Географический диктант — 2019 | Ухтинский государственный технический университет
27 октября 2019 года в 12:00 во всех регионах страны стартует онлайн Всероссийский географический диктант. Организатором является Русское географическое общество.
Ежегодная международная просветительская акция уже стала традиционной для тех, кто не равнодушен к географическим открытиям, исследованиям и путешествиям. Проводится она по инициативе председателя попечительского совета общества, Президента Российской Федерации В. В. Путина с 2015 года. Основная цель акции – популяризация географических знаний среди населения планеты.
Участниками диктанта могут стать жители России и зарубежных стран, владеющие русским и/или английским языком, независимо от возраста, образования, социальной принадлежности, вероисповедания и гражданства. Участие в диктанте является добровольным и бесплатным.
Диктант составляется в четырёх вариантах:
- Вариант для проведения на территории Российской Федерации и на территории зарубежных стран на русском и английском языках;
- Вариант для инвалидов по зрению на русском и английском языках;
- Один вариант для проведения Диктанта онлайн на русском и английском языках;*
- Один демонстрационный вариант на русском и английском языках.
В этом году в каждом варианте диктанта предполагается 40 вопросов закрытого типа на русском и английском языках, из которых первые 10 – так называемый «географический ликбез», остальные же потребуют от участников применения логики и аналитического мышления.
Написать диктант и проверить свои знания можно будет на площадке Ухтинского государственного технического университета по адресу: ул. Первомайская, 13, главный вход, большая физическая аудитория. |
Распорядок работы площадки 27 октября: 11:00 – начало работы площадки; |
Проход на территорию университета будет осуществляться по предъявлению паспорта или иного документа, удостоверяющего личность.
Подробную информацию об акции можно найти на сайте Русского географического общества: http://dictant.rgo.ru
Дополнительную информацию о работе данной площадки можно получить у организатора по взаимодействию с участниками Мальцевой Марии Юрьевны.
Контактный телефон: 8 (82147) 738-626
Электронный адрес: [email protected]
Индивидуальные результаты написания Диктанта будут опубликованы 29 ноября 2019 года.
* В день проведения Диктанта для лиц, не имеющих возможность лично присутствовать на площадках, предусматривается возможность написания Диктанта онлайн. Доступ к написанию Диктанта онлайн на Сайте Диктанта открывается в день проведения Диктанта в 14:00 по московскому времени. Результаты написания Диктанта онлайн предоставляются участнику сразу после его окончания.
Положение о ежегодной международной просветительской акции «Географический диктант»
Вызов газовикам. В Ставрополе написали «Географический диктант–2019» | ОБЩЕСТВО:Образование | ОБЩЕСТВО
Примерное время чтения: 2 минуты
262
Еженедельник «Аргументы и Факты» № 44. АиФ-СК 30/10/2019 Андрей Тыльчак / ООО «Газпром трансгаз Ставрополь»27 октября в ООО «Газпром трансгаз Ставрополь» прошла международная просветительская акция «Географический диктант–2019». Её в пятый раз в России и разных странах мира организует Русское географическое общество.
Площадка в газотранспортной компании стала одной из самых многочисленных в Ставропольском крае. На вопросы Географического диктанта ответили 140 работников и членов их семей из администрации и шести филиалов предприятия. Вместе с газовиками в акции принял участие председатель Ставропольского отделения РГО доктор географических наук Андрей Лиховид.
«Каждый год по всей стране открываются новые площадки этой масштабной просветительской акции, и очень приятно, что в этом году к Географическому диктанту присоединились сотрудники дочерних обществ «Газпрома». Надеемся, что благодаря этой акции люди будут лучше понимать Россию. Знание географии своей страны делает человека её гражданином и патриотом», – отметил он.
«Географический диктант–2019» в компании «Газпром трансгаз Ставрополь»
Андрей Тыльчак
Андрей Тыльчак
Андрей Тыльчак
Андрей Тыльчак
Андрей Тыльчак
Андрей Тыльчак
Андрей Тыльчак
Андрей Тыльчак
Андрей Тыльчак
Андрей Тыльчак
Андрей Тыльчак
Андрей Тыльчак
Андрей Тыльчак
Андрей Тыльчак
Андрей Тыльчак
Андрей Тыльчак
Андрей Тыльчак
Андрей Тыльчак
Андрей Тыльчак
Андрей Тыльчак
Андрей Тыльчак
Андрей Тыльчак
Андрей Тыльчак
Андрей Тыльчак
Старт диктанту на Международной космической станции дали космонавты Александр Скворцов и уроженец Невинномысска Олег Скрипочка. Вопросы Географического диктанта читали режиссёр Никита Михалков, телеведущая Мария Ситтель и музыкант Сергей Шнуров. За 45 минут газовики выполнили 40 заданий по физической и экономической географии России.
«Я впервые писал Географический диктант. Это был вызов самому себе», – говорит ведущий инженер производственного отдела связи ООО «Газпром трансгаз Ставрополь» Виталий Шляпцев.
Все задания участники выполняли анонимно. В завершение акции каждому из них Андрей Лиховид торжественно вручил именные сертификаты. Результаты диктанта опубликуют 29 ноября на сайте РГО.
Николай Чернов
На правах рекламы
Газпром трансгаз СтавропольВсероссийский географический диктант
Следующий материал
Также вам может быть интересно
- Голос энергетиков. «Газпром трансгаз Ставрополь» победил в «МедиаТЭК-2019»
- Подвиг первопроходцев. В музее воссоздали быт газовиков середины XX века
- Движение вперёд. Акционерам ПАО «Газпром» рассказали об итогах года
- Сколько денег задолжало население Северного Кавказа «Газпрому»?
Новости smi2.ru
Объявлений | Президентская библиотека
Объявления
30 октября 2022 года Президентская библиотека, подведомственная Администрации Президента Российской Федерации, впервые выступит одной из площадок ежегодной международной образовательной акции «Географический диктант». Организатор мероприятия – Общероссийская общественная организация «Русское географическое общество». Платформа Президентской библиотеки будет доступна в дистанционном формате.
25 октября 2022 года в 11:00 по московскому времени в Президентской библиотеке состоится видеолекция, посвященная историку Александру Преснякову (1870–1929) в рамках проекта «Знание о России». Лекция станет пятой в цикле «Выдающиеся историки XIX–XX веков», который проводится Президентской библиотекой совместно с Санкт-Петербургским институтом истории РАН.
Фильмы и видеолекции, подготовленные Президентской библиотекой, а также ведущими киностудиями страны, теперь круглосуточно транслируются на портале Президентской библиотеки. Таким образом, их будет удобно смотреть пользователям из любого региона России — от Калининграда до Дальнего Востока, а также из других стран.
20 октября 2022 года в 11:00 по московскому времени в Президентской библиотеке состоится видеолекция «Через каждое сердце, через каждую сеть…», посвященная 130-летию со дня рождения Марины Цветаевой в рамках проекта «Знание России». .
18 октября 2022 года в 15:00 в Президентской библиотеке состоится показ фильмов – лауреатов Международного кинофестиваля «Литература и кино», который прошел в Гатчине в сентябре этого года. Мероприятие организовано совместно с Санкт-Петербургским открытым показом творческих работ «Показ».
Фильмы и видеолекции, подготовленные Президентской библиотекой, а также ведущими киностудиями страны, теперь круглосуточно транслируются на портале Президентской библиотеки. Таким образом, их будет удобно смотреть пользователям из любого региона России — от Калининграда до Дальнего Востока, а также из других стран.
12–14 октября 2022 г. в Президентской библиотеке (Санкт-Петербург, Сенатская площадь, д. 3) состоится Международный технологический форум «Российская неделя стандартов», приуроченный к Всемирному дню стандартов.
Фильмы и видеолекции, подготовленные Президентской библиотекой, а также ведущими киностудиями страны, теперь круглосуточно транслируются на портале Президентской библиотеки. Это значит, что о них удобно узнать пользователям из любого региона России — от Калининграда до Дальнего Востока, а также из любой страны.
5 октября 2022 года в 14:00 по московскому времени в Президентской библиотеке состоится круглый стол «Социально-экономическое развитие России в XVIII веке: К 350-летию со дня рождения Петра I». Мероприятие пройдет в рамках XIII научно-практической конференции «Культурное наследие: интеграция ресурсов в цифровое пространство».
5 октября 2022 года в 14:00 по московскому времени в Президентской библиотеке состоится круглый стол «Сохранение материального и нематериального культурного наследия в цифровой среде». Мероприятие пройдет в рамках XIII научно-практической конференции «Культурное наследие: интеграция ресурсов в цифровое пространство».
страницы
Риски нового русского национализма
Распад Советского Союза привел к идеологическому кризису и кризису идентичности в России. До распада СССР был многонациональным, многокультурным государством, идеологическая миссия которого заключалась в том, чтобы быть авангардом всемирной коммунистической революции. После этого россияне пытались выяснить, кто они такие, какую идеологию им следует принять и какое место они занимают в мире. Первоначальные попытки либерализации, казалось, потерпели блестящую неудачу, а попытки самоопределения породили новую форму национализма, не обязательно совместимую с западными идеалами. В этой статье рассматриваются непосредственные угрозы, а также потенциальные будущие риски, связанные с определением россиянами себя и своего места в мире.
ПредысторияЗа последние тридцать лет россияне пережили кризис идентичности. В 1982 году Россия была центром Союза Советских Социалистических Республик; многонациональное, мультикультурное государство, которое рассматривало каждого человека в каждой стране как потенциального союзника во всемирной борьбе за коммунизм. Этот мультикультурализм не был чем-то новым для россиян. Даже во время правления царей Россия была мультикультурной империей.[1] К 1992 году Советского Союза не стало. Россия пыталась сохранить свое центральное положение через Содружество Независимых Государств, но страна была лишь тенью того, что существовало раньше. Структура убеждений в России также потерпела неудачу. Маркс и Ленин ошибались. Никакой социалистической утопии не ждали прямо на горизонте.
Борис Ельцин в 1991 году, наблюдая за переворотом. (Рейтер)
Итак, разорвав свои убеждения и национальное самосознание, россияне стремглав бросились в объятия свободного рыночного капитализма и либеральной демократии. Это не имело оглушительного успеха, и к 1998 году российская экономика рухнула.[2] Судя по всему, рыночный либерализм тоже не был тем решением, которое искали русские. То, что появилось после этого, было более управляемой формой демократии и капитализма. Новая система, возникшая в середине 2000-х годов, получила название «Суверенная демократия». Суверенная демократия была больше, чем просто способом управления государством; это был образ жизни. Как описал в 2006 году Александр Сокуров, человек, который придумал термин, суверенная демократия:0005
…форма политической жизни общества, при которой органы власти, их органы и действия избираются, формируются и направляются исключительно русским народом во всем его многообразии и полноте с тем, чтобы все граждане, социальные группы и люди, входящие в это достижение материального благополучия, свободы и справедливости.[3]
Другими словами, русская нация будет делать то, что лучше для отдельных людей: отдельные люди не будут диктовать нации. Либерализм, если он не умер сейчас, скоро умрет. Начинал формироваться новый коллективистский национализм, но это был еще просто способ контроля над людьми. Это не была законченная политическая идеология, подобная либеральной демократии, фашизму или коммунизму.
Итак, если бы возникла новая «русская нация во всем многообразии и полноте», из чего бы она состояла? В первые годы существования Российской Федерации существовал гражданский национализм, построенный на том, чтобы быть гражданином нового государства.[4] На рубеже тысячелетий все начало меняться. Этнический национализм начал завоевывать доверие; русские искали идентичность, и идея русского этнорелигиозного национализма начала набирать силу. Путин счел необходимым обратиться к движению в одной из серии газетных статей, опубликованных перед выборами 2012 года[5]. В статье Путина 2012 года отвергается этнонационализм; Однако два года спустя он использовал эту концепцию для оправдания аннексии Крыма и, хотя и скромно, расширил этот термин, чтобы обозначить любого, кто идентифицировал себя как русский. Из слов Путина стало ясно, о ком он говорит:
Миллионы людей ложились спать в одной стране, а просыпались в разных, в одночасье становясь национальными меньшинствами в бывших союзных республиках, а русский народ стал одним из крупнейших, если не самым большим этносом в мире, разделенным на границы. [7]
С 2014 года Путин чаще использует термин русский (этнический русский) по сравнению с термином российский (гражданин России) [8]. Тем не менее, Путин не выглядит искренним сторонником этнонационализма; он просто использует его привлекательность в своих целях. Похоже, он научился ее силе у русского народа, а также у других людей за границей, и один из способов, которым он, возможно, намеревается использовать эту власть, состоит в том, чтобы получить новые территории, через соотечественников России.
Непосредственная угроза: идентичность и соотечественникиСоотечественники — это термин, используемый в России для обозначения граждан бывшего Советского Союза, имевших исторические связи с Россией, какими их считало правительство в то время, а теперь живущих за пределами России. Россия Федерация. Крах и распад Советского Союза оставил островки людей, имевших некоторую близость к русской культуре и языку, живущих в таких странах, как Украина, Грузия или страны Балтии, которые теперь не были русскими. В результате в результате распада почти 25 миллионов русских остались жить на территориях, которые теперь не являются российскими государствами.[9]] Москва чувствовала тесную культурную и языковую связь с этими людьми, многие из которых претендовали на российское гражданство.
Флаг с логотипом фонда «Русский мир» (Современная дипломатия)
Изменения в политике Российской Федерации в отношении соотечественников отражают изменения в ее политической философии. Политика соотечественников прошла те же три фазы: мультикультурную фазу в 1990-х, переходную фазу в начале 2000-х и монокультурную консолидацию в последнее десятилетие. Первый этап начался практически сразу с новой Конституцией Российской Федерации в 1919 г.93. Конституция прямо предусматривала защиту соотечественников[10]. Большая часть дискуссий при разработке новой политики вращалась вокруг того, кого защитит новая политика соотечественников. Первоначально считалось, что политика соотечественников должна распространяться на всех бывших граждан бывшего Советского Союза, но после Оранжевой революции 2004 года все изменилось. Идея защиты каждого бывшего советского гражданина потеряла актуальность и была заменена самоидентифицируемой связью с Россией. К 2007 году Русский мир Фонд «Русский мир» создан для работы с соотечественниками за рубежом[12]. Со временем представление о Русском мире трансформировалось от идеи соотечественников, живущих за границей, к способу видения России в мире:
На первый план вышли имплицитный геополитический смысл, цивилизационная риторика и антизападничество концепции «русского мира». когда недавно Россия была переосмыслена как «государство-цивилизация». Эта риторика формирует представление о «русском мире» как об особой цивилизации, расположенной на особой территории, управляемой одним политическим субъектом и борющейся с другими цивилизациями за ресурсы и влияние. Его смысл стал ассоциироваться с идеей «воспоминания о русских землях», что далеко, а может быть, и противоположно его первоначальному смыслу как сетевого сообщества детерриториализированных русскоязычных[13].
Русские обрели новое представление о себе, о том, кто они и какое место они занимают в мире. Но это было чувство, которое было разделенным и неполным.
С точки зрения обороны, идея Русский Мир может быть самым непосредственным источником беспокойства. Его можно использовать как оправдание экстерриториальной деятельности России в ближнем зарубежье. Примером может служить Крым, поскольку он предлагает взглянуть на то, что Россия могла бы сделать, чтобы вернуть русские земли, где есть стратегическое обоснование и достаточное количество соотечественников для обеспечения успеха. Несмотря на всю шумиху, маловероятно, что Крым будет возвращен Украине, пока там по-прежнему проживает большинство русского населения. Устав ООН охватывает идеалы народного суверенитета, который предлагает России метод консолидации достижений, когда достаточное количество населения считает себя скорее русскими, чем украинцами, литовцами, латышами, молдаванами или эстонцами. Как только границы в Донбассе стабилизируются, он, вероятно, пойдет по пути Крыма. Он также предлагает окно в места, где Россия может попытаться вспомнить другие земли.
Фото УНИАН
Однако, даже при большом податливом населении и стратегическом обосновании, Россия не сможет успешно использовать своих соотечественников. Это связано с тем, что соотечественники могут не воодушевленно отреагировать на воссоединение с Родиной. Возьмем пример Нарвы, города в Эстонии, расположенного очень близко к границе с Россией и в котором преобладает русское население.[14] Он представляет собой, пожалуй, самый дальний северо-восточный город в альянсе НАТО. Если бы Россия хотела создать инцидент, который стал бы проверкой приверженности НАТО странам Балтии и, возможно, вбил бы клин между США и НАТО, Нарва могла бы стать для этого идеальным местом. Есть всего лишь одна проблема. Подобно тому, как Россия в течение последних тридцати лет формировала свою новую национальную идентичность, русские Нарвы начали ощущать более тесную связь с Эстонией, чем с Россией:
Из-за длительного проживания в Эстонии и меньшего количества практических и регулярных связей с Россией у эстонско-русских развивается сильная территориальная идентификация с Эстонией. Идентификация с массой соотечественников неоднозначна из-за низкого резонанса российской политики в отношении соотечественников среди эстонских русских. Этот разрыв наиболее заметен для молодых поколений эстонско-русских, которые чаще всего дистанцируются от России, особенно политически и экономически[15].
Возможно, у России есть срок действия по использованию соотечественников в рамках своих экстерриториальных амбиций.
Будущая угроза: идентичность и идеологияПо мере того, как одна угроза проходит, может появиться другая. Это потенциал для слияния новой российской идентичности с новой российской идеологией. В то же время россияне потеряли свою идентичность как авангарда рабочей революции, они потеряли свою идеологию. Коммунизм потерпел неудачу. Россия так остро ощутила на себе жало краха коммунизма, что включила в свою новую конституцию положение об отсутствии единой идеологии[16]. Но с годами, по мере формирования суверенной демократии и новой российской идентичности, стали обсуждаться некоторые новые идеи о том, куда Россия должна двигаться идеологически. Наибольшую угрозу может представлять обновленная фашистская идеология, которая, похоже, набирает силу в России.
Недавняя история России может способствовать подъему фашизма. Существуют исторические параллели между Германией до успеха фашизма и недавним опытом России. Как и Россия, Германия имеет долгую историю, но стала единым государством только в 1871 году. Она все еще создавала свою национальную идентичность, когда 50 лет спустя пришел фашизм. Германия потерпела поражение и предприняла короткую, но неудачную попытку установить либеральную демократию. В Германии произошел экономический коллапс, который ускорил окончание демократического эксперимента и заставил немцев искать сильного лидера. Аналогичный набор обстоятельств может быть описан для Италии, которая также воссоединилась только в 1871 году и увидела подъем фашизма на десятилетие раньше Германии. Если есть набор предвестников событий, благоприятствующих возникновению фашизма, то, похоже, Россия пережила многие из них.
Сначала это кажется откровенным абсурдом. Великая Отечественная война, или Вторая мировая война для всех нас, всегда изображалась как победа России над фашистской нацистской Германией. Чтобы обойти этот сложный вопрос, популярный российский политический философ создал нарратив, в котором фашистская идеология переименовывается в нечто новое и потенциально очень русское. В Четвертая политическая теория Александр Дугин утверждает, что три великие политические философии — либерализм, фашизм и коммунизм — потерпели неудачу. Теперь Россия должна создать новую идеологию.[17] Но то, что защищает Дугин, является формой неофашистского евразийства.[18] Евразийцы считали различные исторические, географические, языковые и другие объединяющие характеристики территории царской и советской империй достаточно уникальными, чтобы заявлять о существовании отдельной евразийской цивилизации, отличной от того, что они называли романо-германской культурой Центральной и Западной Европы. . Дугинская версия евразийства радикально антизападна. Это очень соответствует концепции Русский Мир . К счастью, идеи Дугина в настоящее время считаются экстремальными, и, несмотря на то, что он набирает популярность, он все еще остается маргинальной личностью.[19] Тем не менее, его идеи предлагают взгляд на потенциальное будущее, в котором Россия создаст собственную новую идеологию, основанную на глубоко антизападной форме неофашистской евразийской идентичности.[20]
В ближайшее время маловероятно, что идеи, подобные дугинским, закрепятся в мейнстриме российской политики, по крайней мере, пока Путин все еще у власти. Пока в России меньше идеологии, чем культа личности. Путин как лидер нации значит для россиян больше, чем институт президентства или конституция.[21] Но Путин не может оставаться у власти вечно. По мере того, как его популярность падает, он может попытаться заручиться поддержкой любого сектора, который, по его мнению, он может контролировать. Его изменение языка с российский на русский можно рассматривать как признак того, что этнический национализм может набирать силу в России, и он готов присоединиться к нему там, где ему это удобно.
Ясно одно: Путин не останется у власти навсегда. В течение следующих двух десятилетий он, вероятно, потеряет контроль и будет заменен. Благодаря консолидации власти он подготовил почву для прихода к власти другого сильного центрального лидера. Вполне вероятно, что Россия продолжит развивать свою идентичность и собственную политическую идеологию. Кто придет после Путина и какую идеологию они исповедуют, может представлять значительный риск для западных стран.
Президент России Владимир Путин в 2015 году. (Саша Мордовец/Getty Images)
ЗаключениеРусский народ по-прежнему достаточно податлив, когда речь идет об его идентичности и политической идеологии. То, как они видят себя по отношению к другим европейским и западным странам, может оказать глубокое влияние на их ближнее зарубежье в ближайшем будущем, а также на мир с течением времени. Возможность для экстерриториального авантюризма на основе застрявших соотечественников может быть упущена, но новая угроза все еще может поджидать нас в ближайшем будущем. Та идеология, которой придерживается Россия, может представлять более широкую угрозу за пределами их ближнего зарубежья. Нынешний вектор, похоже, направлен в сторону капиталистической системы, централизованно управляемой сильным индивидуальным лидером, имеющей утилитарно-социалистический или корпоративный уклон и сформированной вокруг вновь обретенной этнической идентичности. Они аналогичны основным строительным блокам фашизма.[22] Но события могут заставить его изменить направление в сторону либерализма или, что еще более маловероятно, вернуться к коммунизму. Еще слишком рано говорить. Но то, как Россия развивает свою идентичность и идеологию, вероятно, будет представлять потенциальную угрозу как в настоящее время, так и в ближайшие несколько десятилетий.
Stanley Wiechnik — ранее зачисленный в армию офицер резерва армии США, служит в Управлении главного армейского резерва и пишет о политической легитимности и демократизации. Взгляды, выраженные в этой статье, принадлежат автору и не отражают точку зрения армии США, Министерства обороны или правительства США.
Есть ответ или идея для собственной статьи? Следуйте за логотипом ниже, и вы тоже можете внести свой вклад в The Bridge:
Вам понравилось то, что вы только что прочитали? Пожалуйста, помогите распространить информацию среди новых читателей, поделившись ею в социальных сетях.
Изображение заголовка: Русский национализм (ААМ)
Примечания:
[1] Kolstø, Pål. «Этнизация русского национализма», Новый русский национализм: империализм, этническая принадлежность и авторитаризм, 2000–2015 гг., , изд. Колсто Пол и Блаккисруд Хельге (Эдинбург: Эдинбургский университет, 2016 г.) 18–45.
[2] Эллман, Майкл и Шарренборг, Роберт. «Российский экономический кризис». Экономический и политический еженедельник 33, вып. 52 (26 декабря 1998 г. — 1 января 1999 г.): 3317
[3] Саква, Ричард. «Суверенитет и демократия: конструкции и противоречия в России и за ее пределами». Регион 1, вып. 1 (2012): 3. с. 21.
[4] Кольсто, «Этнизация русского национализма»
[5] Кольсто, «Этнизация русского национализма»
[6] Путин, Владимир. «Послание Президента Российской Федерации», 18 марта 2014 г., http://en.kremlin.ru/events/president/news/20603
[7] Владимир Путин, «Послание Президента Российской Федерации».
[8] Закем Вера; Сондерс, Пол; Антун, Даниэль. «Мобилизация соотечественников: стратегия, тактика и влияние России на постсоветском пространстве». Периодическая газета CNA , Департамент военно-морского флота. Ноябрь 2015 г. https://www.cna.org/cna_files/pdf/DOP-2015-U-011689-1Rev.pdf
[9] Хелениак, Тимоти. «Миграция русской диаспоры после распада Советского Союза». Журнал международных отношений 57, вып. 2 (2004): 99. http://www.jstor.org/stable/24357868.
[10] Суслов Михаил. «Русский мир»: политика России в отношении своей диаспоры. Russie.Nei.Visions , № 103, Ифри, июль 2017 г. https://www.ifri.org/sites/default/files/atoms/files/suslov_russian_world_2017.pdf
[11] Каллас, Кристина. «Притязания на диаспору: политика России в отношении соотечественников и ее восприятие эстонско-русским населением». Журнал по этнополитике и проблемам меньшинств в Европе 15, вып. 3, (2016): 1
[12] Суслов, «Русский мир»
[13] Суслов, «Русский мир», 24
[14] Каллас, Кристина. «Притязания на диаспору: политика России в отношении соотечественников и ее восприятие эстонско-русским населением». Журнал по этнополитике и проблемам меньшинств в Европе 15, вып. 3, (2016): 1
[15] Каллас, «Претензия на диаспору», с. 17.
[16] Крылова, Нинель С. «Новая Конституция России: основные принципы и особенности» Akron Law Review 27, вып. 3,4. (1994): 397.
[17] Дугин, Александр. «Четвертая политическая теория». Перевод Марка Слебоды; Майкл Миллерман. (Будапешт: Арктос Медиа, 2012).
[18] Алан Ингрэм. «Александр Дугин: геополитика и неофашизм в постсоветской России».