В каком городе принял крещение владимир: 28 июля отмечаются два праздника – День крещения Руси и день памяти князя Владимира

Начало Православной Руси. 7. Поход на Корсунь и крещение князя Владимира

«Повесть временных лет» сообщает, что на следующий год, после того, как князь Владимир принял прибывших из разных стран своих посланников, выслушал их о вере в этих странах и принял решение в пользу «греческой», православной, он отправляется в поход в Корсунь (Херсонес).

Считается, что Владимир здесь преследовал две цели: принять крещение не в Царьграде, а здесь, в городе, хоть и греческом, христианском, но относительно независимым от Византии.

Так, Н.М. Карамзин, убежденный, что крещение было совершено именно в Корсуни, писал: «Владимир мог бы креститься и в собственной столице своей, где уже находились церкви и священники христианские, но князь пышного хотел блеска и величия при сем важном действии; одни цари греческие и патриарх казались ему достойными сообщить целому его народу уставы нового богослужения. Гордость могущества и славы не позволяла также Владимиру унизиться, в рассуждении греков, истинным признанием своих языческих заблуждений и смиренно просить крещения; он вздумал завоевать веру христианскую и принять ее святыню рукой победителя»[ Карамзин Н. М. История государства Российского. М. 2008].

С другой стороны, Владимир не хотел быть зависимым от Византии.

Собрав многочисленное войско, князь Владимир пошел на судах к Корсуни. «Сей торговый город, — продолжает Н.М. Карамзин, — построенный в самой глубокой древности выходцами гераклейскими, сохранял еще в Х веке бытие и славу свою, несмотря на великие опустошения, сделанные дикими народами в окрестностях Черного моря. Он признавал над собою верховную власть императоров греческих, но не платил им дани, избирал своих начальников и повиновался собственным законам»[ Карамзин Н.М. История государства Российского. М. 2008].

Итак, предоставим слово летописи [Для лучшего понимания представляем отрывок из «Повести временных лет» не в оригинале, а в переводе академика Д.С. Лихачева].

«В 6496(988) пошел Владимир с войском на Корсунь, город греческий, и затворились корсуняне в городе. И стал Владимир на той стороне города у пристани, в расстоянии полета стрелы от города, и сражались крепко из города. Владимир же осадил город. Люди в городе стали изнемогать, и сказал Владимир горожанам: «Если не сдадитесь, простою и три года». Они же не послушались. Владимир же, изготовив войско свое, приказал присыпать насыпь к городским стенам. Когда насыпали они, корсунцы, подкопав стену городскую, выкрадывали подсыпанную землю, и носили к себе в город и ссыпали посреди города. Воины же присыпали еще больше, а Владимир стоял. И вот некий муж корсунянин, именем Анастас, пустил стрелу, так написав на ней: «Перекопай и перейми воду, идет она по трубам, из колодцев, которые у тебя с востока». Владимир же, услышав об этом, посмотрел на небо и сказал: «Если сбудется это — крещусь»[ Повесть временных лет. «Библиотека всемирной литературы. Изборник (Сборник литературы Древней Руси под редакцией Д.С. Лихачева) М. 1969].

Владимир воспользовался этим советом и велел перекопать водопровод. Жители города, изнуряемые жаждой, сдались. Завоевав славный и богатый город, который в течение многих веков умел отражать приступы врагов, князь Владимир еще более возгордился своим величием и через послов объявил императорам Василию и Константину, что желает взять в жены их сестру, юную царевну Анну, пригрозив при этом: «. ..если не отдадите ее за меня, то сделаю столице вашей то же, что и этому городу. И услышав это, опечалились цари. И послали ему весть такую: «Не пристало христианам выдавать жен за язычников. Если крестишься, то и ее получишь, и царство небесное воприимешь, и с нами единоверен будешь. Если же не сделаешь этого, то не сможем выдать сестру за тебя»[ Повесть временных лет. «Библиотека всемирной литературы. Изборник (Сборник литературы Древней Руси под редакцией Д.С. Лихачева) М. 1969].

Комментируя этот фрагмент «Повести временных лет», тот же Н.М. Карамзин пишет: «Родственный союз с греческими знаменитыми царями казался лестным для честолюбия Владимира. Империя по смерти героя Цимисхия была жертвою мятежей и беспорядков: военачальники Склир и Фока не хотели повиноваться законным государям и спорили с ними о державе. Сии обстоятельства принудили императоров забыть обыкновенную надменность греков и презрение к язычникам» [Карамзин Н.М. История государства Российского].

Услышав ответ царей, Владимир сказал: «Скажите царям вашим так: «. ..я крещусь, ибо еще прежде испытал закон ваш и любы мне вера ваша и богослужение, о которых рассказали мне посланные нами мужи». И рады были цари, услышав это, и упросили сестру свою, именем Анна, и послали к Владимиру, говоря: «Крестись, и тогда пошлем сестру свою к тебе». Ответил же Владимир: «Придите же с сестрой вашею и тогда крестите меня» И послушались цари и послали сестру свою, сановников и священников»[ Повесть временных лет. «Библиотека всемирной литературы. Изборник (Сборник литературы Древней Руси под редакцией Д.С. Лихачева) М. 1969]

Если буквально воспринимать слова «Повести временных лет», то выходит, что обе стороны ставят друг другу ультиматум, но первенство здесь имеет Владимир: не пойдете на наши условия, разрушим Царьград.

Здесь необходимо сделать отступление и обрисовать положение Византии в тот период.

Обстановка в Византийской империи была очень сложной, она была сильно ослабленной. В 986 году болгарское войско одержало крупную победу над византийским, которым командовал сам император. Василий II спасся какими-то горными тропами, а над империей нависла серьезная болгарская угроза. И тут же, на юге, в малоазийских владениях империи поднял восстание Варда Склир. Военачальник высокого ранга, он сумел поднять против Василия II значительные силы и вдобавок заключил союз с арабами. Склир провозгласил себя императором и возложил на голову венок. Василий направил на переговоры со Склиром родственника императора Никифора известного полководца и вельможу Варду Фоку. Но Фока изменил Василию. Оба Варды договорились разделить империю и власть. Обстановка императорского двора складывалась самая неблагоприятная. И в Царьграде понимали это.

Над Василием II и над Константином VIII трон шатался не на шутку. Десять лет относительного покоя каждую минуту могли стать чредой цареубийств и борьбы за престол. Императоры помнили, что их предшественники кончали жизнь не естественной смертью: Константин VII был отравлен, Роман — отравлен, Никифор Фока — обезглавлен, Иоанн Цимисхий — отравлен [Гризопулос Д. История Византии. Одесса 1901. Переиздание СПб. 2000. С. 88].

Поэтому, рассказывая о согласии Василия II и Константина VIII на брак своей порфирородной сестры с русским князем и в дальнейшем на крещение Руси, эту византийскую обстановку никак нельзя оставлять без внимания.

А теперь вновь вернемся к «Повести временных лет».

Анна «…не хотела идти, говоря: «Иду, как в полон, лучше бы мне здесь умереть». И сказали ей братья: «Может быть, обратит тобою Бог Русскую землю к покаянию, а Греческую землю избавишь от ужасной войны. Видишь ли, сколько зла наделала грекам Русь, Теперь же, если не пойдешь, то сделают и нам то же, что в Корсуни»[ Повесть временных лет. «Библиотека всемирной литературы. Изборник (Сборник литературы Древней Руси под редакцией Д.С. Лихачева) М. 1969].

Она вынуждена была покориться, села на корабль, попрощалась со своими ближними, и вскоре прибыла в Корсунь. Жители города тепло встретили Анну, «вышли навстречу ей с поклоном, ввели ее в город и посадили ее в палате».

«По божественному промыслу, — пишет далее Нестор-летописец. — разболелся в это время Владимир глазами и не видел ничего. И скорбел сильно, и не знал, что сделать. И послала к нему царица сказать: «Если хочешь избавиться от болезни этой, то крестись поскорей; если же не крестишься, то не избудешь недуга своего». Услышав это, Владимир сказал: «Если и вправду исполнится это, то поистине велик Бог христианский». И повелел крестить себя. Епископ же корсуньский с царицыными попами, огласив, крестил Владимира. И когда возложил руку на него, тотчас же прозрел он. Ощутив свое внезапное исцеление, Владимир прославил Бога: «Теперь узнал я Бога истинного». Многие из дружинников, увидев это, крестились. Крестился же он в церкви святого Василия, а стоит та церковь в городе Корсини посреди града»[ Повесть временных лет. «Библиотека всемирной литературы. Изборник (Сборник литературы Древней Руси под редакцией Д.С. Лихачева) М. 1969]. Поэтому и получил при крещении князь Владимир христианское имя Василий.

(В этих эпизодах, рассказанных Нестором-летописцем, князь Владимир выглядит, мягко говоря, несерьезным: то он готов креститься, если перекроит воду в трубах Корсуни и войдет в город, то, если отдадут в жены царевну Анну, то, если исцелится от болезни. Разве все это было причиной его крещения, принятием веры Христовой?)

Корсуньский митрополит и византийские пресвитеры, — говорит летописец, — совершили крещение торжественно, а затем последовало венчание царевны Анны и князя Владимира. Как писал Н.М. Карамзин, этот брак был «благословенный для России во многих отношениях и весьма счастливый для Константинополя, ибо великий князь, как верный союзник императоров, немедля отправил к ним часть мужественной дружины своей, которая помогла Василию разбить мятежника Фоку и восстановить тишину в империи»[ Карамзин Н.М. История государства Российского. М. 2008].

Владимир же отказался от своего завоевания Корсуни, соорудил здесь церковь — на том самом возвышении, куда граждане сносили из-под стен землю «возвратил сей город царям греческим в изъявлении благодарности за руку сестры их. Вместо пленников он вывел из города одних иереев и того Анастаса, который помог ему овладеть городом. Вместо дани взял церковные сосуды, мощи св. Климента и Фивы, ученика его. Наставленный корсуньским митрополитом в тайнах и нравственном учении христианства, Владимир спешил в столицу свою озарить народ светом крещения«[ Карамзин Н.М. История государства Российского. М. 2008].

Вот приблизительно так рисует «Повесть временных лет» поход князя Владимира и его крещение. А теперь сделаем некоторые комментарии, обратимся к источникам, мнениям ученых, богословов.

Мы очень мало знаем об Анне. Из византийских источников известно, что она родилась 13 марта 963 г. Знаем также, что к Анне сватался еще ранее император Священной Римской империи Оттон II, но эта попытка оказалась неудачной: византийские императоры не видели политической выгоды от этого брака, да и церковь в западной империи, хоть была формально еще пока единой с восточной, была чужда грекам. Анне предлагал рукуи болгарский царь Борис, но и ему было отказано [См. Прошин Г. Второе крещение в кн. «Как была крещена Русь». М. 1988 с. 127].

Есть маленькое упоминание в летописи и о том, что на Руси Анна построила много церквей. Летописец под 1011 г. отметил: «Преставилась Владимирова царица Анна».

«Именно это отсутствие сведений дает нам возможность утверждать, что расчеты Константинополя на Анну не оправдались, а с ее смертью сошли в могилу и многие надежды Византии на «игемонию» на Руси. Утверждаем это потому, что о деятельности Анны на Руси нам ничего не известно. Это не парадокс»[ Прошин Г. Второе крещение в кн. «Как была крещена Русь». М. 1988 с. 127].

Итак, сведения о походе на Корсунь и крещении князя Владимира мы имеем из «Повести временных лет». Но многие историки, в том числе церковный историк конца ХIX века, ректор Московской духовной академии Е.Е. Голубинский, говорили, что к «Повести временных лет» надо подходить с осторожностью. В ней наряду с действительно существовавшими фактами и событиями, много вымысла.

Воспроизведя повествование «Повести временных лет», мы должны сказать и о других точках зрения на эти события.

«Рассказ летописи о крещении Владимира в Корсуни (а следовательно, о византийском влиянии на процесс христианизации Руси) по праву может называется корсуньской легендой, возникшей в период господства в русской церкви греческого духовенства, — пишет кандидат философских наук Г.М.Филист [Филист Г.М. Введение христианства на Руси. Минск. Изд. «Беларусь». 1988. С.132]. Такого же мнения придерживался Е.Е. Голубинский, который еще в 1880 году высказал предположение о легендарном характере летописных известий о Корсуне, причем не русского, «а по всей вероятности, греческого» происхождения.

Известий легендарного характера о корсуньских событиях появилось в летописной литературе конца XI — начала XII века предостаточно. Однако там, где им надлежало быть — в Византийских хрониках Х века — их нет. И быть не могло, так как Владимир принял христианство не от Византии. Если его крещение произошло в Корсуни, все бы об этом знали не только на Руси, но и Константинополе. Болгарский ученый В. Николаев после длительных исследований византийских источников пришел к выводу, что ни в одной хронике, достойной доверия нет упоминаний и даже намеков о крещении Владимира. Он же особо подчеркивал непричастность Византии к введению христианства на Руси [Филист Г.М. Введение христианства на Руси. Минск. Изд. «Беларусь». 1988. С.132]. Ряд свидетельств позволяет предположить, что процесс крещения Руси ориентировался не на греческую, а на болгарскую церковь, на христианство, существовавшее в землях южных славян. Болгарская, сербская церкви существенно отличались от греческой. И если действительно на Руси обошлись без Царьграда, то именно поэтому в византийских документах мы найдем сведения конца Х века о крещении в Константинополе, к примеру, не первостепенных венгерских владетелей, но не найдем сведений о крещении князя Владимира и христианизации Киевской Руси.А первые священники в Киеве были в основном болгарские или корсуньские.

Существует мнение, что крещение Владимира было еще до Корсуни. Даже Нестор-летописец писал: «…говорят, что крестился Владимир в Киеве, иные же говорят в Василькове, а другие — и по-иному скажут…».

Важным источником, где говорится о крещении князя Владимира, является «Память и похвала Владимиру». Она написана монахом Киево-Печерского монастыря Иаковым («Мнихом»- так он здесь себя назвал) в конце XII в., некоторые же считают в начале XIII века. По тексту «Памяти и похвалы Владимиру«,поход на Корсунь состоялся тогда, когда сам Владимир был уже окрещен. «После крещения, — пишет Иаков, — Владимир прожил 28 лет». Князь умер в 1015 году, что дает нам дату его личного крещения 987 год. «Крестился же князь Владимир, — уточняет Иаков, — в десятое лето по убиении брата его Ярополка». Это опять же 987 год [Прошин Г. Второе крещение. В кн. «Как была крещена Русь» М. 1988. С. 156].

И еще одно обстоятельство: в конце XIX века трудами ученых-богословов Киевской духовной академии в подтверждение вышеуказанного была отмечена дата крещения князя Владимира — 1 марта 987 года. (т.е. на новый год, считавшийся тогда с марта)[ Владимирский сборник. В память девятисотлетия крещения Руси. Киев 1888. С. 2. Приведено по Прошин Г. Второе крещение. В кн. «Как была крещена Русь» М. 1988. С. 158.].

И наконец, доктор исторических наук Я.Н. Щапов пишет: «Крещение Владимира для скорейшего вступления договора в силу (о нем см. ниже — А.М) могло иметь место еще во время пребывания посольства императора Василия II в Киеве, хотя корсуньская легенда в «Повести временных лет» и зависящем от нее «Житие Владимира» относит его только к Корсуни».[ Щапов Я.Н. Церковь в Древней Руси (до конца XIII века. В. Сб. «Русское Православие. Вехи истории. М. 1989. С. 17]

Можно приводить и еще ряд высказываний на этот счет, но мы ограничимся лишь перечисленными.

Выходит, что действительно, князь Владимир был крещен до похода на Корсунь. Может быть правы те, кто, по «Повести временных лет», говорил, «…в Киеве…или в Василькове». Вероятно, «этот факт широко не разглашался, ибо являлся прологом к другим актам: бракосочетанию и родственной связью с империей, крещению Руси. Дипломатическая тайна в этих условиях была оправдана и, видимо, соблюдалась. Может быть отсюда — разноречивость свидетельств о событии, которое позднее старались забыть».[ Удальцова З.В. Киев и Константинополь: политические и культурные связи до XIII века. Ж-л Вопросы истории. 1987. № 4]

Что же получается? В «Повести временных лет» содержится неправдоподобный рассказ о походе и особенно о крещении князя Владимира? Наверное, прав Е.Е. Голубинский, который говорил, что к ней надо относиться с осторожностью. Известный ученый, академик, бывший директор Института истории АН БССР Н.М. Никольский писал: «Церковный историк Голубинский нашел в себе мужество признать, что все рассказы как летописи, так и «жития» Владимира об обстоятельствах принятия Владимиром христианства являются благочестивыми вымыслами, составленными на разные византийские сюжеты, и не содержат в себе ни одной крупицы исторической истины, кроме одного факта, что в 988 или в 989 году Владимир и его дружина приняли христианство»[ Никольский Н. М. История русской церкви. М.1983. с. 21].

А что говорит историческая наука о крещении Владимира? Не отрицая эти факты, она вносит некоторые уточнения и дополнения. Так, в частности, на основании византийских и иных источников, утверждается, что решение о походе на Корсунь, крещении и женитьбе князя Владимира было принято еще ранее, во время посещения Киева византийского посольства в 987 году. Возможно, тогда же прибыл и «философ», который вел беседу с князем о христианской вере. Это посольство возглавлял митрополит севастийский Феофилакт. Во время переговоров обсуждались три проблемы: принятие христианства Русью и ее правителем, его брак с багрянородной Анной и военная помощь империи.

«В результате обе стороны пришли к следующим решениям:

1. Владимир объявил от своего имени и от имени своих подданных, «бояр и людей земли русской», о своем желании принять христианство. Для распространения и укрепления христианской веры было решено создать отдельную русскую епархию, подчиненную патриарху Константинопольскому. Византийская сторона взялась организовать ее, а русский правитель гарантировал ее охрану и обещал создать и обеспечить условия, необходимые для ее деятельности.

2. Оба императора, Василий и его брат Константин, выразили готовность породниться с русскими князем, отдать ему в жены их сестру Анну, как только он примет христианскую веру.

Владимир взял на себя обязательство оказать военную помощь в борьбе против врагов империи и отправить, по возможности скорее, в распоряжение императора Василия несколько тысяч воинов. Было также решено, что руссы предпримут военные действия в Крыму, против Корсуни (Херсонеса), признавшего мятежников Варду Склира и Варду Фоку«[ Поппэ А. «Русско- византийские отношения в 986-989 гг.» ж-л. Вопросы истории, № 2. 1990].

Надо отметить, что обе стороны выполнили условия соглашения, но это произошло уже в следующем, 988 году. Что касается боевых действий русских войск против Херсонеса, то они осуществлялись не только по этому соглашению. Еще в договоре между Византией и Русью в 944 году в одной из статей было указано, что если Херсонес попытается отделиться от Византийского государства, то русский князь может пойти на него войной и при этом рассчитывать на поддержку со стороны Византии [Сахаров А. Н. Дипломатия Древней Руси. М. 1987. С. 78].

Выполняя обязательства, Владимир послал в Византию шесть тысяч воинов, которые вместе с другими союзниками разгромили армию Варды Фоки. Русский «экспедиционный корпус» оставался в Византии вплоть до XIII века, участвовал во многих военных действиях с врагами империи.

В свете сказанного напрашивается вывод, что никакой угрозы Владимира византийским императорам разрушить Царьград в случае, если они не отдадут ему Анну, не было. Штурм Корсуни был совершен по обоюдной договоренности. Владимир и императоры были союзниками. Если Владимир был уже крещен, зачем Василию и Константину ставить условием женитьбы его крещение. Из летописи Иакова Мниха известно, что на второй год по крещению, Владимир поехал к днепровским порогам, византийские источники писали, что именно у порогов Владимир встречал Анну. То есть, выходит, что никаких событий, связанных с Анной и Владимиром в Корсуни не было, ни чудесного исцеления, ни крещения Владимира. Похоже, что и женитьба Владимира на Анне была уже дома, в Киеве.

Александр Медельцов
историк, член Союза писателей Беларуси

Тема урока: «Князь Владимир и крещение Руси.» 4 класс ( 3 класс) | Методическая разработка по истории (4 класс):

Открытый урок

с использованием элементов информационных технологий (презентация)

по предмету «Окружающий мир»

Тема урока: Князь Владимир и крещение Руси.

Цели: 1. Формировать представление о Древней Руси, русских князьях, о принятии христианства на Руси.

             2. Развивать устную речь, расширить кругозор, логическое мышление, память, воображение, фантазию, умение делать выводы и обобщать.

             3. Воспитывать интерес к истории, любовь к Родине.

Ход урока:

  1. Мотивация к учебной деятельности

                                                  Слайд № 1.

«Народ, не знающий своего прошлого, не имеет будущего».

                                                                         Михаил Ломоносов

  • Как вы понимаете смысл высказывания Михаила Ломоносова?

II. Актуализация знаний и фиксация затруднений

— Давайте вспомним, как образовывалось Древнерусское государство? ( Ответы учеников)

Слайд № 2.

— Что же происходило на Руси в те далёкие времена? Расскажите об образовании Древнерусского государства ….

— Внимательно прочитайте задание.

Слайд № 3.

— Постарайтесь восстановить правильный порядок правления князей Древней Руси – Ольга, Рюрик, Олег, Игорь, Святослав, Владимир.

Слайд № 4.

    Рюрик        Олег        Игорь         Ольга             Святослав         Владимир

—  Молодцы, отлично справились с заданием.

Слайд № 5.

— А теперь посмотрите на картину и объясните, что на ней изображено. И почему художник объединил разные эпизоды из истории нашей страны в одном художественном произведении?

III. Выявление места и причины затруднения.

— Какое задание было предложено? (Мы должны объяснить, что изображено на картине и почему).

     — С какими затруднениями вы столкнулись? (Не знаем, что изображено на картине. )

— А почему? (Мы не знаем, не изучали.)

IV. Проблемное объяснение нового знания.

Слайд № 6.

— Тема нашего урока «Князь Владимир и крещение Руси». Исходя из темы урока, скажите, что вы узнаете сегодня на уроке?

— Правильно, ребята. Сегодня на уроке вы узнаете  о князе Владимире и его делах во благо Руси.

— Вы узнаете о том, где и как проходило крещение Руси, о значении крещения Руси для народа и государства.

— А для того, чтобы нам всё лучше представить и понять, мы отправляемся в путешествие во времени. Представьте, что вы находитесь в машине времени, которая перенесёт нас в прошлое, в I тысячелетие нашей эры, во времена Древней Руси.

 — Мы на нашей машине времени отправимся в Древний Киев, в гости к князю Владимиру.

Слайд № 7.

— Давно Владимир княжил на Руси – тысяча лет прошла с тех пор, а люди до сих пор помнят князя Владимира.

Сообщение о князе Владимире.

Слайд № 8.

— Спасибо. Вы внимательно слушали этот рассказ? Скажите, а почему народ прозвал своего князя Красное Солнышко?

Физминутка.

— Наши далёкие предки были язычниками, верили во многих богов. Ведь язычество – это религия, основанная на многобожии. А поскольку мы сейчас с вами находимся в Древней Руси, то легко можем увидеть капище.

Слайд № 9 «Кáпище»

— Капище – это языческое культовое сооружение, где ставили идолов и поклонялись им. Так было и в самом начале правления князя Владимира. Он тоже усердно служил языческим богам, ставил идолов, приносил им жертвы. Но Владимир понимал, что ещё сильна раздробленность русских земель и увидел возможность сплочения государства в принятии единой веры в единого Бога.

Слайд № 10 Князь Владимир-язычник.

Слайд № 11 Великий князь Владимир избирает религию.

— К тому времени уже сложились основные мировые религии.

— Может, вы знаете какие-нибудь мировые религии?

— Ислам (мусульманство), буддизм, христианство.

— Перед Владимиром встал вопрос, какую же веру выбрать?

— И о том, как Владимир выбрал для себя и для своего народа веру, вы можете узнать из сообщения.

Слайд № 12 Современный  внутренний вид храма Святой Софии, Стамбул (Константинополь).

— Владимир выбрал для себя и для своего народа греческую веру, т.е. христианство (в форме православия)

В 988 году Русь принимает новую веру – ХРИСТИАНСТВО.

— А для того, чтобы принять христианство, нужно пройти  обряд Крещения.

— А как же Владимир принял Крещение? Об этом мы прочитаем в летописи.

Слайд № 13 Летопись «Крещение Владимира»

Слайд № 14 Крещение князя Владимира.

— Вернувшись в Киев, Владимир велел изрубить всех деревянных идолов и старшего — Перуна бросить в воду.

Слайд № 15

— Теперь давайте перенесёмся в Киев на берег Днепра и посмотрим, что там происходило в 988 году?

Слайд № 16

— Что об этом нам рассказывает летопись?

Слайд № 17

— Как называется религия, основанная на многобожии? (язычество)

— Какую религию выбрал Владимир? (христианство)

— В каком году было принято христианство? (в 988г.)

— В каком городе проходил первый обряд крещения на Руси? (в Киеве)

— Назовите реку, в которой был совершён первый обряд крещения на Руси. (Днепр)

— С какой целью князь Владимир принял новую веру? (для сплочения государства)

Значение принятия христианства на Руси. Работа по учебнику.

 — Принятие христианства оказалось очень важным для Руси. Давайте подумаем, почему?

— Прочитайте статью в учебнике и найдите ответ на вопрос:  Какое значение для Руси имело принятие христианства?

Слайд № 18

Вывод: 1. сплочение государства, единое мировоззрение;

                  2. новые правила;

                  3. признание Руси другими государствами;

                  4. развитие культуры.

V. Первичное закрепление во внешней речи.

— Какую религию выбрал Владимир? (христианство)

— В каком году было принято христианство? (в 988г.)

— В каком городе проходил первый обряд крещения на Руси? (в Киеве)

— Назовите реку, в которой был совершён первый обряд крещения на Руси. (Днепр)

— С какой целью князь Владимир принял новую веру? (Для сплочения государства и т. д.)

Слайд № 19

VI. Самостоятельная работа с самопроверкой

— А теперь, узнав много нового из нашего путешествия, разгадайте кроссворд.

— Попробуйте найти ответы на вопросы кроссворда самостоятельно.

— Давайте проверим, правы ли вы?

— Кто правильно заполнил весь кроссворд? Молодцы!

VII. Включение в систему знаний и повторение

Слайд № 20

— Посмотрите ещё раз на картину и объясните, что на ней изображено. Почему  же художник объединил разные эпизоды из истории нашей страны в одном художественном произведении?

Слайд № 21

— На фотографиях изображены: исламская мечеть, буддийский храм, христианские соборы – католический и православный. Найдите православный собор.

— Молодцы, ребята, отлично справились с заданием.

Слайд № 22

VIII. Рефлексия деятельности на уроке

— Вот и подошло к концу наше путешествие в Древний Киев и знакомство с князем Владимиром. Что же вы узнали из нашего путешествия?

— Если вам интересна и понятна тема сегодняшнего урока, если вы разгадали кроссворд без ошибок, поднимите радостное солнышко.

— Если вам осталось что – то непонятно или в кроссворде были допущёны ошибки, поднимите грустное солнышко.

— А если тема урока вызвала у вас серьёзные затруднения, то поднимите облачко.

Домашнее задание. ….. Учебник …

— Те, кто хочет узнать, что такое христианство, могут взять и почитать Детскую Библию.

Резерв времени

Слайд № 23

— Церковь прославила князя Владимира в лике святых.

Слайд № 24

— Князю Владимиру были поставлены памятники в Великом Новгороде и в Москве.

Слайд № 25

—   28 июля Россия отмечает православный праздник — День крещения Руси. Учреждён он был не так давно. 1 июня 2010 г.

        Дата выбрана неслучайно. В православном церковном календаре 28 июля — день памяти великого равноапостольного князя Владимира, крестителя Руси в 988 г., внука великой княгини Ольги. Историки называют его Великим, церковь — святым равноапостольным, а народ его прозвал Владимиром Красное Солнышко.

Мир глазами Владимира Путина: Церковь и народ

АЛЕКСЕЙ НИКОЛЬСКИЙ / AP

Испытывать сердца и чресла — прерогатива Бога, предупреждает Ветхий Завет. Особенно, когда это сердце и эти чресла принадлежат человеку, который 22 года правит самой большой страной в мире, и которого выковали три десятилетия в спецслужбах – КГБ, а потом ФСБ. Другая библия, библия власти — Макиавелли «Государь » — могла бы лучше помочь расшифровать это: «Все видят то, чем ты кажешься, лишь немногие понимают, что ты есть на самом деле». Ибо человек, который сейчас оправдывает вторжение в Украину тем, что она является «неотъемлемой частью» российского «духовного пространства», — это тот самый человек, который 15 лет назад в ответ на вопрос о своей вере почти робко объяснил : «Сегодня невозможно иметь мораль отдельно от религиозных ценностей. Я не буду объяснять это дальше, потому что я не хочу навязывать свои взгляды людям, которые имеют разные мнения».

«Я не думаю, что кто-то знает о личных убеждениях Путина», — сказал Мишель Эльчанинов, писатель, специализирующийся на русской философии. Он говорит по собственному опыту: несколько месяцев пытался посмотреть на мир глазами российского лидера, чтобы написать « Dans la tête de Vladimir Poutine » («В голове Владимира Путина»), которая только что была переиздана с добавленной главой. «Неофициальные источники в Церкви говорят, что он не особо православный», — подтвердил Николай Митрохин, по словам которого эта тема больше интересовала его бывшую жену Людмилу — они развелись в 2014 году. Г-н Миртрохин, российский историк и социолог, ассоциированный с Центром восточноевропейских исследований при Бременском университете, сказал, что г-н Путин «просто использует церковь для некоторых ритуалов», инсценируя действия, призванные подать пример элитам страны. Г-н Путин любит демонстрировать свою веру как православный христианин.

Еще по этой теме Статья резерве à nos abonnés 20 лет саморадикализации Путина против Запада

В 2018 году его видели празднующим Богоявление (Богоявление), купающимся в замерзшей воде озера при температуре -5 градусов, в обряд в память крещения Христа в реке Иордан. Он совершил два паломничества на Афон, духовное сердце православного мира, расположенное в Греции, которое он посетил в 2005 и 2016 годах. Также он говорил о «неоценимой роли» Русской Православной Церкви на 70-летии Кирилла в ноябре 2016 года. День рождения стал для него очередной возможностью появиться рядом с влиятельным «Патриархом Московским и всея Руси»: двое мужчин видятся каждый месяц, в основном на публике. Говорят также, что он был близок с архимандритом Тихоном Шевкуновым, епископом Православной Церкви и личностью, которая обязана своей известностью снятому им великому документальному фильму 9.0003 Падение империи: урок Византии (2008), в котором он продвигал идею о том, что Москва станет «третьим Римом» — после падения Рима в 476 г. и падения Византийской империи в 1453 г.

Вам осталось прочитать 85,88% этой статьи. Остальное только для подписчиков.

Lecture restreinte

Votre abonnement n’autorise pas la lection de cet article

Pour plus d’informations, merci de contacter notre service Commercial.

Джексон, Нью-Джерси: Ежегодные празднования Дня св. Владимира проходят в Свято-Владимирском храме-памятнике

31 июля, в Неделю 7-ю по Пятидесятнице, Неделю Святых Отцов Первых Шести Вселенских Соборов, в Свято-Владимирском храме-памятнике гор. Джексона состоялись ежегодные Владимирские торжества, посвященные Крещению Руси. Нью-Джерси. Архиепископ Монреальский и Канадский Гавриил совершил Божественную литургию в сослужении архиепископа Чикагского и Средне-Американского Петра и епископа Манхэттенского Николая.

Архиереям сослужили: протоиереи Василий Андреюк (клирик Св. Александро-Невского собора в г. Ховелл, шт. Нью-Джерси), Сергий Лукьянов (благочинный в г. Нью-Джерси), Любо Милошевич (настоятель Св. Троицкого храма в г. Вайнленд, шт. Нью-Джерси), Сергий Ледковский (заместитель настоятеля храма-памятника), иеромонах Феодор (Стэнвей; клирик Свято-Троицкого монастыря в Джорданвилле, шт. Н.Й.), протодиакон Павел Дроздовский и диакон Александр Сарандинаки (клирики Св. , Николаевский Патриарший собор в Нью-Йорке) и иеродиакон Пантелеимон (Жигалин; епархиальный клирик).

Красиво пел за богослужением сводный хор приходских певчих и членов Архиерейского хора Синодального собора г. Нью-Йорка под управлением дирижера Вадима Сергеевича Гана.

Торжества прошли под покровительством заслуженного списка чудотворной Почаевской иконы Божией Матери, привезенного из Свято-Троицкого монастыря. Храм был заполнен молящимися – прихожанами и гостями, приехавшими помолиться из соседних приходов и близлежащих штатов. Практически все причащались Святых Христовых Таин.

Архиепископ Гавриил поздравил всех с праздником покровителя храма – святого великого князя Владимира, память которого традиционно поминается здесь в последнее воскресенье июля, а также в день его памяти. Он напомнил им, как святой избрал православную веру, познакомившись с христианством через свою бабку, великую княгиню Ольгу. После того, как его посетили эмиссары из Константинополя, он в конце концов принял решение креститься самому и крестить русский народ.

Святитель сравнил князя Владимира с апостолом Павлом, который был гонителем христиан, услышавших голос Божий, принявших христианство и прозревших. Так и святой князь, будучи язычником, по выходе из святой купели прозрел не только телесно, но и духовно, и понял силу Божию, силу христианства.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *