Вся правда о цыганах: Правда и вымыслы о цыганах • Arzamas

Мифы и правда о цыганах

Продолжим серию постов про разнообразные мифы и заблужнения. На этот раз выясним некоторые интересные и устойчивые заблуждения про цыган и их культуру.

Цыгане всю жизнь были окружены домыслами, байками и мифами, которые передаются из поколения в поколение. И все эти мифы прочно укоренились в головах не только у обывателей, но и у писателей и журналистов.

Давайте попробуем разобраться, что в утверждениях о цыганах правда, а что — не совсем.

Цыгане — кочевой народ

Нельзя представлять себе кочевание цыган как бесцельные скитания или романтическую тягу к перемене мест. В течение столетий основой жизни большинства из них были ремесла, цыгане были умелыми торговцами, искусными кузнецами, ювелирами и коневодами. Поэтому в основе этого явления лежали экономические причины: таборным ремесленникам требовались рынки сбыта своей продукции, артистам нужна была новая публика для выступлений, гадалки нуждались в смене клиентуры. В каждом случае ареал перемещений был определенным и сравнительно небольшим — примерно 300–500 км². И даже попав в неблагоприятные условия, цыгане не торопились уходить с территорий, на которых они подвергались гонениям. Именно так появились этнические группы синти в Германии, кале — в Испании и трэвелерс — в Англии. Они сумели выжить, находясь в эпицентре законодательно организованного насилия.

В СССР еще в октябре 1956 года вышел указ президиума Верховного совета «О приобщении к труду цыган, занимающихся бродяжничеством», приравнивающий кочевых цыган к тунеядцам и запрещающий кочевой образ жизни. С тех пор прошло 60 лет, и сегодня у каждого цыгана России есть собственный дом (редкие исключения маргинального характера только подтверждают правило).

У цыган есть барон

Это понятие возникло на территории России и связано с выходом оперетты Иоганна Штрауса «Цыганский барон» в 1885 году. В цыганском языке есть слово «баро», что значит большой, в сочетании «баро мануш» или «рай баро» — большой человек, важная персона. Благодаря созвучию слова «баро» и существующего в европейских языках слова «барон», именно последнее понятие вошло в употребление при разговоре о цыганах. Вожака в общине или большого человека у большинства этнических групп цыган нет, за исключением кэлдэраров. В любом случае баро — это те люди, которые более образованны, чем остальные, или просто лучше живут, поэтому к ним могут обратиться за советом и именно они ведут диалог с властями.

Цыгане умеют гипнотизировать и гадать

Цыгане чудесно умеют сбивать с толку и отвлекать внимание, но никак не гипнотизировать. Цыганам надо было зарабатывать деньги, а так как вся Европа смотрела на них как на странный и таинственный народ со сверхъестественными способностями, то наиболее предприимчивые просто начали использовать этот стереотип. Цыгане прекрасно знают, что у человека есть пять органов чувств и их надо «загрузить» все вместе в одно и то же время, чтобы дезориентировать жертву: зрение —яркой одеждой, слух —быстрой речью, обоняние — специфическим запахом, осязание — просто погладив жертву. И в голове у цыгана еще миллион необходимых навыков в области психологии человека, которым его обучают с детства. Все просто, никакой магии.

Цыгане — единый народ

Выражение «Цыган — он и в Африке цыган» никогда не было понятно самим цыганам, потому что они делятся на совершенно разные этнические группы, у которых свои языки, обычаи, религии, профессии, фольклор. Даже сами цыгане на этот счет сочинили немало поговорок: «Кажнонэстэ народостэ екх чиб, ромэндэ бут чиба» («У каждого народа один язык, у цыган много языков»), «Китик рома, дакитик обычаё: кон невестэнца торгинэла, кон бесплатнэс лэн чорла, кон приданыёса отдэла» («Сколько цыган, столько обычаев: кто невестами торгует, кто бесплатно их ворует, кто с приданым отдает») — об этом пишет известный цыгановед Николай Бессонов.

Мужчины-цыгане носят серьги

В интернете можно прочитать, что серьга в ухе у цыгана означает, что он единственный сын. Еще одно утверждение — якобы старики носили большие серьги, которые назывались «цыганской подковой», чтобы счастье сопутствовало. Но в России образ цыгана с серьгой в ухе укоренился благодаря «Неуловимым мстителям» и Яшке-цыгану. В действительности у цыган серьга — исключительно часть женского образа. Цыгановед Кирилл Кожанов в одной из своих статей писал даже, что, когда он встречается с цыганами-котлярами (именно они проживают на территории РФ), с которыми он довольно дружен, те всегда просят снять его серьгу.

Цыгане не работают и не учатся

Прослойка деклассированных граждан есть в любом народе, в том числе и у цыган. Таковые действительно имеют только начальное образование и заняты торговлей или сбытом товаров, полученных незаконным путем. Но существует множество представителей этой национальности, ассимилированных на той земле, на которой живут: они чтят свою культуру, служат государству, занимаются наукой и т. д. Каждый год в Праге проходит конгресс цыган, на который съезжаются лучшие представители цыганских народностей. Певец и музыкант Элвис Пресли, Николай Сличенко (актер, а теперь и руководитель Московского музыкально-драматического цыганского театра «Ромэн»), Златан Ибрагимович (футболист), Иван Ром-Лебедев (советский актер), Дуфуня Вишневский (кинорежиссер), Тони Гатлиф (кинорежиссер, обладатель приза Каннского кинофестиваля), Алексей и Михаил Ильинские (писатели), Александр Бердников (музыкант, участник группы «Корни») — список цыган, внесших вклад в науку и культуру на этом не заканчивается, и будем надеяться, что он будет только расти.

Цыгане никогда не служили в армии

Правильнее было бы сказать — никогда не затевали войн. А вот за оружие браться им приходилось, и не раз. На протяжении истории цыгане различных государств были втянуты в вооруженные конфликты: вели войны за Османскую империю и против нее, сражались в армии французского короля Генриха IV, служили в португальских войсках, русские цыгане встали на охрану Отечества в 1812-м и в 1941-м и т. д. Они служили в пехоте, авиации и танковых войсках; очень многие были награждены медалями и орденами.

Цыганки — вольнолюбивые

Распространению мифа о вольных цыганах в немалой степени способствовал поэт Александр Пушкин, создавший в романтической поэме «Цыганы» образ страстной цыганки Земфиры. Увы, красивая история далека от действительности. Земфира была крепостной. К тому же все ее поведение противоречит традиционному укладу цыганской семьи, где соблюдаются строгие нравственные правила. Девушка до замужества должна хранить чистоту — иначе ей грозит всеобщее осуждение. Замуж она может выйти только за представителя своей национальности (причем жениха ей выбирают родители). А после свадьбы цыганка должна быть во всем покорна мужу. Так что в реальной жизни вряд ли был возможен роман Земфиры с чужаком Алеко на виду у всего табора.

Между тем с легкой руки Пушкина миф о характере цыганки пошел гулять по всей мировой литературе. Очарование пушкинского образа подействовало и на Проспера Мериме, создавшего легендарный образ Кармен. Эта героиня тоже имеет мало общего с истинной цыганкой, но уже больше 100 лет ее образ волнует души людей, вдохновляет на творчество поэтов и композиторов.


А.Козакевич. «Украденное дитя». Х., м. 1880-е годы.

Украденные дети

«Лежи тихо — а то тебя цыганка украдёт!» Этой фразой матери пугали детей не только у нас в России, но и по всей Европе. Стереотип настолько закрепился, что мало кто в нём сомневается. А знаете ли вы, что цыганский народ стал жертвой навета?

Увы, не только фольклорная традиция, но и искусство поработало для создания неприглядного имиджа. С постоянством, достойным лучшего применения, поэты и писатели прибегали к такому эффектному сюжетному ходу, как похищение малыша проходящим мимо табором (с тем, естественно, чтобы в финале нашлись истинные родители). Сейчас мало кто помнит трагикомедию Александра Харди «Прекрасная египтянка», или «Цыганку» Эжена Скриба. Тем более забыта новелла XVII века «Невинная египтянка» Жана-Пьера Камю. Но пьеса «Проделки Скапена», созданная великим французским драматургом Мольером известна уже больше.1

Вспомним также «Цыганочку» Сервантеса. Героиня этой новеллы, Пресьоса была ребёнком похищена из знатной семьи. Все эти произведения некогда сыграли свою роль в насаждении цыганофобии. Есть однако сюжеты, действующие на подсознание ныне живущего поколения. Кто не помнит, что Эсмеральда в романе Гюго — украденная дочь французской горожанки? И кому не знакома развязка «Женитьбы Фигаро»? Каждый, кто смотрел эту блестящую комедию, знает, что Фигаро стал в младенчестве жертвой коварных цыган, и только особый знак на теле, нанесённый предусмотрительными родителями помог выяснить истину.

Вообще разного рода родинки, ладанки на шее, и прочие атрибуты, необходимые для узнавания через много лет — настолько стандартный литературный приём, что порой становится просто скучно. Итак, тема краденых детей разрабатывалась в рассказах, статьях бульварной прессы, комиксах и детских пьесах.2 А потом подключилось кино. Есения из нашумевшего мексиканского фильма — снова не цыганка по крови, и её появление в иноплеменной среде окутано туманом незаконной сделки.

Так стоит ли удивляться, что миф и по сию пору существует в общественном сознании? Мало кто желает слушать, что в реальной жизни кражи детей зловредными цыганами встречается так же «часто», как таборное людоедство.

Очень показательный случай произошёл в 1802 году в Англии. Некая Мэри Келлен попросила помощи у полиции. Она сказала, что проезжавшие мимо Плимута цыгане силой утащили её с собой. «Похитители» были немедленно арестованы, началось следствие — и что же? Оказалось, что наглая девчонка сбежала из работного дома в Ротерхите и попросила убежища в таборе. (Поясню, что работные дома в Англии того времени были чем-то вроде каторжных тюрем, причём попасть туда можно было в любом возрасте.) Когда истина вскрылась, судьи были так возмущены вероломством беглянки, что цыган выпустили из-под стражи, и в их пользу был даже проведён денежный сбор..

Но ведь бывали в таборах светловолосые дети? Откуда?

Не будем забывать, что цыгане — такие же люди, как все остальные. И у них тоже бывают бездетные пары. Вряд ли стоит объяснять, какое это несчастье для семьи. В таких случаях люди обычно идут на усыновление…

Теперь поставьте себя на место кочевых цыган. Конечно же они предпочли бы взять на воспитание ребёнка родной крови. Но если даже маленький цыганёнок оставался сиротой, заботу о нём брали дальние родственники. Цыганский род обычно бывает очень разветвлённым, так что никому не нужный сирота встречался в национальной среде исключительно редко. Что же делать бездетной паре? Оставался один выход. Усыновить или удочерить ребёнка чужой национальности.

Что на практике и происходило. Причём без всяких похищений. Цыганки гадали во многих деревнях. Рано или поздно они находили малыша, который воспринимался как «лишний рот». После этого цыгане договаривались либо с родственниками, либо с крестьянской общиной. И очень часто даже оформляли усыновление документально. Чтобы потом никто не прицепился. Получается, что либо цыгане воспитывают сирот, либо их собственных детей принимают за краденых из за нехарактерной внешности.

Миф о пресловутой лени таборных мужчин

Про это почитать можно тут в статье Лилит Мазикиной «Роль мужчины в традиционном цыганском обществе»

[источники]источники
http://www.moya-planeta.ru/travel/view/mify_i_pravda_o_cyganah_25152/
http://gypsy-life.net/mif-main.htm</p>

Посмотрите, что делают цыгане в Париже. Вот еще Неизвестный геноцид цыган и Цыганские фокусы

Это копия статьи, находящейся по адресу https://masterokblog.ru/?p=39585.

Tags: Традиции

Telegram channel

Доктор наук Александр Черных развеял популярные мифы о цыганах — 16 сентября 2022

Этнограф Александр Черных посвятил много лет изучению жизни цыган

Поделиться

Цыганская жизнь окружена множеством легенд и суеверий, но мало кто из посторонних знает этот народ по-настоящему. Его представители редко допускают чужих в свою жизнь. Доктор исторических наук, член-корреспондент Российской академии наук Александр Черных — один из немногих, кто профессионально изучает цыган. Он заведует сектором этнологических исследований отдела истории, археологии и этнографии Пермского научного центра УрО РАН.

Александр Черных — автор монументального труда «Цыгане». На днях он выступал с лекцией перед студентами Уральского государственного юридического университета, а после прокомментировал для читателей E1.RU главные мифы о цыганах.

— Это стереотип. Во-первых, дома очень разные, и в каждом своя цыганская эстетика. На нее повлияли разные культурные феномены. Например, после просмотра фильма «Крестный отец» все русские цыгане стали ходить в лакированной обуви и черных костюмах. В интерьерах домов тоже появилось очень много роскоши: картины, гобелены, колонны и так далее.

Цыганский стиль часто описывают выражением «дорого-богато», но так живут лишь некоторые представители народа рома

Поделиться

У цыган также есть собственная мода, которую они перенимают друг от друга или из фильмов и сериалов о своей нации. Это говорит о динамичности их культуры. Но не стоит думать, что все они живут в золоте. Например, в Пермском крае есть цыганские поселки, в которых семьи живут в небольших домах.

Далеко не все дома цыган — роскошные особняки

Поделиться

Один из стержней культуры цыган-котляров — это «пэкэлимос», то есть осквернение. Нижняя часть тела у женщины детородного возраста по определению считается «поганой», поэтому всё, что прикоснулось к женской юбке, также считается «поганым».

Цыганские обычаи велят мужчинам держаться подальше от юбок

Поделиться

Поэтому нельзя увидеть цыганку верхом на коне. На второй этаж дома ей тоже нельзя подниматься, а если это произойдет, то всё, что внизу, будет осквернено. Но это же и защищает женщину. Если ее мужчина обидел, она может ударить его юбкой, и никто из табора с ним не будет общаться. Скверну можно снять, если провинившийся накроет стол для всего табора. Весь табор поганым быть не может, а значит, так с него снимается скверна.

По данным переписи 2010 года, в России жили 204 958 цыган. В реальности их значительно больше

Поделиться

Культура каждого народа этноцентрична. Естественно, цыгане в своей культуре тоже поставили себя в центр мироздания. Они самоопределялись через два ключевых компонента: отсутствие своей земли и разрешение того, что другие народы не делают.

Второе они объясняют так. Когда Христа распяли, в руки и ноги ему забили три гвоздя (по православной традиции), а четвертый гвоздь украл цыган. Это оказался именно тот гвоздь, который должны были забить в сердце Спасителю. Цыгане считают себя избранными, потому что их соплеменник облегчил смерть Иисусу, а значит, полагают они, их народу можно нарушать запреты, существующие для всех остальных.

Я много раз ездил с цыганами, в том числе из Екатеринбурга. У меня ничего не пропало, а вот поговорить с ними было очень интересно. И еще: цыгане точно не будут воровать ничего у своих соседей. Они стараются не конфликтовать там, где живут.

Конечно, воровство среди цыган есть, как и среди других народов. Котляры (одна из самых многочисленных этнических групп рома) — ремесленники, этот вид занятий не для них.

Барон не может принять ни одного решения. Самый главный орган, который принимает решения у всех групп цыган, — это цыганский суд. Там решаются все конфликтные ситуации. Они создали систему, чтобы к официальному законодательству и власти прибегать как можно реже. Вся внутренняя жизнь общины принимается системой цыганского суда. Причем на него приезжают не екатеринбургские цыгане: они вызывают пермяков, тюменцев, туляков, чтобы суд был независимый. А сейчас могут даже устраивать суды онлайн.

Глава молдавских цыган в Тюмени Гена Саулович Виноградов в кругу семьи

Поделиться

Задача у цыган — не наказать, как в нашем законодательстве. Цыганский суд призван урегулировать ситуацию, чтобы жизнь двигалась дальше. Какой смысл сажать мужика? Семья останется без кормильца. Надо сделать так, чтобы это больше не повторилось.

Александр Черных написал книгу о цыганах и посвятил этому народу множество научных статей

Поделиться

Кстати, по этой же причине так тяжело договариваться с цыганами насчет узаконивания их домов. Чиновники говорят с отдельными хозяевами зданий, а община решает всё по-другому, и семья будет слушать в первую очередь общину.

Цыганки специализируется на гаданиях. Сами цыгане в свои предсказания не верят, это услуга для применения на стороне, в том числе психологическая. Конечно, когда столетиями занимаешься определенной профессией, вырабатываются определенные навыки и приемы, которые передаются из поколения в поколение. Но это не профессиональный гипноз, и ему специально вряд ли учат. Как и в любой народной педагогике, ученика просто берут с собой, и он учится, наблюдая.

Цыганской женщине не разрешено садиться верхом на лошадь

Поделиться

Цыганка подходит к человеку и сразу видит, будет ли он «гадаться» или нет. Есть те, кто хорошо заманивает, и те, кто может правильно закончить гадание. Поэтому цыганки из котляров никогда по одной гадать не ходят. Им важно никогда не говорить плохое — только хорошее. Есть набор фраз, как стихотворение, они его читают «клиенту». Например, молодому мужчине обязательно говорят, что у него будет хорошая жена.

В культуре каждого народа молодых пугают кем-то, кто ворует детей. Естественно, цыгане никого и никогда не забирали, это тоже один из самых больших мифов.

Об этом говорят крайне неохотно, потому что сразу же всплывает вопрос о нарушении законодательства. По-разному бывает: и в 18 женятся, и в 20, если говорить о парнях (обитатели Цыганского поселка рассказывали о свадьбах в 12–13 лет. — Прим. ред.). Русские цыгане давно уже придерживаются правила женитьбы в зрелом возрасте. У котляров этот обычай тоже постепенно разрушается, но можно встретить цыганских девушек, которые в свои 14 лет грустят оттого, что до сих пор не замужем.

Он существовал у множества народностей, и у русских такое было. Но у нас это давно ушло, а у них — сохранилось.

«Приземлить» цыган в СССР сумел только Хрущев с его указом 1956 года о запрете бродяжничества. В результате к 70-м годам большая часть цыган осела, вместе с тем они сохраняют известную долю мобильности.

Если земледельческие народы общаются только с соседями и не знают, что происходит в деревне за 200 километров, то у цыган всё иначе. «Социальные сети» появились у них задолго до интернета. В каждом городе у цыган были и есть свои люди. Кстати, это здорово помогает им вести бизнес и в наше время.

В Екатеринбурге цыгане осели более 60 лет назад

Поделиться

Вот цыган приехал в Архангельск за подшипниками. Спросил на вокзале, где живут цыгане, — поехал в табор и там остановился на ночлег. Купил подшипники подешевле. Позвонил своему человеку в Челябинск, приехал туда, переночевал у него и продал там подороже. Все цыганские таборы связаны: знают новости, созваниваются, отдают замуж в другие города дочерей.

Эти сетевые связи помогают им сохранять мобильность внутри народности. Что-то случилось у цыгана в Екатеринбурге — он поехал в тульский табор. Там начали сносить цыганские дома — все родственники поехали в Пермь. Кстати, цыгане в России изначально менее мобильные, потому что зимой здесь холодно, и табор всегда вставал на зимовку в деревне, а летом путешествовал.

Портал E1.RU часто рассказывает про жизнь цыган в Екатеринбурге. В этом году община боролась за свои дома в поселке, отданном под застройку, барон даже добивался встречи с мэром города.

Посмотрите, как живет цыганский табор в пермской деревне, а еще почитайте о погребальных традициях ромского народа.

Правда о цыганах | Иммиграция и предоставление убежища

В понедельник газета Sun объявила о «победе» 52 876 читателей, поддержавших кампанию «У Британии достаточно», направленную на избавление нации от цыган-попрошаек. («Исследования в сфере труда, — утверждается в статье, — показывают, что попрошайничество беженцев — третья по важности проблема избирателей после здравоохранения и образования». ) Хотя яростность протестов была поразительной, особенно в условиях экономического подъема, неудивительно, что цыгане вызывают ненависть в прессе. Цыгане всегда вызывали ненависть в прессе. На протяжении сотен лет они играли небольшую, но живую роль в воображении европейцев, и в наши дни, когда так много публичных дискуссий приглушено эвфемизмом, цыгане, пожалуй, последняя группа, которую можно захватить. (Собирается ли нищая по имени Мария Нистор жаловаться, когда репортер — опять же «Сан» — утверждает, что она назвала своего ребенка Люцифером?) Эти знакомые незнакомцы рассматриваются как монолиты; их имя является синонимом воров и мошенников. Как нищие и как цыгане они теперь также символизируют всех просителей убежища: нищие и предполагаемые мошенники у ворот запада.

Но обманывают читателей. Ибо на странице за страницей благочестивого освещения в прессе мифы вытесняют историю, а мнения вытесняют факты — факты либо об их обстоятельствах, либо об иммиграционной политике. Я не видел никаких сообщений о травме поездки: об ужасе быть брошенным или сексуальному насилию со стороны платного торговца людьми; о постоянном страхе отвержения и нападения, который неизмеримо усугубляется, когда в дело вовлечены дети. Несмотря на все свежее возмущение, история не нова. В 19В 92 году я встретил группу румынских цыган, готовившихся перейти реку в Германию. К тому времени, когда я их догнал, эта семья из четырех взрослых, пяти детей и двух младенцев пересекла три границы и более тысячи миль в тапочках. То, что я увидел в их лицах, не соответствует расхваливаемому образу румынских цыган, прибывающих целыми грузовиками, счастливых, как Хайдис на сенокосе.

А где сейчас отчеты о ситуации в Румынии? Или мы должны вообразить, что есть люди, готовые вырвать с корнем себя и своих малышей, с максимальной неопределенностью и опасностью, по прихоти? Не идет речь и о том, насколько резко изменилась иммиграционная политика в Британии и во всем Европейском союзе: о том, как с XIXВ 80-е годы важные различия между лицами, ищущими убежища, и другими достойными мигрантами были размыты, так что впервые в нашей современной истории (и в жалком контрасте с благожелательной политикой послевоенного периода) установленные правительствами низкие иммиграционные целевые показатели получили приоритет и повлияли на оценку потенциальных иммигрантов из более бедного мира. Другими словами, вопрос «нужности» больше не касается их и их, а касается нас и наших.

Варварское ощущение многих недавних сообщений во многом связано с невежеством — как искренним, так и преднамеренным: самый простой способ дегуманизировать людей — это лишить их любого контекста, любой истории. И с очень небольшим количеством собственной письменной истории, без книги, без гимна, без флага или популярной истории об основании своей нации; не имея ни государства, ни власти, кроме численности, цыгане особенно уязвимы для такого мифологизирования.

Центральным элементом этой истории и ее гордым центральным элементом является утверждение о том, что цыгане презирают своих собственных детей — обратная сторона старого фаворита о том, что они воруют чужих детей — и цинично используют их в качестве «реквизита». Вот то, что я знаю о цыганах и их детях, почерпнутое из многолетних исследований, преимущественно в Восточной и Центральной Европе. Во-первых, быть матерью считается самой важной задачей женщины; действительно, неспособность иметь детей часто приводит к позору и даже исключению из группы. Во-вторых, цыганские женщины, какими бы ни были заработки их мужей, в конечном счете обязаны содержать и кормить своих детей. В-третьих, женщины, для которых попрошайничество обычно не считается постыдным (как это было бы для мужчин), глубоко сопротивляются разлуке со своими детьми ни при каких обстоятельствах. Они, в свою очередь, достоверно возмущаются тем, как нецыганские женщины охотно отдают своих детей на попечение нечленам семьи.

Цыгане глубоко недоверчивы к внешнему влиянию: это понятно, если учесть драконовские стремления, по крайней мере, в Восточной и Центральной Европе, ассимилировать их. С 18 века такие меры включали помещение цыганских детей в христианские учреждения и дома (практика продолжалась в Швейцарии до 1973 года), а при коммунистах — принудительную смену цыганских имен. В общем, в любом общении с нецыганами, дома или за границей, они живут в напряженном ожидании недоброжелательности, недобросовестности, отторжения и вреда. Если детей закаляет то, что они видят, их родители могут решить, что это подходящая тренировка для ожидаемой жизни ненависти, направленной на них.

Стоит напомнить себе об их экстраординарном прошлом, но не как о «каком-то мокром либеральном оправдании», а как о единственной осмысленной основе для интеллектуальных дискуссий об их будущем в Британии и других местах. И такая дискуссия должна быть интересна всем нам не только потому, что они тоже европейцы, но и потому, что они составляют самое многочисленное и быстрорастущее меньшинство в Европе.

Жизнь цыган с тех пор, как они покинули Индию в начале прошлого тысячелетия, состояла из депортации и кочевья, бездомности и безгражданства, переплетающихся с эпизодами насильственной ассимиляции, а также заключениями и массовыми убийствами. В Румынии, откуда прибыло большинство этих недавно прибывших, цыгане были рабами в течение 400 лет, до 1864 года, когда рабство в Румынии было отменено.

При нацистах было убито не менее полумиллиона человек. Они были единственной группой, помимо евреев, подлежащей уничтожению по расовому признаку. Цыгане только недавно начали поминать своих погибших в Холокосте, но остаются без родины. Возможно, они уникальны и без какого-либо явного желания. Вместо этого эти периоды крайних преследований разумно рассматриваются ими как часть великого континуума преследований. Не будет преувеличением задаться вопросом, не является ли «кочевник» в случае с цыганами не чем иным, как термином туристического агента для «депортированного».

А как обстоят дела с цыганами сегодня? Беглый взгляд на последнюю неделю из жизни цыган по всей Европе показывает, что в этой истории есть нечто большее, чем детские пугалки и предрассудки наших бабушек и дедушек, которые эмоционально вызываются вместо расследования.

2 марта в Тыргу-Муреш, Румыния, четверо полицейских, как сообщается, повалили пьяного цыгана на землю, а затем избили его ногами на глазах толпы цыган. Еще около 25 полицейских были вызваны для разгона толпы, избивая их, выкрикивая расистские эпитеты и распыляя на детей слезоточивый газ. Европейский центр по правам рома, будапештская правозащитная группа и организация по мониторингу, сообщает 19случаи жестокости полиции в Румынии в период с 1996 по 1998 год, ни один из которых не привел к осуждению или даже судебному преследованию причастного к этому офицера.

3 марта на окраине Рима около 400 карабинеров, подчиненных министерству обороны, рано утром напали на «лагерь кочевников». Они задержали и проверили всех жителей на наличие необходимых разрешений, выданных местной полицией. 112 «кочевников», не имевших разрешений, были доставлены на двух полицейских автобусах в аэропорт Фьюмичино, откуда по меньшей мере 56 из них, в том числе пара несовершеннолетних девочек без родителей, были в тот же день депортированы в Боснию. Аналогичная операция была проведена на следующий день в другом лагере в Риме. Коллективная высылка иностранцев в Италии, как и обращение с цыганами в большинстве других государств, явно противоречит ряду конвенций, подписанных принимающей страной.

В Словакии преследуют в основном скинхеды. В прошлом году в Чешской Республике город Усти-над-Лабем на севере Чехии возвел высокую стену вокруг своего цыганского гетто, создав цыганский вольер. В другом отчете ЕЦПЦ, озаглавленном «Специальное средство», на более чем 137 страницах подробно описывается рутинное помещение цыганских детей (около 62%) в школы для умственно отсталых, часто на основе тестов, длящихся полчаса, или вообще без теста. Эти помещения цыган, совершаемые в значительно большей степени, чем население Чехии (из которого цыгане составляют менее 3%), чаще всего осуществляются без полного понимания их родителей. Им не дают понять, например, что, попав в «специальные» школы, у их детей почти не будет шансов на дальнейшее образование или достойное трудоустройство. Вот и настоящий скандал вокруг цыганских детей, до сих пор не привлекший внимания прессы.

Вы начинаете понимать, почему неповиновение может быть характеристикой, наиболее необходимой для их выживания, но также и наиболее раздражающей для других. Как посетители, они были бы гораздо более популярны, если бы их отчаяние не было таким требовательным. Людей особенно раздражало то, что они даже не пытались вызвать у нас жалость. И правда, они этого не просят и не хотят. Между тем, в Восточной Европе трудно переоценить рефлекторную ненависть, которую люди испытывают к ним, даже среди хороших, рациональных людей. И все же эта незанятость, их вечная разлука стали ценой их выживания.

Неприятная агрессивность этих несравненно слабых людей — находка для политиков. Как и кампания в прессе против нищих. Точно так же, как цыгане постоянно держат людей в страхе, пугая их, правительство, должно быть, надеется, что слухи о «жесткой» Британии отпугнут новых иммигрантов. Если это так, то они опасно недооценивают потребности и амбиции многих людей с востока и юга.

В 1993 году я отправился в замок на востоке Германии, чтобы присоединиться к политикам, ученым и горстке цыганских лидеров, включая единственного цыганского депутата в Румынии, в поисках альтернативных решений и без того печальной модели поиска убежища и отказов для огромного числа новых мигрантов после холодной войны, а также в изучении любых возможных выгод от цыганской миграции, в частности. В течение нескольких дней участники делились опытом и намечали различные стратегии выживания для мигрантов. В конце, когда различные рабочие группы собрались, чтобы сообщить о своих «выводах», стало очевидно, что большая часть цыганской делегации отсутствовала. Они были снаружи на стоянке замка, развлекаясь в паре игрушечных двухдверных машин, двух трабантов, которые они только что купили за 45 долларов (28 фунтов) и 9 долларов.0 (56 фунтов стерлингов) соответственно. Цыгане, включая нашего одинокого депутата, везде выглядели мальчишками-подростками, засовывавшимися под капоты своих новых колес. Они ликовали — в конце концов, это то, ради чего большинство цыганских мигрантов приезжали в Германию: покупать автомобили для перепродажи на востоке без каких-либо затрат для немецкой системы социального обеспечения или социального обеспечения. Нет, это не были люди, которых нужно было обучать стратегиям выживания.

Конвенция 1951 года, центральный международный документ, предназначенный для защиты беженцев, гарантирует убежище тем, кто «обоснованно опасается преследований по признаку расы, религии, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений». На самом деле в нем не указывается преследование, спонсируемое государством, как это иногда интерпретируется. Многие цыгане из бывшего восточного блока кажутся серьезными кандидатами. Но из соображений гордости и дохода они, как и их румынский депутат, предпочитают приезжать наездами, как бизнесмены.

Парламентарий, торгующий автомобилями, был во многом средним цыганом (и идеальным современным европейцем). Он имел несколько профессий и говорил на многих языках; он предпочитал и намеревался жить в стране своего рождения, но также периодически, даже сезонно, ему нужно было путешествовать по работе. Как почти у всех цыган, которых я встречал, у него не было ни причин ожидать подачки, ни желания ее получить. Его поведение в Восточной Германии не подорвало проект конференции. Наоборот, он показал, насколько естественным образом могут работать такие решения. Большинство цыган, как и большинство людей с неверным адресом, хотели бы иметь возможность зарабатывать и вносить свой вклад, но у просителей убежища нет ни того, ни другого. И, так как тихий отказ от других законных вариантов, «убежище» является единственной игрой в городе — битва умов, которую мы не можем выиграть. В ожидании депортации им нечего терять. Чем раньше мы это признаем, тем лучше: наши перевернутые ограничения делают нас всех нищими.

Большая правда о цыганской жизни | «Женщины

Моя большая толстая цыганская свадьба», телесериал, который закончился на прошлой неделе и собрал девять миллионов зрителей, был разработан, чтобы «пролить свет на скрытный, маргинализированный и малопонятный сегмент нашего общества», согласно рекламе на 4-м канале. -верхние свадебные платья и прочие излишества.

MBFGW был посвящен цыганам и путешественникам, но обе общины подвергли критике то, что C4 не смогла правильно провести различие между ними. В Великобритании насчитывается около 300 000 цыган-цыган и ирландских путешественников: рома-цыгане родом из северной Индии, тогда как тревеллеры имеют ирландское происхождение, и обе группы ведут кочевой образ жизни. С 2002 года тревеллеры признаны этнической группой и находятся под защитой Закона о расовых отношениях. На прошлой неделе Движение ирландских путешественников в Великобритании обвинило C4 в разжигании «ненависти и подозрительности» к их образу жизни и потребовало права на ответ.

Кэтлин, которая живет со своими шестью детьми в трейлере с тремя спальнями, довольно типична для ирландской путешественницы, за исключением того, что она разлучена со своим мужем. Как и многие другие цыганки и тревеллерки в Великобритании, Кэтлин стала жертвой домашнего насилия. Хотя нет убедительных доказательств распространенности этого насилия, исследование в Рексхэме, цитируемое в документе Комиссии по вопросам равенства и прав человека в 2007 году, показало, что 61% замужних английских цыганок и 81% ирландских путешественников подвергались домашнему насилию. И значительное число женщин, сообщивших о жестоком обращении, по-видимому, пострадали от более серьезного и продолжительного насилия, чем женщины в обычных сообществах.

«Я бросила его и вернулась к маме, но он продолжал находить меня, отвозил домой и забеременел», — говорит Кэтлин. Теперь она чувствует себя в безопасности, потому что члены ее семьи мужского пола живут на том же участке. «Когда мой брат рядом, он не посмеет прийти сюда».

Женщины редко обращаются за помощью в полицию. «Вас будут рассматривать как траву, и все общество откажется от вас», — говорит Берни О’Рорк, сотрудник благотворительной организации по борьбе с домашним насилием Solas Anois (по-гэльски «Comfort Now»), базирующейся в Лондоне, Берни О’Рорк. Ситуации, вероятно, не способствует тот факт, что в Великобритании есть только одно убежище с 10 комнатами, предназначенное для женщин-тревеллеров, тоже в Лондоне. Но насилие в семье — лишь одна из проблем, которыми занимается О’Рорк во время своих визитов. Потребности этого сообщества в обеспечении благосостояния, особенно женщин и девочек, огромны. У женщин в три раза больше шансов выкидыша или рождения мертвого ребенка по сравнению с остальным населением, в основном, как считается, в результате нежелания проходить обычную гинекологическую помощь и инфекций, связанных с плохими санитарными условиями и отсутствием чистой воды. Уровень самоубийств среди женщин-тревеллеров значительно выше, чем среди населения в целом, а ожидаемая продолжительность жизни среди женщин и мужчин низка: треть тревеллеров умирает в возрасте до 59 лет.

. А поскольку многих девочек из числа тревеллеров забирают из учебных заведений до поступления в среднюю школу, чтобы предотвратить их смешение с мальчиками из других культур, уровень неграмотности высок.

О’Рорк знакома на сайтах по всему Лондону, предлагая женщинам и их детям помощь в области здравоохранения, образования и финансов. Мужчины оставляют женщин в одиночестве решать эти проблемы, поэтому, если женщины действительно хотят поговорить о насилии и жестоком обращении, они могут сделать это, не опасаясь, что мужчины подслушают.

Я посещаю несколько трейлеров с О’Рорк в Лондоне и поражаюсь тому, как женщины, обычно с большими семьями, умудряются содержать все в такой чистоте и порядке. Есть красочные витрины с посудой Royal Crown Derby, которые передавались от матери к дочери в день ее свадьбы. Конечно, нет никаких признаков богатства или чрезмерных расходов. Многие говорят мне, что им трудно прокормить своих детей, и у них нет сбережений или банковских счетов.

Судя по всему, женщинам-Путешественницам становится еще хуже. Всего через 19 дней после всеобщих выборов в прошлом году 50 миллионов фунтов стерлингов, выделенных на строительство новых участков по всему Лондону, были вычеркнуты из бюджета. Ожидается, что вскоре О’Рорк станет единственным сотрудником по связям с путешественниками в столице — ее финансирование поступает от правительства Ирландии.

«Большинство женщин не умеют ни читать, ни писать. Кто должен им помочь, если они избавятся от той поддержки, которая у них есть сейчас?» — спрашивает О’Рорк. «Мы будем видеть женщин-тревеллеров и их детей на улицах из-за этих порезов. Если они получат письмо, в котором говорится, что им грозит выселение, но они не смогут его прочитать, что им делать?»

Условия на участке такие же мрачные, как и безупречные дома. Вагоны не подключены к водопроводу, а туалеты, ванные комнаты и кухня находятся в небольшом неотапливаемом сарае через двор. «В дождь и снег дети всегда простужаются», — говорит Бригид, которая живет в соседнем с Кэтлин трейлере.

«И там так много выбоин, которые совет не заделал, вы можете летать в темноте».

Но жить на сайте значит быть частью сообщества. Когда девочки-путешественницы подрастают, им разрешается встречаться только с другими членами семьи, а после замужества ее муж правит балом. «Мужчины никогда бы не позволили женщине гулять с ее друзьями, — говорит Кэтлин. «Вот почему мы хотим жить на сайте, для компании». Кэтлин, проведя время в убежище после того, как ей наконец удалось сбежать от мужа, изначально получила дом, а не участок на участке. Почти сразу ее дети впали в депрессию. «Это как загнать лошадь в коробку. Она будет брыкаться, чтобы выбраться», — говорит Кэтлин. «Мы не можем жить в домах, нам нужна свобода и свежий воздух. Я был на антидепрессантах. Дети не могли выйти на улицу, потому что соседи жаловались на шум».

С тех пор, как два года назад Кэтлин и ее дети переехали на их сайт, они стали намного счастливее. Пока MBFGW не экранизировали, то есть. «Теперь каждую неделю я хожу в школу, и родители говорят об этой программе. Они не разрешают нашим детям смешиваться со своими, потому что говорят, что мы воняем и не разговариваем должным образом. Оседлые дети даже не будут заниматься спортом с нашими, если они прикоснутся к ним».

Мэри, 15-летняя дочь Кэтлин, тоже расстроена сериалом и говорит, что с тех пор, как он вышел на экраны, она столкнулась с еще большим предубеждением. «Эта программа не показывала, как мы живем на самом деле. Все мои друзья спрашивают, правда ли то, что они показывают по телевизору, и я думаю, что они изменились [по отношению ко мне] с тех пор, как это показали».

В одном из эпизодов зрителю сообщили, что молодые мужчины-Путешественники на свадьбах и других общественных мероприятиях используют нечто, известное как «захват», чтобы заставить сопротивляющуюся девушку поцеловать их. В одном газетном сообщении это было названо «тайным ритуалом ухаживания».

«Ни со мной, ни с кем-либо из моих друзей никогда не случалось грабить, и я впервые увидела это по телевизору, — говорит Мэри. «Я бы этого не вынес, и я не знаю, почему они сделали вид, что мы все это делаем. Они показали только одного противного мальчика».

Бригид добавляет: «Мои дети никогда не хватали друг друга. Честно говоря, я никогда об этом не слышала. Это все выдумка».

Хелен, 20-летняя путешественница на том же сайте, также возмущена изображением женщин в MBFGW. «То, как мы, женщины, попадаем в программу, — это позор», — сказала она. «Это показывает, что мы всего лишь рабыни мужчин, пригодные только для приготовления пищи и уборки, и всегда готовые раздвинуть перед ними ноги. Мы не хотим этого для наших дочерей».

Хелен также обеспокоена тем, что женщин-путешественниц изображают богатыми и избалованными, тогда как на самом деле жизнь для большинства — это борьба. «Я не знаю никого настолько богатого, чтобы позволить себе тратиться на свадебные платья, как это. Мое было подержанным. Теперь они будут говорить, что мы все преступники, или грабить государство». Я спросил нескольких женщин-тревеллеров, насколько репрезентативны сообщества путешественников и цыган, представленные в MBFGW, и все они ответили одинаково: программа была ориентирована на небольшое количество людей из пяти мест (из примерно 300 с лишним по всей Великобритании), и в любом сообществе есть меньшинство, имеющее доступ к большим суммам наличных денег.

Я спрашиваю О’Рорк, что, по ее мнению, ждет Путешественников в будущем. Она волнуется. «Эта телепрограмма отбросила нашу работу на 100 лет назад. И если эти женщины потеряют ту небольшую поддержку, которую они имеют, они буквально останутся гнить».

Она обеспокоена тем, что проблемы, с которыми сталкиваются женщины и девочки из числа тревеллеров, такие как отсутствие образования, принудительные и ранние браки и жестокое обращение в семье, не воспринимаются всерьез.

«Эти проблемы затрагивают не только некоторые азиатские сообщества, — говорит О’Рорк. «У нас в убежище были женщины-путешественницы, которых заставляли выходить замуж за кого-то, кого они никогда не встречали, и браки с двоюродными братьями не редкость».

Но некоторые говорят, что дела постепенно улучшаются. «Я думаю, что это очень сильно меняет молодежь», — говорит Кэтлин. «Мы не хотим, чтобы они не имели образования и женились в 16 лет, имели кучу детей и жили той же жизнью, что и мы».

Выйдет ли Кэтлин когда-нибудь снова замуж? Это исключено, говорит она мне. Эти вещи просто не делаются. «Вы женитесь на всю жизнь», — говорит она. «Если бы у меня был другой мужчина, мои дочери никогда не вышли бы замуж, потому что я бы опозорил их».

О’Рорк хотела бы увидеть изменения, которые включают в себя: «Более тесная поддержка женщин в сохранении их дочерей в образовании, а также серьезное обязательство правительства бороться с предубеждениями против этих людей».

В то время как люди развлекаются, наблюдая по телевизору за репликами свадеб Кэти Прайс и девушками, одетыми в наряды в стиле Бейонсе, грязными танцами, такие женщины, как Кэтлин, Бриджит и Хелен, живут в нестандартных условиях и сталкиваются с ежедневными предрассудками, пытаясь дать своим детям лучший старт в жизни. Реальность далека от изображения C4 и редко транслируется. О’Рорк говорит мне, что женщины-путешественницы обычно неохотно пускают посторонних в свои дома, несмотря на впечатление, которое производит MBFGW. «Но мы просто хотим, чтобы наша версия истории была донесена до людей, — говорит Бригид, — чтобы оседлые люди знали, что мы не такие».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *