Великая Лавра
Содержание
• Исторические сведения
• Монастырский комплекс
• Святыни
• 10 фактов о Великой Лавре
Исторические сведения
Великая Лавра Афанасия Афонского является древнейшим и самым большим монастырем на Святой Горе. Название «Лавра» — означает монастырь с большим количеством монахов. Обитель расположена на высоте 40 метров над уровнем моря, на каменистой местности, на юго – востоке плавно спускающегося к морю афонского полуострова, на месте существования одного из политеистических поселений «Акрофои». На расстоянии 10 минут пешего перехода от монастыря, сохранились незначительные каменные фрагменты языческого прошлого этих мест.
Как и много столетий назад рядом с монастырем располагаются оливковые сады, виноградники и прочая растительность покрывающая пустынность этого места, придавая ему особый вид. Монастырю принадлежит самое большая территория на Святой Горе куда входит вся южная часть полуострова с вершиной Афона. Говорят, — в хорошую погоду через подзорную трубу, остюда можно увидеть побережье Дарданельского пролива.
Обитель построена преобразователем монашества на Афоне преподобным и богоносным Афанасием Афонским (930-1000) в годы императорства Никифора 2-го Фоки, который был его другом и духовным чадом. Их знакомство состоялось в одной обители, в Вифинии, где игуменом был Михаил Малеин (дядя Фоки), там Афанасий подвизался до прихода на Святую Гору. Со временем узнав, что игумен желает поставить его настоятелем после себя, он тайно ушел на Афон и подвизался под руководством одного из святогорских отшельников.
На месте где впоследствии появилась Велика Лавра, до прибытия Афанасия, вероятно подвизался греческий полководец Петр. В начале 9 в. он попал в плен к Персам, и по преданию был освобожден чудесным заступничеством свт. Николая. После принятия пострига в Риме, желая найти место для подвигов Петр направился на Афон, где провел в пустынножительстве 53 года. В 50-х годах 10 в. на этом месте поселился прп. Афанасий.
Вид на трапезную монастыря — одна из древнейший на Святой Горе
Никифор Фока узнав об уходе друга опечалился, и со временем нашел его на Афонской горе. Он предложил Афанасию основать обитель предоставив средства для ее возведения. Первая келлия с церковью в честь Предтечи Господня Иоанна была небольшой, затем построили соборный храм и прочие корпуса; но ему не пришлось видеть в стенах обители своего друга, по причине избрания его византийским императором правление которого продлилось не долго.
Следующим императором после кончины Фоки стал, — Иоанн Цимисхий. Он много помогал монастырю, оградил его большой стеной с башнями (одну из них так и называют «Башня Цимисхия») и предоставил большие средства на развитие и поддержание обители. Периодом основания Лавры согласно славянским и греческим источникам считается 961-963 гг.
Святогорские иноки поначалу отрицательно отнеслись к желанию Афанасия возвести большой монастырь, потому что в то время на Святой Горе был только идиоритмический устав монашеской жизни, и даже были жалобы в Константинополь на Афанасия. Тогда император пригласил Афанасия, и убедившись в его высоких нравственных качествах, наградил и принял участие в строительстве монастыря. Когда Афанасий возвратился обратно с богатыми дарами, святогорцы раскаявшись в своем заблуждении просили у него прощения.
При св. Афанасии Лавра стала известным на Афоне монастырем и, когда по ее примеру стали появляться другие большие обители, она по чести и древности занимала среди них первенствующее место. После кончины св. Афанасия, Лавре покровительствовали греческие цари, сделав ее одной из самых развитых обителей на Афоне.
Усыпальницы 3 вселенских патриархов: Анфима, Дионисия и Иеремии.
В монастыре находится одна из лучших бибилиотек на Святой Горе, где хранится множество старинных рукописей и древних книг. В ризнице находится много ценностей представляющих интерес для ученых и археологов, например славянское Евангелие весом более 16 кг., изданное в 1758 г. при Елизавете Петровне, Устав св. Афанасия, написанный его учеником Антонием.
От монастыря на запад – дорога, ведет на вершину Афонской горы, а на восток в центральную часть монашеской республики – Карею. По дороге из Молдавского скита в Лавру находится еще одна церковь устроенная прп. Афанасием в честь свв. Косьмы и Дамиана. На территории Великой Лавры располагаются множество пустынных келлий и калив, а также 3 принадлежащие ей скита.
С правой стороны от трапезной расположены 3 гробницы, где почивают благодетели Лавры – 3 вселенских патриарха: Анфим, Дионисий и Иеремия.
Монастырский комплекс
Кафоликон посвящен Благовещению Богородицы и находится вблизи восточной стены монастыря; построен из серого камня с тремя главами и как сообщают источники нач. 20 в. «выкрашен в темно-красный цвет» (современная палитра фасада не изменилась). Красивая паперть из легкой колоннады, построена в 1814 г. ведет в притвор храма, также преобразовавшийся в светлый и просторный. При его перестройке пришлось разобрать древнюю келейную церковь, библиотеку и саму келлию, где на каменном полу оставались следы коленопреклонений св. Афанасия.
К притвору примыкают 2 маленькие церкви, в одной из которых (в честь 40 севастийских мучеников) находится рака с мощами св. Афанасия, с изображением его лика на верхней плите.
Внутри храм имеет крестообразную форму с большим куполом на 4-х массивных устоях. В куполе 16 окон, всего в храме 37 колон, 12 врат, и более 70 окон. Росписи храма относятся к 1543 г.; часть стен обложена голубыми фаянсовыми плитами.
Соборный храм монастыря и древнейших на Афоне фиал водосвятия
Напротив соборного храма как и в большинстве афонских монастырей расположена большая трапезная, имеющая крестообразную форму. В ней 25 столов – треугольных, четырехугольных и круглых, высеченых из лучшего мрамора. Стены трапезной расписаны живописью.
Между соборным храмом и трапезной — мраморный фиал водосвятия с чашей большого размера, считается самым древним на Святой Горе.
Во времена расцвета в Лавре насчитывалось до 20 действующих церквей. При входе во внутренний двор монастыря через северные врата, располагается большая церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы, с почитаемой на Афоне иконой «Кукузелиса». Она получившей такое название потому, что перед ней пел акафисты св. Иоанн Кукузел, которому однажны явилась Богородицы и вручила златницу (червонец), в настоящее время утраченную. За алтарной частью собора отдельно устроена церковь в честь св. Михаила Синадского. Вне монастырского двора находится общая усыпальница с церковью святых апостолов Петра и Павла.
Церковь святого Михаила Синадского
Святыни
В обители хранится часть Честного Креста Господня — дар Никифора Фоки св. Афанасию. Крест в киоте украшен смальтой и драгоценными камнями, а так же меньшие части Креста помещенные в ларцы. В Лавре хранится большой, тяжелый нагрудной крест св. Афанасия Афонского, который он носил на шее. Внутри креста находястя частички мощей с воскомастикой.
В монастыре есть главы святых: свт. Василия Великого и вмч. Александра Пиднского (дары Никофора Фоки), честная глава св. Михаила епископа Синадского, честная глава вмч. Евстратия, часть руки свт. Иоанна Златоуста (дар Василия 2-го Болгаробойцы брата Константина 8 — го), честная глава св. Григория, просв. Вел. Армении. В обители также есть главы и мощи: св. Иоанна Кукузела, св. Григория Доместика, св. Нила Мироточивого.
Среди других святынь части мощей новомуч. Акакия Кавсокаливита, Прокопия, Артемия, Феодора, ап. Андрея Первозванного, ап. Луки, Первомученика Стефана, Иоанна Крестителя, Игнатия Богоносца, Патриарха Александрийского Иоанна Милостивого, Антипы, Кирика, Никиты, Елевферия, Иоанна Русского, Нектария, сщмч. Фоки, Пантелеимона, Константина и Елены, Андроника, Сампсона Странноприимца, Харлампия, Анаргирона, Евставфия, Акиндина, Мины, Ермолая, Якинфа, Стефана Нового, Андрея Критсткого, Даниила Столпника, Феодосия, Евфимия, Евдокима, Нимфодоры, Минодоры, Иулиты, Параскевы, Феклы, Фотинии, Марины, Анастасии. В обители, за святость жизни прославлены 7 иноков.
Среди икон особенно замечательны: Спасителя и Пресвятой Богородицы подаренные в средние века императором Андроником Палеологом, а также икона св. Афанасия, Богородицы «Экономисса» и множество даров ктиторов монастыря.
Внутренний интерьер соборного храма монастыря
Монастырь Великой Лавры: история и современность
Монастырь Великой Лавры является крупнейшим в Афоне и самым древним: ему уже больше тысячи лет. Он был основан в 963 г. монахом Афанасием, который пришел в эти места с Олимпа Вифинского. Это один из самых почитаемых местных святых, и ежегодно 5 июля служители монастыря отмечают Успение св. Афанасия Афонского.
История монастыря
Сначала была построена стена в виде прямоугольника, а затем внутри возвели собор и келейные помещения. Строительство велось при финансовой поддержке императора Никифора, по идее которого Афанасий и отправился на Афон для основания обители. Император оплачивал и все нужды первых монахов Лавры, а также отдал в ее владение несколько близлежащих подворий, чтобы быстрее наладить хозяйство монастыря. Позаботился Никифор и о перевозке нескольких православных реликвий в новый собор.
После смерти Никифора на византийский трон взошел новый император, Иоанн Цимисхий, который, тоже будучи в хороших отношениях с настоятелем, в два раза увеличил расходы на содержание Лавры.
Эпоха благоденствия Лавры продолжалась до первой половины XIV века, когда на византийские территории стали нападать берберские пираты. Жизнь в монастыре стала постепенно замирать, и к началу XVII века там насчитывалось всего несколько монахов (5 или 6 по разным данным) вместо семисот, живших в обители в XI веке. Однако в 1655 году Лавру посетил патриарх Дионисий. Он распорядился выделить монастырю материальную помощь, отдав на это и все свои средства.
Новые властители этих мест, османы, не стали трогать обитель, которая в относительном спокойствии дожила до наших дней, причем не без помощи знатных православных покровителей: Лавре в свое время помогали и князья придунайских земель, и русские монархи.
Современная Лавра: собор и часовни
Сейчас на территории монастыря расположены собор, 17 часовен и хозяйственные постройки. А самая высокая точка – башня Цимисхия, того самого императора, который заложил традицию покровительства Лавре со стороны византийских монархов. Главный вход имеет портик с 4 колоннами, а с другой стороны есть еще один вход для служителей. Разумеется, постройки дошли до нас не в первозданном виде: они были перестроены в разные годы (даты реконструкции высечены на самих зданиях).
Главным зданием Лавры является собор, который послужил образцом для всех остальных афонских храмов, возведенных позже. В его конструкции четыре колонны, а по бокам расположены две часовни. Святой Афанасий, основатель монастыря, посвятил новый собор Благовещению Богородицы. Особую ценность представляют фрески храма, которые были созданы замечательным греческим живописцем Феофаном, прибывшим для этого с Крита в 1535 году.
Отметим и храмовые часовни: первая знаменита тем, что в ней находятся мощи св. Афанасия, а также дорогие каждому православному человеку иконы – Христа и Богородицы, написанные средневековыми иконописцами. В другой же сохранились в первозданном виде фрески еще одного выдающегося живописца – Ф. Кателана, который расписывал собор в 1560 году. Росписи Кателана в другой часовне до наших дней не дошли, поскольку часовня была заново расписана в середине XIX века.
Также на территории монастыря есть еще пятнадцать часовен, одна из которых (св. Георгия) тоже была расписана талантливыми мастерами. А в часовне св. Афанасия бережно хранятся жезл и крест основателя монастыря. Рядом с главным входом расположен фиал водосвятия, крупнейший на всем Афоне. Фиал окружают колонны и скульптурные композиции, а неподалеку продолжает расти величественный кипарис. По преданию, его посадил сам Афанасий, то есть этому дереву, вполне вероятно, уже более тысячи лет.
Другие строения
Паломники, которые уже посещали Великую Лавру, знают, что ценнейшие предметы искусства хранятся не только в соборе и часовнях. Трапезную украшают десятки картин, написанных старыми критскими художниками по библейским мотивам. Кроме того, там же можно полюбоваться и портретами знаменитых древнегреческих философов.
В монастырской ризнице вы увидите саккос и венец императора Никифора, который мечтал когда-то сам стать монахом и уйти в новый монастырь. Также в ризнице хранятся другие средневековые реликвии. Еще одним обязательным для посещения местом является монастырская библиотека. Здесь собрана богатейшая коллекция древних фолиантов: есть даже пергаментные свитки.
За пределами Лавры
Монастырь владеет тремя скитами, самым известным из которых является скит св. Анны. Скит знаменит хранящейся там реликвией, ногой св. Анны, матери Богородицы. В местной библиотеке хранятся около сотни средневековых книг. Есть библиотека и в Кавсокаливском ските, а скит Иоанна Предтечи называют румынским, поскольку почти все местные монахи – выходцы из этого балканского государства. Другие монашеские поселения находятся в Пустыни, и добраться до них трудно, поскольку они расположены прямо в скалах. Там проживают иноки-отшельники, полностью посвятившие себя молитве.
Паломничество на Афон
Паломническая служба «Товия» организует морские путешествия на Афон. Это единственный способ добраться туда, а мы предлагаем сделать это на комфортабельном теплоходе. Во время поездки вас будет сопровождать православный гид, прекрасно знакомый с историей этих мест.
На главную
Святыни и монастыри Афона: Великая Лавра
Великая Лавра
Осн. в 963 г., престольный праздник 5/18 июля,
в день преп. Афанасия Афонского.Игумен: архим. Филипп.
Тел. (30-377) 22586, 23760. Факс (30-377) 23761-2.
Великая Лавра
Монастырь Великой Лавры, первый и самый большой из афонских монастырей, построен на площадке скалы в месте, где полуостров оканчивается и Афон плавно спускается к морю, образуя множество зеленых холмов.Монастырь находится на незначительном расстоянии (около 20 минут ходу) от побережья, где расположена его пристань, и отмечает праздник Успения Святого Афанасия Афонского 5 июля.
Другие названия монастыря, упоминаемые в более ранних документах, – «Лавра Чернооблаченных», «Лавра кира Афанасия», «Лавра Святого Афанасия», «Большая Лавра» и просто «Лавра», что означает в данном случае многолюдный монастырь.
Основание монастыря совпадает с систематизацией монашества на Афоне, имевшей место после периода неорганизованной жизни святогорских отшельников. Основатель Лавры – мудрый монах-реформатор Афанасий, бывший прежде монахом в одном из монастырей на Олимпе Вифинском в те времена, когда настоятелем там был Знаменитый Михаил Малеин, дядя Никифора Фоки. Там Афанасий поддерживал тесную дружбу с тогдашним архистратигом Востока и будущим императором Никифором, который предложил ему покинуть Олимп и отправиться на Афон, куда намеревался последовать за ним позднее и сам Никифором.
Великая Лавра
После определенных колебаний, в 963 году Афанасий основал Лавру, конечно же, возлагая при этом надежды на своего друга императора. для монастыря он избрал место, где, по всей вероятности, находился когда-то античный город Акрофои. Согласно жизнеописанию Афанасия, которое датируется ХI веком, он перво-наперво возвел вокруг территории монастыря стену прямоугольных очертаний, затем – собор, а уже после этого – ряд келий. Впрочем для проведения этого колоссального строительства и его завершения император постоянно посылал деньги вплоть до своей смерти, хотя ему и не удалось, несмотря на не покидавшее его желание, прибыть сюда самому и стать здесь отшельником. как условились между собой ранее два этих мужа. Кроме того, император выделил средства для содержания 80 первых лаврских монахов и даровал Лавре различные подворья, в том числе Перистерский монастырь близ Фессалоники, а также части Животворящего Древа Креста Господня и святых реликвий и многие произведения искусства.
Оказывать материальную помощь продолжал и преемник Фоки Иоанн Цимисхий, с которым Афанасий тоже поддерживал дружеские отношения. Цимисхий удвоил денежную сумму, выдаваемую ежегодно на нужды новооснованного монастыря, завершив строительство Лавры, которая стала образцом и основой новой монашеской жизни на Афоне.
Великая Лавра
Впоследствии, благодаря интересу, проявленному другими императорами, для монастыря наступил период благоденствия. Число пребывавших в нем монахов постепенно возрастало, превысив упомянутое выше 80, и в то же время утвердился общежительный образ жизни и деятельности в Лавре и на всем Афоне в целом. Особенно помогал монастырю Василий II, который передал ему остров Святого Евстратия, другие подворья и преподнес много даров. Преемником Афанасия, прожившего до конца Х века, в чине настоятеля Лавры стал Евстратий, подпись которого стоит на одном из документов 1016 года.
Великая Лавра, как и другие афонские монастыри, претерпела на протяжении своей истории множество превратностей. Лавра знавала периоды расцвета и периоды значительного упадка, пребывая чуть ли не в полном запустении. Так, с середины XI века, когда здесь насчитывалось около 700 монахов, и до XIV века Лавра переживает очень благоприятный период. Однако с этого столетия, по причине различных опустошительных пиратских набегов, этот расцвет был прерван, и стало наблюдаться некоторое послабление в установленных Афанасием правилах и в жизни монахов вообще.
Великая Лавра
Число монахов в Лавре стало ощутимо уменьшаться, и к началу XVI века здесь оставалось всего несколько человек. Следствием этого положении явилось получение монастырем на некоторый временной период идиоритмии, после чего он снова стал общежительным благодаря содействию патриарха Александрийского Сильвестра и Священного Собрания (Synaxis) (1574). Несмотря на это, упадок монастыря продолжался, и в начале XVII века здесь проживало всего 5 или 6 монахов, а материальное состояние монастыря было плачевным вплоть до 1655 года. Тогда в Лавру прибыл патриарх Дионисий III, который отдал монастырю все свое имущество, усилив его материально.
Впоследствии монастырь снова стал идиоритмическим. Однако с конца XVIII века, когда патриарх Паисий II подтвердил некоторые из его старинных привилегий, в истории монастыря происходят только совсем незначительные события.
Кроме упомянутых выше патриархов, во времена турецкого владычества Лавре оказывали разного рода помощь правители придунайских княжеств и русские цари.
В настоящее время монастырь внешне представляет собой комплекс многоэтажных зданий, расположенных по четырехсторонней схеме, с большим двором посредине, где находятся собор, часовни, трапезная, а также ряд других сооружений. Над всем этим комплексом возвышается старинная величественная башня Цимисхия. Башия эта квадратная в плане и занимает юго-западный угол территории с монастырскими кельями.
Вход в монастырь обрамляет портик с четырьмя колоннами. Кроме главного входа, имеются также небольшие ворота на южной стороне. Многие здания и целые крылья были реконструированы в новое время, о чем сообщают даты постройки: на южной стороне – 1769, на восточной – 1862 и т.п.
Кафоликон Великой Лавры
Собор Лавры – первый из построенных на Афоне. По образцу его построены и все остальные соборы афонских монастырей. Речь идет о составном тетрастильном (четырехколонном) византийском храме с двумя боковыми абсидами на хорах для певчих, двумя часовнями по обеим сторонам от литийного притвора и двойным нартексом, т. е. внутренним (литийным) и наружным. Храм расположен приблизительно в центре большого двора и почитаем (возможно, с XV века) как место успения Святого Афанасия Афонского, который построил храм и посвятил его первоначально Благовещению Богородицы.
Храм был расписан в 1535 году выдающимся критским живописцем Феофаном. Эти фрески считаются лучшими работами уже зрелого художника и относятся к числу наиболее ценных на Афоне.
Оба нартекса были расписаны значительно позднее (1854) на средства архимандрита Вениамина.
Справа и слева от литийного притвора находятся две часовни – Святого Николая и 40 Мучеников. Первая из них украшена фресками живописца Франка Кателана (1560), современника и, возможно, ученика великих критских художников, хотя манера его работ значительно отличается от манеры критской школы. В другой часовне, посвященной 40 Мученикам, находится гробница с мощами Афанасия, покрытая покрывалом с образом святого. В той же часовне хранятся две ценные переносные иконы – Христа и Богородицы Экономиссы. Созданные в XVI веке фрески часовни были покрыты новым слоем живописи в 1854 году.
Кроме двух этих часовен собора, Лавра располагает 15 другими, которые находятся на территории монастыря. Одна из этих часовен, часовня Святого Георгия, украшена росписями. Из прочих часовен наиболее значительными являются часовня Святого Афанасия рядом с ризницей, где хранятся его железный пастырский жезл и массивный железный крест, а также часовня Богородицы Кукузелиссы с одноименной иконой Богородицы. Кроме того, Лавре принадлежат еще 19 часовен, а также 5 кафизм и 40 келий в поселках Керасия, Морфону, Провата и Карее.
Фиал. Великая Лавра
Снаружи у главного входа собора находится фиал водосвятия, самый большой на Афоне. Фиал окружен рядом колонн, промежутки между которыми перекрыты замечательным скульптурным парапетом. Фиал украшен фресками нового времени, сюжетно связанными с водосвятием. Рядом с фиалом гордо возвышается тысячелетний кипарис, который якобы посадил сам Святой Афанасий.
Западнее и строго напротив входа собора находится общая трапезная, также украшенная замечательными фресками критских живописцев. Среди изображенных здесь картин выделяются Тайная Вечеря, Небодорожная Лествица, Страшный Суд, Ессеев Корень и 24 Строфы гимна Акафиста, а также целый ряд сцен из жития Богородицы, многих святых и аскетов. Кроме того, здесь следует особо отметить портреты греческих философов Филона, Солона, Пифагора, Сократа, Аристотеля, Фалеса, Галена, Платона и Плутарха.
Необычайно богата монастырская ризница, которая находится в отдельном здании за собором в восточной части двора. Среди ее многочисленных регалий наиболее значительными являются венец и саккос Никифора Фоки, древний колчан для стрел, оклади печатных Евангелий, священные ризы и церковная утварь, кресты, медальоны, чаши для причастия, очень ценные переносные иконы и т.п., а в соборе хранятся части Животворящего Древа Креста Господня и реликвии многих святых.
Расположенная близ ризницы, в том же здании библиотека Лавры считается самой богатой на Афоне. Она насчитывает более 2500 рукописей, из которых 470, а также 50 свитков·пергаментные. Среди них выделяются некоторые украшенные иллюстрациями рукописи с богатым декором и картинами (напр., А 76, А 86, А 111, Ω 75) и так называемое Евангелие Никифора Фоки в ризнице. Кроме того, в другом отделении библиотеки находится более 20000 печатных книг, в том числе много ценных архетипов.
Со времени основания и до сих пор Великая Лавра занимает первое место среди 20 монастырей Афона. Она продолжает придерживаться общежительного образа жизни и насчитывает в настоящее время в целом 420 монахов, 50 из которых проживают в самом монастыре, а остальные 370 – за пределами монастыря, в его многочисленных экзартимах.
Великой Лавре принадлежат также три скита – Святой Анны, Кавсокаливский и Предтечи, а также поселения в Пустыне – Агиос-Василиос, Микри-Агиа-Анна, Кутанакия и Карулия. Все они находятся на юго-западной стороне Афонского полуострова, за монастырем Святого Павла и Новым Скитом, если двигаться в направлении к Лавре.
Скит Св. Анны
Скит Святой Анны.
Греческий идиоритмический скит, самый большой и ранний на Афоне, находится на обильном водой и богатом растительностью склоне на западных отрогах Афона, сразу же за Новым Скитом и на незначительном расстоянии перед Пустыней. Деятельность этого скита начинается по-существу в XVII веке, однако несколько пустыней находилось здесь и ранее. В настоящее время здесь находится 51 калива (не все из них обитаемы) и главная церковь (kyriakon), построенная в 1752-1755 гг. и расписанная фресками в 1757 году. В этой церкви хранится реликвия – левая нога Святой Анны, матери Богородицы. Скит располагает также довольно хорошей библиотекой, содержащей около 100 (в большинстве своем бумажных) рукописей более позднего времени.
Кавсокаливии.
Греческий идиоритмический скит с 40 каливами, некоторые из которых не имеют святилища, а большинство в настоящее время необитаемы. Находится скит за Пустыней по дороге к Лавре, на скалах у моря. Свое название («сожженные калины») скит получил от некоего Максима (XIV в.), который прибыл сюда, построил здесь свою калину и всякий раз, когда к нему приближались другие монахи, сжигал ее, поднимаясь все выше в гору. Церковь (kyriakon) скита построена в 1745 году, нартекс – в 1804 году, а фрески созданы в 1820 году. В ските хранится около 50 рукописей, все бумажные, нового времени.
Скит Иоанна Предтечи
Скит Иоанна Предтечи.
Это была греческая келья, носившая имя Предтечи и проданная приблизительно в середине XIX века двум молдавским монахам. В 1857 году келья была преобразована в скит и постепенно признана румынской по причине национальности его монахов. Находится между Кавсокаливиями и Лаврой на невысоком холме (ок.250 м над уровнем моря). Снаружи скит производит впечатление очень прочного строительной комплекса прямоугольной планировки с церковью во дворе, которая была освящена в 1866 году в честь Святого Иоанна Предтечи. Скит придерживается общежительного образа жизни, как и соответствующие монастыри, и насчитывает около 10 румынских монахов.
Пустыня.
Проплывая у Афона с этой стороны, после скита Святой Анны мы видим Пустыню. Здесь находятся следующие монашеские поселения: Керасия, Агиос-Василиос, Микри-Агиа-Анна, Катунакия и живописные Карулии.
Это четыре монашеские объединения, не имеющие сообщения друг с другом по той причине, что здешние места очень суровы, полны крутых скал, так что добраться до уединенных калив этих поселений невозможно. Проживающие в них аскеты или пустынники денно и нощно погружены в молитву и духовную аскезу, не имея никакой связи с миром и совершенно пренебрегая заботами о теле. Они постоянно славят и воспевают сотворившем мир Бога, неустанно моля его о собственном спасении и спасении всех людей.
Предание.
Явление Божией Матери прп. Афанасию
Великая Лавра претерпевала жестокий голод. Почти все монахи покинули ее. Хотел уйти за всеми и старец Афанасий. Однако, идя по дороге, он увидел вдруг идущую ему навстречу Женщину под голубым покрывалом. Изумившись, он хотел спросить Ее, как Она попала на Гору. Но Женщина сама задала ему вопрос о том, куда он идет. Он ответил, причем поведал Ей обо всем, что произошло в Лавре. «И этого-то ты испугался? В духе ли иночества — ради куска хлеба оставлять обитель?» — ответила Она. «Кто же ты? спросил Афанасий. «Я Та, имени Которой ты посвящаешь свою обитель. Я Матерь Господа Твоего», отвечала женщина. «Боюсь поверить, — ответил старец,— и бесы принимают светлые образы. Чем докажешь мне?!» «Видишь этот камень? — отвечала Богородица, — Ударь в него жезлом и тогда узнаешь, Кто говорит с тобою. Знай, что с сего времени Я навсегда остаюсь Домостроительницею (Экономиссою) твоей лавры». И действительно — из камня после удара жезлом истекла обильная струя воды.
После этого чуда святой Афанасий возвратился в обитель, где нашел полными все кладовые . Источник этот существует до сих пор, и до сих пор — согласно воле Царицы Небесной — в Лавре не назначают эконома. Трудится в ней подэконом — помощник Пресвятой Богородицы. В честь чудесного события и написана икона «Экономисса», или «Домостроительница». Жезл, которым св. Афанасий ударил в камень, до сих пор пребывает в одном из храмов монастыря.
Святилище Великой Лавры, Святая Гора Афон
По Paschalis Androudis | Университет Аристотеля в Салониках
Описание
Фиале (главный источник воды) католикона Великой Лавры на Афоне является одним из наиболее хорошо сохранившихся в своем роде в византийской монастырской архитектуре. Согласно надписи, опубликованной Габриэлем Милле, он был построен в 1060 году.
Конструкция фиалы не является первоначальной византийской, так как она претерпела изменения и реставрации после повреждений, вызванных сильными землетрясениями 139 г.2 и 1585. Последняя реконструкция фиале была предпринята в 1634 году, после того как османские власти дали разрешение на такой проект.
В своем нынешнем восьмиугольном виде фиала состоит из большого мраморного бассейна из средневизантийской ткани, бронзового
Все мраморные плиты (целые или фрагментированные), использованные при строительстве фиалы, являются сполиями неизвестного происхождения. Большинство из них представляют собой пары с дополнительным декором. Некоторые из них выполнены в технике выемки, которая очень редко встречается на Афоне в этот период и встречается в плитах из мраморного иконостаса Ватопедского монастыря (датируется концом X века), а также в перекладине собора. главный вход его католикон .
Значение
Византийские сполии, как и те, что находятся в корпусе Великой Лавры, дают уникальную возможность заглянуть в долгую историю монастыря. Сначала они по-разному интерпретировались исследователями. Некоторые склонны считать, что они когда-то составляли часть конструкции византийского мраморного иконостаса католикона , от которого в центральной части святилища стоят лишь некоторые колонны. Примечательно, что даже эти колонны являются сполиями. В 1886 году их спрятали за сооружением нового мраморного иконостаса 9-го собора. 0003 католикон . Мы также должны иметь в виду, что византийский иконостас все еще стоял на месте в 17 веке, когда было завершено строительство современного фиала.
Этот вклад представит некоторые дальнейшие замечания и некоторые мысли о возможном происхождении скульптур phiale. Примечательно, что некоторые плиты фиалы, особенно три с геометрическим орнаментом, не целы, а разрезаны на куски. Это замечание, вместе с некоторыми другими археологическими свидетельствами, заставляет нас отнести их к постройке иконостаса для 9-го века.0003 katholikon
Монастырь Амальфитанцев был очень активным и одним из самых процветающих на Святой Горе Афон в конце 10-го и в следующем столетии. Его католикон сохранился в руинах, но, судя по его размерам, он, вероятно, имел богатую скульптурно-декоративную программу. Таким образом, вполне возможно, что две ныне фрагментированные затворные плиты купола Великой Лавры украшали когда-то -й кафоликон -го Амальфинона. После его оставления плиты были разрезаны на более мелкие части и перенесены в Великую Лавру. Если это имело место, то этот перенос, вероятно, имел место после 1287 г. (дата присоединения разрушенного монастыря к Лавре) и уж точно до 1634 г., даты последней реставрации фиала.
Большая башня, расположенная на месте бывшего монастыря амальфитанцев, укреплена в основании, но ее верхняя часть была перестроена в 15-16 веках. В его верхней части сохранился вензель Великой Лавры, а также множество византийских мраморных фрагментов капителей, карнизов, перемычек, фрагмент плиты с одноглавым орлом.
Изучение богатого скульптурного материала в фиале Великой Лавры предлагает различные интерпретации, а также путь к изучению качественной византийской скульптуры конца X — начала XI веков на горе Афона, с наиболее близкими параллелями в примерах, сохранившихся в Ватопедском монастыре. Такое исследование могло бы также проследить загробную жизнь скульптур и пространств на Святой Горе Афон в период между 10 и 17 веками.
Дополнительная литература
Андрудис, Пасхалис. «Некоторые мысли о возможном происхождении трех средневизантийских выемчатых скульптур из купола монастыря Великой Лавры на Афоне». В
Бурас, Ласкарина. «Некоторые наблюдения над Великой Лаврой Фиале на Афоне и ее бронзовым стробилионом».0004 8 (1975‒1976): 85–96, табл. 44‒51.
Пазарас, Феохарис. «Старый Мраморный Иконостас католикона Свято-Великой Лавры на Афоне». В «Исследования византийских скульптур на Афоне » (на греческом языке), под редакцией Феохариса Пазараса, 33–52. Салоники, 2014.
Вояджис, Сотирис. Собор Святого монастыря Великой Лавры на Афоне: история и архитектура (на греческом языке). Афины, 2019.
Эти исследования важны и полезны не только для изучения сполий в фиале Великой Лавры и их возможного происхождения, но и для их более точной датировки. Они также важны для изучения византийских скульптур-выемок конца X века на Святой Горе Афон в целом.
Этот вклад был спонсирован Центром византийского искусства и культуры Марии Джахарис в Греческом колледже Святого Креста.
Образец цитирования:
Пасхалис Андрудис, «Фиале Великой Лавры, гора Афон», Картографирование Восточной Европы ,
ред. М. А. Росси и А. И. Салливан, по состоянию на 27 сентября 2022 г., https://mappingeasteurope.princeton.edu.
Преподобный Афанасий, основатель Великой Лавры и общежительного монашества на Афоне, и шесть его учеников
Тропарь и кондак
Святой Афанасий Афонский, в святом Крещении с именем Авраам, родился в городе Трапезунде. Он рано осиротел и, будучи воспитан одной доброй и благочестивой монахиней, подражал приемной матери в привычках монашеской жизни, в посте и в молитве. Делать уроки давалось легко, и вскоре он опередил своих сверстников в учебе.
После смерти приемной матери Авраам был доставлен в Константинополь, ко двору византийского императора Романа Старшего, и был зачислен учеником к известному ритору Афанасию. Вскоре ученик овладел мастерством своего учителя и сам стал наставником юношей. Почитая за истинную жизнь пост и бдение, Авраам вел строгую и воздержанную жизнь, мало спал и то только сидел на табурете, а ячменный хлеб и вода были его пищей. Когда его учитель Афанасий по человеческой слабости стал завидовать своему ученику, блаженный Авраам оставил свое учительское место и ушел.
В эти дни в Константинополь прибыл святой Михаил Малеин (память 12 июля), игумен Киминского монастыря. Авраам рассказал игумену о своей жизни и открыл ему свое тайное желание стать монахом. Святой старец, видя в Аврааме избранный сосуд Святого Духа, полюбил его и многому научил в вопросах спасения. Однажды во время духовных бесед святого Михаила посетил его племянник Никефор Фока, военачальник и будущий император. Высокий дух и глубокий ум Авраама поразили Никефора, и всю жизнь он относился к святому с благоговейным уважением и любовью. Авраам был поглощен своей ревностью к монашеской жизни. Оставив все, он пошел в Киминскую обитель и, припадая к ногам святого игумена, просил принять его в иноческое житие. Игумен с радостью исполнил его просьбу и постриг его с именем Афанасий.
Долгими постами, бдениями, коленопреклонениями, трудами днем и ночью Афанасий вскоре достиг такого совершенства, что святой игумен благословил его на подвиг безмолвия в уединенном месте недалеко от монастыря. Позже, покинув Кимину, он обошел многие пустынные и уединенные места и, ведомый Богом, пришел в место, называемое Меланос, на самом краю Афона, поселившись вдали от других монастырских жилищ. Здесь преподобный устроил себе келью и стал вести подвижническую жизнь в трудах и молитвах, идя от подвига к подвигу к высшему монашескому постижению.
Враг человечества пытался возбудить в святителе Афанасии ненависть к избранному им месту и нападал на него постоянными мысленными внушениями. Подвижник решил год потерпеть, а потом, куда направит его Господь, пойдет. В последний день этого года, когда святой Афанасий приступил к молитве, вдруг воссиял на него небесный свет, исполнив его неописуемой радостью, все помыслы рассеялись, а из глаз его брызнули благодатные слезы. С этого момента святой Афанасий получил дар умиления и полюбил место своего уединения так же сильно, как прежде ненавидел его.
В это время Никефор Фока, насытившись воинскими подвигами, вспомнил о своем обете стать монахом и на свои средства просил святого Афанасия построить монастырь, т. братия могла причащаться Божественных Таин Христовых по воскресеньям.
Удалившись от забот и забот, святой Афанасий сначала не согласился принять ненавистное золото, но, видя усердное желание и благое намерение Никефора и узрев в этом волю Божию, приступил к строительству монастыря . Он построил большую церковь в честь святого Пророка и Предтечи Христовой Иоанна Крестителя и другую церковь у подножия горы, во имя Пресвятой Богородицы. Вокруг храма были кельи, а на Святой Горе возник дивный монастырь. В нем находились трапеза (столовая), богадельня для больных и для приема странников и другие необходимые сооружения.
В монастырь стекалась отовсюду, не только из Греции, но и из других стран, братия, простой народ и знатные сановники, пустынники, долгие годы подвизавшиеся в пустыне, игумены из многих монастырей и святители, желающие стать простые монахи в Афонской лавре святого Афанасия.
Святитель установил в монастыре общежительный монашеский Устав по образцу древних палестинских монастырей. Богослужения служились со всей строгостью, и никто не осмелился ни говорить во время службы, ни опоздать, ни выйти из храма без надобности.
Небесная Покровительница Афона, Сама Пречистая Богородица, благосклонно отнеслась к святому. Много раз он имел честь видеть Ее своими глазами. По промыслу Божию однажды случился такой голод, что иноки один за другим покинули Лавру. Святой остался совсем один и в минуту слабости тоже подумывал уйти. Внезапно он увидел Женщину под эфирной завесой, идущую ему навстречу. — Кто ты и куда идешь? — тихо спросила она. Святой Афанасий из врожденного почтения остановился. «Я здешний монах», — ответил святой Афанасий и рассказал о себе и своих заботах.
«Оставите ли вы монастырь, предназначенный для славы из поколения в поколение, ради куска сухого хлеба? Где твоя вера? Повернись, и я помогу тебе». «Кто ты?» — спросил Афанасий. «Я — Матерь Господа», — ответила Она и велела Афанасию ударить посохом о камень. Из трещины бил родник, существующий и по сей день, в память об этом чудесном посещении.
Братия росла, а строительство Лавры продолжалось. Святой Афанасий, предвидя время своего отшествия ко Господу, пророчествовал о скорой кончине своей и просил братию не смущаться о том, что он предвидит. «Ибо Мудрость распоряжается не так, как судят люди». Братия недоумевала и размышляла над словами святителя. Дав братии последнее руководство и утешив всех, святой Афанасий вошел в свою келью, надел мантию и святой кукол, который носил только в великие праздники, и вышел после продолжительной молитвы. Встревоженный и радостный, святой игумен поднялся с шестью братиями на верх храма, чтобы осмотреть сооружение. Внезапно, по незаметной воле Божией, верхушка церкви рухнула. Пятеро братьев немедленно отдали свои души Богу. Святитель Афанасий и зодчий Даниил, брошенные на камни, остались живы. Все слышали, как святой воззвал к Господу: «Слава Тебе, Боже! Господи, Иисусе Христе, помоги мне!» Братия с великим плачем стала выкапывать отца из-под завалов, но нашли его уже мертвым.
Крестный ход в Великой Афонской Лавре (фотогалерея) / Православие.Ru
Фотокорреспондент сайта Православие.ру Владимир Орлов принял участие в торжествах на Святой Горе Афон, посвященных Преподобного Афанасия Афонского в основанной им Великой Лавре. Накануне, 4/17 июля, в Лавре был совершен молебен и крестный ход с чудотворной иконой Божией Матери «Кукузелисса». Икона названа в честь святого Иоанна Кукузеля (также Иоанниса Кукузелиса), великого православного византийского певца и композитора, жившего, вероятно, в XIV веке и которому когда-то явилась Богородица. Однажды преподобный Иоанн заснул от утомления в храме перед этой иконой. Во сне святой увидел Царицу Небесную, Которая сказала ему: «Радуйся, сын мой Иоанн! Продолжай петь мне, и за это я тебя не брошу». После этого Пресвятая Богородица вложила ему в руки золотую монету и исчезла. Проснувшись, святой Иоанн обнаружил у себя в руках золотую монету и с этого дня всегда пел в клиросе до самой смерти.
вк фб тв Ok @ г+ ЖЖ
По дороге в Великую Лавру
Фото: Владимир Орлов/Православие.ру
вк фб тв Ok @ г+ ЖЖ
Фото: Владимир Орлов / Православие.ру
вк фб тв Ok @ г+ ЖЖ
Фото: Владимир Орлов / Православие.ру
вк фб тв Ok @ г+ ЖЖ
Фото: Владимир Орлов / Православие.ру
вк фб тв Ok @ г+ ЖЖ
Фото: Владимир Орлов / Православие. ру
вк фб тв Ok @ г+ ЖЖ
Фото: Владимир Орлов / Православие.ру
вк фб тв Ok @ г+ ЖЖ
Фото: Владимир Орлов / Православие.ру
вк фб тв Ok @ г+ ЖЖ
Фото: Владимир Орлов / Православие.ру
вк фб тв Ok @ г+ ЖЖ
Подготовка к отдыху
Фото: Владимир Орлов / Православие.ру
вк фб тв Ok @ г+ ЖЖ
Таз для освящения воды с навесом
Фото: Владимир Орлов / Православие.ру
вк фб тв Ok @ г+ ЖЖ
Фото: Владимир Орлов / Православие.ру
вк фб тв Ok @ г+ ЖЖ
Фото: Владимир Орлов / Православие. ру
вк фб тв Ok @ г+ ЖЖ
Фото: Владимир Орлов / Православие.ру
вк фб тв Ok @ г+ ЖЖ
Фото: Владимир Орлов / Православие.ру
вк фб тв Ok @ г+ ЖЖ
Соборный храм Лавры в честь Благовещения Пресвятой Богородицы
Фото: Владимир Орлов/Православие.ру
вк фб тв Ok @ г+ ЖЖ
Фото: Владимир Орлов / Православие.ру
вк фб тв Ok @ г+ ЖЖ
Фото: Владимир Орлов / Православие.ру
вк фб тв Ok @ г+ ЖЖ
Фото: Владимир Орлов / Православие.ру
вк фб тв Ok @ г+ ЖЖ
Фото: Владимир Орлов / Православие. ру
вк фб тв Ok @ г+ ЖЖ
Фото: Владимир Орлов / Православие.ру
вк фб тв Ok @ г+ ЖЖ
Фото: Владимир Орлов / Православие.ру
вк фб тв Ok @ г+ ЖЖ
Паломники отдыхают
Фото: Владимир Орлов/Православие.ру
вк фб тв Ok @ г+ ЖЖ
Фото: Владимир Орлов / Православие.ру
вк фб тв Ok @ г+ ЖЖ
Фото: Владимир Орлов/Православие.ру
вк фб тв Ok @ г+ ЖЖ
Фото: Владимир Орлов / Православие.ру
вк фб тв Ok @ г+ ЖЖ
Фото: Владимир Орлов / Православие.ру
вк фб тв Ok @ г+ ЖЖ
Фото: Владимир Орлов / Православие. ру
вк фб тв Ok @ г+ ЖЖ
Фото: Владимир Орлов / Православие.ру
вк фб тв Ok @ г+ ЖЖ
Фото: Владимир Орлов / Православие.ру
вк фб тв Ok @ г+ ЖЖ
Паломники отдыхают
Фото: Владимир Орлов/Православие.ру
вк фб тв Ok @ г+ ЖЖ
Фото: Владимир Орлов/Православие.ру
вк фб тв Ok @ г+ ЖЖ
Фото: Владимир Орлов / Православие.ру
вк фб тв Ok @ г+ ЖЖ
Монах призывает всех на молитву
Фото: Владимир Орлов/Православие.ру
вк фб тв Ok @ г+ ЖЖ
Фото: Владимир Орлов / Православие.ру
вк фб тв Ok @ г+ ЖЖ
Фото: Владимир Орлов / Православие. ру
вк фб тв Ok @ г+ ЖЖ
Фото: Владимир Орлов / Православие.ру
вк фб тв Ok @ г+ ЖЖ
Фото: Владимир Орлов / Православие.ру
вк фб тв Ok @ г+ ЖЖ
Митрополит Карпатский и Касосский Амвросий
Фото: Владимир Орлов / Православие.ру
вк фб тв Ok @ г+ ЖЖ
Крестный ход с иконой «Кукузелисса»
Фото: Владимир Орлов/Православие.ру
вк фб тв Ok @ г+ ЖЖ
Фото: Владимир Орлов / Православие.ру
вк фб тв Ok @ г+ ЖЖ
Фото: Владимир Орлов / Православие.ру
вк фб тв Ok @ г+ ЖЖ
Фото: Владимир Орлов / Православие. ру
вк фб тв Ok @ г+ ЖЖ
Крестный ход с иконой «Кукузелисса»
Фото: Владимир Орлов/Православие.ру
вк фб тв Ok @ г+ ЖЖ
Фото: Владимир Орлов / Православие.ру
вк фб тв Ok @ г+ ЖЖ
Фото: Владимир Орлов / Православие.ру
вк фб тв Ok @ г+ ЖЖ
Фото: Владимир Орлов / Православие.ру
вк фб тв Ok @ г+ ЖЖ
Фото: Владимир Орлов / Православие.ру
вк фб тв Ok @ г+ ЖЖ
Фото: Владимир Орлов / Православие.ру
вк фб тв Ok @ г+ ЖЖ
Благовещенский храм Великой Лавры
Фото: Владимир Орлов / Православие.