Течения в океане. 6 класс
Тема урока: Течения в океане
Цели урока:
1 Сформировать представление об океанических течениях, причине их возникновения, видах течений и их использовании.
2 Продолжить обучение работе с контурными картами, формировать умение отбирать главное и существенное из текста, сопоставлять получаемую информацию, выявлять закономерности, читать карты атласа.
3 Воспитывать эстетическое восприятие географических объектов (мультимедиа)
1 Организационный момент
— Сегодня у нас необычный урок. Мне хотелось бы его начать с одного письма, которое попало ко мне совсем случайно. Это письмо капитана дальнего плавания Христофора Банифатьевича Врунгеля. Я думаю, что все вы с ним знакомы. Но на всякий случай вот его портрет (картинка на доске). Вам всем известно, что он великий путешественник и мореплаватель и с ним произошло немало очень интересных историй. И об одной из них он пишет в этом письме. Послушайте его.
Как-то раз я и мой помощник Лом решили отправиться в плавание на нашей «Беде».
Вышли в море. И все‑таки должен сказать: хорошо в море! Недаром, знаете, еще древние греки говаривали, что море все невзгоды смывает с души человека.
Идем. Тишина, только волны шелестят вдоль бортов, мачта поскрипывает, а берег уходит, тает за кормой. Погода свежеет, белячки пошли по волнам, откуда‑то прилетели буревестники, ветерок стал крепчать. Работает, свистит в снастях настоящий морской, соленый ветер. Вот и последний маяк остался позади, берегов как не бывало, только море кругом; куда ни взглянешь — везде море.
Спустился, выпил на сон грядущий рюмочку рому, лег на койку и заснул как убитый.
А через два часа, бодрый и свежий, поднимаюсь на палубу. Осмотрелся кругом, глянул вперед… и в глазах у меня потемнело.
На первый взгляд — ничего, конечно, особенного: то же море кругом, те же чайки, и Лом в полном порядке, держит штурвал, но идёт он не в том направлении, как мы задумывали. У нас разразился страшный скандал! Мы спорили очень долго и не заметили в споре, как договорились о пари, в котором говорилось о том, что мы сможем совершить путешествие по океану, больше не поднимая паруса и не прибегая к силе двигателя. И к вам, ребята, я обращаюсь со следующей просьбой. Помогите мне разъяснить моему неучу-помощнику, можно ли это сделать и как. А я вам буду сердечно в этом благодарен.
Капитан дальнего плавания
Врунгель Христофор Бонифатьевич.
-Мне бы очень хотелось, чтобы мы с вами помогли капитану Врунгелю в его проблеме
-Как вы думаете, ребята, каким образом корабль смог бы передвигаться в океане и по какому маршруту?
Учащиеся: предлагают различные варианты передвижения.
— Тема нашего урока сегодня – это океанические течения.
Хороший способ передвижения — это передвижение с помощью океанических течений. А для того чтобы им воспользоваться, необходимо познакомиться с течениями. Как вы думаете, какие вопросы можно задать, чтобы узнать о течении? (Учащиеся предлагают вопросы).
Учитель Как вы думаете, можем ли мы так сформулировать те вопросы, которые вы перечислили?
- Что называют океаническим течением?
- По какой причине возникают течения?
- Какова закономерность распределения течений по поверхности земного шара?
- Какие бывают виды течений?
— Течения — это один из видов движения вод Океана.
— Но перед тем, как мы начнём работать над этой проблемой, мы проведём небольшую разминку в виде теста. У вас на столах лежат тетради для тестов. В них вложены тесты. Откройте тетради, запишите число и приступайте к выполнению теста. На эту работу вам даётся 3 минуты.
Разминка. (Тест)
1. Назовите причину, по которой образуются приливы и отливы:
т) притяжение вод Океана Луной;
а) ветер;
г) землетрясения.
2. Перемещается ли вода при волнении моря?
е) нет;
и) да.
3. Чем сильнее ветер и глубже море, тем
б) волны меньше;
ч) волны крупнее.
4. Причина образования цунами:
а) ветер;
и) притяжение вод Океана Луной;
е) подводные землетрясения.
5. Где чаще всего происходят землетрясения?
д) на равнинах;
у) в горах;
н) в сейсмических поясах.
6. Из перечисленных названий географических объектов назовите залив
е) Берингов;
и) Бенгальский;
н) Гибралтарский.
7. Из перечисленных морей самое соленое
я) Средиземное;
и) Балтийское;
е) Красное.
— Поменяйтесь тетрадями в парах. Проверяем ответы.
У кого получилось слово ТЕЧЕНИЕ — отметка “5”
ТИЧЕНЕЕ — “4”
ТИЧЕНЕЯ — “3”, у кого не получилось слов дома необходимо еще раз прочитать*41.
— Закройте тетради и отложите их на край стола. В конце урока вы их сдадите.
Новая тема.
— Как вы думаете, что такое океанические течения. Как вы понимаете это понятие?
— Откройте учебники. Страница 120. Самостоятельно прочитайте первый абзац и первое предложение 2-го абзаца.
— Совпало ли ваше определение с определением в учебнике?
— Скажите, что называют океаническим течением?
— Какое слово является главным в определении понятия «течение»? (горизонтальное перемещение воды).
— Назовите, в чем отличие течения от волны? (При волнении вода не перемещается).
— Итак, течение – это горизонтальное перемещение воды в океане на большие расстояния.
— Запишите определение понятия «Океанические течения» в тетрадях.
— Какая причина приводит к образованию течений? (Постоянные ветры).
— Но существует ещё несколько причин, которые влияют на направление течений
1. Ветер.
2. Рельеф дна океана.
3. Очертания материков.
4. Вращение Земли вокруг своей оси.
— Первая причина, я думаю понятна.
— Как вы думаете, какое влияние оказывает рельеф дна океана и очертания материков?
— О четвёртой причине мы поговорим немного позже более подробно.
— Посмотрите на карту и скажите, как на карте обозначены течения?
— Что обозначает красный и синий цвет стрелок? (после ответов детей)
— Запишите в тетрадях это схему.
— Где ежедневно вы встречаете такие обозначения? (Водопроводный кран).
— Как вы думаете, что обозначает название теплое или холодное течение?
— Тёплое течение – это такое течение температура воды которого на несколько градусов выше температуры окружающей воды.
— Холодное течение – это такое течение – температура которого на несколько градусов ниже окружающей воды.
Задача Температура вод Перуанского течения у берегов Южной Америки составляет 22Со, а Северо-Атлантического 2Со. Первое называется — холодным, а второе — теплым. Почему?
— Найдите по карте течение Гольфстрим. В каком океане оно находится, где начинается, у берегов каких материков протекает, в каком направлении оно несет свои воды
Небольшую информацию по данному течению приготовил …
Гольфстрим – тёплое течение, потому что его температура на несколько градусов выше температуры окружающей воды.
Это течение образуется при слиянии вод, вытекающих из Мексиканского залива, и вод, пригоняемых ветром от берегов Африки. Длина его 3 тыс. км, ширина – сотни километров, скорость – до 10 км/ч. Примерно у 450 с ш Гольфстрим переходит в Северо-Атлантическое течение.— Скорость пешехода 6.5 км/ч. Какой способ передвижения быстрее?
— Нанесите на контурную карту красным карандашом тёплое течение Гольфстрим. В какое течение переходит течение Гольфстрим?
— Нанесите тёплое Северо-Атланическое течение (на контурной карте на доске наношу я)
— Найдите на карте Канарское течение. Что вы можете рассказать об этом течении? Нанесите его на карту.
— С каким течением оно встречается? Что вы можете сказать об этом течении? (нанесите его на карту.
— Какая особенность наблюдается у данных течений (они замыкаются и текут по часовой стрелке, от экватора – теплые, от полюса — холодные)
— А теперь обратимся к южной части Атлантического океанаПосмотрите на направление течений в этой части океана.
— Какие течения здесь находятся? Какие из них тёплые? Холодные? Какую закономерность в расположении этих течений вы заметили? (от экватора – тёплые, от полюсов – холодные, замыкаются, текут против часовой стрелки)
— Какие выводы можно сделать, проанализировав схемы течений северного и южного полушарий.
☺ Все течения замкнуты
☺ От экватора – тёплые, от полюсов – холодные
☺ В северном полушарии – по часовой стрелке, в южном полушарии – против часовой стрелки.
— Как раз на направление течений по часовой и против часовой стрелки оказывает влияние вращение Земли вокруг своей оси. Этот закон вывел учёный Кариолис. Это закон физики и вы его будете изучать в старших классах.
— Найдите на карте, есть ли в названиях течений, слово ветер, где они располагаются, у берегов каких материков, в каком направлении несут свои воды? (течение Западных ветров)
Рассказ ученика о течении Западных ветров.
Самое крупное течение – это течение Западных ветров. Оно образует кольцо вокруг Антарктиды. Длина этого течения 30 000 км, ширина – несколько тысяч километров, скорость – 3,5 км/ч.
— Нанесите это течение на контурные карты и подпишите его. (один ученик у доски)
— Дома вы должны будете сделать следующее задание. На контурную карту нанести течения Тихого океана. У вас должно будет получиться вот что:
— А теперь вернёмся к началу нашего урока. Вспомним те вопросы, которые мы поставили в начале урока.
— Итак, ответы на все вопросы найдены. Ну а теперь надо помочь капитану Врунгелю разъяснить его помощнику Лому то, как можно только при помощи течений совершить морское путешествие.
— Для этого вы должны будете заполнить следующую табличку. И будем надеяться, что эти записи попадут в руки капитана.
Выполнение работы.
Закрепление: Впиши недостающий текст.
1. Течение — это……
2. Течение возникает под действием ………..
3. Холодное течение обозначается стрелкой (нарисуй) …….. Теплое (нарисуй) ………
4. У холодного течения температура воды ………, чем у окружающего водного потока.
Обмен тетрадями в парах. Проверка.
Домашнее задание:
1. Прочитать * 42,
2. Опишите физико-географическое положение течения Гольфстрим или Перуанского по плану:
План описания течения | Ответы |
Название В каком океане находится Где образуется В каком направлении течет Тип течения по температуре |
|
Итог урока. Выставление отметок. Учащиеся сдают тетради с тестом и заполненными бланками
(Тест)
1. Назовите причину, по которой образуются приливы и отливы:
т) притяжение вод Океана Луной;
а) ветер;
г) землетрясения.
2. Перемещается ли вода при волнении моря?
е) нет;
и) да.
3. Чем сильнее ветер и глубже море, тем
б) волны меньше;
ч) волны крупнее.
4. Причина образования цунами:
а) ветер;
и) притяжение вод Океана Луной;
е) подводные землетрясения.
5. Где чаще всего происходят землетрясения?
д) на равнинах;
у) в горах;
н) в сейсмических поясах.
6. Из перечисленных названий географических объектов назовите залив
е) Берингов;
и) Бенгальский;
н) Гибралтарский.
7. Из перечисленных морей самое соленое
я) Средиземное;
и) Балтийское;
е) Красное.
(Тест)
1. Назовите причину, по которой образуются приливы и отливы:
т) притяжение вод Океана Луной;
а) ветер;
г) землетрясения.
2. Перемещается ли вода при волнении моря?
е) нет;
и) да.
3. Чем сильнее ветер и глубже море, тем
б) волны меньше;
ч) волны крупнее.
4. Причина образования цунами:
а) ветер;
и) притяжение вод Океана Луной;
е) подводные землетрясения.
5. Где чаще всего происходят землетрясения?
д) на равнинах;
у) в горах;
н) в сейсмических поясах.
6. Из перечисленных названий географических объектов назовите залив
е) Берингов;
и) Бенгальский;
н) Гибралтарский.
7. Из перечисленных морей самое соленое
я) Средиземное;
и) Балтийское;
е) Красное.
Тест)
2. Опишите физико-географическое положение течения Гольфстрим или Перуанского по плану:
План описания течения | Ответы |
Название В каком океане находится Где образуется В каком направлении течет Тип течения по температуре |
|
2. Опишите физико-географическое положение течения Гольфстрим или Перуанского по плану:
План описания течения | Ответы |
Название В каком океане находится Где образуется В каком направлении течет Тип течения по температуре |
|
2. Опишите физико-географическое положение течения Гольфстрим или Перуанского по плану:
План описания течения | Ответы |
Название В каком океане находится Где образуется В каком направлении течет Тип течения по температуре |
|
2. Опишите физико-географическое положение течения Гольфстрим или Перуанского по плану:
План описания течения | Ответы |
Название В каком океане находится Где образуется В каком направлении течет Тип течения по температуре |
|
значение, описание и интересные факты (фото, видео)
56 466 4.21 0
Мореплаватели о наличии океанических течений узнали практически сразу, как только начали бороздить воды Мирового океана. Правда, общественность обратила на них внимание лишь тогда, когда благодаря движению океанических вод было сделано множество великих географических открытий, например, Христофор Колумб доплыл до Америки благодаря Северному Экваториальному течению. После этого океаническим течениям не только моряки, но и учёные начали уделять пристальное внимание и стремиться исследовать их как можно лучше и глубже.
Уже во второй половине XVIII ст. моряки довольно хорошо изучили Гольфстрим и успешно применяли полученные знания на практике: из Америки в Великобританию шли по течению, а в обратном направлении придерживались определенного расстояния. Это позволяло им на две недели опережать судна, капитаны которых не были знакомы с местностью.
Содержание:
- 1 Реки посреди океана
- 2 Теплые и холодные водные потоки
- 3 Основные водные потоки
- 4 Глубинные течения
- 5 Влияние океана на жизнь планеты
Реки посреди океана
Океаническими или морскими течениями называют крупномасштабные перемещения водных масс Мирового океана со скоростью от 1 до 9 км/ч. Движутся эти потоки не хаотично, а в определённом русле и направлении, что является главной причиной того, почему их иногда называют реками океанов: ширина самых крупных течений может составлять несколько сотен километров, а длина достигать не одну тысячу.
Установлено, что водные потоки движутся не прямо, а отклоняясь немного в сторону, подчиняются силе Кориолиса. В Северном полушарии почти всегда движутся по часовой стрелке, в Южном – наоборот. В то же время течения, находящиеся в тропических широтах (их называют экваториальными или пассатными), перемещаются в основном с востока на запад. Самые сильные течения были зафиксированы вдоль восточных берегов континентов.
Водные потоки циркулируют не сами по себе, а их приводит в движение достаточное количество факторов – ветер, вращение планеты вокруг своей оси, гравитационные поля Земли и Луны, рельеф дна, очертания материков и островов, разница температурных показателей воды, её плотности, глубины в различных местах океана и даже её физико-химический состав.
Из всех видов водных потоков наиболее выражены поверхностные течения Мирового океана, глубина которых нередко составляет несколько сотен метров. На их возникновение повлияли пассатные ветра, постоянно движущиеся в тропических широтах в западно-восточном направлении. Эти пассаты формируют возле экватора огромные потоки Северного и Южного Экваториальных течений. Меньшая часть этих потоков возвращается на восток, образовывая противотечение (когда движение воды происходит в противоположную от движения воздушных масс сторону). Большая часть, сталкиваясь с материками и островами, поворачивает в северную или южную сторону.
Теплые и холодные водные потоки
Необходимо учитывать, что понятия о «холодных» или «тёплых» течений являются условными определениями. Так, несмотря на то, что температурные показатели водных потоков Бенгельского течения, которое протекает вдоль мыса Доброй Надежды, составляют 20°С, оно считается холодным. А вот Нордкапское течение, которое является одним из ответвлений Гольфстрима, с температурными показателями от 4 до 6°С, является тёплым.
Происходит это потому, что холодное, тёплое и нейтральное течения получили свои названия исходя из сравнения температуры своей воды с температурными показателями окружающего их океана:
- Если температурные показатели водного потока совпадают с температурой окружающих его вод, такое течение называют нейтральным;
- Если температура течений ниже окружающей воды, их называют холодными. Обычно они текут из высоких широт в низкие (например, Лабрадорское течение), или из районов, где из-за большого стока рек океаническая вода имеет пониженную солёность поверхностных вод;
- Если температура течений теплее окружающей их воды, то их называют тёплыми. Они двигаются из тропических в приполярные широты, например, Гольфстрим.
Основные водные потоки
На данный момент учёные зафиксировали около пятнадцати основных океанических водных потоков в Тихом, четырнадцать – в Атлантическом, семь – в Индийском и четыре – в Северном Ледовитом океане.
Интересно, что все течения Северного Ледовитого океана движутся с одинаковой скоростью – 50 см/сек, три из них, а именно Западно-Гренландское, Западно-Шпицбергенское и Норвежское, являются тёплыми, и лишь Восточно-Гренландское относится к холодному течению.
А вот почти все океанические течения Индийского океана относятся к теплым или нейтральным, при этом Муссонное, Сомалийское, Западно-Австралийское и течение Игольного мыса (холодное) движутся со скоростью 70 см/сек. , скорость остальных варьирует от 25 до 75 см/сек. Водные потоки этого океана интересны тем, что вместе с сезонными муссонными ветрами, которые два раза в год меняют своё направление, океанические реки также изменяют свой ход: зимой они в основном текут на запад, летом – на восток (явление, характерное только для Индийского океана).
Поскольку Атлантический океан протянулся с севера на юг, его течения также имеют меридиональное направление. Водные потоки, расположенные на севере, движутся по часовой стрелке, на юге – против неё.
Ярким примером течения Атлантического океана является Гольфстрим, который начинаясь в Карибском море, несёт тёплые воды на север, распадаясь по дороге на несколько боковых потоков. Когда воды Гольфстрима оказываются в Баренцевом море, они попадают в Северный Ледовитый океан, где охлаждаются и поворачивают на юг в виде холодного Гренландского течения, после чего на каком-то этапе отклоняются на запад и опять примыкают к Гольфстриму, образуя замкнутый круг.
Течения Тихого океана имеют в основном широтное направление и формируют два огромных круга: северный и южный. Поскольку Тихий океан чрезвычайно велик, не удивительно, что его водные потоки оказывают значительное влияние на большую часть нашей планеты.
Например, пассатные водные потоки перегоняют тёплые воды от западных тропических берегов к восточным, из-за чего в тропической зоне западная часть Тихого океана намного теплее противоположной стороны. А вот в умеренных широтах Тихого океана, наоборот, температура выше на востоке.
Глубинные течения
Довольно длительное время учёные считали, что глубинные океанские воды почти неподвижны. Но вскоре специальные подводные аппараты обнаружили на большой глубине как медленно, так и быстротекущие водные потоки.
Например, под Экваториальным течением Тихого океана на глубине около ста метров учёные определили подводный поток Кромвель, движущийся в восточном направлении со скоростью 112 км/сутки.
Подобное движение водных потоков, но уже в Атлантическом океане, нашли советские учёные: ширина течения Ломоносова составляет около 322 км, а максимальная скорость в 90 км/сутки была зафиксирована на глубине около ста метров. После этого был обнаружен ещё один подводный поток в Индийском океане, правда, скорость его оказалась намного ниже – около 45 км/сутки.
Открытие этих течений в океане послужило поводом к возникновению новых теорий и загадок, основной из которых является вопрос – почему они появились, как сформировались, а также вся ли площадь океана охвачена течениями или существует точка, где вода неподвижна.
Влияние океана на жизнь планеты
Роль океанических течений в жизни нашей планеты трудно переоценить, поскольку движение водных потоков непосредственно влияет на климат планеты, погоду, морские организмы. Многие сравнивают океан с огромной тепловой машиной, которую приводит в движение солнечная энергия. Эта машина создаёт беспрестанный водообмен между поверхностными и глубинными слоями океана, обеспечивая его растворённым в воде кислородом и влияя на жизнь морских обитателей.
Этот процесс можно проследить, например, рассматривая Перуанское течение, что находится в Тихом океане. Благодаря подъёму глубинных вод, которые поднимают наверх фосфор и азот, на океанической поверхности успешно развивается животный и растительный планктон, в результате чего организовывается пищевая цепь. Планктон поедает мелкая рыбка, та, в свою очередь, становится жертвой более крупных рыб, птиц, морских млекопитающих, которые при таком пищевом изобилии поселяются здесь, делая регион одним из самых высокопродуктивных районов Мирового океана.
Случается и так, что холодное течение становится тёплым: средняя температура окружающей среды повышается на несколько градусов, из-за чего на землю проливаются теплые тропические ливни, которые, оказавшись в океане, губят рыбу, привыкшую к холодной температуре. Результат плачевный – в океане оказывается огромное количество дохлой мелкой рыбы, крупная рыба уходит, рыбный промысел прекращается, птицы покидают свои гнездовья. В результате местное население лишается рыбы, урожая, который побили ливни, и прибыли от продажи гуано (птичьего помёта) в качестве удобрения. На восстановление прежней экосистемы нередко может уйти несколько лет.
Система Гольфстрим – Циркуляция в Северной Атлантике и изменение климата – CliM’Blog
Термохалинная циркуляция, термо , относящаяся к теплу, и галинная , относящаяся к соли, играет важную роль в состоянии глобального климата. Океанские течения, движимые ветровыми системами и разницей плотности в океанах, переносят тепло из тропических широт вблизи экватора в более высокие широты вблизи полюсов, что стабилизирует неравномерное распределение солнечной энергии по земному шару. Эта крупномасштабная циркуляция, состоящая из многочисленных океанских течений, соединяет между собой все океанические бассейны и поэтому оказывает большое влияние на глобальную климатическую систему в целом. В Северном полушарии система Гольфстрим составляет большую часть термохалинной циркуляции и является одной из наиболее изученных систем океанских течений в мире из-за ее большого влияния на местную погоду и климат. 1
Система Гольфстрим, расположенная в Атлантическом океане, является одной из самых больших и быстрых систем океанских течений в мире и играет важную роль в климате Европы и восточной части Северной Америки. Его ширина составляет около 90 км, максимальная скорость составляет около 2,5 метров в секунду, и он транспортирует до 150 миллионов кубических метров воды в секунду, что больше, чем все реки мира вместе взятые. 1,2 Система Гольфстрим в основном определяется ветром, а не разницей в плотности, и питается Северным экваториальным течением, текущим на запад, которое дрейфует с востока Северной Африки на северо-запад Южной Америки. Часть теплых тропических вод затем стекает в Мексиканский залив, откуда начинается система Гольфстрим. Затем оно переносит теплую экваториальную воду на север вдоль береговой линии Северной Америки, прежде чем сместиться на восток через Атлантический океан, откуда она разделяется на разные ветви, из которых Североатлантическое течение является самым большим. 2 Именно это Североатлантическое течение течет на север вдоль западного побережья Северной Европы и влияет на европейский климат.
Теплое Североатлантическое течение приносит относительно теплую воду к побережью Западной Европы и считается причиной того, что климат Европы, особенно на севере, на 10 °C теплее, чем обычно на той же территории. широта. 3 Если сравнить районы на той же широте на Североамериканском континенте, климат намного прохладнее. Теплая вода, а также западные ветры, дующие на восток, в значительной степени влияют на погодные условия в Европе. Это причина того, почему особенно в Ирландии, Великобритании и прибрежной Норвегии на северо-западе Европы зимы мягче и выпадает больше осадков по сравнению со средним значением по широте.
Поскольку Североатлантическое течение течет на север к северным морям Скандинавии, оно остывает по мере снижения температуры. Сочетание более низких температур воды и относительно высокой солености увеличивает плотность воды, из-за чего она тонет. Это приводит к глубоководному образованию в Северной Атлантике, где большое количество воды опускается вниз при вертикальном движении и становится глубоководным. В мире существует пять крупных глубоководных образований; Гренландско-Норвежское море, Лабрадорское море, Средиземное море, море Уэдделла и море Росса, из которых первое в Северной Атлантике является самым большим. 3 Эти глубоководные районы чрезвычайно важны для функционирования термохалинной циркуляции и, в конечном счете, всего глобального климата, поскольку они действуют как двигатели всей системы и хранят поглощенный углерод и тепло из атмосферы в придонных слоях океана. Этот процесс хранения чрезвычайно важен для снижения концентрации углерода и тепла в атмосфере.
Палеоклиматические данные показывают, что изменения в климатической системе раньше приводили к резким изменениям термохалинной циркуляции. 3 Таким образом, хорошо известно, что существует переломный момент для системы, но трудно понять, насколько мы далеки от него. Многие ученые опасаются замедления или даже остановки системы Гольфстрим, поскольку антропогенное изменение климата ускоряется. 2 Опасения связаны с тем, что ледяной щит Гренландии тает с ускорением и, таким образом, способствует стоку талой воды в Северную Атлантику. Это добавление пресной воды снижает соленость океана и, следовательно, уменьшает его плотность. По мере уменьшения плотности происходит образование глубоких вод, поскольку меньше воды достаточно тяжелая, чтобы погрузиться. Глубоководные области формирования являются, как уже говорилось ранее, движущей силой термохалинной циркуляции, и разрыв в системе может иметь катастрофические последствия. В случае замедления течения Гольфстрим европейский климат, скорее всего, испытает усиление штормовой активности, а также экстремальные температуры и падение средних температур, особенно в Северной Европе. 2 В более общем плане ослабление циркуляции повлияет на характер океанских течений, уровень моря, морские экосистемы, распределение тепла и, в конечном счете, на глобальный климат в целом.
Проблема будущих прогнозов термохалинной циркуляции и, следовательно, системы Гольфстрима заключается в отсутствии прямых и непрерывных измерений за более ранние периоды. 4 Ученые вынуждены полагаться на косвенные наблюдения и измерения для анализа долгосрочного развития циркуляции океана. Поэтому измерение океанских течений и прогнозирование их реакции на изменения является очень сложной задачей, и появились различные прогнозы относительно будущего системы Гольфстрим. Тем не менее, большинство климатических моделей предсказывают значительное ослабление (от 20 до 50 %) глубоководной формации Северной Атлантики и системы Гольфстрим в XXI веке из-за антропогенного изменения климата. 3 Как быстро и когда мы станем свидетелями последствий этого возможного замедления в Северной Атлантике, или если оно уже началось, еще неизвестно.
Об авторе: Венни Арра в настоящее время получает степень бакалавра физической географии в Стокгольмском университете и проходит стажировку в парижском проекте CliMates 4 Oceansea and Climate Change.
Эта статья была написана в связи с 4sea . 4sea, проект о важности мировых океанов, затрагивает взаимозависимость между океанами и изменением климата, вовлекая всех желающих стать любителями океана — на данный момент с помощью статей и видео в этом блоге, а в ноябре — на нашей собственной платформе. 4sea — это совместный проект молодежных организаций CliMates, Youth for Ocean и Vitamin Sea. Любить это? Оставайтесь с нами на нашей платформе!
Каталожные номера:
- Джоанна Дьери, Артур Дж. Мариано, Эдвард Х. Райан. Гольфстрим – поверхностные течения океана. [веб-сайт], 2013 г., http://oceancurrents.rsmas.miami.edu/atlantic/gulf-stream.html (по состоянию на 25 июля 2017 г.)
- Брайни Аманда. Гольфстрим – теплое океаническое течение, вытекающее из Мексиканского залива в Атлантический океан. [веб-сайт], 2017 г., https://www.thoughtco.com/what-is-the-gulf-stream-1435328
- Рамсторф. Термохалинная циркуляция океана. В: Энциклопедия четвертичных наук под редакцией С.А. Элиаса. Elsevier, Amsterdam 2006. [веб-сайт], http://pik-potsdam.de/~stefan/Publications/Book_chapters/rahmstorf_eqs_2006.pdf (по состоянию на 25 июля 2017 г.)
- Рамсторф. Что происходит в Северной Атлантике. [веб-сайт], 2015 г., http://www.realclimate.org/index.php/archives/2015/03/whats-going-on-in-the-north-atlantic/ (по состоянию на 26 июля 2017 г.)
WordPress:
J’aime charge…
Роль Гольфстрима в европейском климате
Обзор
. 2015;7:113-37.
doi: 10.1146/annurev-marine-010814-015656.
Хайме Б Палтер 1
принадлежность
- 1 Департамент атмосферных и океанических наук Университета Макгилла, Монреаль h4A OB9, Канада; электронная почта: jaime. [email protected].
- PMID: 25560606
- DOI: 10.1146/annurev-marine-010814-015656
Обзор
Хайме Б Палтер. Энн Рев Мар Наук. 2015.
. 2015;7:113-37.
doi: 10.1146/annurev-marine-010814-015656.
Автор
Хайме Б Палтер 1
принадлежность
- 1 Департамент атмосферных и океанических наук, Университет Макгилла, Монреаль h4A OB9, Канада; электронная почта: jaime. [email protected].
- PMID: 25560606
- DOI: 10.1146/annurev-marine-010814-015656
Абстрактный
Гольфстрим несет теплый, направленный к полюсу обратный поток североатлантического субтропического круговорота и атлантической меридиональной опрокидывающей циркуляции. Этот северный поток вызывает значительный меридиональный перенос тепла. Различные данные свидетельствуют о том, что перенос тепла Гольфстримом оказывает глубокое влияние на климат всего Северного полушария и, таким образом, на климат Европы в течение десятилетий и дольше. Влияние Гольфстрима опосредовано процессами обратной связи между океаном, атмосферой и криосферой. В этом обзоре синтезируются архивы палеоклимата, моделирование моделей и инструментальные записи, которые в совокупности предполагают, что десятилетняя и более долгосрочная изменчивость переноса тепла Гольфстримом проявляется в изменениях европейской температуры, осадков и штормов. Учитывая, что антропогенное изменение климата, по прогнозам, ослабит атлантическую меридиональную опрокидывающую циркуляцию, ожидаются связанные с этим изменения европейского климата. Однако большая неопределенность в отношении масштабов ожидаемого ослабления подрывает предсказуемость будущего климата в Европе.
Ключевые слова: атлантическая меридиональная опрокидывающая циркуляция; Атлантическое многодесятилетнее колебание; изменение климата; обратные связи климата; перенос тепла океаном; палеоклимат.
Похожие статьи
Отсутствие атлантического следа в многодесятилетней изменчивости зимней температуры в Европе.
Ямамото А., Палтер Дж. Б. Ямамото А. и др. Нац коммун. 2016 15 марта; 7:10930. doi: 10.1038/ncomms10930. Нац коммун. 2016. PMID: 26975331 Бесплатная статья ЧВК.
Влияние Гольфстрима на тропосферу.
Минобе С., Кувано-Ёсида А., Комори Н., Се С.П., Смолл Р.Дж. Минобе С. и др. Природа. 2008 13 марта; 452 (7184): 206-9. дои: 10.1038/nature06690. Природа. 2008. PMID: 18337820
Влияние океана на десятилетнюю изменчивость климата Атлантики, выявленное наблюдениями за уровнем моря.
Маккарти Г.Д., Хей И.Д., Хирши Дж.Дж., Грист Дж.П., Смид Д.А. Маккарти Г.Д. и соавт. Природа. 2015 28 мая; 521 (7553): 508-10. дои: 10.1038/природа14491. Природа. 2015. PMID: 26017453
Влияние изменений ветра в южном полушарии на меридиональную опрокидывающую циркуляцию в моделях океана.
Гент PR. Гентский пиар. Энн Рев Мар Наук. 2016;8:79-94. doi: 10.1146/annurev-marine-122414-033929. Epub 2015 8 июля. Энн Рев Мар Наук. 2016. PMID: 26163010 Обзор.
Переворот в Северной Атлантике.
Лозье MS. Лозьер МС. Энн Рев Мар Наук. 2012;4:291-315. doi: 10.1146/annurev-marine-120710-100740. Энн Рев Мар Наук. 2012. PMID: 22457977 Обзор.
Посмотреть все похожие статьи
Цитируется
Устарели ли модели общего обращения?
Balaji V, Couvreux F, Deshayes J, Gautrais J, Hourdin F, Rio C. Баладжи В. и др. Proc Natl Acad Sci U S A. 2022 Nov 22;119(47):e2202075119. doi: 10.1073/pnas.2202075119. Epub 2022 14 ноября. Proc Natl Acad Sci U S A. 2022. PMID: 36375059Бесплатная статья ЧВК.
Индуцированные шумом переходы атлантической меридиональной опрокидывающей циркуляции в моделях CMIP5.
Castellana D, Dijkstra HA. Кастеллана Д. и др. Научный представитель 2020 18 ноября; 10 (1): 20040. doi: 10.1038/s41598-020-76930-5. Научный представитель 2020. PMID: 33208783 Бесплатная статья ЧВК.
Вероятное ослабление Флоридского течения за последнее столетие, выявленное наблюдениями за уровнем моря.
Пикух К.Г. Пикух КГ. Нац коммун. 2020 7 августа; 11 (1): 3973. doi: 10.1038/s41467-020-17761-w. Нац коммун. 2020. PMID: 32770036 Бесплатная статья ЧВК.
Слияния океанических вихрей не изолированы, а подвержены влиянию β-эффекта и окружающих водоворотов.