В каком городе принял крещение князь владимир: 28 июля отмечаются два праздника – День крещения Руси и день памяти князя Владимира

Крещение князя Владимира в Крыму

В середине 980-х гг. внешняя угроза и внутренние мятежи поставили православную Византийскую империю в крайне затруднительное положение. Вдобавок ко всему в 987 г. вспыхнуло восстание полководца Варды Фоки, объявившего себя василевсом (царём). В конце 987 — начале 988 г. братья-соправители Василий II и Константин VIII вынуждены были обратиться к Киевскому князю за военной поддержкой против мятежников.

 

Владимир согласился отправить в Византию довольно многочисленное войско взамен на обещание императоров выдать за него замуж свою сестру — царевну Анну. Как политик, Владимир мыслил безукоризненно — породниться с Византийской династией означало бы практически уравнять князей Киевской Руси если не с римскими василевсами, то по крайней мере с великими европейскими монархами того времени и значительно укрепить мировой авторитет Киевской державы.


Император дал согласие выдать свою сестру Анну за Владимира, но взамен сам Владимир должен принять крещение и подавить восстание.

Отряд русичей направлен в Византию, мятеж подавлен. Но Гордый император Василий II почитал для себя позором родниться с варварами, идолопоклонниками и отказал князю.


Тогда Владимир Святославич собрал бояр, воевод, дружинников и сказал им:

— Витязи, богатыри, верные мои дружинники! Задумал я думу великую и надеюсь, что вы поддержите меня. Мне и всем вам стыдно отныне именоваться идолопоклонниками. Все европейские государи поклоняются единому небесному богу, только мы — выдуманному нашими праотцами. Я посылал послов ко всем народам и убедился, что самая лучшая вера у грековинов. И решил я принять эту веру. Но византийские императоры не желают иметь с нами дело. Я хочу завоевать в Таврике греческие земли и заставить Византию считаться с нами. Мы поплывём в Корсунь и возьмем её. А когда договоримся с Византией, восстановим эти земли во власти и возвратимся домой.

В лето 988-е огромная рать во главе с князем Владимиром Святославичем отправилась в поход. Ладьи с русскими воями спустились вниз по Днепру и, преодолев бypные воды Понта Эвксинского, очутились у берегов Таврики. Оставив ладьи в тихом Ктеносском заливе, русские высадились на Гераклейском полуострове. Здесь стоял хорошо укреплённый город Херсонес.


Русичи перекрыли водовод и вынудили осаждённых сдаться. Херсонеситы признали русичей победителями и согласились впустить их в город. Они просили только сохранить им жизнь, свободу и имущество. Князь Владимир обещал им это.

Распахнулись городские ворота Херсонеса. Стратег, военачальники, именитые граждане со знамёнами и хоругвями, с хлебом и солью вышли встречать великого князя всей Руси Владимира Святославича и его славных ратников.

Город был убран и празднично украшен. На главной площади стояли столы со всевозможными яствами и напитками для простых ратников. А для князя, воевод и херсонесской знати столы были накрыты во дворце. И начался многодневный пир во славу войска русского, во имя мира между русскими и греками.

Стратег отправил в Константинополь гонцов с вестью о взятии россами Херсонеса, и император Василий II прислал в Херсонес послов и свою сестру Анну.

Еще до приезда царевны у Владимира началась тяжелая болезнь глаз, так что он ничего больше не мог видеть. Приехавшая царевна Анна пожалела Владимира и сумела убедить его, что крещение в христианскую веру исцелит его от слепоты духовной и телесной. Во время крещения князь прозрел. В духовном восторге он воскликнул: «Теперь я узрел Бога Истинного!» Некоторые из дружинников князя, пораженные этим чудом, также крестились. Во святом Крещении князь Владимир был наречен Василием в честь святого Василия Великого. Тогда же в Херсонесе совершилось его бракосочетание с царевной Анной. В качестве выкупа за жену князь возвратил Херсонес Византии, построив в нем храм во имя святого Иоанна Предтечи и Крестителя Господня.


Когда Владимир возвращался на Киевскую Русь, с ним отправились греческие учителя, священники, художники, ремесленники — все, кто пожелал жить в далёкой северной стране, в стольном граде Киеве.

Ныне среди развалин древнего Херсонеса выделяется возвышенность. Не тот ли это холм, насыпанный херсонеситами во время осады города, память о былом походе киевского князя Владимира?

Смотрите на сайте:

Россия — будущее

Недвижимость в Крыму

Таблица (более 100 поселков с отзывами и комментариями)

Поселки Челябинска и Челябинской области (более 100)

Города, сёла и поселки Челябинской области

От Порт – Артура до Берлина и Парижа


 

Херсонес: как жил город во времена князя Владимира

Приблизительное время чтения: 17 мин.

100%

+

Код для вставки

Код скопирован

Этот город связан с ключевым событием в истории нашего государства— крещением князя Владимира. Каким был Херсонес в его времена? В каких домах жили и чем занимались горожане? Почему, прежде чем принять в Херсонесе крещение, князю Владимиру пришлось его осадить? Наконец, почему этот величественный город со временем пришел в упадок и. .. исчез на века? На эти вопросы «Фома» попросил ответить историка и археолога Андрея Виноградова.

— Андрей Юрьевич, каков был статус Херсонеса конца X века? Если попытаться провести аналогии между ним и современными городами, что это было — областной центр или просто небольшой город-крепость?..

— Как ни странно, статус Херсонеса больше всего напоминает статус современного Севастополя. В сравнении с другими субъектами территория его невелика, но как город он достаточно большой. Чем-то подобным был для Византийской империи и Херсонес: город по масштабам своего времени крупный, даже крупнейший в Северном Причерноморье, но как административная единица — невелик: она занимала лишь небольшую прибрежную полосу.

Вся территория Византийской империи к этому моменту была разделена на военно-административные округа, так называемые фемы. Херсонес долгое время стоял как бы вне этой структуры. Он не входил ни в какие более ранние римские провинции. Лишь в середине IX века в Херсонесе появляется фема, и он становится как бы «областным центром», находясь при этом на периферии империи. Такой вот двоякий статус.

Как появился Херсонес?

История Херсонеса уходит корнями не просто в глубь веков — в глубь тысячелетий! Древние греки основали полис-крепость Херсонес Таврический как свою колонию на Гераклейском полуострове на юго-западном побережье Крыма в 423–421 годах до нашей эры. В переводе с греческого слово «Херсонес» означает «полуостров». «Таврический» — потому что по соседству проживало воинственное племя тавров. Нам этот город известен также под именем Корсунь — так его называли в летописях Древней Руси.

Город рос, был сначала самостоятельным, воевал со скифами, попал в зависимость от Боспорского государства, затем входил в состав Римской империи, переживал и периоды расцвета, и разорение, набеги и нападения соседей…

По преданию, в Херсонесе окончил свою жизнь римский папа Климент I — апостол от семидесяти, святой нашей Церкви.

В ΙV веке полис вошел в состав Византийской империи и до XIII века был опорой Византии в Крыму. Ко времени княжения Владимира Святославича Корсунь стала одной из военно-административных областей Византии — фемой.

При этом Херсонес был крупным центром государственного управления. На дне моря удалось найти место, куда после обрушения размытого водой берега упал городской архив, и поэтому у нас довольно много печатей местных и византийских чиновников, которые присылали свои письма и документы в Херсонес. Византийские печати — уникальный исторический источник. Обычно на лицевой стороне свинцовой пластинки, которую закрепляли на шнурке, изображали Христа, Богоматерь или святых покровителей, а на обратной стороне чеканили надпись с просьбой о Божьей помощи собственнику и все его данные: личное и родовое имя, должность, служебный ранг…

— А как выглядел город во времена князя Владимира? Какова была его планировка? Велика ли территория?

— Херсонес имел древнюю планировку еще со времен греческой колонизации.

Уже тогда в нем были десятки крупных кварталов. Но его территория в ранневизантийское время расширилась еще больше и была обнесена стенами. Она частично не раскопана, и поэтому мы не очень хорошо представляем, что находилось здесь. Хотя Херсонес — один из самых раскопанных городов региона.

Мы не знаем, были ли к концу Х века заселены все земли, которыми город обладал в античности и в ранневизантийское время. Возможно, в период расцвета в нем жило до десяти тысяч человек и даже больше. Кроме того, население города частично состояло из тех, кто приезжал сюда из окрестностей. Точно известно, что во время войн люди просто прятались на территории города.

Alexxx Malev / Flickr.com

Застройка сохранялась с раннего византийского периода. Она была каменная. Дома — преимущественно двухэтажные, улицы вымощены камнем, но представить себе облик города более конкретно — насколько высокими были эти дома — нам сложно: до нашего времени сохранились лишь первые этажи и подвалы. И очень редко — более высокие конструкции.

Мы знаем, что был некий дворец, парадное здание. Он должен был принадлежать византийскому наместнику, стратигу. Еще один — «царицыны палаты» на главной площади города — упоминается в рассказе о крещении князя Владимира.

Конечно, в городе находился и епископский центр. Где конкретно располагалась епископия — идут споры. Некоторые видят его у самого крупного храма — Уваровской базилики, некоторые считают, что этот центр располагался у «базилики в базилике» (здание называлось так, потому что было встроено в центральный неф старой базилики). В различные эпохи он мог находиться в разных местах.

— Кто жил в Херсонесе? Каков был этнический состав его населения?

— Сложным. В первую очередь — грекоязычным, о чем можно судить, например, по множеству надписей в Херсонесе и именам его жителей.

При этом город поддерживал связи с племенами, которые проживали рядом, прежде всего с готамиГоты — одно из германских племен. и аланамиАланы — ираноязычные кочевые племена скифо-сарматского происхождения. , которые поселились здесь в эпоху Великого переселения народов и позже. В Херсонесе встречаются хазарскиеХазары — тюркоязычный кочевой народ. В середине VII века создали собственное государство — Хазарский каганат (650-969). имена, некоторое время в городе был даже хазарский наместник. Жили здесь и иудеи, и выходцы с Востока… То есть это был большой плавильный котел византийско-греческой культуры.

|Читайте также:

Как крестили Русь? Коротко

В житии святого равноапостольного КириллаСвятой Кирилл (до схимы Константин, по прозвищу Философ) — византийский миссионер. Вместе с братом Мефодием является создателем перевода Евангелия с греческого на древнеславянский язык. есть рассказ о том, что во время поездки в Хазарию он останавливался в Херсонесе и нашел в городе книгу, которая была написана то ли «руссьскими письмены», то ли «сурьскими письмены»… Ученые склоняются к тому, что, поскольку русской письменности на тот период не найдено, книга эта, скорее всего, была написана по-сирийски и Константин, видимо, изучил в Херсонесе сирийский язык.

Это говорит о наличии в Херсонесе сирийской общины.

В Херсонесе жили и славяне. У нас есть этому отдельные свидетельства, по преимуществу — находки вещей русского происхождения. Прежде всего крестов. Как их называют — «мелких предметов личного благочестия».

Не так давно академик Алексей Алексеевич Гиппиус из Института славяноведения РАН смог прочесть одну славянскую надпись и датировать ее XII — началом XIII века. Графитто из Херсонеса (графитти — это процарапанные надписи на твердой поверхности) гласит: «Сенько написал (нарисовал), идя, крест». Таким образом, у нас появилось свидетельство прямого присутствия славян в городе. Причем интересно, что графита эта оказалась паломнической, потому что там написано, что человек написал ее, «идя». А так писали именно паломники на стенах храмов. Выбитые на камне под буквами большой узорчатый крест и восемь таких же маленьких эту версию подкрепляют. Такие надписи в то время были своего рода «компостерами», отметками о пребывании. Вероятно, человек через Херсонес направлялся в Константинополь или даже дальше, в Иерусалим.

— Чем занимались жители Херсонеса? Говорят, что это был город искусных ремесленников…

— Рядом с Херсонесом не было других крупных городов, поэтому он во многом должен был сам себя обеспечивать. Здесь было и гончарное производство — делали горшки, амфоры, кирпич, черепицу… Была и металлургия — найдено много форм для литья и различных металлических предметов. Немало находок, связанных с сельским хозяйством, в том числе, например, рыбозасолочные цистерны. Зерно в город привозили и перерабатывали, солью торговали…

Alexxx Malev / Flickr.com

Херсонес был и крупным торговым центром — мы видим по керамике, что сюда приходил импорт с южного берега Черного моря. И наоборот, какие-то товары экспортировали отсюда.

Словом, здесь и производили, и торговали.

Средний уровень жизни горожан был достаточно высок в сравнении с жителями окрестностей. Мы видим предметы роскоши — золотые украшения, резные камни, стеклянная посуда…

— Как насчет грамотности? Умели ли горожане читать и писать? Были ли в Херсонесе школы?

— Очевидно, школы в Херсонесе были.

Уровень грамотности здесь был достаточно высокий — об этом можно судить уже по большому количеству граффити и надписей византийского времени. По числу обнаруженных греческих надписей Херсонес лидирует среди всех греческих поселений Северного Причерноморья — до нас их дошло больше сотни!

О местной культурной традиции судить сложнее. Но мы знаем, что в Херсонесе были созданы некоторые памятники греческой письменности: «Жития епископов Херсонских», «Чудо святого Климента», «Алфавитарий апостола Андрея». К сожалению, сами рукописи, которые были написаны в городе, до нас не дошли. При этом археологи находят застежки от книг — скорее всего, богослужебных.

— Во что верили жители Херсонеса? Понятно, что в городе жили христиане и стояли христианские храмы. А были ли последователи других религий?

— К эпохе правления князя Владимира христианская история Херсонеса насчитывала несколько веков. Первые христиане появились здесь, по преданию, уже в I в. н. э., а епископ Херсонеса Еферий впервые упоминается в источниках в связи со Вторым Вселенским Собором (381 год) — он подписал орос, то есть утвержденный догмат Собора.

Автокефальная епископия Херсонеса подчинялась не митрополиту, а напрямую Патриарху Константинопольскому. Позже здесь возникла митрополия, которая долго отчаянно боролась за свою церковную независимость, самостоятельность и за контроль над разными территориями. Например, Южный берег Крыма в конце XIV века был местом конкуренции между митрополитом Херсонеса и митрополитом Готским и Сугдейско-ФульскимГотская епархия — древняя епархия Константинопольского Патриархата в Крыму с центром в городе Мангупе (Дорос)..

Alexxx Malev / Flickr.com

Судя по количеству найденных церковных предметов, остатков храмов и тому подобного, можно утверждать, что и в интересующее нас время — в конце Х века — Херсонес был преимущественно христианским. Город не раз подвергался мощным репрессиям и со стороны императора, и со стороны варваров, в том числе и таким, в ходе которых бывала уничтожена бóльшая часть мужского населения. Поэтому сказать, существовали ли постоянно религиозные общины, о которых нам известно по находкам, мы не можем.

В Херсонесе много ранневизантийских храмов. Базилики, которые частично продолжали существовать, частично были перестроены и уменьшились в масштабе. Существовала даже «базилика в базилике», о которой уже упоминалось. Помимо больших городских храмов, в каждом квартале были свои маленькие зальные храмы без особых украшений. В этот период были построены и крестово-купольные храмы. Нам известно несколько таких зданий, в том числе на центральной площади города, на Большом торге.

В городе были монастыри. Мы знаем о монастыре Богородицы Влахернской, который находился за стенами города на месте так называемого крестообразного храма. Были церковные благотворительные организации вроде больницы святого Леонтия.

В девятом веке Херсонес посетил константинопольский монах Епифаний. Он называл жителей города «носимыми всяким ветром ересей». Возможно, это означало, что в Херсонесе было много так называемого нехристианского населения. Хотя это текст эпохи иконоборчестваЕресь иконоборчества получила большое распространение в Византии в VIII–IX веках. Ее приверженцы свою борьбу с иконами аргументировали тем, что нельзя поклоняться «рукотворным вещам». Защитники иконопочитания возражали, что иконам следует поклоняться и к ним прикладываться, но не служить им, потому что служение приличествует только Богу: «Поклоняться можно и не Богу, потому что поклонение есть выражение почтения, служить же нельзя никому, кроме Бога». Церковный Собор 843 года осудил иконоборцев., и, вполне вероятно, речь идет о том, что, в отличие от других центров, например Керчи, Херсонес тоже был иконоборческим.

— Вокруг города высились крепостные стены. В летописях описывается, что войско князя Владимира не сумело взять их штурмом. То есть, Херсонес был городом укрепленным. А как он защищался? И от кого?

— Херсонес был мощным военным центром. Крепкие городские стены, построенные еще в античности, много раз ремонтировались. Они были довольно мощные, раз князь Владимир с войском не смог так легко взять город во время осады. Кроме того, существовала система форпостов, крепостей, которые контролировали проходы к городу. Поскольку Херсонес к этому моменту являлся уже отдельным административным округом, у него было свое ополчение, отдельное войско во главе со стратигом и небольшие отряды его заместителей — ипотиритов.

Alexxx Malev / Flickr.com

Херсонес — город приморский. Он имел постоянное морское сообщение со всем Причерноморьем, поэтому, разумеется, у него был свой флот, была гавань в Карантинной бухте.

Необходимость в оборонительных сооружениях и охране была насущной: на город часто нападали. Херсонес долго находился под хазарской угрозой. Какое-то время хазары даже частично контролировали город, в нем жил хазарский наместник, возможно, византийцы и хазары владели городом совместно.

Что касается эпохи князя Владимира, то в то время основной угрозой для Херсонеса стали русы. Они постоянно ходили на Константинополь и, вероятно, затрагивали Херсонес. Главным же военным событием стал как раз поход князя Владимира. Позже он даже стал поводом к усилению укреплений и в самом Херсонесе, и вокруг города.

— Зачем князь Владимир пришел под Херсонес? Для чего ему понадобилось осаждать древний город?

— В византийских источниках осада города не описана, но есть некоторые восточные источники, которые упоминают о связанных с этим событиях. По ним, если не останавливаться подробно на разночтениях, можно реконструировать ситуацию так: князь Владимир был призван византийскими императорами Василием и Константином, потому что они не могли справиться с очень опасным восстанием Варды Фоки на территории Малой Азии. Им требовалось в помощь русское войско. Одной из плат за эту помощь являлся брак князя Владимира с сестрой Василия и Константина Анной, порфиророднойПорфирородный, багрянородный — так называли детей византийского императора, рожденных во время его правления (в отличие от детей, которые родились до вступления отца на императорский престол). Порфир — камень багряного, пурпурного цвета. Византийские императрицы рожали в Багряном (Порфирном) зале императорского дворца, оформленного порфиром, откуда и возник эпитет. принцессой, то есть одной из тех принцесс, которых византийцы старались не выдавать замуж за иностранных правителей. Условием этого брака, естественно, было крещение Владимира.

Дальше подробности — почему Владимир осаждал Херсонес — непонятны. По базовой версии, Василий и Константин не спешили отправить русскому князю свою сестру, и он таким образом решил их принудить. Но существует и другая гипотеза, согласно которой город Херсонес тоже взбунтовался в рамках восстания Варды Фоки, и Владимир отправился покорить Херсонес и вернуть город под власть императоров.

— Как русы сумели взять укрепленный город? Достоверна ли история с предательством одного из жителей осажденного Херсонеса?

— Херсонес долгое время имел очень выгодное положение потому, что у него была собственная вода — колодцы находились прямо в городе. Но потом, как раз в начале Х века, случилась какая-то экологическая катастрофа: море пробило скалу и засолило водную систему города, колодцы оказались непригодны. Пришлось строить мощный водопровод, который шел, однако, не как акведук — по верху — а тянулся под землею. Этот факт придает достоверность рассказу древнерусских летописей о взятии осажденного города. Там упоминается этот самый водопровод. В «Повести временных лет» описано, что Владимир не смог взять Херсонес приступом. Пытался сделать насыпи к городским стенам, но жители через тайный подкоп перетаскивали грунт внутрь городских стен и рассыпали на площадях.

В итоге город действительно был взят благодаря предательству: «И вот некий муж корсунянин, именем Анастас, пустил стрелу, написав на ней: “Перекопай и перейми воду, идет она по трубам из колодцев, которые за тобою с востока”. Владимир же, услышав об этом, посмотрел на небо и сказал: “Если сбудется это, — сам крещусь!” И тотчас же повелел копать наперерез трубам и перенял воду. Люди изнемогли от жажды и сдались». То есть Анастас Корсунянин знал маршрут водопровода и сообщил князю, где именно нужно перекрыть ввод воды в Херсонес. Оставшись без воды, Херсонес вынужден был впустить осаждавших в городские стены.

— Где в действительности крестился Владимир? Был ли это Херсонес? Ведь существуют версии, что крещение произошло в других городах…

— Сведения о крещении князя Владимира очень разнородны. С одной стороны, есть летописные известия, рассказы из житий князя Владимира. Но с другой стороны, даже они внутри себя непоследовательны. Например, в «Повести временных лет» говорится, что к началу XII века уже существовало несколько версий, где конкретно крестился Владимир: в Херсоне, в Киеве, в Василёве…

Против киевской версии говорят некоторые обстоятельства. В течение нескольких лет после крещения Владимира в Киеве не было церковной иерархии — она появилась позже. До 996 года не был построен кафедральный собор. Поэтому наиболее логичным представляется крещение Владимира именно в Херсонесе.

Alexxx Malev / Flickr.com

В каком храме крестился князь русов? Списки русских летописей называют разные храмы: св. Василия, св. Софии, св. Иакова, Успения… По-видимому, какая-то память о крещении высокородного руса в городе существовала, но ко времени составления летописей подробности уже были утрачены.

В этот период византийцы уже крестили всех в младенчестве, поэтому больших крещален не устраивали. Всех крестили в небольших переносных купелях. Хотя поскольку в окружении Херсонеса всё время были язычники, которые могли принимать крещение, по-видимому, какие-то ранние византийские крещальни-баптистерии продолжали существовать. Вероятно, в одной из них князь Владимир и был крещен. Но сам чин крещения Владимира, конечно, ничем от крещения обычных горожан не отличался.

Где находилась эта крещальня? Об этом идут споры. Некоторые исследователи размещали ее рядом с самой крупной, Уваровской, базиликой. Но, согласно летописи, крещение проходило на главной площади города, и когда в ΧΙΧ веке было решено построить Владимирский собор в честь этого события, то выбрали один из храмов города, при котором, по предположению, была крещальня. Однако в то время уровень археологии был еще невысок, и поэтому по ошибке за крещальню приняли двойное погребение, находившееся в этом храме. Соответственно, в том храме, который находится сейчас под Владимирским собором, крещения Владимира быть не могло. А из храмов на главной городской площади наиболее вероятен храм, который находился к юго-западу от нынешнего собора — его следы тоже видны, и в нем, мы точно знаем, находилась большая крещальня.

Радзивиловская летопись. Изображенное время: 988 г. Изображенное событие: «И повеле крестити ся. Епископ же корсуньскый с попы царичины, огласив, крести Володимира. И яко възложи руку на нь, и абие прозре. Видев же се Володимер напрасное исцеление, и прослави Бога, рек: «Теперво уведех Бога истинаго»». Конец XV века

Кроме того, рядом была найдена ранневизантийская надпись о строительстве храма: заказчиком здания которого был некий комит, то есть крупный византийский чиновник, Василий. Вполне вероятно, что сам храм носил имя святого Василия, святого покровителя этого чиновника. А согласно Лаврентьевской летописи, Владимир крестился именно в церкви святого Василия. Таким образом, это место (у археологов оно обозначается как «баптистерий базиликального храма № 28») оказывается наиболее вероятным претендентом на место крещения князя Владимира.

— Что Владимир сделал с Херсонесом после взятия города? Он ведь его не разрушил?

— Сколько времени находился Владимир в Херсонесе, точно мы не знаем. Туда должна была прибыть Анна. И он, собственно, ее там ждал. Потом месяц-два выздоравливал: в летописях говорится, что перед самым крещением Владимир ослеп, а после крещения — прозрел…

Известно, что при уходе из Херсонеса князь взял из города некоторую добычу: бронзовых коней и статуи, которыми он, видимо, хотел украсить Киев. Кроме того, он привез с собою священников и книги.

Кстати, когда в Киеве была построена Десятинная церковь, она строилась и обустраивалась под началом того самого Анастаса Корсунянина, который подсказал Владимиру, как захватить Херсонес.

Византийская икона Божьей Матери Одигитрия
XII век, Херсонес
Joanbanjo — Own work / Wikipedia.org / CC BY-SA 3.0

Видимо, Владимир взял из Херсонеса какую-то часть мощей святого Климента Римского. Действительно, в «Слове на обновление Десятинной церкви» и в летописях встречается упоминание мощей папы Климента, которые хранились в Киеве.

Среди ученых идут споры, был ли Херсонес после взятия его Владимиром сильно разрушен. И если были какие-то разрушения, то связаны они с разорением после взятия или это какие-то зажигательные снаряды попали за городские стены во время осады. Некоторые исследователи пытались все пожары конца десятого века в Крыму отнести к нашествию князя Владимира.

При этом очень показательно еще одно свидетельство летописи: князь Владимир построил храм на том валу, который был насыпан для осады города. Еще раз: князь-завоеватель, бывший язычник, построил в городе, в котором крестился, храм Иоанна Предтечи! Видимо, случилось это во время пребывания Владимира в Херсонесе после осады, а мастеров он позвал местных. Эти сведения подчеркивают, что Владимир все-таки выступает в этой истории не только как завоеватель и разрушитель, но и как человек, который совершает акт благочестия, строя в городе храм.

Где именно этот храм Иоанна Предтечи находился, к сожалению, непонятно. Видимо, это было за городом, если это осадные валы. Его долго искали, и до сих пор соотнести его с каким-то определенным из найденных храмов не удалось. Были гипотезы, что, возможно, у так называемой базилики на холме были погребены русские воины, которые пали там, но никакого подтверждения это не имеет.

— Какова была дальнейшая судьба города? Как получилось, что спустя много веков пришлось его разыскивать и откапывать?

— Первое время она была вполне счастливая — это был крупный центр, в котором по-прежнему шло строительство, на что указывают надписи.

Упадок его начинается с общим упадком Византии после взятия Константинополя крестоносцами в 1204 году.

В 1299 году город пережил ужасное нашествие золотоордынского хана Ногая. Город отстроился, но через сто лет Орда снова напала, и к началу второй половины XV века Херсонес пришел в запустение, потерял статус крупного города и значительного регионального центра. В последующие годы город был разграблен. Сохранялась небольшая крепость на месте цитадели, которая служила одновременно и портом. Она и небольшое поселение рядом упоминаются вплоть до XV–XVI вв.

В XVII веке Херсонес исчезает с карт, упоминания его в исторических источниках больше не встречается, а точное местоположение Херсонеса на несколько столетий становится тайной.

Лишь в 1827 году, по распоряжению главного командира Черноморского флота и портов А. С. Грейга, были проведены первые научные раскопки на месте погибшего Херсонеса. Тогда были найдены три храма. А более систематические раскопки начались только в конце 1880-х годов…

15 июля 2017 г. Святой великий равноапостольный князь Владимир, нареченный Василием при Святом Крещении

Кафизменное чтение
Поется «Блажен Человек…».

На Ладони 140

В гласе 4

Из глубины взываю к Тебе, Господи;* Господи, услышь глас мой!

Ты был вторым Константином словом и делом,
ибо он родился в христианскую эпоху,
но жил много лет среди язычников,
в то время как вы были рождены язычниками,
но любили Христа, который любил вас.
Вы пришли к Нему ликуя!
Непрестанно молитесь Ему о тех, кто чтит вашу память.

Да будут уши Твои внимательны* к голосу моей молитвы.

Ты был вторым Константином словом и делом,
ибо он родился в христианскую эпоху,
но жил много лет среди язычников,
когда ты был рожден от язычников,
но любил Христа, возлюбившего тебя.
Вы пришли к Нему ликуя!
Непрестанно молитесь Ему о тех, кто чтит вашу память.

Если Ты замечаешь беззакония, Господи, кто может устоять?* Но у Тебя прощение, чтобы Тебя почитали.

Ярко светящаяся гора Синай, вечно радуется,
ибо освящена законом Моисеевым и невидимого видевшая,
и город твой великий, Владимир, тоже светит и радостно празднует,
видя в Духе Сына прославился в тебе со Отцом.
Умоли Его спасти и просветить наши души!

Я ждал Тебя, как Ты повелел; моя душа терпеливо уповает на Твое обетование*, ибо она уповает на Господа.

Ярко светящаяся гора Синай, вечно радуется,
ибо освящена законом Моисеевым и невидимого видевшая,
и город твой великий, Владимир, тоже светит и радостно празднует,
видя в Духе Сына прославился в тебе со Отцом.
Умоли Его спасти и просветить наши души!

От утренней стражи до ночи* да уповает Израиль на Господа.

Для народа Руси, Владимир, ты был духовным отцом,
царем и истинным проповедником;
апостол Христа, возвещающий крещение спасения.
И тем самым ярко просветив народ Твой,
освятил Ты его во всех землях Царства Твоего, Благословенная.

Ибо у Господа милость и многое у Него избавление*, и Он избавит Израиля от всех беззаконий его.

Для народа Руси, Владимир, ты был духовным отцом,
царем и истинным проповедником;
апостол Христа, возвещающий крещение спасения.
И тем самым ярко просветив народ Твой,
освятил Ты его во всех землях Царства Твоего, Благословенная.

Хвалите Господа, все народы;* возвещайте славу Его, все люди.

Корень истинной веры был, Владимир,
Духом Святым полит.
Ты простер нам божественно насажденные ветви с благоухающими цветами:
Бориса дивного, и Глеба, ревнителя благочестия;
обильных источников чудес для всех верующих.
Стоя с ними пред Христом,
молим Его спасти и просветить наши души.

Крепка любовь Господа к нам;* вечно пребудет истина Его.

Корень истинной веры был, Владимир,
Духом Святым полит.
Ты простер для нас божественно насажденные ветви с благоухающими цветами:
дивный Борис, и Глеб, ревнитель благочестия;
обильных источников чудес для всех верующих.
Стоя с ними пред Христом,
молим Его спасти и просветить наши души.

В гласе 8, Слава…

Приидите, все поспешим почтить память Владимира,
отца и наставника народов Руси.
Он родился от язычников и полюбил возлюбившего его Христа,
он ушел ко Христу, радуясь с бабкой Ольгой.
Он учил весь свой народ верить и поклоняться одному Богу в Троице;
он разрушил идолов и растоптал их ногами.
Воспитал для нас Бориса и Глеба, свое драгоценное потомство.
Теперь мы с радостью и верой чтим их память,
и празднуем с любовью.
Да молятся они Господу
о даровании победы православным христианам над их противниками;
, чтобы даровать мир всему миру и спасти наши души!

Ныне…

Из человеколюбия явился Царь Небесный на землю и обитал с людьми, ибо воспринял человеческое тело от чистой Девы и явился во плоти, которую получил от Нее. Он Единый и единственный Бог, имеющий две природы, но не две личности. Поэтому мы исповедуем и провозглашаем истину, что Христос, Бог наш, есть совершенный Бог и совершенный Человек. О Мать, не знавшая плотского союза, моли Его, чтобы Он помиловал наши души.

Чтения
(1) 1 Царств 8:22-30; (2) Исайя 61:10-62:5; (3) Исайя 60:1-14

Лития

В гласе 2

Ныне воссияла память благочестивого князя Владимира
, как мироточивый источник;
за то, что, возлюбив Христа, посрамил идолов,
и воздвиг церкви Тому, Кто претерпел много поруганий за нас,
и получил царство и венец на небесах.

В Тоне 6, Слава…

Приидите, все поспешим с верою
на почетную память отца нашего Руси,
учителя и предводителя нашего Василия;
ибо от рождения своего возлюбил Христа, Который и его возлюбил;
и к Нему вознесся,
радуясь с первой матерью Еленой.
С ним и мы празднуем с любовью,
просим, ​​чтобы он помолился Господу за нас,
чтобы Он даровал мир миру
и спас наши души.

Сейчас…

Творец и Искупитель мой, Христос Господь,
родился от Тебя, Пречистая Дева.
Приняв мою природу, Он освободил Адама от его древнего проклятия.
Непрестанно величаем Тебя, как Богородицу!
Радуйся, Радость небесная!
Радуйся, Владычице: Покровительство, Предстательство и Спасение душ наших!

Апостича

В Тоне 8

Прекраснейшее чудо!
Мудрость гордых погибает сегодня, и все силы зла плачут
увидев Владимира великого, верного правителя нашего:
дикую ветвь, божественно насажденную силою Божиею,
прославленную и лучезарно им увенчанную.

Я возвысил избранного из народа!

Чудесная глубина чудес!
Жестокосердые в разумении и напрасно скитавшиеся,
радуйтесь ныне во святой Церкви, ибо сие есть день Владимира.
Христос Бог наш воцарился и нашел другого Павла,
поставив его верным князем в земле своей,
ибо святым крещением он просветил свой народ!

Я помазал его своим святым маслом!

Радуйся, слава Руси!
Радуйся, Божественный Владимир, владыче наш и верным наставнику!
Радуйся, веры оплот, радуйся, чудо из чудес:
тихое пристанище прибегающих к тебе.
Радуйся, всесвятый корень веры;
заступница за воспевающих Тебя и верно величающих Тебя!

Слава…

Собрания верных православных, славим Владимира великого:
учителя благочестия, проповедника веры и первого между князьями Русскими.
Увенчаем его, равноапостольного, похвалами и духовными песнями:
радуйся, храбрейший воин Христов!
Ты утомил врага и погубил его
и, избавив нас от козней его, привел нас ко Христу, Царю и Богу нашему!
Ныне, преблагословенный и похвальный князь,
моли о даровании мира и здравия православным христианам,
и победу над их противниками,
и для наших душ великая милость!

Теперь…

О Дева, Ты никогда не знала брака,
Но Ты зачала Бога во плоти
способом, который невозможно описать словами.
Так Ты стала Богородицей на небесах.
О Непорочная Госпожа, прими моление рабов Твоих
и даруй нам очищение наших грехов.
Примите теперь наши молитвы и молите Бога спасти всех нас.

Тропарь

В гласе 4
Купцу, искавшему жемчуга драгоценного, подобен был еси, Владимир, славный могуществом: ищущий послал ты послов в Царский Град* для познания православной веры,* и нашел жемчужину Христа, избравшего тебя, яко другого Павла,* и во святой купели снял с тебя слепоту духовную и телесную.* Потому мы, люди твои празднуй сон твой. (дважды)

В гласе 1
Радуйся, Богородица, Дева Мария благодатная!* Господь с Тобою.* Благословенна Ты в женах,* и благословен плод чрева Твоего.* Ибо вы родили Христа, Спасителя* и Избавителя душ наших.

 


БОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТУРГИЯ

Тропари и Кондаки
Тропарь, глас 4: Ты подобен купцу, искавшему жемчужину драгоценную*, славный могуществом Владимир,* восседающий на киевский престол, богоспасаемую матерь градов Русских,* яко ищущий посылал еси послов в Царский Град* для познания православной веры,* и нашел жемчуга Христа, избравшего тя, яко другого Павла,* и во святой купели сняли слепоту твою и духовную и телесную. * Темже мы, люди твои, празднуем твое усыпление.* Моли спасись вожди Руси с вверенными им.

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Кондак, глас 8: Павлу великому апостолу подражал еси, славный Владимир,* ревность к идолам, как младенческое мышление, оставил еси в конце жизни,* и во зрелый человек украсился божьим царственным крещением. багрянец.* Радостно стоя пред лицем Христа Спасителя*, молитесь о спасении начальников Руси с вверенными им.

Прокимен, глас 3
Пойте Богу нашему, пойте; пойте нашему королю, пойте.
стих: Хлопайте в ладоши, все народы; воззовите к Богу голосом радости. (Псалом 46:7,2)

Послание
Галатам 1:11-19

Аллилуиа, Глас 6
9 0012 стих: Я возвысил избранного из народа Моего.
стих: Воистину, Моя рука поддержит его, и Моя мышца укрепит его. (Псалом 88:20,22)

Евангелие
Иоанна 10:1-8

Песнь причастия
Праведник да будет в вечной памяти;* злых слухов не убоится. *Аллилуйя, аллилуйя,* аллилуйя. (Псалом 110:6)

15 июля Святые мученики Кирик и Иулиетта; Святой великий князь Владимир, равноапостольный

15 июля Святые мученики Кирик и Иульетта; Святой великий князь Владимир, равноапостольный

Вестник от 14 июля 2022

Святые мученики Кирик и Иульетта , мать его, были замучены в Кесарии Каппадокийской в ​​304 году. были брошены в огонь.

Святой великомученик князь Владимир , равноапостольный, крещен Василий в Киеве на Руси. Сын князя Святослава, внук Игоря и Ольги, первую часть жизни был язычником. Он разослал послов, чтобы найти религию, наиболее подходящую для его народа, и он и его двор были крещены в ортодоксальной вере. Он проявлял заботу о распространении православной веры среди подвластных ему народов. Скончался в 1015 году и был погребен в Десятинной церкви. Частица его святых мощей хранилась в Свято-Премудром соборе, основанном его сыном, великим князем Ярославом Мудрым.

 

Тропарь – мученикам

Мученики Твои, Господи Боже наш, в подвигах своих получили от Тебя нетленные венцы. Твоей силой они низложили тиранов и сломили трусливую доблесть демонов. По их молитвам, Христе Боже наш, спаси души наши.

 

Тропарь св. Владимиру

Ты был подобен купцу, ищущему жемчужину, сидя на престоле матери городов, богоискупленного Киева. Отправив гонцов в столицу в поисках веры, вы нашли бесценную Жемчужину, которая есть Христос. Он выбрал тебя, в свою очередь, как второго Пола. Ты подчинился обряду крещения, и пелена духовной слепоты упала с твоих глаз. Теперь ваши люди пришли отпраздновать вашу смерть. Молитесь о спасении властей в земле Русской.

 

Кондак – Мучеников

Неся Кирика на руках, Христова мученица Иульетта мужественно восклицала вслух от радости посреди арены: «Ты, Господи, даешь силу Ваши мученики!»

 

Кондак – Св. Владимир

Ты был как великий апостол Павел. В конце жизни ты отказался от глупой философии идолов и стал совершенным человеком через воду крещения. Теперь вы стоите с радостью во дворе Христа. Просим вас молиться за землю Русскую и за спасение ее властей.

 

Чтение дня
Послание 

1 Коринфянам 4:5-8 9 0006

Братья и сестры: прекратите выносить суждения до времени возвращения Господа. Hw выведет на свет сокрытое во мраке и обнаружит намерения сердец. В то время каждый получит свою похвалу от Бога.

Братья и сестры, я применил все это к себе и к Аполлосу в качестве примера для вашего блага. Да научитесь вы у нас не выходить за пределы того, что изложено, чтобы никто из вас не возгордился из-за своего общения с одним человеком, а не с другим. Кто наделяет вас каким-либо отличием? Назовите то, что у вас есть, чего вы не получили. Итак, если получил, что хвалишься, как своим? На данный момент вы полностью удовлетворены. Вы разбогатели! Ты начал свое царствование, чтобы мы могли царствовать с тобой!

 

Евангелие

Матфея 13:44-54

Господь сказал такую ​​притчу: «Царство Божие подобно зарытому сокровищу, которое человек нашел в поле. Он снова спрятал его и, радуясь своей находке, пошел и продал все, что имел, и купил поле то. Или, опять же, Царство Небесное подобно поиску купцом прекрасного жемчуга. Когда он нашел одну действительно ценную жемчужину, он вернулся и выставил на продажу все, что у него было, и купил ее.

«Царство Божие подобно неводу, брошенному в озеро, которое собирает всякое. Когда он наполнился, они вытащили его на берег и сели, чтобы сложить то, что стоило, в контейнеры. То, что было бесполезным, они выбросили. Так будет на краю света. Ангелы выйдут и отделят злых от праведных и бросят злых в огненную печь, где они будут рыдать и скрежетать зубами.

«Вы все это поняли?» — Да, — ответили они. на что Иисус ответил: «Всякий книжник, образованный в царствование Божие, подобен главе семейства, который может принести из своей кладовой и новое, и старое».

Когда Иисус закончил эти притчи, он ушел из этого района. Затем Иисус отправился на свою родину и проводил время, обучая их в их синагогах.

 

Владимирские чтения
Послание

Галатам 1:11-19

Братья и сестры, уверяю вас, что Евангелие, которое Я возвещал вам, не просто человеческое изобретение. Я не получил его ни от кого и не был обучен этому. Оно пришло через откровение от Иисуса Христа. Вы слышали, я знаю, рассказ о моем прежнем образе жизни в иудаизме. Вы знаете, что я дошел до крайности в гонении на Церковь Божию и пытался ее разрушить; Я добился большего прогресса в соблюдении еврейских обрядов, чем большинство моих современников, в своем чрезмерном рвении жить по всем традициям моих предков.

Но пришло время, когда Тот, Кто отделил меня прежде моего рождения и призвал меня Своей благосклонностью, решил открыть мне Своего Сына, чтобы я мог распространить среди язычников благую весть о Нем. Немедленно, не ища советчиков среди людей и даже не отправляясь в Иерусалим к тем, кто был апостолами до меня, я отправился в Аравию; позже я вернулся в Дамаск. Спустя три года я отправился в Иерусалим, чтобы познакомиться с Кифой, у которого пробыл пятнадцать дней. Я не встречал других апостолов, кроме Иакова, брата Господа.

Я заявляю перед Богом, что то, что я только что написал, правда. После этого я вошел в области Сирии и Киликии. Общины Христа в Иудее понятия не имели, как я выгляжу; они только слышали, что «преследовавший нас прежде не проповедует той веры, которую хотел погубить», и воздали славу Богу за меня.

 

Евангелие

Иоанна 10:1-9

Господь сказал: истинно уверяю вас: кто не войдет во двор овчий воротами, но перелезет иным путем, тот вор и мародер . Входящий в ворота есть пастырь овцам; вратарь открывает ему ворота. Овцы слышат его голос, когда он зовет своих по имени и выводит их. Когда он вывел всех своих, он идет впереди них, и овцы следуют за ним, потому что они узнают его голос.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *