Монблан «для чайников»: что нужно знать о восхождении на вершину Альп
Монблан — самая высокая точка Альп (не путать с самой высокой горой Европы, Эльбрусом), место паломничества альпинистов и довольно опасное, а порой и холодное место. Редакция попутно отправилась на Монблан, потерпела неудачу и рассказывает, как не оказаться на нашем месте и что нужно для успешного подъема.
Как надо
Говорят (но мы не проверяли, пока), что Монблан сложнее Казбека и даже Эльбруса, так что это не просто по снегу вверх бегать. После посещения мы собрали некоторые рекомендации, которые увеличат шансы на удачный подъем не у профессионального альпиниста, а у любителя или желающего начать знакомство с горами с такой непростой вершины.
Стоит сказать, что даже если вы Карпаты видели только из окна машины, то взойти можно — обладая хорошей физической формой.
И мы плавно подходим к первому пункту.
Не забрасывайте тренировки
Лезть по скалам и снегу будет значительно легче, если до этого пару месяцев походить на тренировки. Еще хороший вариант — позаниматься на скалолазной стенке (умение вязать узлы и лезть по скалам на Монблане не будет лишним).
Экипируйтесь с умом
Частая проблема — замерзли/промокли ноги, задувает, холодно в пальцы, неудобно и т.д. Для восхождения на Монблан (если ночуете в приютах) вам понадобится:
- Два комплекта хорошего термобелья и желательно, чтоб «верхушка» одного из них имела горловину;
- Штурмовые штаны и какие-нибудь легкие штаны или шорты для путешествия по местам, где еще не совсем холодно.
- Флис — хорошая флисовая кофта, да и штаны лишними не будут.
- Одна из самых важных частей — это обувь. Она должна быть удобной, не промокать, не натирать, не сыреть, выдерживать 15 часов по колено в снегу. На обувь должны нормально садиться кошки, и это лучше проверить перед походом. В теплое время стоит взять вторую пару обуви — треккинговые кроссовки, например, но необязательно. Желательно, конечно, иметь две пары обуви — чтоб «штурмовую» сберечь для вершины, но если вы уверены в своих ботинках, то лишнего можно и не тащить. Не забудьте и о треккинговых носках.
- Бахилы на обувь — либо просто прикрывающие, либо, если мерзнете в ноги, бахилы, которые надеваются на обувь как валенок. Но учтите, носить их нужно только с кошками — сами по себе валенки-бахилы очень скользкие.
- Дождевик — чтоб если погода испортилась, не промочить мембранную куртку.
- Мембранная куртка — для штурма и передвижений по более прохладным участкам.
- Пуховик — носить в лагере и надеть под мембрану поближе к вершине, когда станет совсем холодно и ветрено.
- Перчатки — три пары: флисовые, какие-нибудь строительные (с рельефом на внутренней стороне ладони — с ними гораздо удобней спускаться по перилам, ведь руки меньше скользят) и теплые, вроде лыжных.
- Шапка, бафф, балаклава — ушки и голову надо держать в тепле.
- Очки горные (защита 3 или 4) и лыжная маска — солнце бьет по глазам нещадно.
- Кошки (можно мягкие, автоматы, полуавтоматы), ледоруб (если взять его в руку, то длина должна быть по щиколотку), система страховочная, петли самострахвочные, три карабина. На ледорубе еще должен быть умеренной длины шнурок, который нужно пристегнуть к карабину (чтоб если ледоруб выпал из рук — не улетел в пропасть), веревка, страховочные «восьмерки» для ведущего и замыкающего связки, каска.
- Треккинговые палки.
- Солнцезащитный крем SPF 40 и выше.
- Налобный фонарь (резерв батареек не забудьте).
- Химические грелки для рук и ног — спасут на стоянках, когда никакого действия нет, а руки и ноги мерзнут.
С лета этого года, когда на Монблане убилось рекордное количество восходителей (исключительно по собственной глупости и нехватке оборудования), местные власти ввели обязательные требования по снаряжению для каждого, кто лезет наверх. Так что наш список выше дополняется такими пунктами:
- GPS и альтиметром,
- предметами первой помощи.
Конечно, на маршрутах вас никто не ловит за руку и не просматривает сумки, но вдруг что случится, а нужного снаряжения не окажется — могут быть проблемы.
Ну и думаем, лишний раз не стоит напоминать, что не нужно экономить на снаряжении для опасных походов — это может стоить здоровья или жизни.
Выбирайте комфортный маршрут восхождения
Самый простой способ, дающий максимальные шансы попасть на вершину, — сделать все комфортно, без надрыва и в адекватных условиях. Для этого (на классическом маршруте) стоит следовать очень простым пунктам.
Вот он — приют Тет Рус- Восходите летом — и погода получше, и снега поменьше может быть, и трамвай из Le Fayet довезет вас сразу на высоту 2300 м. Можно этот же маршрут на 2300 м пройти и пешком от станции канатной дороги в Шамони — тут уже кому как нравится. Если меньше телодвижений — то трамвай и полтора часа в пути, а оттуда можно и пройтись до базового лагеря на 3200 м — идти буквально пару часов и несложно. Если хочется размяться, то можно подняться по пешему маршруту, который выводит к аварийному приюту на 2700 м. И там по ситуации, либо заночевать, либо идти на 3200 м к базовому.
- На 3200 м находится приют Тет Рус и базовый лагерь. Тут важно обратить внимание на несколько пунктов: выше 3200 м запрещено ставить палатки, а в приюте Тет Рус, если забронировать заранее, можно заночевать. Бронировать хорошо бы за пару месяцев, расценки и вся необходимая информация есть на сайте. Ночевать в приютах всю дорогу к Монблану и от — это вообще хорошая идея: не нужно тащить палатку, спальник, кучу вещей, достаточно взять штурмовой рюкзак, экипировку и деньги. В приюте Тет Рус есть столовая-ресторан (комплексные завтраки — 16 евро, обеды — 25 евро, вино и пиво в районе 5-10 евро, банка колы — 5 евро, полтора литра воды — 6 евро, есть еще отдельные блюда по 7-15 евро). Готовят хорошо, и удобно, что не нужно тащить с собой еду, джет-бойлы и все такое. Есть общий душ, туалет, полотенца дают, в общем, все как у людей. Кстати, можно ночевать в обеденном зале — никто никого не выгоняет, и некоторые альпинисты спят на лавочках, завернувшись в спальные мешки. Не слишком удобно, зато бесплатно. Пользоваться отдельной кухней для посетителей приюта можно тоже бесплатно, как и приготовить в ней поесть и занять свободный стол.
- Если вы пошли по пути наименьшего сопротивления, то следующая ваша точка — приют Гутера на 3800 м. Переночевав в Тет Русе, можно пройти 600 метров набора высоты Гранд Кулуара, дойти до приюта Гутера (тоже надо бронировать сильно заранее вот тут) и остаться ночевать и набираться сил перед финальным штурмом. От приюта Гутера до вершины ничего нет — только аварийный домик на 4400, но это голые стены и маленькая коробка, которая просто защищает от ветра. Без спального мешка с хорошим «минусом» делать там нечего, да и ночевать на такой высоте очень сомнительно.
- От приюта Гутера утром вы выходите на штурм Монблана и в тот же день, часам в 3-4 возвращаетесь в приют, ночуете еще одну ночь, чтоб отдохнуть, и спускаетесь в Шамони или просто пониже. Если вы в хорошей физической форме — можно сразу с вершины спуститься в базовый лагерь или в аварийный приют на 2700 м, тут уже как есть силы.
Позаботьтесь о психологическом комфорте и стабильном состоянии
Вам должно быть комфортно в окружении людей, с которыми вы идете наверх. Эти люди — ваша опора и страховка, с ними вам идти в связке и помогать друг другу. Если идете организованным туром, но, например, гиды не вызывают у вас ощущения безопасности и поддержки — это очень плохо и может существенно сказаться на восхождении.
Если у вас остались какие-то нерешенные задачи и проблемы «на уровне моря», и они постоянно напоминают о себе и заставляют волноваться, лучше оставьте их все поближе к земле.
Моральная подготовка и стойкость значат очень многое, и если совокупность факторов приводит к тому, что вам беспокойно, некомфортно, нервно и может даже страшно — разберитесь с этим раньше, чем начнете подъем.
А вот и тот самый аварийный приют на 2700 вдалекеКак не надо
Все описанное ниже — это личный опыт и не может быть универсальной рекомендацией, но мы попытались выделить те пункты, которые, возможно, стали причиной личной неудачи, а значит, избегая их, теоретически можно улучшить ситуацию.
Вид с балкона приюта ГутераНаша группа не ночевала в приютах, и если вы тоже не планируете, то учтите, что, во-первых, придется тащить в базовый лагерь по лишних 10 кило за плечами (и еду), а во-вторых, штурмовать вершину с 3200 м, а это очень сложно. Выходить надо будет в час или два ночи, преодолевать очень сложный Гранд Кулуар и потом еще набирать километр высоты по гребню, где очень важны силы и выносливость. Если вы не спортсмен или неуверены в своих силах — лучше так не делайте, это чревато провалом похода. Не забывайте также, что три ночи спать придется в палатках на снегу.
Не ходите в больших группах
Комфортный размер группы — до десяти человек плюс несколько гидов на такую группу. Если она больше, то шансы, что все превратится в треш, разброд и шатание, несоизмеримо повышаются, и может получиться посредственно.
Просто представьте, сколько одной только еды надо тащить на большую группу Не идите самостоятельно, если ничего не знаете о горахНа Монблан вообще можно подняться бесплатно и своими силами. Но если вы никогда не делали подобного и с опасными горами знакомы весьма условно, то не самоубивайтесь и сходите с кем-то, у кого есть опыт. Кстати, о самостоятельности — у одиночных восходителей шансов на летальный исход прибавляется в разы, по сравнению с теми, кто ходит хотя бы парой.
Не относитесь к горе безответственно
Чуть ли не каждый день на Монблане кто-то расшибается и калечится. Мы сами видели, так что ходите и готовьтесь взвешено, трезво и тщательно.
Лайфхаки
По традиции, несколько лайфхаков для тех, кто твердо решил идти до конца:
- Автобусная или автомобильная дорога до Шамони из Украины — это утомительно, как ни крути. Если можете полететь — рейс до Женевы сэкономит время и силы.
- Если трамвай не работает, есть канатная дорога от Шамони на 1800 м и дальше, если туннель трамвайчика открыт, можно срезать через него.
- Если вы что-то забыли купить, то в Шамони есть огромный магазин снаряжения decathlon. Даже если все купили — все равно загляните туда по дороге назад, это настоящий рай для походников;
- Билеты на трамвай и канатку стоит брать в обе стороны — так дешевле.
- Эвакуация с Монблана внезапно бесплатная, но на случай проблем со здоровьем страховка должна покрывать лечение.
Еще по теме:
Партнерские ссылки:
- Ищите нестандартные экскурсии на Tripster;
- Бронируйте жилье на Booking;
- Ищите авиабилеты на сайте МАУ или OneTwoTrip;
- Заказывайте готовые туры на Misto.travel;
- Выбирайте выгодную туристическую страховку на Chepara;
- Берите байки в аренду на простых условиях на BikesBooking.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Поделиться статьей:
poputno.info
Монблан: все способы подняться | Поездка во Францию
Монблан — высочайшая точка Альп и Западной Европы (4810 м). Не самый коварный пик в мире альпинизма, но требует уважения и внимательности: камнепады, низкие температуры, сильные ветра и снегопады поджидают дерзающих. К счастью, условно покорить гору можно и с комфортом.
Знакомьтесь с основными туристическими способами подъема на Монблан и выбирайте для себя подходящий.
Монблан на трамвае
«Трамвай Монблана» (Tramway du Mont-Blanc) — спокойный и размеренный способ почувствовать высоту и мощь знаменитой горы. Маршрут начинается со станции Le Fayet в деревне Сен-Жерве-ле-Бен (Saint-Gervais-les-Bains). Путь пролегает через живописные альпийские луга, вверх по склонам — до станции Нид д’ Эгль (Nid d’Aigle), расположенной на высоте 2372 метра. Поездка длится чуть больше часа, протяженность — 14,4 км. Цена билета для взрослых — 33 евро. Наверху работает кафе, где за чашечкой горячего кофе можно полюбоваться ледниками Монблана.
Но следите за погодой — если в Альпах серьезно разгуляется стихия, то трамвай, для безопасности, довезет только до промежуточной станции.
Совет: На ранних рейсах в трамвае будет просторнее, поэтому лучше покупать билет на 8:30 утра. Обратную поездку необходимо забронировать сразу по прибытии на конечную станцию.
На фуникулере
Еще один простой (и, что предсказуемо, безопасный) вариант оказать на Монблане — фуникулер. Но, так же как и на трамвае, вы посмотрите на вершину только издалека.
Фуникулерное «восхождение» начинается из городка Шамони — центра горнолыжного спорта. Стоимость подъема и спуска 61,50 евро за взрослый билет. Первый фуникулер поднимет вас на высоту 2300 метров, а далее потребуется пересесть на второй, идущий непосредственно к месту назначения, на высоту 3842 метра к Эгюий-дю-Миди (Aiguille du Midi).
Заплатив дополнительно 25 евро, вы сможете прокатиться на панорамном фуникулере над ледниками Белой Долины — зрелище завораживающее, запоминающееся на всю жизнь. Также на площадке работает неплохой ресторан, где определенно стоит подкрепиться. И, конечно, не забудьте хорошо зарядить телефоны и фотоаппараты — их ждет много работы!
Совет: Не забывайте, что вы поднимитесь из долины на куда менее гостеприимные горные склоны. Запаситесь теплой одеждой, солнечными очками и кремом от загара — последний нужен, чтобы не обгореть на солнце, лучи которого здесь бесцеремонны с чувствительной кожей.
Комбинированный маршрут
Готовы к приключениям (морально и, что не менее важно — физически) и желаете действительно побывать на самой вершине? Выбирайте смешанный маршрут. Трамвай или фуникулер довезет вас до станции Нид д’ Эгль (Nid d’Aigle) на 2372 м, откуда и начинается пешее восхождение на гору по тропе для альпинистов.
Тропа приводит путешественников к приюту Tete Rousse на высоте 3165 метров. Здесь можно в тепле и комфорте переночевать за 50 евро с человека, полноценный обед обойдется в 20 евро.
После Tete Rousse дорога хорошо заметна, помогают и указательные знаки, а на особо опасных местах закреплен металлический трос. Первый опасный участок — Гранд-Кулуар, известный камнепадами. Иногда они случаются очень часто, поэтому здесь нужно проявить максимальную осторожность.
После приюта Gouter (3815 м, цена ночлега 60 евро) понадобятся связки и кошки, так как придется подниматься по заснеженному склону. Дорога, наконец, приведет вас к приюту Vallot на высоте 4362 метров — до вершины Монблана уже совсем недалеко! Убежище представляет собой неотапливаемый алюминиевый вагончик, не пригодный для ночлега, но выручит на случай непогоды или чрезвычайной ситуации.
Стоимость восхождения на Монблан в составе группы с опытным инструктором составляет примерно 1500 евро за человека. Если вы решили предпринять восхождение самостоятельно, рассчитывайте силы и основательно готовьтесь!
Также здесь легко можно полетать над величественной горой и сполна насладиться захватывающими дух видами. Такой вид знакомства с окрестностями очень популярен и хорошо развит в этих краях, подробнее смотрите по этой ссылке.
Какой бы вариант общения с Монбланом вы не выбрали, помните, что главное — это удовольствие и безопасность.
Удачных вам альпийских приключений!
ohfrance.ru
Восхождение на Монблан | Туристический клуб City Escape
Наш клуб не организует восхождений на Монблан в плановом порядке, но если вас несколько человек — мы можем организовать восхождение специально для вас. Инструктор из России будет сопровождать вас на всех этапах программы — от подножия до вершины, а также заниматься всей организацией тура (трансферы, питание, проживание, бронь приютов и т.д.). Мы никогда (в отличие от других клубов) не включаем в стоимость только половину всего того, за что придется платить в процессе восхождения. Например, очень часто среди предложений восхождений на Монблан можно увидеть стоимость в районе 1000 евро, при этом в нее не входит ни питание, ни канатные дороги (которые стоят на Монблане очень дорого), ни проживание в приютах. За все это вы заплатите еще 600-700 евро, если не больше. Мы всегда делаем программу «под ключ», чтобы во время поездки ни у кого не болела голова о решении всяких организационных задач. Стоимость при этом у нас самая низкая. Единственное требование: пишите нам сильно заранее! Бронирование высокогорных приютов на Монблане начинается ранней весной! Отчет о крайнем походе.
Если вы собираетесь на Монблан самостоятельно или с другой турфирмой, то можете прочитать нашу статью с рекомендациями для этого восхождения. Возможно, она будет полезна.
Тип маршрута | Продолжительность | Сложность маршрута | Даты в 2018 году |
---|---|---|---|
Пеший. Восхождение | 10 дней | Средний. Требуется опыт горных походов и хорошая физическая форма. | 15 – 24 сентября |
Внимание:
- Всем участникам экспедиции необходимо сделать страховку на все дни похода. В страховом полисе обязательно должен быть указан альпинизм, а также полис должен включать медико-транспортные расходы и поисково-спасательные работы, в том числе, с привлечением авиации. Сумма покрытия расходов: не менее 300 тыс. р. Страховку можно сделать в компании “Согласие” (членам ФАР скидки). По всем вопросам, связанным с оформлением страховки, пишите на почту клуба: [email protected]
План экспедиции:
День 1: Участники экспедиции встречаются утром в аэропорту Женевы (GVA, Щвейцария). 3-х часовой переезд до города Шамони на микроавтобусе. Заселяемся в гостиницу, обедаем в кафе, гуляем по окрестностям. Сегодня необходимо купить продукты для питания на время нашего проживания внизу в гостинице (готовим на кухне в наших апартаментах).
День 2: Встаем пораньше – сегодня мы совершим акклиматизационный выход на гору Бревент (Le Brevent), высота 2525 метров. До высоты 2000 метров нас довезет канатка. Наша цель на сегодня — вершина Бревент, а также одноименное озеро. На озере мы проведем часовой отдых в целях акклиматизации. Далее спуск пешком до канатной дороги. Вечером ужин и отдых.
День 3: Сегодня у нас по плану еще один акклиматизационный выход, но уже по склону горы Эгюий-дю-Миди («Полуденный пик»). Канатка довезет нас до самого верха — высота 3842м. Здесь мы наденем страховочные системы, кошки, возьмем ледорубы и, спустившись к леднику Геант (3600м), проведем снежно-ледовые занятия. С ледника мы вернемся к канатной дороге по гребню и спустимся к гостинице. Вечером ужин, сборы и отдых.
День 4: На сегодня наша цель приют Тет-Рус (3167м), к которому мы будем подниматься уже по склонам Монблана. Из бивачного снаряжения с собой только спальники, так как ночуем в приюте (без палаток!). Пеший переход до приюта (трамвайчик в это время уже не ходит).
День 5: Ранний подъем. На выходе из приюта надеваем кошки, обвязки, каски. Маршрут до штурмового лагеря — приюта Гюте — проходит через ледник, Большой Кулуар и далее по разрушенным скалам. Двигаемся с одновременной и, при необходимости, с попеременной страховкой. Заселяемся в приют, готовим ужин, отдыхаем.
День 6: День отдыха на приюте. В ночь — штурм вершины.
День 7, 8: Запасные на случай непогоды. Если мы не используем эти дни на горе и спустимся раньше, то определим дальнейшую программу коллективно.
День 9: спускаемся в Шамони по пути подъема. Празднуем окончание экспедиции.
День 10: в этот день нашу путешествие подходит к концу. Утром всех участников от гостиницы забирает автобус и отвозит в Женеву.
Список необходимого снаряжения:
Общетуристическое снаряжение и одежда:
— туристический рюкзак (необходимо оставить место для общего снаряжения и продуктов)
— спальный мешок (температура комфорта 0-5)
— палки треккинговые
— ботинки легкие треккинговые или кроссовки, легкие резиновые тапочки
— ботинки альпинистские (кожаные или пластиковые)
— термобелье: штаны+кофта
— флисовая кофта
— штормовые штаны+куртка (мембрана, ветро-влагозащита)
— пуховка (куртка с пуховым или синтетическим утеплителем)
— флисовые перчатки
— варежки толстые и теплые (лучше всего пуховые)
— футболки, нижнее белье, полотенце
— 2 пары шерстяных носков
— очки солнцезащитные (степень затемнения линзы не менее 4)
— балаклава флисовая
— шапка флисовая или шерстяная
— крем от загара (защита 50+)
— средства личной гигиены, небольшая личная аптечка
— налобный фонарик и запасные батарейки к нему
— термос
— КЛМН (кружка, ложка, миска, нож)
Альпинистское снаряжение:
– каска
– обвязка нижняя
– ледоруб
– кошки
– самостраховка (отрезок динамической веревки длиной 3 м и диаметром 9-10 мм)
– жумар
– спусковое устройство
– петля Прусика (отрезок репшнура длиной 1,5 м и диаметром 6-7 мм)
– карабины с муфтами 3-5 шт.
Стоимость похода:
Стоимость участия: 800 евро
В стоимость входит:
– трансфер Женева-Шамони-Женева
– 4 ночи в гостинице в Шамони (3 до подъема и 1 после спуска)
– 1 ночь на приюте Тет-Рус
– 4 ночи на приюте Гюте (включая запасные дни)
– питание на высокогорной части экспедиции (в приютах Тет-Рус и Гюте)
– канатная дорога на Бревент, Эгюй-дю-Миди (радиальные выходы)
– общественное туристическое снаряжение (горелки, газ, каны)
– общественное альпинистское снаряжение (веревки, снежные колья, станционные петли, ледобуры и т.д.)
– радиосвязь
– спутниковая связь
– сертификат об успешном восхождении
В стоимость не входит:
– медицинская страховка
– авиа билеты до Женевы
– Шенгенская виза
– питание в гостинице в Шамони (будем покупать обычные продукты в супермаркете и готовить на кухне)
Оплата и бронирование:
Полностью оплатить участие в восхождении на Монблан можно непосредственно инструктору, в первый день экспедиции. Для подтверждения вашего участия необходимо внести предоплату в размере 300 евро.
cityescape.ru
Трамвай Монблан (Mont Blanc train) или как добраться до старта классического маршрута восхождения на Монблан
Трамвай Монблана (также известный как ТМБ) — одна из последних зубчатых железных дорог в горах Франции. Вместе с поездом Монтенвер, является самой высокой железной дорогой в Верхней Савойе. Железная дорога очень круто поднимается в горы, по этому некоторые участки кроме двух обычных рельсов, дополнительно имеют третий рельс — зубчатый, а под вагоном находится огромное зубчатое колесо, которое цепляясь за зубчатый рельс и тенет вагон в гору.
Эта зубчатая железная дорога проходит вверх, от Сен-Жерве, Ле Файе (Saint-Gervais, Le Fayet), сквозь луги и пастбища и небольшие горные озера, через Лез Уш (Les Houches) в Ни д’Эгль-Орлиное гнездо (Nid d’Aigle) на высоте 2372м.
Стоит заметить, что обычными линиями автобуса доехать до Ле Файе не получится, а точнее получится, но только летом и только несколько раз в день, зато воспользовавшись гостевой картой можно доехать до Ле Файе на поезде совершенно бесплатно.
Линия обслуживается тремя старинными поездами 1957 года, окрашенными разными цветами: синим, красным и зеленым. Каждый поезд назван в честь дочери владельца — Анна, Мария и Жанна, имена нарисованы на вагонах золотыми буквами.
Если же вы просто хотите добраться к старту классического маршрута восхождения на Монблан, то вам стоит доехать из Шамони до поселка Лез-Уш, а оттуда на подъемнике Бельвью (1794м) вверх, чтобы пересесть на трамвай. Этот путь сэкономит вам время, а по деньгам подъемник+трамвай Монблан со станции Бельвью или трамвай Монблан с Ле Файе почти одинаковы. Ну и совсем для экономных можно подняться на верхнюю станцию Бельвью пешком, но тогда стоит стартовать пораньше и сверится с расписанием трамвая. Хотя весь путь от долины и до последней станции трамвая можно преодолеть пешком.
А если вы просто хотите прокатится на этом чудесном трамвайчике, то стоит начинать с самого начала. Поездка длится около часа. По дороге открываются виды на все новые и новые вершины массива Монблан.
По пути трамвай останвливается 6 раз и каждая из шести остановок предлагает много возможностей для старта пеших маршрутов: Сен-Жерве, 792м; Мотивон, 1400м; перевал Воза 1653м, Бельвью, 1794m, Мон Лаша, 2115м и Орлиное гнездо, 2380м, до ледника Бионассэй.
Также трамвай Монблан действует и зимой, но доезжает только до станции Бельвью.
От конечной станции трамвая на Монблан, начинается тропа собственно, на сам Монблан. Все кто совершает восхождение на Монблан по классическому маршруту начинают свой путь отсюда.
Если вы планируете поездку на трамвае Монблан, то стоит посмотреть актуальное расписание на официальном сайте www.chamonix.com. Но не забывайте, что расписание отличается для разного времени года, поэтому стоит смотреть таблицу с расписанием актуальную для ваших дат.
Но можно совершить восхождение на Монблан и с другой стороны — по маршруту от приюта Космик (или маршрут через три вершины Монблана). Этот маршрут начинается с вершины Эгюй ди Мюди, о которой подробнее можно почитать в этой статье.
А другие статьи о маршрутах восхождений на Монблан и достопримечательностях долины Шамони можно найти тут.
www.phototravel.dp.ua
Восхождение на Монблан через три Монблана (Mont Blanc du Tacul, Mont Maudit, Mont Blanc)
Так получилось, что Монблан стал кульминацией нашего летнего путешествия в Альпы, хотя планировался «всего лишь» как акклиматизация перед Маттерхорном. Из-за погодных условий (жара и как следствие — повышенная камнеопасноть) нами был выбран не самый популярный, из классических, маршрут восхождения — через три Монблана, с верхней станции канатной дороги на Агюи-де-Мюди.
Всего на Монблан проложено много маршрутов, но только 3-4 не требуют особых технических усилий: самый популярный через Большой кулуар («кулуар смерти») и приют Гюте, через три Монблана, и с итальянской стороны, через хижину Гонелла. Первые два маршрута идут с французской стороны, из Шамони. Есть еще маршрут Grand Mulet, который начинается на ледникеBossons (много закрытых трещин) и в верхней части совпадает с классикой через кулуар.
Маршрут на Монблан через приют Гюте (из Шамони, Франция).
Маршрут впервые пройден 18 июля 1861 года.
Сейчас обычно поднимаются на фуникулере («Монбланский трамвай») до верхней станции Nid d’Aigle (2386), и далее по тропе к леднику Tête Rousse и одноименному приюту (3167). Иногда верхняя очередь «трамвая» не работает — тогда поднимаются прямо по рельсам. Рядом с приютом можно стоять в палатках. Следующий переход — на хижину Гюте (Dome De Gouter, 3817). Необходимо пересечь камнеопасный кулуар Grand Couloir, он же «кулуар смерти», и потом подниматься по разрушеным скалам (неявно выраженный контрфорс правее по ходу кулуара). Этот участок маршрута камнеопасный, периодически здесь случаются НС. Подъем приводит на плато, где и расположен приют (недавно было построено новое здание). Несколько лет назад власти Шамони запретили стоять в палатках выше высоты 3800 (борьба за чистоту окружающей среды и все такое), фактически ограничев число людей на эом маршруте пропускной способностью приюта. Как результат — бронь (места можно бронировать на сайте с начала мая) разлетается мгновенно. Тем более что большая часть мест резервируется под гидов и их клиентов. Часть из этих мест обычно высвобождается за несколько дней до срока, но никакой гарантии нет и их тоже нужно успеть зарезервировать. В случае большой группы — проблематично. Стоять в палатках именно на этом маршруте реально нельзя, вплоть до вызова жандармов.
Если же вам удалось заночевать в приюте — дальше маршрут идет по широкому гребню на Aiguille du Goûter и вершину Dôme du Goûter (4303), затем спуск на перевал Col du Goûter (4240). Выше маршрут идет по достаточно узкому гребню Босе (Bosses), на высоте 4362 есть аварийный приют (точнее неотапливаемая хижина) Vallot, расчетной вместимостью 12 человек. В этой части маршрута проблемой может быть сильный ветер, а так же необходимость разминатся с большим количеством восходителей на узком гребне.
Маршрут самый простой, при ночевке на Гюте (сильные и быстрые иногда ходят от Tête Rousse) — относительно небольшой набор высоты, около 1000 м. Основной недостаток — количество людей и сложность с бронированием мест в приюте.
Маршрут на Монблан через хижину Гонелла (из Курмайора, долина Аоста, Италия). Примерно 2Б-3А, в зависимости от состояния ледника.
Этот маршрут считается более «диким», на всем протяжении подъем ногами без всяких канаток и трамваев. Сначала подъем вдоль ледника по тропе, потом в верхний цирк по крутой тропе с элементами лазания (местами канаты) к приюту Гонелла (Francesco Gonella hut, 3072). Рядом теоретически можно стать в палатках,но места не много. На следующий день — сначала подъем вверх по разорванному леднику Dome (в сложных местах могут быть провешены перила) и выход на гребень. Далее итальянский маршрут сходится с предыдушим (ниже приюта Vallot).
При нормальном состоянии ледника маршрут так же не сложный, но гораздо более трудоемкий. Во-первых, подход ногами до приюта, а так же большой перепад (1700 м.) и большее расстояние от приюта до вершины (5900 м.).
В этом году уже в начале августа ледник выше хижины сильно протаял и маршрут стал существенно сложнее своего обычного состояния. Нам гиды в Курмайоре вообще сказали, что маршрут закрыт. В конце августа 2015 по этому машруту поднялась группа харьковчан под предводительством Г. Копейки, отчет здесь.
Маршрут через три Монблана — Mont Blanc du Tacul, Mont Maudit, Mont Blanc (из Шамони, Франция)
Сразу предупреждаю — обычно этот маршрут является потенциально лавиноопасным, и лавинные НС там периодически происходят. Но в этом году, из-за все той же жары, снега было минимум — поэтому основная часть восходителей на Монблан в конце лета поднималась именно отсюда. Кроме того, маршрут имеет довольно большую протяженность выше 4000 м., с несколькими спусками и подъемами (что особенно ощущается на обратном пути с вершины).
Маршрут начинается на верхней станции канатной дороги на Агюи-де-Мюди (Aiguille du Midi, 3842). Канатка ходит до каждые 15 минут до 17 часов вечера (если нет штормового предупреждения и прочих катаклизмов). Билет на одну поездку туда-обратно, сроком действия до конца сезона, стоит порядка 60 евро.
На Агюи-де-Миди нужно выйти на ледник через «кошачий лаз», прорубленный прямо в толще льда — зимой это стандартный выход для горнолыжников, но летом там стоит загородка, через которую нужно перелазить с рюкзаком, и надпись «только для альпинистов». Если перелезть не смог — значит не альпинист, иди пей пиво.
Лаз выводит на снежно-ледовый гребень (слева по ходу сбросы северной стены Агюи-де-Мюди), справо так же есть куда лететь до ледника. По гребню, а потом по склону вправо по ходу нужно спуститься на ледовое плато Col du Midi. Дальше можно идти на приют Космик (Refuge des Cosmiques, 3613), который расположен на скальном жандарме, либо заночевать в палатках на плато. Мы шли в полном тумане, поэтоме слегка промахнулись и пришли прямо к дверям Космика — пришлось ночевать там :). Вообще-то по хорошему в Космике места тоже нужно бронировать, но тут всегда есть вариант переночевать в палатке, если она конечно у вас есть.
Приют Космик, в ожидании ужина.
Обычно восхождение на Монблан совершается из Космика (или палаток рядом) за один день. Выходят обычно около 2-х ночи, ну а назад — кто когда. Кроме маршрута на Монблан, есть еще целый ряд маршрутов разной сложности, например относительно несложные на Такюль (Mont Blanc du Tacul) и Mont Maudit. Поскольку одной из наших целей была акклиматизация перед следующим восхождением, мы запланировали ночевку на плато Col Maudit (4035), между вершинами Такюль и Мауде.
Мы осознанно поднялись наверх по уходящей непогоде, ориентируюся на благоприятный прогноз (а краткосрочные прогнозы в Альпах обычно точные). И действительно, ближе к вечеру похолодало и облачность поднялась.
Вид от приюта Космик на плато и палаточный лагерь.
Утром, около 8 часов, выходим из приюта Космик (2 связки по 3 человека). Погода отличная. Пересекаем плато и подходим под разорванный снежно-ледовый склон, ведуший на Такюль.
Конфигурация склона каждый год меняется, но как правило всегда есть широкий бергшрунд, через который обычно навешивают лестницу. В разные годы, в зависимости от конфигурации разломов, подъем идет левее по ходу от центра склона (как в этом году), либо в верхней части уходит траверсом правее. В сентябре этого года на этом участке маршрута произошел обвал льда, вроде бы никто не погиб, но людей оставшихся на маршруте выше снимали вертолетами (до перевала Кол дю Миди).
По склону протоптана тропа, одновременно поднимается человек 30 минимум. С утра плотный фирн, тропежки нет вообще, не смотря на 2-3 дня непогоды до этого. Снежные мосты достаточно надежные, через берг, как и ожидалось — лестница. Выше довольно крутой склон, еще одна большая трещина, которую тропа обходит по дуге, разлом под самым верхом (на фото), и наконец гребень вершины Такюль.
Напротив виден следующий взлет — ключевой участок маршрута. Мы же разбивем лагерь на Col Maudit. Самые быстрые успели сходить на вершину в этот же день.
Остальные выходят следующим утром около 4:30. На удивление, не холодно. По тропе подходим под склон Mont Maudit. Именно здесь самый лавиноопасный участок, кроме того, нас пугали возможным камнепадом в районе перемычки, но, возможно благодаря выпавшему недавно снегу, этой проблемы нет.Крутизна постепенно возрастает, сзади видны фонари стартовавших с плато Col du Midi. Перед бергом — заминка. Выше склон в среднем 45 градусов, протяженностью метров 60-80. По середине — выход скал. Стандартных перил нет, точнее они правее по ходу и занесены снегом. Висят наши перила, оставленные вчера. От берга ледовая стенка около 2 метров, выше ледовый склон, выше постепенно появляется снег. На скальном выступе старые петли, выше него подъем ногами по снежному склону на перевал Col du Mont Maudit (4345).
На фото наш лагерь на седловине и взлет Col du Mont Maudit. Хорошо видна тропа. Технический участок — выше берга.
Дальше маршрут идет с небольшим понижением вдоль гребня, перед спуском на следующую седловину (Col de la Brenva, 4303) — небольшой участок крутоватого льда (спуск на три такта). На фото ниже — примерное расположение тропы, стрелка слева — перевал Col du Mont Maudit.
На перевале Col de la Brenva так же палаточный лагерь (молдавская команда, которая здесь ночевала, идет впереди нас — траверс вершины и спуск по маршруту через Гюте).
На вершину Монблана ведет некрутой (до 30 градусов) снежный склон, две ступени.
Сама вершина — пологий снежный гребень, никаких опознавательных знаков нет.
Спуск с вершины по пути подъема. До перевала Col du Mont Maudit — пешком. С перевала — 2 веревки дюльфера: первая до скального выхода, последний спускался на 3 такта; потом до берга. Ниже шли по отдельности, по мере прохождения спуска с перевала.
Короткий отдых в лагере, собираем палатки и спускаемся дальше. Но сначала нужно подняться на гребень Такюль — с рюкзаками подъем ощутим, перепад около 250 метров. На спуск идет много альпинистов, некоторые спускаются медленно, особенно на крутых участках — местами на тропе толкотня. Часть идет в связках, часть, как мы например, — без.
Спустившись на Col du Midi, отдыхаем. Впереди подъем на Агюи-де-Мюди (набор почти 300 м.), который занимает практически столько же времени, как и спуск с места ночевки — около 2-х часов. За два прошедших дня снег ошутимо подтаял, и местами на гребне лед.
На станции канатки полно народа, куча зевак на мостике смотрят на обезьянок, ходящих по леднику, а некоторые даже лезут за загородку чтобы сделать фото на память.
Общее впечатление — маршрут интересный и зрелищный. Нет особого столпотворения (даже с учетом того, что остальные маршруты на Монблан были фактически закрыты). Потенциально лавиноопасен.
Альпы: Монблан и другое
Путешествие в Альпы, восхождение на Гран Парадизо (Италия)
Альпы, часть 2 — Шамони, Монблан, Червинья… и на пляж
ls-online.livejournal.com
Восхождение на Монблан — самую высокую гору в Альпах
Нить маршрута на Монблан
Женева — Шамони — Le Brevent (2525 м) — альпподготовка Aiguille du Midi — приют Тет Рус — приют Du Gauter — Монблан — Шамони — Женева
День 1. Женева – Шамони
Прилет в Женеву. Прямо из аэропорта курсируют микроавтобусы, которые доставят вас непосредственно в кемпинг в центре Шамони, где всех участников будет ждать инструктор. Вечером — прогулка по городу, есть возможность докупить недостающее снаряжение. Долина Шамони-Мон-Блан (фр. Chamonix-Mont-Blanc) и сам город — сердце горнолыжного спорта во Франциии, отсюда же стартует восхождение на Монблан. Улочки здесь ухоженные и милые, воздух чистый, люди дружелюбные, много ресторанов и сувенирных лавок. Рядом с городом находится тоннель, идущий сквозь Альпы в Италию. Местные жители отказались от двигателей внутреннего сгорания, по дорогам бесшумно ездят электрокары.
День 2. Le Brevent (2525 м)
Наша главная цель сегодня – активная акклиматизация к условиям высокогорья. Для этого мы радиально (без вещей) поднимемся на гору Le Brevent, расположенную на противоположной от Монблана стороне долины Шамони. Сверху открывается великолепный вид на массив Монблана. При желании, прогуляемся к озеру Ле Бреван (Бревент, Le Brevent). Спускаемся обратно в кемпинг и отдыхаем.
День 3. Альпподготовка на Aiguille du Midi
Поднимаемся на канатной дороге (одной из самых высотных в мире) на 3800 м. Здесь будем отрабатывать все навыки, без которых восхождение на Монблан невозможно. Мы совмещаем приятное с полезным: акклиматизация, альпподготовка и красивые пейзажи — в одном флаконе!;) Вечером, уставшие от высоты и тренировок, спускаемся на канатке и ночуем в кемпинге.
День 4. Тет Рус
Уезжаем на автобусе к поселку Лез Уж. На канатной дороге добираемся до перевала Bellevue. Отсюда начинаем подъем к приюту Тет Русс (Tete Rousse, 3167 м). Еще одна особенность нашего маршрута — часть пути мы преодолеваем на трансферах: подъемниках и автобусах. Поэтому столь серьезная высота доступна даже новичкам без особого опыта. Главное — желание и пристойный уровень физической подготовки. Располагаемся в нем на ночлег. Кто хочет быть ближе к природе, сможет поставить палатку.
День 5. Du Gauter (3817 м)
Идем к Refuge Du Gauter («Приют наслаждения»), нашему штурмовому лагерю. Это высокотехнологичное сооружение сложно называть приютом туристов в привычном понимании. Внутри вы обнаружите скромное оформление, но здесь есть все необходимое для комфортного отдыха. Отправляемся спать пораньше, чтобы как следует отдохнуть перед ранним выходом на покорение Монблана.
День 6. Восхождение на Монблан (4810 м)
Выходим штурмовать вершину еще ночью. С Монблана видны все высочайшие пики Альп. Наслаждаемся отличной панорамой и запоминаем прекрасное мгновение среди альпийских ландшафтов. Покорить вершину, где возник альпинизм — это нечто особенное! Спускаемся обратно в рефьюж Du Gauter, а дальше — в Шамони. Отдыхаем от высоты и холода.
День 7. Резервный день на случай непогоды
Увы, как и в остальных горах, погода здесь изменчива — иногда приходится подождать окна. Если этот день нам не пригодится на восхождении, мы с пользой проведем его в долине. Пройдемся по окрестным местам с завораживающими панорамными видами или отправимся по музеям — поднимать свой культурный уровень.
День 8. Вылет домой
После недели в окружении гор пришла пора с ними простится. Уезжаем на автобусах обратно в Женеву, откуда улетаем домой. Но потрясающие виды Альп, красивая природа и пьянящее чувство высоты будут с нами всегда.
pohod-v-gory.com
Монблан: Восхождение Монблана летом из Шамони: хижины, условья, подъемники
Для восхождения Монблана из Шамони, люди обычно выбирают один из двух наиболее распространенных маршрутов. Чуть больше техническим является маршрут из Эгюий дю Миди, через Монблан дю Такул и Мон Моди, как правило, спокойнее, и сильно зависит от условий.
Немного легче и более надежный вариант это через Трамвай дю Монблан в Ни д’Эгль, затем вверх по Эгюий дю Гутер и гребень Боссе.
Хотя технически не сложно, восхождение Монблана требует высокого уровня физической подготовленности и опыт работы с кошками и ледорубом.
Маршрут Хижины Гутера
Это классический и наиболее популярный маршрут, чтобы подняться на Монблан. Имейте в виду, вы должны заказать хижину Гутера заранее, потому что эта хижина переполнена. Хижина открыта с начала июня до конца сентября. Предварительный заказ можно оформить в режиме онлайн.
Вы садитесь в кабину канатной дороги Бельвю (Bellevue) у станции Лез Уш, а затем Трамвай дю Монблан в Ни д’Эгль (2372м) (цены на канатную дорогу и трамвай здесь). Отсюда, около 5 часов ходьбы до хижины Гутера (3817м).
Первая часть — легко проходимая местность с хорошо организованным маршрутом. Сразу после хижины Тет Рус, вы должны пересечь Гранд Кулуар (имеющий дурную репутацию из-за камнепадов).
Последние 550м отсюда будут карабканьем нежели прогулкой — особенно при спуске, когда вы устали. На второй день, вы покидаете хижину Гутер и с этого момента, вы находитесь на ледниковой местности и придется надеть кошки.
Значительная часть вашего восхождения будет длинной и медленной ходьбой без крутых перепадов. Проходя мимо хижины Валло, аварийного бивуака, вы поднимитесь по гребню Боссе — два выступа, которые образуют отличительный вид на плоскую долину.
Этот хребет достаточно открыт и требует концентрации и хорошей техники владении кошками. Этот маршрут занимает около 4 и 1/2 часа до вершины. Вы можете выбрать между спуском вниз, к Эгюий дю Миди или, обратно по тому же маршруту.
Горный гид обычно берет не более двух клиентов в один поход. Свяжитесь с Компанией высокогорных гидов Шамони для дальнейшей информации.
Для бронирования:
Хижина Tete Rousse — Tel: +33 (0)4 50 58 24 97
Хижина Гутер
Амелия Фор и Томас Дюконсей
Email: [email protected] Тел.: +33 (0) 6 72 81 22 08 www.refugedugouter.ffcam.fr
Для желающих полного руководства походов и лучших маршрутов на Монблан, в твердом переплете или для вашего устройства Kindle, по этой ссылке вы сможете выбрать из известных авторов. Не забудьте взять с собой карту.
Маршрут Космик — траверс 4000м
Для восхождения Монблана используя маршрут Космик, вы должны доехать на канатной дороге до станции Эгюий-дю-Миди (3842м).
Здесь вы спускаетесь по гребню Эгюий дю Миди к леднику дю Такул, откуда примерно 1 час ходьбы по легкой местности до Хижины Космик (3613м). На следующий день вы начнете восхождение Монблана дю Такул.
Этот подъем может быть местами трудным. Из-за теплой температуры в последние годы все больше трещин открылись и, время от времени, это потребовало восхождения на крутые местности.
Дойдя до выступа Монблана дю Такул, вы спуститесь к Коль дю Монмоди. Отсюда вы поднимаетесь по длинному снежному склону до заключительной части технической площадки, которая может быть очень крутой и требует хорошей техники снаровки и умение в использование ледоруба.
Спускаясь к Коль де ла Бренва, с его потрясающими видами на Италию, вы стартуете последние несколько сот метров до вершины.
Хотя маршрут сравнительно легкий, он, как правило, занимает достаточно много времени из-за воздействие высоты. Этот маршрут занимает около 6 часов до вершины. Вы можете спуститься по тому же маршруту или через Гутер, завершив траверс Монблана.
Этот маршрут более требующий, чем маршрут маршрут Гутер, как технически, так и физически. Вам придется преодолеть крутые переходы и даже, несколько лединистых траверсов. Очень важно иметь хорошие кошки и ледорубы. Этот маршрут, однако, более интересный, менее людный и с красивыми пейзажами.
Хижина Космик предоставляет хорошие условия для ночлега (чем Хижина Гуте). Это маршрут, довольно длинный, менее популярен, чем классический маршрут, но который проходит через «крышу» Европы.
Идеальное время для восхождения — с марта по сентябрь (в зависимости от условий) 5 — 8 часов восхождения, 3 — 4 часа на спуск. 1300м подъема, 3800м спуска.
Уровень сложности: AD — D, требует хорошей техники, опыта и физических данных.
Для бронирования:
Хижина Космик: высота- 3613м — Тел: +33 (0)4 50 54 40 16
Февраль — начало октября, пол часа езды от канатной дороги Эгюий дю Миди
Восхождение на Монблан зимой — маршрут Гранд Муле
Самым посещаемым и самым опасным является классический маршрут через хижину Гранд Муле на высоте 3051м.
Первое восхождение на Монблан на лыжах было по классическому маршруту в 1904 году, Уго Мылиюс с руководством Оберланд: Таннлер, Маурер и Цурфлю.
Первый спуск с вершины на лыжах был совершен швейцарским гидом, Элиасом Жуленом в 1930 году. Марко Сиффреди выскочил на Монблан для быстрого серфинга после возвращения из своего первого спуска горы Эверест по сноуборду в 2001 году.
Подробнее об альпинизме Монблана в зимнее время (лыжи и сноуборд), нажмите здесь.
www.chamonix.net