Восточный европеец – Страны Восточной Европы – список со столицами и описанием (7 класс, география)

Содержание

Гостеприимная Восточная Европа — Страны, Культура, Экономика и Население

Гостеприимная Восточная Европа — Страны, Культура, Экономика и Население

Восточная Европа, как это ни странно, это именно восточная часть материка Европа. Термин этот во многом изменчив и даже контекстно-зависим. Одно определение описывает этот регион, как экономико-культурное юридическое лицо. Если быть точнее, то это область между Западной Азией и Центральной Европой. Этот регион обладает отличительными чертами, которые присущи Византии, сформировавшиеся под влиянием Османской империи.

Другое определение появилось в период Холодной войны. В то время оно использовалось как синоним термину «Восточный блок». Согласно этому определению, Восточная Европа – это бывшие социалистические европейские страны.

Физико-географическое положение Восточной Европы

Восточная Европа – это историческая и географическая область на востоке Европы. Границы Восточной Европы не редко менялись, одним словом, соответствовали эпохе. С 1946 по 1980 года – это геополитическое понятие, которое обозначает группу государств так называемого «социалистического лагеря», которые в экономическом и военно-политическом отношении были тесно связаны с СССР. После окончания холодной войны  многие европейские государства начали относиться к другим регионам.

С каждым годом карта восточно-европейских государств изменяется. Многие страны не признают  Россию частью Европы, а многие не относят к ней еще и Украину. Поэтому сегодня довольно сложно дать одно общее понятие термину «Восточная Европа».

Население Восточной Европы

На территории восточно-европейских стран проживает свыше 135 млн. человек (эти данные не включают численность России). Самое большое число жителей насчитывается в Польше (примерно 38,6 млн.), наименьшее – в Молдавии (около 4,3 млн.). Стоит отметить, что большая часть населения относится к славянской группе. Основные национальности представлены латышами, белорусами, украинцами, молдаванами и русскими.

Самое большое государство в Восточной Европе по площади – Украина (603, 7 тыс. кв. км). За ней следуют Польша с площадью 313 тыс. кв. км и Белоруссия (208 тыс. кв. км).

Экономика Восточной Европы

Стоит сказать, что за последние полвека многие страны Восточной Европы претерпели географические и экономические изменения. После распада Советского Союза на карте мира появились новые страны, а в уже существующих  сменились правительства и режимы. При этом экономика стран Восточной Европы стремительно развивалась. Так продолжалось до мирового кризиса. Сегодня темпы развития экономики восточно-европейских стран несколько снизились.

Культурные и исторические ценности Восточной Европы

Некогда Восточная Европа считалась неблагоприятным местом для туризма. Но сегодня она стремительно выходит из тени и постепенно перебирается на верхние позиции популярных направлений для отдыха. Стоит отметить, что для этого восточно-европейским странам изобретать ничего не стоит, у них и так уже все есть.

Восточная Европа может похвастаться своим богатым духовным и культурным наследием, дружелюбной атмосферой, приветливостью местных жителей, а так же разветвленной развитой инфраструктурой туристических услуг.

bestwanderlust.com

Восточная Европа — это… Что такое Восточная Европа?

Восточная Европа по определению ООН Восточная Европа

Восточная Европа

 — в наиболее узком смысле слова — именно восточная, а не западная часть Европы. Термин очень контекстно-зависим и даже изменчив; как отмечено в документе Организации Объединённых Наций, есть «почти так же много определений Восточной Европы, как областей науки» и «каждая оценка пространственных тождеств — по существу социальная и культурная конструкция».

Одно определение описывает Восточную Европу как культурное (и экономико-культурное) юридическое лицо: область, находящаяся между Центральной Европой и Западной Азией, с отличительными чертами, присущими Византии, сформировавшимися под сильным влиянием Османской империи.

Другое определение, которое считается устаревшим все увеличивающимся числом авторов, было создано во время холодной войны и использовалось более или менее синонимично с термином Восточный блок. По этому определению все прежние социалистические европейские государства — это и есть Восточная Европа. Иногда эти государства разделяют на страны Центральной и Восточной Европы.

История термина

На протяжении своего существования термин «Восточная Европа» претерпел ряд изменений. До Второй мировой войны северная часть границы между Восточной и Центральной Европой обычно проводилась по р. Эльбе, между славянами и германцами. Опубликованная в 1913 году Католическая Энциклопедия указывает, что к Восточной Европе относились Балканские государства, а также части таких стран как Австро-Венгрия и Российская империя. Указывалось, что восточную границу Европы следует определять этнологически.

В годы холодной войны к Восточной Европе относили все социалистические страны Европы, включая не участвовавшую в Варшавском договоре Югославию и впоследствии вышедшую из него Албанию.

После окончания холодной войны ряд стран, ранее считавшихся частью Восточной Европы, стали относить к другим регионам.

Другие определения

Термин «Восточная Европа» не имеет четкого однозначного определения, но, однако, носит яркую политическую окраску. В связи с этим, некоторые страны, ранее включавшиеся в этот регион, стремятся из него выйти, а другие страны, напротив, стремятся в него войти.

Так, к Центральной Европе после окончания холодной войны часто относят такие страны как Венгрия, Словакия, Чехия, Польша, реже — Словения и Хорватия. К Южной Европе часто относятся Албания, Босния и Герцеговина, Македония, Сербия, Словения и Хорватия, Болгария, Румыния[1]. К Северной Европе часто относятся Латвия, Литва и Эстония.

На территории восточной Европы полностью либо частично расположены Азербайджан, Белоруссия, Болгария, Венгрия, Грузия, Казахстан, Молдавия, Польша, Россия, Румыния, Словакия, Украина и Чехия.

См. также

Примечания

dic.academic.ru

Восточная Европа против «европейских ценностей»: mikle1 — LiveJournal

Пишет Дм. Добров:

В последние годы резко усилились антиевропейские настроения в странах Восточной Европы. Сама по себе антигерманская и антиевропейская тенденция прослеживается уже довольно длительное время в Венгрии, Польше, Словакии и в какой-то степени в Чехии. Все эти страны входят в так называемую «Вышеградскую четверку» — неформальную группу, учрежденную еще в начале 90-х годов.

С началом мигрантского кризиса в Европе антиевропейская тенденция резко усилилась: страны «Вышеградской четверки» обвиняют руководство Евросоюза и лично канцлера Германии Ангелу Меркель в неспособности остановить потоки мигрантов. Эта критика выходит далеко за рамки проблемы беженцев и приобретает

характер культурной борьбы этнически монолитных, христианских государств Восточной Европы с декадентской, мультикультурной Западной Европой, забывшей свои национальные и христианские корни.


Отход от «европейских ценностей» начался в Венгрии в 2010 году, когда на выборах победила партия Fidesz Виктора Орбана. В стране были запрещены аборты и однополые браки, а в конституцию внесен пункт о ведущей роли христианства, наложен ряд ограничений на деятельность СМИ. Орбан открыто заявил, что венграм, возможно, придется построить новую экономическую, социальную и культурную модель, отличную от современной европейской. Еще более серьезный прецедент был создан в конце 2015 года в Польше, где на волне беженского кризиса победила национал-консервативная партия «Право и справедливость» Леха Качиньского, сформировавшая однопартийное правительство. Консерваторы приняли закон, ограничивающий работу СМИ и Конституционного суда, одновременно стала значительно резче тональность высказываний по отношению к Германии и ЕС.
Действия Венгрии, а теперь и Польши поставили руководство Евросоюза перед нелегким выбором. Что делать, если ценностные расхождения зайдут слишком далеко? Венгрия под руководством Виктора Орбана стала, по мнению Брюсселя, слишком авторитарной, а политический дискурс ее лидеров стал напоминать национал-популизм 30-х годов. Причем, что самое опасное, эту идеологию разделяют не только простые граждане, но также представители интеллигенции и политическая элита.

Корни проблемы уходят в начало 90-х годов, когда распался Советский Союз, а его сателлиты развернулись лицом к Западу. Евросоюз, представлявший сообщество более развитых и богатых стран Западной Европы, хотел распространить свои ценности на бывшие страны «реального социализма». В Брюсселе предполагали, что «перевоспитание» бывших советских сателлитов будет непростым делом, однако ожидали, что за трансформацией общества быстро последует модернизация сознания в духе толерантности и политкорректности. Главным аргументом ЕС был высокий уровень благосостояния в обществе, основанном на либеральных ценностях. Впрочем, были и скептические голоса. В середине 90-х годов

о неподготовленности стран Восточной Европы к приему в Евросоюз предупреждал тогдашний председатель Еврокомиссии Жак Делор.

Он оказался прав: не прошло и десяти лет после вступления в ЕС, как страны Восточной Европы стали проявлять непокорность (по мнению Брюсселя — неблагодарность) и отвергать либеральные ценности, в том числе в области свободы прессы, морали и семейных отношений, религии и культурных традиций.

«Новые европейцы» нарушали этикет ЕС с завидным постоянством, и это стало неожиданностью для еврократов. На вспышку крайнего национализма и марши ветеранов СС в странах Балтии Брюссель закрывал глаза — ведь «национальное самосознание» прибалтов было направлено в первую очередь против этнических русских и косвенно — России. Однако уже в 2003 году страны Восточной Европы и Балтии поддержали американскую агрессию в Ираке, не согласовав свою позицию с основателями Евросоюза — Францией и Германией. Именно тогда французский президент Жак Ширак назвал поведение восточноевропейцев легкомысленным и безответственным, добавив знаменитую фразу, что

они «упустили очень хорошую возможность промолчать».

Однако спираль «неевропейского поведения» продолжала раскручиваться, особый импульс ей дало нашествие беженцев в 2015 году, когда претензии восточных европейцев коснулись уже главной страны Евросоюза — Германии, и лично канцлера Ангелы Меркель. Восточные европейцы откровенно насмехаются над политической корректностью немцев, которые проявляют излишнюю снисходительность к мигрантам, выступая в роли «добренького европейца».

События в Кельне в новогоднюю ночь подтвердили, по мнению восточных европейцев, правильность их опасений. Однако в Западной Европе к ним не прислушались и теперь платят за политкорректность и толерантность, а также за «медийный террор» господствущей либеральной прессы, которая создает образ «беззащитного мигранта» и душит любые критические высказывания на эту тему.

Политики Восточной Европы требуют от Германии и ЕС радикального поворота по отношению к проблеме беженцев. Премьер-министр Словакии Роберт Фицо заявил после событий в Кельне, что его страна не потерпит создания мусульманских гетто и насилия в отношении женщин. В свою очередь, венгерский премьер Виктор Орбан отметил, что события в Кельне свидетельствуют о кризисе либерализма и цензуре в западноевропейских СМИ, которые замалчивали выходки мигрантов. Новый польский премьер Беата Шидло на своей первой пресс-коференции распорядилась убрать из зала флаги Евросоюза, а затем упрекнула политиков из ЕС и Германии в том, что они явно недооценивают серьезность беженской проблематики. Заместитель польского премьера Петр Глинский сказал, что в Польшу молодые мужчины-мусульмане допускаться не будут. А президент Чехии Милош Земан, известный своими неполиткорректными высказываниями, заявил, что нынешняя волна в Европе является «организованным вторжением» и предложил молодым сирийцам и иракцам защищать свои земли от ИГИЛ с оружием в руках, вместо того чтобы просить социальной помощи за рубежом.

На страницах восточноевропейских СМИ комментарии еще резче: Ангела Меркель называется «разрушительницей» и «могильщицей» Европы. В одной из ведущих венгерских газет Magyar Hírlap комментатор сравнил канцлера Германии с матерью, которая отдала своих детей «на растерзание гиенам». Против приема мусульман-беженцев в Европе выступили также политики и печатные издания Румынии и Болгарии.

В разгар миграционного кризиса практически все страны Восточной Европы отказались принимать у себя мигрантов и отвергли систему квот, предлагаемую Брюсселем. У руководства ЕС сложилось в этой связи впечатление (не лишенное оснований), что страны Восточной Европы не разделяют ценностей Евросоюза, а всего лишь хотят в одностороннем порядке пользоваться финансовой помощью и свободой передвижения.

Однако разногласие младо- и староевропейцев касаются не только беженцев. В Брюсселе и Берлине подвергают жесткой критике пакет законов, принятых в Польше (а ранее — в Венгрии), направленных на ограничение свободы СМИ и судебной системы. По мнению Еврокомиссии, принятые законы нарушают фундаментальные демократические ценности ЕС. В этой связи еврокомиссар Гюнтер Эттингер потребовал «поставить под контроль» соблюдение Польшей демократических норм, речь шла даже о введении европейских санкций. Однако Виктор Орбан заявил в этой связи, что Венгрия наложит вето на любые санкции ЕС в отношении Польши. Наблюдатели отмечают, что в ходе беженского кризиса Орбану удалось сколотить общий фронт восточноевропейских стран против Евросоюза. В данное время Орбан вместе с другими государствами Восточной Европы планирует внести в основные договоры ЕС понятие «Европы наций», что фактически торпедирует проект «объединенных штатов Европы». В этом восточноевропейцев активно поддерживает премьер Великобритании Дэвид Кэмерон, который сформулировал свой пакет требований к ЕС.

То, что в Восточной Европе такой успех имеет антиевропейская риторика, объясняется многими причинами. Все страны региона испытали за последнюю четверть века глубокую трансформацию общественных отношений и экономики. «Восстановление капитализма» в бывших соцстранах было чрезвычайно болезненным, оно сопровождалось массовой безработицей, эмиграцией молодежи и квалифицированных кадров на Запад, ломкой социальных систем. Все негативное в этом процессе ассоциировалось с «бюрократическим монстром» в Брюсселе, который на протяжении последних 10 лет диктовал правила игры. Хотя большинству государств Восточной Европы удалось восстановить экономику и поднять уровень жизни, далось это дорогой ценой, и осадок остался. Неолиберальные ценности, связанные с посткоммунистической трансформацией, вызвали у широких масс населения стойкое неприятие. Этим пользуются политические силы — популисты, националисты, демагоги всех мастей. Причем, речь идет не о маргиналах, а о ведущих политиках. Они настроены против европейского политического истеблишмента, который ассоциируется с канцлером Германии Ангелой Меркель.

Сознание восточноевропейцев, в отличие от жителей Западной Европы, оказалось более традиционным, менее обработанным постмодернистскими и постиндустриальными мифами. Социальная и медийная экспансия современного Запада оказалась неспособной вытравить из них за 20 с небольшим лет то народно-консервативное начало, что накапливалось столетиями, и которое пытается изжить нынешняя политическая элита Западной Европы, занявшая доминирующие позиции в результате «молодежной революции» 60-х годов. На востоке Европы не видят необходимости в политкорректности и толерантности, общественность в шоке от пропаганды ЛГБТ, дехристианизации общественной жизни, роста этнических гетто в городах Западной Европы.

Примечательно, что «Восточная Европа» имеется и в самой Германии. Это — восточные земли, бывшая ГДР. Здесь сохранился архаичный, корневой подход (Blut und Boden — «Кровь и почва») к основным проблемам общественной жизни, здесь сильнее всего протестуют против наплыва мигрантов и возникло знаменитое движение Pegida — «Патриотические европейцы против исламизации Запада». Самое любопытное заключается в том, что 40 лет социализма значительно меньше изменили традиционное сознание восточных немцев, чем усиленная американизация и модернизация Западной Германии.

Нынешний бунт Восточной Европы опасен еще и тем, что он совпадает по времени с растущим протестом Южной Европы, которая недовольна доминированием Германии, единой европейской валютой евро и действиями «евротройки» в составе Еврокомиссии, ЕЦБ и МВФ. Одновременно все больше национального эгоизма проявляют Великобритания и страны Северной Европы. Наблюдатели считают, что центробежные силы способны привести к развалу как минимум Шенгенской зоны, а в конечном счете и ЕС, но это будет означать крах великого европейского проекта, что приведет к тектоническим сдвигам в мировой политике.

mikle1.livejournal.com

Восточная Европа Википедия

Восточная Европа в европейской региональной группировке согласно «Всемирная книга фактов ЦРУ» : эквивалентна европейской части постсоветского пространства. Восточная Европа по определению Постоянного комитета по географическим названиям, Германия

Восто́чная Евро́па в узком смысле слова — географически центральная и северо-восточная Европа, населённая преимущественно славянскими народами, составляющая 2/3 территории этого подконтинента Евразии. Термин очень контекстно-зависим и даже изменчив; как отмечено в документе Организации Объединённых Наций, есть «почти так же много определений Восточной Европы, как областей науки» и «каждая оценка пространственных тождеств — по существу социальная и культурная конструкция».

Восточная Европа — область, находящаяся между Центральной Европой и Западной Азией, с отличительными чертами, присущими Византии, сформировавшимися под сильным влиянием Османской империи. Таким образом, европейскими историками признаётся преемственность крупнейших стран Восточной Европы культуре Эллинской, Римской и Византийской империй. Поэтому даже в колониальный период Западной Европы в Англии и Франции империями в полном смысле считались только Российская, Германская и Австрийская, находившиеся большей частью восточнее Эльбы. Империи Востока противопоставлялись цивилизациям Запада.

Другое определение было создано во время холодной войны и использовалось более или менее синонимично с термином Восточный блок. По этому определению все прежние социалистические европейские государства — это и есть Восточная Европа. Иногда эти государства разделяют на страны Центральной и Восточной Европы.

Хотя территория Восточной Европы больше территории Южной, Западной и Северной Европы вместе взятых, в 2016 году на территории 5 млн км² проживает 34 %[источник не указан 1105 дней] населения Европы.

Климат[ |

ru-wiki.ru

Народы Восточной Европы: состав, культура, история, языки

Страны Восточной Европы – это природно-территориальный массив, расположившийся между Балтикой, Черным и Адриатическим морем. Основную часть населения Восточной Европы составляют славяне и греки, а в западной части материка преобладают романские и германские народы.

Страны Восточной Европы

Восточная Европа – историко-географический регион, который включает следующие страны (по классификации Организации Объединенных Наций):

  • Польшу.
  • Чехию.
  • Словакию.
  • Венгрию.
  • Румынию.
  • Болгарию.
  • Белоруссию.
  • Россию.
  • Украину.
  • Молдавию.

История становления и развития восточноевропейских государств – это долгий и непростой путь. Формирование региона началось еще в доисторическую эпоху. В первом тысячелетии нашей эры происходило активное заселение Восточной Европы населением. В дальнейшем формировались первые государства.

Народы Восточной Европы имеют очень сложный этнический состав. Именно этот факт стал причиной того, что в этих странах часто случались конфликты на этнической почве. Сегодня в регионе преобладающее место занимают славянские народы. О том, как формировались государственность, население и культура Восточной Европы, далее.

Первые народы на территории Восточной Европы (до нашей эры)

Самыми первыми народами Восточной Европы принято считать киммерийцев. Древнегреческий историк Геродот говорит о том, что киммерийцы жили в первом и втором тысячелетии до нашей эры. Киммерийцы заселяли преимущественно Приазовье. Свидетельством тому являются характерные названия (Боспор Киммерийский, Киммерийские переправы, область Киммерия). Обнаружены и могилы киммерийцев, погибших в столкновениях со скифами на Днестре.

В VIII веке до нашей эры на территории Восточной Европы было много греческих колоний. Были основаны такие города: Херсонес, Феодосия, Фанагория и другие. В основном все города были торговыми. В причерноморских населенных пунктах была достаточно хорошо развита духовная и материальная культура. Археологи по сей день находят свидетельства, подтверждающие данный факт.

Следующим народом, населяющим восточную Европу в доисторический период, были скифы. О них нам известно из трудов Геродота. Они проживали на северном побережье Черного моря. В VII-V веке до нашей эры скифы распространились на Кубань, Дон, появились в Тамани. Скифы занимались скотоводством, земледелием, ремеслами. Все эти сферы были у них развиты. Вели торговлю с греческими колониями.

Во II веке до нашей эры на землю скифов пробрались сарматы, разбили первых и заселили территорию Причерноморья и Прикаспия.

В этот же период в причерноморских степях появились готы – германские племена. Долгое время они притесняли скифов, но только в IV веке нашей эры им удалось полностью их вытеснить с этих территорий. Их вождь — Германарих тогда занял практически всю Восточную Европу.

Народы Восточной Европы в древности и Средние века

Царство готов просуществовало сравнительно недолго. Их место заняли гунны, народ из монгольских степей. С IV-V век вели они свои войны, но в итоге их союз распался, часть осталась в Причерноморье, другие ушли на восток.

В VI веке появляются авары, они так же как и гунны пришли из Азии. Их государство располагалось там, где сейчас Венгерская равнина. До начала IX века просуществовало аварское государство. Авары часто сталкивались со славянами, о чем говорит «Повесть временных лет», нападали на Византию и Западную Европу. В итоге их разгромили франки.

В седьмом веке образовалось Хазарское государство. Северный Кавказ, Нижняя и Средняя Волга, Крым, Приазовье были во власти хазар. Беленджер, Семендер, Итиль, Таматарха – самые крупные города Хазарского государства. В хозяйственной деятельности упор был сделан на использование торговых путей, которые проходили по территории государства. Занимались и работорговлей.

В VII веке появилось государство Волжская Булгария. Ее населяли булгары и финно-угры. В 1236 году булгары подверглись нападению монголо-татар, в процессе ассимиляции эти народы стали исчезать.

В IX веке между Днепром и Доном появились печенеги, они воевали с хазарами и Русью. Князь Игорь ходил с печенегами на Византию, но потом между народами произошел конфликт, который перерос в длительные войны. В 1019 и 1036 годах Ярослав Мудрый нанес удары печенежскому народу, и они стали вассалами Руси.

В XI веке из Казахстана пришли половцы. Они совершали набеги на торговые караваны. К середине следующего столетия их владения простирались от Днепра до Волги. С ними считались и Русь, и Византия. Сокрушительное поражение им нанес Владимир Мономах, после чего они отступили на Волгу, за Урал и Закавказье.

Славянские народы

Первые упоминания о славянах появляются примерно в первом тысячелетии нашей эры. Более точное описание этих народов приходится на середину того же тысячелетия. Называют их в это время словенами. Византийские авторы говорят о славянах на Балканском полуострове и в Подунавье.

В зависимости от территории проживания славян разделили на западных, восточных и южных. Так, южные славяне расселились на юго-востоке Европы, западные славяне – в Центральной и Восточной Европе, восточные – непосредственно в Восточной Европе.

Именно в Восточной Европе славяне ассимилировались с финно-угорскими племенами. Славяне Восточной Европы были самой многочисленной группой. Восточные изначально делились на племена: поляне, древляне, северяне, дреговичи, полочане, кривичи, радимичи, вятичи, ильменские словене, бужане.

Сегодня к восточнославянским народам относятся русские, белорусы, украинцы. К западным славянам — поляки, чехи, словаки и другие. К южным славянам принадлежат болгары, сербы, хорваты, македонцы и так далее.

Современное население Восточной Европы

Этнический состав населения восточной Европы неоднородный. Какие национальности там преобладают, а какие в меньшинстве, рассмотрим далее. В Чехии проживают 95% этнических чехов. В Польше – 97% составляют поляки, остальные цыгане, немцы, украинцы, белорусы.

Маленькой, но многонациональной страной является Словакия. Десять процентов населения – венгры, 2% -цыгане, 0,8% — чехи, 0,6% –русские и украинцы, 1,4% составляют представители других народностей. Население Венгрии на 92 процента состоит из венгров или, как их еще называют мадьяров. Остальная часть — это немцы, евреи, румыны, словаки и так далее.

Румыны составляют 89% населения Румынии, на втором месте венгры – 6,5%. В составе народов Румынии также есть украинцы, немцы, турки, сербы и другие. В составе населения Болгарии на первом месте болгары – 85,4%, на второй позиции – турки 8,9%.

В Украине 77% населения — украинцы, 17% — русские. Этнический состав населения представлен крупными группами белорусов, молдаван, крымских татар, болгар, венгров. В Молдавии основное население составляют молдаване, на втором месте украинцы.

Самые многонациональные страны

Самой многонациональной среди стран Восточной Европы является Россия. Здесь проживают более ста восьмидесяти национальностей. На первом месте русские. В каждом регионе есть коренное население России, например, чукчи, коряки, тунгусы, дауры, нанайцы, эскимосы, алеуты и другие.

Более ста тридцати наций проживает на территории Беларуси. Большую часть (83%) составляют белорусы, затем русские — 8,3 %. Цыгане, азербайджанцы, татары, молдаване, немцы, китайцы, узбеки также есть в этническом составе населения этой страны.

Как развивалась Восточная Европа?

Археологические исследования на территории Восточной Европы дают картину постепенного развития этого региона. Находки археологов говорят о присутствии здесь людей с самой древности. Племена, населяющие эту территорию, вручную обрабатывали свои земли. При раскопках ученые находили колосья различных злаков. Занимались и скотоводством, и рыболовством.

Культура: Польша, Чехия

В каждом государстве есть свои традиции и обычаи. Культура народов Восточной Европы разнообразна. Польская корнями уходит к культуре древних славян, но большое значение на нее оказали и западноевропейские традиции. В сфере литературы Польшу прославили Адам Мицкевич, Станислав Лемм. Население Польши в большинстве своем католики, их культура и традиции неразрывно связаны с канонами религии.

Чехия всегда сохраняла свою самобытность. На первом месте в сфере культуры находится архитектура. Здесь много дворцовых площадей, замков, крепостей, исторических памятников. Литература в Чехии получила свое развитие лишь в девятнадцатом веке. Чешскую поэзию «основал» К.Г. Маха.

Живопись, скульптура и архитектура в Чехии имеет многовековую историю. Миколаш Алеш, Альфонс Муха – наиболее известные представители этого направления. Есть множество музеев и галерей в Чехии, среди них уникальные – Музей пыток, Национальный музей, Еврейский музей. Богатство культур, их сходство — все это имеет значение, когда заходит речь о дружбе соседних государств.

Культура Словакии и Венгрии

В Словакии все торжества неразрывно связаны с природой. Национальные праздники Словакии: праздник Трех Царей, аналогично масленице – вынесение Марены, праздник Люции, Майское дерево. В каждом регионе Словакии есть свои народные обычаи. Резьба по дереву, живопись, ткачество – основные занятия в сельской местности в этой стране.

Музыка и танцы стоят на первом месте в культуре Венгрии. Здесь часто проходят музыкальные и театральные фестивали. Еще одна отличительная особенность – венгерские бани. В архитектуре преобладают романский, готический стиль и барокко. Культуре Венгрии присущи народные промыслы в виде вышитых изделий, изделий из дерева и кости, настенных панно. В Венгрии повсеместно расположены культурные, исторические и природные памятники мирового значения. В плане культуры и языка на соседние народы оказала влияние Венгрия: Украина, Словакия, Молдова.

Румынская и болгарская культура

Румыны в основном православные. Эту страну принято считать родиной европейских цыган, что наложило свой отпечаток и на культуру.

Болгары и румыны являются православными христианами, поэтому их культурные традиции схожи с другими восточноевропейскими народами. Самое древнее занятие болгарского народа – виноделие. На архитектуру Болгарии оказала влияние Византия, особенно в культовых зданиях.

Культура Белоруссии, России и Молдавии

На культуру Белоруссии и России повлияло в значительной мере православие. Появились Софийский собор, Борисоглебский монастырь. Широко развито здесь декоративно-прикладное искусство. Ювелирное, гончарное и литейное дело распространены во всех частях государства. В XIII веке здесь появились летописи.

Культура Молдавии развивалась под влиянием Римской и Османской империй. Свое значение имела близость в происхождении с народами Румынии, Российской империи.

Культура России занимает огромный пласт в восточноевропейских традициях. Она представлена очень широко и в литературе, и в искусстве, и в архитектуре.

Связь культуры и истории

Культура Восточной Европы неразрывно связана с историей народов Восточной Европы. Это симбиоз различных устоев и традиций, которые в разное время оказывали влияние на культурную жизнь и ее развитие. Направления в культуре Восточной Европы во многом зависели и от вероисповедания населения. Здесь это были православие и католичество.

Языки народов Европы

Языки народов Европы относятся к трем главным группам: романская, германская, славянская. Славянская группа включает тринадцать современных языков, несколько мелких языков и диалектов. Они являются основными в Восточной Европе.

Русский, украинский и белорусский входят в восточную славянскую группу. Основные диалекты русского языка: северный, центральный и южный.

В украинском есть карпатские наречия, юго-западные и юго-восточные. Влияние на язык оказало долгое соседство Венгрии и Украины. В белорусском языке присутствует юго-западное наречие и минский диалект. В западнославянскую группу входят польский и чехословацкие наречия.

Несколько подгрупп выделяют в южнославянской группе языков. Так, есть восточная подгруппа с болгарским и македонским. К западной подгруппе относятся сербскохорватский язык и словенский.

Официальным языком в Молдавии является румынский. Молдавский язык и румынский, по сути, один и тот же язык стран-соседей. Поэтому он и считается государственным. Разница лишь в том, что у румынского больше заимствовано из западных стран, а у молдавского языка — из России.

fb.ru

Европейцы западные и восточные, северные и южные

Европейцы западные и восточные, северные и южные

Когда СССР завершал свой исторический путь, перестав быть «империей зла», он ушёл из стран, взятых Москвой под контроль по результатам Второй мировой войны. Оставляя на произвол судьбы союзников и сателлитов. Не пойми с чего разваливая всё мировое и европейское мироустройство. Но в Германии тогда царила большая эйфория.

Берлинская стена обрушилась. Любимец мировой элиты душка Горби сдал всё, не им завоёванное и отстроенное, ни за грош. С одной стороны. Однако разделённая на три части Германия получила шанс объединиться. И в полной мере этот шанс использовала. С другой.

Что было не только гуманно и хорошо, но и по-человечески понятно. По крайней мере, с точки зрения тех, кто всю свою жизнь прожил под советской властью. Десятки лет восточные немцы бежали на Запад, к родственникам и нормальному человеческому существованию. Под пулемётами. Или под страхом тюремного заключения — в лучшем случае.

Притом что в ГДР они жили в самом комфортном бараке социалистического лагеря. Самым весёлым из них была кадаровская Венгрия, но и Хонеккера старшие товарищи тоже не обижали. И ещё как не обижали! Слишком уж важной ГДР для соцсодружества была страной.

По сравнению с Советским Союзом даже соседняя Польша была очень даже ничего. Чехословакия и Венгрия — прекрасны, как утро на Средиземном море. Ну а Германская Демократическая Республика — это была совсем уже мечта. По крайней мере, исходя из уровня жизни и комфорта.

Даже если забыть о берлинском кабаре «Фридрихштадтпаласт», знакомом советским телезрителям по ежегодным новогодним «Голубым огонькам». Киностудии ДЕФА. Фигурном катании и прочем спорте мирового уровня. А также о главном всесоюзном индейце Гойко Митиче. Который в этой самой ГДР и жил.

Ну вот, настало людям счастье. Сбылась мечта страны, состоящей из двух половинок и одного Западного Берлина. Взошла заря свободы. Накрылись медным тазом тирания и Хельсинкский заключительный акт совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе от 1975 года.

Гражданская война, распад и геноцид в Югославии были ещё впереди. Царил оптимизм по поводу светлого будущего Европы. И немцы впервые с 1945-го ощутили себя единым народом. За что они должны благодарить не столько М. С. Г., сколько своего Гельмута Коля.

Великий был канцлер. И человек большой. Не только в прямом смысле, но как политик и государственный муж. Хотя и физически не самый мелкий: размерами примерно с Ельцина. Хотя и покорпулентней в районе корпуса. Точнее, того места, которое на Востоке называют «барханом мудрости».

Благодарность он от немцев получил примерно такую же, как Уинстон Черчилль в своё время от своих англичан, а Шарль де Голль от французов. Ну, плебс он и есть плебс. Избиратель по определению быдло. Хоть где. Хоть в какие времена. Недоброжелатели, конкуренты и личные враги останутся недоброжелателями, конкурентами и врагами. А справедливости в мире не было, нет и не предвидится. Расклад не тот.

Так вот, немцы встретились, обнялись и объединились. И кто был в курсе, дружно похоронили сборники Института этнологии и антропологии РАН СССР под редакцией Соломона Брука и Юлиана Бромлея, в которых на голубом глазу утверждалось, что в Германии сформировались две немецких нации. Социалистическая немецкая нация в ГДР. И капиталистическая — понятно где.

Чушь? А то! Ясно же, что чушь! Идеология. Советская пропаганда. Но никак не наука. Что единственное немцам было в этом всём непонятно, где тут одно, а где другое. Хотя они на идеологии собаку съели. И на пропаганде. И кстати, на науке. Правда, до того, как страна занялась пропагандой идеологии. Сначала при Гитлере, а потом при социализме. Ну или при капитализме. С другой стороны границы.

Однако же этой границы, разделяющей единый и морально, а также исторически неделимый немецкий народ, больше не было. Капут настал границе. Так что не надо нам лохматить бабушку, как в своё время говорили в оккупированной, правда, не немцами, а союзными им румынами Одессе.

Вот только очень скоро выяснилось, что выраженная учёными по-совковому, то есть, увы, по-идиотски, мысль есть объективная истина. Выраженная в том, что до сих пор, через четверть века после объединения Германии, в этой самой Германии есть «осси» и есть «весси».

То есть на самом деле существуют немцы восточные и западные. И они, холера им всем в бок, разные. Одинаковыми никак не становятся. Не очень довольны друг другом. Предъявляют с обеих сторон друг другу вполне обоснованные претензии. И что с этим делать, совершенно непонятно, так как недовольны все. И те. И эти.

На самом деле случай аналогичен королевству Лотарингия из предыдущего примера. Там все в одной стране пожили совсем недолго. И сохранили отличия от соседей на следующую тыщу с гаком лет. Тут жили врозь лет сорок с небольшим — практически не срок.

И? А вот то-то и оно, что срок. И, как выясняется, ещё какой! Причём относится всё это далеко не только к временам не столь давним, как в случае Германии, которая вообще-то объединилась едва-едва позавчера, при канцлере Бисмарке, но и чёрт знает к каким. Есть масса прецедентов.

До средневековья. Для античности. И для тёмной римской древности, в сравнении с которой и Римская империя была светлое будущее. Или не очень светлое, а самое что ни на есть тёмное. Невидимые границы Европы продолжают делить её там, где когда-то шли пограничные рубежи забытых государств и племён, сталкивались в схватках их патрули и стояли таможенники — у кого они были.

Причём часто все эти границы совпадают или почти совпадают. С древности, иногда от каменного века, до сего дня. Учёные на эту тему поломали много копий. Насчёт влияния факторов географии на современную геополитику и этнографию. Преинтереснейшие получились результаты.

Хотя они так ни к чему окончательному и не пришли, понятно, что плоскогорье и река, горы и степь, пустыня и оазис, остров и морское побережье с удобными бухтами придают смысл попыткам анализа исторических процессов. Это не единственные факторы, которыми можно объяснить то, что без учёта особенностей местности объяснить не удаётся. Но учитывать их надо непременно. Так как в итоге можно многое понять.

Границ этих было… Социалистическая система и Запад. Российская империя и Австро-Венгрия. Оттоманская Порта и Речь Посполитая. Священная Римская империя германской нации и Франция. Католические Испания и Португалия. Протестантские Скандинавия, Нидерланды и Швейцария. Англиканская церковь Великобритании и католики Ирландии. Православные и мусульмане Балкан, Поволжья, Причерноморья и Прикаспия.

А также государства, контролируемые православной Византией с её подконтрольными басилевсам патриархами, и страны, подчинявшиеся католическому Риму с его папами, отлучавшими королей и враждовавшими с императорами. Да и просто Западная Римская империя и её близнец-конкурент, Римская империя Восточная.

Наконец, земли джихада и крестовых походов. Распространявших веру — и в Христа, и в Магомета — огнём и мечом. Или торговые империи, оседлавшие порты, горные перевалы и оазисы на трансконтинентальных и международных путях. По которым религия распространялась постепенно, хотя и не менее эффективно.

Мало? Ну, кому как. Европейцам более чем достаточно. Вот и выходит, что на самом деле нет и не может быть никакой единой Европы. В том примитивном смысле, который вкладывает в это понятие, в меру своего разумения, официальный бюрократический Брюссель.

Как нет единой Азии или Африки. Или Латинской Америки и Ближнего Востока. Или Индии, Китая и Индокитая. Ну, в цивилизационном плане тут ещё можно говорить о каком-то единстве. И находить общие черты. Не более чем. Но единство это — в немалом многообразии. В каждом из упомянутых выше случаев.

Не растекаясь мыслию по древу с перечислением сотен регионов Европы и присущих им европейцев, что превратило бы настоящую книгу в этнографическую энциклопедию в несколько тысяч страниц, пройдём дальше. Что-что, а этнографические энциклопедии по Европе изданы давно.

Зафиксируем для себя само присутствие существенных отличий на этом уровне и то, что в целом европейцев как население данной конкретной части света можно разделить на четыре большие группы. Точнее, очень большие. Не особо оригинальничая, скажем тривиальное. Европейцы бывают западные и восточные, северные и южные.

Не потому, что есть только четыре стороны света, а потому, что это действительно так. И отличаются они друг от друга существенно. В каком случае что именно на что повлияло — не суть важно. Границы государств. Конфессий и субконфессий. Этнических групп. Во всей их прихотливой изменчивости на протяжении длинной европейской истории.

Со всеми исключениями, подтверждающими названное выше правило. Что-то из всего этого даже сегодня определить и понять можно. Разыскать корни. Проследить причины. Взять на себя смелость предсказать возможные следствия изменения статус-кво. Хотя любимая фантастами машина времени тут бы более чем не помешала.

Можно бесконечно долго спорить, какие именно этнические и этноконфессиональные группы составляют общеевропейский пазл. Сколько в нём национального, религиозного или политического. Как влияют на формирование народов границы государств, которые то столетиями существуют в неизменном виде, то «дышат», непрерывно двигаясь туда-сюда. В результате чего создаются смешанные этносы, языки, культуры.

Можно спорить, что именно европейцев объединяет, а что разделяет. Чем похожи или не похожи друг на друга южные и северные, западные и восточные европейские католики, протестанты, православные и мусульмане. Фантастически интересный кроссворд — для настоящего учёного.

Однако его тенденциозная интерпретация политиками с попыткой выявить, кто в Европе главный, обосновав исключительность тех или этих, привела к расовой теории, гетто и концлагерям. Надолго отбив охоту у настоящих учёных заниматься всеми этими вопросами вообще.

В итоге тот простой, понятный и совершенно нейтральный факт, что все люди разные и отдельные их группы отличаются друг от друга, оказался вне закона. Хотя и в рамках не расизма как такового, а его антипода. Современной выхолощенной до полной потери изначального смысла политкорректности. Ничуть не менее косной и фанатичной, чем расизм.

Что с этим делать, кроме как, не обращая внимания на истерику с обеих сторон, собирать и анализировать факты, автору непонятно. Умение пасти оленей не обязательно должно присутствовать у тех, кто умеет выращивать виноград. И наоборот. Пастухи-кочевники и оседлые земледельцы, моряки и горцы, горожане и деревенские видят мир по-разному.

Отношение к жизни, близким родственникам, детям, Б-гу, самим себе и друг другу у всех более или менее одинаковое, но культуры, обычаи и традиции у всех разные. И даже на первый взгляд одинаковое порой принимает абсолютно различные формы. Благо всё это ещё и меняется из-за исторических процессов. Вследствие которых одни народы и религии исчезают, а другие появляются. Да и заимствования много что значат.

Причём этнографы и культурологи, как правило, рассматривают любое население, в том числе европейское, без привязки к его истории. Либо опираясь исключительно на историю письменного периода, который в Европе занимает едва три тысячи лет — и то у немногих.

Притом что люди современного типа в Европе живут не один десяток тысяч лет. Да и историю письменной, цивилизованной эпохи мы разбираем на ощупь. Примерно так же, как слепой нанизывает бисер. С громадными лакунами и пробелами. Поскольку от времён древних до нас дошло лишь кое-что. И не факт, что чем ближе к нам, тем больше знаний о прошедшем. Тут всё гораздо хуже. С пробелами размером в половину Европы.

Так что любой апломб в разборе этих полётов более чем смешон. Тем более, говоря о национальных идеях, понятно, на каком уровне они существуют у племени. Союза племён. Или народа. Защита своих, противостояние чужим. Охрана своей территории, захват чужой.

Семья — большая семья — клан — род — племя — союз племён — народ — нация. С одной стороны. Свои-чужие — с другой. То есть свой может быть врагом, например из-за кровной мести. А чужой своим, если он союзник или просто хороший сосед. И если во внутренних распрях он не замешан, значит, его можно звать к себе на правление. Будет объективен и беспристрастен.

Откуда вся история с призванием варягов, которую патриоты на дух не переносят. По собственной их безграмотности и общей тупости этой социальной группы. «Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет» с приглашением «придите и владейте» — это не от принижения своего положения сравнительно с чужим, как они думают, болезные.

Думают, опираясь на своё личное отношение к жизни. Связанное преимущественно с тяжёлым ущемлением тестикул и разжижением мозгов с раннего детства. Но увы — это следствие всего того объективного в родной истории, чего они не знают и не понимают. И уже не поймут. Понимать нечем. Там мозга нет. Там кость. И комплекс неполноценности.

Ну, поругались на людей и будет. Им по барабану, но на душе полегче. Тем более что во всех странах во все времена к трону, в правительство и в начальство вообще, к сожалению, прорывается с квасным, пивным и каким угодно патриотизмом наперевес оно. Описанное выше. Тем, которые по-настоящему умные и талантливые, интриговать и подсиживать недосуг. А унижаться, так и попросту противно. Так что скоро сказка сказывается…

В завершение отметим: восточные и западные европейцы — это примерно по линии границ Оттоманской Порты в пределах её максимального распространения на Запад, где эта Порта хоть сколько-нибудь задержалась, и недозавоёванной турками Европы. А также германских народов и славян.

Или — православия с одной стороны и католичества с протестантизмом с другой. То есть с цивилизационной точки зрения Польша, хоть она сто раз славянская, — это европейский Запад. И Венгрия — Запад. С некоторыми небольшими поправками на остатки оттоманского наследия в виде паприки. И Прибалтика.

Россия же, Украина и Белоруссия, не говоря уже о Румынии, Болгарии, Греции и Кипре, — европейский Восток. Ну а родственные венграм ханты и манси так и вообще чистая Азия. Но с точки зрения языка и бытовой культуры населения упомянутая Польша и не упомянутая до сих пор Чехия — это Восток Европы. Хотя и подвергшийся на протяжении последней тысячи лет сильнейшему онемечиванию.

Чего, кстати, при первых восточноевропейских евреях, забредших на Киевскую Русь из Хазарского каганата, не было. И евреи-кнааниты включали тогдашнюю Чехию в состав восточноевропейских славянских земель. Которые, согласно историческим параллелям, они назвали Кнааном. Он же — Ханаан.

Север и Юг Европы — это тоже более или менее понятно. Юг — это Халифат и Византия, а также упомянутая Порта. И то, что осталось от европейского католического мира после Реформации. Исконные земли финикийских и греческих колонистов, осевших на островах и континентальном побережье. А также Рим — до эпохи Цезаря.

Север — это мир протестантизма во всех его разнообразных вариантах. Естественно, европейского. Или германских племён времён переселения народов, после того как по ним ударила Византия, а потом арабы. Что делит Францию по линии крестового похода против альбигойцев. Ну и Италию — по Папской области.

Понятно, что есть европейские осколки, никак не попадающие или плохо ложащиеся в общую схему. Саамы скандинавского севера с их кочевым оленеводством — крайний запад громадного единого евразийского хозяйственного комплекса, идущего по арктическому Заполярью до самой Чукотки. Баски, сарды и прочие этнографические феномены времён, когда в Европе не то что римляне, но и индоевропейцы, почти целиком населяющие её сегодня, были редкостью.

Оставшиеся на Северном Кавказе с эпохи, когда ираноязычные народы откочёвывали с Северного Урала до Северной Индии, осетины — потомки близких к скифам аланов. Последние из кельтов — жители Ирландии, Уэльса и Горной Шотландии. Пришедшие с татарскими ордами либо, много позже, с турецкими армиями — или бежавшие от них — тюрки. Включая гагаузов, татар Крыма и много кого ещё.

И разумеется, два вечных бревна в глазу у всех европейских националистов: евреи и цыгане. Потомки римских легионеров, гладиаторов, колонистов, вольноотпущенников и купцов, в большинстве городов Европы бывшие исконным населением. Жившим там куда дольше, чем пришедшие с севера и востока франки, англы, саксы или мадьяры. Не говоря уже о готах и вандалах.

А также ведущие кочевую жизнь артисты, ремесленники и укротители медведей. Единственная в своём роде каста средневековых бродяг Европы, вернувшихся на древнюю прародину индоевропейцев из Западной Индии. Когда о таких, как они, в этой самой Европе уже несколько тысяч лет как забыли.

Но речь не о них. Тем более что они так или иначе вписываются в образ жизни соседей и со временем во многом становятся на них похожи. Цивилизационные границы Европы запутаны, менялись с течением времени, и всё же они есть. Исходно близкие народы, которым довелось жить в Южной или Северной, Восточной или Западной Европе, существенно отличаются друг от друга. И воплощают национальные идеи по-разному.

Хотя, повторим, изначально всё похоже. Да и чему тут быть особо непохожему? Что в племенной период, что в эпоху римских провинций или варварских королевств. Что позже — до настоящего времени. Когда даже для монархов хороший тон — быть демократами. При сохранении минимальных гарантий бюджетирования короны.

Что любопытно, границу между югом и севером с цивилизационной точки зрения можно легко проследить на Восточно-Европейской равнине. По территории нынешней России и Украины идёт чётко прослеживаемая археологами условная черта. К югу от неё монета ценилась в качестве денег. И её не портили. К северу ценилось серебро как таковое. На вес. И для ровного счёта монету рубили. Византийские денарии или арабские дирхемы — неважно.

Так вот, к югу от этой границы доминировали в торговле и сборе налогов Хазарский каганат и Византия. К северу — скандинавские, точнее, шведские конунги. Они же русь. И платили они весовым рубленым серебром. Откуда, собственно говоря, и произошёл рубль.

Не то чтобы сюжет был так уж нов. В годы, когда автор посещал среднюю школу, об этом рассказывали на уроках в четвёртом классе. Но нынче — кто знает? Министерство образования и науки работает не просто успешно, а по-менеджерски эффективно. Кто его разберёт, чему детей теперь там в школе учат? Или не учат. Что скорей всего и происходит…

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

public.wikireading.ru

Восточная Европа / Расположение / Политический Атлас Современности

Восточная Европа

Восточная Европа — в наиболее узком смысле слова — географически центральная и северо-восточная Европа, населённая преимущественно славянскими народами, составляющая 2/3 территории этого подконтинента Евразии. Термин очень контекстно-зависим и даже изменчив; как отмечено в документе Организации Объединённых Наций, есть «почти так же много определений Восточной Европы, как областей науки» и «каждая оценка пространственных тождеств — по существу социальная и культурная конструкция»

Климат стран Восточной Европы менее влажный и более холодный (в Западной Европе среднегодовая температура колеблется от 0 до 15 C, в Восточной, от −5 до 10 C), чем климат стран Западной. При этом плодородность почв почти в два раза выше (при одинаковых широтах) на Балканах, Юге России и Поволжье. Но пастбищное животноводство в Западной Европе более продолжительное, почти круглогодичное даже в Скандинавии. Максимальные температуры воздуха в тени в Европе также характерны для Поволжья и Европейского Казахстана. Восточная Европа обладает самым большим запасом чернозёмных почв среди всех экономико-политических регионов мира.


Восточная Европа на карте отмечена красным цветом.

Восточная Европа, список государств

  Восточная Европа     Западная Европа     Северная Европа     Южная Европа  


 

Тайны Вселенной
В книге на основе новейших научных данных воссоздаётся картина мироздания в её …

www.hyno.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о