Вознесения в коломенском: Коломенское

Церковь Вознесения в Коломенском — Базовая организация государств – участников Содружества Независимых Государств в сфере сохранения всемирного наследия

Село Коломенское, вошедшее в 1960 г. в городскую черту Москвы, расположено на юго-востоке столицы России, на высоком правом берегу Москвы-реки.

История этого поселения, впервые упомянутого в 1349 г., и на протяжении нескольких столетий служившего загородной летней резиденцией русских правителей, тесно связана со многими важными событиями в российской политической жизни эпохи позднего средневековья. Архитектурный ансамбль этого села сложился в основном в период XVI–XVII вв., однако и в дальнейшем он не раз подвергался перестройке и дополнениям.

Так, к самым старым постройкам, относящимся к XVI в., относятся церкви Вознесения, Иоанна Предтечи и Георгиевская колокольня. Из построек XVII в. сохранились проездные ворота с часовой башней, Приказные и Полковничьи палаты, Водовзводная башня, Сытный двор, Казанская церковь.

В 30–50-е гг. XX в. сюда перевезли памятники русского деревянного зодчества XVII в.: угловую крепостную башню Братского острога из Сибири, надвратную башню Николо-Карельского монастыря, домик Петра I из Архангельска. Однако главной достопримечательностью этого ансамбля была и остается церковь Вознесения, и именно она в 1994 г. была занесена в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Полагают, что этот храм заложили по указанию великого князя Василия III либо в 1529 г. – как молельный о даровании сына-наследника, либо в 1530 г. – в ознаменование рождения сына Ивана (в будущем — царя Ивана IV Грозного). Освящение церкви (по сути – официальное открытие) состоялось в 1532 г. Но отделочные работы, в которых, по-видимому, участвовали и русские, и итальянские мастера, продолжались и после этого. В первой половине XVI в. русские зодчие привнесли в свое каменное строительство элементы шатрового храма – столпообразного сооружения с невиданной до того конструкцией верха в виде высокого шатра. Это означало отход от укоренившейся уже традиции воздвижения крестово-купольных храмов. Шатровая церковь Вознесения в Коломенском – одно из первых творений такого рода, причем оно дошло до нашего времени практически в первозданном виде.

Композиция этого замечательного строения, общей высотой в 62 м, носит явный центрический характер. По вертикали церковь складывается из четырех основных элементов: подклета, мощного четверика с выступами-притворами (в плане имеет крестообразную форму), восьмерика и собственно шатра с небольшим куполом-главкой на самом верху. Внутренняя площадь шатра невелика – всего 8,5 м х 8,5 м, однако его высота значительна – более 40 м, и поэтому создается впечатление его бесконечной устремленности ввысь. Стены имеют толщину до 3 м. А по периметру, в своей нижней части, церковь опоясана галереей на аркадах с лестницами-всходами, благодаря чему всё сооружение органично вписывается в рельеф высокого берега Москвы-реки. Декор церкви также великолепен, здесь, в частности, сохранился белокаменный трон с резным навершием в виде раковины («царское место»).

Видно, что эту церковь зодчие создавали с таким расчетом, чтобы она хорошо обозревалась снаружи, издалека, и воспринималась бы как символ могущества великокняжеского престола Москвы. Впрочем, она предназначалась и для «внутренних» целей: ведь отсюда можно было отлично обозревать далекие окрестности.

Пример коломенской церкви Вознесения получил затем широкое распространение по всей стране – вплоть до середины XVII в., когда при патриархе Никоне на строительство подобного рода шатровых храмов был наложен запрет.

В 1923 г. в Коломенском открывается филиал государственного Исторического музея, где экспонируются коллекции русского прикладного искусства. А с 1971 г. Коломенское получает статус музея–заповедника (современный статус – государственный художественный историко-архитектурный и природно-ландшафтный музей–заповедник).

Предыдущий Следующий

Церковь Вознесения в Коломенском — Москва, Россия

Церковь Вознесения Господня в Коломенском — православный храм Даниловского благочиния Московской епархии.

Храм расположен в районе Нагатинский Затон, Южного административного округа города Москвы, в бывшем подмосковном селе Коломенское. Храм является шедевром мировой архитектуры, первым каменным шатровым храмом в России.

История

Возведена в Коломенском в 1528—1532 годах (предположительно итальянским архитектором Петром Францизском Анибале, по русским летописям Петром Фрязином или Петром Малым) на правом берегу Москвы-реки. Ктитор храма — великий князь Московский Василий III.

Легенда связывает строительство храма с рождением у Василия III долгожданного наследника великого князя Ивана Грозного.Из легенды можно почерпнуть лишь то, что храм каким-то образом был связан с рождением наследника, но возвести сооружение столь сложных конструкций и большого объёма за два года, прошедшие с сентября 1530 г. по август 1532 г. не могли. По мнению С. А. Гаврилова, закладка церкви состоялась на два года раньше рождения и церковь не могла быть заложенной в благодарность Богу за рождение наследника, то есть не могла быть обетной. Храм возведен как моленный, для моления о чадородии великокняжеской четы.

Сразу после окончания двухгодичного срока епитимьи, выпрошенной Василием III для очищения от греха двоеженства, к папе римскому явились послы великого князя. По его просьбе Климент VII отпустил в Москву архитектора Анибале для строительства моленных церквей в соответствии с моленной программой. В Москву архитектор приехал в начале лета 1528 года и через 2-3 недели уже приступил к работе.

Место для церкви Вознесения выбрали на крутом берегу, в основании которого бил ключ, считавшийся чудодейственным. Это соответствовало итальянским трактатам о выборе места, по ним ключ отнесен к особенно целебным, поскольку располагался на «зимнем востоке». Первоначально заложили «Т»-образный фундамент для храма без подклета, но трехпрестольный. Подобная планировка реализована в селах Острове и Беседах.

С западной стороны была заложена звонница, подобная дьяковской. Под разновысотные объёмы были заложены фундаменты разной глубины. По трактатам они должны были составлять одну шестую часть высоты объёмов здания. По глубине заложения фундаментов можно сделать гипотетическую реконструкцию. Высота основного храма определяется в 42,5 метра, высота приделов в 24,6 метров. Высота западного притвора в 14,4 метра.

Вероятно, осенью 1528 года фундамент был завершен. По завершении фундамента отказались от первоначального замысла, так как от родника церковь оказалась бы скрытой крутым берегом, а от церкви родник не виден. Для зрительной связи понадобилось храм поставить на высокий подклет. Это повлекло за собой кардинальную переработку макета. В связи с появлением подклета отказались от боковых приделов и от западного варианта звонницы. Для захода на второй ярус потребовались лестницы. С осени 1528 до весны 1529 года, вероятно, переделывали макет.

В 1529 году по уточненному замыслу делали подклет. В начале лета стали выкладывать звонницу, совмещенную с северным крыльцом, но от второго варианта отказались, как и от первого западного варианта. Возможно, ещё не решена была общая планировка усадьбы. К середине лета 1529 года все общие решения были приняты. Деревянная дьяковская церковь с престолами Зачатия Иоанна Предтечи, Зачатия Анны и Константина и Елены уже стояла почти готовая (была освящена, первой из всех моленных церквей, до конца 1529 года). Только с конца 1529 г., когда появилась первая моленная церковь Зачатия Иоанна Предтечи, в которой стали совершаться моления о чадородии, можно было подумать о появлении наследника. На дьяковскую церковь сориентировали нижний марш южного крыльца церкви Вознесения, отвернув ось крыльца от оси церкви Вознесения на 4 градуса. На этой главной оси и поставили звонницу окончательно.

Вероятно, в 1530 году строили четверик. В следующем году делали кокошники и восьмерик. В завершающий 1532 год сделали шатёр. Вероятно, только по окончании шатра поставили столбы 2-го яруса папертей с резными капителями, паперти покрыли тесовыми кровлями, на южном крыльце поставили звонницу, настелили полы по мотиву руста из треугольных керамических плиток в церкви и из квадратных плиток на папертях. Все эти работы были завершены к концу лета 1532 года:62. По летописным источникам освящение церкви произошло 3 сентября 1532 года митрополитом Даниилом в присутствии князя Василия III, княгини Елены и сына Ивана:65.

С начала 1530 года стали готовиться к появлению на свет наследника. В связи с рождением Ивана Грозного в августе 1530 г. было создано «царское место» на белокаменном овальном основании. На место его поставили в 1532 году вместе с настилкой пола на паперти. При установке «царского места» для его резной спинки в уже готовой стене четверика пришлось сделать выемку в полкирпича.

Первоначальное убранство интерьера церкви не сохранилось. О росписи интерьера церкви не известно. Упоминаемое в XVII веке поновление «стенного письма», возможно, относится к росписи восточного фасада церкви возле «царского места». Первоначальный пол церкви из керамических треугольных белых и серых плиток утрачен в 1570-е годы. При ремонте XVI века первоначальные плитки были перевернуты поврежденной лицевой стороной вниз, обнажились не политые белым ангобом задние стороны. Именно так и тогда в интерьере появились «красные» плитки. Дополнительно к плиткам, использованным вторично, были сделаны более толстые плитки серого и чёрного цвета. Одновременно с ремонтом пола появились, сохранившиеся до настоящего времени, царские врата. Вероятно, тогда же был утрачен керамический пол на папертях. С. А. Гаврилов предполагает, что обнаруженные при археологических работах серые квадратные плитки с ковчегом могли снять с пола папертей церкви Вознесения.

В XVII веке поновляют иконы в иконостасе и небольшую фреску на восточном фасаде над «царским местом». По упоминаниям разных лет трудно представить, какая роспись была здесь первоначально. Упоминаются образа Вселенских святых, Московских чудотворцев, Саваофа. Роспись сохранялась нетронутой до 1884 года, когда фрески были уничтожены, а на их месте, на стене, обитой цинковыми листами, появилась масляная живопись.

Следующий большой ремонт, вероятно, проводили одновременно со строительством дворца Екатерины II, перестройкой и надстройкой ансамбля Передних ворот под руководством и по чертежам князя П. В. Макулова в 1766—1767 годах. Во время этого ремонта были сняты ренессансные белокаменные резные капители со столбов второго яруса галерей, были сделаны парапеты с ширинками (до сих пор публикуются реконструкции «первоначального» вида церкви с этими парапетами). Тогда же появился кирпичный пол «в ёлку» и в основание сени «царского места» были уложены верхом вниз наиболее сохранившиеся резные блоки от капителей. На ренессансных капителях водрузили новый кирпичный парапет с белокаменными гранеными столбиками и плоской крышкой, не заслонявшей оконного проема над «царским местом».

В 1836 году по рисунку архитектора Е. Д. Тюрина над «царским местом» появилась бочка с гипсовым орлом, кованая решётка и гипсовые детали на парапете. Бочка закрыла половину окна, скрыв первоначальный замысел.

В 1866—1867 годах проводился ремонт под руководством архитектора Н. А. Шохина. Тогда впервые в южной грани верхнего восьмерика был сделан пролом и монтирована дверь. Легенда о существовании там в древности помещения не подтвердилась, но продолжает повторяться почти во всех публикациях по церкви Вознесения. При Шохине была разобрана первоначальная белокаменная глава и сделана более плоская из металла по железному каркасу. Первоначальная глава была сделана из трех рядов белокаменных блоков. Она была более выпуклой, но не намного. По обмеру Шохина, глава была выше всего примерно на 30 см. Тогда же лестница-стремянка была снята с основания креста и пропущена через новый пролом внутрь верхнего восьмерика.

При архитекторе Н. Ф. Кольбе в 1873 году были перелицованы новым кирпичом (клейма «ШМ») стены подклета, настелены новые полы на папертях из больших аршинных белокаменных плит. Одновременно были переделаны крыши над папертями. В качестве материала использовали доски и брус взятый от разобранного в 1872 году дворца Александра I. При строительстве дворца Александра I в 1825 году материал использовали от разборки дворца Екатерины II, в который также попали материалы от разборки дворца Алексея Михайловича.

В 1840 году началось строительство каменной Георгиевской церкви, а иконостас от предыдущей деревянной поставили на западной паперти церкви Вознесения. Однако престола на паперти здесь никогда не было.

Архитектура

Вид сверху на церковный комплекс

В храме наряду с шатром были применены пристенные пилоны, что позволило построить огромное здание невиданных пропорций, с «летящей» архитектоникой. Постройка была осуществлена с размахом и значительными материальными затратами. В истории русского зодчества храм остался произведением, с точки зрения его формального совершенства, единственным и неповторимым.

Церковь выполнена из кирпича с многочисленными белокаменными элементами декора в виде центрического храма-башни; её высота составляет 62 метра. План представляет собой равноконечный крест. Внутреннее пространство храма сравнительно невелико — чуть более 100 квадратных метров. Вокруг храма расположена двухъярусная галерея-гульбище с тремя высокими лестницами-всходами. На фасадах углы церкви оформлены вытянутыми плоскими пилястрами с капителями в духе раннего Возрождения. Между ренессансными пилястрами сделаны остроконечные готические вимперги.

На основной крестообразный объём церкви поставлен восьмерик, в нижней части оформленный рядами больших килевидных арок в традиционном московском стиле, а выше украшенный сдвоенными ренессансными пилястрами. Храм перекрыт шатром с чётко выделенными рёбрами.

Как показал С. С. Подъяпольский , в здании имели место многочисленные «ренессансные» элементы (ордера, порталы с прямыми архитравными перекрытиями проемов, «ренессансная» прорисовка готических вимпергов и пр.). В отношении готических элементов (общей столпообразности и многих элементов декора, прежде всего самих вимпергов) исследователь полагал, что Петрок Малый применил их как стилизацию под «местную» архитектуру, так как уловил в предшествовавшем ему древнерусском зодчестве дух готики.

На галерее располагается монументальный трон, снаружи приставленный к восточной стене церкви и повернутый спиной к алтарю.

Исследование памятника и реставрация

Первую попытку историко-архитектурной оценки церкви сделал архитектор Н. А. Шохин по завершении ремонтных работ 1866—1867 годов в публикации 1872 г. Он ошибочно отнес второй ярус галерей к поздним перестройкам и эта ошибка держалась целое столетие.

Проводивший в 1914—1916 годах первые реставрационные работы на памятнике, архитектор Б. Н. Засыпкин впервые провёл археологическую разведку территории, выполнил обмеры фрагментов памятника, фотофиксацию деталей и работ, в 1915 году впервые раскрыл ценные архитектурные детали церкви: северный портал и «царское место». Тогда же памятник в целом обмерял архитектор И. В. Рыльский. Во время ремонта церкви в 1914—1916 годах под руководством архитектора Б. Н. Засыпкина был новым, специально изготовленным большемерным кирпичом (с клеймами «1914») перелицован шатер.

О результатах исследования памятника П. Д. Барановским в 1930-е гг. ничего не известно. Возможно, под его руководством были догипсованы спинка «царского места» и правая колонка северного портала. В. Н. Подключников, на основе своих наблюдений, а также данных Б. Н. Засыпкина и И. В. Рыльского, в 1941 г. защитил диссертацию, посвященную монографическому исследованию архитектуры этого храма. Однако не только никто из исследователей не усомнился в правильности выводов Н. А. Шохина о позднем происхождении второго яруса, но добавили ошибку о позднем происхождении и первого яруса папертей (галерей).

Серьёзное изучение памятника стало возможным с началом реставрационных работ, проводившихся в 1970-80 гг. С 1972 г. по 1982 г. их вел Н. Н. Свешников, с ним работали: А. Г. Кудрявцев в 1975-80 гг. и в 1974-82 гг. — С. А. Гаврилов, продолживший исследования в 1983-90 годах. Результаты работы этого коллектива кардинально изменили представление о памятнике, и прежде всего, о его папертях и крыльцах, которые ошибочно принято было относить к поздним перестройкам, искажающим первоначальный облик памятника.

При кратком обследовании крыши папертей в 1979 году обнаружили доски с большими фрагментами обоев и брус с различными врубками от разобранных коломенских дворцов. В 1985 году завершено исследование пола и анализ историко-архивных материалов с графической реконструкцией иконостаса XVI века. С XVI века по 1867 год иконостас располагался от северной двери до южной. Н. Шохин сделал новый иконостас между пилястрами, сократив ширину иконостаса примерно вдвое. Во время исследования 1986—1987 годов на южном крыльце была обнаружена нижняя часть звонницы церкви Вознесения, просуществовавшей до XVIII века.

В комплексе с архитектурным исследованием проводилось археологическое исследование территории памятника под руководством археолога Л. А. Беляева. В 1970-е годы вокруг церкви Вознесения был снят культурный слой высотой до метра. В 1990-м году были вырыты 3 археологических шурфа, в которых обнаружили свыше 400 фрагментов резьбы от капителей столбов и от порталов церкви. Всего в 1986-1997-е годы архитектором С. А. Гавриловым атрибутированы свыше 2,2 тысяч фрагментов резьбы с привязкой их к декору церкви. Им же были атрибутированы находки Б. Н. Засыпкина. В публикациях упоминалась «резьба от более ранней церкви, стоявшей на месте церкви Вознесения». Однако, это утверждение опровергнуто исследованием всех архитектурных деталей, поднятых из культурного слоя и хранящихся в фондах музея-заповедника. Никаких следов от более раннего храма археологическое исследование территории церкви Вознесения не обнаружило.

Современное состояние памятника

Серьёзное опасение вызывает состояние памятника, стоящего на оползневом берегу. В 1970-е годы под видом укрепления берега строили бетонную набережную для повышения уровня воды в целях судоходства, засыпали грунтом древние родники. Берег заболотился, образовались промоины на 2 метра выше родников. Наиболее крупные оползни под церковью Вознесения произошли в 1981 и 1987 годах. Вместо серьёзного изучения оползневого берега и противооползневых мероприятий в конце 1980-х противооползневое наблюдение было ликвидировано.

Весь объём церкви Вознесения расколот осевыми трещинами на четыре блока (по наблюдениям архитекторов Б. Н. Засыпкина в 1914—1916 годы и архитектора С. А. Гаврилова в 1970-1990-е годы). Вместо серьёзного изучения состояния памятника решили залицевать трещины кирпичом. По сведениям главного архитектора музейного объединения О. Ягунова в 2003—2007 годах для перелицовки было использовано 40 тысяч штук кирпича. Со слов О.Ягунова, самоцелью восстановление первоначального облика не было, так, например, крыши над галереями сохранили, открытыми делать не стали.. Вся информация о работах на церкви Вознесения за 2001—2007 годы полностью закрыта. Научные исследования церкви генпроектировщиком ЦНРПМ были перепоручены фирме КРЕАЛ.

Деревянные конструкции крыш над папертями (использованные от разобранных коломенских дворцов) были полностью уничтожены при последней реставрации в 2002—2005 годы без необходимого исследования и фотофиксации.

Статус

Здание входит в комплекс музея-заповедника «Коломенское»; Всемирное наследие ЮНЕСКО (с 1994 года).

Был вновь освящён 8 декабря 2000 года; с 1994 года в церковном отношении имеет статус храма Патриаршего подворья. В конце 2007 года была окончена реставрация, и подклетный ярус храма был открыт для посещений.

Разное

В подвале храма 2 марта 1917 года была обретена, согласно донесению митрополита Московского Тихона Святейшему Синоду, икона Божией Матери «Державная», с 1990 года находящаяся в соседнем Казанском храме.

Kathedrale Von Himmelfahrt In Kolomna Sommerzeit Stockfoto und mehr Bilder von Antiker Gegenstand — Antiker Gegenstand, Architektur, Beten

Bilder

  • Bilder
  • Fotos
  • Grafiken
  • Vektoren
  • Videos
Kathedrale von Ascension in Kolomna, antike Stadt der Область Москва, Россия.

Beschreibung

Собор Вознесения Господня в Коломне, античный город области Москва, Россия.

Коллекция Essentials

9,00 € для плат

Günstige и гибкие опции для бюджета


Standardlizenst unrese.

Erweiterte Lizenz hinzufügen.

Bildnachweis: Jackf

Maximale Größe: 5760 x 3840 Pixel (48,77 x 32,51 см) — 300.

Категория:Фотографии | Антикер Гегенштанд

Suchbegriffe

  • Antiker Gegenstand Fotos,
  • Architektur Fotos,
  • Beten Fotos,
  • Bildhintergrund Fotos,
  • Christentum Fotos,
  • Farbbild Fotos,
  • Festung Fotos,
  • Fotografie Fotos,
  • Geschichtlich Fotos,
  • Glocke Fotos,
  • Glockenturm Fotos,
  • Größere Sehenswürdigkeit Fotos,
  • Historisch,
  • Horizontal Fotos,
  • Im Free Fotos,
  • Jahreszeit Fotos,
  • Jesus Christus Fotos,
  • Kathedrale Fotos,
  • Alle anzeigen

Kategorien

  • Städte und Gemeinden
  • Reiseziele
  • Architektur
  • Berlin

Häufig gestellte Fragen


Был ли ist eine lizenzfreie Lizenz?
Bei lizenzfreien Lizenzen bezahlen Sie einmalig und können urheberrechtlich geschützte Bilder und Videoclips fortlaufend in privaten und kommerziellen Projekten nutzen, ohne bei jeder Verwendung zusätzlich bezahlen zu müssen. Es ist für beide Seiten ein Gewinn und der Grund dafür, dass alles auf iStock ausschließlich lizenzfrei zur Verfügung steht — auch alle Antiker Gegenstand-Bilder und Filme.
Welche Arten von lizenzfreien Dateien gibt es auf iStock?
Lizenzfreie Lizenzen sind die beste Option für alle, die Bilder kommerziell nutzen müssen. Deshalb sind alle Dateien auf iStock – egal ob Foto, Grafik oder Videoclip – nur lizenzfrei erhältlich.
Wie können Sie lizenzfreie Bilder und Videoclips nutzen?
Von Social-Media-Anzeigen über Werbetafeln bis hin zu PowerPoint-Präsentationen und Kinofilmen: Sie können jede Datei auf iStock ändern, personalisieren und ihre Größe anpassen – einschließlich aller Antiker Gegenstand-Bilder und Filme – genau richtig pro. Mit Ausnahme der «nur zur redaktionellen Verwendung» vorgesehenen Fotos (умейте в redaktionellen Projekten verwendet und nicht geändert werden können), sind Ihrer Kreativität keine Grenzen gesetzt.

Erfahren Sie mehr über lizenzfreie Bilder oder sehen Sie sich die häufig gestellten Fragen zu Fotos an.

Путеводитель по Коломне

Добро пожаловать в Коломну — один из красивейших городов Подмосковья! Город на Оке с почти 900-летней историей насчитывает 420 исторических и архитектурных достопримечательностей. Самая значимая достопримечательность – Коломенский кремль.

Коломна очень зеленый город: много парков и скверов.

Коломна впервые упоминается в 1177 году в Лаврентьевской летописи как пограничная застава Рязанского княжества и торгово-ремесленный центр. Но по последним раскопкам основание города датируется 1140-1160 годами. На рубеже XIV и XV веков Коломна была самым богатым после Москвы городом Великого княжества Московского. В 1781 году Коломна стала уездным городом Московской губернии. В 1862 г. город был соединен железной дорогой с Москвой, что послужило толчком к развитию промышленности Коломны: в 1863 г. был основан Коломенский паровозо-машинный завод. В советский период в результате социалистических преобразований Коломна превратилась в крупный промышленный, научный и культурный центр.

В годы Великой Отечественной войны Коломна была центром формирования артиллерийских частей. Коломенские поезда, построенные на Коломенском паровозостроительном заводе, воевали на полях Подмосковья. В 1961 в городе началось строительство больших многоэтажных жилых домов. 4 июля 1977 года Коломна награждена орденом Октябрьской Революции за большие заслуги трудящихся города в хозяйственном и культурном строительстве и в связи с 800-летием со дня его основания.

В Коломне 420 памятников федерального и регионального значения. На слободе находятся Иоанно-Предтеченская церковь (нач. XVI в.), Успенская церковь (1522 г.), Богоявленская церковь (1680 г.), Вознесенская церковь (179 г.).9), церковь Архангела Михаила (1833 г.), Брусенский (конец XVII в.) и Спасский (XIV в.) монастыри в городских районах. Следует отметить такие гражданские постройки, как Пожарная часть со смотровой башней (XVIII век), Дом купцов Шевлягина и Мещанинова, Торговые ряды (первая половина XIX века). Недалеко от Коломны находятся Староголутвинский и Бобреневский монастыри, основанные в XIV веке.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *