Археология Развалины византийского храма в Лоо, Лоо
Лооский христианский храм дошел до наших дней в виде развалин. Первоначально он был культовым сооружением, но затем использовался в качестве крепости.
Это место до сих пор считается святым. У туристов, посещающих эту достопримечательность, бытует мнение о том, что если вы действительно чего-то очень сильно хотите, что нужно дотронуться до стены и попросить у Бога исполнить желаемое. И это обязательно сбудется…
Лооский храм располагается на вершине горы (308 м) в 1,5 км от берега Черного
моря. Предположительно это культовое сооружение было возведено в XI-XII вв.
Сейчас остатки средневекового христианского храма подверглись консервации. Храм в Лоо взят под охрану государства как памятник археологии федерального значения.
Памятник архитектуры был открыт и впервые описан во второй половине XIX в. и начале ХХ в. Первоначально ему было дано название: «Развалины Генуэзского храма IV века в имении графа Шереметьева».
В настоящее время лучше всего сохранилась северная стена. Ее предохраняют от разрушения металлические опоры, проход закрыт досками, Западная и восточная стены сильно повреждены, а южная – полностью разрушена. На наиболее ранней из известных сейчас снимков храма – фотографии из Коллекции Прокудина-Горского (1912 год) – конфигурация развалин мало чем отличается от современной.
Развалины считаются памятником церковной архитектуры. Стены храма были созданы из песчаника и сланца, потому почти полностью сохранились, хотя и густо заросли деревьями и кустарником. Храм освещался узкими оконными проемами с арочным завершением, выполненным из плит известняка и ракушечника. Кроме того, при раскопках были найдены фрагменты зеленовато-голубого оконного стекла. По результатам исследования химического состава стекла в Институте истории и материальной культуры РАН (Санкт-Петербург) было выяснено, что все найденные фрагменты принадлежат к двум разным партиям одной мастерской. Стекло имело византийское происхождение, и было изготовлено не ранее X-XII вв.
С внешней стороны в оформлении стен храма в некоторых местах сохранились остатки облицовки, которая имитировала блоки. Облицовочные блоки придавали сооружению пышность и блеск: с моря оно выглядело белокаменной церковью с красноватого цвета черепичным покрытием. Следов резного декора на стенах храма не сохранилось. Но в процессе раскопок было найдено несколько фрагментов с резным орнаментом, причем часть их обнаружена уже в кладке сохранившихся стен существующего здания.
Несмотря на древность храма, большой интерес к нему ученые начали проявлять только в конце 1980 годов тогда начали большие раскопки. По остаткам сооружения археологи решили, что храм был прямоугольным и имел три апсиды (алтарных выступа), три входа и освещался многочисленными узкими окнами. Храм в Лоо можно отнести к храмам алано-абхазской группы, которые представляли особое направление в Византийском храмовом зодчестве.
По мнению археологов, первый храм был построен в X-XII вв. на основе византийской традиции, но с элементами грузинской архитектуры. По-видимому, первые зодчие не учли сейсмической активности района и рельефа местности, построив слишком высокое здание. Это повлекло за собой его разрушение в XIII веке.
В XIV веке храм был восстановлен (скорее всего, был отстроен заново на месте старого культового сооружения), но использовался в литургии недолго. Также археологи нашли ряд погребений как на территории самого храма, так и за его пределами с южной стороны. Они датируются XIII-XIV века.
Через 100-200 лет храм обветшал. В это время здание было перестроено в крепость. Об этом свидетельствуют карты Причерноморья XIX века, в которых место развалин Византийского храма обозначалось, как развалины крепости. Кроме того, этому есть и вещественные доказательства – каменные ядра, гильзы, металлические предметы, датируемые XV-XVII вв. Окна бывшего храма частично закрывают кладкой, превращая в бойницы. Со стороны моря (запада и юга) так же закрывали и дверные проемы, оставляя вход лишь с севера. Вероятно, тогда же за западной стеной храма была возведена сторожевая башня – ее фундамент был обнаружен при раскопках в конце 80-х годов XX века.
Православная церковь предполагает, что храм в Лоо был посвящен Георгию Победоносцу. Каждый год 6 мая в день памяти св. Георгия после Божественной литургии к древнему храму от нового храма св. апостола Симона Кананита совершается крестный ход для пения молебна св. Георгию. В этот же день на развалины храма приходят и сторонники армянской христианской церкви.
Сейчас посмотреть на остатки древнего храма в Лоо и узнать много интересного об его истории приезжают тысячи туристов, которые ежегодно приезжают на отдых в Сочи.
Если собирается группа более пяти человек, то смотритель проводит для них экскурсию. Плата за это просто символическая. Рассказ культовой достопримечательности получается увлекательным. В начале рассказа смотритель скажет, что в конце экскурсии ответит на все вопросы, кроме одного. Туристы узнают, почему нельзя завязывать ленточки на деревья и брать с собой камни и многое другое.
Как дабраться до развалин Византийского храма: на экскурсионных авто либо на маршрутке №155, которая идет от Сочинского вокзала. Если отправляетесь к достопримечательности общественным транспортом, то заранее попросите водителя остановить неподалеку от храма. От центральной трассы до развалин идти около получаса. В 2 км от центра поселка Лоо находите улицу Таллинскую и идете вверх по ней. Туристы отмечают, что подниматься в гору тяжело. Но это того стоит.
Византийский храм — Лоо, Лазаревский р-н. Фото, описание, как добраться
Руины византийского храма в посёлке Лоо — остатки христианского культового сооружения, основанного в 10-12 веке. Достопримечательность входит в список объектов культурного наследия РФ.
Храм расположен на вершине трёхсотметровой горы в черте посёлка Лоо. В настоящее время от него относительно хорошо сохранилась северная стена с оконными проемами и входом. Стена наклонена и для её поддержки установлена опорная конструкция. Сохранились и фрагменты западной стены с центральным входом, а также, с восточной стороны, апсиды — выпуклые полукруглые части здания, где, обычно, располагался алтарь.
Храм в Лоо. Вид с южной стороны.
Храм в Лоо. Вид с юго-западной строны.
Ступени и порог центрального входа в храм.
Внутренняя часть храма.
Подпорка северной стены.
Остатки одной из апсид.
Поросшие плющом фрагменты рухнувшей южной стены храма.
Вид на Лооский храм с юго-запада.
Когда-то храм представлял из себя сооружение высотой до 15-ти, длинной 20 и шириной 11 метров, а толщина стен доходила до 1,1 метра. Облицовочные плиты из белого и обожжённого песчаника придавали ему белый цвет, а крыша была покрыты черепицей красноватого цвета. Храм имел три входа — с запада, с юга и с севера.
Внешний вид храма. Реконструкции А.Г.Лазарева
Для постройки храма были использованы гладко тёсанные плиты известнякового песчаника. Цементирующим раствором служила известковая масса с мелким гравием. Такой раствор был настолько прочен, что практически не подвергался разрушительному воздействию климата.
Стена храма.
Кладка
Но несмотря на это, из-за возможных ошибок в расчётах при строительстве, стены храма не выдержали землетрясения, произошедшего, предположительно, в 13 веке.
В 14 веке, когда в этих краях активно распространялась христианская вера, храм восстановили, но через пару столетий он снова приходит в упадок. В 15-17 веках храм использую уже в качестве крепости. Окна храма были частично заложены кладкой, превратившись, таким образом, в бойницы.
На территории храма и за его пределами найдены захоронения разных периодов. Некоторые из них в виде небольших курганов.
Первые упоминания о Лооском храме встречаются в конце 19 и в начале 20 веков. Описание храма встречаются в мемуарах графа Сергея Дмитриевича Шереметева, чья дача располагалась в нескольких сотнях метров ниже по склону, а также в рассказах его гостей. Все они отмечали, что здание в целом сохранилось, за исключение кровли и верхней части стен.
В 1912 году русский фотограф Сергей Михайлович Прокудин-Горский впервые запечатлел храм на фото.
Фото 1912 года. Автор Прокудин-Горский.
По рассказам местных жителей в 30-х годах 20 века материал, из которого был построен храм, использовался для строительства новых зданий и частных домов. Якобы, храм взрывали, а камни очищали и увозили на подводах. В посёлке Лоо и сейчас можно встретить старые дома с отделкой из облицовочных плит храма.
Остатки храма простояли до конца 80-х годов, когда были начаты археологические раскопки, после которых на него обратили внимание и немного отреставрировали, укрепив стены.
Схема Лооского храма. Из материалов археологических раскопок конца 20 века.
В настоящее время развалины храма в Лоо доступны для посещения. Храм посещают не только туристы, но и верующие — у остатков восточной стены, где в древности располагался алтарь, они оставляют иконки, ставят свечки, совершают молитвы.Иконки у древнего алтаря.
С 2016 года появилась новая традиция — каждый год 6 мая, от расположенного в центре Лоо нового храма святого апостола Симона Кананита, сюда поднимается крестный ход для пения молебна святому Георгию Победоносцу, в честь которого, как считает Православная церковь, и был воздвигнут храм тысячу лет назад.
Некоторые верующие считают, что храм воздвигнут на месте гибели апостола Симона Кананита — одного из учеников Христа, проповедовавшего, согласно преданиям, вместе с Андреем Первозванным, христианское учение на черноморском побережье, где и принял мученическую кончину в 55 году н.э.
Также есть мнение, что храм построен друидами в 6 веке, что ранее официальной версии на несколько веков.
Вокруг Лооского храма, помимо легенд связанных с апостолами, посетивших эти земли, существует и легенда о подземном ходе, ведущем к морю, а также поверье, что стены храма в силах исполнить сокровенные желания, а молитва здесь помогает забеременеть.
Вне всякого сомнения, это одна из интереснейших достопримечательностей не только Лазаревского района, но и всего Большого Сочи
С экскурсией из Лазаревского
► Индивидуальная экскурсия — свободный выбор;
Самостоятельно на автомобиле
В посёлке Лоо свернуть на улицу Таллинскую и ехать вверх до конца, следуя указателям.
Самостоятельно на автобусе и электричке
Из Лазаревского и из Сочи на автобусе №77 ( расписание автобусов из Лазаревского) доехать до Лоо (остановка «Школа 77») и подняться по улице Астраханской до детского сада, далее пройти еще около ста метров до небольшой металлической электроподстанции, за которой будет резко уходить дорога назад и вверх. Следовать по ней около пятисот метров.
На электричке из Лазаревского или из Сочи доехать до станции Лоо и дойти до улицы Астраханской…
Византийская архитектура | Определение, стиль, примеры и факты
- Развлечения и поп-культура
- География и путешествия
- Здоровье и медицина
- Образ жизни и социальные вопросы
- Литература
- Философия и религия
- Политика, право и правительство
- Наука
- Спорт и отдых
- Технология
- Изобразительное искусство
- Всемирная история
- Этот день в истории
- Викторины
- Подкасты
- Словарь
- Биографии
- Резюме
- Популярные вопросы
- Обзор недели
- Инфографика
- Демистификация
- Списки
- #WTFact
- Товарищи
- Галереи изображений
- Прожектор
- Форум
- Один хороший факт
- Развлечения и поп-культура
- География и путешествия
- Здоровье и медицина
- Образ жизни и социальные вопросы
- Литература
- Философия и религия
- Политика, право и правительство
- Наука
- Спорт и отдых
- Технология
- Изобразительное искусство
- Всемирная история
- Britannica объясняет
В этих видеороликах Britannica объясняет различные темы и отвечает на часто задаваемые вопросы. - Britannica Classics
Посмотрите эти ретро-видео из архивов Encyclopedia Britannica. - Demystified Videos
В Demystified у Britannica есть все ответы на ваши животрепещущие вопросы. - #WTFact Видео
В #WTFact Britannica делится некоторыми из самых странных фактов, которые мы можем найти. - На этот раз в истории
В этих видеороликах узнайте, что произошло в этом месяце (или любом другом месяце!) в истории.
- Студенческий портал
Britannica — это главный ресурс для учащихся по ключевым школьным предметам, таким как история, государственное управление, литература и т. д. - Портал COVID-19
Хотя этот глобальный кризис в области здравоохранения продолжает развиваться, может быть полезно обратиться к прошлым пандемиям, чтобы лучше понять, как реагировать сегодня. - 100 женщин
Britannica празднует столетие Девятнадцатой поправки, выделяя суфражисток и политиков, творящих историю. - Спасение Земли
Британника представляет список дел Земли на 21 век. Узнайте об основных экологических проблемах, стоящих перед нашей планетой, и о том, что с ними можно сделать! - SpaceNext50
Britannica представляет SpaceNext50. От полёта на Луну до управления космосом — мы исследуем широкий спектр тем, которые подпитывают наше любопытство к космосу!
Содержание
- Введение
Краткие факты
- Связанный контент
Храмовая гора в византийский период (324–638 гг.
н.э.) – Археологический чертеж РитмейераВизантийский период – это следующий период, который мы рассматриваем в этой серии Храмовой горы. До недавнего времени считалось, что Храмовая гора в это время находилась в запустении и использовалась как городская свалка мусора. Однако это может быть не совсем точным.
В 324 году нашей эры император Константин Первый сделал христианство официальной религией Империи и вместе со своей матерью, королевой Еленой, освятил на Святой Земле места, связанные с жизнью Иисуса. В Иерусалиме Храм Гроба Господня был построен на месте, которое, как предполагается, было местом захоронения Христа. Это был первый и единственный раз за всю долгую историю Иерусалима, когда центр города был смещен с Храмовой горы на эту недавно построенную церковь, что фактически отрицало любую еврейскую связь с городом.
Храмовая гора в византийский период. Остатки домов были найдены на южном конце платформы, недалеко от выхода из туннеля Двойные ворота. В юго-восточном углу можно увидеть часовню, в которой находилась так называемая Колыбель Иисуса. Однако сообщение о находке части византийского мозаичного пола под мечетью Аль-Акса при раскопках, проводившихся здесь в 1930-х годах (единственное время, когда такая деятельность была разрешена на горе), указывает на возможное существование домов в южная часть горы в византийский период. 901:25 Часть мозаичного пола найдена под Аль-Аксой.
(фото предоставлено Управлением древностей Израиля).
Однако есть и другие признаки того, что в то время использовалась южная часть Храмовой горы. Рядом с Тройными воротами был раскопан большой монастырь, так называемый Богородицкий монастырь. Во дворе был обнаружен трехместный туалет, смытый водой из одной из цистерн Храмовой горы, а именно цистерны 10.
Глубоко в недрах Храмовой горы автор осматривает смотровой туннель Цистерны 10, справа на фото. Нисходящий туннель находится в центре.Вода из этой цистерны подавалась в монастырь по тоннелю, специально вырубленному для этой цели.
Высеченный в скале подземный тоннель, ведущий вниз от Цистерны 10 к Богородицкому монастырю.