В каком городе владимир принял христианство: 28 июля отмечаются два праздника – День крещения Руси и день памяти князя Владимира

В какой купели «Херсонеса» крестился князь Владимир? (СЮЖЕТ)

Анастасия Синица, корреспондент:

«На этом месте сейчас нет ни икон, ни фресок, ни мозаики. Только полуразрушенные стены. Но молитва, произнесенная здесь, непременно будет услышана, верят православные христиане. Это место уникальное. Оно находится в Херсонесе. По одной из версий, именно здесь была купель, в которой принял крещение великий князь Владимир».

Херсонес — колыбель русского православия. То, что вера христианская отсюда по всей Руси пошла, историки не сомневаются. Но купелей в Херсонесе несколько. В какой крестился Владимир? Остается лишь предполагать. Там, где сейчас железная ротонда, в то время стоял баптистерий. Иначе говоря, крещальня, которую специально строили возле церкви, чтобы проводить таинство. Купель в ней была большая и глубокая. Удобная для погружений. Да и как иначе? Храм считался главным в городе и находился в резиденции самого епископа.

Татьяна Яшаева, заведующий отделом византийской истории музея-заповедника «Херсонес Таврический»:

«Безусловно, что такая личность, как князь, как родственник византийских императоров, конечно должен был креститься именно в епископском центре, при епископской базилике. Поэтому определенная часть ученых, все-таки большинство, считает, что именно здесь произошло это эпохальное событие».

Купол баптистерия покрывала мозаика из смальты — цветного непрозрачного стекла. Каменные стены украшала фресковая живопись — каноническая сцена Крещения в Иордани. Под ней находилась панель из белого мрамора, которым была вымощена и сама купель.

Принятие христианства — исторический выбор, во многом определивший дальнейший путь русского народа. Спустя века Херсонес по-прежнему святое место, куда чаще всего приходят на Крещенские купания.

Опрос:

«—Не было возможности искупаться, потому что все время был занят.

То работа, то еще что-нибудь. И вот в отпуске решил соблюсти традицию, так сказать.

— Почему именно в Херсонесе решили искупаться?

— Я думаю, это связано с историческим таким прошлым, как крещение Руси».

«В этом есть некая сила. Вообще духовную сферу невозможно объяснить словами или научно подтвердить. Но в этом есть нечто. Это духовность, это сила русского народа».

Чёрное море — как одна большая купель. Чтобы все прошло без происшествий, дежурят медики и спасатели. Выйдя на берег, можно сразу же отогреться. В крещенский мороз попить горячего чаю, посидеть в палатке. Главная традиция — освящение воды. Чтобы чистым становилось не только тело, а и душа. А еще верующие вспоминают князя Владимира. И, конечно, благодарят. Без него бы и праздник сегодня не отмечали.

Протоиерей Сергий Халюта, благочинный Севастопольского округа:

«Это начальник нашего спасения для русского человека.

Конечно же, для нас это особый день. Находиться здесь, понимать, что именно отсюда пошел вектор развития нашей истории, духовного развития, культурного развития, да и политического развития».

В Свято-Владимирском соборе на Крещение прошла божественная литургия. Каждый молился о своем: семейном благополучии, здоровье, успехах в учебе или работе. И, конечно, о мирном небе над страной, которую, веруют христиане, всегда будет хранить великий Владимир.

Введение христианства на Руси князем Владимиром: VIKENT.RU

Введение христианства на Руси, как государственной религии, было начато киевским князем Владимиром Святославичем в конце X века, но по традиции — вслед за летописной хронологией — это событие принято относить именно к 988 году…

«В 988 году Владимир принял христианство. Обстоятельства, предшествовавшие этому событию и сопровождающие его, рассказываются с баснословными чертами, которые вполне свойственны устным преданиям, записанным уже довольно долгое время спустя после означенного события.

Достоверно только то, что Владимир крестился и в то же время вступил в брак с греческой царевною Анною, сестрою императоров: Василия и Константина. Крещение его, по всем вероятиям, происходило в Корсуне или Херсонесе, греческом городе на юго-западном берегу Крыма; и оттуда Владимир привёл в Киев первых духовных и необходимые принадлежности для христианского богослужения. В Киеве он крестил своих сыновей и народ.

Жители без явного противодействия крестились в Днепре отчасти потому, что в самом Киеве уже значительно  распространено было христианство и христиане не составляли там незначительного меньшинства, а более всего оттого, что у русских язычников не было жреческого сословия, которое бы разъяснило народу преступность такого переворота с языческой точки зрения и возбуждало бы толпу к сопротивлению.

Самое древнее русско-славянское язычество не имело определённого характера, общего для всех в смысле положительной религии, и состояло из множества суеверий и представлений, которые при невежестве и впоследствии легко уживались с наружным принятием христианства.

Большинство вступало в новую веру и совершало обряд крещения, не понимая, что делает (это продолжается и в XXI веке и не только в области христианства — Прим. И.Л. Викентьева). Борьба язычества с христианством выражалась пассивно: продолжительным соблюдением языческих приёмов жизни и сохранением языческих суеверий; такая борьба происходила многие века после Владимира, но она не мешала русскому народу принять крещение, в котором сначала он не видел ничего противного, потому что не понимал его смысла. Только постепенно и для немногих открывался действительно свет нового учения.

Владимир деятельно занимался распространением веры, крестил народ по землям, подвластным ему, строил церкви, назначал духовных. В самом Киеве он построил церковь св. Василия и церковь Богородицы, так называемую «Десятинную», названную так оттого, что князь назначил на содержание этой церкви и духовенства её десятую часть княжеских доходов.

Для прочного укрепления новопринятой веры Владимир вознамерился распространить книжное просвещение и с этой целью в Киеве и других городах приказал набирать у значительных домохозяев детей и отдавать их в обучение грамоте. Таким образом на Руси, в каких-нибудь лет двадцать, возросло поколение людей, по уровню своих понятий и по кругозору своих сведений далеко шагнувших вперёд от того состояния, в каком находились их родители; эти люди стали не только основателями христианского общества на Руси, но также проводниками переходившей вместе с религией образованности, борцами за начала государственные и гражданские.

Одна уже эта черта показывает во Владимире истинно великого человека: он вполне понял самый верный путь к прочному водворению начала новой жизни, которые хотел привить своему полудикому народу, и проводил своё намерение, несмотря на встречаемые затруднения. Летописец говорит, что матери, отпуская детей в школы, плакали о них как о мёртвых.

Владимир после крещения является чрезвычайно благодушным. Проникнутый духом христианской любви, он не хотел даже казнить злодеев, и хотя сначала согласился, было, на увещевания корсунских духовных, находившихся около него в Киеве, но потом с совета бояр и городских старцев установил наказывать преступников только денежною пенею — вирою, по старым обычаям, рассуждая при этом, что такого рода наказание будет способствовать умножению средств для содержания войска.

Сохраняя племенную славянскую весёлость, Владимир примирял ее с требованиями христианского благочестия. Он любил пиры и празднества, но пировал не с одними своими боярами, а хотел делиться своими утехами со всем народом — и со старыми, и с малыми; он отправлял пиршества преимущественно в большие церковные праздники или по случаю освящения церквей (что в то время было памятным событием). Он созывал народ отовсюду, кормил, поил всех пришедших, раздавал неимущим потребное и, даже заботясь о тех, которые почему-нибудь сами не в состоянии были явиться на княжий двор, приказывал развозить по городу пищу и питьё. Но такое мирное препровождение времени не мешало ему, однако, воевать против врагов».

Костомаров Н.И., Русская история в жизнеописаниях её важнейших деятелей, Том I, CПб, «Лениздат», 2007 г., с. 8-9.

 

Порча христиан по Блезу Паскалю

 

Владимир Великий (958–1015) — Средневековые истории

Владимир Великий помнят как отца-основателя Киевской Руси.

Из рода викингов, он обратился в христианство в 987 году нашей эры и утратил свою варварскую ауру в более поздних хрониках

Теперь я продолжу свою критику и осуждение злых дел царя русских Владимира. Он получил жену по имени Елена [Анна] от греков. Раньше она была обручена с Оттоном III, но затем ему было отказано, хотя и обманом и хитростью. По ее наущению Владимир принял святую христианскую веру, которую, однако, не украсил праведными делами. Он был безудержным блудником и безжалостно нападал на беспомощных греков актами насилия. Он женил одного из трех своих сыновей на дочери князя Болеслава, нашего гонителя… Между тем царь Владимир узнал, что его сын тайно отвернулся от него по настоянию князя Болеслава. Затем он схватил не только своего сына и жену, но и Рейнберна [священнослужителя], поместив каждого из них в одиночную камеру.

Имя царя Владимира ошибочно истолковано как означающее «Сила мира». Действительно, то, что нечестивцы держат между собой или чем обладают обитатели этого мира, не является истинным миром, потому что он постоянно меняется. Истинный покой достигается лишь тем, кто отлагает всякую страсть души и ищет Царствия Божия с помощью терпения, преодолевающего всякое препятствие…

Впоследствии царь Владимир умер в полноте своих дней и оставил все свое наследство двум своим сыновьям. Третий сын остался в тюрьме, но позже сбежал и сбежал к тестю, оставив свою жену.

Царь Владимир носил ткань вокруг чресл в качестве афродизиака, тем самым увеличивая свою врожденную склонность к греху. Когда Кристи, хозяин нашего спасения, приказал нам перевязать чресла наши, переполненные опасными желаниями, он требовал большего воздержания, а не дальнейших провокаций. Поскольку король услышал от своих проповедников о горящем свете, он попытался смыть пятно своих грехов, постоянно раздавая милостыню…

Владимир умер, когда уже ослабел от старости и долго владел своим царством. Похоронен рядом с женой в великом граде Киеве, в храме священномученика папы Климента.

Их саркофаги выставлены открыто посреди церкви. Власть короля была разделена между его сыновьями…

От: Титмар Мерзебургский: Хроника, Том VII, 72-74. Цитата: Оттонская Германия. Хроника Титмара Мерзебургского. трсл. и изд. Дэвид А. Уорнер. Издательство Манчестерского университета, 2001, стр. 358-59.

Владимир был одним из трех сыновей нормандско-русского царя Киевской Руси Святослава. Его дедом был Олег, сын Игоря, сына Рёрика, основателя ранней русской династии Рюриковичей или Рюриковичей.

Святослав первым из новгородских и киевских правителей получил «славянское» имя. В то время как его имя может быть «переведено» обратно на «скандинавское (Свейнельд), этого нельзя сказать о Владимире, которое является отчетливо славянским именем (возможно, производным от славянских владь vladĭ «править» и *mēri «великий»). В юности Владимира отправили управлять Новгородом под опеку брата матери Добрыни. К сожалению, его отец умер во время пребывания там, и братья Владимира заставили его бежать в Скандинавию.

Там ему удалось воспользоваться помощью дяди. С войском варяжских воинов он вернулся в Киевскую Русь и сумел победить своего оставшегося брата Ярополка. К 9 г. н.э.80 г. он полностью контролировал единое огромное государство, простиравшееся от Черного моря до Финского залива, Киевскую Русь. Царь Владимир также укрепил свои границы от болгарских и восточных кочевников, укрепив таким образом свое огромное царство.

В то же время Владимир начал чеканить монеты, на учете которых было около 340 серебряных и 11 золотых монет. Надписи на золотых монетах гласили: «Владимир на троне», или «Владимир и золото». Вероятно, эти монеты использовались в качестве знаков или подарков дружбы. Важным стилистическим элементом на этих монетах был сокол (трезубец), который обычно изображался летящим справа от Владимира. Этот сокол или трезубец был предложен в качестве отличительного стилистического элемента иконографии викингов. Сегодня сокол является национальным символом Украины.

Обращение в христианство
Крещение Владимира. Виктор Михайловит Васнецов. Википедия (общественное достояние)

В рамках усилий Владимира по консолидации своей «империи» он обратился в христианство в 987 году нашей эры. До этого Владимир энергично работал над поддержанием языческих институтов своего отца. Однако в конце 80-х годов византийский император был обеспокоен восстаниями и войнами и нуждался в наборе наемников в свою армию. Владимир предоставил свою помощь при условии, что он сможет заполучить высший символ статуса, настоящую порфирогенную принцессу.

Несмотря на то, что ранее была обручена с императором Священной Римской империи Оттоном III, сестра императора Василия II (976–1025) вскоре была обещана Владимиру. Помимо армии варяжских наемников, платой за это стало обращение Владимира в христианство. Наконец, в 987 году Владимир крестился со своей дружиной и «народом». Новое христианское богослужение было основано на византийских обрядах и литургиях и на старославянском языке. Благодаря этому маневру новая церковь была в некоторой степени отделена от немецкого вмешательства и любого влияния немецкой церкви и епископов. Отсюда явно уничижительные сочинения Титмара Мерзебургского, процитированные выше.

Одной из первых церквей, построенных в Киеве после преобразования, была Десятинная Десятинная церковь в Киеве. Спроектированный византийскими архитекторами и посвященный примерно 996 году нашей эры, он был первым пантеоном киевских правителей. Позже он был заменен как пантеон династии Рюриковичей Святой Софией (также построенной во время правления Владимира). Разрушенный во время монгольского нашествия, Десятин теперь лежит в виде руин в центре Киева.

Память о Владимире хранили бесчисленные народные баллады и легенды. В недавней статье Кристиан Раффенспергер утверждал, что то, что мы считаем «знанием» о Владимире, возможно, в большей степени является отражением культурных схем скандинавских скальдийских поэм, которые процветали в 10 веке.

В последующие годы Путин перестроил миф о том, что Владимир утверждает его как отца-основателя Великой России, состоящей из Собственно России, Украины и Белоруссии.

Как выглядел Владимир?

Чтобы прочувствовать его личность, начнем с восхитительного описания своего отца, которое оставил нам Лев Диакон. По Льву:

«Святослав прибыл плыть по реке в скифской легкой ладье, взявшись за весло и гребя со своими спутниками, как будто он был одним из них. Внешний вид его был таков: он был среднего роста, не выше среднего и не особенно низок; его брови были густыми; у него были серые глаза и курносый нос; борода его была чисто выбрита, но он пустил обильно расти волосы на верхней губе, где она была густой и длинной; и он полностью обрил голову, за исключением пряди волос, свисавшей с одной стороны, как знак знатности его предков; у него была крепкая шея, широкая грудная клетка и очень хорошо сочлененные остальные части тела; у него был довольно сердитый и дикий вид; на одном ухе была застегнута золотая серьга, украшенная двумя жемчужинами и красным камнем между ними; его одежда была белой и ничем не отличалась от одежды его товарищей, кроме чистоты (глава IX:11)


Из: История Льва Диакона. Византийская военная экспансия в десятом веке.
Введение, перевод и аннотации Элис-Мэри Талбот и Дениса Ф. Салливана.
Думбартон-Оукс Исследования XLI. Вашингтон 2005

Монета Владимира Великого. Источник: Heritage Auction/ha.com

Увы, подробного описания внешности Владимира у нас нет. Однако у нас есть несколько монет, которые вместе с портретом, цитируемым выше немецким летописцем Титмаром Мерзебургским, содержат несколько интересных деталей.

Согласно Титмару, он носил набедренную повязку, а не — как мы можем предположить — длинную мантию, которая была стандартной и благоразумной одеждой членов королевской семьи и священнослужителей на рубеже 10-го века. Действительно, на некоторых владимирских монетах король выглядит так, как будто на нем килт. По крайней мере, он изображен с обнаженными ногами в сапогах на высоких каблуках. Дизайн этих монет значительно отличается от золотых имперских монет, которые, как часто утверждается, служили моделями. Напротив, на монетах Василия II его портрет обрезан посередине и анфас. Подводя итог, можно сказать, что дизайн монет Василия и Владимира не похож друг на друга. Можно предположить, что монеты, отчеканенные Владимиром, имели своеобразный новый вид, созданный под его руководством. Принято считать, что чеканка началась после взятия Владимиром византийского монетного города Корсунь около 9 г.90. Позже город был возвращен императору, но он, возможно, оставил некоторых мастеров в качестве своих вассалов.

На одном из лучших сохранившихся образцов Владимир сидит на троне, в царской короне, в коротком одеянии, прикрытый плащом, со щитом в одной руке и скипетром в другой; справа от него ясно виден трезубец или, скорее, сокол. И на этой монете, и на монетах, отчеканенных его имперским зятем, правители украшены замысловатыми усами.

ИЗОБРАЖЕННОЕ ФОТО:

Одна из царских гробниц, выставленных в настоящее время в Музее Святой Софии. Источник: Википедия

ИСТОЧНИКИ:

Общие (Привет)Истории: Владимир Русь и Харальд Фэйрхейр из Норвегии
Кристиан Раффенспергер
В: The Russian Review (2009) Vol 68, pp. 569-82

Христианская Россия в процессе становления
Анджей Поппе
Routledge 2007

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

 

ПОДПИСАТЬСЯ

Получайте наши еженедельные новости о средневековых исследованиях, книгах и выставках

Адрес электронной почты *

Мы не спамим! Прочтите нашу политику конфиденциальности для получения дополнительной информации.

КАТОЛИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ: Святой Владимир Великий

Пожалуйста, поддержите миссию Нового Адвента и получите полное содержимое этого сайта в виде мгновенной загрузки. Включает Католическую энциклопедию, Отцов Церкви, Сумму, Библию и многое другое всего за 19,99 долларов США…

(ВЛАДИМИР или ВОЛОДОМИР).

Великий князь Киевский и всея Руси, внук святой Ольги, первый русский правитель, принявший христианство, р. 956; д. в Берестове, 15 июля 1015 г. Святая Ольга не могла обратить своего сына и преемника Святослава, ибо он жил и умер язычником и воспитал своего сына Владимира языческим атаманом. У Святослава было два законных сына Ярополк и Олег, а третьего сына Владимира родила ему придворная фаворитка Ольга Малуша. Незадолго до своей смерти (972 г.) он пожаловал Ярополку великое княжество Киевское, а земли древлян (ныне Галиция) отдал Олегу. Древняя русская столица Новгород угрожала восстанием, и, поскольку оба князя отказались туда идти, Святослав даровал свою власть молодому Владимиру. Между тем между Ярополком и Олегом началась война, и первый завоевал древлянскую землю и свергнул Олега. Когда это известие дошло до Владимира, он, опасаясь подобной участи, бежал за помощью к варягам (варягам) Скандинавии, а Ярополк завоевал Новгород и соединил под своим скипетром всю Русь. Через несколько лет Владимир вернулся с большим войском и отвоевал Новгород. Осмелев, он повел войну против своего брата на юге, взял город Полоцк, убил его князя Рагвальда и женился на его дочери Рагнильде, невесте Ярополка. Затем он двинулся вперед и осадил Киева. Ярополк бежал в Родно, но не удержался там и был окончательно убит при сдаче победоносному Владимиру; последний после этого сделал себя правителем Киева и всей Руси в 9 г. 80. Владимир, как языческий князь, имел, кроме Рагнильды, еще четырех жен, и от них имел десять сыновей и двух дочерей. Со времен святой Ольги христианство, первоначально установленное среди восточных славян свв. Кирилл и Мефодий тайно продвигались по земле Руси (теперь восточная Австрия и Россия) и начали значительно изменять языческие представления. Это был период, подобный эпохе обращения Константина.

Несмотря на эту скрытую христианскую идею, Владимир воздвиг в Киеве много статуй и святынь ( требища ) к славянским языческим богам Перуну, Даждьбогу, Симорглу, Макоши, Стрибогу и другим. В 981 г. он покорил червенские города (ныне Галиция), в 983 г. одолел диких ятвягов на берегах Балтийского моря, в 985 г. сразился с болгарами на низовьях Волги, а в 987 г. задумал поход против греко- Римской империи, в ходе которой он увлекся христианством. Летопись Нестора повествует, что он отправлял послов в соседние страны за сведениями об их религиях. Послы отрицательно отзывались о последовавших за ними болгарах (мусульманах), евреях Хазарии и германцах с их простыми миссионерскими латинскими церквами, но были в восторге от торжественного греческого ритуала Великой Церкви (Св. Софии) Константинопольской, и напомнил Владимиру, что его бабушка Ольга приняла эту Веру. В следующем году (988) он осадил Херсон в Крыму, город в границах восточной Римской империи, и, наконец, взял его, перекрыв его водоснабжение. Затем он отправил послов к императору Василию II в Константинополь, чтобы попросить его сестру Анну выйти замуж, добавив угрозу похода на Константинополь в случае отказа. Император ответил, что христианин не может жениться на язычнике, но если бы Владимир был князем-христианином, он санкционировал бы союз. На это Владимир ответил, что уже ознакомился с учениями христиан, склоняется к ним и готов креститься. Василий II отправил эту сестру со свитой чиновников и духовенства в Херсон, и там Владимир был крещен в том же году митрополитом Михаилом и принял также крестильное имя Василия. Ходящая легенда повествует, что Владимир ослеп перед приездом Анны и ее свиты и прозрел после крещения. Затем он женился на царевне Анне и после этого расстался со своими языческими женами. Он сдал город Херсон грекам и вернулся в Киев с невестой. Русский историк Карамсин (т. I, стр. 215) предполагает, что Владимир мог быть крещен задолго до этого в Киеве, так как там уже были христиане и их священники; но такой поступок унизил бы гордого вождя в глазах его народа, ибо он смиренно принял бы незаметный обряд рук тайной и презираемой секты. Поэтому он предпочел, чтобы оно исходило от посланников римского императора Константинополя, чтобы произвести впечатление на свой народ.

Вернувшись в Киев, Владимир взял на себя обращение своих подданных. Он приказал бросить статуи богов, разрубить на куски, а некоторые из них сжечь; главного бога Перуна протащили по грязи и бросили в реку Днепр. Эти действия произвели на людей впечатление беспомощности их богов, и когда им сказали, что они должны последовать примеру Владимира и стать христианами, они охотно крестились, даже переходя вброд реку, чтобы священник мог скорее добраться до них для крещения. Зубрицкий считает, что эта готовность свидетельствует о том, что учения христианства уже были тайно распространены в Киеве и что народ только ждал случая публично признать их. Владимир призывал всех своих подданных стать христианами, основывал церкви и монастыри не только в Киеве, но и в Переяславе, Чернигове, Белгороде, Владимире на Волыни и многих других городах. В 989 г. он воздвиг большую церковь св. Марии Приснодевы (обычно именуемую Десятинным собором , Десятинным собором), а в 996 г. церковь Преображения, обе в городе Киеве. Он отказался от своей воинственной карьеры и посвятил себя главным образом управлению своим народом; он основал школы, ввел церковные суды и прославился своей кротостью и рвением в распространении христианской веры. Его жена умерла в 1011 году, родив ему двух сыновей, Бориса и Глеба (также известных как святые Роман и Давид, по именам при крещении). После этого его жизнь стала беспокоить поведение его старших детей. По обычаю предков, он поделил свое царство между своими детьми, отдав город Новгород в удел старшему сыну Ярославу; последний восстал против него и отказался платить ни услуги, ни дань. В 1014 г. Владимир готовился идти на север, к Новгороду, и отнять его у непослушного сына, а Ярослав призвал на помощь варягов против своего отца. Владимир заболел и умер в пути. Его праздник отмечается 15 июля по русскому православному и русинскому греко-католическому календарям, и он получил имя 9 июля.0026 Равноапостол (равноапостольный) в титле праздника и тропаре литургии. Русские добавили в свои богослужебные книги слова, относящиеся к его обращению и заступничеству в нынешней Российской империи ( российская земля ), но русины никогда не допускали этих вставок.

Источники

PELESZ, Gesch. der Union, I (Вена, 1878 г.), 79–127; НИЛЬ, Kalendarium Manuale, I (Инсбрук, 1896 г.), 212; Acta SS., IV, июль, с.4; Богословская энциклопедия, III (Санкт-Петербург, 1902), 564-67; ГОЛУБИНСКИЙ, История Русской Церкви, I (Москва, 1901), ч. я, 105-87; МАЛЬЦЕВ, Die Nachtwache (Берлин, 1892 г.), 724–27; АДЕНИ, Греческая и восточная церкви (Нью-Йорк, 1908 г.), 358–65; МУРАВЬЕВ, Hist. Русской Церкви (Оксфорд, 1842 г.), 10-18; ЗУБРИЦКИЙ, Гещ. des Fürstenthums Galicz (Лембург, 1852 г.).

Об этой странице

Цитата APA.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *