Венский Собор Святого Стефана: старейшая лепнина и скульптура в романском и готическом стиле
Собор Святого Стефана (более известный в Германии как Штефансдом) – один из важнейших храмов Римско-католической архиепископии Вены и резиденция архиепископа Кристофа Кардинала Шенборна. Великолепная романская и готическая эстетика собора, была в значительной степени создана под покровительством герцога Рудольфа IV (1339-1365). Сам величественный храм стоит на развалинах двух ранних церквей, что христиане считают важнейшим фактом с точки зрения религиозной важности и значимости собора.
Собор Св. Стефана стал свидетелем многих важных событий в истории Габсбурга и Австрии, а его разноцветная черепичная крыша со временем превратилась в один из самых узнаваемых символов города. С точки зрения художественного искусства, особенную ценность представляет уникальная лепнина и скульптура храма, выполненная в очень необычном сочетании стилей. Роскошная лепка, великолепные барельефы, шедевральная скульптурная композиция – все это привлекает в Собор Святого Стефана сотни тысяч туристов ежегодно.
История создания великого архитектурного шедевра
К середине XII века Вена стала важным центром немецкой цивилизации, и четыре существующих церкви, включая только одну приходскую, больше не отвечали религиозным потребностям города. Еще в 1137 году на месте современного собора была построена первая церковь. Несмотря на то что ранее считалось, что первая церковь на этом месте была построена в поле за пределами городских стен, новая приходская церковь была на самом деле возведена на древнем кладбище, и датируется еще древнеримскими временами. Раскопки, которые проводились в Вене для монтажа системы отопления в 2000 году, показали наличие древних захоронений на глубине 2,5 метра под землей, которые были датированы 4 веком. Это открытие говорит о том, что еще более древнее религиозное здание было построено здесь именно в этот временной период.
Та версия собора, которую мы можем увидеть сегодня, прошла множество трансформаций и реконструкций — от сожженной первой церкви (1137 г. ) до романской второй (1263 г.), а далее до готического храма Альбертины (1340 г.) и дополнений герцога Рудольфа IV (1359 г.). Многочисленные разрушения и пожары, существенно изменили экстерьер и интерьер здания. В 1365 году, всего через шесть лет после начала готической эпохи в этом регионе, Рудольф IV проигнорировал статус Святого Стефана, как простой приходской церкви и задумал возведение величественного большого собора.
Этот шаг был только первым в реализации долговременного стремления Вены получить свою собственную епархию. В 1469 году император Фридрих III одержал победу над папой Павлом II, чтобы предоставить Вене своего епископа, который будет назначен императором. Этот момент стал переломным в истории Собора Св. Стефана. Венская епархия была канонически установлена 18 января 1469 года, а Собор Св. Стефана стал ее материнской церковью. В 1722 году во время правления Карла VI Папа Иннокентий XIII произвел собор в статус архиепископского.
Фото: источник
Во время Второй Мировой войны собор был спасен от преднамеренного разрушения руками отступающих немецких войск, когда капитан Герхард Клинкихт не принял приказа от городского коменданта Йозефа Дитриха «выстрелить сотню снарядов и оставить от него только обломки и золу». При наступлении советских войск часть собора была повреждена, но с 1947 года стартовала масштабная реконструкция, которая была завершена 23 апреля 1952 года.
Экстерьер собора
Церковь изначально была посвящена Св. Стефану, а также покровителю епископского кафедрального собора в Пассау, и поэтому была ориентирована на восход солнца. Построенный из известняка, собор имеет длину 107 метров, ширину 40 метров и 136 метров в высоту. На протяжении столетий сажа и другие формы загрязнения атмосферы, накапливающиеся на поверхности известняка, придавая фасаду черный цвет, но недавние мероприятия по восстановлению снова вернули некоторым частям здания первоначальный белоснежный цвет.
Возвышающаяся на высоту 136 метров, массивная южная башня Собора Святого Стефана — его высшая точка и доминирующая черта Венского храма. Ее строительство длилось 65 лет, с 1368 по 1433 год. Во время осады Вены в 1529 году и во время битвы в 1683 году она служила главным наблюдательным и командно-штабным пунктом обороны города.
Северная башня изначально была предназначена для симметрии южной башни, но дизайн оказался слишком амбициозным, учитывая, что эпоха готических соборов приближалась к концу, а строительство было остановлено в 1511 году. Смешение стилей здесь проявляется в зоне крыши, где четко прослеживается картина, характерная для эпохи Возрождения.
Все лепное великолепие собора предстает перед зрителем при осмотре крыши здания. Крыша собора Св. Стефана — это богато узорчатая, украшенная лепниной и скульптурными элементами кровля длиной 111 метров и покрытая глазурованными плитами. Над хором на южной стороне здания плитки образуют мозаику двуглавого орла, который является символом империи, управляемой из Вены династией Габсбургов. На северной стороне изображены гербы города Вены и Австрийской Республики.
Фото: источник
Композитор Людвиг ван Бетховен осознал свою глухоту, когда увидел птиц, летящих из колокольни во время звона колокола, но не слышал этого звука. Собор Святого Стефана имеет 23 колокола. Самый крупный официально назван в честь Святой Марии.
Экстерьерная скульптура Собора Св. Стефана
Старейшая сохранившаяся до наших дней экстерьерная скульптура собора — Венские эльфы. Они упоминаются впервые в 1685 году Каноном Тестарелло делла Масса в его книгах «Беспорядки и преследования» и «Стефаны-Домкирхен».
Огромную роль собор сыграл в жизни великого музыканта Вольфганга Амадея Моцарта, в честь которого на фасаде установлена мемориальная доска. Именно он был назначен вспомогательным музыкальным директором здесь незадолго до своей смерти. На протяжении всей жизни это была его приходская церковь, когда он жил в «доме Фигаро», здесь музыкант женился, и здесь же были крещены двое его детей, а его похороны были проведены в Часовне Креста внутри собора.
Рядом с катакомбным входом находится кафедра из которой святой Иоанн Капистрано и венгерский генерал Джон Хуньяди проповедовали крестовый поход в 1456 году, чтобы отразить мусульманские вторжения в христианскую Европу. Здесь же расположена великолепная статуя в стиле барокко 18-го века, которая изображает святого Франциска под экстравагантным солнечным светом, который топчет избитых турков. Это была главная кафедра оригинального собора внутри, пока она не была заменена кафедрой Никласа Герхарта ван Лейдена в 1515 году. Еще одна уникальная скульптура фасада — Фигура Христа, которую в шутку жители Вены называют «Христос с зубной болью» из-за мучительного выражения лица.
Знаменитые лепные алтари Собора Святого Стефана
Основная часть церкви содержит 18 алтарей, которые расположены в различных часовенках. Высочайший Алтарь и Алтарь Винера Нойштадта — самые известные среди них и представляют наибольшую художественную ценность.
Первоначально внимание любого посетителя привлекает отдаленный Высокий Алтарь, построенный в течение семи лет с 1641 по 1647 в стиле барокко. Алтарь был построен Тобиасом Поком по заказу епископа Вены Филиппа Фридриха Графа Брейнера, и выполнен из мрамора, специально привезенного из Польши и Тироля. Скульптурная композиция алтаря восхищает зрителя и представляет путь покровителя церкви Святого Стефана. Алтарь обрамлен фигурами святых покровителей окрестностей Вены — святых Леопольда, Флориана, Себастьяна и Рохуса. Увенчивается алтарь статуей Святой Марии, которая привлекает взгляд смотрителя к проблеску небес, где Христос ожидает первого мученика.
Фото: источник
Алтарь Винера Нойштедтера во главе северного нефа был заказан в 1447 году императором Фридрихом III, могила которого находится в противоположном крыле собора. Алтарь Винера Нойштедтера состоит из двух триптихов, верхний — в четыре раза выше, чем нижний. Когда открываются нижние панели, смотритель может оценить великолепную готическую решетку. В будние дни четыре панели закрыты и отображают серо-коричневую барельефную сцену с участием 72 святых. По воскресеньям открываются панели, показывающие золоченые деревянные фигуры, изображающие события из жизни Девы Марии.
Каменная кафедра – шедевр художественного искусства
Каменная кафедра — шедевр поздней готической скульптуры. Долго приписываемая творению Антона Пильграмы, сегодня Никлас Герхарт ван Лейден считается более вероятным ее автором. Чтобы проповедь могла быть лучше услышана прихожанами, кафедра стоит на столбе в нефе, а не располагается в алтаре перед церковью.
«Крылья» кафедры представлены, как стилизованные лепестки со стебля, поддерживающего ее. На этих готических лепестках изображены рельефные портреты четырех деятелей Церкви (Св. Августин Гиппонов, Св. Амвросия, Св. Григория Великого и Св. Иеронима), каждый из которых воплощен в одном из четырех типов темперамента и представляет конкретный этап жизни человека. Перила лестницы, изогнутые вокруг колонны от уровня земли до кафедры, имеют фантастические украшения в виде скульптур жаб и ящериц, кусающих друг друга, символизирующих борьбу добра со злом. На вершине лестницы каменный щенок защищает проповедника от злоумышленников.
Под лестницей находится один из самых любимых символов собора, известный как Фенстергакер, — каменный автопортрет неизвестного скульптора. Зубило в руке субъекта и знак подписи каменщика на щите над окном привели к предположению, что это может быть реальный автопортрет скульптора, но достоверных данных относительно этой скульптуры до сих пор не найдено.
Собор Святого Стефана украшен еще тысячами декоративных гипсовых и каменных элементов, уникальными готическими скульптурами и барельефами, некоторые из которых отражают всю сложность и глубину средневековой готики. К сожалению, описать всю красоту и величие этого собора невозможно, но вполне возможно увидеть этот архитектурный шедевр собственными глазами, посетив одну из признанных столиц лепного искусства – Вену.
источник обложки
Венский собор Святого Стефана, памятник Австрии
Собор Святого Стефана является главным храмом австрийской столицы. Его изображения стали появляться на картинах с видами Вены еще в Средние века. Эта историческая достопримечательность Австрии была заложена епископом Пассау в начале XII века и освящена в 1147 году. Но еще долгие десятилетия спустя собор достраивался, перестраивался и подновлялся.
Содержание
Собор Святого Стефана в Вене, история возведения
Первоначально храм представлял собой трехнефную базилику с сильно выступавшим трансептом, отделявшим от основной части здания узкую алтарную часть. После сильного пожара 1258 года собор фактически пришлось строить заново. От первоначальной постройки уцелел только западный фасад здания с монументальным порталом, носящим название «Исполинские врата». Два других портала, сооруженные позднее, также имеют свои названия: южный — «Певческие врата», северный — «Епископские врата».
В 1304—1340 годах была заново возведена алтарная часть собора и расширена основная часть здания. В 1359 году мастерами Микаэлем Кнабом, отцом и сыном Петером и Гансом фон Прахатицами была сооружена главная вертикаль собора — Южная башня высотой 137 м, на вершину которой ведет лестница в 312 ступеней. Жители Вены называют башню «Старый Стефан». Это одно из лучших произведений австрийской готики.
В середине XV века мастер Ганс Пукспаум, назначенный в 1440 году главным строителем собора, начал возводить Северную башню. Достраивали ее уже после его смерти, и она так и осталась незавершенной. Предание рассказывает, что для того чтобы быстрее закончить постройку башни, мастер Пукспаум заключил союз с дьяволом, но не сумел выполнить поставленное сатаной условие, и в результате башня обрушилась. В 1850-е годы башню собирались достроить, но жители Вены к тому времени уже настолько привыкли к однобашенному собору, что решительно запротестовали против вмешательства в его сложившийся облик.
Окончательно строительство собора завершил знаменитый архитектор и скульптор Антон Пильграм, и произошло это только в начале XVI столетия. С XII века собор Святого Стефана является главным храмом Вены, а с 1469 года — епископской кафедрой (с 1723-го — архиепископской).
Венский собор Святого Стефана, архитектура и интерьер
Несмотря на затянувшееся на несколько веков строительство, собор Святого Стефана сохранил архитектурную целостность, и его облик в основном выдержан в готическом духе. Окруженный со всех сторон городской застройкой собор почти невозможно охватить взглядом в полной мере, а с близкого расстояния можно увидеть только его уходящую в небо громаду.
Стены собора подпирают мощные контрфорсы. Многочисленные готические детали подчеркивают устремленность ввысь тяжелого монументального здания. Крыша собора покрыта многоцветной черепицей, которой выложены, в частности, гербы Австрийской республики. Гладкие стены фасада выложены из крупных блоков тесаного камня и довольно скупо украшены резными масками и скульптурами.
Среди них выделяется скульптура Самсона, раздирающего пасть льву. Но если стены собора выглядят почти гладкими, то порталы покрыты настоящим резным каменным ковром, погружающим зрителя в мир средневековых легенд и религиозной символики. Здесь можно видеть растительный орнамент, людей, птиц, фантастических животных, гномов, сказочных чудовищ.
«Исполинские врата», главный вход в собор, в прежние времена открывались только во время торжественных церемоний, например когда собор посещали короли и императоры. В обычное время прихожане входили в собор через боковые входы — северные «Епископские врата», украшенные порталом XIV века, или через южный вход, называемый «Певческие врата». Певческие врата украшают каменные фигуры герцога Рудольфа IV и его супруги Катарины. Их окружают оруженосцы. В руках герцог держит модель собора Святого Стефана.
Интерьер храма украшают многочисленные скульптуры и алтари. Но, несмотря на это, внутреннее пространство собора не загромождено и выглядит просторным. Его длина составляет 108 м, ширина — 35 м, а высота — 28 м. Пять пар мощных столбов поддерживают теряющиеся в высоте своды главного нефа. Свет попадает из высоко расположенных боковых окон, и в пасмурный день в соборе царит полумрак.
До наших дней чудом сохранились цветные средневековые витражи на окнах храма. Алтарь собора — так называемый Винер-Нейштадтский алтарь — относится к XV веку и является одним из самых значительных памятников подобного рода в Европе. Его украшают раскрашенные деревянные рельефы и богатый готический орнамент, а наружные створки покрыты средневековой живописью. Резной высокий алтарь выполнен мастером Якобом Поком.
В интерьере собора находится немало образцов скульптуры XIV—XV веков. Среди них выделяется статуя Мадонны, относящаяся к первой четверти XIV века. Другую большую статую Мадонны, изваянную в 1320—1330-х годах (ее причисляют к лучшим образцам немецкой пластики), можно видеть около епископской кафедры.
Сама кафедра, выдающийся памятник средневекового искусства, изготовлена мастером Антоном Пильграмом около 1515 года. Помимо буйной готической резьбы ее украшают четыре потрясающие по реализму и мастерству исполнения фигуры Отцов Церкви, высеченные из камня. Пильграм является и автором подножия органа. Здесь, среди причудливой каменной резьбы, можно видеть автопортрет самого скульптора. Второй его автопортрет находится в нижней части епископской кафедры.
Со времен Средневековья собор служил местом погребения королей, императоров, епископов, знатных людей. Здесь погребено множество деятелей не только австрийской, но и мировой истории — например выдающийся полководец, генералиссимус принц Евгений Савойский. Многие надгробия выделяются искусной работой и являются произведениями искусства. Среди них выделяется саркофаг императора Фридриха III, изготовленный в 1467—1513 годах.
В апреле 1945 года во время ожесточенных боев в Вене собор был охвачен пожаром, длившимся трое суток. Обрушились верхние части здания, рухнул большой колокол, сильно пострадал интерьер собора. Жители города и советские солдаты потушили пожар, но многие детали собора безвозвратно погибли. Спустя семь лет после реставрационных работ собор был снова освящен, но восстановительные работы продолжались еще более десяти лет. Сегодня собор Святого Стефана полностью восстановлен.
Австрия, карта расположения Венского собора
Собор Святого Стефана в Вене, история, стиль собора
Собор Святого Стефана в Вене (прекрасное фото:Автор: Bwag — собственная работа, wikimedia.org)
Собор Святого Стефана
Достопримечательности Собора Святого Стефана
1. Портал. Много демонического искусства.
2. Если смотреть на вход, то справа на углу темный камень с надписью «квартал проверен» ( 3 украинскй фронт под командованием Толбухина и Малиновского освобождали Венув 1945 году)
3. Башня, южная — правая, снаружи есть подьем наверх (платный) — 343 ступени, на левую башню поднимается лифт, внутри собора.
4. Алтарь деревянный резной, 15 века, внутри в конце левого нефа. Изображения из жизни Богородицы
5. Орган
6. Алтарное полотно «Избиение Стефана»
7. Статуя Богородицы, которой поклоняются женщины, работающие в домах
8. Пёчская икона Богородицы ( если стоять внутри перед решеткой, она справа под Балдахином
9. Изображение Иисуса ( легенда о зубной боли), снаружи, восточная апсида
10.Камень Святого Коломана, сувенирная лавка, в проеме двери справа
11. Старый колокол, вылитый из турецких пушек, на северной башне, нужно подниматься на лифте на северную башню
12. Капелла, где отпевали Моцарта
13. Кафедра с изображением 4 учителей Церкви: Св. Амбросиус, Св. Августин, Св. Иероним и Св.Грегорий
14. Тумба Найдхарта — миннензингера
15. Медальон — 7 страданий Марии
16. Иисус на масличной горе
17. Тумба Габсбурга Фридриха III
18 Тумба Габсбурга Рудольфа IV
19. Капелла Принца Евгения Савойского
20. Черепичная крыша
Готический кафедральный Собор Святого Стефана экс
преимущества: Специальное образование по Собору
Продолжительность экскурсии минимум 1 час
Осмотр платных достопримечательностей Собора оплачивается дополнительно
Вненшний осмотр Собора и внутри
Стоимость экскурсии 1 час — 50 евро
Венский «Штефль». ..
— как любяще называют Собор Святого Стефана венцы..Хотите посмотреть на Вену, как смотрели на нее жители, дабы увидеть как расположен турецкий лагерь и особливо палатка турецкого визиря во время осады Вены турками? Тогда, вперед на башню венского собора! Правда тогда забирались на самую верхушку южной башни и составляли план осажденного города! 343 ступени южной башни и Вы на вершине истории!
Несомненно главная достопримечательность Вены — Собор Святого Стефана и у нас с Вами есть исключительная возможность во время экскурсии по Вене обзорной или пешеходной посмотреть это уникальное готическое сооружение.( 26 Декабря день Святого Стефана)
Собор Святого Стефана — история
Рожденный в Иерусалиме в год рождения Христа, Стефан вместе еще с шестью дьяконами, с благословения апостольского помогали Христу в миссионерстве.
Стефан, обладалающий сильной харизмой был сильным проповедником и один раз после пламенной проповеди его обвинили во фривольности в его выражениях «О храме и законе Божьем» и представили его перед судьей, его убеждающая правдивая речь в защиту вызвало еще большее возмущение. Ослепленный светом , исходящим от Стефана — как будто Ангел встал на защиту, раздраженный судья не пускаясь в дальнейшее разбирательство, приговаривает Стефана к смерти, через избиение камнями по дороге к воротам Иерусалима и недалеко от ворот находит смерть избиенный Стефан.
Первый мученик за христиаскую веру, поэтому иногда его называют архимучеником.
На месте сегодняшнего собора Святого Стефана согласно летописям 1147 года, тогда еще за пределами города, была освящена Регинбертом — Епископом города Пассау (Епископство находилась тогда в Пассау) — в честь Святого Стефана романская церковь ( 83 м базилика с двумя башенками и трансептом) и до 15 века все права на церковь принадлежали тоже Епископству Пассау (в договоре обмена » Tauschvertrag von Mautern» от 1137 года между Бабенбергами и Епископством Пассау, последние получают права на воздвижение их церкви в Вене).
Собор Святого Стефана — строительство и стиль
В 13 веке по указу императора Фридриха второго ( он останавливался в Вене в 1237 году) было принято решение — построить ворота «Riesenetor» ( в «нормандском» позднероманском стиле ), западные эмпоры, языческие башни и капеллу Виргила.
В 14 веке возникает готическая постройка по указанию Габсбурга Альберта — хоры Альберта, церковь получает более просторный вид, более высокий, украшается церковь различными статуями ( самые старинные работы мы найдем в левом нефе церкви). Северный неф были посвящён деве Марии, средний св. Стефану и всем святым, южный двенадцати апостолам.
ЭрцГерцогом Рудольфом четвертым достраивается церковь ( 1359 год — церковь получает права епископиальной церкви ), выстраиваются две двойные капеллы, в 1359 была заложена южная башня, закончена 137 метровая башня в 1404-33 годах мастерами Петер и Хансом Прахатитцами. Строятся два боковых портала. Портал центрального входа украшается фигурами Рудольфа четвертого и его жены Катарины ( дочери чешского короля Карла четвертого), работы мастерской ЭрцГерцога Рудольфа четвертого .
В 15 веке Фридрихом третьим строится треххорная ступенчатая церковь — зал ( когда все нефы приблизительно одной высоты), с немного выше построенным средним нефом, начинается постройка северной башни, украшается готическими вимпергерами и осуществляется дальнейшая внутренняя отделка и оформление церкви(Алтари, иконы) вплоть до 19 века. Всего в звоннице 23 колокола, 20 из них используются. Большой колокол северной башни, массой в 21 400 кг.
Это второй по величине колокол Европы после Кельнского. Для ежедневного колокольного звона используются 11 колоколов южной башни с электрическим приводом.
Шедевры искусства — кафедра начало 16 века, авторство Антона Пильграма несколько оспаривается, кафедра с изображением 4 основателей латинской церкви — Амвросиусом, Августином, Хиронимусом и Грегором.
Собор хранит не только великое множество реликвий, а также легенды и истории…
Адрес: Stephansdom Stephansplatz 1 1010 Wien, Österreich
Время работы: пн.-воскр. с 08.00 до 22.00 — это только зайти внутрь с 09.00 до 11.30 — свободный осмотр левого нефа, посещение катакомб , обзорные площадки , сокровищница собора, и т.д.
с 13.00 до 17.30 (зимой до 16.30) — свободный осмотр левого нефа, посещение катакомб, обзорные площадки, сокровищница собора собора и т.д.
Входные билеты: Просто зайти — бесплатно, все остальные посещения платные порядка 3-5 евро
Органный концерт: Да
Краткая история венского собора Святого Стефана
Собор Святого Стефана – одна из наиболее культурно значимых достопримечательностей Вены | © unclepodger / Getty Images
Культурная поездка
10 января 2020 г.
Великолепное готическое здание собора Святого Стефана, главной церкви Римско-католической архиепископии Вены, является одной из наиболее культурно значимых достопримечательностей Вены. Это также важный объект наследия, который уважают в Австрии и во всем мире.
Прогуляйтесь по историческому центру Вены сегодня, и среди многих впечатляющих архитектурных памятников, включая неоготические ратуши и барочные памятники, дворцы и церкви, одно архитектурное чудо возвышается над остальными: собор Святого Стефана. Сегодня собор является чем-то вроде символа Вены, с его потрясающей мозаичной крышей и огромной высотой южной башни, что делает его одной из самых узнаваемых достопримечательностей города. Культурная поездка углубилась в факты, чтобы узнать больше о своей истории.
Собор Святого Стефана представляет собой слияние романского и готического архитектурных стилей | © Raimund Koch / Getty Images
Строительство первоначальной церкви началось примерно в 1137 году на месте, которое, как считается, было древнеримским кладбищем. Это первое здание было закончено в 1160 году, но оно было полностью разрушено большим пожаром в 1258 году, от которого почти ничего не осталось, кроме каменного фундамента, на котором оно стояло. Церковь была реконструирована с использованием двух уцелевших башен и вновь освящена в 1263 году. С тех пор собор Святого Стефана, или Stephansdom , чтобы дать ему название на немецком языке, со временем продолжал постепенно расти и видоизменяться, при этом большие участки были перестроены после повреждений, нанесенных во время Второй мировой войны, и на протяжении веков добавлялись различные башни, пристройки и украшения.
Внешний вид собора состоит из известняковых стен, украшенных тщательно проработанными статуями. Дизайн представляет собой слияние романского и готического архитектурных стилей. Но самой яркой особенностью собора, которая сразу бросается в глаза, является декоративная крыша из цветной черепицы с ярким ромбовидным узором белого, желтого, зеленого и коричневого цветов. Мозаика на южной стороне крыши изображает устрашающего имперского двуглавого орла, который выделяется черным цветом из 230 000 плиток, составляющих керамическую мозаику. На северной стороне можно увидеть гербы города Вены и Австрийской Республики.
Отличительной чертой Собора Святого Стефана являются его башни, которые, кажется, царапают небо своими пестрыми, богато украшенными шпилями. Самая высокая, которую ласково называют «Штеффль», — это южная башня, которая самовольно стоит на ошеломляющей высоте 136 метров (446 футов) и стала символом горизонта города, видимой практически из любой точки Вены. Внутри северной башни висит Пуммерин, один из крупнейших свободно качающихся колоколов в Европе, на котором выгравированы изображения Девы Марии. Легенда гласит, что глухота Бетховена впервые проявилась у него, когда он наблюдал за птицами, улетающими от северной башни, но не мог слышать звук звона Пуммерина.
Те, кто совершит паломничество по 343 ступеням к пику южной башни, в смотровую комнату, будут вознаграждены потрясающим видом из Венского собора Святого Стефана внизу – особенно невероятное зрелище в ясный день с голубым небом. небо.
В последние месяцы Второй мировой войны собор Святого Стефана был спасен от неминуемой гибели, когда капитан вермахта Герхард Клинкихт проигнорировал приказ коменданта города Дитриха «выпустить сто снарядов и превратить его в руины». Хотя собору удалось избежать бомбардировок, к сожалению, это была не последняя угроза, так как 19 апреля45 мирных жителей подожгли магазины в историческом центре Вены в знак протеста против вторжения советской армии. Пламя от пожаров перекинулось на крышу собора, в результате чего первоначальная готическая бревенчатая крыша рухнула. К счастью, некоторые из наиболее важных артефактов сохранились, в том числе кафедра и гробница Фридриха III, а реконструкция началась вскоре после окончания войны. Собор был восстановлен в своем былом великолепии и частично открыт в 1948 году, а в 1919 году снова полностью открыт для публики.52.
Гробница императора Фридриха III пережила пожар 1945 года | © John Kellerman / Alamy Stock Photo
Внутри собора Святого Стефана богато украшенные готические колонны, поддерживающие крышу, рассказывают истории о христианских святых, а с высоких стен выглядывают бесчисленные торжественные каменные лица. Ниже собор может похвастаться 18 алтарями, но центральным их всех, несомненно, является Высокий алтарь, на котором изображено побивание камнями тезки собора, святого Стефана. Высокий алтарь был построен в 1640-х годах с использованием мрамора из Штирии и Тироля в Австрии, а также из Польши.
Роскошно украшенный собор наполнен художественными изысками, в том числе позднеготической кафедрой, шедевром каменной кладки. Интересно, что кафедра была помещена в нефе, а не в алтаре, что позволило большему количеству людей услышать проповедь. Есть также многочисленные формальные часовни, в том числе Часовня Креста, где был похоронен принц Евгений Савойский и где проходили похороны Моцарта. Любопытно, что Христос, изображенный над алтарем в часовне Креста, имеет бороду, довольно жутковато сделанную из настоящих человеческих волос (имейте в виду, что эта часовня закрыта для публики).
Одним из самых важных экспонатов собора является икона Марии Пётш, икона Святой Марии с Иисусом, выполненная в византийском стиле. Она происходит из венгерской византийской католической святыни Мариапоч, но в 1696 году король Леопольд I приказал перевезти ее в Вену после того, как икона, как говорят, была замечена плачущей настоящими слезами.
Впечатляющий орган теперь гордо стоит перед витражом, украшающим неф. Говорят, что в соборе Святого Стефана еще в 1334 году был орган, но первоначальный орган (который был поврежден в 1945 fire) был заменен на более современный вариант.
Роскошно украшенный интерьер Собора Святого Стефана с богато украшенными готическими колоннами и впечатляющим Главным алтарем | © Mariano Garcia / Alamy Stock Photo
Под полом находятся катакомбы собора Святого Стефана, камеры с останками около 10 000 умерших, которые расположены по частям ярусами друг над другом, часть церкви, которую можно видели с экскурсией.
Некоторые из наиболее известных имен, похороненных в церкви, включают Елизавету Австрийскую, королеву Франции; Голландский художник Золотого века Ян ван Хогстратен; австрийский историк, ученый и дипломат Йоханнес Куспиниан; а также бывшие архиепископы Вены. Это также было местом похорон великих людей прошлого, таких как композитор Антонио Вивальди, чемпион Формулы-1 Ники Лауда и монархов Габсбургов, таких как император Франц Иосиф I и последняя императрица Австрии. Что касается более праздничной ноты, Йозеф Гайдн и Вольфганг Амадей Моцарт — лишь две из важных фигур, поженившихся здесь.
Собор Святого Стефана, один из самых гордых исторических памятников Австрии, представляет собой невероятное зрелище и является самой впечатляющей из церквей Вены. В соборе, открытом для публики круглый год, в течение года проводится множество мероприятий, в том числе популярные рождественские концерты. Доступны различные экскурсии на английском языке, и это одна из самых популярных достопримечательностей Вены, ежегодно привлекающая более миллиона туристов.
Билеты во внутренние помещения собора Святого Стефана стоят 6 евро (5 фунтов стерлингов), включая аудиогид, а за другие мероприятия, такие как посещение катакомб, взимается дополнительная плата; увидеть башню Штеффля; подняться на лифте на вершину северной башни; и увидеть сокровища собора. Билеты можно забронировать онлайн заранее. В церкви Святого Стефана регулярно проводятся мессы, а время месс и подробности других церковных служб можно найти на веб-сайте церкви (только на немецком языке).
Оставьте отзывСобор Святого Стефана в Вене – Блог Праги
Трейси А. Бернс
История
Самая известная венская достопримечательность, построенная еще в романские времена, отмечает городской пейзаж со своей 137-метровой южной башней и 230 000 красочных глазурованная черепица. В 14 веке собор получил готический вид, а в конце 17 века был отреставрирован в стиле барокко. Трехнефное сооружение на протяжении всей истории подвергалось ударам: оно было повреждено более чем 1000 пушечных ядер, любезно предоставленных турками в 17 веке, а затем пострадало во время наполеоновских войн с 1803 по 1815 год и революции 1848 года, когда реформаторы спровоцировали безуспешные политические восстания против руководство. Но самый большой ущерб пришелся на 20 век. Когда он загорелся в апреле 1945, около 45 процентов архитектурной жемчужины было разрушено, но, к счастью, восстановлено. Готическая ферма крыши, центральный неф и стеклянные окна были лишь некоторыми жертвами.
Внешний вид и готические порталы
Внешний вид захватывает дух. Герб Австрийской империи украшает черепицу, образующую зигзагообразный узор из 10 цветов. Горгульи извергают воду, защищая город от демонов. Готические порталы имеют богато детализированные тимпаны. Например, тимпан Портала певцов живописно повествует о сценах из жизни Савла от его путешествия в Дамаск до его обращения в апостола Павла. В тимпане Архиерейского портала изображены умирающая Богородица, канделябры, скорбящая женщина и скорбящие апостолы. Христос держит коронованную душу Марии. Коронация Марии также изображается в виде музицирующих ангелов. Тимпан на главном портале посвящен Христу, благословляющему радугу. Рельефы на этом портале уникальны: они изображают дьявола с петлей, монстра, крылатых сирен, переплетенных драконов и двух собак с общей головой. Ищите танцующую сирену, похожую на роковую женщину.
Статуи на колоннах и главный алтарь
Собор имеет длину 107,2 метра. Внутри три нефа украшают статуи святых, помогающие рассказать историю жизни и смерти Иисуса и святых. Главный алтарь — изюминка собора, первый и самый выдающийся алтарь в стиле раннего барокко в городе. Запрестольный образ направляет взгляды посетителей на небо, изображенное над сценой побивания камнями святого Стефана. Также появляются святые Себастьян и Рох, защитники от чумы. На другой картине Богородица изображена как Царица апостолов и святых. Статуя Пресвятой Богородицы украшает верхнюю часть алтаря. Три потрясающих витража показывают, среди прочего, распятие Христа и забивание камнями святого Стефана.
Кафедра
Кафедра, построенная в конце 15 века, поражает своим скульптурным орнаментом эпохи Возрождения. Четыре церковных врача выглядывают из того, что выглядит как каменные окна на блоках песчаника, символизирующих четыре возраста человека и четыре темперамента. 12 апостолов и святых также занимают видное место. Ищите задумчивого святого Августина с книгой, митрой и чернильницей. Обязательно загляните под ступеньки: на зрителя выглядывает автопортрет неизвестного скульптора. Каменные змеи и ящерицы, а также трехстворчатые и четырехстворчатые колеса украшают перила. Колеса с тремя створками, символизирующие Святую Троицу, направлены вверх, а колеса с четырьмя створками, представляющие четыре времени года, направлены вниз. Лягушки, змеи, ящерицы и земноводные сражаются на перилах, а маленькая собачка защищает проповедника от надвигающегося зла.
Алтарь Винер-Нойштадт и органный алтарь
В Женском нефе завораживает четырехстворчатый алтарь Винер-Нойштадт 1447 года, иллюстрирующий сцены из жизни Марии и короля, поклоняющегося младенцу Иисусу. Обратите внимание на безбородого короля. Он выступает за молодежь. В сцене с изображением Богородицы на троне также изображены святая Варвара, защитница пожарных и от взрывов, с башней, пораженной молнией, и святая Екатерина с мечом, использованным в ее мученической смерти. В закрытом состоянии алтарь изображает 72 святых, занимающих четыре ряда. Из органного алтаря на посетителей выглядывает голова скульптора Антона Пилигрима. На автопортрете Пилигрим выглядит так, как будто у него слишком много обязанностей и слишком много стресса, чтобы справиться с ним.
«Повелитель зубной боли»
В Нефе Апостолов посетители находят готического Мужа Скорби, названного «Повелителем Зубной боли» по легенде: однажды ночью пьяные тусовщики спотыкались на кладбище Святого Стефана, когда они издевались над статуей, утверждая, что это было похоже на Господа с зубной болью. Они даже обвязали его голову тканью. Пьяных тогда поразила сильная зубная боль. Они не поправились, пока не раскаялись перед статуей.
Гробница, чудотворная роспись и купель
Надгробие императора Фридриха III, созданное известным скульптором Николасом Герхартом ван Лейденом в период с 1463 по 1467 год, посвящено последнему императору, коронованному Папой, умершему в 1493 году. Трехуровневая гробница украшена балюстрадой с 54 фигурами святых и апостолов. . Грехи, совершенные императором, изображены в виде черепов и животных, навеянных фантазией. Слезы якобы текли по Чудотворной картине Марии Поч, которая относится к деревне Поч на севере Венгрии в 1696 году. Крестильная купель 15-го века является изюминкой Крестильной часовни. 14 ниш в бассейне изображают Христа как спасителя, святого Стефана и 12 апостолов. Ангелы играют на барабанах и воздвигают кресты над семью барельефами семи таинств.
Моцарт и Собор Святого Стефана
Проживая в Вене большую часть своей жизни, Вольфганг Амадей Моцарт был тесно связан с этим собором, где 4 августа 1782 года состоялась его свадьба с Констанцей Вебер. Двое его детей были крещены в Вене. баптистерий. Моцарт тоже был здесь завсегдатаем мессы. Хотя 35-летний мужчина был похоронен в братской могиле в 1791 году, панихида состоялась в церкви Святого Стефана в часовне принца Евгения Савойского, названной в честь одного из выдающихся военачальников Австрии. Во время службы знаменитый Реквием Моцарта звучал по всему элегантному залу. Мемориальная доска, посвященная Моцарту, также украшает стену.
Катакомбы и другие помещения
Интересно и то, что находится под собором. В катакомбах находится Герцогский склеп с саркофагом императора Рудольфа IV и еще 14 гробниц. В усыпальницах под зданием находятся мозг, глаза и кишки 72 правителей Габсбургов, а в более новой части катакомб 1744 года находятся останки почти 11 000 человек. Над землей находятся ризницы с потрясающими фресками и большим готическим распятием, а в Сокровищнице хранятся ценные облачения и литургические предметы.
Стефансдом: Любимый собор Вены | Архив статей
by Джоанна Дайан Кейтас, появляется в Том 28
Гигантские ворота собора Святого Стефана, Вена, Австрия. Фото: wikipedia.org
Среди величайших готических соборов Центральной Европы 1 Собор Святого Стефана в Вене отличается одной из самых незавершенных, неоднородных архитектур, но также и одним из самых длительных периодов строительства. 2 В то время как Северная башня осталась незавершенной, ее высота составила всего 50 процентов от ее предполагаемой высоты, и ее увенчал купол эпохи Возрождения, который даже не претендовал на концептуальную гармонию или законченность, 3 структурные дополнения продолжались на протяжении всей эпохи барокко и, по сути, ну в двадцатом веке.
Первоначальные планы строительства служили растущим политическим амбициям восходящих герцогов Австрии сделать свою столицу епископством, независимым от древней епархии Пассау
Как следствие, здесь не все соответствует традиционным характеристикам готических соборов. План базилики показывает отсутствие характерного трансепта; вместо этого огромная Южная башня рекордной высоты 6 была пристроена сбоку в середине четырнадцатого века как башня, примыкающая к хору ( Chorflankenturm ), 7 , как и недостроенная Северная башня с «Орлиной дверью», обозначающей поперечную ось церкви. В соборе Святого Стефана не один, а три хора: один главный и два боковых, каждый из которых завершается апсидой. 8 Двускатная крыша хора заметно ниже, чем у более позднего нефа. 9 Он по-прежнему романский в своем западном фасаде с единственным порталом, 10 , а также двумя шестиугольными западными башнями, которые едва выходят за чрезвычайно массивную крышу нефа. Это составляет большую часть высоты собора, не находя отражения во внутренней высоте его свода. 11 Эти западные языческие башни — Heidentürme — были построены из камней и кирпичной кладки древнеримских построек, изъятых в двенадцатом веке из древних военных укреплений. Они образуют самую старую часть церкви вместе с Гигантскими воротами (Ризентор) в позднероманском стиле (около 1230 г.). 12
Чертеж в разрезе, показывающий большую высоту боковых проходов. Изображение: История архитектуры, Сэр Банистер Флетчер
Главный портал венчает простой тимпан, частично скрытый крыльцом, изображающий традиционного Христа в величии (Христос Пантократор, ранний, почти византийский вариант позы) в мандорле, символически обнажающего колено, либо как секретный масонский знак или чтобы подчеркнуть его положение как библейского судьи, хотя внизу нет видимых типичных регистров, изображающих Страшный суд.
Боковые аспекты этой известняковой конструкции создают видимость фасадов без подчеркивающей медианы: на западном фронтисписе, нагроможденном архитектурными элементами, отсутствует вертикальный привод романских выступающих контрфорсов во всю длину или единых готических горизонтальных членений, которые подчеркивали бы ширину и устойчивость. собора. Вместо центрального колеса или окна-розетки над главным порталом собор Святого Стефана имеет большое ажурное окно с остроконечной аркой, напоминающее фонари в английских готических соборах.
Неф собора Святого Стефана, кафедра слева. Фото: wikipedia.org
Тем не менее, доминирующих приемов и изысков готического архитектурного дизайна предостаточно: в соответствии с каноном немецких готических заловых церквей нефы имеют почти такую же высоту, что и неф, располагая трехэтажным внутренним фасадом типичный для французской готики неф (ср. Амьенский собор). Вместо этого они пропускали больше света через большие ажурные витражи и аркады в полный рост, поскольку важность проповедей как общинной деятельности возросла во всех трансальпийских частях Европы. Сложные паутинные своды нефа и проходов отражают стиль высокой готики, аналогичный стилю другой немецкой готической церковной церкви, Heilig-Kreuz-Münster (Собор Святого Креста) в Швебиш-Гмюнд (1317–1351), в то время как хор сохранил старый четырехсторонний ребристый прыжки. Обилие вершин, особенно на башнях, придает облику готики невесомость, а яркие арки и многочисленные горгульи повышают декоративность архитектуры. Несколько скульптур и замысловатые декоративные элементы, прикрепленные к внутренним опорам и аркадам, нарушают монотонность множества парящих вертикальных линий нефа.
Простые каменные полы с бордовым и белым шахматным рисунком, без декоративных элементов, таких как лабиринты или свастики, как в Амьене, нарушают визуальную главную ось церкви, отвлекая внимание на проходы и создавая иллюзию увеличения ширины нефа.
Шесть отдельных часовен составляют часть собора: Святой Варвары под Северной башней, Святой Екатерины под Южной башней, Часовня Креста в северо-восточном углу, Святого Элигия в юго-восточном углу, Святого Варфоломея и Святого Валентина (который держит гроб святого Валентина).
Двускатная крыша, поддерживаемая сейчас шестьюстами метрическими тоннами стали, имеет длину 111 метров, поднимается до 60 метров в высоту в нефе и покрыта 230 000 глазурованными плитками 15 в переплетенном ромбовидном узоре, закрепляющем с южной стороны герб дома Габсбургов-Лотарингии 16 , а с северной стороны гербы города Вены и Австрийской Республики. Крыша собора настолько крутая, что она самоочищается дождем и практически никогда не собирает снег.
Собор Святого Стефана имеет в общей сложности двадцать три действующих колокола, в том числе самый большой в Австрии (и второй по величине в Европе), чрезвычайно популярный Пуммерин (Бумер), посвященный Деве Марии, основанный из трехсот турецких пушек, захваченных после осады Вена султаном Мехмедом IV в 1683 году и украшена короной с изображением голов шести турок.
Он звонит в Новый год, Рождество, Пасху, День всех святых и лишь в очень немногих других крупных событиях из-за своего веса (44 380 фунтов), представляющего опасность для конструкции. 17 Одним из самых популярных и самых инновационных произведений искусства этого собора является его кафедра, обеспечивающая значительно большую слышимость проповедей верующим на местном языке, произносимых с каменного насеста, вырезанного в стиле поздней готики наверху лестницы, обернутой вокруг колонны. в нефе, а не с кафедры на хорах. Под лестницей человек в шляпе выглядывает из иллюминированного окна под каменные перила, украшенные жабами и ящерицами, пожирающими друг друга в борьбе между добром и злом. Это знаменитый автопортрет мастера-каменщика «Фенстергукера».
Алтарь Wiener Neustädter. Фото: wikipedia.org
Главное в любом храме – это, конечно же, его алтари. В соборе Святого Стефана их восемнадцать в нефе и центральной апсиде, а также по одному в каждой из шести часовен. Из трех самых известных алтарей два пережили обстрелы и пожары в конце Второй мировой войны: Главный алтарь и Винер-Нойштедтерский алтарь. 19 Выполненный из мрамора из Польши, Штирии и Тироля, Главный алтарь (1641–1647 гг.) окружен фигурками местных святых Леопольда, Флориана, Себастьяна и Роха и увенчан статуей Пресвятой Богородицы под маслом. Панно с изображением Христа, приветствующего вознесение на небо святого Стефана, первого мученика. Главный алтарь был частью реконструкции собора в стиле барокко при императоре Фердинанде III в 1640-х годах.
Южная башня, построенная между 1368 и 1433 годами, имеет высоту 445 футов. Его прозвище «Штеффл», уменьшительное от имени Стивен. Фото: wikipedia.org
Со временем внешний вид собора служил и мирским, но важным общественным целям, таким как демонстрация официальных венских размеров ткани 20 или закодированных граффити антинацистского сопротивления. 21 На протяжении многих веков высоко в Южной башне каждую ночь дежурили апартаменты сторожа для дальнего военного наблюдения и пожарной сигнализации. Эрнст Рюдигер Граф Стархемберг, командующий городом во время Второй турецкой осады 1683 года, использовал эту площадку для разведки передвижений противника и руководил обороной из этого маловероятного «командно-диспетчерского центра».
Джоанна Дайан Кайтас имеет степень бакалавра математики с отличием Колумбийского университета и, после работы в аспирантуре Оксфордского университета, является кандидатом на степень доктора юридических наук на юридическом факультете Колумбийского университета.
Примечания: 1. Это одно из главных готических сооружений за пределами Франции и единственный готический собор в Австрии. См. Артур Салигер, «Der Wiener Stephansdom», в: 9.0099 Дом Стефана. Orientierung und Symbolic , ред. Карин Домани и Иоганн Хиш (Вена: Wiener Dom Verlag, 2010), 109–153, на 125. Южная башня строилась шестьдесят пять лет (1368–1433), ее высота составляет 445 футов (136,67 м), это самое высокое сооружение. построен в свое время. 2. В то время как первоначальный собор был построен с 1137 по 1160 год, основные изменения продолжались до 1511 года, а сама структура так и не была полностью завершена из-за таких трудностей, как ограниченные запасы камня. См. Андреас Рохатш, «…Hie sind vermerkt die fertt von Au und von Menestorf», в: Der Dombau von St. Stephan. Die Original pläne aus den Mittelalter , ред. Микаэла Кронбергер и Барбара Шедл (Вена: Metroverlag Wien, 2011), 50–53, p. 53. 3. Строительство Северной башни было остановлено в 1515 году. В 1578 году была добавлена «Welsche Haube» (итальянская кепка)4. Этот проект был реализован только тогда, когда бабенбергский маркграф Леопольд IV («Щедрый») присоединился к крупному обмену землей в Маутернском договоре с епископом Регинмаром Пассауским, за столетие до начала строительства в 1137 году.0099 Die Babenberger, Markgrafen und Herzöge von Österreich, 976–1246 (Вена: Boehlau, 1976), 143 и след. 5. В отличие от заявки современного города на участие в Олимпийских играх господство средневековых столиц в выборной монархии, такой как Священная Римская империя, зависело от надрегионального признания, включая церковное значение. В этом контексте огромные затраты на такой проект, как большой собор, отделяли пшеницу от плевел «второстепенных князей». Ибо щедрость императора с Церковью укрепляла его легитимность dei gratis (милостью Божией). См. Georg Flor, Gottesgnadentum und Herrschergnade: über menschliche Herrschaft und göttliche Vollmacht (Кельн: Bundesanzeiger, 1991). 6. Несмотря на свою высоту 136,67 м, Южная башня покоится на фундаменте глубиной всего 4 м. 7. «Готик», Википедия, последнее изменение 9 августа 2015 г., http://de.wikipedia.org/wiki/Gotik. 8. Это третий хор, построенный в соборе Святого Стефана (1304–1330 гг.), каждый из которых повторяет основную форму, но увеличивается в размерах. 9. Неф был построен в 1420–1450 годах. 10. Во французских готических соборах, таких как Амьен и Нотр-Дам-де-Пари, обычно было три портала, один из которых вел в неф, а два — в проходы. 11. Вершина крыши достигает 60 м, а высота нефа 28 м. Языческие башни имеют высоту 66 м. См. Stephansdom, последнее изменение от 24 августа 2015 г., http://www.aeiou.at/aeiou.encyclop.s/s83879.4.хтм. 12. Остальная часть романской постройки была разобрана в середине пятнадцатого века, так как буквально вокруг нее и над ней строился более крупный готический неф. См. Барбара Шедл, «Der beschwerliche Weg zum Dom», в: Der Dombau von St. Stephan , eds. Kronberger and Schedl, 29. 13. Романский стиль, около 1150 г., ныне известный как Saint Julien de Saint-Julien-de-Jonzy в Брионне, Бургундия, Франция. См.: Saint Julien de Saint-Julien-de-Jonzy, последнее изменение 19 января 2015 г., http://www.romanes.com/Saint-Julien-de-Jonzy/Saint_Julien_de_Saint-Julien-de-Jonzy_0017_en.html. 14. «Дом Стефана: Врата Гигантов и языческие башни», последнее изменение от 24 августа 2015 г., http://www.wienvienna.com/stephansdom-giants-gate-heathen-towers. Один из нескольких намеков на Ноев ковчег. 15. 12, 19 апреля. 45, зажигательная катастрофа, вызванная поджогом мародерами окружающих зданий, разрушила первоначальный несущий деревянный каркас. (См. «Дом Стефана: История (1900 — настоящее время)», последнее изменение от 24 августа 2015 г., http://www.wienvienna.com/stephansdom-history-fire-services-tourism.) В общей сложности он занимал один квадратный километр леса. См. «Св. Собор Святого Стефана, Вена», Википедия, последнее изменение 12 августа 2015 г., http://en.wikipedia.org/wiki/St._Stephen%27s_Cathedral,_Vienna. 16. Найл Берд, «Крыша дома Стефана», Architektur in Wien (блог), 20 марта 2010 г., http://architekturinwien.blogspot.com/2010/03/stephansdom-roof.html. 17. Второй по величине качающийся колокол в Европе. С 2003 года в него звонит только компьютеризированный электрический механизм. См. «Пуммерин», Википедия, последнее изменение 14 августа 2015 г., http://en.wikipedia.org/wiki/Пуммерин. 18. Но уже неясно, изображает ли Фенстергукер главного архитектора Антона Пилграма (1460–1516) («Дом Стефана», http://www. vho.at/guide/stephansdom.en.html) или Николаса Герхарта. ван Лейден (1430–1473), чья кафедра святого Франциска, топчущего турка, прикреплена снаружи. См. «Св. Собор Святого Стефана, Вена», Википедия и «Никлас Герхарт ван Лейден», Википедия, последнее изменение 1 января 2015 г., http://de.wikipedia.org/wiki/Niclas_Gerhaert_van_Leyden. 19. «Алтарь Винер-Нойштадтер» был приобретен в 1884 году в Новом монастыре в Винер-Нойштадте и носит знаменитый таинственный лозунг Фридриха III «A.E.I.O.U.». на пределле, иногда интерпретируемом как «Austria Erit in Orbe Ultima» («Австрия будет величайшей на земле»). См. «Дома Стефана», http://www.aeiou.at/aeiou.encyclop.s/s838794.htm. 20. Льняной уголок и драпированный уголок. 21. «Gedenktafel (unter dem ‘05’-Zeichen rechts vom Riesentor)», последнее изменение от 24 августа 2015 г., http://www.nachkriegsjustiz.at/vgew/1010_stephanriesentor.php. В последние дни Второй мировой войны на Южной башне развевался белый флаг, приглашая российские войска войти в город без дальнейших разрушений.