Ко Дню Крещения Руси — МГПУ
«Благословен Господь Иисус Христос, который возлюбил новых людей — Русскую землю и просветил её крещением святым».
Повесть временных лет
В X веке всё в культуре нашего народа выражало его стремление к единению: от ярких, слышных издалека празднеств до сердечного гостеприимства как национальной черты и особого отношения простых людей к купцам — гостям из других, далёких и загадочных земель. Сделать первый шаг к этому единению русичам помог князь Владимир Святославич, которого за его заслуги прозвали Красным Солнышком.
Главным инструментом Владимира стало христианство — религия, чьи идеалы во все времена сплачивали людей. До него крещение приняла легендарная княгиня Ольга, бабушка князя. Но именно Владимир остался в истории как правитель, сделавший христианство общенародной религией.
Крестившись, Русь совершила огромный культурный рывок вперёд. Христианство помогло развиться письменности, архитектуре, всей политической системе.
Какие события и факты повлияли на решение Владимира обратить Русь именно в восточное христианство? Какие славянские племена оставались язычниками ещё в течение трёх сотен лет после Крещения Руси? Как праздновали тысячелетие с момента этого события? На эти и другие вопросы ответит тематическая подборка материалов МЭШ, подготовленная специалистами ИСМиТО МГПУ ко Дню Крещения Руси.
Святой равноапостольный князь Владимир и Крещение РусиИз видео «Крещение Руси» школьники узнают, что наибольшее влияние на Владимира оказала княгиня Ольга — первая правительница Руси, принявшая христианство. Уже в детстве будущий князь регулярно бывал в храмах, построенных византийскими зодчими по просьбе его бабушки, поэтому был знаком с традициями и обычаями восточного христианства. Какие имена Ольга и Владимир приняли при крещении, в какой реке крестился народ в 988 году, как называлась первая церковь, построенная при княгине, — обо всём этом расскажет приложение «Равноапостольные князь Владимир и княгиня Ольга. Крещение Руси». А приложение «Князь Владимир. Крещение Руси» предложит восстановить хронологию событий, ведущую к принятию русичами христианства.
Анимационное видео «Повесть временных лет. Крещение Руси» перескажет эпизод из летописи, описывающий сложный процесс смены религии. Ребята узнают, что наши предки оставались язычниками и не собирались отказываться от своих богов ещё в течение многих лет после крещения Ольги. Да и сам Владимир, несмотря на влияние бабушки, не сразу обратился в веру: в начале своего правления он даже пытался реформировать язычество. «И нача княжити Володимер в Киеве один, и постави кумиры на холму вне двора теремного», — повествует древняя хроника. Однако со временем князь понял, что без единобожия Русь не сплотить. Теперь ему нужно было определиться с верой: выбрать между исламом и иудаизмом, восточным и западным христианством. Видео «Крещение Руси» объяснит, почему Владимир остановился именно на той религиозной ветви, которая впоследствии станет православием.
Став христианином, Владимир кардинально изменился, начал вести праведную жизнь. «„Владимир Красно Солнышко“ — так зовёт русский народ своего духовного родоначальника. Этими словами благодарный и мудрый народ наиболее точно выразил своё отношение к личности князя-крестителя. Тёмная плоть превратилась в Красно Солнышко. Вот что произошло с Владимиром», — писал об этой необычайной трансформации святитель Николай Сербский. Ролик «Правление князя Владимира. Крещение Руси» расскажет, как после принятия христианства изменился характер князя и что происходило в государстве по итогам всеобщего крещения. А одноимённый материал посвящён как внешне-, так и внутриполитическим событиям, происходившим в преддверии и во время княжения Владимира Святославича.
Владимир остался в памяти предков в первую очередь как креститель Руси, поэтому, чтобы сделать изображение князя узнаваемым, в руки ему обычно помещают православный крест. Именно таким он изображён на грандиозном памятнике «Тысячелетие России», посвящённом нашим величайшим предкам. А новая, установленная под стенами Кремля в 2016 году скульптура Владимира представляет собой великого князя вместе с крестом, возвышающимся на 15 метров в высоту. Как выглядит этот памятник правителю, один из самых больших в мире, покажет сценарий урока «Правление князя Владимира. Крещение Руси». Также из материала школьники узнают, как при Владимире строили оборонительные сооружения, чем закончился его поход на Корсунь и как эта военная кампания связана с принятием Русью христианства. Роль города Корсунь (современного Херсонеса) в крещении нашей страны настолько велика, что в честь событий конца X века там воздвигли Кафедральный Свято-Владимирский собор. Стоит он на том месте, где, по преданию, и произошло крещение князя.
Княгиня Ольга, князь Владимир и братья его Борис и Глеб оказались в числе первых людей, причисленных русской церковью к лику святых. Приложение «Золотая цепь русских святых X—XIII вв.еков» предложит вспомнить, в каком порядке они были канонизированы.
Роль христианства в истории и культуре РоссииПравославие помогало формироваться и развиваться Древнерусскому государству, а впоследствии — и России. Оно объединило не только землю, но и нацию, из которой затем возник русский народ. О значимости религии в истории нашей страны устами президента рассказывается в видео «Президент Владимир Путин о роли православия в России».
Вопреки распространённому мнению, во времена Владимира Святославича православия как отдельной конфессии ещё не существовало. Великий церковный раскол произошёл уже после его смерти, а в конце X века христианство, хоть и делилось на восточное и западное, оставалось единой религией. Оплотом его восточной ветви считалась Византия — могущественное греческое государство, имевшее огромное геополитическое влияние; религиозный союз с ним гарантировал русичам процветание. Послы Владимира, побывавшие в Царьграде, были поражены красотой византийской столицы. «Не ведали, где мы есть — на небе или на земле», — рассказали они князю. Греческая архитектура и искусство, необычные и новаторские в глазах среднего жителя Древней Руси, безусловно повлияли на Владимира и помогли ему сделать выбор в пользу восточного христианства. Четвёртая глава электронного учебного пособия «Формирование Древнерусского государства» расскажет о дипломатической и геополитической сторонах отношений между Русью и Византией и поможет понять, почему Ольга и Владимир уделяли им так много внимания.
Из ролика «Общественный строй и церковная организация на Руси» школьники узнают, что до XV века русская церковь оставалась в прямой зависимости от византийской. Как и сегодня, в её рамках существовала строгая иерархия и каждый священнослужитель имел официально утверждённую сферу влияния, свои права и обязанности. Закрепить знание устройства древнерусской церкви поможет приложение «Православная церковь в Древней Руси».
Ярослав Мудрый продолжил дело своего отца Владимира по распространению и укреплению христианства на Руси. При нём в нашей стране появилось много новых церквей, храмов и других религиозных сооружений. Именно поэтому на фресках и иконах правитель изображается держащим в руках их уменьшенные копии — архитектурные макеты.
Сценарий урока «Русское государство при Ярославе Мудром» расскажет историю основанного князем первого русского мужского монастыря, а также других созданных им мест поклонения, некоторые из которых сохранились до наших дней.С возведения Владимиром первой каменной Десятинной церкви и многочисленных храмов Ярослава Мудрого открылась новая страница в истории русского зодчества. С древнейших времён и до сих пор самыми величественными отечественными сооружениями нашей страны считаются религиозные. Приложение «Архитектура Руси X—XVI вв.» проверит, помните ли вы названия самых известных из них.
Барабан, яблоко, пояс — кто-то, услышав эти слова, представит себе музыкальный инструмент, фрукт и предмет одежды, однако для многих православных людей это в первую очередь архитектурные элементы, которые можно найти на храме. Приложение «Архитектура Древней Руси» на примере церкви Покрова на Нерли покажет, как они выглядят и где расположены.
1000-летие Крещения Руси выпало на период перестройки. Тогда в нашей стране всё ещё были сильны атеистические настроения, поэтому на официальном, государственном уровне праздник отмечался не так широко. Несмотря на это, верующим удалось договориться о строительстве в честь событий тысячелетней давности храма Живоначальной Троицы на Борисовских прудах. Задумку создания этого грандиозного сооружения поддержал сам Горбачёв ещё в 1988 году, однако строить его начали только в начале следующего века. Завершающая глава электронного учебного пособия «История и культура храмов Москвы» расскажет, почему на возведение сооружения потребовалось так много времени, в каком стиле он был построен, и покажет, как выглядит этот величественный храм, в котором умещается более четырёх тысяч человек.
«Крещение дало нашим предкам высшую свободу — свободу выбора между Добром и Злом, а победа православия подарила Руси тысячелетнюю историю».
Лев Гумилёв
Крещение Руси | |
988 г. | ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТФОРУМ ХРОНОСАНОВОСТИ ХРОНОСАБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ | Крещение РусиПроизошло массовое крещение киевлян. Митрополитом киевским, видимо, стал грек Феофилакт. Началось рапространение христианства на Руси. + + + КРЕЩЕНИЕ РУСИ — принятие христианства как государственной религии (988) и его распространение на Руси при князе Владимире I Святославовиче. Принятие христианства привело к подъему культуры страны, способствовало становлению личности человека и самого общества, укреплению единства страны и расширению его международных связей. Орлов А.С., Георгиева Н.Г., Георгиев В.А. Исторический словарь. 2-е изд. М., 2012, с. 258. Приведенная ниже статья была написана в середине 60-х годов XX столетия и
отразила в большей мере официальное отношение властей СССР к христианству вообще
и к описываемому событию в частности. В местами резких атеистических тезисах
слышен отголосок совсем недавних хрущёвских погромов христианских общин и
разрушения православных храмов. Тем не менее, приведенное здесь описание события
и мнение автора – в соответствии с редакционной политикой портала ХРОНОС –
призвано дополнить и оттенить иные описания. КРЕЩЕНИЕ РУСИ — принятие Древней Русью в конце 10 века христианства, как государственной религии. Некоторые исследователи (В. А. Пархоменко, Б. А. Рыбаков) связывают крещение Руси с киевским князем Аскольдом (9 век). Разложение первобытнообщинного строя, возникновение социального неравенства и формирование классов подготовили условия для смены примитивной языческой религии христианством. Крещение Руси не было единовременным актом. На Руси христианство было распространено уже в 9 веке. Христианами были многие приближенные князя Игоря. Около 955 года приняла христианство княгиня Ольга. Однако государственной религией оно стало в связи с принятием его князем Владимиром в 988-989 годы. С этого времени христианство активно распространяется феодализирующимся государством и формирующейся церковной организацией. Оно помогало становлению феодального способа производства, освящая господство и подчинение, проповедуя незыблемость и справедливость классового эксплуататорского общества. Множество культов заменилось единым культом, относительно централизованной организацией священнослужителей. Единство религии с другими странами Европы делало Древнерусское государство частью мирового христианского общества, сблизило Русь с Византией — наиболее развитым феодальным государством Европы этого времени. Наряду с прямыми социальными, классовыми последствиями принятия христианства оно постепенно привело и к изменениям в культуре древнерусского общества и ее обогащению. Получило распространение заимствованное из Византии искусство: живопись, архитектура, гимнография, а также письменность и письменная литература. В то же время преследовалось языческое, народное в своей основе искусство: декоративное, музыкальное, хореографическое. Распространение христианства вследствие его классовой феодальной сущности встречало сопротивление. Известны случаи покушения на проповедников и их гибели (2-я половина 11 века — епископ Леонтий в Ростовской земле; 1-я половине 12 века — монах Кукша в земле вятичей).Я. Н. Щапов. Москва. Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 8, КОШАЛА – МАЛЬТА. 1965. Далее читайте:С.Ф. Платонов. Полный курс лекций по русской истории. Лекции по русской истории. Глава Крещение Руси. Киевская Русь в X веке (хронологическая таблица). Литература:Повесть временных лет, под ред. В. П. Адриановой-Перетц, ч. 1-2, М.-Л., 1950; Бахрушин С. В., К вопросу о крещении Киевской Руси, «Историк-марксист», 1937, No 2; Лихачев Д. С, Возникновение древнерус. литературы, М.-Л., 1952; Греков Б. Д., Киевская Русь, М., 1953; Будовниц И. У., Общественно-политическая мысль Древней Руси (XI-XIV вв.), М., 1960; Рыбаков Б. A., Древняя Русь. Сказания. Былины. Летописи, (М. , 1963).
|
| ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
| ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |
История русского христианства: знали ли вы? | Христианская история
Что князь Владимир, славянский правитель, которому приписывают христианизацию Руси (не России), якобы приказал всем жителям Киева, своей столицы, явиться к реке для крещения в определенный день в 988 году. или их будут считать врагами королевства?
Эта одна из причин, по которой Владимир якобы решил принять христианство, заключалась в том, что, выслушав защиту нескольких основных религий, он исцелился от глазной болезни после того, как его бабушка Ольга помолилась своему богу, Богу православных?
Что другой предполагаемой причиной обращения Владимира было сообщение его посланников о том, что, когда они увидели величие восточно-православных служб в Константинополе, они были в таком благоговении, что «мы не знали, находимся ли мы на небе или на земле, ибо на нет на земле такого великолепия и такой красоты!»?
Что верующих из украинской части Советского Союза на протяжении веков считали святого апостола Андрея Первозванного своим святым покровителем, цитируя несколько ранних источников, в которых говорится, что он, «первозванный» апостол, вел миссионерскую работу в их родина около 50–60 гг. Н.э.?
То , несмотря на то, что празднование тысячелетия в основном проводилось в Москве в 1988 году, крещение, которое празднует тысячелетие, на самом деле произошло в регионе, который сегодня известен как Украина, в древнем городе Киеве (сотни километров от Москвы, что вряд ли даже существовал в 988 году)?
Что Украинская католическая церковь, претендующая на прямое происхождение от 988 крещения, сегодня запрещена в УССР, а ее четыре миллиона адептов либо исповедуют «подполье» на Украине, либо разбрелись по земному шару, в первую очередь в США и Канаду?
Что Конституция Советского Союза гласит, что его гражданам «гарантируется… право исповедовать… любую религию и отправлять религиозные культы»?
Это , хотя статистические данные по Советскому Союзу весьма сомнительны, представляется достоверным, что сегодня около 50 миллионов советских граждан являются членами Русской православной церкви, около 10 миллионов являются членами Римско-католической церкви и, по крайней мере, еще 12 миллионов являются членами Грузинской и Армянской православных церквей, а также различных протестантских церквей?
Что прибавляя к 72 миллионам выше мусульман, евреев и прочих, не менее 40 процентов советских сохраняют религиозную идентичность, а только 19 миллионов являются членами КПСС?
Этот совсем недавно, в конце 1950-х — начале 1960-х годов, во время политики Никиты Хрущева по «десталинизации», от 7000 до 10000 Русских Православных Церквей — примерно половина тогдашних открытых — были закрыты и распущены действиями правительства ?
Тот в некоторых республиках Союза Советских Социалистических Республик верующие могут без особого сопротивления евангелизировать, проводить религиозное обучение и издавать религиозную литературу?
Что священнослужителя Русской Православной Церкви ступили на землю, известную сегодня как штат Аляска, в 1794 году и основали православные храмы вплоть до Сан-Франциско, штат Калифорния, еще до того, как Аляска была куплена у России Правительство Соединенных Штатов?
Авторские права © 1988 автора или журнала «Christianity Today/Christian History».
Щелкните здесь для перепечатки информации о христианской истории.
Россия Содержание Русская Православная Церковь имеет тысячелетнюю историю сильного политическое и духовное влияние на жителей Российское государство. Пережив советскую эпоху в качестве контролируемого государством религиозный фасад, церковь быстро восстановила как членство, так и политическое влияние в начале 1990-е. Верования и ритуалыПравославная вера утверждает, что Православная Церковь является христианской истинная, святая и апостольская церковь, восходящая к учреждение, основанное Иисусом Христом. Православные верования основаны на Библии и традиции, как это определено семью Вселенскими соборами, состоявшимися церковными властями между 325 и 787 гг. н.э. Православные учения включают в себя учение о Святой Троице и нераздельном, но различимый союз двух природ Иисуса Христа — одной божественной, другой человек. Среди святых Мария занимает особое место как Матерь Бог. Русские православные службы, известные своей пышностью, включают собрания непосредственно, используя только народную форму литургии. Сама литургия включает в себя несколько сложных систем символов, означающих донести содержание веры до верующих. Многие литургические формы сохранились с первых дней православия. Иконы, священные изображения часто освещенные свечами, украшают церкви, а также дома большинства Православный верующий. Церковь также уделяет большое внимание монашество. Многие из многочисленных монастырей, разбросанных по лесам и отдаленные районы царской России находятся в процессе восстановления. Русская Православная Церковь, как и другие церкви, входящие в состав Восточное православие является автономным или самоуправляемым. Самая высокая церковь официальным является патриарх. Вопросы, касающиеся веры, решаются вселенские соборы, на которых все церкви-члены восточного православия участвовать. Последователи церкви расценивают решения соборов как непогрешимый. История церквиРусская православная церковь ведет свое происхождение от времен Киевской Русь, первая предтеча современного Российского государства. В 988 году нашей эры Князь Владимир сделал византийский вариант христианства государственным религия Руси (см. Золотой век Киева, гл. 1). Русский церковь подчинялась патриарху (см. Глоссарий) Константинополя (современный Стамбул), резиденция Византийской империи. Оригинальное сиденье митрополитом, как называли главу церкви, был Киев. Как власть перешла из Киева в Москву в четырнадцатом веке, местопребывание переехал, установив традицию, что митрополит Москва является главой церкви. В средние века церковь помещали сильный акцент на аскетизме, который превратился в широко распространенную монашескую традиция. Большое количество монастырей было основано в безвестных локации по всей территории средневекового Московского государства. Такой маленький поселения превратились в более крупные населенные пункты, что сделало монашеские движение одна из основ социально-экономической, а также духовной жизнь. После падения Византийской империи в 1453 г. Церковь превратилась в полунезависимую (автокефальную) ветвь Восточной Христианство. В 1589 году митрополит Московский получил титул патриарх. Тем не менее русская церковь сохранила византийскую традиция санкционирования главы государства и правительства бюрократии активно участвовать в управлении церковью. дела. Таким образом, отделение церкви от государства было бы почти неизвестно в Россия. По мере того, как Западная Европа выходила из Средневековья в Возрождения и Реформации Россия оставалась изолированной от Запада, а русское православие практически не коснулось изменений в интеллектуальная и духовная жизнь ощущается в другом месте. В семнадцатом века, введение украинским духовенством западного вероучения и литургические реформы вызвали резкую реакцию среди традиционалистских православных верующих, что привело к расколу в церкви. В начале восемнадцатого века Петр Великий модернизировал, расширилась и объединила Московию в то, что затем стало известно как Российская империя. В процессе переопределения своей царской власти Петр ограничил минимальное светское влияние Русской православной церкви, которая функционировала главным образом как опора царского режима. В 1721 г. Петр Великий дошел до того, что упразднил патриаршество и учредить государственный орган под названием Священный Синод, укомплектованный светскими должностных лиц, чтобы управлять и контролировать церковь. В результате моральный авторитет церкви упал в восемнадцатом и девятнадцатом веков. Во второй половине XIX века монашеская традиция произвел ряд церковных старейшин, которые завоевали уважение всех классов в России как мудрые советники как в светских, так и в духовных делах. Точно так же к 1900 году сильное движение возрождения призывало к восстановление церковной автономии и организационная реформа. Однако немногие практические реформы были осуществлены, когда Октябрьская революция 1917 г. привели к власти большевиков (см. Глоссарий), принявших устранение мирских и духовных сил церкви. По иронии судьбы, раньше в 1917 умеренное Временное правительство предоставило церкви через несколько месяцев восстановления ее допетровского вида путем восстановление патриаршества и независимого управления церковь. В последующие десятилетия коммунистическое руководство часто использовали восстановленного патриарха как агента пропаганды, позволяя встречаться с иностранными религиозными представителями в попытке создать впечатление свободы вероисповедания в Советском Союзе. Карл Маркс, политический философ, идеи которого номинально За ними последовали большевики, называвшие религию «опиатом народ». Хотя многие революционные фракции России не понимать Маркса буквально, фракция большевиков во главе с В. И.Лениным, глубоко подозрительно относился к церкви как к институту и как к поставщику духовных ценностей. Поэтому атеизм стал обязательным для членов правящая Российская коммунистическая партия (большевиков). Чтобы устранить, как только возможно то, что считалось извращенным влиянием религии в обществе, Коммунисты развернули пропагандистскую кампанию против всех форм религия. К 1918 году правительство национализировало все церковное имущество, включая здания. В первые пять лет Советского Союза (1922-26), двадцать восемь русских православных епископов и более 1200 священники были казнены, а многие другие подверглись гонениям. Большинство семинарий были закрыты, а публикация большинства религиозных материалов была запрещена. В следующую четверть века наблюдались всплески и спады арестов, законов против религиозных собраний и деятельности, а также преследование духовенство. Антирелигиозные кампании были направлены против всех конфессий; начало в 1920-х годов, буддийские и шаманские культовые сооружения в Бурятии, в Прибайкалья, были уничтожены, а их ламы и жрецы арестованы (практика продолжалась до 1970-х гг.). Лига «Воинствующие безбожники», созданные в 1925 году, руководили общенациональной кампанией. против Православной церкви и всех других организованных религий. Крайняя позиция этой организации в конце концов привела даже Советский правительству отказаться от прямой связи с его практикой. В 1940 лет примерно 30 000 религиозных общин всех конфессий выжили в всего Советского Союза, но только около 500 русских православных приходов были открытых в то время, по сравнению с примерно 54 000, которые существовали до Первой мировой войны. В 1939 году правительство значительно ослабило некоторые ограничения на религиозная практика, изменение, которое Православная церковь встретила с отношение к сотрудничеству. Когда Германия напала на Советский Союз в 1941, правительство неохотно просило церковную поддержку, поскольку призывало всякая традиционная патриотическая ценность, которая могла бы резонировать с советским люди. По свидетельствам очевидцев, активная церковная поддержка народного военные действия привлекли в Советский Союз многих иначе отчужденных людей. причина. Начиная с 1942 г., для содействия этому союзу правительство прекратило запрет на официальные контакты между духовенством и иностранными представителей. Он также разрешил традиционное празднование Пасхи. и временно прекратил стигматизацию религиозности как препятствия к социальному продвижению. Правительство идет на уступки ради национальной обороны возродил Русскую православную церковь. Тысячи церквей вновь открылся во время войны. Но режим Хрущева (1953-64) изменился. политику, сделавшую возможным такое возрождение, проводя насильственную шестилетняя кампания против всех форм религиозной практики. Хотя Церковь сохраняла свою официальную санкцию на протяжении всего этого периода, Кампания Хрущева была продолжена его преемником менее жестко, Л. И. Брежнев (в кабинете 1964-82). К 1975 году количество действующих Русские православные церкви сократились примерно до 7000. Некоторые из наиболее видные представители русской православной иерархии и духовенства активисты были заключены в тюрьму или вынуждены покинуть церковь. Их место было взято послушным духовенством, в ряды которого иногда проникали агенты Комитета государственной безопасности (Комитет государственной безопасности—КГБ; см. Глоссарий). В этих условиях церковь поддерживал и пропагандировал советскую внешнюю политику и способствовал Русификация нерусских верующих, таких как православные украинцы и белорусы. Несмотря на официальные репрессии в хрущевские и брежневские годы, религиозная деятельность сохранилась. Хотя регулярное посещение церкви было распространены в основном среди женщин и пожилых людей, особые случаи, такие как крещения и Пасха привели в храмы гораздо больше русских. Ан увеличение церковных браков в 1950-х и 1960-х годах стимулировало создание светских «дворцов бракосочетаний», предлагающих церемониальные атрибуты брака, лишенные религиозных обрядов. Когда число заявок на обучение в семинарии значительно возросло в 19 в.50-е годы, Коммунистический союз молодежи (комсомол) заставлял начинающих семинаристов выдержать допросы, которые обескуражили многих и которые к 1960 г. в резком сокращении числа кандидатов. Общая культурная либерализация, последовавшая за смертью Сталина в 1953 год принес естественное любопытство к русскому прошлому, особенно вызвал интерес молодого поколения; церемонии и формы искусства Русской Православной Церкви, неотъемлемая часть этого прошлого, привлек особое внимание, к ужасу Хрущева и брежневские режимы. Историк Джеймс Биллингтон указывал, что в того периода религиозная вера была формой бунта поколений со стороны детей против родителей-доктринеров-коммунистов. Хотя Русская Православная Церковь не играла активистской роли в подрыве коммунизма, что Римско-католическая церковь сыграла в Польше и в других странах Восточной Европы она заметно выиграла от постепенного дискредитация марксистско-ленинской идеологии в позднесоветский период. В середина 1980-х, всего около 3000 православных церквей и два монастыря были активны. Однако по мере того, как хватка коммунизма в том десятилетии ослабевала, религиозное пробуждение произошло по всему Советскому Союзу. Символический жесты президента Горбачева и его правительства под рубрикой гласность (см. Глоссарий), безошибочно указывало на то, что советская политика менялась. В 1988 году Горбачев встретился с православными лидерами и подробно обсудил роль религии в жизни своих последователей. Вскоре после этого, официальное празднование тысячелетия русского православия сигнал по всей России, что религиозное выражение снова было принято. Начиная с 1989 г., в новых законах уточнялось право церкви на частную жизнь. собственность и распространять публикации. В 1990 советский законодательный орган принят новый закон о свободе вероисповедания, предложенный Горбачевым; в В то же время некоторые из составных республик начали принимать собственные законы по этому же вопросу. Осенью 1990 года новый зам. парламент Российской Республики, православный священник Глеб Якунин, руководил принятием необычайно либерального закона о религии. свобода. Этот закон оставался в силе, когда Россия стала отдельным государством. в следующем году. (Якунин был лишен сана в 1994, однако, для критика церковной иерархии.) По словам главы Русской Православной Церкви Патриарха Алексий II , с 1990 по 1995 год более 8000 русских православных. церкви были открыты, что удвоило количество действующих приходов и добавило тридцать две епархии (епархии). В первой половине 1990-х гг. Российское правительство вернуло многочисленные религиозные объекты, которые были конфисковано его коммунистическими предшественниками, оказывая некоторую помощь в ремонт и реконструкция поврежденных конструкций. Самый заметный таким проектом было строительство совершенно нового храма Христа Спасителя Собор, воздвигнутый в Москве на сумму около 300 миллионов долларов США. заменить показательный собор, снесенный в 1931 в составе Сталинская кампания против религии. Финансируется в основном за счет частных пожертвования, новая церковь считается видимым признанием ошибки советского прошлого. В первой половине 1990-х годов социальные службы церкви также значительно расширился за счет создания отделов благотворительности и социальных услуг и катехизиса и религиозного образования в пределах патриархат. Из-за нехватки священников воскресные школы введено в тысячах приходов. Соглашение между патриархат и национальные министерства обороны и внутренних дел обеспечивает пастырское окормление военнослужащих православных вера. Патриарх также подчеркнул, что представители других конфессий должны иметь доступ к соответствующему духовному руководству. 19 ноября95, Министр обороны Грачев объявил о создании должности в вооруженные силы для сотрудничества с религиозными учреждениями. Среди религиозных организаций, появившихся в 1990-е гг. более 100 русских православных братств. Возрождение традиции свиданий еще в Средние века, эти организации мирян, возглавляемые священниками, занимались общественной деятельностью. и благотворительной деятельности. В 1990 году они образовали Альянс православных. Братства, организующие образовательные, социальные и культурные программы. и учреждения, такие как детские учреждения, общежития, больницы и т. сельскохозяйственные общины. Хотя его номинальная задача состоит в том, чтобы способствовать религиозное и нравственное воспитание, альянс активно занимался националистические позиции по религиозной терпимости и политическим вопросам. Опросы общественного мнения показали, что церковь возникла относительно невредимым от связи с коммунистами режима, хотя такие диссиденты, как Якунин, обвиняли Алексея II в был оперативником КГБ. Согласно опросам, в первой половине 1990-х гг. церковь внушала больше доверия русскому населению, чем большинство другие социальные и политические институты. Точно так же Алексий II, избранный возглавить церковь по смерти патриарха Пимена в 19 г.90, было найдено чтобы вызвать большее доверие у широких масс, чем у большинства других общественных деятелей в России. Политическое руководство регулярно добивается одобрения Церковь как моральный авторитет практически для всех видов государственной политики. |