почему за странами Ближнего Востока может быть будущее посреднических усилий?
Современный мир и система международных отношений вошли в новую фазу трансформации, которая займет годы. Подобные процессы, как правило, происходят через переформатирование старой и выстраивание новой системы, что проходит чаще болезненно, чем нет. Регион Ближнего Востока, являющийся во многом лакмусовой бумажкой изменений в мире, уже 10 лет назад вошел в стадию трансформации и предвосхитил глобальные изменения всей мировой системы. Являясь мировым лидером по количеству конфликтов и потенциальных кризисов, ближневосточные страны понимают цену происходящих изменений и стремятся смягчать кризисы, в том числе и сегодняшний конфликт вокруг Украины, через дипломатию, посредничество и прагматизм.
Ближневосточным странам не выгодно выбирать между Россией, Украиной и Западом — каждая руководствуется своими интересами и будет использовать новые возможности в дальнейшем. Поэтому политика ближневосточных стран в отношении России в свете эскалации конфликта на Украине остается прагматичной и взвешенной, даже несмотря на давление западных стран.
Современный мир и система международных отношений вошли в новую фазу трансформации, которая займет годы. Подобные процессы, как правило, происходят через переформатирование старой и выстраивание новой системы, что проходит чаще болезненно, чем нет.
Регион Ближнего Востока, являющийся во многом лакмусовой бумажкой изменений в мире, уже 10 лет назад вошел в стадию трансформации и предвосхитил глобальные изменения всей мировой системы. Являясь мировым лидером по количеству конфликтов и потенциальных кризисов, ближневосточные страны понимают цену происходящих изменений и стремятся смягчать кризисы, в том числе и сегодняшний конфликт вокруг Украины, через дипломатию, посредничество и прагматизм.
Ахмед Дахшан:
Как страны Персидского залива относятся к военной операции на Украине?
Посредническая роль
21–22 сентября состоялся крупнейший с начала специальной военной операции России на Украине обмен пленными, а в июле была заключена сделка, разблокировавшая украинские порты для вывоза зерна. Оба дипломатических прорыва стали возможны при посредничестве внешних игроков. Так, в частности, в организации обмена пленными участвовали Турция и Саудовская Аравия, и Турция же вместе с ООН посредничала в заключении зерновой сделки.
Помимо этого, 11 октября состоялся визит президента ОЭА Мухаммеда аль-Нахьяна в Россию (первая за три года встреча), где он провел переговоры с президентом Путиным, во время которых Путин поблагодарил его за посреднические усилия и за «вклад в урегулирование всех спорных вопросов, в том числе и того кризиса, который происходит сегодня на Украине». А 13 октября планируется встреча лидеров России и Турции в Астане, на которой помимо двухсторонней повестки планируется обсудить связанные с конфликтом на Украине вопросы, в том числе и посредническую роль Анкары. Все это подтверждает заинтересованность ближневосточных стран сыграть посредническую роль период эскалации между Россией и Западом на фоне конфликта на Украине.
В целом стоит отметить, что ближневосточные страны более активно стремятся включиться в дипломатический процесс, предлагая свои посреднические возможности Москве и Киеву, при этом сохраняя свой нейтралитет и прагматизм. Складывается впечатление, что они намного более заинтересованы в скорейшем разрешении конфликта, или как минимум его незатягивании, чем их западные коллеги, среди которых выделяется лишь президент Франции Эммануэль Макрон, безуспешно предлагающий себя в качестве посредника. С самого начала эскалации конфликта на Украине, с февраля 2022 г. целый ряд ближневосточных стран предлагал свои посреднические услуги — Иран, Турция, Саудовская Аравия, Катар, Египет и др. Еще и Лига Арабских Государств (ЛАГ) выступила с посредническим предложением. Что же стоит за такой активной позицией ближневосточных стран?
Прагматичный подход и нейтралитет
Во-первых, необходимо отметить, что ближневосточные страны в последние годы все больше проявляют прагматизм в своей внешней политике, диверсифицируя свой дипломатический портфель, что приносит свои плоды. Так, ключевые государства Ближнего Востока — Саудовская Аравия, Турция, Иран (до появления информации о поставках беспилотников России), Египет — имеют хорошие рабочие отношения как с Москвой, так и с Киевом и странами, оказывающими прямую поддержку Украине. Пока никто из них не собирается выбирать сторону в угоду давлению стран Запада, призывающих присоединиться к санкциям и, если не порвать, то серьезно ограничить отношения с Россией. В государствах региона прекрасно понимают — выбрав сторону, они рискуют испортить не только развивающиеся двухсторонние отношения с Россией, но и исключить возможность быть посредником в переговорах и внести вклад в разрешение конфликта на Украине. Вдобавок это наложит негативный отпечаток и на их посреднические усилия в будущем — вряд ли кто-то захочет иметь посредников, заведомо поддерживающих одну из сторон конфликта. А страны региона, ведущие прагматичную политику, будут иметь больше шансов на посредничество, мирное урегулирование и последовательное отстаивание своих интересов. Именно поэтому Москва не рассматривает в качестве медиаторов страны Запада, которые очевидно скомпрометировали свой нейтралитет, де-факто став стороной конфликта, наложив санкции и поставляя вооружение, инструкторов и наемников на Украину. В таких условиях, сохраняя нейтралитет, ближневосточные страны (такие как Турция, Саудовская Аравия, Египет и др.) оказываются в выгодном положении, поскольку на фоне подхода государств Запада их позиция выглядит взвешенной, независимой и отвечающей их собственным интересам.
Яшар Ниязбаев:
Как Турция балансирует в быстро меняющемся мире
Например, у России и Турции сложились весьма прагматичные и взаимоуважительные отношения, позволившие им в последние годы, несмотря на разногласия, успешно пережить не один кризис (сбитый в Сирии в 2015 г. Су-24, противостояние в Сирии и Ливии, продажа военной техники Украине). Все это делает Турцию более приемлемым посредником для Москвы. Аналогичная ситуация сложилась и в российско-саудовских отношениях, которые продолжают развиваться, несмотря на противоречия в той же Сирии или конфликт Саудовской Аравии с дружественным России Ираном.
Во-вторых, большинство стран региона испытывают недоверие к Западу. С их точки зрения, конфликт на Украине доказывает существование двойных стандартов, используемых западными странами в отношении проблемы мигрантов, других вооруженных конфликтов (аналогия с конфликтом Израиля и Палестины) или поставок оружия.
В-третьих, можно говорить о том, что страны Ближнего Востока предпочитают однополярному миру многополярный/полицентричный, в котором существует большее число возможностей хеджировать риски, не класть все яйца в одну корзину и получать серьезные выгоды, поддерживая баланс: от США — вооружения и гарантии безопасности, от Китая — инвестиции, а от России — сотрудничество в сфере энергетики и безопасности. Многовекторность становится одной из основополагающих основ их политики. Таким образом государства региона обеспечивают себе более комфортные условия существования и развития, ставя во главу угла собственные интересы, а не чьи-либо еще.
Сегодня у региона Ближнего Востока в целом и у отдельных государств в частности появляется уникальная возможность стать нейтральной диалоговой площадкой для встреч разных конфликтующих сторон и заняться подготовкой различных экспертных инициатив. Учитывая, что европейские страны с некогда нейтральным статусом перестают быть таковыми (Австрия, Швейцария, Швеция, Финляндия), будет расти спрос на действительно нейтральные страны, способные создать новые региональные площадки, учитывая нюансы того или иного конфликта. Таким образом, в итоге может получиться некий аналог движения неприсоединения из нейтральных стран, имеющий свой голос. Это также может стать фактором, способным объединить сам регион.
Продовольственная безопасность, энергетика, туризм
Помимо всего прочего, страны региона преследуют свои интересы, что естественно в условиях конфликта, последствия которого имеют на них прямое влияние.
Одной из очевидных причин заинтересованности стран Ближнего Востока в урегулировании кризиса и поддержании отношений с Москвой представляется его негативное влияние на продовольственную безопасность. Поскольку Россия и Украина входят в число крупнейших экспортеров сельхозпродукции (зерно, кукуруза, подсолнечное масло) и удобрений, конфликт заметно влияет на производство, безопасную поставку и транспортировку продукции.
Являясь не только крупнейшими странами Ближнего Востока, но и самыми большими покупателями российской агропромышленной продукции в регионе, не удивительно, что именно Турция, Египет, Иран и Саудовская Аравия были обеспокоены возможными перебоями с поставками.
Не менее важным фактором представляется и координация в рамках ОПЕК+, помогающая нефтедобывающим странам поддерживать стабильные цены на нефть и, соответственно, обеспечивать пополнение бюджетов. Роль России — одного из крупнейших производителей в мире — в этом формате признается всеми участниками, и координация будет продолжена. Из-за перекраивающейся логистики поставок энергоресурсов и весьма волатильных цен на них странам региона необходима большая определенность и за счет диалога с Россией, они стремятся достичь этого. Решение ОПЕК+, принятое 5 октября, снизить добычу нефти на 2 млн баррелей в сутки — тому подтверждение.
Александр Аксенёнок:
Фактор США на Ближнем Востоке в новых условиях
Немаловажное значение имеет и туристический поток в Турцию, Египет и ОАЭ, ставшие у россиян самыми популярными странами в 2022 г. , что обеспечивает приток миллионов туристов в эти страны и миллиардные доходы в бюджет. Помимо этого, в ОАЭ зарегистрированы более 4 тыс. российских инвесторов и компаний, а также проживают более 40 тыс. россиян.
Ограничения
Учитывая все это, важно отметить, что при всем желании и прагматизме страны региона не обладают рычагами давления, способными усадить Россию, Украину и Запад за стол переговоров и принудить их к миру. Однако не в этом заключается их основная роль, а в том, что когда появятся условия, когда настанет время, они будут способны организовать и поддержать адекватный переговорный процесс. Несмотря на это, например, Турция и Саудовская, готовы выступать посредниками и в отдельных вопросах, касающихся продовольственной сделки или обмена военнопленными. Вопрос о безопасности Запорожской АЭС также может быть решен в том числе через их посреднические усилия. Это позволяет странам достигать выгодных им результатов (гарантии получения зерна, обеспечение стабильного рынка энергоресурсов и т. д.) и поддерживать канал коммуникации между Москвой и Киевом.
Этим странам не выгодно выбирать между Россией, Украиной и Западом — каждая руководствуется своими интересами и будет использовать новые возможности в дальнейшем. Поэтому политика ближневосточных стран в отношении России в свете эскалации конфликта на Украине остается прагматичной и взвешенной, даже несмотря на давление западных стран. Вместе с тем не стоит ожидать, что Запад откажется от попыток давления на своих партнеров в регионе и присоединения их к антироссийским действиям. В случае, если странам региона удастся сохранить свой прагматичный подход к Украинскому кризису и продолжать придерживаться многовекторности, будет больше шансов на конструктивное урегулирование и более плавный переход к новой архитектуре международных отношений и безопасности. За счет развития отношений со всеми удается поддерживать баланс и сдерживать перегибы. Представляется, что именно многовекторность станет одной из основополагающих характеристик новой системы. Однако не стоит забывать, что страны Ближнего Востока до сих пор сильно зависят от США и Европы, что также определяет нереалистичность сценария их полного отхода от своих партнеров.
Please enable JavaScript to view the comments powered by Disqus.Не втянуться в воронку — Россия в глобальной политике
Жёсткое нарастающее противостояние стран Запада и России втягивает, как в воронку, всё большее число государств. Голосование в ООН, других международных организациях, новая обстановка на мировых финансовых и товарных рынках – всё это заставляет страны, которые хотели бы остаться вне конфронтации, определить и зафиксировать точку зрения.
Особую значимость имеет позиция большинства стран Ближнего и Среднего Востока и Северной Африки. 25 ближневосточных государств – это не только восьмая часть всех членов ООН. В регионе находятся наши стратегические партнёры в сфере нефти и газа. Россия лишь недавно приступила к крайне важному для экономики и финансов сотрудничеству со странами ОПЕК, образовалась группа ОПЕК+, которая позволяла обеспечивать стабильную подпитку нашего бюджета поступлениями от экспорта энергоносителей. Мы начали получать неплохие инвестиционные предложения стран Персидского залива, немало их уже осуществляется по линии Российского фонда прямых инвестиций и национальных инвестиционных структур Саудовской Аравии, Объединённых Арабских Эмиратов, Катара, Бахрейна. Но сейчас достижения окажутся под вопросом, если мы проиграем схватку за Ближний Восток.
Конечно же, американцы не откажутся от попыток добиться поддержки своей линии и вытеснения нас из региона, где на сирийском театре военных действий Россия продемонстрировала способность достигать политических и военных целей. В наших интересах – действовать на ближневосточном направлении активно и сбалансировано, просчитывая заранее реакцию на те или иные ходы ближневосточных партнёров. Очень важно досконально знать историю взаимодействия России со странами региона, чётко понимать логику их действий.
Ситуацию в мире можно охарактеризовать как «предвоенную». События на Украине и вокруг неё послужили катализатором военно-политических, финансовых и торгово-экономических процессов, ведущих к формированию нового миропорядка. США, «коллективный Запад» работают на удержание позиций, пытаясь подтвердить своё право определять правила игры в международных делах, хотя на мировой арене более двухсот государств и целый ряд региональных центров силы.
Похоже, Россия, имеющая своё мнение по ключевым международным и региональным проблемам, стала наиболее значимым, мощным в военном отношении препятствием на пути реализации этих амбиций. Борьба против неё носит хорошо продуманный характер – она продолжается на протяжении многих лет. Прямое давление Вашингтона на Россию сочетается с втягиванием других государств в военные приготовления США, НАТО и в финансово-экономическое противостояние с нами. На европейском направлении этот курс американцам, надо признать, удался.
После распада СССР был распущен Варшавский договор, европейские союзники Москвы и страны Прибалтики, ранее входившие в Советский Союз, стали военно-политическими союзниками Вашингтона и, более того, войдя в НАТО, проявили себя как наиболее жёсткие противники Российской Федерации. Сегодня выдвигаются предложения о присоединении к Североатлантическому альянсу также и стран Севера Европы, Финляндии и Швеции.
А что происходит в этом контексте на Юге? Сегодня мы считаем данностью, чем-то само собой разумеющимся, что с южного фланга на нас не нацелены американские ракеты, там нет антироссийских военных структур. Но такая благоприятная для нас ситуация сложилась далеко не автоматически, и она не будет автоматически воспроизводиться. Это – результат многолетних, по-настоящему профессиональных дипломатических усилий нашей страны, равно как и мужественной позиции, которую занимали лидеры целого ряда ближневосточных стран.
Предыстория: Багдадский пакт и неприсоединение
Важно напомнить, что продвижение НАТО на Восток, как предполагали стратеги блока в первые годы экспансии, как и политика сдерживания Москвы, должно было с самого начала дополняться продвижением на Юг, в страны Ближнего Востока и Северной Африки. Ещё на рубеже 1950-х гг. США и Великобритания оказывали серьёзное воздействие на крупнейшую арабскую страну – Египет, добиваясь согласия на постоянное размещение британских военнослужащих в зоне Суэцкого канала и создание прозападных блоковых схем – Средневосточного командования. Участие в этих схемах выдвигалось в качестве непременного условия финансирования западными странами, Международным банком реконструкции и развития строительства высотной Асуанской ГЭС и других крупных объектов развития Египта.
Египтяне отказались и стали ориентироваться в плане получения финансово-экономической и военной помощи на Советский Союз, который политических условий не выдвигал. Однако западные страны продолжили линию по сколачиванию в регионе военно-политических группировок антисоветской направленности. На определённом этапе это стало приносить некоторые плоды. В 1955 г. усилиями Великобритании при поддержке Соединённых Штатов был организован военно-политический блок с участием ближневосточных стран – СЕНТО – Организация центрального договора. Её часто называли Багдадским пактом по месту заключения в феврале 1955 г. соответствующего соглашения. В состав участников договора первоначально вошли Ирак и Турция, затем – Великобритания, Пакистан, Иран. США формально оставались «ассоциированным членом», однако на деле Вашингтон играл решающую роль в формировании стратегии блока.
Создание Багдадского пакта получило в основном негативную оценку в большинстве ближневосточных стран. Египет занялся выдвижением альтернативного варианта внешнеполитической ориентации как стран региона, так и других государств, не входивших в военные альянсы западных стран и дистанцировавшихся от Варшавского договора под советской эгидой.
В 1955 г. президент Египта Гамаль Абдель Насер совместно с лидерами ряда афро-азиатских стран и президентом Югославии Иосипом Броз Тито приступил к формированию Движения неприсоединения, в которое в дальнейшем влились практически все арабские страны. В 1959 г. из Багдадского договора вышел Ирак, где произошла революция, и блок постепенно прекратил существование. На Ближнем Востоке только Турция выбрала союзнические отношения с США и в феврале 1952 г. стала членом Североатлантического альянса.
Анкара в течение многих лет проводила жёсткий антисоветский курс. В 1961 г. Соединённые Штаты начали размещение ракет «Юпитер» в Турции, в районе города Измир. Дальность их действия превышала 2 тысячи километров, а подлётное время до крупных военных и экономических центров СССР составляло несколько минут. Советское руководство посчитало, что этой военной акцией американцы создают неприемлемую угрозу. Переговорный процесс с США и Турцией никаких результатов не дал и вследствие этого возник план создания на Кубе аналогичной военной угрозы для американцев.
Таким образом, «кубинский» кризис мог бы с полным правом именоваться «турецким». Ситуация, сложившаяся в тот период, напоминает сегодняшние проблемы России с приближением военной инфраструктуры НАТО к жизненно важным центрам на территории Российской Федерации. В дальнейшем американцам пришлось отказаться от планов размещения ударных средств на территории Турции.
Но сделали они это не в результате переговорного процесса, а вследствие обеспокоенности ответным военным демаршем Москвы – размещением ударных сил вблизи территории США. Возьмём на заметку, какие методы ведения дел с американцами срабатывают.
Наша дипломатия прилагала усилия, чтобы укрепить добрые отношения с Движением неприсоединения в целом и с арабскими странами в частности. На протяжении 1960–1980-х гг. Москву устраивал внеблоковый статус большинства ближневосточных стран. В 1990-е гг. Соединённые Штаты, страны НАТО несколько изменили тактику ведения дел с государствами Ближнего Востока. Появились более гибкие схемы привлечения ближневосточных стран к военным структурам Запада. В 1994 г. запущен так называемый «средиземноморский диалог» НАТО с группой стран южного и восточного Средиземноморья, в которую, наряду с Израилем, входили Египет, Иордания, Мавритания, Марокко, Тунис.
Натовцы организовали различного рода учебные курсы для представителей этих стран по проблемам борьбы со стихийными бедствиями, спасения на море, мерам доверия, однако поднимались и темы военного сотрудничества. Важным моментом было создание в натовской штаб-квартире в Брюсселе постоянных представительств стран – участниц «диалога». Следует отметить, что арабские страны, как правило, действуют на этом направлении весьма осмотрительно и осторожно, избегая, по возможности, втягивания в военные приготовления Запада.
С начала 2000-х гг. Вашингтон и Брюссель стали убеждать ближневосточные страны, в особенности государства Персидского залива, в необходимости создания, возможно, совместно с коллективными структурами ССАГПЗ, современной системы защиты от ракетного нападения. С учётом напряжённой ситуации в зоне Персидского залива у стран субрегиона была заинтересованность в данном проекте, но опасение оказаться слишком привязанными к США привели к тому, что реализация американской инициативы далеко не продвинулась.
В начале 2022 г., в обстановке общего обострения напряжённости в мире, США и Генеральный секретариат НАТО возобновили обращения к руководству стран Ближневосточного региона с призывами создать под эгидой блока систему обороны, основным элементом которой были бы американские средства ПВО, способные быстро переоборудоваться в площадки для ударных ракет средней дальности.
Осуществление этих планов способно привести к очень серьёзной деградации военной обстановки в регионе и к осложнению стратегического положения Российской Федерации. В этом контексте важным элементом политики России на Ближнем Востоке является продолжение линии на недопущение создания в регионе военно-политических структур под эгидой стран Запада, имеющих объективно антироссийскую направленность.
Российская сторона представила ближневосточным странам альтернативную схему обеспечения мира и стабильности – на основе формирования в регионе коллективной системы безопасности. В качестве первого шага возможно создание такой системы в масштабе субрегиона Персидского залива. Российские предложения были переданы заинтересованным странам в 2019 и 2021 годах.
Помощь с Ближнего Востока
Ключевое значение для России имеет сохранение внеблокового статуса большинства стран Ближнего Востока и Северной Африки (БВСА) – в настоящее время такой статус имеют 24 из 25 стран региона. В момент, когда Соединённые Штаты и НАТО продвигают линию на международную изоляцию России и втягивание различных стран в санкционное противостояние с Москвой, значение позиции стран БВСА объективно растёт. Они не в первый раз оказываются перед выбором линии в отношении драматических событий, связанных с нашей страной. Очень рельефно отношение арабских стран проявилось в годы кризисного развития и приближающегося коллапса Советского Союза. Пожалуй, ни одна группа государств не оказала столь солидарной поддержки СССР в дни испытаний на рубеже 1990-х годов.
Пример подавал Египет, от которого поступила масштабная гуманитарная помощь – в Москву было направлено восемь самолётов с гуманитарными грузами, в основном с продовольственными товарами и товарами первой необходимости. В 1989 г. СССР практически прекратил поставки по клирингу. По двустороннему торгово-платёжному соглашению предполагалось, что торговля происходит на основе встречных поставок товаров: если одна из сторон запаздывает с поставками на сумму более 60 млн долларов, встречные поставки другой стороны автоматически прекращаются. Осенью 1991 г. дисбаланс торговли в результате срыва поставок советской стороной превысил указанный показатель. Однако по указанию президента Египта Хосни Мубарака египетские поставки продолжились – в одностороннем порядке. Египет выделил из своего бюджета на субсидирование поставок в Россию столь нужных в то время товаров порядка 300 млн долларов.
Но это ещё не всё. Не самая богатая страна и не самый крупный инвестор, Египет в 1990-е гг. оказал неоценимую помощь России, оплатив заказ на производство порядка десяти самолётов ТУ-204. Автору в то время довелось посещать Ульяновский авиационный завод – его потенциал сохранялся тогда только благодаря египетским инвестициям.
Было немало написано о негативной роли Саудовской Аравии в развале СССР. Факты эту версию не подтверждают. Так, именно члены ОПЕК, саудовцы в начале 1980-х гг. предупреждали нас о вероятном перенасыщении, «перегреве» нефтяного рынка и возможном катастрофическом падении цен. Они предлагали принять совместные меры для предотвращения такого поворота событий, то есть сформировать нечто подобное сегодняшнему ОПЕК+, но Москва на это не пошла, избегая любых коллективных обязательств по потолкам производства и экспорта нефти. Это была серьёзная ошибка с нашей стороны.
Принц Сауд Фейсал, который много лет был министром иностранных дел Саудовской Аравии, рассказывал автору в неофициальной обстановке, что планы по подрыву экономических и финансовых позиций СССР, в том числе путём демпинга цен на нефть, действительно разрабатывались определёнными кругами США и Саудовской Аравии, но не получили одобрения на уровне политического руководства королевства. Эр-Рияд ни при каких обстоятельствах не хотел рисковать собственными поступлениями от экспорта нефти. Помимо этого, говорил Сауд Фейсал, несмотря на острые разногласия по многим вопросам, в частности в отношении нахождения советских войск в Афганистане, королевство по большому счёту не было заинтересовано в крушении Советского Союза.
Это подтверждается и таким фактом. В самые трудные дни СССР, в начале октября 1991 гг., когда полки в советских магазинах были пусты, саудовское руководство направило в Москву высокопоставленную делегацию, которая совершенно неожиданно, сославшись на указание короля, предложила «оплатить поставки» товаров первой необходимости и продуктов для стабилизации обстановки и фактически спасения страны от разрухи и голода. Однако договориться не удалось – московские представители требовали не оплаты поставок, а предоставления помощи в валюте, на что саудовцы, из советской прессы знавшие о возможном нецелевом расходовании валютных средств, не пошли.
Сегодня поступают сообщении о давлении, которое США оказывают на ближневосточные страны в плане присоединения к развязанной Западом кампании по обструкции России. От стран региона требуют выступления «на стороне Украины». Надо сказать, для арабских государств российско-украинские противоречия всегда были крайне неудобной темой. Наши ближневосточные партнёры искренне говорили о том, что для них желательно возвращение Киева и Москвы к добрым отношениям.
Приведём характерный пример. В 1993 г., когда возник первый серьёзный кризис в отношениях между Россией и Украиной (острые разногласия, связанные с разделом заграничной собственности бывшего СССР), в Каир должен был приехать первый дипломатический представитель Украины в ранге посла. Руководство МИД Египта пригласило меня в качестве временного поверенного в делах России и доверительно информировало, что в ряде стран Ближневосточного региона, в частности в Израиле, в ходе разных международных встреч наблюдались резонансные эпизоды острой полемики между представителями России и Украины. Египтяне попросили «сделать всё возможное» для того, чтобы предотвратить подобного рода инциденты в Каире и наладить добрые отношения с прибывающим в Египет первым послом Украины. Они передали данные о времени прилёта посла и сказали, что окажут помощь по линии государственного протокола. Я с большим вниманием воспринял этот демарш египетской стороны и вместе с представителями протокольной службы Египта принял участие во встрече посла Украины в аэропорту Каира.
Посол оказался очень хорошо подготовленным в профессиональном отношении человеком. Он оценил сделанный египтянами и мною шаг и сразу принял приглашение поучаствовать в небольшом протокольном мероприятии в моей представительской квартире. Я поделился с послом многолетним опытом пребывания в Каире, наши консульские работники вместе с египетскими дипломатами оказали содействие в решении ряда практических вопросов, связанных с началом функционирования дипломатического представительства Украины. Надо сказать, инициатива МИД Египта оказалась довольно продуктивной. Дипломатическая вежливость, проявленная к представителю Украины, способствовала предотвращению излишне острых, эмоциональных моментов в периоды обострения разногласий по различным аспектам российско-украинских отношений.
А что происходит в ближневосточных странах сейчас? Лига Арабских Государств провела в Каире 28 февраля 2022 г. экстренное заседание постоянных представителей ЛАГ, на котором было решено оказать сторонам конфликта – России и Украине – помощь в урегулировании противоречий и снятии напряжённости. Лига приступила к формированию «специальной контактной группы» для содействия дипломатическому разблокированию конфликта. Генеральный секретарь ЛАГ выступил с заявлением, в котором назвал обе стороны «друзьями арабов». Он высказался за то, чтобы арабские страны придерживались «нейтральной позиции» в связи с российско-украинским конфликтом.
При голосовании в Совете Безопасности ООН представитель Объединённых Арабских Эмиратов Лана Нуссейби, которая председательствовала на заседании СБ ООН, не поддержала продвигаемый западными странами проект резолюции, в дальнейшем заблокированный Российской Федерацией. Она заявила, что её страна «продолжит поиск инклюзивных и консультативных процессов для продвижения вперёд мирного урегулирования». Постпред ОАЭ отметила исключительно важное значение телефонного разговора, который состоялся между президентом Российской Федерации Владимиром Путиным и наследным принцем Абу-Даби, заместителем верховного главнокомандующего Вооружённых сил Объединённых Арабских Эмиратов Мухаммедом бен Заид Аль Нахайяном. В разговоре, естественно, затрагивалась ситуация на Украине. «Мы призвали к деэскалации, как и в заявлениях в ООН, – сказала Нуссейби. – Конечно, поскольку мы – одна из крупнейших стран – производителей нефти и члены ОПЕК+, то также обсуждалось влияние этого кризиса на глобальную энергетику. Я думаю, что в ближайшие месяцы мы увидим очень серьёзные последствия для глобальной экономики, энергосектора, для цен на нефть и газ. Эмираты открыты для связи со всеми сторонами конфликта на Украине и готовы способствовать поиску дипломатического решения. Те страны, которые воздержались при голосовании по проекту резолюции, сохраняют каналы связи с президентом Путиным, и они будут использовать их для помощи и поддержки, как только смогут».
Тема влияния кризиса на нефтяные рынки является весьма важной и чувствительной. В настоящее время в контексте финансово-экономических санкций, вводимых против Российской Федерации, многие обозреватели затрагивают вопрос о возможных ответных мерах Москвы, например, о приостановке поставок энергоносителей в европейские страны. Однако следует проявлять сдержанность и дальновидность, не поддаваясь эмоциям.
Страны Запада традиционно обвиняют Россию в том, что она может использовать зависимость европейских стран от поставок российской нефти и газа в качестве средства давления. Но на протяжении многих лет не было ни одного случая применения Москвой на практике ответных шагов в этой сфере.
Полезно сохранить за нами репутацию абсолютно надёжного поставщика энергоносителей. К тому же ответные санкции такого рода со стороны России будут иметь, скорее всего, ограниченный, кратковременных эффект. В перспективе они приведут Россию к уходу с важных энергетических рынков.
Значительно более эффективными могли бы стать скоординированные действия России и группы производителей нефти – членов Организации арабских стран – экспортёров нефти (ОАПЕК), куда входят одиннадцать государств. Однако пока уровень нашего взаимодействия, достаточно высокий сам по себе, не позволяет воплощать в жизнь подобного рода идеи. Для этого следует ещё много и целенаправленно работать политикам, дипломатам, представителям энергетического сообщества.
Особый интерес представляет поведение Турции. Являясь членом НАТО, она занимает пока достаточно осторожную и сбалансированную позицию по украинскому кризису. Представитель президента Турции Ибрагим Калын заявил, что Анкара не намерена вводить санкции против России. Он высказался за сохранение канала связи между сторонами и дал понять, что Турция могла бы быть посредником между сторонами в поисках компромиссов и перевода ситуации в дипломатическое русло.
Страны Ближнего и Среднего Востока, Северной Африки могут сыграть очень важную, можно сказать, знаковую роль в формировании нового расклада сил на международной арене. Активную антироссийскую политику проводит «коллективный Запад», а это порядка четырёх десятков государств с населением около 1 млрд человек. Какова позиция других государств – азиатских, африканских, латиноамериканских, ближневосточных? От них, в частности, зависят не только политические итоги сегодняшнего острого кризиса, но и вектор развития международного сообщества. В интересах России – интенсифицировать курс на сближение со странами Ближневосточного региона, развитие отношений с ними на двусторонней и многосторонней основе. В новых геополитических координатах Россия и ближневосточные страны должны иметь прочные стратегические партнёрские связи.
Мастер сдерживания
Картер Малкасян
Против противника, настроенного решительно, риски балансирования на грани войны высоки. Размещение ударных систем на Украине или Тайване, как Никита Хрущёв некогда сделал на Кубе, демонстративно опасно.
Подробнее
#Ближний Восток #геополитика #Египет #мировой порядок #ОПЕК #Саудовская Аравия #Турция
Список стран Ближнего Востока
Под регионом Ближнего Востока понимаются страны, расположенные в Западной Азии, Северной Африке и частично в Юго-Восточной Европе. Ниже приводится список стран Ближнего Востока, включающий Бахрейн, Египет, Иран, Ирак, Израиль, Иорданию, Кувейт, Ливан, Оман, Катар, Саудовскую Аравию, Сирию, ОАЭ и Йемен.
Страны Ближнего Востока 2022
Страна | Столица | Площадь (км2) | Население 2021 | Плотность (на км2) | Номинальный ВВП, млрд (2022) | Валюта | Официальный язык |
---|---|---|---|---|---|---|---|
Акротири и Декелия | Эпископи | 254 | 18 195 | 72 | Н/Д | Евро | Английский |
Бахрейн | Манама | 780 | 1 501 635 | 1 925 | 44 169 долларов США | Бахрейнский динар | Арабский |
Кипр | Никосия | 9 250 | 888 005 | 96 | 27,726 $ | Евро 9003 1 | Греческий, Турецкий |
Египет | Каир | 1 010 407 | 102 678 136 | 102 | $435,621 | Египетский фунт | Арабский |
Иран | Тегеран | 1 648 195 | 85 022 548 | 52 | 1 739 012 долл. США | Иранский риал | Персидский |
Ирак | Багдад | 438 317 | 41 190 700 | 82,7 | $297,341 | Иракский динар | Арабский, Курдский |
Израиль | Иерусалима | 20,770 | 9003 0 9 443 420455 | $520,703 | Израильский шекель | Иврит | |
Иордания | Амман | 92,300 | 11,098 276 | 120 | 47,745 | Иорданский динар | Арабский |
Кувейт | Город Кувейт | 90 030 17 8204 670 713 | 262 | $186,610 | Кувейтский динар | Арабский | |
Ливан | Бейрут | 10 452 | 6 769 000 | 648 | 19,126 долл. США | Ливанский фунт | Арабский | Оман | Маскат | 212 460 | 4 447 408 | 21 | 110,127 долл. США | Оманский риал | Арабский | 9 0026
Израиль шекель, иорданский динар | Арабский | ||||||
Катар | Доха | 11 437 | 2 799 202 | 245 | 225,716 9003 1 | катарский риал | Арабский |
Саудовская Аравия | Эр-Рияд | 2 149 690 | 35 013 414 | 16 | 9 0030 $1.040.166Саудовский риал | Арабский | |
Сирия | Дамаск | 185 180 | 18 276 ,000 | 99 | 60,043 долл. США | Сирийский фунт | Арабский |
Турция | Анкара | 783 562 | 8 3 614 362 | 107 | 692,380 долларов США | Турецкая лира | Турецкая |
Объединенные Арабские Эмираты | Абу-Даби | 82 880 | 9 503 738 | 115 | $501,354 | Эмиратский дирхам | Арабский |
Йемен | 90 030 Сана527 970 | 30 491 000 | 58 | 28,134 долл. США | Йеменский риал | Арабский |
Страны Ближнего Востока
Термин «Ближний Восток», скорее всего, был придуман Британским офисом в Индии в девятнадцатом веке. Однако Альфред Тайер Махан, американский военно-морской стратег, использовал термин «Ближний Восток» в 1902 году для классификации территории между «Аравией и Индией». Ближний Восток также известен как «Ближний Восток», «Ближний Восток и Северная Африка» или «БВСА», «арабский мир», «исламский мир» и «мусульманский мир». Тринадцать из восемнадцати стран Ближнего Востока относятся к арабскому миру. Среди стран Ближнего Востока Египет, Иран и Турция являются самыми густонаселенными странами. Саудовская Аравия является крупнейшей по площади страной на Ближнем Востоке. Самая большая страна на Ближнем Востоке, пятая по величине в Азии и вторая по величине в арабском мире — это Саудовская Аравия. Залив Акаба отделяет его от Израиля и Египта, и он окружен Оманом, Объединенными Арабскими Эмиратами, Йеменом, Катаром, Бахрейном, Иорданией и Ираком. Только это государство имеет границы и по Красному морю, и по Персидскому заливу.
Бахрейн — наименее населенная страна на Ближнем Востоке, а также самая маленькая страна по площади. По количеству говорящих шестью языками Ближнего Востока являются арабский, персидский, турецкий, курдский, иврит и греческий. Афро-азиатская языковая семья представлена арабским и ивритом. Ближний Восток хорошо известен своими огромными запасами нефти с точки зрения экономики. Он также признан родиной трех основных мировых религий: иудаизма, ислама и христианства. Ближний Восток был в центре многочисленных глобальных проблем и политических проблем из-за своего экономического, религиозного и географического положения.
Крупнейшие города Ближнего Востока: Стамбул (Турция), Каир (Египет), Багдад (Ирак), Тегеран (Иран), Александрия (Египет), Эр-Рияд (Саудовская Аравия), Анкара (Турция), Дубай (ОАЭ), Джидда (Саудовская Аравия) и Измир (Турция). Ближний Восток ошеломляет, фантастичен и привлекает самых разных страстных путешественников. Ближний Восток стал более известен благодаря обилию захватывающих дух основных и нишевых туристических направлений. Ближний Восток славится своей природной красотой, городами, напоминающими рай, а также ярким сообществом и культурой. Самыми любимыми туристическими направлениями в странах Ближнего Востока являются Петра (Иордания), Амадия (Ирак), Дубай (ОАЭ), Тель-Авив (Израиль), Стамбул (Турция), Доха (Катар), Исфахан (Иран), Баальбек (Ливан). ) Каир (Египет), Манама (Бахрейн), Абу-Даби (ОАЭ), Дамаск (Сирия), Бейрут (Ливан), Эрбиль (Ирак) и Аль-Балад (Саудовская Аравия)
Ближний Восток
Ближний ВостокРаздел 6. Ближний Восток
1. Ситуация в регионе
Ближний Восток является стратегически важным регионом как основной источник сырой нефти. источник питания мира. В частности, Япония не только опирается на регион для почти 70% своих потребностей в сырой нефти, но также имеет чрезвычайно тесные отношения со странами Ближнего Востока в качестве своих торговых партнеров и принимающих стран инвестиции. Помимо политических проблем, таких как ирано-иракский конфликт, проблема мира на Ближнем Востоке, конфликт в Ливане и терроризм во многих его проявлениях, регион сталкивается с различными социальными и экономическими трудностями, вызванными быстрым экономический рост, падение бюджетных доходов в связи со снижением цен на сырую нефть цены и другие факторы. Эти проблемы заслуживают пристального внимания, поскольку они могут стать дестабилизирующим фактором в регионе и воздействовать на международную следовательно, общество в целом.
Как мы уже говорили об ирано-иракском конфликте и ближневосточном мире проблемы ранее (Глава II. Раздел 1-2), мы коснемся других основных события в регионе.
(1) Чрезвычайный арабский саммит
Одно из заметных событий в дипломатических отношениях между арабскими странами в 1987 году состоялась Чрезвычайная арабская встреча на высшем уровне, или так называемая Амманская Саммит прошел в Аммане, Иордания, в начале ноября. Как было сказано ранее (глава II, Раздел 1-2), встреча была созвана для обсуждения развития событий в ирано-иракской конфликта и угрозы, которую он представляет для стран Персидского залива. Благодаря усилиями короля Иордании Хусейна, представителей всех 21 Страны-члены Лиги арабских государств, включая ООП, но исключая Египет, чья членство было приостановлено, приняли участие в собрании, которое также получило название саммит для понимания и согласия. Среди представителей есть было 15 глав государств. Декларация, принятая по итогам саммита, коснулась по ирано-иракскому конфликту и проблеме ближневосточного мира и заявил, что дипломатические отношения между любым государством-членом Лиги арабских государств и Египтом, которые разорвал дипломатические отношения с другими арабскими странами из-за своего мира соглашение с Израилем, является суверенным делом, которое должно решаться каждым государством в соответствии со своей конституцией и законами. В связи с принятием декларации, многие страны возобновили дипломатические отношения с Египтом. К марту 1988, так поступили все арабские страны, за исключением Сирии, Алжира, Ливии и Ливана.
(2) Выборы в Египте и Турции, смена политической власти в Тунисе
В 1987 году Египет и Турция, две крупнейшие страны региона, провели референдумы на пост президента и всеобщие выборы соответственно. В обоих, действующие лица одержали победу, еще больше укрепив и без того стабильные режимы. На с другой стороны, президент Бургиба, правивший Тунисом 30 лет с тех пор его независимость отступила.
(а) Египет
На референдуме за пост президента, состоявшемся 5 октября 1987 г., президент Мубарак был переизбран, набрав 97% поданных голосов (шестилетний срок).
На выборах в Народное собрание, состоявшихся в апреле того же года, правящая Национально-демократическая партия набрала большинство более чем в две трети оспариваемые места, что привело к укреплению режима Мубарака на второй срок.
Самая большая внутренняя проблема, с которой столкнулся Египет в 1987 году, заключалась в том, как управлять экономическую политику стабильным образом на фоне ее огромного фискального дефицит и внешний долг. Египет заключил соглашение с МВФ в мае о предложение резервного кредита, а позже достигли общего понимания долга перепланировка в Парижском клубе. В то же время Египет принял такие меры, как упрощение обменных курсов и повышение стоимости коммунальных услуг обвинения в рамках мер по радикальному реформированию экономики. Египетский правительство выразило намерение и впредь продвигать такую экономическую реформу.
(б) Турция
Для Турции 1987 год ознаменовался продвижением ее демократической политики в усилия по вступлению в ЕС. Турция подала официальную заявку на то, чтобы стать Член ЕС в апреле 1987 года. В сентябре был проведен национальный референдум по вопросу о том, исключить политиков-тяжеловесов из списка тех, кто подвергся чистке после 1982 г. после государственного переворота и было принято решение в пользу приостановки чистка с небольшим отрывом. Хотя это не обязательно соответствовало пожелания правительства, правящая партия Родина во главе с премьер-министром Тургутом Озал получил большинство из более чем трех пятых всех оспариваемых мест, преуспела в своих усилиях по обеспечению лидерства в политической жизни страны. управление.
На экономическом фронте свободная экономическая политика правительства Озала произвела определенные результаты, такие как высокий экономический рост, но его огромные финансовые расходы в 1987 г., предшествовавший выборам, вновь разожгли инфляцию и расширили внешние долги.
(с) Тунис
7 ноября 1987 года премьер-министр Зин аль-Абидин Бен Али стал новым президент, сменивший своего предшественника Бургибу, правление которого длилось 30 лет. с момента обретения страной независимости. Передача власти была осуществлена на основе конституционных положений, поскольку 84-летний президент Бургиба не мог продолжать выполнять свои обязанности по состоянию здоровья. Как закончилось без особого замешательства, народ в целом поддержал инаугурация нового президента, в то время как арабские и другие крупные страны оценили кадровые перестановки.
С момента вступления в должность новый президент Бен Али активно продвигал политику демократизации.
(3) Ситуации, связанные с Ливаном и Сирией
(а) Ливан
Ситуация в Ливане в 1987 г. оставалась беспорядочной, в то время как Израиль сохранял свои войска в зоне безопасности вдоль израильско-ливанской границы. С другой стороны, Сирия разместила войска в западной части Бейрута с 19 февраля87 до поддерживать общественный мир и порядок, наращивая там численность своей армии. Но в южный Бейрут, Хезболла или основная группа шиитских исламских фундаменталистов, расширил свое влияние. Кроме того, коммандос ООП, изгнанные из Ливан Израилем и на некоторое время затихли, возвращаются в Ливан восстановить свое влияние в основном среди лагерей беженцев.
При таких обстоятельствах премьер-министр Карами, политический лидер Мусульманин-суннит, погиб в результате взрыва бомбы 19 июня.87.
На фоне такого ухудшения общественного спокойствия и порядка, инциденты с захватом заложников с участием иностранцев не показывали признаков ослабления с двух американцев, похищенных в период с апреля 1987 г. по июль 1988 г. В этот период однако 13 заложников были освобождены, в том числе французы и заложники ФРГ. По состоянию на на конец июля 1988 г. общее количество похищенных и удерживаемых в заложниках иностранцев стояли на 16 с основной массой из них американцы.
(b) Ситуация вокруг Сирии
В октябре 1986 года Соединенное Королевство разорвало дипломатические отношения с Сирией из-за его предполагаемая причастность к попытке взрыва авиалинии Эль-Аль-Исраэль, в то время как Соединенные Штаты и страны ЕС объявили о своих собственных санкциях против Сирия. Но в 1987 году эти западные страны, кроме Великобритании, увидели, что их отношения с Сирией улучшить.
Соединенные Штаты направили в Сирию специального посланника в июле и получили послом в Сирии, отсутствовавшим с 19 октября86 инцидент. Он возобновил собственное обязанности в сентябре. В феврале и марте 1988 г. госсекретарь США Шульц посетил Сирию в рамках своего ближневосточного путешествия.
Кроме того, Франция, Федеративная Республика Германия, Италия и другие страны ЕС страны-члены одного за другим отправляли в Сирию ключевых правительственных чиновников.
(4) Ситуация в Северной Африке
В Северной Африке в связи с так называемым Схема интеграции Великого Магриба для смыкания рядов между Алжиром, Марокко, Тунис, Мавритания и Ливия.
Ливия, все больше изолировавшаяся на фоне вопросы международного терроризма, конфликт в Чаде и другие вопросы, начатые усилия по улучшению отношений с соседями. Ливийский лидер полковник Муаммар Каддафи посетил Алжир в июне 1987 г. и обменялся визитами на уровне министров. между двумя странами набирали обороты. Но Тунис нарушил дипломатические и консульские отношения с Ливией 19 сентября85 после изгнания тунисских рабочих в Ливии в августе 1985 года. консультации о путях восстановления дипломатических отношений, в результате чего отношения консульской и дипломатической службы были возобновлены в октябре и декабре 1987 года соответственно.
Алжир и Марокко, которые противостояли друг другу на протяжении В Западной Сахаре их отношения в определенной степени улучшились. 19 мая87, Президент Алжира Чадли Бенджедид провел переговоры на высшем уровне с королем Марокко Хасаном II впервые за четыре года. Более того, обмен визитами по ключевым правительственных чиновников была проведена между двумя странами. В мае 1988 г. они возобновили дипломатические отношения впервые за 12 лет.
В июне состоялась первая встреча глав государств пяти Магриба на высшем уровне. стран проходил в Алжире.
(5) Ситуация в странах Персидского залива в связи с ирано-иракским конфликтом
(a) Ответ стран Персидского залива
В 1987 году Саудовская Аравия и другие страны Персидского залива сильно обеспокоились о распространении конфликта на регион Персидского залива на фоне затягивание ирано-иракского конфликта и рост напряженности в Персидском заливе. Таким образом, их отношения с Ираном продолжали оставаться напряженными. Инцидент с участием Иранские паломники в Мекке были самым символическим примером такой напряженности. В этом инцидента группа иранских паломников, которые якобы начали политическую демонстрации в Мекке, несмотря на запретительный ордер властей Саудовской Аравии произошли столкновения с саудовской полицией, в результате которых погибло 400 и более человек, а ухудшение отношений между Ираном и Саудовской Аравией. 19 апреля88, Саудовская Аравия Аравия разорвала дипломатические отношения с Ираном.
Кроме того, иранские ракетные удары по нефтеналивным портам в Кувейте привели к Страны Персидского залива ощущают усиление чувства кризиса в связи с ростом Иранская угроза. В конце внеочередной арабской встречи на высшем уровне упоминалось выше, Лига арабских государств выступила с заявлением в поддержку Ирака и выделила Иран для критики в первый раз. Это означало переход к жесткой линии позицию стран Персидского залива, пытавшихся вести равноудаленную политику по отношению к Иран и Ирак как можно больше.
Однако принятие резолюции 598 Совета Безопасности ООН, призывающей за немедленное прекращение огня Ираном 18 июля 1988 г. и осуществление прекращение огня 20 августа привело к постепенному ослаблению напряженности в Персидском заливе и страны Персидского залива приветствовали изменение ситуации в Персидском заливе.
(b) Ситуация в Иране
Режим Исламской Республики не видел серьезных потрясений в качестве своего духовного лидер аятолла Рухолла Хомейни продемонстрировал мощное лидерство и твердо контролировал государственные дела. Однако спор об экономической политика управления вышла на первый план с 1987 в Иране. Это относится к степень государственного вмешательства в экономическую деятельность; реформисты присоединяют значение для справедливого распределения богатства и выступает за укрепление правительственный контроль, в то время как консерваторы уважают неприкосновенность частная собственность и свободная экономическая деятельность, гарантированные исламским закона и призывает к максимальному устранению государственного вмешательства. В Июнь 1987 г., Партия Исламской Республики, сыгравшая важную политическую роль. в укреплении постреволюционного режима, приостановил свою деятельность из-за такая разница во взглядах внутри. 19 февраля88, по инструкции аятоллой Хомейни был создан Высший совет по вопросам целесообразности. основана как организация для согласования различных взглядов на предстоящие экономические вопросы в среднесрочной и долгосрочной перспективе и вынесение окончательных суждений. в на третьих парламентских выборах в апреле 1988 г. реформистская фракция получила больше мест. чем консервативная фракция, поэтому предполагалось, что большинство люди поддерживают реформистов.
Внешне отношения Ирана со странами Персидского залива обострились и его связи с некоторыми западными странами, в частности с США, Великобритания и Франция, обострились. В условиях обострения военной напряженности в Персидского залива, США и Ирана произошло военное столкновение, хотя и непродолжительное, в Октябрь 1987 г. и апрель 1988 г. В октябре 1987 г. Соединенные Штаты объявили полный запрет на импорт из Ирана и ограничение экспорта в эту страну в в ответ на нападение Ирана на суда третьих стран в Персидском заливе. Иран Дипломатические отношения с Великобританией также обострились после ареста сотрудник консульства Ирана в Великобритании и последующее похищение британского дипломата в Иране. Затем из двух стран вылетели дипломаты каждой другой страны, что привело к разрыву дипломатических отношений. Иран также разорвал дипломатические отношения с Францией 19 июля87 после французских властей предполагаемой причастности к террористическому акту со стороны должностного лица иранского Посольство во Франции.
Однако с весны 1988 года Иран, стремясь выйти из состояние изоляции в международном сообществе, стали стремиться улучшить отношения с западными странами, восстановление дипломатических отношений с Францией в июня и достижение договоренности о нормализации отношений с Канадой в Июль. В отношении Великобритании вопрос о взаимном возмещении ущерба Нанесенные друг другу посольства были урегулированы в июле.
(c) Ситуация в Ираке
Ирак находился под военным и психологическим давлением в ожидании крупного Иранское наступление на протяжении всего 1987 г. Однако в 1988 г. нападения друг на друга города как Ираном, так и Ираком начались в конце февраля, а затем Ирак отбили оккупированные зоны и получили военное преимущество над Ираном перед введение режима прекращения огня 20 августа.
С экономической точки зрения Ирак не видел никаких улучшений в своей внешней валютная ситуация, которая стала серьезной из-за падения цен на сырую нефть и тяжелое бремя военных расходов и продолжал сталкиваться с трудностями в управлении экономикой. в результате лавинообразного роста внешнего долга. Однако есть и светлые пятна в экономика, которая должна помочь усилиям Ирака по восстановлению экономики, т. е. улучшение ситуации на рынке сырой нефти, наиболее важный фактор для иракской экономики, такие как увеличение подтвержденных запасов сырой нефти, экспорт сырой нефти потенциал, объем экспорта сырой нефти и доходы от экспорта сырой нефти из 1987 до первой половины 1988 г.
Во внутренней политике президент Саддам Хусейн развернул полномасштабную усилия по реабилитации внутренних дел в феврале 1987 года. В частности, он усилил свой контроль над государственными делами в целом через частый кабинет кадровые перестановки и назначения его помощников на более высокие должности. У него также продолжил экономическую и административную реформу путем слияния и списания государственных министерств и ведомств, общественных организаций и корпорации, содействие приватизации, реформа трудового законодательства и введение элементов конкуренции, таких как «оплата за результат». система оплаты труда и принцип обеспечения рентабельности для оживить экономику и повысить производительность под непосредственным контролем Канцелярия Президента.
С дипломатической стороны Ирак поддерживал тесные отношения с арабскими странами в целом восстановление официальных дипломатических отношений с Египтом в ноябре 1987 г. Ирак пытался улучшить свои отношения с Сирией с помощью добрых услуг арабских стран, но отношения снова начали демонстрировать признаки ухудшения после окончание ирано-иракского конфликта. Отношения Ирака с Соединенными Штатами хорошо поддерживалась с расширением связей экономического сотрудничества между ними, поскольку иракский военный самолет по ошибке бомбил военный корабль США « Старк» 19 мая.87 не переросло в серьезную проблему из-за быстрых извинений со стороны Ирака. Точно так же Ирак поддерживал в основном тесные отношения с Советским Союзом, которая является крупнейшим поставщиком оружия Ираку.
(d) Ситуация в Саудовской Аравии
Ситуация в Саудовской Аравии оставалась стабильной на основе традиционного политическая система, придающая большое значение достижению консенсуса при короле Фахде режим. Хотя члены молодой королевской семьи в третьем поколении были назначаемых губернаторами штатов, политика выполнения личных поручений по основа способностей была сохранена, при этом был достигнут баланс между технократы и королевская семья.
Столкновения иранского паломника с саудовской полицией в Мекке вызвали шок через область внутренней политики, и правительство решило позаботиться об этом что безопасность паломников обеспечена и придумал ряд мер по предотвратить повторение беспорядков, сократив количество паломников из Иран и другие исламские страны и запрет демонстраций.
На фоне продолжающегося нисходящего тренда мировых цен на нефть Саудовская Аравия экономика погрязла в вялости в целом в 1986, хотя это показало признаки выхода из строя. В таких экономических условиях правительство продолжало фискальной политики жесткой экономии, уделяя при этом должное внимание необходимости расходы на жизнеобеспечение и оборону населения. Также принято решение о выпуске государственные облигации на сумму до 8 миллиардов долларов для финансирования дефицита впервые в истории в своей истории фискального управления и поднял тарифы, чтобы обеспечить налоговую выручка увеличивается.
С дипломатической стороны Саудовская Аравия приложила много усилий, чтобы возглавить Ирано-иракский конфликт к скорейшему урегулированию, поскольку предотвращение распространения конфликта с другими странами Персидского залива был крупнейшим дипломатическим задача. В 1988 году Саудовская Аравия в качестве страны-председателя Персидского залива Совет сотрудничества (ССЗ), обменялся специальными посланниками с Советским Союзом и Китай и закупил у Китая ракеты класса «земля-земля» средней дальности. Новый подход Саудовской Аравии к отношениям с двумя коммунистическими стран, с которыми у него нет дипломатических отношений. Более того, Саудовская Аравия восстановлена 19 ноября.87 дипломатических отношений с Египтом, с которые он разорвал такие связи с 1978 года, что привело к прогрессу в сотрудничестве отношения между двумя странами.
2. Отношения с Японией
(1) Ввиду важности стран Ближнего Востока в международном политики и экономики, а также взаимозависимых отношений между Японией и этих стран, Япония агрессивно приступила к укреплению дружеские и партнерские отношения с ними. В 1987, Япония продолжила свою усилия по созданию условий, способствующих скорейшему мирному урегулированию Ирано-иракский конфликт и продвижение мира на Ближнем Востоке. У нас есть уже заявлял о таких дипломатических усилиях Японии в направлении мира и конкретных вклады в главу II, разделы 1-2, посвященные региональным проблемам.
(2) В зоне обмена высокопоставленными визитами Тадаши Куранари, министр Министерства иностранных дел, посетил Марокко и Иран 19 июня. 87 и Иран и Иордания в сентября того же года за обмен мнениями по ирано-иракскому конфликту и ситуации на Ближнем Востоке, включая проблему мира на Ближнем Востоке, а также двусторонние отношения. Более того, в ноябре Пятое совместное японо-иракское совещание состоялось в Багдаде, а пятое заседание Японо-египетского совместного комитета состоялось в Каир за обмен мнениями о ситуации на Ближнем Востоке и о путях ее улучшения двусторонние отношения дружбы и сотрудничества.
Кроме того, министр иностранных дел Сосуке Уно посетил Сирию, Иордания, Египет и Израиль, а именно страны, которые являются участниками Ближнего Восточный конфликт с 22 по 27 июня 1988г. в рамках политики Японии по «сотрудничать во имя мира», что составляет один из трех столпов под Политика Кабинета Такэсита «Вклад Японии в лучший мир». Таким образом, он стал первым министром иностранных дел Японии, предпринявшим поездка за границу с целью обсуждения проблемы мира на Ближнем Востоке и также первый министр кабинета министров Японии, посетивший Израиль.
Что касается визитов лидеров стран Ближнего Востока и Африки, Belkacem Наби, министр энергетики, химической и нефтехимической промышленности Алжира, приехал в Японию в апреле 1987 года для участия в заседании Объединенного комитета Японии и Алжира.
От Турции, министр иностранных дел Халефоглу и общественные работы и поселения Министр Сафе-Гирей приехал в Японию соответственно в апреле и июне 1987 года. способствует развитию двусторонних отношений.
Из Иордании посетили министр иностранных дел Тахер аль-Масри и принц Хасан. Япония в декабре 1987 г. и апреле 1988 г. соответственно в качестве гостей правительства. Японии за обмен мнениями по проблеме ближневосточного мира и путям развивать двусторонние отношения.
Из Судана, крупнейшей в географическом отношении страны Африканского континента. условиях, премьер-министр Аль-Садик аль-Махди посетил Японию 19 октября.87. Он был первым суданским премьер-министром, приехавшим в Японию, в результате чего 1987 год открыл новую страницу в истории отношений двух страны.
Что касается обмена высокопоставленными визитами со странами Персидского залива, Саудовская Аравия Министр внутренних дел Аравии Найеф ибн Абдул Азиз, один из самых влиятельных члены саудовской королевской семьи приехали в Японию в апреле 1987 года. первый визит влиятельного члена королевской семьи Саудовской Аравии, одновременно исполняющего обязанности действующий министр кабинета с 19 лет71, когда король Саудовской Аравии Фейсал посетил Японию. Визит Наифа укрепил канал связи между высшим руководством из двух стран.
Из Йеменской Арабской Республики, которая в 1987 году стала страной-экспортером нефти, играя все более важную роль в экономической сфере, вице-премьер Министр Абдул Карим Аль-Ириани, по совместительству министр иностранных дел, посетил Японию. в октябре.
(3) Япония продвигает экономическое и техническое сотрудничество со странами Ближнего Востока. Восточные страны, чтобы помочь, среди прочего, их усилия по индустриализации. Более того, он стремился содействовать взаимопониманию между Японией и этих стран через культурный обмен. В 1987 году Япония запустила программу пригласить юношей с Ближнего Востока, под которыми всего 20 юношей из Египта, Эту страну посетили Турция, Алжир, Марокко и Бахрейн. В Объединенных Арабских 19 января прошел фестиваль Emirates a Japan Week.88.
(4) В 1987 году экспорт Японии на Ближний Восток упал на 8% по сравнению с предыдущим в год до $9,8 млрд, а его импорт из региона вырос на 10% до $20,7 млрд. млрд, в результате чего дефицит торгового баланса составил 10,9 млрд долларов, что на 33% больше.
Торговля Японии с Саудовская Аравия, в которой с 1981 года наблюдался спад, продемонстрировала рост в объемном выражении в 1987 г. впервые за шесть лет. Объем экспорта достиг $3,2 млрд, а импорт $7,3 млрд. Что касается торговли Японии с Ираном, В Японии экспорт и импорт немного выросли по сравнению с предыдущим годом и достигли $1 млрд и $1,5 млрд соответственно.