Путаница вокруг Вавилонской башни наконец решена, или В чём секрет знаменитой Библейской истории
Вавилонская башня — одна из самых известных историй в Библии. За прошедшие века было сделано много предположений относительно исторического или литературного происхождения этого повествования. Учёные склоняются к тому, что исторически оно восходит к последним годам правления Первой династии Уруков в древнем Шумере. Согласно 11-й главе Книги Бытия, многие люди поселились на южных равнинах «земли Сеннаар» сразу после потопа. Это земли между реками Тигр и Евфрат. Таким образом, местом действия и фоном рассказа является древняя земля Шумера. Но откуда же взялась сама история?
Нимрод — строитель Вавилонской башни
Нимрод Дэвида Скотта (1832 г.)
Можно спросить, кто правил тогда государством и под чьим покровительством была построена Вавилонская башня. В Книге Бытия есть некоторые подсказки. Точнее в десятой главе, которая предшествует той, в которой рассказывается история Вавилонской башни. Глава 10 содержит генеалогию потомков героя потопа Ноя. Одним из самых значительных людей, упомянутых в этой генеалогии, является прославленный и известный Нимрод, правнук Ноя, происходивший из второго поколения после потопа. Он и был тем великим правителем Вавилона, того самого города, который связан с рассказом об одноимённой башне.
В Вавилоне начали возводиться большие здания, предполагающие централизованное управление. Храм Эриду, последний Убайд.
Вавилон и путаница
История о Вавилонской башне — одна из самых известных в Библии. Её можно даже считать культовым текстом, известным не только своим фактическим содержанием. Ведь история несёт в себе множество скрытых смыслов. Если внимательно перечитать Библейские стихи, которые повествуют об этом, можно заметить весьма много очень любопытных вещей.
1 На всей земле был один язык и одни и те же слова. 2 Двинувшись с востока, они пришли на равнину в земле Сеннаар и поселились там. 3 И они сказали друг другу: «Пойдём, сделаем кирпичи и обожжём их хорошенько». И у них был кирпич вместо камня и битум вместо раствора. 4 И сказали они: построим себе город и башню, высотою до небес, и сделаем себе имя; иначе мы будем рассеяны по лицу всей земли». 5 Господь сошёл посмотреть город и башню, которые построили люди. 6 И сказал Господь: вот, один народ, и один у всех язык; и это только начало того, что они будут делать; ничто из того, что они собираются сделать, теперь не будет для них невозможным. 7 Сойдём же и смешаем там язык их так, что один не поймёт речи другого. 8 И рассеял их Господь оттуда по всей земле, и они перестали строить город. 9 Посему он и назван Вавилоном, потому что там смешал Господь язык всей земли; и оттуда рассеял их Господь по всей земле.
Рисунок Вавилонской башни.
Интересно, что слово «Вавилон» означает «путаница». То, что история очень чётко построена и хорошо продумана, видно в любом переводе. Например, люди повторяют «пойдём» два раза, а Бог говорит один раз. Это равновесие, больше похожее на дисбаланс, говорит о том, что слова Господа решающи. Он не повторяет два раза. Говорит и делает. Усиливает впечатление очевидный страх людей перед рассеянием. В конце концов, именно это и происходит. Также весьма иронично звучит «башня до небес» в контексте того, что Бог спустился, чтобы посмотреть на неё. Несмотря на эти литературные особенности и высокий уровень литературного мастерства в рассказе, многое остается недосказанным.
ЧИТАТЬ ТАКЖЕ: Каким было самое первое имя в истории человечества, написанное шумерами на табличке
В этом отношении история напоминает другие библейские повествования, которые часто довольно скудны в повествовательных деталях. История о Вавилонской башне полна пробелов — заметных пробелов в важной информации. В ней не говорится, что конкретно не так с городом и башней, что так сильно обеспокоило Бога. Совершенно очевидно, что не высота, раз ему пришлось спуститься. Тем не менее, несмотря на это, Бог сразу же заявляет, что этот строительный проект является началом чего-то явно угрожающего (стих 6). Что-то явно не так с башней или, скорее, с городом (стих 8), но никто не понимает толком, что именно.
Гордыня? Грех? Жестокость? Высокомерие?
Так что же было не так
Подобные пробелы есть во всей Библии. В ней очень много недосказанных вещей. Только очень внимательный читатель может их выявить и заполнить смыслом. История о Вавилонской башне не является исключением. Хоть в повествовании и не говорится прямо в чём проблема, это не помешало её найти. Например, в Ветхозаветном апокрифе, Книге Юбилеев, написано, что люди строили башню, чтобы «взойти по ней на небо» (Юб. 10:19). Другой апокриф — Книга Варуха идёт ещё дальше и говорит, что люди не только хотели взойти на небо, но и хотели пронзить его. Другими словами начать войну против неба и Бога. Подобные толкования можно найти в Вавилонском Талмуде, в трудах Филона Александрийского и в одном из очень древних арамейских переводов Книги Бытия.
Апокрифы часто готовы рассказать больше.
Такие интерпретации не являются чем-то диковинным. Ранние толкователи тоже строили свои умозаключения на Библейских текстах. Поэтому война с Небесами вполне может быть причиной, так как нечто подобное описано в истории Нимрода. Он же по истории из того Бытия был человеком гордым, высокомерным и грешным. Не чужды ему были зло и коварство. Легенды говорят о нём как о великане, который не был покорен Богу. Именно ему и принадлежит, согласно апокрифам, идея о строительстве башни «до неба» и «штурма небес».
ЧИТАТЬ ТАКЖЕ: Что зашифровали древнеперсидсике цари в двух табличках на скале: Древняя легендарная Книга Сокровищ
Такая расшифровка весьма похожа на правду, но есть и другие толкования. Божий суд и кара указывают, что проблема была. И состояла она косвенно в том, что в тексте есть намёк на человеческую гордыню. Там звучит, что люди хотели «сделать себе имя». Хотя далее Библия неоднократно рассказывает о героях, которые сделали себе имя. То есть сказать, что такое желание — это однозначно плохо, нельзя. Второй момент истории связан со страхом. Бог приказал рассеяться по всему лицу Земли, но люди этого не хотят. Более того, их это невероятно пугает. Тут нет места гордыне и высокомерию, человечество притаилось, боясь нового большого мира. Какой тут штурм небес ещё! И тут опять возникает вопрос: а что же тут греховного тогда?
Чего хотели люди.
Объяснение довольно простое по словам специалистов — это не наказание. Бог просто позволил выполнить людям то, что Он им завещал делать. То есть рассеяние — это не суды Божии, а его помощь. Лишение людей страха. Он смешал языки, и люди перестали друг друга понимать. Волей-неволей человечество рассеялось по лицу Земли. Дело сделано.
Возможно, руины Вавилонской башни.
Почему люди разные и это хорошо
Любопытно, что историю о Вавилонской башне можно рассматривать в свете призыва к разнообразию. Люди получили новые языки, рассеялись, стали абсолютно разными народами. Бог желает, чтобы люди были едины в каких-то вопросах и приветствует их различия в других. Все люди разные по внешним признакам, языку, вкусам и политическим предпочтениям, но как это не избито звучит — все они братья согласно Библии. Бог хочет, чтобы человечество было братолюбиво, чтобы каждый уважал другого. Поэтому не столь существенно, нашли останки этой пресловутой Вавилонской башни или нет. Где это было, когда это было… Посыл один: люди должны всегда оставаться людьми.
Если вас интересует древняя история, прочтите другую нашу статью о том, чем прославилась легендарная царица Семирамида — мать царя, который построил Вавилонскую башню.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Нравится
Откуда появилось библейское предание о Вавилонской башне: Зиккурат Этеменанки
Многие знают библейскую притчу о Вавилонской башне, которую люди стали возводить после всемирного потопа. Жители Вавилона мечтали построить «лестницу в небеса», чтобы иметь возможность напрямую разговаривать с Богом. Согласно Святому Писанию, разгневанный этим грубым вторжением Всевышний разделил людей на разные языки, и они, не сумевшие найти взаимопонимания, так и не смогли завершить начатое. Легенда легендой, но в ней скрыт немалый исторический контекст, ведь вавилоняне в самом деле построили башню «высотой до небес». Зиккурат Этеменанки представлял поистине исполинскую «лестницу», ведущую прямиком в облака.
Кто и когда начал возводить зиккураты и почему они были так популярны у древних
Традиционный зиккурат.
Зиккураты (от аккадск. sigguratu – «вершина») были культовыми сооружениями в древней Месопотамии и Эламе. Первые такие башни в виде примитивных ступенчатых террас появились в конце IV тысячелетия до н. э. в аллювиальных долинах рек Тигр и Евфрат. Активное строительство зиккуратов в Месопотамии можно проследить до конца Нововавилонского периода, т. е. до 6 в. н. э. Зиккураты не раз меняли облик за всю тысячелетнюю историю, но в любом из них являлись предметом гордости древних правителей.
Зиккурат, как следует из названия, представляет собой искусственную возвышенность, сооружённую по типу шумерских святилищ, которые были разрушены во время захвата Месопотамии кочевыми народами.
Первые зиккураты – гигантские сооружения с наклонными монолитными стенами, за исключением дренажных каналов и небольшого храма на вершине. Фундамент здания возводился из глины или глиняных кирпичей, дополнительно укреплённых пластами тростника или битумом. Снаружи строение ограждалось валом из обожжённого кирпича.
Зиккураты — удивительное величие древности.
Зачастую зиккураты имели квадратную или прямоугольную форму, а украшали их высокие узкие ниши, расположенные параллельно друг другу. С 2250 года до н. э. цари III династии Ура ввели в архитектурное искусство моду на зиккураты из нескольких террас, размер которых постепенно уменьшался в зависимости от высоты. В помещения вели лестницы, одна из которых находилась спереди, а другие шли вдоль боковых стен.
Количество уровней могло варьироваться. Шумерский традиционный зиккурат состоял из трёх ступеней, каждая из которых соответствовала самому почитаемому богу – Энлилю, Энки и Ану. Вавилоняне строили семиярусные храмы, что символизировало известные им небесные тела: Сатурн, Юпитер, Марс, Солнце, Венеру, Меркурий и Луну.
Месопотамские зиккураты по форме и функциям были похожи на храмы майя и ацтеков. Аналогичные постройки можно найти и в Европе, например, зиккуратам Сардинии в Италии около 5500 лет, а Канчо Роано в Испании – один из немногих сохранившихся образцов цивилизации Тартесса.
ЧИТАТЬ ТАКЖЕ: Что зашифровал Брейгель на картине «Вавилонская башня», ставшей символом разобщенности единого народа
Чем знаменит храмовый комплекс Этеменнигуру в Уре
Зиккурат Этеменнигуру – одно из величайших творений человечества.
Самым известным храмовым комплексом историки называют зиккурат Этеменигуль в Уре. Основанный в IV тыс. до н. э., Ур является одним из древнейших городов Месопотамии (территория нынешнего Ирака). Здесь с большим размахом велось строительство великолепных дворцов, площадей и храмов. Внешний вид Ура отражал величие шумерской цивилизации.
Зиккурат Этеменнигуру был построен около 2047 года до н. э. Высота здания составляла около 20 м, под ним находилась трёхэтажная платформа. Поскольку террасы были обильно засажены растительностью, инженеры предусмотрели дренажную систему. В первой половине XX века зиккурат исследовал известный археолог Чарльз Леонард Вулли, который руководил раскопками в Уре с 1922 года. Помимо зиккурата, он также обнаружил царские гробницы и штандарт Уры – декоративное панно, изображающее сцены быта и военных действий.
Зиккурат Этеменанки – прототип Вавилонской башни?
Зиккурат Этеменанки – предполагаемый прототип Вавилонской башни.
В Вавилоне находился зиккурат Этеменанки, который, как считается, был прототипом Вавилонской башни. Название исполинского строения из библейского предания переводится как «дом основания Неба и Земли».
При взгляде снизу зиккурат Этеменанки действительно выглядел как лестница, уходящая в облака. Он представлял собой огромную семиэтажную глиняную пирамиду, которая поднималась ввысь на 91 м с главной девятиметровой лестницей в ширину. Этеменанки, как и её библейская «сестра», строилась с главной целью – подняться в обитель богов. Эта башня появилась на месте, которое вавилоняне считали абсолютным центром Вселенной.
В отличие от сюжета библейской притчи, по которому Вавилонская башня осталась недостроенной, строительство Этеменанки было завершено. Верхняя терраса Этеменанки служила неким «номером в мотеле для богов». На этаже располагались великолепные спальни с золотыми ложами, подписанными именами богов, которые должны были там гостить. Комнаты были подготовлены с непристойной роскошью, но оставались совершенно пустыми в ожидании богов Света, Воды и т. п.
Древние зиккураты возводились не один год, ведь каждой детали уделялось особое внимание.
Помимо прямого предназначения, башня также использовалась вавилонскими астрономами, которые наблюдали за небом, исследуя его. Благодаря Этеменанки у вавилонян появилась исключительная возможность изучить траекторию звёзд. Они наблюдали Венеру уже в XVII в. до н. э., в VIII в. до н. э. составили каталог звёзд, а к VII в. до н. э. вавилонские астрономы с лёгкостью предсказывали затмения.
ЧИТАТЬ ТАКЖЕ: Зачем масон-миллионер превратил ферму во дворец и что из этого вышло
Впрочем, на протяжении всей истории своего существования Этеменанки пролежала в руинах. За время столетнего строительства башня практически всегда пребывала в аварийном состоянии, да и после возведения простояла недолго. Она разрушалась множество раз. После завоевания Александром Македонским Персии великий полководец намеревался восстановить зиккурат, но так и не воплотил свои идеи в жизнь. Останки башни удалось обнаружить лишь спустя 2000 лет.
Современные археологи только подтвердили свои догадки о том, что башня Этеменанки существовала в действительности. Они определили, что зиккурат находится в Дур-Куригалзу – столице Касситского государства, он был построен примерно в XV в. до н. э. Сегодня никто не сомневается в том, что именно так и выглядела та самая Вавилонская башня.
Какую идею вкладывали в зиккураты вавилоняне
Для вавилонских царей зиккураты были признаком достатка и единения с богами.
В идеальной месопотамской модели зиккурат служил сооружением, завершающим и визуально повторяющим общую композицию архитектурно-пространственной среды. Его форма была задумана как отражение господствующих эстетических идей и художественных образов.
Стремление человека к небу, выраженное в сжатых формах, таких как зиккурат, вероятно, восходит к более древним традициям и, возможно, было унаследовано народами, жившими в горах Азии и нагорьях Ирана до того, как они поселились на территории Южной Месопотамии. Как и многие древние горные племена, они приносили жертвы богам на горах.
Шумеры возводили зиккураты на небольшой высоте, а на их отвесных вершинах строили храмы для своих богов. Этот акт отражал стремление человека преобразовать окружающий мир в соответствии с собственными представлениями и эстетическими идеалами. Здесь восприятие драматического пространства сочеталось с мифическим ощущением близости к богам.
Функциональное назначение зиккурата нельзя свести к узкой утилитарной цели. Однако его роль в формировании существующей социальной структуры безусловна. Впрочем, из-за «бронзового коллапса» в XII веке до н. э. человеческая цивилизация была отброшена на столетия назад.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Нравится
Что Вавилонская башня означает для нас сегодня?
- Блог ZA
- 31 октября 2016 г.
- Делиться Твиттер Фейсбук
Категории Ветхий Завет
Бытие 11:4 оживает, когда мы понимаем более глубокий культурный контекст первых читателей и слушателей Библии.
Город с башней. В ландшафте ранних месопотамских городов доминировала одна единственная архитектурная особенность: башни, известные как зиккураты. На самом раннем этапе урбанизации город не был рассчитан на частный сектор. Люди не жили в городе. Вместо этого он состоял из общественных зданий, таких как административные здания и зернохранилища, которые в основном были связаны с храмом. Следовательно, город был, по сути, храмовым комплексом.
Достигает небес. В месопотамской литературе почти каждое появление выражения, описывающего здание «главой в небеса», относится к храму с зиккуратом. Именно этот язык, наряду с указанием на то, что Бог «сошел» (стих 5), дает текстуальное подтверждение того, что башня является зиккуратом. Это было бы понятно древнему читателю. В соответствии с отрицательными результатами проекта здесь читатель Бытия найдет несколько замечательных предзнаменований в серии Шумма Алу: «Если город поднимет голову свою до средины неба, тот город будет покинут» (1.
15). ), и «Если город возвысится, как вершина горы, до средины неба, тот город обратится в руины» (1.16). Тем не менее месопотамские города регулярно строились на возвышенностях, а храмы располагались на самых высоких местах. Формулировка этих предзнаменований, понимаемая в контексте серии предзнаменований, по сути, означает превышение естественных границ в том смысле, что город может перехитрить себя, чтобы соперничать со священными сооружениями и, таким образом, вызвать собственное разрушение.Сделайте себе имя. Древний мир придавал огромное значение чувству преемственности от одного поколения к другому. В некоторых культурах постоянный комфорт человека в загробной жизни зависел от заботы потомков на земле живых. Детали часто включали поминальные трапезы и различные регулярные погребальные обряды, но, что более важно для этого отрывка, они давали возможность произнести имя умершего. Существует непрерывная жизнь и жизненная сила, пока о нем помнят. Возведение памятников также может способствовать желаемому конечному результату, равно как и достижения и приключения разного рода. Важным моментом здесь является то, что желание сделать себе имя в древнем мире является общим для всех. Чем больше людей помнят его имя, тем безопаснее его существование в загробной жизни. Хотя в желании быть упомянутым нет ничего изначально злого или греховного (например, Бог обещает «возвеличить имя твое» Аврааму в Бытие 12:2 и Давиду во 2 Царств 7:9).), это желание может стать навязчивым или мотивировать злое или греховное поведение.
Рассеянный. Боязнь рассеяния напрямую связана (как синтаксически, так и концептуально) с ранее высказанным желанием сделать себе имя. Память проходит в окрестностях могильника. Потомки, которые уходят (как это делает Авраам в главе 12), разрывают узы преемственности между прошлым и настоящим. Хотя некоторые рассматривали это желание не рассеиваться как непослушание благословению в 1:28, следует признать, что благословение относится не к рассеянию, а только к наполнению — совершенно разные вещи. Бог рассеял их не потому, что им было неправильно быть вместе, а потому, что их желание сохранить преемственность побуждало их прибегать к ошибочным стратегиям.
Нарисовано из Учебной Библии NIV Cultural Backgrounds, с примечаниями доктора Джона Х. Уолтона в Ветхом Завете и доктора Крейга С. Кинера в Новом Завете.
Получите сегодня:
Блог ZA
Книги и статьи, которые подготовят вас к глубокому библейскому мышлению и служению.
Следующий пост
Неделя Реформации Распродажа электронных книг! Хортон, Келлер, Грудем и другие
Неделя Реформации Распродажа электронных книг! Хортон, Келлер, Грудем и другие Если у Реформации и есть день рождения, то это 31 октября. Сегодня в 1517 году местный немецкий монах отправил архиепископу документ…
Ваша форма не может быть отправлена. Пожалуйста, проверьте ошибки и отправьте повторно.
Спасибо!
Регистрация завершена.
Подписаться на блог Получите экспертные комментарии о библейских языках, свежие исследования в области богословия, отобранные отрывки из книг, авторские видеоролики и информацию о распродажах, ограниченных по времени.
Адрес электронной почты
Предоставляя свой адрес электронной почты, вы понимаете, что будете получать электронные сообщения от HarperCollins Christian Publishing (501 Nelson Place, Nashville, TN 37214 USA) с информацией о продуктах и услугах HCCP и ее филиалов. Вы можете отказаться от подписки на эти сообщения электронной почты в любое время. Если у вас есть какие-либо вопросы, ознакомьтесь с нашей Политикой конфиденциальности или напишите нам по адресу [email protected].
Вы строите современную Вавилонскую башню?
В Бытие 11 нам дается историческая запись о древнем строительном проекте, организованном мигрантами на равнинах Сеннаара. Вероятно, они находились в районе современного Багдада и намеревались построить башню «с вершиной в небесах…». Их доводы были ясны: во-первых, они хотели сделать себе имя. Они воображали, что эта башня станет настоящим достижением. Люди со всего мира приезжали посмотреть на его величие. Во-вторых, они надеялись осесть в одном месте, а не разбредаться по миру. В контексте Бытия это фактически было актом непослушания. Ранее Бог повелел Ною и его потомству размножаться на земле (Быт. 9).:7), но у «вавиловцев» были другие планы.
Из этого инцидента можно многому научиться. Бог отвечает на усилия по строительству, проклиная весь проект. Бытие 11:5 должно поразить нас иронией: «И сошел Господь посмотреть город и башню. » Это как если бы Моисей (написавший Бытие) доносил, что величайшие памятники человека подобны муравейникам для ГОСПОДА. Он должен наклониться и взять свое небесное увеличительное стекло, как бы щурясь, чтобы увидеть усилия человека достичь неба с помощью человеческой мудрости и мужества. Вся сцена учит нас тому, что мы не можем построить себе путь на небеса, но это не мешает людям пытаться. Сегодня люди используют два подхода к «восстановлению Вавилона»: атеистический подход и религиозный подход. Оба бесполезны.
Атеистический подходПомимо Бога, если люди собираются «достичь небес», им придется полагаться на технологии, науку и медицину. Последние полтора года пролили свет на то, как сильно мы возлагаем наши надежды на эти вещи. Конечно, технологии, наука и медицина — все это прекрасно! Но если относиться к ним как к кирпичикам, с помощью которых мы собираемся восходить к вершинам, то вскоре нас ждет разочарование. Однако это не остановило некоторых атеистов от попыток. Подумайте о том, что написал один популярный оксфордский атеист и историк всего несколько лет назад:0011
Наши недавние достижения теперь подталкивают человечество ставить перед собой еще более смелые цели. Достигнув беспрецедентного уровня процветания, здоровья и гармонии, а также учитывая наши прошлые достижения и наши нынешние ценности, следующими целями человечества, вероятно, станут бессмертие, счастье и божественность. Сократив смертность от голода, болезней и насилия, мы теперь будем стремиться преодолеть старость и даже саму смерть. Спасая людей от ужасных страданий, мы теперь будем стремиться сделать их действительно счастливыми. И подняв человечество над чудовищным уровнем борьбы за выживание, мы теперь будем стремиться сделать людей богами и превратить Homo sapiens в Homo Deus. 1
Конечно, все, что нужно, это что-то вроде всемирной пандемии, унесшей жизни более четырех миллионов человек, чтобы поставить этот оптимизм под сомнение. Даже этому писателю пришлось столкнуться с присутствием Covid-19, объясняя огромные потери главным образом политическими неудачами. И в том-то и дело, что даже если мы можем лечить болезни, мы не можем вылечить человеческое сердце. Человеческая неудача, жадность, жажда власти — грех — всегда будут рушить Вавилонскую обитель атеистов. Когда мы думаем, что наши научные и медицинские достижения вознесут нас на небеса, мы сталкиваемся с проблемой эгоистичных людей. Наука до сих пор не нашла лекарства от этого.
Религиозный подходНесколько лет назад мы с женой смотрели документальный фильм о политике одного ребенка в Китае под названием One Child Nation . Это было отрезвляюще и душераздирающе. Документальный фильм описывает период в истории Китая, когда правительство практиковало принудительные аборты и стерилизацию, чтобы матери не рожали более одного ребенка.
Кадр из документального фильма остался со мной. Врач на пенсии, проработавшая на китайское правительство в течение двух десятилетий, описала чувство вины, которое она испытывала после проведения десятков тысяч абортов и стерилизации за этот период. Она утверждала, что старый монах однажды сказал ей, что если она посвятит свою жизнь помощи семьям в зачатии детей вместо того, чтобы делать аборты, она сможет заплатить за десятки тысяч детей, которые были абортированы ее руками. В какой-то момент она говорит женщине, которая брала у нее интервью: «Я хочу искупить свои грехи». И она начинает перечислять свои благотворительные взносы.
Разговор был трагическим, потому что было видно, что женщина, охваченная горем, надеялась проложить себе путь обратно к милости небес. К сожалению, это бремя часто ложится и на тех, кто исповедует христианство. Опрос 2020 года, проведенный American Worldview Inventory , показал, что почти половина евангелистов считают, что «человек может претендовать на небеса, будучи или делая добро». Это число подскочило до 70% для католиков.
Возможно, мы не обращаемся к науке и технологиям, чтобы построить свой путь на небеса, но многие строят из кирпичиков благотворительных дел. Добрые дела хорошо , и Бог зовет вас к ним, но если вы думаете, что именно с их помощью вы собираетесь достичь небес, вы скоро поймете, что ваши усилия не поднимут вас выше Вавилонской башни.
Приближение Бога Небесная надежда не схвачена человеческой силой. Вместо