«Вирус любви», или Почему стоит заболеть вожатством
Профессия вожатого всегда пользовалась авторитетом и популярностью. Маленькие пионеры с восхищением и даже с долей зависти смотрят на своих вожатых и мечтают, что когда вырастут, окажутся на их месте. С этой профессией ассоциируются детский смех, весёлые дискотеки, свежий воздух. С другой стороны, это и бессонные ночи, огромная ответственность за детей, стресс и даже слёзы… Слёзы сожаления или всё же радости? Каково это – быть вожатым?
«Есть talk!» поговорил с опытными вожатыми города Тольятти, которые рассказали, как из пионеров превратились в наставников, чему их научил лагерь и чему теперь они сами могут научить будущих вожатых.
Вожатские курсы как таковые существуют в Тольятти уже более тридцати лет. А 25 февраля 2018 года на базе Тольяттинского государственного университета (ТГУ) состоялось торжественное открытие Школы вожатского мастерства. Организатором Школы выступили молодёжный многофункциональный центр (ММЦ) «Шанс» и ТГУ.
Как я стал вожатым
Алёна Вячеславовна: В шесть лет меня отправили в лагерь. Мне там очень не понравилось. Может быть, потому что я была ещё слишком мала, а может просто чувствовала, что это не мой лагерь. Через год я оказалась в лагере «Звёздочка» и настолько сильно полюбила его, что была его пионеркой до победного. Я смотрела на всех вожатых с восхищением, и, настолько сильно вдохновившись их деятельностью, решила тоже стать вожатой. Дождалась совершеннолетия и пошла в Школу вожатского мастерства. Работать начала с 2011 года. В лагере «Звёздочка» проработала до 2016 года в качестве вожатого и методиста. В 2014 году попала в сводный педагогический отряд – это отряд опытных вожатых. Также я являюсь руководителем вожатского направления в городе Тольятти и занимаюсь организацией любых мероприятий связанных с вожатством.
Зоя Викторовна: В далёком 2005 году я отправилась на свои первые курсы вожатского мастерства. Вообще же вожатство для меня началось за несколько лет до этого, когда я была пионеркой и у меня были замечательные вожатые Ольга Николаевна и Евгения Анатольевна. И именно тогда я отчётливо поняла: хочу быть как они!
И пошло поехало. Моим вторым домом стал лагерь «Звёздный» – с 2005 по 2011 год моё сердце и душа принадлежали именно ему. И детям. Помимо вожатства мне выпала честь быть куратором новичков нашего лагеря. Вожатские семинары, подготовка, сплочение – это огромный отдельный мир. Мир вожатства. В 2011-м захотелось попробовать себя в роли вожатого другого лагеря, посмотреть, как и чем живут другие вожатые. И мне очень повезло. Я пришла в дружный педагогический отряд оздоровительного комплекса «Берёзка», а затем стала специалистом по работе с молодёжью нынешнего ММЦ «Шанс». Там появилась возможность проявить себя и стать членом опытной команды Сводного педагогического отряда (СПО), а также преподавателем Школы вожатского мастерства. Далее по великому везению я была вожатой лагерей «Звёздочка», «Электроник – Дубрава», «Лесная сказка», «Радуга».
Юлия Александровна: Как большинство вожатых, я тоже провела всё детство в лагерях в качестве пионера. Поэтому в Школу вожатского мастерства пришла намеренно, стать вожатой – это мечта детства. Я работаю в лагере «Звёздочка» с 2014 года. Для меня это тот лагерь, в котором хочется работать и куда хочется возвращаться снова и снова. К учёбе на курсах я относилась очень серьёзно, так как понимала всю ответственность работы с детьми. Первая моя смена была тяжёлая. Мне было всего 18 лет и меня поставили на второй отряд, а это дети, которым по 15-16 лет. Разница в возрасте у нас была незначительная, и мне было сложно с ними взаимодействовать. Вспоминая то время, я не понимаю, как я справилась со всем, но, несмотря ни на что, смена была яркая и запоминающаяся.
Набравшись опыта, мы с напарниками решили попробовать себя в качестве кураторов на вожатских курсах. Мы заинтересованы в том, чтобы воспитать новое поколение вожатых.Юрий Дмитриевич: Я, кажется, исключение, потому что в детстве не ездил по лагерям вообще. Только в 14 лет мама отправила меня в лагерь «Звёздный». Как это бывает, я влюбился в лагерь и решил, что обязательно туда вернусь, но уже в качестве вожатого. Вожатские курсы я проходил три раза. Первые два – от районных штабов Тольятти в качестве активиста. И только в 2015-м, когда мне исполнилось 18 лет, я прошёл курсы в третий раз и поехал работать в лагерь. Так получилось, что курсы я проходил от лагеря «Звёздный», но в итоге оказался в лагере «Звёздочка». И вот уже четвёртый год я там и работаю.
Лагерные истории
Алёна: Одна из переломных ситуаций в вожатстве произошла в мою первую смену. Я осталась одна на отряде и, как положено, занимала всех детей играми. Один мальчик заболел и остался лежать в корпусе. В ходе подвижной игры, в которую мы играли с детьми, мяч прилетел в окно. Оно разбилось, и осколки рассыпались прямо на того мальчика, который лежал в комнате. Он не пострадал. Но в этот момент я искренне не понимала, как это произошло, ведь я всё делала по правилам и мне всё казалось идеальным. Помню, я проплакала несколько часов, звонила маме, просила, чтобы она меня забрала домой, и неважно, что я вожатая. Но в итоге взяла себя в руки и решила остаться в лагере. С последующими трудностями я уже могла эмоционально справляться, а это очень важно.
Я вожатый – ты вожатый. Почему люди идут работать вожатыми
Алёна: Причин, почему люди идут работать вожатыми, много. К сожалению, первая из них – потому, что быть вожатым сейчас модно. Распространено такое мнение, что работа вожатого очень яркая, лёгкая и беззаботная. Очень много ребят идут работать в лагерь именно с такими суждениями, а когда сталкиваются с реальностью, просто не справляются, опускают руки и даже сбегают.
Вторая причина опять же не совсем хорошая – ребята идут работать в лагерь, потому что их позвали друзья. Они совсем не представляют, что их ожидает, просто хотят весело провести время. Есть кстати одно большое вожатское правило – работать с друзьями на одном отряде не стоит, потому что чаще всего это приводит к ссорам и разногласиям.
Многие идут работать вожатыми, потому что сами всё лето провели в лагерях в качестве пионеров. Это значит, что ребят вдохновляли их вожатые, они смотрели на них огромными глазами и всегда мечтали стать как они. Такие люди очень важны, потому что они знают лагерную структуру. Стараются в хорошем смысле подражать своим бывшим вожатым, и это совсем не постыдно – наоборот, это отличные предпосылки для работы.
В последнее время вожатые больше двух лет не задерживаются в лагерях. Конечно, есть исключения, но в целом картина такова. Раньше, например, в лагерях на одно место было около десяти вожатых, и ты сидел в надежде, что тебя возьмут и оставят на следующую смену.
Сейчас дефицит вожатых, и, несмотря на то, что в Школу вожатского мастерства приходит огромное количество человек, до работы с детьми доходит иногда даже меньше половины. Люди перестали ценить возможность работать в лагере, так как они в любой момент могут вернуться – и их возьмут.
Лагерные истории
Зоя: Историй, связанных с лагерем, – миллион. Сотни – особенные, очень тёплые и родные. Как сейчас помню парня в отряде, Мишку. Он был очень стеснительный и не по возрасту высокий на фоне сверстников. А ещё он очень переживал, что не умеет танцевать. В конце смены он стал настоящей звёздочкой отряда и отплясывал с нами на дискотеке, как заправский танцор диско. Зажигать ребят изнутри, верить в них, раскрывать их таланты – это важный, очень важный момент вожатства.
Как стать вожатым не одной смены
Юлия: В первую очередь нужно избавиться от всех комплексов. Вожатские курсы хорошо помогают раскрыться новичкам. Самый главный совет будущим вожатым – не бояться обращаться за помощью к старшим, не бояться говорить им, что что-то не получается. Нельзя скрывать свои неудачи. Каждый вожатый когда-то отработал свою первую смену и понимает, насколько это тяжело и страшно.
Зоя: Надо просто заболеть! Заболеть вожатством. Ведь, как мы любим шутить, – это вирус. Вирус любви к детям, коллегам, к лагерной атмосфере. Без огромной любви к детям да и вообще к людям ничего бы не получилось. Но одной любви мало. Часто молодые люди, которые приходят на курсы вожатых, говорят: «Я просто очень люблю детей». Это отлично. Но этого мало. Мало для того, чтобы стать настоящим вожатым. Необходимо большое желание самосовершенствоваться, изучать педагогику и психологию, искать и находить сотни новых идей, игр и мероприятий. Работать над своей ответственностью, дисциплиной и правильным авторитетом. Необходимо стать верным, положительным лидером.
И воспитателем. И другом, и родителем, и учителем в одном лице.Юрий: Самое главное – каждую смену выкладываться по максимуму. Чем больше вожатый вложит в детей, тем больше будет отдачи. Всё зависит от вожатого. Каждая смена должна быть как последняя. Это, наверное, девиз многих вожатых, потому что, когда мы едем в лагерь, постоянно думаем, что, скорее всего, это наша последняя смена, больше не получится приехать, поэтому сделаю всё по максимуму. В итоге смена оказывается далеко не последняя, но всё равно всё делаем круто.
Алёна: Чтобы стать вожатым не одной смены, нужно быть фанатиком своего дела. Поначалу всегда очень трудно. Нужно найти в себе силы остаться и не опустить руки. Обязательно в лагерь нужно ехать подготовленным: привезти с собой большую копилку игр, постоянно что-то изучать, спрашивать совета. В интернете есть отличная российская группа «Вожатник», в которой много полезной информации.
И самое главное – знать, для чего всё это нужно, поставить себе цель и идти к ней.
Юлия: Самая большая награда для вожатых – это когда ты приезжаешь работать уже не в первый раз и видишь знакомые лица пионеров: они бегут к тебе, обнимают, говорят, что скучают. Бывают ситуации, когда родители пионеров пишут мне узнать, в какие смены я буду работать, чтобы их дети снова попали ко мне в отряд. Тогда ты понимаешь, что всё не зря.
Вожатство – не работа, а призвание. В Тольятти выбрали лучшего вожатого года
Работа вожатого – это не летний отдых в лагере, как считают многие. В течение всего года эти люди 24 часа семь дней в неделю отдают все силы своему ремеслу, участвуют во всевозможных межлагерных мероприятиях, помогают новичкам освоить профессию, поддерживают общение с детьми не только в лагере, но и за его пределами. А чтобы доказать верность своему делу, участвуют в конкурсе «Лучший вожатый Тольятти», который 10 ноября прошёл в пансионате «Радуга». Организатором мероприятия выступил многофункциональный молодёжный центр «Шанс».
Конкурс «Лучший вожатый Тольятти» проводится в рамках городского итогового слёта педагогических отрядов детских оздоровительных лагерей города Тольятти «Вожатые лета – 2018». В этом году участие в конкурсе приняли кандидаты из шести детских лагерей Тольятти: Кристина Коледина («Электроник – Дубрава»), Наталья Смирнова («Берёзка), Ксения Форос («Юность»), Алексей Катков («Звёздный»), Сергей Угаров («Звёздочка») и Дарья Беляева («Радуга»).
Чтобы стать лучшим из лучших, нужно было хорошо подготовиться и проявить себя. Первая задача – собрать портфолио – одно из нововведений 2018 года. В портфолио входил лист самопрезентации, где нужно было отметить свои положительные и отрицательные качества, а также ответить на вопрос «Почему именно вы должны стать лучшим вожатым?». Также в портфолио участники вкладывали эссе на тему «Я вожатый», в котором рассказали, что именно для них значит вожатство, чему они смогли научить детей и какой вклад внесли в вожатское движение Тольятти. Разработки коллективно-творческих и отрядных дел, заслуги и награды, личные правила, которые они выработали за годы работы, также входили в портфолио.
– Я очень трепетно отношусь к этому мероприятию, лично готовлю все задания и конкурсы. Портфолио не стало исключением. Его структуру тоже разрабатывала сама. Очень рада, что участники его написали, ведь сделать это довольно сложно, – рассказала руководитель вожатского направления Тольятти Алёна Щербакова.
Вторым этапом стал конкурс «визиток» – творческая самопрезентация. Сергей Угаров в стендап-формате с юмором рассказал о вожатской жизни, а Дарья Беляева – о том, чем приходится жертвовать ради любимого дела. Ситуация, когда семья, любимый человек и учёба уходят на второй план, а на первый выходят сотни детских сердец, действительно знакома большинству вожатых. Наталье Смирновой в самопрезентации помогли её коллеги. Со сцены они по очереди говорили о её лучших качествах и приклеивали кусочки бумаги на мольберт, из которых потом сложилось её фото. А Алексей Катков, наоборот, посвятил «визитку» людям, которые его окружают и поддерживают на всём вожатском пути. Кристина Коледина в своём выступлении обратилась к маме: она подготовила для неё видео с семейными фотографиями, произнесла слова благодарности и спела песню. Танец в стиле контемпорари представила Ксения Форос: выйдя на сцену в белом костюме, она на протяжении всего танца окунала руки в краску, раскрашивая на себе одежду.
Ещё одним нововведением этого года стали дебаты. Кандидатам нужно было подготовить аргументы «за» и «против» к спорным ситуациям, которые происходят в каждом лагере. «Как вы относитесь к поддержанию общения с пионерами за пределами лагеря?», «Вожатство – это самореализация себя или детей?», «Нужно ли наказывать детей?», «Как вы относитесь к наказаниям?» – вопросы для дебатов оказались остродискуссионными, поэтому неудивительно, что более опытные вожатые легче справились с этим этапом и произвели хорошее впечатление не только на жюри, но и на публику.
По итогам конкурса первое место и звание «Лучший вожатый Тольятти» заслужила Дарья Беляева, вожатая пансионата «Радуга». В награду она получила диплом, кружку, необычный кубок в форме сердца – и дружные «обнимашки» (по-лагерному – «капуста») от коллектива пансионата.
– Впечатления и эмоции от конкурса зашкаливают. За десять лет работы с детьми я решила, что пришло время заявить о себе. Мне захотелось попробовать свои силы. Безумна рада результатам. Сложнее всего было побороть своё эмоциональное состояние, потому что подготовка была очень серьёзной. В этом году появились дебаты – довольно интересный формат. Я считаю, в такой форме проще разглядеть реальные навыки кандидатов, посмотреть, что они знают и как умеют общаться и доказывать свою точку зрения, – отметила победительница.
20-20 Согласованное определение консультирования
Делегаты встретились на конференции ВДА в Питтсбурге в марте 2010 г. и согласовали единое определение консультирования.
Консультирование — это профессиональные отношения, которые помогают различным людям, семьям и группам достигать целей в области психического здоровья, благополучия, образования и карьеры.
Делегаты ясно дали понять, что это определение является базовой структурой и что каждая участвующая организация может добавить заявление, конкретизирующее конкретную специализацию или область деятельности.
Затем определение было представлено руководителям участвующих организаций и было одобрено 29 организациями. Подробности в статье Дэвида М. Каплана, Вилии М. Тарвидас и Сэмюэля Т. Глэддинга, опубликованной в журнале JCD за июль 2014 г.: 2020: Видение будущего консультирования: новое консенсусное определение консультирования!
Одобряющие организации:
• Американская ассоциация государственных консультационных советов (AASCB)
• Американская ассоциация консультирования колледжей (ACCA)
• Американская ассоциация консультирования (ACA)
• ACA Среднезападный регион
• ACA Североатлантический регион
• ACA Южный регион
• ACA Западный регион
• Американская ассоциация консультантов по психическому здоровью (AMHCA)
3
3 Ассоциация консультирования (ARCA)
• Ассоциация развития и старения взрослых (AADA)
• Ассоциация оценки в консультировании и образовании (AACA)
• Ассоциация обучения и супервизии консультантов (ACES)
• Ассоциация консультантов и преподавателей в правительстве (ACEG)
• Ассоциация творческого консультирования (ACC)
• Ассоциация по вопросам консультирования лесбиянок, геев, бисексуалов и трансгендеров (ALBGTIC)
• Ассоциация мультикультурного консультирования и Развитие (AMCD)
• Ассоциация специалистов по групповой работе (ASGW)
• Ассоциация духовных, этических и религиозных ценностей в консультировании (ASERVC)
• Чи Сигма Йота (CSI)
• Комиссия по сертификации консультантов по реабилитации (CRCC)
• Совет по аккредитации консультирования и соответствующих образовательных программ (CACREP)
• Совет по реабилитационному образованию (CRE)
• Ассоциация консультирования по гуманистическому образованию и развитию (ранее),
– в настоящее время Ассоциация гуманистического консультирования (AHC)
• Международная ассоциация консультантов по вопросам наркомании и правонарушителей (IAAOC)
• Международная ассоциация консультантов по вопросам брака и семьи (IAMFC)
• Национальный совет сертифицированных консультантов (NBCC)
• Национальная ассоциация развития карьеры (NCDA)
• Национальная ассоциация консультирования по вопросам занятости (NECA)
• Национальная ассоциация консультирования по вопросам реабилитации (NRCA)
Фон
Принципы объединения и укрепления профессии
Согласованное определение консультирования
Строительные блоки для проекта переносимости
Передача факела 20/20
Важность консультирования | Wake Forest University
Консультации, предоставляемые обученными специалистами, могут оказать глубокое влияние на жизнь отдельных людей, семей и сообществ. Эта услуга помогает людям ориентироваться в сложных жизненных ситуациях, таких как смерть близкого человека, развод, стихийные бедствия, школьный стресс и потеря работы. Он предоставляет инструменты и идеи для решения проблем психического здоровья, таких как тревога и депрессия. В конечном счете, консультирование дает людям возможность вести здоровую и полноценную жизнь.
Краткая история консультирования
Консультирование играло важную роль с самого начала существования общества. От родителей, бабушек и дедушек, консультирующих других членов семьи, до общественных лидеров, дающих рекомендации жителям, консультирование, кажется, всегда было естественной частью человеческого опыта.
По мере того, как люди во время промышленной революции становились более мобильными и начали мигрировать в города, они стали отделяться от традиционных советников в своих семьях и общинах. Отсутствие знаний о том, как лечить психические заболевания, привело к изоляции многих людей в психиатрических больницах и приютах.
С появлением современной психиатрии как медицинские работники, так и общество в целом начали воспринимать идею психиатрического здоровья и консультирования. С всеобщим признанием неэффективности психиатрических учреждений по стране начало распространяться движение за гигиену психического здоровья, возглавляемое психиатрами, социальными работниками, психологами и бывшими пациентами больниц.
Президент Джон Ф. Кеннеди поддержал идею движения и важность консультирования, когда в 1963. Закон коренным образом изменил способ предоставления услуг по охране психического здоровья и привел к открытию центров охраны психического здоровья по всей стране. В то же время многие психиатрические больницы были закрыты в пользу расширенных услуг по месту жительства.
Консультирование как карьера
Проблемы с психическим здоровьем могут серьезно ограничить способность человека вести полноценную жизнь. Они могут омрачить отношения, семейную жизнь и карьеру. Состояние психического здоровья затрагивает экономические, социальные и расовые группы. Такие проблемы, как депрессия и беспокойство, могут затронуть людей всех возрастов, от детей до пожилых людей.
Приблизительно 18,3% взрослого населения США страдают психическими заболеваниями. Приблизительно 21 процент молодых людей в возрасте от 13 до 18 лет в какой-то момент своей жизни страдают психическим расстройством.
Сегодня растет понимание необходимости помощи при проблемах с психическим здоровьем, таких как посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР), от которого могут пострадать как вернувшиеся ветераны, так и население в целом. По данным Национального центра посттравматического стресса, около 8 процентов людей в какой-то момент своей жизни испытывают посттравматическое стрессовое расстройство.
Потребность в консультантах подпитывается изменениями в системе уголовного правосудия, которая переходит от тюремного заключения к консультационным услугам. Школы и колледжи расширяют свои услуги по охране психического здоровья в ответ на проблемы депрессии, беспокойства, проблем в отношениях, самоубийств и употребления психоактивных веществ среди учащихся.
Существует также срочная потребность в консультации для пожилых людей. Около 20 процентов американцев в возрасте 55 лет и старше испытывают проблемы с психическим здоровьем, вызванные потерей супруга, потерей подвижности и ухудшением физического здоровья.
Онлайн-магистр консультирования Университета Уэйк Форест
По данным Бюро статистики труда США, количество рабочих мест в сфере консультирования, как ожидается, увеличится на 23 процента в период с 2016 по 2026 год. Средняя заработная плата консультантов составляет 42 140 долларов США.
Как важность консультирования, так и потребность в обученных консультантах никогда не были так велики. Для тех, кто увлечен помощью другим и внесением вклада в здоровье и благополучие отдельных лиц, семей и сообществ, сейчас самое подходящее время, чтобы получить степень в области консультирования.
Университет Уэйк Форест занимается подготовкой высококвалифицированных консультантов, стремящихся служить нуждам людей и их сообществ. Наши выпускники стремятся преуспеть в качестве общественных лидеров, защитников и практиков, которые моделируют сострадательное служение человечеству и способствуют благополучию общества. Онлайн-программа «Магистр гуманитарных наук в области консультирования» готовит работающих профессиональных студентов к успешной карьере в области клинического психического здоровья и школьного консультирования. Учитесь у наших опытных консультантов, подготовьтесь к сертификации и лицензированию и узнайте, как изменить к лучшему жизнь нуждающихся.
Подробнее
Если вы заинтересованы в том, чтобы изменить жизнь других людей, заботитесь о благополучии других и цените отношения, вам может подойти карьера консультанта. Университет Уэйк Форест разработал онлайн-программу магистра искусств в области консультирования, предназначенную для студентов, которые хотят работать полный рабочий день, пока они получают степень магистра. Гибкая онлайн-платформа помогает студентам совмещать учебу с насыщенной жизнью.