Каждому – свой крест
ПРАГА—Чем отличаются позиции христианской церкви в Грузии и Армении? Таким вопросом задались востоковед, сотрудник кафедры всемирной истории и регионоведения Российско-Армянского университета Антон Евстратов и художница, работающая в жанре социального репортажа, Виктория Ломаско. Мы поговорили с ними об их проекте и впечатлениях.
Катерина Прокофьева: Антон, вы провели исследование о роли христианской церкви в армянском обществе. Согласны ли вы с утверждением, что ее роль в целом базовая даже в самом образовании армянского государства, и правда ли, что нация, армянство как таковое и церковь часто отождествляются?
Антон Евстратов: Действительно, часто отождествляют. Другое дело, что во многом на современных армянских реалиях это такой декларативный момент, потому что если сравнивать, например, с соседней Грузией, то роль церкви в Армении и роль религии, в принципе, значительно ниже. Этому во многом способствовало, конечно, и советское прошлое, снивелировавшее эту роль по всему постсоветскому пространству…
Катерина Прокофьева: Но ведь советское прошлое было одинаковым и у Армении, и у Грузии…
Embed share
No media source currently available
0:00 0:17:12 0:00
Антон Евстратов: Именно. Я бы хотел перейти ко второму моменту, уже личному. Если современный грузинский патриарх – фигура популярная, может быть, одна из самых популярных фигур на территории страны, и не только как религиозный лидер, но и как политический и общественный лидер, то армянский католикос не воспринимается таким образом. Последний католикос, который по-настоящему был национальным лидером, воспринимался как серьезная, мощная фигура – это был Вазген, которого, как известно, давно нет с нами. В этом армянское общество гораздо более секуляризовано, нежели грузинское. С другой стороны, есть и такие моменты, которые его отличают от той же России – например, уроки религии в школе имеют место.
Катерина Прокофьева: И вы говорите, что такого авторитета, который бы высказывался по политическим вопросам, как Илия Второй, в Армении нет. Кого можно по степени влияния на умы с ним сравнить?
Антон Евстратов: По степени влияния, если вы имеете в виду в современных реалиях, такого нет. Здесь, конечно, выделяется Арцах, поскольку современный архиепископ Паргев Мартиросян был видным участником освободительного движения, противостояния с Азербайджаном, и сейчас он действительно пользуется серьезным авторитетом. И в этом плане Арцахская епархия несколько выделяется. Но, в общем, в Армении, конечно же, роль и личность патриарха несравнима с личностью как Вазгена, так и, например, современного грузинского патриарха Илии Второго – это правда.
Катерина Прокофьева: А если сравнить с Россией, велика ли вообще церковная цензура?
Антон Евстратов: По крайней мере, согласно высказываниям тех, кого обычно цензурируют, – например, художников, деятелей искусств, – то в Армении, кстати, меньше цензурируются церковью по тем или иным религиозным соображениям, нежели в России. Для некоторых это может быть открытие: с одной стороны, христианство всегда в окружении мусульман, и зачастую христианство способствовало выживаемости армянского этноса – а вот нет. Получается так, что в Армении цензура именно по религиозной линии значительно меньше, и художники, например, с которыми нам довелось пообщаться, говорили о том, что, да, они испытывают здесь некоторые проблемы, но в России они вообще выставиться не могли.
Катерина Прокофьева: Т.е. специального закона, как об оскорблении чувств верующих нет, но даже и общественного осуждения не надо ожидать – это так?
Антон Евстратов: Что касается общественного, – тут по-разному. Это может быть, а может не быть. В обществе именно такого религиозного, четко выраженного дискурса нет. Но я могу отметить такой момент, как получение гражданства, – например, армянское гражданство может получить только христианин, только адепт как раз Апостольской церкви. Есть целый субэтнос армянский – хемшилы, которые являются мусульманами, т.е. это армяне, на тех или иных этапах принявшие ислам. Недавно мне довелось познакомиться с одним из лидеров этого движения, который проживает в Канаде, и вот он много делает для Армении, армянстсва, будучи мусульманином и осознавая свое армянство, но гражданство он получить не может именно на основании своей религиозной принадлежности, ибо от ислама он отрекаться не собирается.
Катерина Прокофьева: А если бы вам нужно было сравнить уровень театральности в церковных обрядах – армянских и грузинских – и степень вовлеченности именно в ритуализацию, то что бы вы сказали, где этого больше – у армян или у грузин?
Антон Евстратов: На мой взгляд, в православной церкви, в принципе, не только грузинской, театральности значительно больше, нежели в Армянской апостольской церкви. Об этом говорит то же убранство мест поклонений – соборов, церквей и прочего, об этом нам говорит ряд обрядов, вплоть до одеяния священников и многое другое. Т.е. Армянская церковь в этом плане, по крайней мере по своей внешней составляющей (они чем-то напоминают протестантские храмы по своему аскетизму, по простоте убранства и т.д.), сохранила некую свою древнюю аутентичность, сохранила то убранство, которое если не изначально, то, по крайней мере, было исторически, в отличие от блеска и совершенно прекрасного на взгляд великолепия, но вызывающего вопросы по содержанию православных церквей.
Катерина Прокофьева: Тем не менее все равно прозвучало мнение, что церковь Армении освобождена от налогов, и это порождает протест в условиях бедности и безработицы, или такие нарекания можно считать единичными?
Антон Евстратов: Это, скорее, единичные нарекания, потому что, как я уже говорил, если бы церковь в Армении играла большую роль, если бы она была мощнее, как сила, как РПЦ, то, конечно, да. Здесь народ не очень-то в восторге от деятельности католикоса и целого ряда иерархов, но если говорить о церкви в целом, не будучи религиозным, не участвуя в каких-то там обрядах со значительной регулярностью, как это положено по-настоящему воцерковленному человеку, армянский народ в целом воспринимает церковь достаточно положительно – не столь здорово, как это делается в Грузии, но такого отторжения нет. Если говорить о причинах, возможно, тут можно говорить о достаточной слабости этой церкви, т.е. слабом ее влиянии на какие-то общественные процессы.
Катерина Прокофьева: Тем не менее, если коснуться вопроса диаспор, то армяне, живущие за границей, естественным образом остаются верными своей религии. Насколько я знаю, в Чехии, откуда мы и вещаем, армянская диаспора начинается с церкви – это краеугольный вопрос. У чешских армян пока нет собственной церкви, но они о ней мечтают, и у меня складывается ощущение, что именно церковь им помогает поддерживать духовную связь с армянским народом, со своей Арменией, даже больше, чем армянский язык.
Антон Евстратов: Да, в диаспорах несомненно. Но, помимо религиозной составляющей, очень важную роль в сохранении армянства играет образование на армянском языке, прививание детям и не только детям армянской культуры, литературы и прочее, и язык, о котором, мы собственно, говорили. Но язык в данном случае и вышеназванные параметры неразрывно связаны с церковью, потому что эти школы действуют при церквях. Это в основном именно церковные школы, и здесь я не могу не согласиться со сказанным вами.
Но также все-таки отмечу, что в данном случае и язык, и религия, и церковь как институт выступают как единая сила в сохранении армянства – это, естественно, если мы говорим о диаспорах. Ну, в диаспорах достаточно сложный в этом плане момент: с одной стороны, да, церковь сильна, при этом она, естественно, подчиняется Эчмиадзину. В европейских или американских диаспорах на ряд современных вызовов церковь именно в своей диаспоральной составляющей отвечает, может быть, не так, как церковь внутри страны, например, на какие-то моменты, связанные с последними переменами в законодательствах стран Европы и т.д. Дело в том, что церковь получает финансирование из этих стран за счет общин, диаспор и т.д., и она вынуждена зачастую быть лояльной законодательству тех или иных стран – это важный момент.Катерина Прокофьева: А насколько в Армении распространены протестантские церкви?
Антон Евстратов: В процентах тут, наверное, сложно говорить, потому что какого-то особого учета не ведется. Например, в ряде регионов об этом вообще не говорится. Что касается протестантских храмов, то в Армении, например, протестантизм терпят, в Карабахе гораздо более строгое отношение, поэтому какую-то статистику вести очень сложно. Понимаете, в чем тут дело: во время переписи у людей даже не спрашивали об их религиозной принадлежности, как нам рассказали эксперты, и спокойно записывали в прихожан ААЦ (Армянской апостольской церкви), и в этом отношении, сами понимаете, говорить о какой-то вменяемой статистике по конфессиональным меньшинствам, на мой взгляд, было бы несерьезно.
* * *
Своими впечатлениями после проведенного исследования с нами поделилась художница, работающая в жанре социального репортажа, Виктория Ломаско.
Катерина Прокофьева: Виктория, вы провели исследование о роли церкви в Армении и Грузии. Каково основное отличие в отношении к церкви в этих двух обществах, которые считаются глубоко христианскими, на ваш взгляд?
Виктория Ломаско: В первую очередь я заметила, что в Армении практически все люди из очень разных социальных слоев, разного опыта, с разными взглядами разграничивали веру и церковников. Т.е. даже если это не атеисты, а верующие, которые все-таки ходят в церковь, все равно они подчеркивали, что, например, для них сама церковь как здание важнее, они воспринимают ее как живое существо, они ведут с этим пространством диалог, они ведут диалог с богом, но их очень мало интересует общение с церковниками. В Армении также нет института исповеди, и, наверное, частично это с этим связано. А в Грузии, наоборот, нет такого разграничения между верой, церковью и церковниками. Очень большое уважение к их патриарху, и очень многие имеют своих священников, батюшек.
Катерина Прокофьева: В вашем исследовании прозвучало мнение одного из комментаторов. Он сказал, что «в Армении общеизвестно, что отношение к грузинскому патриарху Илие Второму снисходительное». Меня это удивило… Почему это так?
Виктория Ломаско: Да, меня тоже удивило. Это отношение не именно к этому патриарху, который в данный момент, а просто какое-то снисходительное отношение ко всем грузинам как нации. Я не скажу, что все разделяют это мнение, но слышала несколько раз такое. Мне кажется, что вообще между этими двумя странами – Грузией и Арменией – очень много такого момента, как соперничество: чья культура древнее, интереснее, и вообще, во всех областях. Поэтому есть такой момент иронии друг над другом и очень большого интереса к культурам друг друга, понимания, что все это очень сложно переплетено. И при этом все равно попытаться занять положение чуть повыше и взглянуть сверху на соседа.
Катерина Прокофьева: А если вы сравните это влияние церкви на общество глубинно, то каково будет сравнение с Россией, где сейчас позиции РПЦ усилились?
Виктория Ломаско: Я думаю, больше похоже на Армению. Армения России ближе, потому что у нас все-таки очень многие смотрят без романтического флера, что церковь заинтересована в деньгах, в новых территориях, сферах влияния, и не находят в этом ничего хорошего, даже среди верующих.
Катерина Прокофьева: Закона об оскорблении верующих, чувств верующих нет.
Виктория Ломаско: Да, и в Грузии этого нет. Тоже интересно, насколько там больше людей, которые не только называют себя верующими, но и действительно постоянно ходят в церковь, все соблюдают, имеют батюшку. И при этом в Грузии не принято никакого закона об оскорблении чувств верующих, нет никаких подобных даже ситуаций, судов, например, как у нас – «Осторожно, религия!», запрет на искусство…
Катерина Прокофьева: Ну, а вообще возможно ли публично не высмеивать церковь, но как-то критиковать, рисовать карикатуры?
Виктория Ломаско: Я там ссылалась на художника-карикатуриста с независимого сайта MediaLab Вахе Нерсесяна, и у него, наверное, половина карикатур касается церковников. При этом он живет как минимум половину времени в Ереване, и нельзя сказать, что сталкивается с какими-то притеснениями и запугиваниями. А в Грузии таких художников, например, нет.
Катерина Прокофьева: Лия Уклеба – она же грузинская художница?
Виктория Ломаско: Да, но ее работу, мне кажется, совершенно невозможно назвать карикатурной. Лично для меня вообще было бы непонятно, на что там можно оскорбиться. Художница действительно поднимает какие-то вопросы: какое наше общество на сегодняшний момент, заслуживаем ли мы того, чтобы нам родили бога, – это я с ее слов говорю, как она растолковывает свою работу. Т.е. это совершенно непохоже на карикатуры Вахе, который рисует про персональных церковников, именно про этих конкретных церковников – католикоса, епископов, про конкретные случаи. Это огромная разница.
Религия Грузии. История становления христианства
GEO-GEORGIA » О Грузии » Религия Грузии
Навигация
Грузия – маленькая страна, затерянная в горах Кавказа, где живут очень целеустремленные люди, которые ценят и оберегают свою уникальную религию, культуру и многовековые традиции. Древние религиозные ритуалы и изобилие храмов и церквей – одна из причин, почему стоит приехать в эту великолепную страну.
Путь святых православных отцовНарод Грузии глубоко религиозен. Это становится очевидным, когда вы приезжаете в страну и замечаете, как много там церквей. Огромное разнообразие национальностей, проживающих в Грузии, привело к появлению множества активных религий. Но преобладающей было и является христианство, и Грузинская православная церковь, безусловно, является самой большой церковью. Примерно 80% населения Грузии – христиане, большинство из которых принадлежат к грузинской православной церкви. Грузия была второй страной в мире (после Армении), принявшей христианство в качестве официальной государственной религии в 326 г. н.э.
Есть предание, что первым проповедником в Грузии был святой Андрей Первозванный. И что он же построил тут первый православный храм. Между V-м и X-м веками Грузинская Православная Церковь увеличивала свое влияние и в конце концов получила автокефалию (автономию). В это время был также разработан грузинский алфавит для перевода Библии на местный язык.
Особо почитается в Грузии святая рабыня, которая позже стала известной как святая Нино. Нино вылечила королеву Нану от странной болезни. Когда произошло чудо во время королевской охотничьей экскурсии, король Грузии Мириан III принял христианство в качестве новой религии для страны. Эта новая обретенная вера в конечном итоге заменила греческие языческие и зороастрийские верования. Так Грузия оказалась между исламским и христианским миром. Это были тяжелые годы, Грузия пережила много исламских вторжений, мусульмане так и не смогли обратить грузин в ислам.
Другие религии ГрузииВо время поездки в Грузию вы быстро заметите, что наряду с хорошо известными религиями существуют и другие, более редкие. Некоторые абхазы и грузины из южных и юго-западных частей страны (например, Аджария) являются мусульманами-суннитами, как и азербайджанцы. У ассирийцев, армян, греков и русских есть свои православные церкви, а также есть небольшое количество католиков.
Решили посетить Грузию? Напишите на [email protected] — мы подберем вам наилучший маршрут путешествия. Посетите нас, и мы приложим все усилия, чтобы ваше путешествие стало непревзойдённым! Получить бесплатную консультацию можно по телефону: +995599955541.
Что удивительно и очень редко, так это то, что все различные религиозные группы живут вместе мирно и без конфликтов. В этом вопросе Грузия является образцом и должна служить примером для многих других стран мира. С самого начала Грузия была страной, которая приветствует много разных сообществ. Поэтому, если вы бродите по столице Тбилиси, в том же районе, а иногда даже на той же улице, вы увидите мечеть рядом с синагогой, недалеко от католической или православной церкви. В стране никогда не было проблем или религиозных конфликтов, и западные и православные христиане, евреи, мусульмане и другие религиозные общины ладят между собой.
Важные религиозные праздники в Грузии:- День Святого апостола Андрея Первозванного – отмечается 13 декабря и 12 мая. Последний объявлен выходным днём.
- День Святого Георгия – 23 ноября. Святой Георгий является покровителем страны.
Многие значимые для религиозных людей места Грузии раскиданы по всей стране. Чтобы подробнее узнать о памятных святых местах, стоит посетить экскурсии и туры особого назначения.
Ритуалы и святые местаПравославная архитектура Грузии уникальна и богата шедеврами христианских церквей. Приехав в Грузию, обязательно посетите древнее село Мцхета – духовное сердце Грузии с момента установления христианства в стране. Она имеет почти мистическое значение в грузинской культуре. Мцхета была древней столицей Картли, Восточно-Грузинского королевства с ІІІ века до нашей эры до V века нашей эры, пока царь Вахтанг Горгасали не перенес столицу в соседний Тбилиси. Но и сегодня Мцхета остается штаб-квартирой Грузинской Православной церкви. А собор Светицховели в центре Мцхеты по-прежнему является местом важных церемоний, которые проводит Патриарх Грузии.
Вы не пожалеете, если заглянете в собор Светицховели – это необычное (и для своего времени, огромное) здание датируется XI веком, началом золотой эры грузинской церковной архитектуры. Многие значимые для религиозных людей места Грузии раскиданы по всей стране. Чтобы подробнее узнать о памятных святых местах, стоит посетить экскурсии и туры особого назначения.
Поднимитесь по очень крутому 11-километровому маршруту на вершину холма к церкви Джавари, которая является для многих грузин святой. Она стоит там, где король Мириан воздвиг свой знаменитый деревянный крест в IV веке после того, как он под влиянием святой Нино принял христианство. Кстати, саму церковь украшает только древний камень, за исключением резного деревянного креста на центральном постаменте.
Посетите монастырь Святой Нино в деревне Бодбе, в Кахетии, в котором хранятся многие из ее реликвий и который в настоящее время функционирует как женский монастырь. Популярное место для паломников, монастырь был построен в IX веке и несколько раз подвергался обширной реконструкции и перестройке. Поднимитесь на холм до монастыря, чтобы посетить гробницу Нино. Полюбуйтесь на ухоженные сады и святые источники, где вы можете искупаться и ощутить себя настоящим паломником.
Откройте для себя загадочные лабиринты высеченного в скале монастыря Давида Гареджи. Его разрушенные сторожевые башни на скалистых вершинах, замысловатые вековые фрески, сеть пещер поражают воображение путешественника. В настоящее время тысячи туристов совершают паломничества в Грузию, чтобы посетить находящиеся там реликвии и множество святых мест по всей стране.
Грузия – идеальное место для духовных путешественников. Изобилие храмов привлекает верующих со всего мира. Наши туры предложат вам самый оптимальный маршрут путешествия к важнейшим религиозным памятникам Грузии, где вы посетите главные соборы и узнаете удивительные древние легенды.
В соседней Грузии религиозные лидеры объединились в молитве
24 октября религиозные лидеры армянской, азербайджанской, грузинской и езидской общин собрались на первую мирную молитву в Соборе Мира в Тбилиси, Грузия. Они обязуются молиться каждую субботу, пока не закончится война между Арменией и Азербайджаном.
В акции приняли участие около 15 человек, но многие не смогли присоединиться из-за риска передачи Covid-19. Другие люди со всего мира, от Ирана до США — раввины, священники, имамы и все остальные — присоединились из своих мест отправления культа и из домов.
Это произошло, когда госсекретарь США Майк Помпео встретился с министрами иностранных дел Армении и Азербайджана, чтобы обсудить пути урегулирования конфликта.
Но последовавшее за этим прекращение огня в понедельник снова было нарушено, и в третий раз обе стороны обвиняли друг друга в нарушении соглашения.
Боевые действия между Арменией и Азербайджаном за спорную территорию Нагорного Карабаха бушуют уже более месяца и унесли более тысячи жизней, многие другие были ранены и перемещены.
Офицер полиции в отставке Геннадий Аванесян, 73 лет, ищет вещи в руинах своего дома, который, по его словам, был разрушен в результате обстрела с азербайджанской стороны, в городе Степанакерт. AFP
«Мы очень обеспокоены тем, что происходит в нашем регионе. Мы не хотим войны или каких-либо смертей. Для нас каждый человек имеет внутреннюю ценность, независимо от его этнического или религиозного происхождения», — сказал Дмитрий Пирбари. , духовный лидер езидов, возглавивший в субботу первую мирную молитву.
Его семья, как и многие другие езиды того времени, эмигрировала в Грузию, которая граничит с Арменией и Азербайджаном, в начале 1900-х годов во времена Османской империи.
Участие езидов в молитве имело решающее значение, поскольку они недавно пережили геноцид в иракском регионе Синджар в 2014 году, сказал Малхаз Сонгулашвили, главный епископ Собора Мира.
Семьи погибших только сейчас, шесть лет спустя, начинают эксгумацию братских могил езидов в Синджаре в рамках миссии ООН по возвращению убитых боевиками ИГИЛ. «Они пришли с этим опытом огромной боли, и они поделились этим опытом», — сказал г-н Сонгулашвили.
Напряжение испаряется в молитве
Лидеры веры зажгли свечи на субботней службе. Нано Саралишвили для The National
По оценкам Крайсис Груп, армянская и азербайджанская общины составляют 12 процентов населения Грузии. Они мирно сосуществуют на протяжении многих десятилетий, живут бок о бок в деревнях по всей стране и даже изучают языки друг друга.
Когда конфликт только разгорелся, между обеими сторонами в Соборе Мира была напряженность, объясняет г-н Сонгулашвили.
«Потребовались некоторые усилия, чтобы убедить [азербайджанское и армянское духовенство] в том, что мы должны собраться вместе и молиться без промедления», — добавляет он. Сонгулашвили сказал.
К концу службы ни азербайджанцы, ни армяне не хотели выходить из церкви
«Я очень горжусь тем, что азербайджанское и армянское духовенство находится в одном помещении, потому что они подвергаются жесткой критике со стороны своих людей за то, что они молились со своими предполагаемыми врагами», — добавляет он.
Молитва о мире подчеркивает, что это не религиозная война. После чтения Корана, Библии и других священных писаний на грузинском, арабском и армянском языках зажглась свеча надежды.
Общее горе
«Грузия — мультикультурная страна, и мы живем здесь вместе. Мы не можем воевать, когда война идет в нашей родной стране», — сказала Римма Марангозян, армянская студентка, проживающая в Тбилиси.
Г-жа Марангозян, потерявшая близкого родственника в возобновившемся конфликте, сказала, что он подверг испытанию многие из ее дружеских отношений и привел к «кибервойне», в которой люди противостоят друг другу.
Но г-жа Марангозян, у которой много друзей-азербайджанцев, подчеркивает важность сохранения мира.
Она вспоминает, как обменивалась фотографиями и рассказами о том, что произошло в Гяндже и Степанакерте с другом-азербайджанцем. Рассказывая о том, как конфликт затронул их родственников, «мы попытались взглянуть на обе стороны войны, потому что знаем, что в войне виноваты не люди», — сказала она.
«Этническая вражда между армянами и азербайджанцами носит искусственный характер», — сказал Саид Бабазаде, азербайджанский журналист, потерявший в конфликте двух близких друзей.
От народных песен, таких как Сари Гелин, до таких блюд, как Долма, фрикадельки, завернутые в виноградные листья, Армения и Азербайджан имеют много общих культурных особенностей, сказал он.
На самом деле , «у нас больше общего с армянами, чем с грузинами», — добавляет Бабазаде.
Грузия как «второстепенный посредник»
Помимо мирного сосуществования, новая вспышка боевых действий также является геополитическим кошмаром для Грузии.
Страна граничит со всеми основными участниками конфликта – Россией, Арменией, Азербайджаном и Турцией. Исторически Грузия пыталась поддерживать нейтральные отношения с Арменией и Азербайджаном и не вступать в споры.
В июле разразился последний виток боевых действий за территорию Нагорного Карабаха, длящихся более 30 лет.
Но возобновившиеся боевые действия представляют для Грузии большую угрозу, чем в прошлом, считает Александр Скривенер, научный сотрудник Евразийской сети демократической безопасности.
На прошлой неделе российский депутат от путинской партии «Единая Россия» заявил СМИ, что Москва может в случае необходимости ввести войска в Армению над воздушным пространством Грузии, и Грузия должна «спокойно принять» этот факт.
На этой неделе распространились сообщения о том, что Иран якобы перебросил воинские части к азербайджано-армянской границе.
В худшем случае на Грузию может «со всех сторон оказываться давление с целью разрешить транзит оружия через ее территорию», сказал г-н Скривенер.
Хотя Грузия не имеет большого влияния на войну, она может выступить «в качестве второстепенного посредника», объясняет он. «Не переговоры на высшем уровне, а более второстепенные технические обсуждения между двумя сторонами при содействии Грузии».
Территория Грузии также может быть использована в качестве нейтральной территории для налаживания более интенсивных межобщинных контактов на основе предыдущих усилий, добавил исследователь.
Суть в том, что Грузия не стремится «заменить более сильных игроков на карте», подчеркивает он.
Запланированная на 29 октября встреча Минской группы ОБСЕ, созданной в 1992 году для поощрения мирных переговоров по урегулированию нагорно-карабахского конфликта, была отложена. Это произошло после того, как ракета попала в азербайджанский город Барда, в результате чего погиб 21 мирный житель.
Перед второй молитвой за мир Сонгулашвили сказал: «Мы надеемся, что суббот не будет слишком много. Но если война продолжится, мы продолжим молиться за мир».
Национальные Церкви: Армения, Грузия, Эфиопия
НЕДЕЛЯ 4: АРМЕНИЯ, ГРУЗИЯ И ЭФИОПИЯ
Так же, как и на последних уроках, уделите некоторое время знакомству с этими традиционно православными народами. Возможно, в вашем приходе есть кто-то, кто может поделиться своей культурой с вашим классом.
АРМЕНИЯ
География:
Армения – небольшая страна, расположенная к югу от Грузии и к северу от Ирана; исторически он был намного больше. Его столица – Ереван. В Армении одни из самых пересеченных мест в регионе – Кавказские горы. Климат сухой, с продолжительной холодной зимой и коротким жарким летом. Большая часть населения исповедует христианство. Они выращивают абрикосы, персики, виноград, грецкие орехи, ячмень и пшеницу, а в горах добывают медь.
История:
На протяжении веков Армения находилась под властью Персии, а затем Греции. Наконец, царь Тигран объединил империю, простиравшуюся от Каспия до Средиземного моря, в 95 г. до н.э. Но это было ненадолго. Армения была завоевана Римом в 55 г. до н.э.
Вскоре после падения Рима Армения снова была завоевана, на этот раз арабами в 600-х годах. Но в 884 году она снова обрела независимость как Армянское царство. Армянское царство просуществовало века.
В 1300-х годах запад Армении был завоеван турками, а восток – персами. Турки должны были править до своего поражения в Первой мировой войне. Их правление было геноцидом и дискриминацией. На смену персам в 1828 году пришли русские. Во время Первой мировой войны турки депортировали большинство этнических армян в пустыню, где был убит миллион человек, остальные бежали в восточную половину страны. В 1918 году восточная Армения образовала независимую республику, которая была аннексирована Советским Союзом до его распада. Западная Армения остается в составе Турции.
Святой Григорий Просветитель Армении:
Много лет Тирдат, молодой царь Армении, жил в Риме. Его отец, царь Хосров из Армении, был убит разгневанным убийцей в 224 году нашей эры. Он вырос с хорошим другом Диоклетианом, который впоследствии стал Диоклетианом самого жестокого преследования христиан в истории Римской империи. Наконец царь Тирдат возвращался домой, в свою землю Армению. По дороге он встретил молодого человека по имени Григорий, которого воспитывала в Кесарии кормилица-христианка. Молодой царь Тирдат понравился Григорию и пригласил его приехать с ним в Армению и быть при его дворе. Григорий пошел с Тирдатом. Ни Григорий, ни Тирдат не знали страшной тайны: Григорий был сыном убийцы!
Вскоре они вернулись домой, в Армению. Какой праздник! Армянский народ приветствовал своего молодого царя, когда он ехал по улицам. Тирдат сразу подошел к статуе богини Анахид, богини земли. Он возложил венок перед статуей и поклонился статуе. Все остальные люди сделали то же самое — все, кроме Грегори. Григорий был христианином. Он сказал царю Тирдату, что поклоняется только Иисусу, Сыну Божьему.
Царь Тирдат очень рассердился. Как посмел Григорий ослушаться его, царя? Он даже узнал, что Григорий был сыном убийцы его отца. Он приказал бросить Григория в темницу. Там Григорий пробыл 15 лет в темной яме. Вы были живы даже так долго? Старуха тайно приносила узнику-христианину еду. Через много лет царь Тирдат заболел. Его сестра любила своего брата и мечтала о молодом человеке в тюрьме. Может быть, Грегори мог бы помочь ее брату, королю. Она решила послать за Григорием, чтобы его привели во дворец. Там Григорий помолился за царя Тирдата, и тот исцелился.
Теперь, когда Григорий вышел из тюрьмы, он начал рассказывать армянскому народу об Иисусе. Он хотел построить церкви, чтобы они поклонялись Господу. Однажды он увидел видение огненного столба с крестом на вершине. Здесь он построит свою церковь Эчмиадзин – первую во всей Армении. Вскоре по всей стране появились церкви. Григорий ходил повсюду, рассказывая людям о христианской вере, строя храмы, помогая бедным.
Царь Тирдат и вся его семья собрались у реки. Один за другим они были крещены Григорием, ныне епископом, и впервые причастились. Армения стала христианской страной. А царь, бросивший Григория в темницу, стал его самым большим помощником и другом. Григорий умер в возрасте 82 лет. Мы называем Григория «Просветителем», потому что он нес Божий свет армянскому народу.
Армянская Православная Церковь:
Первоначально Армению евангелизировали апостолы Фаддей и Варфоломей – помните их путешествия в начале года? Страна стала первой христианской нацией со служением святого Григория.
В 6 ом веке Армянская Церковь приняла монофизитскую ересь и откололась от Православной веры вместе с Египетской Коптской Церковью. Позже грузинская ветвь вернулась к православию, но Армянская церковь со своим патриархом в Эчмиадзине осталась инославной. Находясь под турецким господством, турки настаивали на том, чтобы власть Константинопольского патриарха распространялась на всех православных христиан в его империи, независимо от юрисдикции. Но после падения Турции Армянская церковь снова объединилась с верховным патриархом в Эчмиадзине (где св. Григорий построил свою первую церковь) и епископами в Стамбуле, Иерусалиме, Сирии и Ливане для армянского населения этих стран. Они продолжают проповедовать монофизитскую ересь.
В 1830-х годах небольшое количество студентов-армян приехало учиться в американские университеты. Но иммиграция всерьез началась в 1880-х годах, чтобы избежать турецкого гнета. После Геноцида армян 1915 года прибыло пиковое количество иммигрантов. Пока Армения оставалась под советским господством, немногим людям было разрешено покинуть страну, но иммиграция возобновилась с распадом Советского Союза и созданием свободной Республики Армения. В настоящее время в США действуют две армянские епархии, обслуживающие около миллиона армян.
Этнические традиции:
Армянская еда сложна в приготовлении и включает различные шашлыки и пловы, много баранины, компоты из сухофруктов в качестве новогодней пудинги, пахлаву, фаршированные виноградные листья. Возможно, вы отведаете шашлык из баранины в классе, когда ученики сами выберут ингредиенты и поджарят их на церковном гриле.
ГРУЗИЯ :
География: Грузия расположена в горах Южного Кавказа; на самом деле, большая часть земли состоит из гор и плоскогорий. Самая глубокая пещера в мире, пещера Крубера, находится в Грузии. Климат варьируется от влажного субтропического в западных низменностях до морозного в течение всего года в самых высоких горах. Столица Грузии – Тбилиси.
История: В очень древние времена до Рождества Христова Грузия состояла из двух царств, Колхиды и Иберии. Фактически, Колхида названа местом, где Ясон и его аргонавты искали Золотое руно в греческой мифологии. Два королевства были объединены под властью одного царя в 4 ом веке до нашей эры, а позже вошли в состав Римской империи.
Из-за христианизации грузинского государства оно оставалось верным союзником Византийской империи, пока не было захвачено арабами в 7 9 г.0141-й век. Баграт III воссоединил страну в 11 веке, а расцвет грузинской культуры пришелся на 12 и 13 века. Золотой век Грузии был под председательством царя Давида Строителя, а затем его внучки, царицы Тамар. Но, в 15 веке страна, атакованная со всех сторон различными врагами, распалась на множество мелких царств и областей, переходивших из рук в руки с одним завоевателем за другим.
В 1800 году Грузия по договору была присоединена к Российской империи. Но после русской революции 1917 года Грузия провозгласила свою независимость от России в 1918 году. Но в 1921 году русские войска напали на Грузию и завоевали ее, провозгласив ее Грузинской Советской Социалистической Республикой. В 1991 году, с распадом Советского Союза, Грузия снова стала независимой.
Грузинская Православная Церковь:
ул. Нина равноапостольная
Святая Нина была благочестивых родителей, потомок святого Георгия. Ее родители переехали в Иерусалим, где жило много грузин, и свое образование она провела, читая Библию и молясь. Однажды она задалась вопросом, куда была взята хитон Господа? Ей сказали, что это в земле Грузии (тогда называвшейся Грузией), и что эта земля еще не слышала о Христе. С того дня она молилась, чтобы народ Грузии стал христианином и чтобы она смогла найти хитон Господа. Однажды ночью ей приснился сон; явилась ей Богородица, дала ей крест, сплетенный из виноградной лозы, и велела идти в Грузию, чтобы рассказать тамошним людям о своем Сыне. Когда Нина проснулась, в ее руках был крест из лиан. Она получила разрешение от своего дяди, патриарха Иерусалимского, на поездку в Грузию и прибыла туда в 319 г.ОБЪЯВЛЕНИЕ. Там в праздник Преображения святая Нина молилась, а жрецы служили идолам народным на высокой горе, и пришла буря и повергла идолов. Затем сильно заболела жена императора, королева Нана; Нина помолилась и коснулась своего лба веточкой-крестом и исцелилась. Но, тем не менее, император не верил в Господа Иисуса. Наконец солнце стемнело, и он ослеп! Испуганный царь и его люди сначала молились своим идолам, но все оставалось во тьме. Затем они воззвали к Богу, которого проповедовала Нина, и свет вернулся. Итак, 6 мая 319 г.крестился император Мириан и все его придворные; к 324 г. вся страна была обращена в христианство. Таким образом, Нина известна как равноапостольная. Святая Нина все-таки нашла хитон Господень, и на его месте был построен первый в стране христианский храм.
По сей день подавляющее большинство населения страны принадлежит к православной вере. Грузинская православная церковь получила автокефалию (или самоуправление) в средние века, но была упразднена во время русского правления. Церковь была снова официально признана в 1990 Вселенского Патриарха.
Этнические традиции: Страна Грузия названа так западным миром, возможно, из-за почитания святого Георгия. Они называют себя картвелами, а свою страну Сакартвело. Грузинский язык — древний язык кавказского региона, не связанный с другими европейскими или азиатскими языками, и Грузия может похвастаться тремя уникальными алфавитами.
Виноделие и сельское хозяйство составляют основную часть экономики. Самое известное блюдо – хинкали, или пельмени, и, конечно же, вино. На супру, или грузинский ужин/застолье, выбирается «тамада» или тамада, чтобы поддерживать подвижность тостов и интересную вечеринку. Возможно, вы могли бы попробовать маленькую Супру в классе, где ученик или учитель выступали бы в роли тамады, и каждый из них поджаривал бы друг друга стаканами виноградного сока.
Эфиопия :
География:
Эфиопия лежит в северо -восточной Африке, граничащая с Красным морем. Его название «Эфиопия» происходит от греческого «загорелые лица». Жители Греции, привыкшие к египтянам, были озадачены черной кожей эфиопов! Эфиопия была также известна раньше как Куш или Абиссиния. Большая часть Эфиопии состоит из скалистых гор с высоким плато. Он имеет сухой и жаркий климат и много раз страдал от засух, вызывающих сильный голод. Его равнины населены жирафами, слонами, львами и антилопами. Влажные тропические леса покрывают части юго-запада вблизи экваториальной Африки.
Столицей Эфиопии является Аддис-Абеба. Население составляет около 1 ½ миллиона человек. Большинство жителей Эфиопии живут в сельской местности. Они занимаются земледелием деревянными плугами, запряженными волами, как и их предки, и живут в глинобитных хижинах с соломенными крышами. Текстиль является основной экспортной отраслью. Северная часть страны состоит в основном из семитов, а южная — из кушитов. Есть также несколько тысяч «черных евреев».
История:
До недавнего времени Эфиопия была старейшим царством в мире. Его первым императором был Менелик I, сын библейской царицы Савской и царя Израиля Соломона. Просмотрите эту историю, если позволит время. Аксумское царство прочно утвердилось еще во времена римлян; он достиг своего пика в 300-х годах при короле Эзане. При Менелике II в 1800-х годах итальянская экспансия была остановлена, и Аддис-Абеба стала столицей. Но, в 1935 г. итальянцы завоевали Эфиопию, и императору Хайле Селассие пришлось бежать в изгнание в Англию. Британцы во время Второй мировой войны помогли эфиопам изгнать итальянцев и вернули Хайле Селассие в Аддис-Абебу. Потомки Соломона и царицы Савской правили 2000 лет, пока в 1974 году император Хайле Селассие не был свергнут военной хунтой.
Св. Фрументий:
Жил-был мальчик в финикийской земле по имени Фрументий. Так вот, Финикия находится в море, и жители той земли — хорошие мореходы. Итак, богатый человек по имени Меропий решил, что он поплывет в Индию, чтобы познать мудрость этой земли. Меропий взял с собой двух мальчиков, Фрументия и его друга Эдесия. Но на корабле закончились продукты. Они пришли в город на побережье Африки и высадили корабль, чтобы купить еды. Но жители этого региона ненавидели римлян. Они убили Меропия и матросов, а двух мальчиков отвели царю в рабство. Так Фрументий попал на африканскую землю Эфиопии.
В Эфиопии уже были евреи и христиане. Вы помните историю о царице Савской? Она посетила царя Соломона, и их сын стал царем Эфиопии. Там поселилось много евреев. А вы помните историю Филиппа и эфиопского евнуха? Он также вернулся домой и рассказал людям об Иисусе. Но король не был христианином.
Король увидел, что мальчики умны и воспитаны. Он решил оставить их в качестве своих слуг. Эдесий стал его виночерпием, а Фрументий — хранителем свитков. Они хорошо служили королю. Но король умер молодым. Царица попросила Эдесия и Фрументия помочь ее маленькому сыну научиться править страной, и они согласились служить народу Эфиопии. Теперь Фрументий мог свободно путешествовать по стране. Он собрал христиан вместе и рассказал людям об Иисусе. Вскоре в стране становилось все больше и больше христиан.
Фрументий отправился в Александрию, чтобы встретиться с молодым епископом Афанасием. Вспомните историю Афанасия и Никейского собора. Фрументий сказал Афанасию, как сильно жители Эфиопии нуждаются в епископе, чтобы строить церкви и учить. Афанасий мог видеть любовь Господа и Его народа Эфиопии в глазах Фрументия. Сам Фрументий был рукоположен в епископы и отправлен обратно в Эфиопию!
Король Эзана, маленький мальчик, вырос в мужчину. Он также стал христианином из-за Фрументия. Мы знаем это благодаря монетам земли. На тех из его раннего правления есть языческие полумесяцы; у тех из его более поздней жизни есть кресты.
Как и его друг Афанасий, Фрументий не следовал ложным учениям Ария. Помнишь, что это были? Он продолжал строить церкви и учить истинной вере. Когда Афанасий попал в плен, сторонники Ария пришли и за Фрументием. Но жители Эфиопии так любили своего «Абуна», или отца, что не позволили взять его в плен. Его до сих пор помнят в Эфиопии как «Открывателя Света».
Коптская церковь:
Еврейские верования (и верующие евреи) были распространены в Эфиопии со времен царицы Савской. Просмотрите эту историю в своем Ветхом Завете.
Первая евангелизация Эфиопии произошла с обращением министра царицы Филиппом по дороге в Газу. Рассмотрите также эту историю в книге Деяний.
Страна стала христианской при короле Эзане после евангелизации святого Фрументия, о чем говорилось выше.