Ваорани племя: как сегодня живет первобытное племя ваорани

Копья против баррелей

Первый мирный контакт с немногочисленным изолированным народом ваорани попытались установить в 1956 году. Ничего не вышло – пятерых миссионеров убили копьями. За четыре года до этого из региона ушла голландская корпорация Shell: из-за воинственности племен добывать нефть оказалось невозможно.

Сейчас кланы, большинство которых стали частью эквадорского общества, проигрывают битву нефтяным компаниям. Спустя полвека государство разрешило эксплуатацию ресурсов на территории национального парка Ясуни, который оставался последним нетронутым участком сельвы ваорани. Авторы проекта AMAZONAS Елена Срапян и Александр Федоров специально для Настоящего Времени съездили и разобрались в ситуации.

«Вот, смотри: сейчас здесь лес. Но на разработку этого участка уже получены разрешения – и я знаю, что на одном квадрате они не остановятся».

Мы сидим за большим деревянным столом в деревне Бамено, и лидер общины ваорани Пенти Байва водит пальцем по полиэтиленовой карте.

На карте размечены блоки – участки земли, отданные под добычу нефти. Квадрат под номером 31 находится пугающе близко к деревне Пенти, а блок 43 доходит до границы с Перу, где живут индейцы из клана тароменани. Это племя категорически отказывается контактировать с цивилизацией.

Национальный парк Ясуни создали в 1979 году, и уже через десять лет ЮНЕСКО внесла его в программу «Человек и биосфера». Это большой участок амазонских джунглей на востоке страны, где обитают 653 вида птиц, 112 видов рептилий, 43 позвоночных эндемика и более ста тысяч видов насекомых.

Здесь живут последние представители народа ваорани, не желающие покидать родной лес. В том числе два неконтактных клана: тагаери и тароменани, которые находятся в добровольной изоляции. В отличие от ваорани, которые могут легко проходить по сельве по 20 километров в день, неконтактные племена наблюдают за происходящим вокруг, но не вмешиваются. И не желают вмешиваться – пока чужаки не заходят на их территорию.

Пришедших сюда ждет смерть – члены неконтактных общин следуют воинственным традициям. По статистике, 54% мужчин ваорани и 40% женщин погибли в межплеменных войнах, пишет этнобиолог Уэйд Девис в своей книге «Одна река». Индейцы кечуа называли ваорани «аука» – «дикари». Нелюбовь была взаимной: ваорани называли людей из окружающего мира «ководе» – «чужаки».

КОНЕЦ «БАНАНОВОЙ РЕСПУБЛИКИ»

В 1937 году нидерландская королевская компания Shell основала поселок Шелл Мера у восточных подножий Анд и начала разведку нефтяных месторождений. В 1948 году база оказалась заброшена: слишком много сотрудников, которые исследовали джунгли вниз по Напо и другим окрестным рекам, погибли от копий ваорани. Вслед за голландцами в 1967 году американский консорциум Texaco – Gulf Oil – начал добычу нефти в промышленных масштабах.

Именно нефть привела в Амазонию новую волну миссионеров, вышедших на контакт с ваорани. Первый контакт в 1956 году закончился трагически: пятеро миссионеров, которые на протяжении нескольких месяцев производили мирный обмен с ваорани, спуская мачете и другие полезные предметы с борта самолета, были жестоко убиты при наземном контакте.

Но уже спустя два года сестра одного из погибших Рэйчел Сейнт и жена другого убитого Элизабет Элиот смогли посетить деревню «аукас» и вернуться невредимыми. С этого началась масштабная кампания по обращению племен в христианство и переселению общин в другие районы страны.

Нефтяные компании предоставили миссии Рэйчел Сейнт оборудование и транспорт: с самолетов спускали корзины с громкоговорителями, которые транслировали призывы выйти из леса, общины задаривали предметами из внешнего мира. К 1975 году около 90% всех ваорани переселили. Но несколько общин остались на территории нынешнего Ясуни – в том числе и неконтактные кланы.

«Ничто не остановило бы нефтяные компании от экспансии на территории ваорани. Шли разговоры об атаках с ружьями, бомбами, огнеметами. Большинство обсуждений были совершенно дикими, таким был бы и результат: война между нефтяниками и «аукас»; горстка голых дикарей, стоящих кругом среди полей, полных черного золота, блокируя прогресс индустриального века. Если бы вопрос стоял так: нефть или «аукас», то ответ на него был только один», – вспоминает Розмари Кингсленд, писатель и журналист, автор книги A Saint among Savages.

Подрядчики американской нефтяной компании Texaco, по словам коренных племен, сбрасывали с самолетов динамит, чтобы заставить индейцев покинуть нужную территорию. Именно они построили первую дорогу вглубь сельвы, назвав ее Via Auca. Сейчас это вырубленные пустоши, вдоль которых построены десятки поселков и протянуты нефтепроводы.

В начале 2000-х владельцем Texaco стала компания Chevron. Ее представители назвали «значительно преувеличенными» обвинения племен в загрязнении окружающей среды. Нефтяники утверждали, что устранили все последствия и подписала с правительством Эквадора соглашение, которое освободило их от другой какой-либо ответственности.

Начало работы Texaco в Эквадоре в 70-х представили публике как спасение экономики страны. Именно от нефти ждали, что она вытянет Эквадор из нищеты и «отсталости». В то время основой национальной экономики был экспорт бананов, который не приносил достаточного дохода.

Первый баррель нефти Amazon Crude пронесли по улицам эквадорской столицы Кито как героя войны – на руках. Люди могли обмакнуть пальцы в сырую нефть, епископ окропил баррель святой водой, а после шествия бочку поместили на алтарное возвышение в Военной академии имени Элоя Альфаро. Но прибытие рабочих Texaco, по словам ваорани, означало для них принудительное переселение и разрушения.

ХРАНИТЕЛИ ТРАДИЦИЙ

«Когда пришли нефтяники и миссионеры, они сказали: надо жить иначе, – говорит лидер общины ваорани Пенти. – И многие купились на это – теперь они хотят себе современные дома, пьют алкоголь, спят на кровати и все время смотрят телевизор. Они думают, что такая жизнь – лучше. Но мы хотим жить так, как жили, сохранить язык, сохранить наши обычаи и уклад. Нас всегда кормила чича, мы охотились – обезьяны, индейки, пекари. Лес – вот наш супермаркет. За это я и борюсь. Пускай люди теперь одеваются в новые вещи, но в остальном они сохраняют обычаи. Я тоже надеваю ботинки и футболку, когда еду в город – но здесь я раздеваюсь, потому что это моя культура».

Пенти родился еще в неконтактной общине, но сейчас при необходимости умело пользуется фейсбуком. Именно он в 1985 году основал деревню Бамено, куда переселил семьи своей общины: раньше племена ваорани были полукочевыми. Чтобы бороться за себя, нужно было конкретное место.

«Мой отец защищал нашу землю с копьем в руках. Я решил, что больше не хочу смертей, не хочу насилия. Но это моя земля, мой дом. Это единственное место для нас. «Оме» – так называется лес на языке ваорани. Оме – это жизнь. А чужие люди много лет назад пришли и сказали, что это национальный парк Ясуни. Что я не могу больше здесь жить, что я не могу здесь охотиться. «Кто они, эти люди? Что происходит?» – подумал я. И начал учить язык», – вспоминает он.

Ваорани живут в самом сердце сельвы – каждый день кто-то уходит в лес и возвращается с добычей.

Чаще всего это дикие свинки-пекари, но попадаются и местная разновидность индейки, попугаи и обезьяны. В отличие от некоторых других амазонских племен, ваорани очень крепкие и физически сильные: в лесах много дичи, а это значит, что в рационе достаточно белка для развития мощных мышц. Сейчас в поселках появился рис, но раньше главными источниками калорий были плоды пальмы чонта и чича – подбродившая похлебка из горького маниока. Ваорани вообще скорее пьют, чем едят: из всего, кроме мяса, они делают кашеобразные похлебки.

Сейчас жители Бамено носят одежду – правда, чаще ходят голыми по пояс. В поселке есть радиостанция, которая позволяет связаться с внешним миром, электрогенератор и даже один телевизор, который смотрят всей деревней. Между собой общаются на родном языке, но большинство молодых жителей говорит по-испански. Для детей есть школа, а медицины нет совсем – только возможность вызвать военный вертолет в экстренном случае. Несмотря на сношения с внешним миром, ваорани до сих пор живут тем, что дает сельва: здесь охотятся с дротиками и копьями, а гамаки плетут из пальмового волокна, окрашенного соком растения ачоте в карминно-красный.

МИЛЛИАРДЫ ПОД НОГАМИ

В 2011 году Испанское агентство по международному сотрудничеству оценило залежи нефти на территории национального парка в 920 млн баррелей. Бывший президент страны и левый популист Рафаэль Корреа, знаменитый дружбой с Уго Чавесом, в 2006 году заявлял с трибуны ООН, что не позволит вести работы в Ясуни.

«Ваши страны загрязнили мир во имя развития, – говорил он. – Мы готовы пожертвовать темпами роста экономики во имя сохранения природы, но мы не собираемся нести убытки в одиночку. Другие страны должны внести свой вклад».

Эквадор оценил отказ от разработки нефти в $3,6 млрд, и правительство создало специальный фонд, куда другие страны могли пожертвовать деньги. На продвижение инициативы из государственной казны выделили $7,3 млн, но затея провалилась: к лету 2013 года удалось собрать только $364 млн. Уже через два месяца президент отказался от своего плана, завив, что Эквадор не будет играть роль «полезного дурачка».

Так на территории Ясуни появились блоки 31 и 43. «Мы просто не можем позволить $18 млрд лежать у нас под ногами при том, что 24% детей в стране не доедают, а бедность чрезвычайно высока», – позже объяснил Корреа принятое им решение.

В октябре 2014 года Национальная ассамблея Эквадора официально одобрила добычу нефти на территории национального парка. В своем финальном решении генеральный секретарь Ассамблеи Либия Ривас написала, чем оправдана разработка нефтяных месторождений.

«Предполагаемая добыча нефти представляет национальный интерес. Разрешение на ее эксплуатацию может быть оправдано, так как преследуемая цель намного выше, чем воздействие на природу и право на здоровую окружающую среду – инвестиции от ресурсов позволят нам достигнуть долгосрочных целей, которые выходят за рамки нынешнего периода правления и принесут пользу будущим поколениям».

По мнению правительства, отчисления от добычи позволят улучшить уровень жизни людей в регионе, обеспечить жителей канализацией, питьевой водой, качественной и своевременной медицинской помощью и другими необходимыми социальными услугами. Документ закрепил право на разработку за государственной компанией Petroamazonas EP. В мае 2017 года компания объявила, что добыча в блоке 43 достигла 50 тысяч баррелей в день.

Проект назвали «ответственной добычей», а Уилсон Патор, теперь уже бывший министр невозобновляемых ресурсов, пообещал экологически безопасное производство.

«Мы задействуем новые технологии, чтобы избежать ущерба окружающей среде. Нефть не будет обрабатываться на месте, любое перемещение людей или транспорта будет осуществляться речным или воздушным транспортом, мы не будем строить дороги – только трубопровод».

Но в 2017 году на спутниковых снимках Google видно, как тянется от реки Напо вглубь сельвы дорога, идущая к нефтеперерабатывающему заводу 31 блока. На карте Пенти она отмечена пунктиром. Сам лидер утверждает, что эта дорога – далеко не единственная.

Почти 20% занятого населения Эквадора работают в энергетической сфере, это почти 1,5 млн человек, но проблему трудоустройства нефтяные компании так и не решили. Уровень безработицы в Эквадоре вырос – до 5,2% против 4,25% в 2012. А власти сами признают, что уровень бедности в стране по-прежнему высок.

В ЗАЛОЖНИКАХ У НЕФТИ

Сегодня права ваорани на землю на международном уровне защищает юрист Джудит Кимерлинг, профессор Нью-Йоркского университета по экологическому праву и политике. Она убеждена, что переселять племена ни в коем случае нельзя.

«Культура ваорани и территория тропического леса связаны неразрывно, – отмечает она в своей работе «Среда обитания как права человека: индейцы ваорани в тропическом лесу Амазонии, нефть и Оме Ясуни». – Экологические вмешательства и перемещения общин не только нанесли ущерб средствам существования ваорани, но и подорвали культурные основы. Для коренных народов среда обитания – это права человека. Это пространство, где реализуются культурные, социальные, экономические и политические права. Другими словами, только в таком пространстве может происходить подлинное самоопределение. Они говорят: «Живите, как ваорани – свободно». Без этой свободы им не выжить».

Кимерлинг также считает, что все попытки властей Эквадора увеличить долю государства в доходах от добычи нефти не привели к улучшению жизни населения. По ее подсчетам, неравенство и бедность в стране так же высоки.

Лодки, идущие в Бамено, отплывают из поселка Ширипуно по одноименной реке. Через Ширипуно идет via Auca, а вдоль нее тянутся узкие трубы нефтепровода. Чуть выше поселка – станции Petroamazonas EP и PetroBell. Ближайший отель называется «Черное золото», и в ресторане висят списки должников: работники компаний так и не научились обращаться с деньгами – так, Хорхе Тангило уже полтора года не может выплатить долг в $547.

С подобными проблемами сталкиваются многие работающие в поселках ваорани: они не приспособлены к капиталистическому миру, и не могут ни противостоять его соблазнам, ни нормально строить свою жизнь.

Бамено находится в одном дне пути от дороги – на лодке с мощным мотором. На реке много поселков, видно традиционные дома ваорани онко – двускатные крыши из пальмовых листьев на голой земле. Вокруг хижин растут цветы, юкка, чонта, редкие ананасы и фруктовые деревья. Кажется, что жизнь здесь течет так же, как и сотню лет назад – только на людях больше одежды, чем раньше, и они уже не проявляют агрессию к чужакам.

Наоборот, отношения ваорани с другими стали такими же, какими раньше были только внутри общины – теплыми, полными взаимовыручки. Но ваорани Бамено чувствуют, что мир меняется – и меняется неумолимо для них. Пенти Байва повторяет свои слова раз за разом, на каждом интервью и в каждом документальном фильме.

«Мы уже потеряли почти все. Все это вокруг нас. Блоки 55, 17, 31, 43. Парк полон нефти, а это значит, что он мертв».

____________________

Фотожурналист Александр Федоров и журналистка Елена Срапян больше года ездят автостопом по Южной Америке и документируют жизнь коренных племен амазонской сельвы. Антропологическое исследование переросло в краудфандинговый проект AMAZONAS. По окончании сбора средств в Москве в сентябре 2018 года откроется большая мультимедийная выставка. Поддержать проект можно по этой ссылке. Про похождения ребят в Южной Америке и индейцев можно почитать в этом telegram-канале. А про то, с какими трудностями таком путешествии сталкиваются девушки, – канал Лены.

Ваорани. История контакта. — Александр Волков

В пятидесятых годах прошлого века различные секции американской евангельской церкви вплотную занялись миссионерской деятельностью в джунглях Амазонии, пытаясь добраться до еще оставшихся свободных индейцев. В случае Эквадора, усилия миссионеров сосредоточились на интеграции и умиротворении индейцев, названных впоследствии коренными ваорани. Эти индейцы исторически населяли территории провинций Орельяна, Пастаза и Напо, на юг — до границы с Перу, а на север — до «Большой воды», или Дороборо — именно так ваорани называют реку Напо.

На момент контакта ваорани были разделены на четыре основных группы: Гуикитари, Пиемори, вайваири и вепеири, раскинутые по огромной территории, где они занимались охотой, собирательством и примитивным сельским хозяйством. Клановая организация представляла собой сообщество индейцев различной степени родства, с союзными отношениями с близкими кланами и войнами — с отдаленными. Обыкновенно, каждый клан ваорани имел стабильное поселение и только в случае войны народ мигрировал на новое место.

На момент контакта ваорани находились в состоянии внутриплеменной войны. По одной из версий, борьба между кланами и их перемещение было связано с проникновением на исконную территорию первых ковори. Ковори (cowori) на языке ваорани значит «людоед» — так индейцы называют всех не-ваорани. Столкновения со сборщиками каучука, поселенцами-кечуа и, в дальнейшем, с разведотрядами нефтяных компаний сыграли ключевую роль в эскалации межплеменных конфликтов.

В 1956 году группа евангелистов, действующих в эквадорской Амазонии, опираясь на структуры, оставленные нефтяной компанией Shell (компания вела геологоразведочные работы в период с 1939 по 1952 год) решились пойти на контакт с аука — именно так горные индейцы-кечуа называют ваорани. Аука означает «враг».

Три (по другим данным — пять) миссионера высадились близ местечка “Playa de las Palmas” (пальмовый пляж) и тут же были убиты копьями ваорани. Спустя два года женам погибших миссионеров и одной из монахинь — Рейчел (Rachel Saint), чей брат был в числе убитых миссионеров — удалось установить дружеский контакт. Рейчел приютила женщину ваорани по имени Дайума (Dayuma), которая покинула племя из-за конфликта. Благодаря ей Рейчел смогла выучить язык ваорани и затем, при помощи той же Дайумы, связаться с кланом Гуикитари, разоренным войной.

В 1957 году Рейчел вместе с Дайумой отправляется в тур по США, где они выступили вместе с известным американским религиозным деятелем Уильямом Франклином Грэмом в знаменитом шоу «Это ваша жизнь».

С 1958 по начало 70-х годов Рейчел удалось объединить большую часть кланов и привести около 500 человек в низменность Тивено (Tiweno). В 1969 году эквадорский институт аграрной реформы и колонизации (IERAC) предоставил этим землям (на площади в 16000 гектаров) статус заповедника.

«Не убивай, имей только одну женщину и питайся цивилизованной пищей», — таковы были базовые правила жизни в миссии. Монахи открыли школу, провели перепись населения и, конечно, занялись его евангелизацией. В Тивено самолетами еженедельно доставлялись продукты питания, одежда, предметы первой необходимости (от горшков и топоров до гребешков и ламп) и медикаменты.

Дайума наработала невиданный ранее авторитет в среде ваорани, служа посредником и переводчиком в мире ковори.

Однако на тот момент, когда нефтяные компании Texaco и Cepe начали делать разведку нефти на территории ваорани, проложив 112-километровую трассу до городка Кока (дорога так и назвалась Ayca Road) и разрезав тем самым коренные земли народа на две части — еще не все кланы ваорани были приведены в низменность Тивено. Это привело к тому, что в начале 70х годов произошло немало инцидентов между нефтяниками и ваорани. Аука нападали на лагеря, убивали сотрудников компаний и препятствовали работе геологоразведки. Компании, в свою очередь, стали вооружать своих сотрудников и наняли коренных кечуа, которые якобы лучше ориентировались в лесу. Также использовалось соперничество между этническими группами ваорани и поселенцами кечуа вдоль берегов реки Напо.

Нефтяные компании всерьез задумались о снижении численности ваорани и/или перемещению их в район более компактного проживания. И единственная альтернатива военному решению вопроса — миссионерская деятельность. Таким образом, если вначале евангелисты действовали в одиночку, то с проникновением нефтяных компаний вглубь территории ваорани их интересы совпали и миссионеры получили средства от нефтяников для перемещения ваорани в места компактного проживания типа низменности Тивено.

Нефтяные компании предоставили миссии Рейчел транспорт и оборудование для скорейшего завершения работы по перемещению ваорани. Речи, призывающие ваорани выйти из леса транслировались через громкоговорители на окружающую поселения местность, на деревушки диких аука сбрасывались подарки, призванные заманить индейцев к цивилизации. В 1971 году институт IERAC присвоил заповеднику Тивено статус протектората ваорани.

Несмотря на то, что к 1975 году около 90% всех ваорани было переселено, контроль миссионеров не был полным и часть свободных аука продолжали нападать на нефтяников. Именно из этих представителей ваорани вождь Тара сформировал группу тагаери, отказавшуюся от благ цивилизации и ушедшую в пока еще не тронутую часть леса.

Племя тагаери существует до сих пор, всячески препятствуя проникновению чужаков на свою территорию и, вкупе с племенем тароменане, представляют последние две группы неконтактных народов на территории Эквадора.

Относительно последних — племени тароменане — накоплено совсем мало информации. По одной из гипотез, тароменане — группа ваорани, отделившаяся от остального народа в начале XX века, когда большинство кланов аука покинули свои традиционные территории на границе с Перу, чтобы проследовать в верховья рек Ясуни и Типутини, заняв территорию индейцев запара (ударение на первый слог). Эти индейцы исчезли в результате деятельности сборщиков каучука, рабства и занесенных болезней.

Согласно этой гипотезе тароменане не последовали на север, а остались в пределах прежних границ. Последующая относительная изолированность от других кланов ваорани привела к дрейфу языка и к отличиям в материальной культуре. Однако со временем тароменане, вероятно под давлением нефтяных компаний со стороны Перу, были вынуждены мигрировать к северу, где столкнулись с племенем тагаери, что в настоящее время приводит к постепенной ассимиляции последних.

На сегодняшний день ваорани имеют право на закреплённую за коренным населением резервацию площадью примерно в 6 125,60 кв. км, частично пересекающуюся с территорией Национального парка Ясуни, что, теоретически, гарантирует неприкосновенность биологической среды. Также правительство Эквадора создало запретную зону в пределах парка от реки Нашино на севере до реки Курарай на юге с тем, чтобы снизить вероятность контакта населения с племенами тагаери и тароменане.

Примерное расположение кланов ваорани на 1958 год.

Территория резервации ваорани (голубой цвет), парка Ясуни (светло-зеленый)
и запретной зоны (штриховка).

Эквадор

‘Как потеря половины территории.’ Борьба ваорани с потерей старейшины и земли из-за нефти (комментарий)

  • Долгая жизнь и внезапная смерть в 2020 году старейшины ваорани Нэнкихуи Бэй воплощает в себе борьбу его общины против территориальных потерь, ухудшения состояния окружающей среды, расширения бурения нефтяных скважин и COVID-19. 19 пандемия.
  • Лидеры, подобные ему, называются «пикенани» и являются местными представителями власти, территориальными защитниками от внешних угроз и учителями традиционных знаний, связанных с окружающей средой, культурными законами и средствами к существованию.
  • Бурение нефтяных скважин все больше влияет на ситуацию, и Бэй помог своему сообществу справиться с изменениями и бороться за свои права.
  • Этот пост является комментарием. Высказанные мнения принадлежат авторам, а не обязательно Монгабаю.

Более длинная версия этого эссе на испанском языке появилась в Журнале латиноамериканской географии.

Старейшины коренных народов играют ключевую роль в защите своей культуры и средств к существованию. Смерть пожилого человека ставит под угрозу глобальные усилия по сохранению, поскольку средства к существованию и знания коренных народов представляют собой ключевые элементы для понимания и борьбы с деградацией окружающей среды.

Это история Нэнкихуи Бэй, традиционного лидера и старейшины народа ваорани (или ваорани), пикенани (на языке вао тедедо) , который умер в мае 2020 года на территории ваорани. В культуре ваорани пикенани — это местные представители власти, территориальные защитники от внешних угроз и учителя традиционных знаний, связанных с окружающей средой, культурными законами и средствами к существованию.

Верхняя Амазонка выполняет важные экологические функции для глобальных экосистем и атмосферы. В последние годы ваорани привлекли к себе значительное международное внимание своим сопротивлением окружающей среде бурению нефтяных скважин и маргинализации коренных народов в регионе. Недавно Журнал Time признал 34-летнюю активистку ваорани Немонте Ненкимо одним из 100 самых влиятельных людей 2020 года за ее лидерство в знаменательном постановлении о защите исконной территории ваорани в эквадорской Амазонке.

Ваорани — коренная группа Эквадора, с которой в последний раз контактировали. Начиная с конца 1950-х годов миссионеры и рабочие, занимающиеся разведкой нефти, контактировали с ваорани в тропических лесах, что привело к десятилетиям добычи нефти, перемещению территорий и культурной колонизации (Cabodevilla, 2010; Rival, 2015). Сегодня около 2000 ваорани остаются на своей территории Амазонки на северо-востоке Эквадора, в том числе некоторые племена ваорани, которые продолжают жить в добровольной изоляции в Нематериальной Зоне.

См. также: Список 100 самых влиятельных людей 2020 года по версии TIME включает лидера коренных народов ваорани

Карта территории ваорани (источник: собственная разработка авторов на основе наборов данных Министерства окружающей среды Эквадора и Военно-географического института, IGM). Национальный парк Ясуни, санкционированное государством бурение нефтяных скважин продолжает расширяться. Это расширение нефтяной границы в регионе вместе с незаконными рубками и вторжением поселенцев, межэтническими спорами, а теперь и COVID-19., представляют экзистенциальную угрозу средствам к существованию ваорани (Lessmann et al., 2016; Lu et al., 2016; Narvaez Collaguazo & Trujillo Montalvo, 2020; Rivas Toledo, 2020; Silveira et al., 2017; Vallejo & Alvarez, 2020).

«Жизнь и смерть залива Нэнкихуи» пересказывает текущие истории борьбы ваорани с местной точки зрения против потери территории, ухудшения состояния окружающей среды, расширения добычи нефти и пандемии COVID-19. Эти истории были собраны вместе с внуком Нэнкихуи Бэй, Хуаном Бэем, в переводе с Вао Тедедо и испанского, чтобы вспомнить жизнь Нэнкихуи и укрепить коллективную память о выдающихся лидерах и личностях, которых мы потеряли так много в 2020 году9.0023

Мудрость пикенани и молодость

Со смертью пикенани ваорани теряют важного носителя традиционных знаний для защиты и сохранения своей территории. Устные истории хранят легенды и истории их предков и тропических лесов, часто вовлекая духовных оборотней между животными и человеческими формами.

Чтобы не заблудиться в тропическом лесу, ваорани изучают пути старейшин, которые уже прошли их. Они учатся ломать ветки на своем пути, чтобы знать, как вернуться; как сделать рюкзаки из листьев, чтобы таскать вещи, собранные по всему лесу; как нарезать пальмы, чтобы вырастить съедобных червей чонта; и как приготовить ядовитые охотничьи дротики с кураре .

Пикенани учат молодое поколение изготавливать четырехметровые духовые ружья, возделывать поля, ловить рыбу, охотиться, строить дома, ткать, лечить, лазить по деревьям, петь и жить по нормам общества ваорани. Старейшины также рассказывают о своих долгих охотничьих прогулках, из которых ваорани обычно возвращались с пекари весом до 40 килограммов на плечах.

Нэнкихуи Бэй был превосходным охотником, который легко мог убить обезьяну или пекари, используя свое традиционное четырехметровое копье или духовое ружье. Даже травма колена не уменьшила его охотничьей скорости и точности.

Когда Нэнкихуи был молод, он основал свою родную общину Батаборо, что в переводе с Вао Тедедо означает «большое дерево». Сообщество расположено на территории коренных народов ваорани и на нефтяном блоке 66, которым управляет Petrobell SA. Сообщество находится в конце длинной дороги, пренебрежительно известной как Аука, которая была проложена глубоко в Ясуни для бурения нефтяных скважин. Auca означает «дикарь» на языке кичва.

Сегодня ваорани обычно описывают местонахождение своего дома по номеру участка бурения нефтяных скважин и компании, которой принадлежат тропические леса вокруг их деревни. В то время как пикенани традиционно решали, кто входит на территорию, сегодня нефтяные компании в значительной степени контролируют территорию и установили контрольно-пропускные пункты вдоль дороги, фактически ограничивая передвижение в общинах ваорани в пределах нефтяного блока.

Как и многие ваорани, Нэнкихуи — что переводится как «Сын Солнца» — также носил западное имя и стал широко известен как залив Карлитос. Принятие западных имен для официального государственного реестра является одним из многих проявлений символического насилия со стороны coodes («посторонние» или «незнакомцы» в Вао Тедедо), которые делают государственную дисциплину видимой и контролируют культуры коренных народов, которые находятся вне досягаемости государства. Однако даже после того, как Ненкихуи принял западное имя, он не собирал ежемесячные выплаты на развитие человеческого потенциала, которые правительство Эквадора обычно выплачивает людям, живущим в крайней нищете.

Нэнкихуи Бэй со своим внуком Хуаном Бэем во время одного из последних охотничьих путешествий Нэнкихуи в начале 2020 года. Фото предоставлено Хуаном Бэем.

Локальная маслостойкость в Батаборо

Добыча нефти в Батаборо началась в начале 2000-х годов, и с тех пор большое количество нефти добывается через обширную сеть трубопроводов. Тем не менее, несмотря на массовый рост буровой инфраструктуры вокруг них, в 2021 году Батаборо по-прежнему имеет затрудненный доступ к основным услугам, включая водоснабжение, образование и здравоохранение. На самом деле, жители Батаборо до сих пор привозят воду на мотоциклах, или им приходится просить один из грузовиков нефтяной компании помочь им перевезти воду из реки Качияку, находящейся в пяти километрах.

Нэнкихуи покинул этот мир, полагая, что нефть — худшая судьба для его народа из-за культурных изменений, которые она произвела, и растущего ущерба окружающей среде, здоровью и средствам к существованию ваорани. Несмотря на расширение бурения нефтяных скважин и связанный с этим приток рабочих в регион, правительство не выполнило своих обещаний предоставить населению возможности для получения дохода.

Фактически, доход большинства ваорани в Батаборо остается намного ниже минимальной заработной платы, что делает почти невозможным для большинства поездки в город для лечения. Только билет на автобус из Батаборо до ближайшей больницы в столице провинции Пуэрто-Франсиско-де-Орельяна (известной как Эль-Кока) стоит около 3 долларов, что далеко недоступно для многих местных жителей.

Перед лицом этой несправедливости сопротивление было непрерывной нитью на протяжении всей жизни Нэнкихуи. Всегда стремясь к лучшей жизни для своего сообщества и требуя уважения от государства и нефтяных компаний на территории ваорани, он считался воином bien parado («сильный и мужественный»), как описывает его внук Хуан Бэй.

Как это ни парадоксально, по необходимости Нэнкихуи годами работал в нефтяной промышленности на низкооплачиваемых и краткосрочных должностях без образования, чтобы дополнить традиционные средства к существованию своей семьи. Все это время он прославился тем, что выступал против нефтяных компаний на территории ваорани. И как Пикенани , он целенаправленно использовал свое местное влияние и культурный вес среди ваорани, чтобы выступать и представлять свой народ против местной нефтяной компании.

В 2011 году новый Эквадорский закон об углеводородах дополнительно защитил нефтяные компании от ответственности перед местными сообществами, в том числе от тех, которые требуют социального обеспечения и оплаты труда работников. Последовавшее за этим вмешательство государства было медленным и неуклюжим, и местные жители ваорани из Батаборо и соседнего Тивино выступили против изменений. Они сделали это в ходе открытых актов сопротивления, которые, по их мнению, соответствовали культуре ваорани.

Противостояние и несправедливость продолжаются годами. В 2015 году Нэнкихуи Бэй был арестован и заключен в тюрьму как один из их самых откровенных местных защитников после того, как столкнулся с местным руководством и воспрепятствовал местным операциям. Он настойчиво требовал большей — и лучшей — оплаты, а главное, более стабильной и долгосрочной работы в нефтяной компании, которая работала поблизости, но приносила относительно мало пользы ваорани.

Связанное чтение: Суд Эквадора постановил прекратить сжигание газа нефтяной промышленностью на Амазонке

Нэнкихуи Бэй задержан полицией штата в Кока, провинция Орельяна, Эквадор. Фото предоставлено Комиссией по правам человека провинции Орельяна.

Болезнь и смерть Нэнкихуи во время пандемии

COVID-19 прибыл в Батаборо к маю 2020 года. Поскольку в его памяти остались опустошения, нанесенные его сообществу полиомиелитом и гриппом, Ненкихуи настоял на том, чтобы его люди переехали на небольшую ферму, которую он построил глубоко в тропическом лесу, примерно в восьми часах вниз по течению. Он думал, что отступление на ферму — единственный способ защититься от COVID-19..

Однако, прежде чем он смог отправиться туда, Нэнкихуи заболел респираторными заболеваниями в Батаборо примерно 10 мая 2020 года. Он был болен и слаб в течение пяти дней. Его жена Убе (что означает «Удав» на языке Вао-Тэдедо) и внук Хуан помогли ему добраться до назначенного им медицинского центра в Тивино, небольшого отделения медицинского обслуживания на севере, но все еще в пределах нефтяного блока 66. В центре есть несколько очень преданные своему делу профессионалы, которые удовлетворяют медицинские потребности около 15 общин ваорани с крайне ограниченными ресурсами. Часы шли медленно для троих в их путешествии, в то время как состояние Нэнкихуи ухудшалось.

Он прибыл в поликлинику Тивино около пяти часов вечера. 17 мая 2020 г. Около 20:00. Той ночью Нэнкихуи попросил стакан воды. Отпив глоток, он попытался обнять жену и потерял сознание. Врачи пытались помочь, но нехватка оборудования вынудила их отправить его и его семью на машине скорой помощи в областную больницу. Это означало еще одну гонку на время до столицы провинции, известной как Эль-Кока, в трех часах езды к северу от Батаборо.

Было слишком поздно. Нэнкихуи Бэй умер по дороге в Эль-Коку, у моста Ширипуно, всего в нескольких милях от Батаборо — места, где он провел так много воскресений на местном рынке, покупая рыболовные крючки и фонарики, продавая бананы и покупая там угощения и дополнительную еду. для своих внуков, за которыми он недавно начал присматривать каждый день.

Ягуар возвращается в джунгли

Сейчас все тихо, но Хуану нравится думать, что Нэнкихуи не умерла. Для ваорани культурные истории предков связаны с легендами о тропических лесах, иногда предполагающими духовное превращение между животными и людьми (Alvarez, 2010). По словам Хуана, после смерти воин ваорани превращается в ягуара, который охраняет джунгли и точно так же взаимодействует с умершими. Недавно Убе, вдова Нэнкихуи, сказала Хуану, что, когда она пойдет к своим чакра (традиционный огород) для сбора маниоки и подорожника, она слышит шорох ягуара. Она считает, что это Нэнкихуи, чтобы защитить свою семью.

В облике ягуара Нэнкихуи воссоединяется со своими предками и товарищами-воинами. Быстрые и смертоносные когти ягуара заменили его длинное копье. Его когда-то травмированное колено стало сильнее, чем когда-либо. От верхнего до нижнего течения рек Напо и Курарай он теперь патрулирует всю легендарную территорию ваорани. Однако на этот раз Нэнкихуи не находит на своем пути ни разливов нефти, ни нефтяных платформ. С небольшого холма он видит бескрайнюю и зеленую Амазонию, более нетронутую, чем когда-либо. Его сопровождают попугаи, паукообразные обезьяны и тапиры. Хотя мир потерял воина и активиста, джунгли обрели великого защитника.

Традиционный дом ваорани, построенный Ненкихуи, Хуаном и правнуком Эменье в начале 2020 года. Фото предоставлено Хуаном Бэй.

И он оставил много следов в своем сообществе. Всего за несколько недель до того, как Нэнкихуи почувствовал себя плохо, он, Хуан Бэй и сын Хуана Эменье построили традиционный дом ваорани, как дань уважения его культуре и оставив неизгладимое напоминание своему народу.

Во время строительства дома Нэнкихуи спел песню, отражающую его преданность семье и культуре (слова на языке Вао Тэдэдо):

Nano kedike ebano kebi anketee ebano kebi anketee

Ваки Гоби Анкети Ваки Гоби Анкети

Анкеты Гоби эбано кеби вокенти

Кино кеби вокенте эбано кеби вокенте

Ante wedonte kinobaikebi wedonte kinobai kebi

Wokente kebi wokente menanii amii ankete

Менани кеби вокенте огенти гоби вокенте

Огенгоа кеби вонкенти кигано кедаминга

Анте венпогенте кигано кека венпогенте

Нани кегаинке менпоиди наи кегаинке мемид

Нани Кедимайте Кете Кедиманте Ануба Губа

Кебите анооба гооба кебите ненога

Ненога кебите кинобай кека неногате

Ebano kebi wonkentee meméidi nano kegainte

Тадоменаипога онгонте менпоиди нани водогейт

Нани кегаинке битовенпокоиде кегамке

Анобоэмо кеканте анобайнте кеканте

Daempogaka inigate ebano kebo wonkente

(на английском языке)

Я хочу сказать, как ты это сделал

Я хочу сказать, что у тебя все получится

Как ты украсил дом?

Я хочу знать, как ты это сделал

Я удивлен, потому что ты как птица-турист

Один из тех, кто делает то же, что и его предки

Хорошо выравниваем листья хунгурагуа и ровно их провязываем

Продолжайте вязать, чтобы мы продолжали вязать, как наши предки, похороненные под землей

Работайте с силой и духом наших предков и носите такое же имя воина Ягуара.

Декабрь 2020 г. Протест ваорани на мосту Сирипуно, месте, где умер Нэнкихуи. Этот новый протест направлен против недавнего разлива нефти, который наносит ущерб общинам ниже по течению на территории ваорани. Фото предоставлено Хуан Бэй.

Размышляя о строительстве этого дома, Хуан заметил, что «потерять пикенани — все равно, что потерять половину территории — потому что молодежь теряет свои традиции».

Разрушение продолжается

Бурение нефтяных скважин в Амазонии продолжается быстрыми темпами. Не только с бульдозерами и пушками, но и с аккультурацией, расизмом, отчуждением и молчанием. В день смерти Нэнкихуи в мае 2020 года поступили новые сообщения о ближайших вторжениях незаконных лесозаготовителей на территорию ваорани. С тех пор еще два новых разлива нефти еще больше загрязнили регион, отравив воду и животных ваорани. Опять же, протест ваорани за самоопределение коренных народов и создание пространств для сохранения культуры от одного поколения к другому.

Версия этого эссе первоначально была опубликована в Журнале латиноамериканской географии.

Об авторах:

Данило Борха — научный сотрудник Университета Калгари с докторской степенью в области географии. Он изучает политику сохранения, добычи ресурсов и прав коренных народов в эквадорской Амазонии. Его особенно интересует динамика схем распределения выгод, территориальных споров и участия. Его докторская работа частично поддерживается Советом по исследованиям в области социальных и гуманитарных наук Канады и The Killam Trusts.

Хуан Бэй — лидер уаорани, родившийся и выросший в Батаборо, общине ваорани, расположенной в эквадорской части Амазонки. В течение многих лет он занимал руководящие должности в сообществе, например, был директором по вопросам образования, и большую часть своей жизни был активным защитником окружающей среды на переднем крае борьбы своего сообщества.

Конни Дэвидсен — адъюнкт-профессор экологического управления в Университете Калгари. Ее исследования сосредоточены на политических процессах и управлении, стоящих за изменением экологической политики, часто сосредотачиваясь на интересах коренных народов и территориальных конфликтах, как в Верхней Амазонке.

Связанное прослушивание в подкасте Монгабея: Новый договор — Соглашение Эсказу — может защитить латиноамериканских лидеров охраны природы и прав человека. Слушайте здесь:

Каталожные номера

Альварес, К. (2010). El efecto del contacto de la sociedad nacional en las prácticas cultureles entorno a la muerte en los Waoranis FLACSO-Эквадор]. Кито.

Кабодевилья, М. Б. (2010). La Nación Waorani: Noticias históricas y territorio. Викариато Апостолико де Агуарико.

Гойзуэта, В. (2015). Лас-грандес петролерас сын ла Лей ан лас tierras ancestrales Waorani. Монгабай Латам.

Лессманн, Дж., Фахардо, Дж., Муньос, Дж., и Бонаккорсо, Э. (2016). Большое расширение нефтяной промышленности в эквадорской Амазонии: уязвимость биоразнообразия и альтернативы сохранению. Экология и эволюция, 6(14), 4997-5012.

Лу, Ф., Вальдивия, Г., и Сильва, Н.Л. (2016). Нефть, революция и коренное гражданство в эквадорской Амазонии. Спрингер.

Нарваес Коллагуасо, Р., и Трухильо Монтальво, П. (2020). Tiempos de Guerra y tiempos de paz, continuum simbólico de un pueblo de reciente contacto: el caso etnográfico de los waorani en la Amazonía ecuatoriana. Cadernos de Campo (Сан-Паулу, онлайн), 29(1), 13–37. doi.org/10.11606/issn.2316-9133.v29i1p13-37

Ривал, Л. (2015). Transformaciones huaoranis: фронт, культура и напряжение. Университет Андины Симона Боливара и Ediciones Abya-Yala.

Ривас Толедо, А. (2020). Лос-Ультимос Групос-де-Ясуни. Циркуло Рохо.

Сильвейра, М.М.М., Морено, М., Ромеро, Н., Мурильо, Д., Руалес, Г. , и Торрес, Н. (2017). Geografías de sacrificio y geografías de esperanza: территориальная напряженность в многонациональном Эквадоре. Журнал латиноамериканской географии, 16 (1), 69-92. https://doi.org/10.1353/lag.2017.0016

Время. (2020). 100 самых влиятельных людей 2020 года.

Вальехо, И. Р., и Альварес, К. (2020). Пандемия коронавируса в Экваториальной Амазонии. Кадернос-де-Кампо (Сан-Паулу 1991), 29(1), 94-110.

Amazon Mining, Комментарий, Корпоративные нарушители окружающей среды, Корпоративная ответственность, Корпоративная социальная ответственность, COVID-19, Коренные общины, Коренные народы, Горнодобывающая промышленность, Бурение нефтяных скважин, Разливы нефти, Добыча в тропических лесах, Тропические леса

Печать

Huaorani — Группа прав меньшинств

Профиль

Люди Huaorani жили как лесные охотники и собиратели в самом сердце эквадорской Амазонки на протяжении сотен лет. Уаорани, насчитывающие около 1300 человек, представляют собой относительно изолированную группу коренных народов, населяющую восточный амазонский регион Эквадора. Из их трагической встречи с североамериканскими миссионерами в 1956 и по сей день, в журналистском и народном воображении они сомнительно представлены как «последние дикари Эквадора». Несмотря на усилия миссионеров по обращению и культурной ассимиляции ваорани, последние в значительной степени сохранили свой особый способ восприятия мира и по-прежнему известны как искусные воины.

Исторический контекст

В 1990 году низменные племена хуаорани успешно заявили о своих правах на 600 000 гектаров территории при условии, что они не будут мешать нефтяным компаниям бурить там. В рамках стратегии правительства по освоению ресурсов даже в районах с ограниченным доступом нефтяная компания Maxus Energy, претендующая на территорию национального парка с большим биологическим разнообразием, получила разрешение на строительство трубопровода и узкой подъездной дороги. Разведка нефти в сочетании с ростом лесозаготовок и туризма заставила некоторых хуаорани отступить дальше в джунгли.

В 1991 году, после получения территориальных прав от правительства после длительной международной кампании, молодые образованные мужчины сформировали Организацию народа ваорани амазонского Эквадора. Эта организация работала в качестве связующего звена с нефтяной промышленностью, включая Maxus, компанию, которая занималась добычей нефти на территории ваорани и в национальном парке Ясуни. В 2005 году, несмотря на протесты народа ваорани, бразильская нефтяная компания Petrobrás продолжала добывать нефть в лесу Ясуни в Эквадоре. Хотя СМИ сообщили, что ваорани нарушили свое соглашение с Petrobrás, лидеры ваорани утверждали, что президент Организации национальности ваорани подписал контракт, не посоветовавшись с общиной ваорани.

Текущие проблемы

Зажатые между противоречащими друг другу целями добычи нефти и сохранения лесов, хуаорани сталкиваются с пагубными и противоречивыми экономическими и политическими интересами. Им по-прежнему угрожает добыча нефти и незаконная лесозаготовка. Тем не менее, воодушевленные миссионерами, некоторые хуаорани отказались от своей традиционной экономической деятельности и обратились к лесной промышленности для получения средств к существованию. Кроме того, в то время как экотуризм в регионе находится на подъеме, туристические операторы редко консультируются с хуаорани, прежде чем привлекать посторонних в свои общины.

Несмотря на планы по защите национального парка Ясуни, где живут многие индейцы ваорани, от бурения скважин через фонд, управляемый ООН, в августе 2013 года правительство объявило, что из-за недостаточной международной финансовой поддержки ограничения будут сняты. Президент Рафаэль Корреа издал указ об отмене инициативы Ясуни в августе 2016 года, а Национальное собрание санкционировало бурение после продолжительных дебатов. Было несколько протестов против этого решения; тем не менее, правительство подтвердило, что к октябрю 2016 года бурение велось9.0023

В последние годы повышенное внимание уделяется формам правосудия ваорани. В различных сообщениях утверждается, что за последние два десятилетия в результате репрессий погибло более 60 человек. Это привлекло внимание всей страны в марте 2013 года, когда ваорани совершили набег на деревню тароменане после убийства пары ваорани, предположительно Тароменане. Рейд был продолжительным и жестоким, в результате которого погибло множество человек. Через восемь месяцев после того, как произошли эти события, правительство арестовало и обвинило шестерых хуаорани в геноциде. Власти подверглись резкой критике за то, что они не провели тщательного расследования и не учитывали культурные особенности. Этот случай также вызвал обвинения в том, что средства массовой информации и правительство Эквадора несут ответственность за распространение негативных стереотипов и реакции на коренные народы. Многие комментаторы и активисты из числа коренных народов отмечали, что риск насилия между общинами возрос, поскольку давление со стороны нефтяников и лесозаготовителей привело к тому, что они стали ближе друг к другу и усилили конкуренцию за ресурсы друг с другом.

Browse the directory

Countries

تونس

Abkhazia (unrecognized state)AfghanistanAlbaniaAlgeriaAmerican SamoaAndorraAngolaAntigua and BarbudaArgentinaArmeniaAustraliaAustriaAzerbaijanBahamasBahrainBangladeshBarbadosBelarusBelgiumBelizeBeninBermudaBhutanBoliviaBosnia and HerzegovinaBotswanaBrazilBritish Virgin IslandsBrunei DarussalamBulgariaBurkina FasoBurundiCambodiaCameroonCanadaCape VerdeCayman IslandsCentral African RepublicChadChileChinaColombiaComorosCook IslandsCosta RicaCôte d’IvoireCroatiaCubaCyprusCzech RepublicDemocratic Republic of the CongoDenmarkDjiboutiDominicaDominican RepublicEcuadorEgyptEl SalvadorEquatorial GuineaEritreaEstoniaEswatiniEthiopiaFederated States of MicronesiaFiji IslandsFinlandFranceFrench GuianaFrench PolynesiaGabonGambiaGeorgiaGermanyGhanaGibraltarGreeceGrenadaGuadeloupeGuamGuatemalaGuineaGuinea-BissauGuyanaHaitiHondurasHungaryIcelandIndiaIndonesiaIranIraqIrelandIsraelItalyJamaicaJapanJordanKazakhstanKenyaKiribatiKosovo (unre cognized state)KuwaitKyrgyzstanLaosLatviaLebanonLesothoLiberiaLibyaLiechensteinLithuaniaLuxembourgMacedoniaMadagascarMalawiMalaysiaMaldivesMaliMaltaMarshall IslandsMartiniqueMauritaniaMauritiusMexicoMoldovaMonacoMongoliaMontenegroMontserratMoroccoMozambiqueMyanmarNagorno-Karabakh (unrecognized state)NamibiaNauruNepalNetherlandsNetherlands Antilles and ArubaNew CaledoniaNew ZealandNicaraguaNigerNigeriaNiueNorth KoreaNorthern Mariana IslandsNorwayOmanPakistanPalauPalestinePanamaPapua New GuineaParaguayPeruPhilippinesPitcairn IslandsPolandPortugalPuerto RicoQatarRepublic of CongoRomaniaRussian FederationRwandaSamoaSan MarinoSão Tomé and PríncipeSaudi ArabiaSenegalSerbiaSeychellesSierra LeoneSingaporeSlovakiaSloveniaSolomon IslandsSomaliaSouth AfricaSouth KoreaSouth Ossetia (unrecognized state)South SudanSpainSri LankaSt Kitts and NevisSt LuciaSt Vincent and ГренадиныСуданСуринамШвецияШвейцарияСирияТайваньТаджикистанТанзанияТаиландТимор-ЛештиТогоТокелауТонгаПриднестровье (не узнать d штат)Тринидад и ТобагоТунисТунисТурцияТуркменистанОстрова Теркс и КайкосТувалуУгандаУкраинаОбъединенные Арабские ЭмиратыВеликобританияСоединенные Штаты АмерикиУругвайВиргинские острова СШАУзбекистанВануатуВенесуэлаВьетнамУоллис и ФутунаЗападная Сахара (непризнанное государство)ЙеменЗамбияЗимбабве

Minorities & indigenous peoples

الأمازيغ

تونس

البهائيون/ـات

تونس

التونسيّون/ات السود

تونس

المسيحيون/ـات

تونس

اليهود

تونس

Abkhaz — ГрузияАборигены — АвстралияАчехцы — ИндонезияАчоли — УгандаАдиваси — ИндияАдиваси — БангладешАдыги — Российская ФедерацияАфары — ЭфиопияАфары — ЭритреяАфроамериканцы — Соединенные Штаты Америки Африканские и карибские канадцы — КанадаАфро-боливийцы — БоливияАфро-бразильцы — БразилияАфро-чилийцы — ЧилиАфро-колумбийцы — КолумбияАфро-костариканцы — Коста-РикаАфро-кубинцы — КубаАфро-эквадорцы — ЭквадорАфро-гондурасцы — ГондурасАфро-мексиканцы — МексикаАфро-панамцы — ПанамаАфро-перуанцы — ПеруАфро-пуэрториканцы — Пуэрто-РикоАфро-уругвайцы — УругвайАфро-венесуэльцы — ВенесуэлаAhmaddiyas — ПакистанAhmadis -Ahmadisger — EgyptAhmadisger — Япония Аджарцы — Geo rgiaAka — Центральноафриканская Республика Коренные жители Аляски — Соединенные Штаты АмерикиАлавиты — СирияАлавиты — ЛиванАлбанцы — СербияАлбанцы — ГрецияАлбанцы — ИталияАлбанцы — МакедонияАлбанцы — ЧерногорияАлеви — ТурцияЭльзасцы и Лотарингцы — ФранцияАлтай — Российская ФедерацияАмазиги — АлжирАмазиги — ТунисАмазиги — Тунис Андаманские островитяне — Индия ЭфиопияОстанцы — ИталияАрабы и другие американцы Ближнего Востока — Соединенные Штаты АмерикиАрабы — ИранАрара — БразилияАруако — КолумбияАрмяне — ТурцияАрмяне — ИракАрмяне — АзербайджанАрмяне — ГрузияАшанинка — ПеруАмериканцы азиатского происхождения — Соединенные Штаты АмерикиКанадцы азиатского происхождения — КанадаАссирийцы — ТурцияАссирийцы — ИракАвары — Российская ФедерацияАймара — ПеруАйорео — ПарагвайАзери — ИранАзери — ГрузияАзорцы и мадейранцы — Португалия Баака и родственные группы — КамерунБахаи — ЕгипетБахаи — ИранБахаи — БангладешБахаи — ЙеменБахаи — ИракБахаи — ТунисБахаи — ТунисБаконго и d Кабинды — АнголаБалийцы и индусы — ИндонезияБелуджи — ПакистанБелуджи — Афганистан Банабаны — Острова Фиджи Банту — Сомали Баниарванда — Демократическая Республика Конго Барабайг — Танзания Бари и Юкпа — Венесуэла Басарва — Ботсвана Башкиры — Российская Федерация Басонгора — Уганда Баски — Испания Креолы острова КонгоБей — Гондурас Бедуины — Израиль Бежа — Судан Белорусы — Латвия Белорусы и украинцы — Литва Бенадиры — Сомали Берберы — Марокко Бета Израиль — Эфиопия Бидуны — Кувейт Бихарцы — Бангладеш Черные африканцы — МавританияЧерные алжирцы — АлжирЧерные британцы — ВеликобританияЧерные иракцы — ИракЧерные тунисцы — ТунисБоро (бодо) — ИндияБосняки — СербияБосняки — Босния и ГерцеговинаБосняки — ХорватияБосняки — ЧерногорияБосняки — Косово (непризнанное государство)Босняки и мусульмане — СловенияБугенвильцы — Папуа-Новая ГвинеяБретон — ФранцияБуби — Экваториальная ГвинеяБуддисты — Бангл адешБолгароязычные мусульмане (помаки) — БолгарияБолгары — МолдоваБуракумины (народ бураку) — ЯпонияБургенландские и венские венгры — АвстрияБуряты — Российская ФедерацияКакоапера/Какавирас — СальвадорКаферис — ТурцияКарибы — ДоминикаКаталонцы — ИспанияКавказцы — ТурцияЧагосы/Илоисы — МаврикийХалдеи — ИракЧам — КамбоджаЧеченцы — Российская ФедерацияЧин — МьянмаКитайский — ИндонезияКитайский — МалайзияКитайский — ФилиппиныКитайский — ВеликобританияКитайский — ТаиландКитайский — Бруней-ДаруссаламКитайский — КамбоджаКитайский (Хоа) — ВьетнамКитайский панамцы — ПанамаChocó (Embera-Wounan) — ПанамаChrétiens — ТунисХристиане — Шри-ЛанкаХристиане — БангладешХристиане — ИндияХристиане — ИранХристиане — ИорданияХристиане — ПалестинаХристиане -Пакистанские христиане — АлжирХристиане — ТунисХристиане, Армяне и Ассирийцы — СирияЧукчи — Российская ФедерацияЧуваши — Российская ФедерацияЦветные — ЮАРКопты — СуданКопты — ЕгипетКорсиканцы — ФранцияКазаки — Российская Федерация ionКреолы — МаврикийКреолы — НикарагуаКрымские татары — УкраинаХорваты — ИталияХорваты — СловенияХорваты — Босния и ГерцеговинаХорваты — Косово (непризнанное государство)Хорваты Бургенланда — Австрия Далиты — Индия Даниты — Германия Даргины — Российская Федерация ЗимбабвеДоминиканцы — Пуэрто-РикоДоминиканцы Гаитяне — Доминиканская РеспубликаДрузы — ИзраильДрузы — ЛиванДрузы — СирияДусун, Мурут, Кедаян, Ибан, Тутонг, Пенан — Бруней-ДаруссаламАзиаты Восточной Африки — Соединенное КоролевствоВосточные индийцы — Тринидад и ТобагоКанадцы Восточной Европы — КанадаЕгиптяне — АлбанияЭмбера — КолумбияЭфиопские евреи — ИзраильЭтнические вьетнамцы — КамбоджаЭвенки — Российская ФедерацияЭве — ТогоКурды фаили — ИракФарерские острова — ДанияПервые нации — КанадаФлеминги — БельгияФранцузские канадцы — КанадаФризы — НидерландыФризы — ГерманияФриулы — ИталияМех — СуданГагаузы — МолдоваГаличане — ИспанияГарифуна — НикарагуаГарифуна — H ондурасГарифуна (Гаринагу) — БелизНемцы — ПольшаНемцы — КазахстанНемцы — БельгияНемцы Южной Ютландии — ДанияГорани — Косово (непризнанное государство)Грекоязычные — ИталияГреки — АлбанияГуарани — БразилияГуарани / Мбья — АргентинаХадза/Хадзабе — ТанзанияГаитяне — БагамыГаитяне — Доминиканская РеспубликаГаитяне — Соединенные Штаты АмерикиХаратины — Мавритания, хазарейцы, Афганистан, горные районы аймара и кечуа, Боливия, горные народы, Таиланд, горные кечуа, Перу, горцы, Вьетнам, химба, Намибия, индусы, Пакистан, индусы, Бангладеш, уаорани, Эквадор, венгры, Сербия, игбо, Нигерия, имазиген, Ливия, индейцы, Малайзия, индейцы, Южная Африка, индейцы, Сингапур, Коренные народы, Камбоджа, Тайвань, коренные народы, Филиппины.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *