства
Византийская империя знакомит россиян с христианством.
1492
Опасаясь Конца Света
Русские с нетерпением ждут Конца Света.
1699
A Изменение даты
Петр Великий изменяет Новый год на 1 января.
1941
Начало новой традиции
Советское правительство начинает традицию произнесения речи на Новый год.
Новый Год
FAQ sКак в России отмечают Новый год?
Русские отмечают праздник семейными ужинами, фейерверками и украшением елки.
Почему в России запретили Рождество?
Первоначально он был запрещен в Советском Союзе, поскольку государство было атеистическим. Русские также не любили Рождество, поскольку сосны символизируют смерть. Позже его обменяли на елку, а рождественские традиции переняли во время Нового года, хотя теперь их разрешено праздновать свободно.
Когда Рождество в России?
Большинство россиян празднуют Рождество 7 января.
Новый Год (Русский Новый год) Мероприятия
Устройте вечеринку
Независимо от того, когда вы празднуете, новогодняя вечеринка обязательна. Вы даже можете отпраздновать дважды! Выпейте шампанского и еды, включите музыку и проведите ночь со своими близкими.
Следуйте традициям
Русские начинают год с очищения, прощая тех, кто их обидел, убирают дом и долго принимают ванну. Вместо того, чтобы принять решение, напишите свое желание на листе бумаги, сожгите его, а пепел развейте в бокале с шампанским. До дна! И не забудьте посмотреть выступление президента.
Смотреть «Ирония судьбы»
Русский Новый год не обходится без того, чтобы семья и друзья не собрались вместе для просмотра чрезвычайно популярного российского ромкома «Ирония судьбы». Устройте вечер кино с друзьями и вместе насладитесь этой поднимающей настроение комедией. Подавайте вкусняшки во время просмотра фильма и не забудьте о классическом русском новогоднем блюде — салате Оливье!
5 Увлекательные факты о России
Большинство россиян не празднуют Рождество
Большинство россиян — православные, безрелигиозные верующие или атеисты, поэтому Рождество было введено только в 20-м веке и поэтому не является частью культуры — поэтому рождественские традиции практикуются вместо него на Новый год.
Они любят кошек
Согласно легенде, императрица Елизавета разрешила жить кошкам в Эрмитаже в 1745 году, и сейчас их 70 с наемными смотрителями.
Они изобрели тетрис
Алексей Пажитнов изобрел популярную компьютерную игру в 1984 году, а три года спустя представил ее Европе и Северной Америке.
Россия продала Аляску
Россия продала Аляску США в 1897 году за 7,2 миллиона долларов, что сейчас оценивается в 120 миллионов долларов с учетом инфляции — в основном из-за тяжелых условий жизни и нехватки природных ресурсов.
У них есть 11 часовых поясов
Одним из преимуществ этого является то, что те, кто хочет насладиться Новым годом, могут посмотреть речь президента до того, как она официально выйдет в эфир в полночь.
За что мы любим Новый год
Это похоже на Рождество
Русский Новый год — это украшать елку гирляндами и конфетами и ждать, пока Дед Мороз или Дед Мороз принесет подарки дети. Вместо того, чтобы летать на оленях, он катается на лыжах, ходит пешком и едет на «тройке» (русская конная повозка), чтобы добраться до места назначения. Он посещает днем и не боится показать свое лицо.
Россияне празднуют две недели
Несовпадение календарей и сближение праздников говорит о том, что эти две недели россияне радостны и праздничны. 1 января принято делать дополнительную еду к предстоящему празднику.
Разнообразие
Тот факт, что эти две даты являются официальными праздниками, дает возможность как христианам, так и православным последователям почтить свою культуру и веру. Это особенно важно, поскольку в Советском Союзе не разрешалось празднование религиозных праздников.
Novy God (Russian New Year) dates
Year | Date | Day |
---|---|---|
2023 | January 14 | Saturday |
2024 | January 14 | Sunday |
2025 | January 14 | Tuesday |
2026 | January 14 | Wednesday |
2027 | January 14 | Thursday |
Sun | Mon | Tue | Wed | Thu | Fri | Sat |
---|---|---|---|---|---|---|
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 |
15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 |
22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 |
29 | 30 | 31 |
Holidays Straight to Your Inbox
Every день праздник!
Получайте свежие праздники напрямую
во входящие.
Там, где религия встречается с геополитикой и войной – Европейский совет по международным отношениям
Русская православная церковь сыграла важную вспомогательную роль в правлении Владимира Путина. А поскольку исследования показывают сильную связь в православном мире между религией людей и их национальной идентичностью, церковные дела имеют особое значение для светских лидеров. Это то, стремятся ли они, в случае Украины, защититься от внешнего агрессора; или, в Северной Македонии, пытаясь завершить бизнес по строительству государства с наследием, оставшимся от Югославии. Недавние события в каждой стране отражают политические разногласия в Восточной Европе, причем один из них погружается в более глубокий и жестокий раскол, а другой находится на грани разрешения.
Русская православная церковь, лидера которой, патриарха Кирилла, недавно пытался санкционировать Европейский союз, является самой крупной и богатой церковью восточного православия. Всемирную церковь возглавляет Вселенский патриарх Варфоломей, с которым Русская православная церковь порвала в 2018 году из-за вопроса об автокефалии (самоуправлении) тогда еще только что образованной Православной церкви Украины, которой Варфоломей предоставил автокефалию. Теперь, после вторжения России в Украину, простые украинцы, кажется, быстро отворачиваются от Русской Православной Церкви, которая до сих пор имеет много церквей в стране в форме (с 1990) Украинской Православной Церкви Московского Патриархата (УПЦ МП). УПЦ МП является частью более широкой Русской церкви, но обладает определенным самоуправлением. Между тем, еще одно важное решение Варфоломея позволило ему найти решение, казалось бы, неразрешимого спора, а именно: убедить Сербскую Православную Церковь (традиционно поддерживаемую Россией) принять полную независимость того, что теперь будет известно как Македонская Православная Церковь-Архиепископия. Охрид.
Украина
УПЦ МП уже давно сохраняет важное присутствие в Украине, составляя треть всех приходов Русской Православной Церкви. УПЦ МП не любит ярлык «Московский Патриархат», утверждая, что он базируется в Украине. Но она долгое время сопротивлялась давлению со стороны Украины с целью принятия автокефалии, особенно на том же Соборе (архиерейском соборе) Русской православной церкви в 2000 году, на котором Николай II и его семья были канонизированы.
В Украине две основные соперничающие церкви со временем разошлись в три этапа, первый из которых начался в 2014 году. Революция на Майдане в феврале того же года положила начало процессу создания Православной церкви Украины. На фоне более широкой геополитической напряженности в июле УПЦ МП увидела смерть своего относительно экуменического патриарха Владимира и его замену более радикальным Онуфрием, решительным сторонником путинской реимпериализирующей доктрины «Русского мира».
Второй этап начался в 2018 году с кампании России по удушению Православной церкви Украины при рождении. Варфоломей предоставил официальное письмо (или «Томос») об одобрении автокефалии церкви в день православного Рождества в январе 2019 года.. Кремль, Русская православная церковь и православные олигархи оказывали давление на другие православные церкви, чтобы те не признавали этого. По состоянию на середину 2022 года Православную церковь Украины признали только церкви Греции, Кипра, Александрии и всей Африки. Когда Русская православная церковь порвала с Варфоломеем, она назвала его марионеткой США и охарактеризовала его просто как «Стамбульский патриархат». Она провела кампанию за отмену этого решения и подрыв его авторитета и даже учредила две новые епархии в Африке, чтобы переманить Александрийскую церковь.
Если Россия победит, Православная церковь Украины будет подавлена, а приходы будут переданы непосредственно Русской православной церкви
Третий этап — текущая война России с Украиной — поднимает ставки намного выше. В случае победы России Православная церковь Украины будет подавлена, а приходы переданы непосредственно Русской православной церкви, как это уже происходит на оккупированных территориях. Кирилл вторит путинскому языку украинско-российского «единства» на российских условиях и поддерживает войну против «злых сил», даже сравнивая ее с метафизической борьбой против гей-парадов. 12 мая УПЦ МП выступила с заявлением, в котором говорится, что религиозная политика в Украине была «одной из причин военного вторжения в Украину».
В случае победы Украины или даже просто выживания УПЦ МП окажется под сильным давлением, чтобы разорвать связи с Россией и договориться о modus vivendi с Православной церковью Украины. Однако 400 священников УПЦ МП обжаловали то, что они называют «ересью» Кирилла, и с начала вторжения из УПЦ МП вышли более 400 приходов. Чтобы предотвратить дальнейшие радикальные шаги, УПЦ МП в последнее время стала более критично относиться к войне. 27 мая на особом Соборе «осудили войну как нарушение заповеди Божией «Не убий!»». В минимальной формулировке «выразили соболезнования всем пострадавшим на войне»», без прямого обвинения России. Точнее, церковь формально «несогласна с позицией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла по поводу войны». Собор также провозгласил «независимость», хотя и не полную автокефалию.
Украинские критики сочли, что этот шаг не сделал УПЦ МП достаточно независимой; что это была показуха, или «маленький дождь из большой тучи». Российская родительская церковь посчитала, что сделала их слишком независимыми: 7 июня она в ответ присоединила все три епархии в Крыму и создала Крымскую митрополию. Это второе подобное поглощение: многонациональная Готийская митрополия просуществовала до ухода крымских христиан в 1778 году, часть которых основала Мариуполь. Русская церковь взяла верх, и в 1859 году была учреждена Таврическая епархия..
О причинах, по которым УПЦ МП стремилась дистанцироваться, нетрудно догадаться. До начала войны в феврале 40% украинских верующих в одном независимом опросе поддерживали Православную церковь Украины и 20% УПЦ МП. Еще 33% назвали себя «просто православными». Но теперь Православная церковь Украины претендует на поддержку 52% людей, а число «просто православных» сократилось до 11%, а последователи УПЦ МП всего на 4 процента. Опрос общественного мнения, проведенный в апреле, показал, что 74% украинцев хотели, чтобы УПЦ МП разорвала связи с Россией, а 51% хотели, чтобы она была запрещена.
Будущее этих церквей тесно связано с более широкими политическими интересами и проблемами безопасности. В марте депутаты украинского парламента внесли два законопроекта, которые могут привести к запрету УПЦ МП. Есть также два новых закона о сотрудничестве и пособничестве государству-агрессору, которые могут быть применены против церкви. Православная церковь Украины нацелена на ключевые объекты, которые в настоящее время контролируются УПЦ МП, и стремится основать собственный конкурирующий монастырь в важной Печерской Лавре. Многие видят в присутствии УПЦ МП на этом месте — в самом сердце Киева — угрозу безопасности.
Решение 2018 года о создании двух канонических православных церквей в Украине вряд ли переживет нынешнюю войну. Она может даже не пережить нынешнюю фазу войны, поскольку Украина продолжает дерусификацию на других фронтах, включая ограничения на русские книги и музыку в июне.
Северная Македония
12 июня, в воскресенье Пятидесятницы, премьер-министр Северной Македонии Димитар Ковачевски принял участие в Божественной литургии, состоявшейся в Соборе Святого Георгия Вселенского Патриархата в Стамбуле. Варфоломей председательствовал, отпраздновав его вместе с архиепископом Охридским, чтобы отметить разрешение давнего спора между Сербской Православной Церковью и Македонской Православной Церковью-Охридской Архиепископией.
Эти разногласия восходят к 1967 году, когда Македонская православная церковь отделилась от Сербской православной церкви. Затем Македонская церковь провела десятилетия формально в изоляции от остального православного мира до 19 мая этого года, когда Сербская церковь разблокировала ее статус равенства с другими православными церквями. Решение также было отмечено с сербским патриархом Порфирием в Белграде. Все это предшествовало более раннему заседанию Священного Синода (всемирной церкви) и признанию им так называемого Охридского Архиепископства, которое будет иметь юрисдикцию только в пределах государства Северная Македония. Вселенский Патриархат исключил признание имени Македония частью названия церкви и любых других производных от Македонии.
Несмотря на то, что конфликт между двумя церквями вроде бы разрешился довольно быстро, процесс диалога был запущен еще в 2018 году и намеренно держался в тени. Это было в то время, когда параллельные усилия были в самом разгаре для разрешения спора об именах с Грецией, который долгое время сохранялся из-за того, что в конечном итоге стало Северной Македонией. Решение этой проблемы в конечном итоге открыло путь Северной Македонии в НАТО и, возможно, в Европейский союз. Зоран Заев, тогдашний премьер-министр страны, вместе с церковью обратился к Бафоломею с просьбой помочь положить конец церковной изоляции. Тогда они намекнули, что готовы к смене названия на «Охрид». Варфоломей ответил, что готов помочь и взять на себя инициативу по восстановлению церкви в православных канонических рамках. Это само по себе было чем-то вроде победы, поскольку до этого момента Варфоломей не решался вмешиваться и вместо этого только поощрял македонскую церковь к переговорам со своим сербским коллегой.
Некоторые верующие в Северной Македонии по-прежнему обеспокоены тем, как могут отреагировать другие церкви, в частности, Болгарская православная церковь. церковь для решения «административных вопросов» с македонской церковью. Порфирий вручил Томос архиепископу Охридскому Стефану, полностью подтвердив автокефалию Македонской Православной Церкви-Охридской Архиепископии. В Томосе отмечается, что автокефалия должна быть представлена на утверждение другими церквами внутри православной церкви.
В то время как Сербская церковь двигалась к гладкому разрешению казавшегося неразрешимым спора, некоторые верующие в Северной Македонии по-прежнему обеспокоены тем, как другие церкви, в частности Болгарская православная церковь, могут отреагировать, учитывая, что Болгария блокирует будущее Северной Македонии Вступление в ЕС, настаивая на том, что македонский язык и идентичность имеют болгарское происхождение. Учитывая, что византийское название болгарской церкви — «Охридская архиепархия», есть опасения, что Болгария не примет это название, и к существующим могут быть добавлены новые требования.
Русская православная церковь внимательно следит за этим вопросом: она назвала решение Варфоломея «незаконным и политически мотивированным вторжением» и призвала другие церкви не признавать его авторитет в этом вопросе. Это свидетельствует о длительных и тесных отношениях России и Сербии в решении подобных вопросов.