Великий Шелковый путь — история, страны и города
Великий Шелковый путь – это самый знаменитый торговый маршрут в истории человечества. Когда-то по нему проходили купцы от берегов Тихого океана до Средиземного моря. На протяжении пути в пространстве и времени рождались, расцветали и умирали города и целые цивилизации. Немало кровавых и жестоких войн, пожарищ, мора и голода видели древние города, расположенные вдоль Великого Шелкового пути.
Великий Шелковый путь – это самый знаменитый торговый маршрут в истории человечества. На протяжении пути в пространстве и времени рождались, расцветали и умирали города и целые цивилизации.
О Великом Шелковом пути говорят много и сегодня. Более того, это название стало брендом, которым активно пользуются турфирмы. Но мало кто знаком с подлинной историей Шелкового пути. Она весьма интересна и содержит множество значимых фактов.
История Великого шелкового пути
Начало Великого шелкового пути относят ко II веку до нашей эры, когда китайский посол Чжан Цянь посетил страны Центральной Азии с дипломатической миссией. До II в. до н.э. путь из Европы в страны Азии обрывался у границ Китая, т.к. горные хребты Азии – Каракорум, Тянь-Шань, Кунь-Лунь, Гималаи, Гиндукуш, – скрывали древнейшую и богатую китайскую цивилизацию от всего мира. Открыть богатейшее западное направление помог случай.
Для начала следует отметить, что присутствие термина «Шелковый» очень значителен. В былые времена шелк имел огромную долю на рынке, хотя доставлялось из одного конца света в другой и множество других товаров. Благодаря своей легкости, компактности, громадному спросу и дороговизне он являлся идеальным предметом торговли для перевозки на дальние расстояния. Товарооборот шел между предметами роскоши, которые пользовались популярностью у аристократов: драгоценности, ковры, фарфор и даже рабы. Что же касается товаров народного потребления, то на них большой спрос не наблюдался. Обычные люди Азии и Европы всегда жили натуральным хозяйством.
Страны и города на Великом Шелковом Пути
Великий Шелковый путь города включал в себя самые разные и, более того, существовало несколько вариантов маршрута. Наиболее известный путь проходил из западной части Китая через нынешний казахстанский город Алма-Ата. Также был маршрут через Киргизию. После этого торговцы шли через Самарканд, Бухару, Мерв и вдоль Каспийского моря к Средиземному морю. Существовал и менее популярный маршрут по пустыням: через западную часть Казахстана к нижней Волге и далее к Черному морю.
Данные торговые пути существовали со второго века по пятнадцатый включительно. При этом Шелковый путь никогда не являлся единым целым. Все товары с одной части света в другую доходили через посредников. Всего несколько раз за всю историю Шелкового пути маршруты полностью контролировались одни государством. Было это в шестом веке при Тюркском каганате, при Монгольской империи в тринадцатом веке и при империи Тимура в четырнадцатом веке.
Важным достижением Великого Шелкового пути стало то, что благодаря разработанным маршрутам появилось множество городов в Азии, были построены дороги, гостиницы, склады и многое другое. Многие города были созданы специально для путешественников. Во время остановки им удавалось сменить уставших в дороге животных, нанять охрану, разгрузить товары. Также именно благодаря средневековым торговцам возникли чеки: купцам было удобно сдавать деньги под расписку, а уже в другом городе получать деньги от доверенного лица.
Путешествуя через всю Евразию, торговцы делились культурными знаниями, технологиями рассказывали о религиозных учениях. В путь отправлялись не только купцы, но и писатели, воины, ученые. История Великого Шелкового пути очень древняя. Европа, только благодаря следовавшим маршрутами путешественникам, смогла узнать о культуре Востока. К примеру, порох, как известно, был изобретен в Китае, но когда о нем узнали европейцы, то было создано первое огнестрельное оружие.
Невостребованным Великий Шелковый путь стал в пятнадцатом веке, в эпоху развития мореплавания. На кораблях гораздо быстрее удавалось доставить грузы из Азии в Европу через Персидский залив. Первыми, кто начал доставлять грузы морем стали арабы, а уже потом путь в Азию открыл Васко да Гама.
Сухопутные маршруты перестали пользоваться популярностью, а Средняя Азия больше не являлась перекрестком цивилизаций. Тем не менее, осталось множество свидетельств периода расцвета. Когда-то по маршрутам Азии следовали огромные караваны слоновой кости, золота мехов и прочего. За счет торговых связей сблизились культуры и народы. В результате, была создана история, которая предшествовала настоящему.
Примечательно, что сами торговцы никогда не называли свой маршрут Великим Шелковым путем. Назывался он по-разному: «Нефритовый путь», «Алмазный путь» и т.д. По сути, каждый торговец мог называть его по-своему. Впервые выражения «Великий Шелковый путь» появилось в конце девятнадцатого века. Придумал его немецкий путешественник и историк Рихтофер.
Товары Великого Шелкового Пути
Все началось с китайского Великого Шелкового Пути. Главным товаром в этом списке был китайский шелк. Значение Великого Шелкового Пути для Китая просто неоценимо. На начальном этапе развития Шелкового Пути китайцы получили из Центральной Азии высоко ценимых коней, а также семена люцерны и культуру винограда. Для китайцев, виноград был диковинкой. Они были удивлены, что можно делать вино не из риса, а из винограда. Позже появились еще несколько с/х культур – фасоль, лук, огурцы, морковь, гранат, грецкий орех, инжир и др.
Из Центральной Азии и Восточного Средиземноморья в Китай поступали разнообразные шерстяные изделия – ковры, завесы, покрывала, паласы. Они произвели огромное впечатление на китайцев, незнакомых с техников обработки шерсти, льна, ковровым производством и паласным плетением. Высоко ценились в Древнем Китае парфянские гобеленовые ткани и ковры.
Из Центральной Азии вывозились верблюды, весьма ценимые в Китае, военное снаряжение, золото и серебро, полудрагоценные камни и изделия из стекла. Особенно ценилось своим высоким качеством самаркандское стекло. Оно рассматривалось раньше как предмет роскоши. А также кожа и шерсть, хлопчатобумажные ткани, золотошвейные тканы, экзотические фрукты – арбузы, дыни и персики, курдючные овцы и охотничьи собаки, леопарды и львы.
Из Китая же караваны везли на Запад знаменитую китайскую фарфоровую посуду – вазы, чаши, бокалы, блюда, снежной белизны с изящными рисунками. Только в Китае владели секретом изготовления тончайшего и звонкого фарфора, поэтому он очень дорого стоил на рынках Европы. Вывозились также бронзовые украшения и другие изделия из этого металла, бронзовые зеркала с разнообразным орнаментом, зонты, изделия из знаменитого китайского лака, лекарства, парфюмерия.
Высоко ценилась и китайская бумага – одно из замечательных изобретений китайского технического гения. Предметами вывоза были золото, кожи и многое другое. Купцы везли также чай и рис, шерстяные ткани и лен, коралл, янтарь, асбест. В дорожных мешках купцов можно было найти слоновые бивни, носорожьи рога, черепаховые панцири, пряности, изделия из керамики и железа, глазурь и корицу, имбирь, оружие из бронзы и зеркала.
Великий Шелковый Путь сегодня
Проследовать Великим Шелковым путем – это значит пересечь Среднюю Азию одним из множества маршрутов. И если отправиться хотя бы по одному из них, то удастся повторить легендарный путь древних купцов. Хотя на самом деле это всего лишь торговые пути, но в дороге удастся увидеть много достопримечательностей и участвовать в таком удивительном мероприятии, как пройти Великим Шелковым путем.
Просмотры: 1 467
azialand.ru
ВЕЛИКИЙ ШЕЛКОВЫЙ ПУТЬ
И все же, где проходил маршрут Великого Шелкового Пути? Попробуем нарисовать на карте Евразии эту линию. Понятно, что эта линия будет не одна. Смена эпох, возникновение новых государств и народов, войны, научные исследования и географические открытия, приводили к возникновению новых торговых маршрутов и исчезновению старых. Толстые, тонкие, а где-то пунктирные линии на нашей карте будут постоянно делиться и раздваиваться, обрываться и возникать снова.
Посмотрев на опубликованные в разных источниках карты ВШП можно прийти к простому выводу: маршруты, как раньше, так и сейчас рисовались, в общем-то, свободно, раз — и мы пересекли Гиндукуш, два – позади Памир. На самом же деле, по некоторым таким маршрутам пройти можно, но только в самолете…
ВЕЛИКИЙ ШЕЛКОВЫЙ ПУТЬ НА КАРТЕ ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ (записки обывателя – не историка и не востоковеда) В. Логачев |
Рисуем. Имеем пункт А. Общепринятая начальная точка – это древняя столица Китая Чаньань (совр.Сиань) и конечный пункт Б — допустим древний город Тир на берегу Средиземного моря. По прямой — 10 000 км — четверть длины экватора. Кратчайший путь из одной точки к другой – это прямая, но караваны по такому маршруту не пройдут, так как на их пути возникают преграды. Отметим их на нашей карте — это горы, пустыни, реки. Четвертая преграда – это, скажем так, геополитическая обстановка. Что бы с ней разобраться, надо хотя бы немного знать историю развития государств и народов Ближнего и Среднего Востока в древние и средние века.
В интернет заглядывать не будем, а возьмем материал из замечательных источников:
1. Монументальный труд Б.Г. Гафурова «Таджики»
2. Повесть В.А.Обручева «В дебрях Центральной Азии»,
3. Книга В.И. Сарианиди «Бактрия сквозь мглу веков», и книга неугомонного исследователя Памира, ученого секретаря первых Таджикско-памирских экспедиций П.Н.Лукницкого «Путешествия по Памиру».
Главные этапы средневековой истории Средней Азии:
1. Эпоха бронзы (II тыс. до н.э. — VI век до н.э.) На территории Средней Азии обитают племена и народности, принадлежавшие к иранской этнической группе, — согдийцы, бактрийцы, маргианцы, хорезмийцы, парфяне, различные племена саков и др. Научились плавить железо, появляются первые города. Земледелие и скотоводство превращаются в ведущие отрасли хозяйства. Возникновение Зороастризма, культ Митры.
2. Ахеменидское государство (V -IV вв. до н.э.). Объединение в составе одного государства различных древневосточных стран и народов. Важнейший центр — Бактрия. Через нее проходила караванная дорога на древний Иран и Вавилон. Появляются первые чеканные монеты.
3. 334 г. до н.э. греко-македонские войска Александра Македонского вторглись в Среднюю Азию. Дарий III разбит. Захвачены Вавилон, Сузы, Персеполь, Пасагеды. После захвата севера современного Афганистана греки, через гиндукушские перевалы, двинулись на Индию.
4. Селевкидское государство, расцвет греческой Бактрии. (III -II вв. до н.э.). Столица Бактрии – город Бактры (20км от современного Мазари- Шериф). Греко-эллинистическая культура переплетается с буддийскими памятниками и памятниками зороастризми. Вдоль торговой дороги от Тигра до Бактра строятся новые города и поселения (одних Александрий около десятка). Чеканятся монеты, на лицевой стороне которых местный царь, а на обратной — греческий бог. По торговым дорогам, идущим через современный Кабул, из северной Индии в Бактр и Согд проникает буддизм.
5. II –I века до н.э. — полчища кочевников (юэчжи, масагеты, а затем и саки) захватывают Мавераннах (большая часть территории Средней Азии). Возникают новые государства. В районе Ферганы — государство Давань. Здесь особенно славились ферганские кони – аргамаки – зависть аристократов соседних стран. Китайцы считали, что эти кони потеют кровью и называли их небесными и божественными (потокровность коней на самом деле – это результат проедания кожи паразитами). Это время как раз и считается началом возникновения Великого Шелкового Пути.
6. I –II вв.н.э.. Кушанское царство. Огромная территория – Северная Индия, Афганистан, Средняя Азия, Восточный Туркестан. Усиливается влияние буддизма. На монетах перестают чеканить греческих богов. Строятся новые города по Амударье, Сырдарье, Зеравшану (по линиям торговых магистралей). На запад в Рим идут караваны с шелком, продукцией из железа, бронзовые зеркала. (Так, есть данные, что у Парфян уже в середине I века до н.э. были шелковые знамена). На восток – в Китай и Индию отправляли шерстяные одеяла, различные ткани, овечьи шкуры, оружие, коней.
7. III век н.э.. Сасанидское государство. Столица Герат.
8. IV -VI века. Средняя Азия под властью эфталитов-кочевников.
9. В VI веке далеко от границы Средней Азии на Алтае складывается государственное образование, которое сыграло важную роль в истории Средней Азии –
10. Тохаристан, VI –VIII вв н.э.. Занимал территорию – юг Таджикистана, часть Узбекистана (Сурхандарьинская обл.), северные области Афганистана. На территории Бадахшана добывались благородный лал (шпинель ) и лазурит. В Китае лазурит называли хотанским камнем. Ценились тохаристанские лошади.
11. VIII век — завоевание Средней Азии арабами, постепенное распространение на всей территории мусульманской религии. 751 год – таласское сражение. Недалеко от города Тараз арабы были остановлены китайским войском. Дальше этого меридиана до самой Джунгарии возникает буферная зона между мусульманами и китайцами.
12. IX –X века н.э. – образование государства Саманидов. Столица Бухара. Объединение Хорасана и Мавераннахра.
13. XI век – Караханиды. Султан Махмуд Газневид прославился своими жестокими набегами на Индию.
14. XII век – образование государств Сельджуков, Гуридов. На северо-востоке государство Кара-китаев со столицей в Баласагуне. Расцвет торговли между Востоком и Западом. Меняется ассортимент товаров. Чаще встречаются предметы для личного пользования широких слоев населения и для нужд кустарной промышленности. Караванный путь начинался в прибрежных средиземноморских странах, проходил через Багдад, Хамадан, Нишапур, Мерв, Амуль на Бухару, а оттуда через Самарканд, Шаш, Тараз, Баласагун, Суяб
Караваны иногда были очень большие. Так, например, Ибн Фадлан, который в 921-922гг. в качестве секретаря участвовал в посольстве халифа Муктадира в царство волжских булгар, утверждает, что караван посла состоял из 5 тыс. человек и 3 тыс. лошадей, не считая верблюдов. С караванами часто ездили не только купцы, но и ремесленники, мастера, ученые, художники и путешественники. Часто караваны сопровождали вооруженные отряды.
15. XIII –IX века – завоевание Средней Азии татаро-монголами. Проводниками войск Чингиз-хана были купцы из Хорезмшаха. Это они вели передовые отряды сыновей Чингиза по маршрутам Великого Шелкового Пути. Войска собирались в Джунгарии и Внутренней Монголии, разгонялись по джунгарскому коридору и через джунгарские ворота вырывались на стратегический простор Чу-Илийской долины. После взятия Отрара (1219 год) пришел конец Бухаре и всему бухарскому оазису. Пал Самарканд, Термез, Ургенч …, десятки других городов Хорасана, Балха и всего Мавераннахра. В результате грабежей и пожаров города Средней Азии превратились в груды развалин, а население их подверглось массовому истреблению. Пришло в запустение сельское хозяйство и торговля.
В это время открытие новых морских торговых путей между Востоком и Западом, сложная и геополитическая обстановка на территории Средней Азии привели к закрытию основных маршрутов Великого Шелкового Пути.
16. Противоречия и вражда шиитского Ирана с соседями суннитами так же, в какой-то мере, повлияли на закрытие торговых маршрутов в пределах Передней и Центральной Азии.
Мы отвлеклись. Пора рисовать маршрут.
Горы на нашей карте покажем как Китайцы – серия конусов вдоль простирания основных хребтов (кстати, у большинства старых китайских карт верх карты ориентирован на юг, а не на север). Пустыни обозначим желтым цветом, реки – синим. От точки А (г.Сиань) прямо на запад — горы Нань-Шань. Обходим их с севера через Синин к городу Дуньхуан.
Сводная карта торговых маршрутов Центральной Азии в средние века |
1.Северный маршрут. От Дуньхуана идет на северо-запад по Джунгарскому коридору, через Хами, Турфан, Манас до Кульджи и дальше поворачивает на запад в долину реки Или.
Джунгарская долина представляет собой аккумулятивную пустынную внутреннего стока с жарким, сухим резко-континентальным климатом, ограниченная с северо-востока хребтом Монгольский Алтай, а с запада горами Тянь-Шань. Здесь же расположена и знаменитая Турфанская впадина (150метров ниже уровня моря). Общее глобальное высыхание Центральной Азии, постоянный вынос материала с ближайших гор и накопление его в пониженных участках долины, привело к гибели многих древних городов в этом районе. Так под эоловыми песками исчезли знаменитые буддийские и зороастрийские памятники Хара-Хото и Кара-Ходжи.
От Кульджи линия маршрута тянется вдоль северных отрогов Тянь-Шаня, по южному берегу Иссыкуля, до города Баласагун. Маршрут очень трудный и на этот отрезок пути торговые караваны тратили до двух недель пути. От Баласагуна тянем линию к городу Тараз и дальше к Отрару. Отрар – один из крупнейших город в средние века. Логистический центр, перевалочная база. Здесь линия раздваивается – одна уходит на Самарканд и Бухару, вторая тянется на северо-запад вдоль Сырдарьи до Яныкента на Арале.
Об интенсивности торговых связей Средней Азии с Русью свидетельствует большое количество саманидских дирхемов, найденных в различных местностях России, вплоть до Балтийского моря. Из Булгарского царства через Хорезм вывозили меха, кожи, кору для дубления кож, скот, рабов, мед, орехи, и многое другое. Из Средней Азии в Восточную Европу везли шелк, рис, сухофрукты серебряные и золотые монеты. Из Самарканда торговые пути поворачивали на юг и шли через Термез в Балх. От Балха одна из магистралей через Хульм уходила в Кабул и дальше на юг в Индию. От Бухары главная торговая магистраль шла в Мерв.
Мерв – супергород в средние века (впрочем, как и Самарканд, Бухара, Балх и Кашгар). Все эти города в свое время были крупнейшими торговыми и культурными центрами. Здесь заключались торговые сделки, снимали пошлину, конфисковывали контрабанду …
В Балх(Бактр) из Бадахшана везли самоцветы – это лазурит(небесный камень) и бадахшанский лал (благородная шпинель). Добываемый в Бадахшане в средние века лазурит (ляджуар) необычайно ценился в средние века, как на востоке, так и на западе. В Индии и древнем Иране жгли этот камень и растирали в тонкий порошок. Смешивали порошок со смолою, воском и маслом. Лучшие художники покупали этот ультрамарин. Скифы носили бусы из ляджуара. Он был излюбленным и дорогим камнем Китая. Китай украшал им чаши, шкатулки, делал из него перстни, амулеты и статуэтки. В исторические времена из лазурита изготовлялись шарики на головные уборы мандаринов, как эмблема их власти. Монгольские караваны доставляли ляджуар в Кяхту и обменивали фунт лазурита на фунт серебра.
Европа до 17 века почти не знала лазурита. До наших дней сохранились некоторые столовые предметы из лазурита — это кубки, чаши и вазы Франциска I и Генриха IV. В 19 веке петергофская гранильная фабрика облицевала лазуритом колонны Исаакиевского собора, причем эта работа была произведена дважды: Монферан забраковал колонны, сделанные из прибалтийского лазурита, и поставил их у себя в доме на Мойке, а для Исаакия был выписан ляджуар из «страны бухарской» — 78 пудов бадахшанского синего камня.
Западная ветка тянулась от Мерва до Средиземного моря и без значительных изменений пересекала современную территорию Ирака, Ирана и Сирии.
Крупные реки Передней и Центральной Азии, такие как Тигр, Евфрат, Амударья и Сырдарья – представляли собой серьезное препятствие для караванов. Трудно понять, как именно осуществлялись переправы – ведь надо было переправлять сотни тонн груза, верблюдов, лошадей. Возможно, это были стационарные паромы, возможно, использовались наемные корабли.
2. Центральный (Ферганский) маршрут. Возвращаемся к развилке от китайского города Дуньхуан. Центральная ветка торгового маршрута тянулась по северному краю пустыни Такла- Макан, через Карашар и Уч-Турфан к Кашгару. Кашгар – перевалочная база, последний Китайский (или первый) форпост. Здесь опять маршрут делится на несколько составляющих. Одна линия тянется по долине реки Карадарья до Узгенда и дальше выходит в Ферганскую долину, вторая по долине Кузылсу в Алайскую долину и дальше через перевал Талдык к городу Ош. Теперь на запад до Самарканда и Бухары простирается благодатная Ферганская долина.
От Кашгара идет еще одна торговая тропа по долине реки Маркансу, по которой опять же можно свалить в Алайскую долину. Эту дорогу называют тропой контрабандистов. Пользовались ей редко, в основном сомнительные элементы не желающие платить пошлину на границе.
Маркансу, или как ее называют — Долина смерти – это пустынная, безводная, плоская как стол долина, засыпанная раскаленным щебнем и дресвой. Здесь постоянно дует сильный ветер, который как фен высушивает все, что попадается ему на пути. Долина сохранила вещественные доказательства наличия здесь старой караванной тропы – это кости и мумифицированные трупы животных — лошадей и верблюдов. Был забавный случай, описанный Станюковичем. В 30-х годах прошлого столетия проходил автопробег Москва- Ош- Хорог. А дорожный мастер на перевале Кызыл- Арт (возле Маркансу) был парень с юмором. Он собрал несколько мумий животных и расставил их вдоль дороги, да еще таблички повесил – «привет участникам автопробега»…
3. Южный (Памирский) маршрут. От Дуньхуана маршрут ведет на запад вдоль северных предгорий Наньшаня, Алтынтага и Куэнь-Луня, огибая Тибетское нагорье по южному краю пустыни Такла-Макан. Этот путь шел через города Черчен, Ния, Керия, Хотан до Кашгара и Яркенда. А вот дальше не совсем понятно. Единственный логичный маршрут — это на юг вдоль кашгарских гор, дальше через Ташкурган на запад, вдоль южных окраин Памира. Где именно проходил маршрут, точно никто не знает. В начале 13 века этот отрезок пути прошел Марко Поло, путешествуя со своим отцом и дядей из Италии в Китай. Эта троица были купцы – профессионалы и, понятно, что путешествовали они не сами по себе, а шли примкнув к торговым караванам. Так как сохранились записи Марко Поло, можно провести их маршрут, а значит и караванную дорогу по которой венецианцы пересекли Бадахшан.
Достоверно известно, что Марко Поло, идя с запада на восток, посетил сначала Шесмюр (Кашмир), а потом Бадахшан – город не сохранившийся даже в развалинах. Потом, повернув на северо-восток, перевалил Гиндукуш и вышел к Бадасиану (р.Пяндж). Непонятно в каком месте он форсировал Пяндж. Лукницкий считает, что где-то недалеко от современного города Хорог, возле развалин крепость Кала-и- бар –Пяндж.
Посмотрим на физическую карту этого района, а еще лучше «включим» спутник. Да, есть здесь естественный проход через Гиндукушские горы – это через озеро Шива и дальше на юго-запад к современному Файзабаду.
Вот так описывает Бадасиан( р,Пяндж) Марко Поло – « Из Бадасиана 12 дней на восток и северо- восток едешь по реке; принадлежит она брату бадасианского владетеля; много там крепостей и поселков. Народ храбрый, почитает Мухамеда. Через двенадцать дней – другая область, не очень большая, во всякую сторону три дня пути; называется она Вахан…»
Но от Хорога на восток и северо – восток тянется Рушанский хребет, и вдоль Пянджа от Хорога можно идти только на юг до Ишкашима, или в обратную сторону на север — до Рушана. Общее направление до границы с Китаем у Марко Поло выдерживается, но вот эти 200 км, которые надо пройти на юг как-то зависают.
Может, все-таки, Марко Поло со своими друзьями вышел к Пянджу через Зебак прямо на Ишкашим, а не через озеро Шива к Хорогу? Уж через Зибак точно проходила караванная дорога до самой Кашмирской долины.
Ваханская долина |
Дальше от Ишкашима до Кашгара (куда и направился Марко Поло) самый логичный путь – это вдоль Пянжда на восток до слияния рек Памир и Вахан-Дарья, потом на северо- восток через озеро Зоркуль к Ташгургану , Яркенду или сразу на Кашгар.
Пересекая Бадахшан Марко Поло возможно посетил древние копи Кухилал . По крайней мере дал их краткое описание. Благородную шпинель на месторождении Кухилал добывали вплоть до 15 века. Потом запасы истощились и месторождение закрыли. В 80-х годах 20го века разработка месторождения возобновилась силами экспедиции Памиркварцсамоцветы. В 1985 году геолог Я. А. Гуревич в забое штольни нашел уникальный, необычайно крупный образец бадахшанского лала. Ярко розовый кристалл весом в 6 кг прозвали Чудо-камнем.
Озеро Шива |
Возвращаемся к северному отрезку маршрута ВШП в город Дуньхуан. Обручев В.А. известный геолог и исследователь Средней Азии в книге «В дебрях центральной Азии» указывает, что торговые пути, связывающие китайскую Джунгарию и Фергану, существовали вплоть до 20 века. Караваны не были такими большими как в средние века. В Фергану везли шелк, китайские сувениры, обратно – ткани, разный ширпотреб (рыболовные крючки, инструмент и т.д.). Торговые маршруты проходили через города — Ния, Керия, Хотан, что позволилило просуществовать им до наших дней, невзирая на разрушительный натиск песков пустыни Такла-Макан. По Джунгарскому коридору на север, на Чугучак караваны ходили вплоть до дунгарского восстания (1862-1877 года). Китайцы жестоко подавили восстание жителей западных провинций Китая – мусульман. Как результат – засыпаны сотни колодцев, разрушены станции и поселения вдоль торговых путей.
Крепость Ямчун (Кафыр-Кала) |
Упадок городов древней Бактрии, таких как Балх, Хульм, Александрия Оксийская и других, расположенных как на правом так и на левом берегу реки Амударья, связаны как с общими историческими процессами, так и с деятельностью реки Амударья. Частое изменение русла, нанос аллювиального песка из древних надпойменных террас, привели, в конечном итоге, к гибели этих городов. Супер — город Мерв, город с двухтысячелетней историей, стоящий на пересечении не только торговых путей, но и на пересечении миграций народов и религий, в 1221 году был разрушен монголами. Тимуриды пытались его возродить, но тщетно.
Вот так закончил свое существование Великий Шелковый Путь. Многие города, через которые он проходил, со временем пришли в упадок, и сейчас представляют собой пологие песчаные холмы, поросшие верблюжьей колючкой.
Ну вот, все что хотел – я написал и нарисовал. Принцип, что я использовал, когда прокладывал маршруты, простой, — наносим ключевые города, и соединяем их, огибая естественные преграды, выдерживая общее направление. Все очень просто.
Киев, Борщаговка, 2016г.
www.sary-kol.ru
Маршруты Великого Шелкового пути
Маршруты Великого Шелкового пути
Великий Шелковый Путь никогда не был единой магистралью. В его систему входило несколько ветвей караванных дорог, которые проходили через разные перевалы в горных хребтах, в обход пустынь.
Первоначально Шелковый путь брал свое начало в Чаньани — древней столице Китая — и шли вдоль северного Тянь-Шаня к Дуньхуа – городу у окраины Великой Китайской стены. Здесь единая дорога разветвлялась, окаймляя с севера и юга пустыню Такла-Макан. Северная шла через Турфан в долину реки Или. Средняя (так называемый Южный путь) от Чаочана к южному берегу Иссык-Куля — через Хотан и Яркенд, вела в Бактрию (северный Афганистан). Здесь Южный путь расходился на два другие маршрута: один вел в Индию, другой на Запад и в Мерв, где сливался с Северным Путем. Далее, он проходил через Нису — столицу Парфии, Иран, Месопотамию и далее через Багдад шел в Дамаск, доходил до Средиземноморья.
И третий, самый сложный, назывался Северный или Степной путь. Переправившись через Тянь-Шань, часть караванов шла через Ферганскую долину и Ташкентский оазис в Самарканд, Бухару, Хорезм, далее к берегам Каспия. Часть караванов из Самарканда держала путь в Бактрию и через долину Кашкадарьи выходила к Термезу, откуда, переправившись через Амударью, направлялась на Ближний Восток и Индию.
Помимо трех основных трасс, составляющих Великий шелковый путь, существовали и другие дороги, посредством которых все эти три трассы соединялись между собой.
Морской отрезок Великого шелкового пути начинался в Александрии и в Египте, шел по Красному морю и Индийский океан, выходя к портам на западном побережье Индии. Отсюда это дорога следовала в Бактрию, к городу Термезу. А затем по реке Амударье в Хорезм к Каспийскому морю. Далее она пересекала территорию Албании (Азербайджан), Иверию и Колхиду (Грузия) и выходила к Черному морю, а далее в Рим. Это был кратчайший путь из Индии в страны Закавказья.
В древнем Самарканде начинался Кавказский шелковый путь, который шел в Хорезм, огибал Каспийское море, пересекал степи Северного Кавказа, а затем спускался к городу Цхум. Отсюда торговые караваны переплывали Черное море к Константинополю – столице Византийской империи.
Важная дорога шла из Нижнего Поволжья вдоль западного берега Каспийского моря через Каспийские Железные ворота — Дербент, на юг в древнюю Албанию и Парфию, соединяя северную и основную трассы Великого Шелкового Пути.
Со временем маршруты претерпевали изменения, так как этого требовала политическая обстановка. Так, в VI-VIII вв. основной была трасса Сирия — Иран — Средняя Азия — Южный Казахстан — Таласская долина — Чуйская долина — Иссык-Кульская котловина — Восточный Туркестан.Еще один маршрут выходил на трассу из Византии через Дербент в Прикаспийские степи — Мангышлак — Приаралье — Южный Казахстан. Это объясняется тем, что в Семиречье сформировались ставки тюркских каганов, которые стали контролировать торговлю.
Таким образом, особенно интенсивной магистралью стал участок, пролегающий через Центральную Азию. На пути караванов стали возникать и расцветать богатые города, торгово-ремесленные поселения, караван сараи. В Туркмения — Мерв; в Узбекистане — Бухара, Самарканд, Ургенч, Хива; в Казахстане — Отрар, Туркестан, Тараз, Испеджаб, в Киргизии — Джуль, Суяб, Новокент, Баласагун, Борскоон, Таш-Рабат, Ош, Узген. В наши дни они составляют ожерелье, по которому проходят основные туристические маршруты Средней Азии.
Не так давно страны-участницы Великого Шелкового Пути, среди которых Китай, Киргизия, Казахстан, Узбекистан и другие, приняли решение о совместной подготовке к подаче заявки в ЮНЕСКО на включение Великого Шелкового Пути в список мирового наследия.
История Великого Шелкового Пути — Открытие
Основание Шелкового пути относят ко II веку до н.э., когда китайский посол Чжан Цянь посетил страны Центральной Азии с дипломатической миссией. До II в. до н.э. путь из Европы в Азию обрывался у границ Китая, так как горные системы Азии – Тянь-Шань, Кунь-Лунь, Каракорум, Гиндукуш, Гималаи — скрывали древнейшую китайскую цивилизацию от остального мира. Открыть богатейшее западное направление помог случай. Одно из кочевых союзных Китаю племен было вытеснено другим племенем, открыто враждебным Китаю. Бывший союзник ушел на Запад. Китайский император послал вдогонку посольство во главе с Чжан Цянем. Пройдя тяжелейшую пустныю Такла-Макан, горы Тянь-Шаня, пережив десятилетний плен, Чжан Цянь нашел бывших союзников в оазисах Средней Азии. Чжан Цянь был поражен увиденным: только в Ферганской долине он насчитал более 70 больших и малых городских поселений с развитым ремеслом, земледелием. Жители городов — оазисов вели широкую торговлю с Индией, Ближним и Средним Востоком, античным миром. Возвратившись в Китай, Чжан Цянь рассказал императору о странах к западу от Китая, о том, чем они богаты. Сообщил о породистых «крылатых» конях Давани, не идущих ни в какое сравнение с мелкими китайскими лошадками. Император тут же захотел иметь таких лошадей, так как обладание ими давало огромные преимущества в борьбе против кочевников. Вскоре в Среднюю Азию были отправлены посольства. Среди прочих даров они везли китайский шелк.
Так встретились древние цивилизации Средней Азии и Китая, а позже Средиземноморских стран и Индии. Сошлись в единое целое две великие дороги. Одна, шедшая с Запада, из стран Средиземноморья в Среднюю Азию, разведанная и пройденная греками в процессе походов Александра Македонского. Другая, ведущая с Востока, из Ханьской империи в Центральную Азию, разведанная Чжан Цянем, который прошел эту область с севера на юг через Давань, Кангюй, Согд, Бактрию.
Однако еще раньше существовали дороги, по которым уже велась торговля Востока с Западом. Это были отдельные отрезки будущего Великого пути. Возникновению торговых связей способствовала разработка в горах Центральной Азии месторождений полудрагоценных камней — лазурита, нефрита, сердолика, бирюзы, ценимых на Востоке. Так, существовал «лазуритовый» путь, по которому из Центральной Азии в Иран, Месопотамию и даже в Египет доставляли этот камень. Одновременно с ним складывался «нефритовый» путь, связывающий области Хотана и Яркенда с районами Северного Китая. Кроме того, в страны Передней Азии из Согдианы и Бактрии вывозился сердолик, а из Хорезма — бирюза. Все эти маршруты, в конце концов, влились в трассу Великого Шелкового пути.
В истории этого пути были три периода, когда он почти полностью контролировался одним государством: Тюркским каганатом в VI веке, империей Чингиз-хана во второй четверти XIII века и империей Тимура в последней трети XIV века. Однако из-за высокой протяженности путей объединить их под единым контролем было чрезвычайно трудно.
Товары Великого Шелкового Пути
Товары по Великому Шелковому Пути шли в основном с востока на запад. И, как это следует из названия, главным товаром в этом списке был шелк. Благодаря своей легкости, компактности, громадному спросу и дороговизне он являлся идеальным предметом торговли для перевозки на дальние расстояния.
Еще в средние века венецианский купец Марко Поло назвал эти караванные пути шелковыми. А в научный оборот термин «Великий шелковый путь» в 1877 году ввел немецкий исследователь Фердинанд Рихтгофен в своем фундаментальном труде «Китай».
На начальном этапе развития Шелкового Пути китайцы получили из Центральной Азии высоко ценимых коней, а также семена люцерны и культуру винограда. Античный мир с древних времен культивировал виноградную лозу и производил вина. Для китайцев, прежде всего отделенных от других цивилизаций, виноград был новинкой. Более того, китайские посланники были крайне удивлены, что вино можно делать не из риса, а вот из таких неизвестных им ягод. Позже китайцы освоили за счет караванной торговли еще несколько сельскохозяйственных культур – фасоль, лук, огурцы, морковь, гранат, грецкий орех, инжир и др.
Из Центральной Азии и Восточного Средиземноморья в Китай поступали разнообразные шерстяные изделия – ковры, завесы, покрывала, паласы. Они произвели огромное впечатление на китайцев, незнакомых с техников обработки шерсти, льна, ковровым производством и паласным плетением. Высоко ценились в Древнем Китае парфянские гобеленовые ткани и ковры.
Из Центральной Азии вывозились верблюды, весьма ценимые в Китае, военное снаряжение, золото и серебро, полудрагоценные камни и изделия из стекла. Особенно ценилось своим высоким качеством самаркандское стекло. Оно рассматривалось раньше как предмет роскоши. А также кожа и шерсть, хлопчатобумажные ткани, золотошвейные тканы, экзотические фрукты – арбузы, дыни и персики, курдючные овцы и охотничьи собаки, леопарды и львы.
Из Китая же караваны везли на Запад знаменитую китайскую фарфоровую посуду — вазы, чаши, бокалы, блюда, снежной белизны с изящными рисунками. Только в Китае владели секретом изготовления тончайшего и звонкого фарфора, поэтому он очень дорого стоил на рынках Европы. Вывозились также бронзовые украшения и другие изделия из этого металла, бронзовые зеркала с разнообразным орнаментом, зонты, изделия из знаменитого китайского лака, лекарства, парфюмерия. Высоко ценилась и китайская бумага — одно из замечательных изобретений китайского технического гения. Предметами вывоза были золото, кожи и многое другое. Купцы везли также чай и рис, шерстяные ткани и лен, коралл, янтарь, асбест. В дорожных мешках купцов можно было найти слоновые бивни, носорожьи рога, черепаховые панцири, пряности, изделия из керамики и железа, глазурь и корицу, имбирь, оружие из бронзы и зеркала.
Из Индии доставлялись ткани, пряности и самоцветы, красители, слоновая кость. Из Ирана серебряные изделия. В Рим везли пряности, благовония, драгоценные камни, слоновую кость, сахар. Оттуда европейские картины и предметы роскоши.
В Восточную Европу из Центральной Азии поставлялись рис, хлопчатобумажные, шерстяные и шелковые ткани. Из Восточной Европы в Хорезм привозилось большое количество кож, меха, пушных зверей, кору для дубления кож, скот и рабы. Из Северной Европы, помимо мехов и кож, везли мед и невольников.
mirznanii.com
Где по России проходил Великий Шелковый путь / История / Мы создаем общение
Легендарная торговая магистраль, перекресток цивилизаций, связующая нить между Западом и Востоком — Великий шелковый путь. Его история началась больше 2000 лет назад, а маршрут никогда не был одним и тем же. Рождались и умирали государства, менялась власть, вспыхивали конфликты, и купцам приходилось искать новые безопасные дороги.Так, в VIII–X веках из-за политической нестабильности на юге караваны с товарами пошли по северному побережью Каспийского моря — через города Причерноморья, Северный Кавказ, низовья Дона и Волги. Это сыграло большую роль в формировании древнерусского государства — развитие торговли способствовало росту крупных городов. Рассказываем о регионах современной России, по территории которых проходили маршруты Великого шелкового пути.
Крым, Севастополь
Древний торговый город Херсонес шумел на берегу Черного моря сотни лет назад. Украшения и оружие, мед и оливковое масло, кожи и меха — все это покупали и продавали на местных рынках. Сегодня древнегреческий полис — это музей под открытым небом на окраине Севастополя. Руины античного города свидетельствуют о том, что Херсонес был крупным политическим и экономическом центром Северного Причерноморья. Здесь сохранилась центральная площадь, заложенная еще в V веке до н. э., и единственный в России и СНГ античный амфитеатр, вмещавший 3000 зрителей.
Прочувствовать дух тех эпох, когда здесь проходил Великий шелковый путь, совсем не трудно: можно побродить вдоль мощных оборонительных стен и башен, прикоснуться к колоннам старинной базилики, увидеть огромные античные амфоры.
По преданию, в Херсонесе произошло и одно из важнейших событий русской истории — крещение князя Владимира. В память об этом в конце XIX века здесь воздвигли Владимирский собор, который действует по сей день.
Ростовская область
Еще одним крупным торговым центром Великого шелкового пути был античный город Танаис в устье Дона. Увидеть его руины можно у хутора Недвиговка, в крупнейшем археологическом музее-заповеднике России.
История Танаиса начинается еще до возникновения Шелкового пути — поселение основали в III веке до н. э. для расширения торговли с местными племенами. Центральная часть города была обнесена крепостной стеной с оборонительными башнями, к ней примыкали жилые постройки, которые сохранились лучше всего. В музеях Танаиса хранится то, чем торговал древний город: посуда и оружие, орудия труда и украшения, одежда древних греков и римлян, скифов и сарматов. Окончательно погрузиться в прошлое можно на античной детской площадке — здесь предлагают поучаствовать в играх, придуманных тысячи лет назад.
Дагестан, Дербент
Один из важнейших пунктов Великого шелкового пути — Дербент, самый древний и самый южный город России. Он занимал стратегическое положение на трассе, связывающей Восточную Европу и Переднюю Азию, в узком проходе между Каспийским морем и Кавказскими горами. Проход перекрывает двойная Дербентская стена с башнями и воротами — все это сохранилось до наших дней. Чтобы проехать через эту местность, купцам приходилось платить пошлину, поэтому поселение и назвали Дербент — «узкие, закрытые врата».
Уже 1500 лет над городом возвышается крепость Нарын-кала, на территории которой можно увидеть термы, осадные резервуары для воды и церковь, высеченную в скале. Сердце старого Дербента — древнейшая в России Джума-мечеть, построенная в VIII веке и действующая до сих пор. А в старинной армянской церкви сегодня работает Музей ковра, где хранятся не только знаменитые дагестанские ковры, но и образцы других древних ремесел: серебряная посуда и украшения, оружие и миниатюрные глиняные игрушки.
Астраханская область
Из Дербента по берегу Каспийского моря караваны с товарами попадали на территорию, которую сейчас занимает Астраханская область. Здесь до сих пор находят артефакты времен Великого шелкового пути — например, монеты разных стран на горе Большое Богдо. Необычная возвышенность с таинственными пещерами, доминирующая над степью, и сейчас остается местом паломничества монголов и калмыков. Неподалеку раскинулось соленое озеро Баскунчак. Местную соль отправляли по Шелковому пути с VIII века, а баскунчакские лечебные глины не уступают грязям Мертвого моря.
Торговые пути проходили и через первую столицу Золотой Орды — Сарай-Бату. Древнее городище называют Приволжскими Помпеями: раскопки показали, что на берегу Ахтубы был огромный город с сетью оросительных каналов, дворцами и мечетями, водопроводом и центральным отоплением. В 5 км от раскопок снимался фильм «Орда», для которого воссоздали строения Сарай-Бату: дома, дворцы и караван-сараи. Съемки закончились, а декорации остались — здесь проводят экскурсии, рассказывают об истории Золотой Орды.
Но Великий шелковый путь — это не только торговля. По его дорогам вместе с купцами и их товарами распространялись всевозможные знания, в том числе кулинарные рецепты. В 2017 году в Астрахани состоялся международный фестиваль «Гастрономические традиции Великого шелкового пути». Здесь готовили блюда стран, которые соединяла торговая трасса, — казахский бешбармак, армянскую толму, греческое рагу. Русская кухня была представлена импровизацией на тему салата оливье.
Татарстан, Болгар
Один из коридоров Великого шелкового пути проходил по землям Волжской Булгарии. В IX веке это государство было важным экономическим центром со своим торговым и военным флотом — булгары проводили суда с товарами иноземных купцов вверх и вниз по Волге. В XIV столетии столица Волжской Булгарии стала одним из крупнейших городов Европы.
Сейчас на месте древнего Булгара стоит город Болгар, где сохранились памятники времен расцвета исчезнувшего государства: соборная мечеть, мавзолеи, минареты, руины бань, гончарных мастерских и ханского дворца. На территории городища действует несколько интересных музеев. В одном из них расскажут все о булгарской культуре. Здесь выставлены монеты, которыми расплачивались на Шелковом пути, оружие и ремесленные изделия. В интерактивном Музее хлеба все нужно делать своими руками: собирать колосья, молоть из них муку, месить тесто, печь хлеб. Музей письменности посвящен графике, которой пользовались тюркские народы, — от рун до кириллицы.
Алтайский край, Бийск
Миновав Поволжье, северные ответвления Великого шелкового пути через Южный Казахстан выходили на Алтай. В Бийском краеведческом музее хранятся находки, связанные с прохождением торговых путей по территории Алтайского края. Это янтарные украшения, монета Боспорского царства и барельеф с изображением Геракла. Местные кочевники торговали и с Китаем — об этом свидетельствуют шелковые ткани, найденные в пазырыкских курганах. На Алтае немало других археологических памятников: Царский курган, Денисова пещера и Карама — миллион лет назад здесь была стоянка древнего человека.
А в Бийске возрождают кулинарные традиции — с 2014 года здесь проводят соревнования по спортивному пельменингу на Кубок Великого шелкового пути. Организаторы турнира считают, что пельмени — единственное блюдо, которое объединяло народы, жившие вдоль торговых дорог. Участники соревнуются в лепке и поедании пельменей на скорость, оценивается и мастерство — в одной из номинаций победителем становится автор самого маленького шедевра из теста и мяса.
Переоценить значение древней торговой магистрали сложно — по ней распространялись идеи и знания, технологии и изобретения, культурные традиции и религиозные учения. Вот почему Великий шелковый путь был включен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, а идея глобальной транспортной системы живет до сих пор. Концепция «Новый шелковый путь» предполагает создание сети автомобильных и железных дорог между Европой и Азией. Часть проекта уже реализована — запущены первые поезда из Китая в страны Западной Европы. Новый шелковый путь проходит через Россию.
uposter.ru
Великий Шелковый Путь. | Журнал Ярмарки Мастеров
Великий Шелковый Путь!!!
Грандиозный торговый маршрут, который соединил Восток и Запад. Он стал причиной возникновения множества уникальных городов, исторических памятников, обычаев и даже государств.
Путь из Европы в Азию до II в. до н.э обрывался у границ Китая. Древнейшую китайскую цивилизацию от остального мира скрывали горные системы Азии – Тянь-Шань, Кунь-Лунь, Каракорум, Гиндукуш, Гималаи. Но во II веке до н.э., китайский посол Чжан Цянь посетил страны Центральной Азии с дипломатической миссией. И к этому периоду относят Основание Великого Шелкового пути. Чжан Цянь был поражен увиденным. Ведь только в Ферганской долине он насчитал более 70 больших и малых городских поселений с развитым ремеслом, земледелием. А жители городов и оазисов вели широкую торговлю с Индией, Ближним и Средним Востоком, античным миром. И вернувшись домой, он рассказал обо всём своему императору. И ещё о том, чем именно все эти страны были богаты.
Император услышал о «крылатых» конях Давани (II—I вв. до н. э). Якобы, в горах Давани водились дикие лошади, которых невозможно было поймать и приручить. Поэтому отбирали лучших кобылиц и выпускали в горы. От них и вольных диких жеребцов и пошла порода «небесных» коней. Тянь-Шань переводится с китайского как «Поднебесные горы», отсюда и название лошадей. В конце II века до н. э. сведения об этих лошадях дошли до столицы Китая, причём называли их также «крылатыми» или «потеющими кровью», так как действительно некоторые лошади во время бега покрывались капельками крови.
Они не шли ни в какое сравнение с мелкими китайскими лошадками. И император тут же захотел иметь таких лошадей, так как обладание ими давало огромные преимущества в борьбе против кочевников. Вскоре в Среднюю Азию были отправлены послы. Среди прочих даров они везли китайский шелк.
Так встретились древние цивилизации Средней Азии и Китая. И немногим позже Средиземноморских стран и Индии. Две великие дороги сошлись в единое целое. Одна, шла с Запада, из стран Средиземноморья в Среднюю Азию, пройденная греками в процессе походов Александра Македонского. Другая, шла с Востока, из Ханьской империи в Центральную Азию, разведанная Чжан Цянем, который прошел эту обширную область с севера на юг через Давань, Кангюй, Согд, Бактрию.
В систему Великого Шелкового Пути входило несколько ветвей караванных дорог. Они проходили через разные перевалы в горных хребтах, в обход пустынь.
Первый путь шёл из Китая (Чаньани), вдоль Тянь-Шаня к Дуньхуа, городу на окраине Великой Китайской стены. Далее дорога разветвлялась, окаймляя с севера и юга пустыню Такла-Макан. Северная уходила через Турфан в долину реки Или. Средняя (так называемый Южный путь) от Чаочана к южному берегу Иссык-Куля — через Хотан и Яркенд, вела в Бактрию (северный Афганистан). Здесь Южный путь расходился на два других маршрута. Один вел в Индию, другой на Запад и в Мерв, где сливался с Северным Путем. Далее, он проходил через Нису — столицу Парфии, Иран, Месопотамию и далее через Багдад шел в Дамаск, доходил до Средиземноморья. Третий путь был самый сложный. Он назывался Северный или Степной путь. Переправившись через Тянь-Шань, часть караванов шла через Ферганскую долину и Ташкентский оазис в Самарканд, Бухару, Хорезм, далее к берегам Каспия. Часть караванов из Самарканда держала путь в Бактрию и через долину Кашкадарьи выходила к Термезу, откуда, переправившись через Амударью, направлялась на Ближний Восток и Индию.
Также кроме трёх основных дорог, было много других. Которые соединяли эти три между собой. И уходили в другие страны. Но основными странами были Китай- Кыргызстан — Казахстан — Таджикистан — Узбекистан — Туркмения -Иран — Древняя Албания (Азербайджан) — Иверия и Колхида (Грузия) — Армения.
Политическая обстановка менялась, претерпевали изменения и маршруты. В VI-VIII вв. основной трассой стал путь: Сирия — Иран — Средняя Азия — Южный Казахстан — Таласская долина — Чуйская долина — Иссык-Кульская котловина — Восточный Туркестан.
Так распространялись различные товары. Драгоценные и полудрагоценные камни; кожа, шерсть, мех, хлопчатобумажные и золотошвейные ткани; вина; сельскохозяйственные культуры: фасоль, лук, огурцы, морковь, гранат, грецкий орех, инжир; экзотические фрукты – арбузы, дыни и персики; разнообразные шерстяные изделия – ковры, завесы, покрывала, паласы; техники обработки шерсти, льна, ковровые и паласные плетения; военное снаряжение; золото и серебро; стекло; посуда; бронзовые украшения; курдючные овцы и охотничьи собаки, леопарды и львы; бронзовые зеркала; зонты; бумага; чай; рис; пряности; благовония; лекарства; парфюмерия; культурные образцы в прикладном искусстве, архитектуре, настенной живописи по странам Востока и Запада; искусство музыки и танца; зрелищные представления; духовные ценности; религиозные идеи. На протяжении столетий сотни медресе, исламских колледжей в Бухаре и Самарканде привлекали студентов из Иерусалима и далеких стран, вроде Марокко и Индонезии.
ПРИЯТНОГО ПУТЕШЕСТВИЯ!!
Яркие картинки для тех, кто собирается в путь. А также для тех, кто хочет увидеть сказочный восток, или уже радуется приятным воспоминаниям…
Как дополнение в тему, картинки с видами рынков Марокко и некоторых других стран, НЕ входящих в Великий Шёлковый путь. Но отлично подходящие для замечательного времяпрепровождения!
Это ритуал!
Эс-Сувейра.
Таиланд, плавающий рынок.
Mанама, Бахрейн.
Узбекистан. Сюзане!
Аркада на Сук Вакиф в Дохе предназначена для торговли. Здесь женщины продают текстиль, свои ковры и ткани ручной работы.
Эс-Сувейра. Масла, специи!!
Кейптаун.
Эс-Сувейр.
Сирия. Роспись…
Дамаск.
Оман.
Эс-Сувейра! Очень мило!!!
Тунис. Кайруан.
Египетский хлопок.
Дубай!!
Синай, Египет. Бедуинка на рынке…
Африканский текстиль.
В берберской деревне.
Мали. Дженне.
Каир.
Египет. Каир.
Дамаск.
Баку.
Египет. Сундучки и шкатулки…
Дубай.
Каир.
Бейрут.
Дубай. Сухоцветы.
Баку.
Иерусалим.
Оман. Штампы для печати на ткани.
ИНДИЯ, ДЕЛИ.
Текстильный рынок в Дели.
Индийские одеяла.
Цветочный рынок.
Раджастан. Традиционная обувь.
Текстиль.
Индия. Ноготки килограммами!!!
Ух…, как горячо!!!
!!!
ТУРЦИЯ.
Стамбул. Специи, чай…
Турецкая керамика.
Стамбул. Финики, хурма…
Ковры ручной работы.
Маринованные овощи.
Рынок сладостей в Стамбуле.
Турецкая керамика.
Пряжа! Натуральный краситель.
Свежий гранатовый сок!!
МАРОККО, МАРРАКЕШ…
Атласские горы.
www.livemaster.ru
ВЕЛИКИЙ ШЕЛКОВЫЙ ПУТЬ | ПАМИРГЕО
ВЕЛИКИЙ ШЕЛКОВЫЙ ПУТЬ НА КАРТЕ ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ
(записки обывателя – не историка и не востоковеда)
В. Логачев
И все же, где проходил маршрут Великого Шелкового Пути? Попробуем нарисовать на карте Евразии эту линию.
Понятно, что эта линия будет не одна. Смена эпох, возникновение новых государств и народов, войны, научные исследования и географические открытия, приводили к возникновению новых торговых маршрутов и исчезновению старых. Толстые, тонкие, а где-то пунктирные линии на нашей карте будут постоянно делиться и раздваиваться, обрываться и возникать снова.
Посмотрев на опубликованные в разных источниках карты ВШП можно прийти к простому выводу: маршруты, как раньше, так и сейчас рисовались, в общем-то, свободно, раз — и мы пересекли Гиндукуш, два – позади Памир. На самом же деле, по некоторым таким маршрутам пройти можно, но только в самолете…
Рисуем. Имеем пункт А. Общепринятая начальная точка – это древняя столица Китая Чаньань (совр.Сиань) и конечный пункт Б — допустим древний город Тир на берегу Средиземного моря. По прямой — 10 000 км — четверть длины экватора.
Кратчайший путь из одной точки к другой – это прямая, но караваны по такому маршруту не пройдут, так как на их пути возникают преграды. Отметим их на нашей карте — это горы, пустыни, реки. Четвертая преграда – это, скажем так, геополитическая обстановка. Что бы с ней разобраться, надо хотя бы немного знать историю развития государств и народов Ближнего и Среднего Востока в древние и средние века.
В интернет заглядывать не будем, а возьмем материал из замечательных источников:
1. Монументальный труд Б.Г. Гафурова «Таджики»
2. Повесть В.А.Обручева «В дебрях Центральной Азии»,
3. Книга В.И. Сарианиди «Бактрия сквозь мглу веков», и книга неугомонного исследователя Памира, ученого секретаря первых Таджикско-памирских экспедиций П.Н.Лукницкого «Путешествия по Памиру».
Главные этапы средневековой истории Средней Азии:
1. Эпоха бронзы (II тыс. до н.э. — VI век до н.э.) На территории Средней Азии обитают племена и народности, принадлежавшие к иранской этнической группе, — согдийцы, бактрийцы, маргианцы, хорезмийцы, парфяне, различные племена саков и др. Научились плавить железо, появляются первые города. Земледелие и скотоводство превращаются в ведущие отрасли хозяйства. Возникновение Зороастризма, культ Митры.
2. Ахеменидское государство (V -IV вв. до н.э.). Объединение в составе одного государства различных древневосточных стран и народов. Важнейший центр — Бактрия. Через нее проходила караванная дорога на древний Иран и Вавилон. Появляются первые чеканные монеты.
3. 334 г. до н.э. греко-македонские войска Александра Македонского вторглись в Среднюю Азию. Дарий III разбит. Захвачены Вавилон, Сузы, Персеполь, Пасагеды. После захвата севера современного Афганистана греки, через гиндукушские перевалы, двинулись на Индию.
4. Селевкидское государство, расцвет греческой Бактрии. (III -II вв. до н.э.). Столица Бактрии – город Бактры (20км от современного Мазари- Шериф). Греко-эллинистическая культура переплетается с буддийскими памятниками и памятниками зороастризми. Вдоль торговой дороги от Тигра до Бактра строятся новые города и поселения (одних Александрий около десятка). Чеканятся монеты, на лицевой стороне которых местный царь, а на обратной — греческий бог. По торговым дорогам, идущим через современный Кабул, из северной Индии в Бактр и Согд проникает буддизм.
5. II –I века до н.э. — полчища кочевников (юэчжи, масагеты, а затем и саки) захватывают Мавераннах (большая часть территории Средней Азии). Возникают новые государства. В районе Ферганы — государство Давань. Здесь особенно славились ферганские кони – аргамаки – зависть аристократов соседних стран. Китайцы считали, что эти кони потеют кровью и называли их небесными и божественными (потокровность коней на самом деле – это результат проедания кожи паразитами). Это время как раз и считается началом возникновения Великого Шелкового Пути.
6. I –II вв.н.э.. Кушанское царство. Огромная территория – Северная Индия, Афганистан, Средняя Азия, Восточный Туркестан. Усиливается влияние буддизма. На монетах перестают чеканить греческих богов. Строятся новые города по Амударье, Сырдарье, Зеравшану (по линиям торговых магистралей). На запад в Рим идут караваны с шелком, продукцией из железа, бронзовые зеркала. (Так, есть данные, что у Парфян уже в середине I века до н.э. были шелковые знамена). На восток – в Китай и Индию отправляли шерстяные одеяла, различные ткани, овечьи шкуры, оружие, коней.
7. III век н.э.. Сасанидское государство. Столица Герат.
8. IV -VI века. Средняя Азия под властью эфталитов-кочевников.
9. В VI веке далеко от границы Средней Азии на Алтае складывается государственное образование, которое сыграло важную роль в истории Средней Азии – тюркский каганат (VI -VIII века).
Создается огромная кочевая империя, охватившая пространство от Кореи до Причерноморья. Китай превратился в фактического вассала тюрок и откупился от них выплатой колоссальной ежегодной контрибуцией.
Но огромной тюркской державе не суждено было оставаться единой. Начинаются междуусобные войны и в начале VII в. каганат распадается на ряд отдельных государств.
10. Тохаристан, VI –VIII вв н.э.. Занимал территорию – юг Таджикистана, часть Узбекистана (Сурхандарьинская обл.), северные области Афганистана. На территории Бадахшана добывались благородный лал (шпинель ) и лазурит. В Китае лазурит называли хотанским камнем. Ценились тохаристанские лошади.
11. VIII век — завоевание Средней Азии арабами, постепенное распространение на всей территории мусульманской религии. 751 год – таласское сражение. Недалеко от города Тараз арабы были остановлены китайским войском. Дальше этого меридиана до самой Джунгарии возникает буферная зона между мусульманами и китайцами.
12. IX –X века н.э. – образование государства Саманидов. Столица Бухара. Объединение Хорасана и Мавераннахра.
13. XI век – Караханиды. Султан Махмуд Газневид прославился своими жестокими набегами на Индию.
14. XII век – образование государств Сельджуков, Гуридов. На северо-востоке государство Кара-китаев со столицей в Баласагуне. Расцвет торговли между Востоком и Западом. Меняется ассортимент товаров. Чаще встречаются предметы для личного пользования широких слоев населения и для нужд кустарной промышленности. Караванный путь начинался в прибрежных средиземноморских странах, проходил через Багдад, Хамадан, Нишапур, Мерв, Амуль на Бухару, а оттуда через Самарканд, Шаш, Тараз, Баласагун, Суяб и южный берег Иссык-Куля, вел в Монголию и Китай.
Караваны иногда были очень большие. Так, например, Ибн Фадлан, который в 921-922гг. в качестве секретаря участвовал в посольстве халифа Муктадира в царство волжских булгар, утверждает, что караван посла состоял из 5 тыс. человек и 3 тыс. лошадей, не считая верблюдов. С караванами часто ездили не только купцы, но и ремесленники, мастера, ученые, художники и путешественники. Часто караваны сопровождали вооруженные отряды.
15. XIII –IX века – завоевание Средней Азии татаро-монголами. Проводниками войск Чингиз-хана были купцы из Хорезмшаха. Это они вели передовые отряды сыновей Чингиза по маршрутам Великого Шелкового Пути. Войска собирались в Джунгарии и Внутренней Монголии, разгонялись по джунгарскому коридору и через джунгарские ворота вырывались на стратегический простор Чу-Илийской долины. После взятия Отрара (1219 год) пришел конец Бухаре и всему бухарскому оазису. Пал Самарканд, Термез, Ургенч …, десятки других городов Хорасана, Балха и всего Мавераннахра. В результате грабежей и пожаров города Средней Азии превратились в груды развалин, а население их подверглось массовому истреблению. Пришло в запустение сельское хозяйство и торговля.
В это время открытие новых морских торговых путей между Востоком и Западом, сложная и геополитическая обстановка на территории Средней Азии привели к закрытию основных маршрутов Великого Шелкового Пути.
16. Противоречия и вражда шиитского Ирана с соседями суннитами так же, в какой-то мере, повлияли на закрытие торговых маршрутов в пределах Передней и Центральной Азии.
………………………………………………………………………………………………..
Мы отвлеклись. Пора рисовать маршрут.
Горы на нашей карте покажем как Китайцы – серия конусов вдоль простирания основных хребтов (кстати, у большинства старых китайских карт верх карты ориентирован на юг, а не на север). Пустыни обозначим желтым цветом, реки – синим.
От точки А (г.Сиань) прямо на запад — горы Нань-Шань. Обходим их с севера через Синин к городу Дуньхуан. Дуньхуан считался воротами в Китай, здесь маршрут делится на три части. Для удобства обозначим их например так: Северный (Чу-Илийский), Центральный (Ферганский) и Южный (Памирский) маршруты.
Сводная карта торговых маршрутов Центральной Азии в средние века
1.Северный маршрут. От Дуньхуана идет на северо-запад по Джунгарскому коридору, через Хами, Турфан, Манас до Кульджи и дальше поворачивает на запад в долину реки Или.
Джунгарская долина представляет собой аккумулятивную пустынную внутреннего стока с жарким, сухим резко-континентальным климатом, ограниченная с северо-востока хребтом Монгольский Алтай, а с запада горами Тянь-Шань. Здесь же расположена и знаменитая Турфанская впадина (150метров ниже уровня моря).
Общее глобальное высыхание Центральной Азии, постоянный вынос материала с ближайших гор и накопление его в пониженных участках долины, привело к гибели многих древних городов в этом районе. Так под эоловыми песками исчезли знаменитые буддийские и зороастрийские памятники Хара-Хото и Кара-Ходжи.
От Кульджи линия маршрута тянется вдоль северных отрогов Тянь-Шаня, по южному берегу Иссыкуля, до города Баласагун. Маршрут очень трудный и на этот отрезок пути торговые караваны тратили до двух недель пути.
От Баласагуна тянем линию к городу Тараз и дальше к Отрару. Отрар – один из крупнейших городов в средние века. Логистический центр, перевалочная база. Здесь линия раздваивается – одна уходит на Самарканд и Бухару, вторая тянется на северо-запад вдоль Сырдарьи до Яныкента на Арале.
Из Бухары одна из веток торгового пути шла к Амударье, затем по Амударье в Кят — центр Южного Хорезма, потом в Ургенч, а оттуда через Эмбу в Булгарское царство.
До 10 века торговый путь из Багдада и Ирана в Булгарское царство шел через Кавказ и Хазарское царство. Однако в начале 10 в. Отношения между багдадскими халифами и Хазарским царством резко ухудшились, и торговые пути стали проходить через Мавераннахр.
Об интенсивности торговых связей Средней Азии с Русью свидетельствует большое количество саманидских дирхемов, найденных в различных местностях России, вплоть до Балтийского моря. Из Булгарского царства через Хорезм вывозили меха, кожи, кору для дубления кож, скот, рабов, мед, орехи, и многое другое. Из Средней Азии в Восточную Европу везли шелк, рис, сухофрукты серебряные и золотые монеты.
Из Самарканда торговые пути поворачивали на юг и шли через Термез в Балх. От Балха одна из магистралей через Хульм уходила в Кабул и дальше на юг в Индию.
От Бухары главная торговая магистраль шла в Мерв.
Мерв – супергород в средние века (впрочем, как и Самарканд, Бухара, Балх и Кашгар). Все эти города в свое время были крупнейшими торговыми и культурными центрами. Здесь заключались торговые сделки, снимали пошлину, конфисковывали контрабанду …
В Балх(Бактр) из Бадахшана везли самоцветы – это лазурит(небесный камень) и бадахшанский лал (благородная шпинель).
Добываемый в Бадахшане в средние века лазурит (ляджуар) необычайно ценился в средние века, как на востоке, так и на западе. В Индии и древнем Иране жгли этот камень и растирали в тонкий порошок. Смешивали порошок со смолою, воском и маслом. Лучшие художники покупали этот ультрамарин. Скифы носили бусы из ляджуара. Он был излюбленным и дорогим камнем Китая. Китай украшал им чаши, шкатулки, делал из него перстни, амулеты и статуэтки. В исторические времена из лазурита изготовлялись шарики на головные уборы мандаринов, как эмблема их власти. Монгольские караваны доставляли ляджуар в Кяхту и обменивали фунт лазурита на фунт серебра.
Европа до 17 века почти не знала лазурита. До наших дней сохранились некоторые столовые предметы из лазурита — это кубки, чаши и вазы Франциска I и Генриха IV.
В 19 веке петергофская гранильная фабрика облицевала лазуритом колонны Исаакиевского собора, причем эта работа была произведена дважды: Монферан забраковал колонны, сделанные из прибалтийского лазурита, и поставил их у себя в доме на Мойке, а для Исаакия был выписан ляджуар из «страны бухарской» — 78 пудов бадахшанского синего камня.
Западная ветка тянулась от Мерва до Средиземного моря и без значительных изменений пересекала современную территорию Ирака, Ирана и Сирии.
Крупные реки Передней и Центральной Азии, такие как Тигр, Евфрат, Амударья и Сырдарья – представляли собой серьезное препятствие для караванов. Трудно понять, как именно осуществлялись переправы – ведь надо было переправлять сотни тонн груза, верблюдов, лошадей. Возможно, это были стационарные паромы, возможно, использовались наемные корабли.
2. Центральный (Ферганский) маршрут. Возвращаемся к развилке от китайского города Дуньхуан.
Центральная ветка торгового маршрута тянулась по северному краю пустыни Такла- Макан, через Карашар и Уч-Турфан к Кашгару.
Кашгар – перевалочная база, последний Китайский (или первый) форпост. Здесь опять маршрут делится на несколько составляющих. Одна линия тянется по долине реки Карадарья до Узгенда и дальше выходит в Ферганскую долину, вторая по долине Кузылсу в Алайскую долину и дальше через перевал Талдык к городу Ош. Теперь на запад до Самарканда и Бухары простирается благодатная Ферганская долина.
От Кашгара идет еще одна торговая тропа по долине реки Маркансу, по которой опять же можно свалить в Алайскую долину. Эту дорогу называют тропой контрабандистов. Пользовались ей редко, в основном сомнительные элементы не желающие платить пошлину на границе.
Маркансу, или как ее называют — Долина смерти – это пустынная, безводная, плоская как стол долина, засыпанная раскаленным щебнем и дресвой. Здесь постоянно дует сильный ветер, который как фен высушивает все, что попадается ему на пути. Долина сохранила вещественные доказательства наличия здесь старой караванной тропы – это кости и мумифицированные трупы животных — лошадей и верблюдов.
Был забавный случай, описанный Станюковичем. В 30-х годах прошлого столетия проходил автопробег Москва- Ош- Хорог. А дорожный мастер на перевале Кызыл- Арт (возле Маркансу) был парень с юмором. Он собрал несколько мумий животных и расставил их вдоль дороги, да еще таблички повесил – «привет участникам автопробега»…
3. Южный (Памирский) маршрут.
От Дуньхуана маршрут ведет на запад вдоль северных предгорий Наньшаня, Алтынтага и Куэнь-Луня, огибая Тибетское нагорье по южному краю пустыни Такла-Макан.
Этот путь шел через города Черчен, Ния, Керия, Хотан до Кашгара и Яркенда.
А вот дальше не совсем понятно. Единственный логичный маршрут — это на юг вдоль кашгарских гор, дальше через Ташкурган на запад, вдоль южных окраин Памира.
Где именно проходил маршрут, точно никто не знает. В начале 13 века этот отрезок пути прошел Марко Поло, путешествуя со своим отцом и дядей из Италии в Китай. Эта троица были купцы – профессионалы и, понятно, что путешествовали они не сами по себе, а шли примкнув к торговым караванам. Так как сохранились записи Марко Поло, можно провести их маршрут, а значит и караванную дорогу по которой венецианцы пересекли Бадахшан.
Достоверно известно, что Марко Поло, идя с запада на восток, посетил сначала Шесмюр (Кашмир), а потом Бадахшан – город не сохранившийся даже в развалинах. Потом, повернув на северо-восток, перевалил Гиндукуш и вышел к Бадасиану (р.Пяндж).
Непонятно в каком месте он форсировал Пяндж. Лукницкий считает, что где-то недалеко от современного города Хорог, возле развалин крепость Кала-и- бар –Пяндж.
Посмотрим на физическую карту этого района, а еще лучше «включим» спутник. Да, есть здесь естественный проход через Гиндукушские горы – это через озеро Шива и дальше на юго-запад к современному Файзабаду.
Вот так описывает Бадасиан( р,Пяндж) Марко Поло – « Из Бадасиана 12 дней на восток и северо- восток едешь по реке; принадлежит она брату бадасианского владетеля; много там крепостей и поселков. Народ храбрый, почитает Мухамеда. Через двенадцать дней – другая область, не очень большая, во всякую сторону три дня пути; называется она Вахан…»
Ваханская долина
Но от Хорога на восток и северо – восток тянется Рушанский хребет, и вдоль Пянджа от Хорога можно идти только на юг до Ишкашима, или в обратную сторону на север — до Рушана. Общее направление до границы с Китаем у Марко Поло выдерживается, но вот эти 200 км, которые надо пройти на юг как-то зависают.
Может, все-таки, Марко Поло со своими друзьями вышел к Пянджу через Зебак прямо на Ишкашим, а не через озеро Шива к Хорогу? Уж через Зибак точно проходила караванная дорога до самой Кашмирской долины.
Дальше от Ишкашима до Кашгара (куда и направился Марко Поло) самый логичный путь – это вдоль Пянжда на восток до слияния рек Памир и Вахан-Дарья, потом на северо- восток через озеро Зоркуль к Ташгургану , Яркенду или сразу на Кашгар.
Пересекая Бадахшан Марко Поло возможно посетил древние копи Кухилал . По крайней мере дал их краткое описание.
Благородную шпинель на месторождении Кухилал добывали вплоть до 15 века. Потом запасы истощились и месторождение закрыли. В 80-х годах 20го века разработка месторождения возобновилась силами экспедиции Памиркварцсамоцветы. В 1985 году геолог Я. А. Гуревич в забое штольни нашел уникальный, необычайно крупный образец бадахшанского лала. Ярко розовый кристалл весом в 6 кг прозвали Чудо-камнем.
Озеро Шива
Возвращаемся к северному отрезку маршрута ВШП в город Дуньхуан. Обручев В.А. известный геолог и исследователь Средней Азии в книге «В дебрях центральной Азии» указывает, что торговые пути, связывающие китайскую Джунгарию и Фергану, существовали вплоть до 20 века. Караваны не были такими большими как в средние века. В Фергану везли шелк, китайские сувениры, обратно – ткани, разный ширпотреб (рыболовные крючки, инструмент и т.д.). Торговые маршруты проходили через города — Ния, Керия, Хотан, что позволилило просуществовать им до наших дней, невзирая на разрушительный натиск песков пустыни Такла-Макан.
По Джунгарскому коридору на север, на Чугучак караваны ходили вплоть до дунгарского восстания (1862-1877 года). Китайцы жестоко подавили восстание жителей западных провинций Китая – мусульман. Как результат – засыпаны сотни колодцев, разрушены станции и поселения вдоль торговых путей.
Крепость Ямчун (Кафыр-Кала)
Упадок городов древней Бактрии, таких как Балх, Хульм, Александрия Оксийская и других, расположенных как на правом так и на левом берегу реки Амударья, связаны как с общими историческими процессами, так и с деятельностью реки Амударья. Частое изменение русла, нанос аллювиального песка из древних надпойменных террас, привели, в конечном итоге, к гибели этих городов.
Супер — город Мерв, город с двухтысячелетней историей, стоящий на пересечении не только торговых путей, но и на пересечении миграций народов и религий, в 1221 году был разрушен монголами. Тимуриды пытались его возродить, но тщетно.
Вот так закончил свое существование Великий Шелковый Путь. Многие города, через которые он проходил, со временем пришли в упадок, и сейчас представляют собой пологие песчаные холмы, поросшие верблюжьей колючкой.
Ну вот, все что хотел – я написал и нарисовал. Принцип, что я использовал, когда прокладывал маршруты, простой, — наносим ключевые города, и соединяем их, огибая естественные преграды, выдерживая общее направление. Все очень просто.
Киев, Борщаговка, январь 2016г.
pamirgeo.ru
Шелковый путь на карте, что такое Великий Шелковый путь история
Восток и Запад в течение нескольких тысяч лет соединял грандиозный торговый маршрут. В прошлые века по нему перемещались торговцы, миссионеры, географы. Сегодня по этим местам имеют возможность пройтись туристы. Великий шелковый путь – это уникальнейшая культурная ценность человечества всего мира. Именно по этой причине сегодня ЮНЕСКО уделяет много внимания тому, чтобы изучить и сохранить то, что оставили древние народы нашему и будущим поколениям.
Шелковый путь – что это такое
Действительно самый грандиозный за все время существования человечества торговый маршрут, который соединил между собой Восток и Запад, получил название Великий Шелковый путь. Именно благодаря нему образовались многочисленные города, обычаи, исторические памятники и государства.
Протяженность Великого Шелкового пути составляла тысячи километров. Когда-то здесь проходили торговые караваны, которые преодолевали палящие пустыни, горные перевалы и уникальные по своей красоте оазисы. Этот путь видел много событий за время своего существования: разрушительные войны, голод, мор, пожары, расцвет и опустошение городов, которые были вдоль него. На восточные базары стекались торговцы, везя по пыльным дорогам драгоценные камни и шелка, красители и пряности, золото и серебро, а также экзотических животных и птиц.
В истории такое понятие, как «Великий Шелковый путь» появилось в 19 веке. Это название маршрут получил не случайно, ведь шелк – это дна из самых главных ценностей, привозимых в Европу купцами с Востока. В Китае шелк начали производить еще в 3 тысячелетии до н.э., держа технологию производства в строжайшем секрете. Именно торговлю шелком считают причиной того, что Европа и Азия сблизились. Постепенно и другие страны узнавали, как производиться шелк, распространение шелководство осуществлялось именно по древнему маршруту, который проложили купцы Востока и Европы.
Но Великий Шелковый путь – это не только важнейшая торговая артерия древности. Он обеспечил обмен культурными ценностями между разными национальностями. Постепенно распространялись религиозные учения, философские и научные идеи, благодаря монахам, бродячим философам и просто путешественникам.
Где проходил Великий шелковый путь: страны
Это мощнейшая магистраль, которая была схожа на дерево с большим количеством ветвей. И маршрутов действительно было много, чтобы товарооборот мог охватить как можно больше городов.
Известны такие направления:
- Застава Янгуань – подножие гор Куньлунь – горы Цунлин – Афганистан, Иран – Дамаск, Багдад – Кипр, Мальта, Греция – Южное направление.
- Застава Юймэньгуань – горы Тянь Шань – горы Цунлин – Центральная Азия – Римская империя – Западное направление.
- Север Китая – Памир – Нижняя Волга – Черное море – Северное направление.
Протяженность
Великий Шелковый путь – это не единая магистраль, ветви караванных дорог обходили пустыни, проходя через горные перевалы.
Общая протяженность дорог составляла 12 800 км.
Маршрут Шелкового пути на карте
Краткая история Великого Шелкового пути
2 век до н.э. считается тем временем, когда было основано Великий Шелковый путь. В это время посол Китая Чжан Цянь был с дипломатической миссией в странах Центральной Азии. До этого путь в Азию из Европы заканчивался на границе Поднебесной, ввиду того, что древнейшая цивилизация страны скрывалась от всего мира горными хребтами Азии.
На протяжении многих веков изменения касались Великого Шелкового пути. По нему было очень трудно, опасно и длительно путешествовать. Так, чтобы добраться из Пекина к Каспию, караван был в дороге минимум 250 дней, а иногда время в пути растягивалось до года.
Дороги шелкового пути с древности использовались не только торговцами. Вместе с караванами часто шли паломники, ученые, философы, поэты. Именно они познакомили мир с производством шелка, бумаги, пороха, такими религиями, как буддизм, ислам, христианство. Мир смог оценить танцы и музыку, а также художество разных народностей.
Прервано товарооборот было в 11-13 веках. Целых три столетия было затишье, и только пи монголах возобновилась торговля. Однако, нестабильная ситуация в политической сфере Центральной Азии и развитие морских торговых путей привело к тому, что Великий Шелковый путь исчез.
Сегодня этого грандиозного маршрута не существует, но человечеству остались такие напоминания о нем, как узбекские города: Бухара, Хива, Термез, Самарканд, их история и архитектура.
Интересные факты
- Период монгольского завоевания, когда практически всем торговым маршрутом владел Чингисхан и его потомки, – это один из самых успешных периодов за все существование Великого Шелкового пути. Монголами было введено важные законы, которые стимулировали развитие торговли, а также строго следили, чтобы торговцы были в безопасности. Это сделало маршрут главным связующим звеном между Востоком и Западом.
- Распространение заболеваний. На протяжении многих лет ученые считались, что зараженные блохи, переносимые крысами, стали причиной распространения чумы на Западе. Но, как было установлено, именно песчанки – причина страшной болезни. Предположительно, верблюды торговцев могли стать ключевым фактором распространения чумы. Во время перемещения по Великому Шелковому пути они могли подхватить болезнь от блох с песчанок, а потом заразить людей.
- Влияние греческой цивилизации на терракотовую армию. Случайная уникальная находка фермеров потрясла мир в 1974 году. Они обнаружили 8000 терракотовых солдат, которые в деталях повторяли настоящих военных. Было сделано предположение, что греческая культура повлияла на терракотовую армию. С этой теорией согласны не все ученые.
- Кладбище в оазисе. Вблизи Великого Шелкового пути в 2007 году было раскопано кладбище, которому 1700 лет. Неизвестно, кто похоронил людей на этом кладбище, где стены могилы украшает резьба с мифическими стражами сторон света. Вероятно, это навсегда останется тайной, потому как могила была разграблена, и не осталось никаких надписей о личностях упокоенных.
mykitai.ru