«Ты» или «Вы» – правила субординации на работе
Культура речи считается показателем общей культуры человека. Неудивительно, что для специалистов, настроенных на карьерный рост, умение вежливо общаться на хорошем русском языке превращается в один из ключевых показателей компетентности. А вопрос о том, как обращаться к коллегам – на «ты» или на «вы», и вовсе приобретает особое значение, ведь он связан не только с нормами языка, но и с правилами этикета.
Немного истории
История обращения на «вы» в русском языке насчитывает не так уж много времени – всего около трех столетий. В допетровские времена на Руси все обращались друг к другу на «ты». «Ты» говорили и царю-батюшке, и знатному боярину, и даже Богу («Да святится имя Твое…»). Петр I, ориентируясь на западные традиции, ввел в 1722 году «Табель о рангах», в которой, помимо прочего, закрепил правило обращаться на «вы» ко всем, кто стоит выше говорящего по рангу. Нижестоящим же по-прежнему нужно было говорить «ты». При этом за несоблюдение новых правил наказывали штрафами. Историки языка говорят, что приживалась эта норма с трудом, однако уже в XIX веке, судя по литературе этого периода, обращение на «вы» стало повсеместным среди дворянства.
Выбор местоимения зависит от близости отношений
Сегодня правила, регламентирующие, к кому следует обращаться на «ты», а к кому – на «вы», сформулированы лишь в общих чертах. «Вы» традиционно говорят людям старшим, незнакомым или малознакомым, а также руководителям, коллегам, педагогам и т. д. «Ты» – членам семьи (впрочем, во многих семьях сохраняется традиция обращаться на «вы» к родителям), друзьям, приятелям. Связано ли это с социальными различиями, как во времена Петра I? Очевидно, что нет. Не прослеживается и тенденция обращаться на «вы» только к особо уважаемым людям: говоря матери или отцу «ты», мы уважаем их никак не меньше, чем своего начальника.
Психологи считают, что «ты-общение» носит более близкий, более личностный характер, а потому уместно лишь в отношениях между близкими людьми. «Вы-общение» предполагает определенную дистанцию между собеседниками (то, что называется субординацией), а потому «вы» принято говорить тем, с кем мы общаемся менее личностно.
Зачем на работе субординация?
С этих позиций к коллегам (и к руководителям, и к равным по положению), казалось бы, следует обращаться только на «вы», ведь сослуживцы – это не близкие люди, не друзья и не родственники. Однако жизнь сложнее правил этикета: сотрудники, проводя вместе много рабочих часов, объединенные одной целью, зачастую становятся если и не друзьями, то уж точно не чужими друг другу людьми. А если они еще и близки по возрасту, то часто переходят на «ты».
По данным Исследовательского центра рекрутингового портала Superjob.ru, более четверти экономически активных россиян (28%) считают нормальным на работе обращение к себе по имени и на «ты». Однако тех, кто все же предпочитает обращение на «вы», хоть и просто по имени, без отчества, намного больше – 44%. Еще 20% опрошенных выбрали вариант на «вы» и по имени-отчеству, и только 1% считает уместным обращение «господин» или «госпожа».
Исходя из результатов исследования торопиться переходить с сослуживцами на «ты» все же не стоит – слишком многих коробит нарушение субординации. Психологи рекомендуют в новом коллективе придерживаться делового этикета – говорить «вы» как руководителю (даже если он на десяток лет моложе вас), так и равным по положению коллегам. Позже, когда вы узнаете друг друга лучше, станет ясно, как вам удобнее общаться – на «ты» или на «вы».
Обращаться к сотрудникам по имени или по имени и отчеству? Это зависит от особенностей и традиций коллектива. Строго говоря, правила делового общения подразумевают полное имя и отчество, однако в последние годы эта традиция активно пересматривается в пользу обращения лишь по полному имени. Впрочем, это едва ли применимо к людям старшего поколения.
Если через какое-то время работы в коллективе вы почувствовали, что общаться с коллегой вам удобнее на «ты», поинтересуйтесь его отношением к этому: «Вы не против, если мы перейдем на ты?» При этом инициатива должна исходить от старшего по возрасту и по положению. Недопустимо предлагать перейти на «ты» коллеге, который намного старше вас, даже если он равен вам или ниже в корпоративной иерархии.
Помните: называя человека на «ты», вы тем самым показываете близость ваших отношений, их неофициальный характер. Поэтому будьте чрезвычайно осторожны, пытаясь перейти на «ты» с руководителем. Лучше дождитесь такой инициативы от начальника.
Как правило, в организациях с демократичной корпоративной культурой руководитель сам всячески способствует тому, чтобы все (или почти все) были друг с другом на «ты» – это сокращает дистанцию между сотрудниками и, по мнению многих, помогает сформировать более сплоченную команду. В коллективах более традиционной формации (в государственных или окологосударственных структурах, многих крупных компаниях с вертикальной структурой управления), напротив, требование субординации остается незыблемым.
Когда обращаться на «ты» неудобно
Общение с коллегами на «ты», конечно, имеет свои преимущества, но все же это не всегда удобно. Так, какими бы неформальными ни были ваши отношения с сотрудниками, на публичных мероприятиях вроде собраний, конференций, совещаний, семинаров и т. д. следует общаться друг с другом на «вы», иначе вы рискуете грубо (и публично!) нарушить правила этикета.
Другой пример: в момент, когда вы получаете выговор от руководителя или слышите критику в свой адрес из уст коллег, обращение на «ты» может даже эмоционально травмировать вас, ведь слова руководителя вы воспримете уже не отстраненно, а как слова достаточно близкого человека. А критика из уст близких, как известно, воспринимается болезненнее. Непросто бывает в этой ситуации и руководителю: подвергнуть критике близкого человека (подчиненного, с которым на «ты») непросто. Именно поэтому стоит задуматься, нужно ли торопиться переходить границу, отделяющую официальное «вы» от личного «ты».
Организационный отдел ЦК Профавиа (на основе материалов сайта рекрутингового портала Superjob.ru)
Про обращение на «Вы» — AD — Архитектурная дизайн-студия — ЖЖ
Нередко ошибкой, которая встречается на веб-сайтах или дизайн-макетах является чрезмерное использование написания местоимения «Вы» прописной буквой.
В русском языке есть простые правила, которые дают понимание, в каких случаях данное местоимение надо писать с заглавной или маленькой буквы.
ИСТОРИЯ ВКРАТЦЕ
Первые записи, которые содержат в себе сведения об употреблении «Вы» и относятся к одному лицу, занимающему высокое положение (князь, господин), можно встретить в памятниках русской письменности XI–XVI веков. Скорее всего, это было воздействие византийской речевой традиции.
Но, если говорить о наделении обращения «вы» («Вы») почтительным и вежливым смыслом, то сформировалось оно в Петровскую и даже в большей степени — в послепетровскую эпоху, чему способствовало влияние западноевропейской культуры, в частности — немецкого и французского речевого этикета.
А уже в XIX веке обращение на «Вы» стало являться нормой для светской речевой учтивости. В первую очередь, это относились к представителям привилегированных сословий.
РЕКОМЕНДАЦИИ ИЗ НЕСКОЛЬКИХ СЛОВАРЕЙ И СПРАВОЧНИКОВ
- Обращение к одному лицу — физическому или юридическому, в официальных документах и личных письмах местоимения «Вы» и «Ваш» пишутся с прописной буквы, что является формой выражения вежливости.
Пр.: Сообщаем Вам…; В ответ на Ваш запрос…; Прошу Вас…
- При обращении к нескольким лицам или к неопределённому множеству лиц местоимения «вы» и «ваш» пишутся со строчной буквы.
Пр.: Уважаемые Анна Петровна и Сергей Львович, удовлетворяя вашу просьбу, посылаю вам…; Дорогие телезрители, сегодня вы увидите фильм…
Розенталь Д. Э. Справочник по русскому языку. Прописная или строчная? — 7-е изд., перераб. и доп. М., 2005. С. 302.
- Местоимения «Вы» и «Ваш» с прописной буквы в анкетах.
Пр.: Где Вы проживали раньше? Состав Вашей семьи.
Оформление документов. Методические рекомендации на основе ГОСТ Р 6.30-97. М., 1998. С. 91.
Тоже см. в: Мильчин А. Э., Чельцова Л. К. Справочная издателя и автора: Редакционно-издательское оформление издания. — 2-е изд., испр. и доп. М., 2003. С. 84.
- «Вы», «Вас», «Вам», «Вами», «О Вас», «Ваш», «Ваше», «Вашего», «Ваша», «Вашей», «Ваши», «Ваших», как выражение уважения к адресату речи – одному лицу.
Русский орфографический словарь / Отв. ред. В. В. Лопатин. — 2-е изд., испр. и доп. М., 2005. С. 115, 75.
Следовательно, местоимение «Вы» пишется с прописной буквы при обращении к одному лицу в текстах следующих жанров:
- Личное сообщение — письмо, сообщение на форуме, в чате и т.д. (адресатом является конкретное лицо).
- Официальная документация, адресованная конкретному лицу.
- Анкета (адресат — неконкретное лицо).
При обращении к нескольким лицам или неопределённому кругу лиц (например, при обращении к читательской аудитории газеты или журнала, при обращении к посетителям сайта, в объявлении, адресованном широкому кругу лиц и т.д.) местоимение «вы» пишется со строчной буквы.
Также не стоит забывать и о следующем нюансе. Написание обращения «вы» в личном письме конкретному адресату не является ошибкой и считается авторским употреблением, хотя не является и нормой.
ЗАМЕТКА
Употребление местоимения «Вы» при вежливом или официальном обращении к одному лицу («форма вежливости») является самым характерным употреблением этого местоимения в русском языке. Использование «вы» вместо «ты» при обращении к одному лицу уже является проявлением уважительного отношения к этому лицу.
Русская грамматика. Т. 1. М.: Наука, 1980, стр. 535
Метки: Вам, Вежливое обращение, Вы, На Вы, Правила русского языка, Типографика, ваш
обращений | Суды США
Основное содержание
Проигравшая сторона в решении суда первой инстанции в федеральных судах обычно имеет право обжаловать решение в федеральном апелляционном суде.
Хотя решения по некоторым делам принимаются только на основании письменных записок, многие дела выбираются для «устных прений» в суде. Устные прения в апелляционном суде представляют собой структурированную дискуссию между юристами апелляционной инстанции и коллегией судей, сосредоточенную на оспариваемых правовых принципах. Каждой стороне дается короткое время — обычно около 15 минут — для представления аргументов в суде.
Большинство апелляций являются окончательными. Решение апелляционного суда обычно является последним словом в деле, если только он не возвращает дело в суд первой инстанции для дополнительного разбирательства или стороны не просят Верховный суд США пересмотреть дело. В некоторых случаях решение может быть пересмотрено в полном составе, то есть большим составом судей (обычно всеми) окружного апелляционного суда.
Сторона судебного разбирательства, проигравшая в федеральном апелляционном суде или в высшем суде штата, может подать ходатайство о выдаче «искового иска», который представляет собой документ с просьбой к Верховному суду пересмотреть дело. Однако Верховный суд не обязан разрешать пересмотр. Суд обычно соглашается рассматривать дело только в том случае, если оно касается необычайно важного правового принципа или когда два или более федеральных апелляционных суда по-разному интерпретируют закон. Есть также небольшое количество особых обстоятельств, при которых Верховный суд по закону обязан рассматривать апелляцию.
Различные типы дел рассматриваются по-разному во время апелляции.
Гражданское дело
Любая из сторон может обжаловать приговор.
Уголовное дело
Обвиняемый может обжаловать обвинительный вердикт, но правительство не может подать апелляцию, если подсудимый признан невиновным. Любая сторона в уголовном деле может обжаловать приговор, вынесенный после вынесения обвинительного приговора.
Дело о банкротстве
Жалоба на определение судьи по делам о банкротстве может быть подана в районный суд. Однако несколько апелляционных судов учредили апелляционную комиссию по делам о банкротстве в составе трех судей по делам о банкротстве для рассмотрения апелляций непосредственно судов по делам о банкротстве. В любом случае сторона, проигравшая первоначальную апелляцию о банкротстве, может затем подать апелляцию в апелляционный суд.
Апелляции рассматриваются коллегиями из трех судей, работающих вместе. Апеллянт представляет юридические аргументы комиссии в письменном виде в документе, называемом «краткое изложение». В кратком изложении апеллянт пытается убедить судей в том, что суд первой инстанции допустил ошибку и что его решение следует отменить. С другой стороны, сторона, защищающая апелляцию, известная как «апелляционный ответчик», пытается в своем заявлении показать, почему решение суда первой инстанции было правильным или почему любая ошибка, допущенная судом первой инстанции, была недостаточно существенной, чтобы повлиять на результат. дела.
Другие виды апелляций
Сторона судебного разбирательства, которая не удовлетворена решением, принятым федеральным административным органом, обычно может подать ходатайство о пересмотре решения агентства в апелляционном суде. Судебный пересмотр дел, связанных с определенными федеральными агентствами или программами — например, споры о пособиях по социальному обеспечению — может быть получен сначала в окружном, а не в апелляционном суде.
Апелляции на пособие по безработице
EspañolВы имеете право обжаловать решение EDD о сокращении или отказе в выплате вам пособий. Вы должны подать апелляцию в письменном виде в течение 30 дней с даты отправки по почте Уведомление об определении и/или постановлении (DE 1080CZ) или Уведомление о переплате (DE 1444).
Вы можете загрузить форму апелляции (DE 1000M) (PDF) или использовать копию, прилагаемую к каждому полученному вами уведомлению о решении. Отправьте апелляцию по обратному адресу, указанному в уведомлении о решении.
Если у вас нет копии Апелляционной формы (DE 1000M) или вы не можете распечатать копию, вы можете написать письмо в EDD, чтобы уведомить Департамент о том, что вы хотите обжаловать решение о сокращении или отказе вам выгодно.
Если вы решите написать письмо, укажите всю следующую информацию:
- Полное имя.
- Адрес.
- Номер телефона.
- Номер социального страхования.
- Имя и почтовый адрес любого представителя.
- Причина обращения.
- Копия решения, которое вы обжалуете, или дата решения.
- Любой запрос на языковую помощь или специальные условия.
После подачи апелляции
Апелляционное управление уведомит вас о времени и месте слушания по крайней мере за 10 дней до его начала. Судья по административным делам (ALJ) проведет слушание и предоставит работодателям и заявителям возможность представить свои доказательства.
Для получения дополнительной информации о том, как подготовиться к слушанию по апелляции, ознакомьтесь с информацией об апелляционном слушании (PDF) от Апелляционного совета по безработице штата Калифорния.
Примечание: Если вы живете за пределами Калифорнии, ваша апелляция будет рассмотрена по телефону.
Пока ваша апелляция находится на рассмотрении, вы должны продолжать подтверждать получение льгот. Если вас признают правомочным, вам могут платить только за те периоды, за которые вы прошли сертификацию, если вы выполнили все остальные квалификационные требования.
После вашего слушания Апелляционное управление отправит вам и вашему работодателю письменное решение судьи по административным делам. Подготовка решения Апелляционной палатой может занять несколько недель. Решение будет содержать информацию о подаче апелляции второго уровня.
Апелляции второго уровня
Если вы не согласны с решением судьи по административным делам, вы можете подать апелляцию второго уровня в Апелляционный совет по безработице штата Калифорния (Апелляционный совет) в течение 30 календарных дней с даты принятия решения судьей по административным делам.
Включите следующую информацию:
- Полное имя.
- Адрес.
- Номер телефона.
- Номер социального страхования.
- Имя и почтовый адрес любого представителя.
- Причина обращения.
- Причина обращения
- Номер апелляционного дела, присвоенный решению судьи по административным делам
Отправьте апелляцию по обратному адресу, указанному в уведомлении о решении судьи по административным делам. Апелляционный совет подтвердит получение апелляции и сообщит вам о доступных процедурных вариантах.
Как правило, Апелляционная комиссия не рассматривает новые или дополнительные доказательства. Однако у физических лиц есть 10 дней с даты письма-подтверждения, чтобы попросить представить устные или письменные аргументы и новые доказательства. Принятие любых дополнительных доказательств остается на усмотрение Совета.
Апелляционный совет вынесет письменное решение. Решение Апелляционного совета завершает действие всех административных средств правовой защиты. Лица, не согласные с решением Апелляционного совета, могут подать судебный приказ в Верховный суд в течение шести месяцев с даты отправки письменного решения Апелляционного совета.