Уровень воды в Енисее, Россия
19 гидропостов на Енисее
уровень воды на карте
Список гидропостов на Енисее
населённые пункты:
Базаиха посёлок
Бахта деревня
Верхнеимбатск село
Ворогово село
Дивногорск город
Дудинка город
Енисейск город
Игарка город
Казачинское село
Караул село
Красноярск город
Кызыл город
Никитино посёлок
Осиновский Порог город
Подкаменная Тунгуска деревня
Подсинее село
Потапово село
Селиваниха село
Стрелка пгт.
Енисей — река в Сибири, одна из самых длинных и полноводных рек мира и России. Впадает в Карское море Северного Ледовитого океана. Длина — 3487 км, площадь водосборного бассейна — 2 580 000 км² (второй по величине в России), а годовой сток составляет 624,41 км³ (самая полноводная река в России). Одна из крупнейших рек мира: длина реки от места слияния Большого Енисея и Малого Енисея — 3487 км (с Малым Енисеем — 4287 км, от истоков Большого Енисея — 4092 км). Длина водного пути: Идэр — Селенга — озеро Байкал — Ангара — Енисей составляет 5550 км. По площади бассейна (2580 тыс. км²) Енисей занимает 2-е место среди рек России и Евразии (после Оби) и 7-е место среди рек мира. Для бассейна Енисея характерна резкая асимметричность: его правобережная часть в 5,6 раза обширнее левобережной. Енисей — природная граница между Западной и Восточной Сибирью. Левобережье Енисея заканчивает великую Западно-Сибирскую равнину, а правобережье представляет царство горной тайги. От Саян до Северного Ледовитого океана Енисей проходит через все климатические зоны Сибири. В его верховьях живут верблюды, в низовьях — белые медведи.
Интегрированный урок «Реки России»
Возрастная группа — 8 класс
Время проведения – 45-90 минут (в зависимости от уровня класса)
Оборудование: кейсы с заданиями, тексты стихотворений, сигнальные карточки, атласы для 8 класс, физическая карта России, презентация к уроку
Форма урока: интегрированный
Тип урока: обобщение
Цель: показать связь географии с художественными образами, созданными в произведениях литературы
Задачи
по географии:
- закрепить навыки чтения карты;
- закрепить умения рассчитывать уклон и падения рек;
- закрепить умения давать характеристику рек;
- обобщить материал по теме “Реки России”;
по литературе:
- развивать умение анализировать поэтический текст;
- развивать творческие способности обучающихся через выразительное чтение наизусть и составление синквейнов;
- развивать умение кратко и понятно выражать свои мысли;
общие:
- развивать умения применять в нестандартных условиях знания, полученные на уроках литературы и географии;
- стимулировать познавательный интерес и поисково-исследовательскую деятельность восьмиклассников;
- формировать личностные качества: быстро и слаженно работать в группе.
Подготовка к уроку: класс делится на 4 группы, парты расставляются в кабинете в соответствии с особенностями групповой формой работы. Стихотворения о реках для выучивания наизусть раздаются заранее (Приложение 1).
Ход урока
Постановка цели урока.
Презентация.
Вводное слово учителей: Приветствуем вас на необычном уроке. Необычном, потому что предоставляется возможность показать свои знания не только по географии, но и по литературе и, соответственно, получить две оценки.
Определяется проблема.
Учитель: Представьте, что исчезнут все источники географических знаний (карты-схемы, атласы-глобусы), а останется только художественная литература… Сможем ли мы получить представление о картине мира? Как в этом помогут художественные образы, созданные поэтами и писателями?
Учащиеся пытаются ее решить и формулируют самостоятельно цель урока: показать связь между географией и литературой.
Учитель: Итак, сегодня на уроке, анализируя стихотворения о реках, мы должны будем решить конкретные географические задачи.
Основная часть. Учащиеся получают кейсы с заданиями (Приложение 2), в процессе работы отвечают на поставленные вопросы. На работу в группе отводится 7-10 минут. Важно, чтобы группа работала полноценно и совместно, так как отвечать должны все члены команды.
По истечении установленного времени учащиеся поочередно отвечают на вопросы перед классом ( Приложение 3). Ребята из других групп могут дополнять, вносить исправления, поправки по ходу урока. Роль учителей сводится к консультации по ходу выполнения работ, корректировке ответов и поддержанию дисциплины в классе.
Закрепление. После выступления всех участников — обсуждение и подведение итогов.
Вывод урока формируется учащимися. Существует связь между литературой и географией. Можно и нужно использовать свои знания и умения, полученные на этих уроках в разных областях. Для получения точных данных необходимо изучать каждый из предметов более глубоко и досконально.
Домашнее задание:
- по географии: придумать кроссворд на тему “Реки России”;
- по литературе: сочинение-рассуждение на
одну из тем:
- “Чем изучение географии помогает при чтении художественных произведений?”
- “Помогает ли чтение художественных произведений при изучении географии?”
Приложение 1.
Река Сибири — Енисей
Когда плывёшь по Енисею,
Увидишь на своём пути
И царство гор, и тундру, север,
И степи можно тут найти.Тут берега все живописны,
Скалы причудливы, леса
И рощи тополя, и сосны,
И лиственные чудеса.Чуть виден берег с теплохода,
Настолько Енисей широк,
И океанские заходят
Суда, так Енисей глубок.Тут две плотины заложили,
Энергию дают и свет
Две гидростанции большие,
Которым равных в мире нет.Есть в мире много рек и речек,
Но эта быстрая река,
Могучая, красива очень,
Стремительна и глубока.
(Ф.Горбунов)
Волга
Мы русские. Мы дети Волги.
Для нас значения полны
ее медлительные волны,
тяжелые, как валуны.Любовь России к ней нетленна.
К ней тянутся душою всей
Кубань и Днепр, Нева и Лена,
и Ангара, и Енисей.Люблю ее всю в пятнах света,
всю в окаймленье ивняка…
Но Волга для России — это
гораздо больше, чем река.И жить мне молодо и звонко,
и вечно мне шуметь и цвесть,
покуда есть на свете Волга,
покуда ты, Россия, есть.
(Евгений Евтушенко)
К Дону
Дон наш тихий, Дон наш славный!
Я привез тебе поклон
С берегов Невы державной,
С дальних родственных сторон:От Москвы первопрестольной,
С тихой Клязьмы и Оки
И с широкой и раздольной
Волги-матушки реки.С первым проблеском денницы
Над холмами берегов
Встретил я твои станицы,
Встретил ширь твоих лугов.Здравствуй, Дон! С любовью братской
Я к тебе бросаю взор,
Старой удалью казацкой
Дышит вольный твой простор.Дышит также в наше время
Славой дедов и отцов
Всё твое родное племя
Руси преданных донцов!Кликни клич, и в наши годы,
По примеру старины,
В дни невзгоды — честь свободы
Защитят твои сыны!..
(Алексей Федорович Иванов )
Меж горных стен несётся Терек,
Волнами точит дикий берег,
Клокочет вкруг огромных скал,
То здесь, то там дорогу роет,
Как зверь живой, ревёт и воет —
И вдруг утих и смирен стал.Всё ниже, ниже опускаясь,
Уж он бежит едва живой.
Так, после бури истощаясь,
Поток струится дождевой.
И вот . . . . . . обнажилось
Его кремнистое русло.
(А.С. Пушкин)
Приложение 2.
Кейс №1 “Енисей”
- Покажите на карте реку Енисей.
- Определите, какие ПЗ пересекает река.
- Как человек использует ресурсы реки?
- О каких горах идет речь в стихотворении?
- Найдите в тексте подтверждение полноводности Енисея.
- Почему морские суда можно встретить на Енисее?
- Рассчитайте уклон реки Енисей, если:
- Длина – 3487 м
- Высота истока — 620м,
- Высота устья — 0 м
- Выразительно прочитайте стихотворение
- Приведите примеры художественных средств, используемых поэтом для создания выразительности
- Создайте и выразительно прочитайте свой синквейн о Енисее.
Кейс №2 “Волга”
- Покажите на карте реку Волгу.
- Найдите в стихах подтверждения характера течения реки.
- Какие деревья типичны для берегов Волги и почему?
- Какая река “все же смогла “прижаться” к Волге, и как это произошло?
- С какими реками связана Волга?
- Почему в стихотворении так много говорится о связи Волги с Россией?
- Рассчитайте уклон реки Волги, если:
- Длина 3530 м,
- Высота истока — 228 м,
- Высота устья – 28 м
- Выразительно прочитайте стихотворение
- Приведите примеры художественных средств, используемых поэтом для создания выразительности
- Создайте и выразительно прочитайте свой синквейн о Волге.
Кейс №3 “Дон”
- Покажите на карте реку Дон.
- Возможно ли путешествие к Дону по Волге, Клязьме и Неве?
- Найди подтверждения в стихах о характере течения реки.
- Почему автор стихотворения упоминает сословие казаков? Как они связаны с Доном?
- Какие ПЗ расположены вдоль реки?
- В каких поселениях живут казаки?
- Рассчитайте уклон реки Дон, если:
- Длина -1870 м
- Высота истока -180м
- Высота устья — 0 м
- Выразительно прочитайте стихотворение
- Приведите примеры художественных средств, используемых поэтом для создания выразительности
- Создайте и выразительно прочитайте свой синквейн о Доне
Кейс №4 “Терек”
- Покажите на карте реку Терек.
- Найдите в тексте стихотворения сведения о характере течения реки.
- Определите устье Терека.
- Определите его исток.
- Какими породами сложено русло реки Терек?
- Определите тип питания реки.
- Рассчитайте уклон реки Терек, если:
- Длина — 623 м
- Высота истока — 2713 м
- Высота устья — 28м
- Выразительно прочитайте стихотворение
- Приведите примеры художественных средств, используемых поэтом для создания выразительности
- Создайте и выразительно прочитайте свой синквейн о Тереке.
Приложение 3.
Ответы на задания в кейсах.
Кейс №1 “Енисей”
1. Определите, какие ПЗ пересекает река (степи, лесо-степи, смешенные и широколиственные леса, тайга, лесо — тудра, тундра)
2. Как человек использует ресурсы реки? (Самые мощные ГЭС в России Саяно-Шушенская, Красноярская)
3. О каких горах идет речь в стихотворении? (Восточные и Западные Саяны)
4. Найдите в тексте подтверждение полноводности Енисея (“Чуть виден берег с теплохода, настолько Енисей широк, и океанские заходят суда, так Енисей глубок” )
5. Почему морские суда можно встретить на Енисее? ( Устье Енисея — море , глубина реки -11 м, мах 28 м )
6. Уклон реки Енисей- 18 см/км в кв.
Кейс №2 “Волга”
1. Найдите в стихах подтверждения характера течения реки (равнинная река)
2. Какие деревья типичны для берегов Волги и почему? ( ивы)
3. Какая река “все же смогла “прижаться” к Волге, и как это произошло? (Дон, через Волго-Донской канал)
4. С какими реками связана Волга? (Дон, Нива, )
5. Почему в стихотворении так много говорится о связи Волги с Россией?
6. Уклон реки Волги — 7 см/км в кв.
Кейс №3 “Дон”
1. Возможно ли путешествие к Дону по Волге, Клязьме и Неве (да, возможны по системе каналов.)
2. Найди подтверждения в стихах о характере течения реки (Дон равнинная река)
3. Почему автор стихотворения упоминает сословие казаков? Как они связаны с Доном?
4. Какие ПЗ расположены вдоль реки? (лесостепи, степи)
5. В каких поселениях живут казаки? (станицы)
6. Уклон реки Дон, если – 10 см/км в кв.
Кейс №4 “Терек”
1. Найдите в тексте стихотворения сведения о характере течения реки (река горная и равнинная)
2. Определите устье Терека (Каспий)
3. Определите его исток (Кавказ)
4. Какими породами сложено русло реки Терек? (магматическими)
5. Определите тип питания реки (ледниковый и дождевой)
6. Уклон реки Терек — 440 см/км в кв.
Радиоактивные частицы в пойме реки Енисей (Россия): характеристика, выщелачивание и потенциальное воздействие на окружающую среду
. 2019 ноябрь; 208-209:105991.
doi: 10.1016/j.jenvrad.2019.105991. Epub 2019 7 июня.
Александр Болсуновский 1 , Михаил Мельгунов 2
Принадлежности
Принадлежности
- 1 Институт биофизики СО РАН, Красноярск, 660036, Россия. Электронный адрес: [email protected].
- 2 Институт геологии и минералогии СО РАН, Новосибирск, 630090, Россия.
- PMID: 31181344
- DOI: 10.1016/j.jenvrad.2019.105991
Александр Болсуновский и др. J Environ Radioact. 2019 ноябрь
. 2019 ноябрь; 208-209:105991.
doi: 10.1016/j.jenvrad.2019.105991. Эпаб 20197 июня.
Авторы
Александр Болсуновский 1 , Михаил Мельгунов 2
Принадлежности
- 1 Институт биофизики СО РАН, Красноярск, 660036, Россия. Электронный адрес: [email protected].
- 2 Институт геологии и минералогии СО РАН, Новосибирск, 630090, Россия.
- PMID: 31181344
- DOI: 10.1016/j.jenvrad.2019.105991
Абстрактный
В результате работы Горно-химического комбината (ГХК), крупнейшего производителя оружейного плутония в России, произошло радиоактивное заражение поймы реки Енисей. Исследования, проведенные в Новосибирском и Красноярском институтах, показали, что пойма Енисея ниже ГХК загрязнена радиоактивными частицами (РЧ) различного типа и активности. Аналитическая характеристика РП показала, что большую часть из них составляли частицы топлива, вынесенные в Енисей после аварий на реакторах ГХК. Отношения изотопов плутония и цезия ( 238 Pu/ 239 240 Pu; 137 Cs/ 134 Cs) существенно различаются между частицами, что указывает на разные условия источника и временные интервалы формирования РП. Помимо топливных РП, были частицы, содержащие активационные радионуклиды. Эксперимент по растворению РФП с использованием модельного раствора (имитация желудочного сока) показал разные суммарные извлечения радионуклидов из частиц: 60 Co и 137 Cs извлечения были самыми низкими, извлекаемые фракции изотопов европия и америция были самыми низкими. по величине, а плутоний занимал промежуточное положение. Высокие концентрации радионуклидов в РП являются источниками облучения организмов водных и наземных экосистем малыми дозами облучения. Растительные биоанализы действия γ-излучения РФ показали влияние малых доз γ-излучения на ростовые параметры водного растения Elodea canadensis, произрастающего в пойме р. Енисей. Присутствие РФЧ из разных источников в пойме Енисея делает этот регион уникальным местом для изучения воздействия частиц на окружающую среду.
Ключевые слова: Топливные частицы; Инциденты на плутониевых реакторах; Выщелачивающие эксперименты; Низкие дозы; Биоанализы растений; Пойма реки Енисей.
Copyright © 2019 Elsevier Ltd. Все права защищены.
Похожие статьи
Уникальное разнообразие радиоактивных частиц обнаружено в пойме реки Енисей.
Болсуновский А., Мельгунов М., Чугуевский А., Линд О.С., Салбу Б. Болсуновский А. и др. Научный представитель, 11 сентября 2017 г .; 7 (1): 11132. doi: 10.1038/s41598-017-11557-7. Научный представитель 2017. PMID: 28894261 Бесплатная статья ЧВК.
Биомониторинг радиоактивного загрязнения реки Енисей с использованием водных растений.
Болсуновский А., Дементьев Д., Трофимова Е. Болсуновский А. и др. J Environ Radioact. 2020 янв;211:106100. doi: 10.1016/j.jenvrad.2019.106100. Epub 2019 15 ноября. J Environ Radioact. 2020. PMID: 31739227
Накопление и выделение 241Am макрофитом реки Енисей (Elodea canadensis).
Болсуновский А., Зотина Т., Бондарева Л. Болсуновский А. и др. J Environ Radioact. 2005;81(1):33-46. doi: 10.1016/j.jenvrad.2004.10.012. J Environ Radioact. 2005. PMID: 15748659
Сравнительное изучение биоты и донных отложений как мониторов плутония в р. Енисей (Сибирь, Россия).
Зотина Т.А., Мельгунов М.С., Дементьев Д.В., Мирошниченко Л.В., Александрова Ю.В. Зотина Т.А. и соавт. J Environ Radioact. 2021 окт; 237:106723. doi: 10.1016/j.jenvrad.2021.106723. Epub 2021 23 августа. J Environ Radioact. 2021. PMID: 34438257
Производство плутония и внедрение частиц в организм человека.
Романов С.А., Ефимов А.В., Аладова Е.Е., Суслова К.Г., Кузнецова И.С., Соколова А.В., Хохряков В.В., Сыпко С.А., Ишунина М.В., Хохряков В.Ф. Романов С.А., и соавт. J Environ Radioact. 2020 янв;211:106073. doi: 10.1016/j.jenvrad.2019.106073. Epub 2019 9 октября. J Environ Radioact. 2020. PMID: 31605814 Обзор.
Посмотреть все похожие статьи
Цитируется
Влияние гамма-излучения на цитогенетические и ростовые конечные точки проростков Allium cepa в длительных экспериментах.
Болсуновский А. Ю., Трофимова Е.А., Зуева А.В., Дементьев Д.В., Петриченков М.В. Болсуновский А.Ю. и соавт. Докл. Биохим. Биофиз. 2022 Апрель; 503 (1): 85-89. дои: 10.1134/S1607672922020028. Epub 2022 10 мая. Докл. Биохим. Биофиз. 2022. PMID: 35538284 Бесплатная статья ЧВК.
термины MeSH
вещества
530 000 мест, где можно производить чистую энергию
Существует множество мест, где вода может храниться и использоваться для производства энергии по запросу. Но только часть из них действительно необходима для удовлетворения потребностей людей. Их количество, исчисляемое сотнями тысяч, является последним напоминанием об огромном потенциале воды как возобновляемого источника энергии.
В начале апреля Эндрю Блейкерс , профессор Австралийского национального университета , вместе с группой исследователей опубликовал карту мира, показывающую 530 000 мест , которые считаются подходящими для гидроаккумулирования . На каждом участке есть верхний и нижний водоемы, между которыми можно построить насосную станцию и сеть туннелей, чтобы использовать перепад высот.
Также известная как схема гидроаккумулирования, она работает следующим образом: вода из верхнего резервуара проходит через сеть туннелей и достигает станции, где она вращает турбины для выработки электроэнергии. Затем он сливается в нижний резервуар. Позже вода перекачивается обратно в верхний резервуар, чтобы при необходимости возобновить процесс.
Исследование Австралийского национального университета показало, что схемы гидроаккумулирования обеспечивают 97% накопления энергии во всем мире , благодаря очень низкой стоимости энергосистемы, которая использует характеристики конкретных ландшафтов.
Чистые источники энергии: огромный потенциал для мирового спроса
От Соединенных Штатов до Бразилии, от Южной Африки до Саудовской Аравии, от Китая до Австралии, места, показанные на карте, подготовленной университетом, включают почти все континенты. Если их всех эксплуатировали, их 9Согласно исследованию, емкость накопителя энергии 0085 составит 22 миллиона гигаватт-часов (ГВтч) , что «в несколько сотен раз больше, чем требуется для поддержки всей глобальной сети производства экологически чистой энергии».
Исследователи отметили, что в Австралии накопительной мощности в 20 ГВтч на миллион человек будет достаточно, чтобы обеспечить энергоснабжение страны только из чистых источников.
Река Енисей
И это не случайно, что университет освещает эту огромную возможность для устойчивого развития. На самом деле, рабочие готовятся к строительству Snowy 2.0, крупнейшей схемы такого рода в стране, для которой Salini Impregilo была заказана вместе с местным партнером Clough.
Гидроэнергетика является горячей темой в Австралии, и исследование помогло стимулировать дебаты. В дополнение к Snowy 2.0 8 апреля было объявлено, что одобрение получил еще один гидроэнергетический проект, Кидстонский гидроаккумулирующий гидроузел. Завод, который будет построен в Квинсленде, позволит местному правительству достичь цели по обеспечению 50% потребности штата в энергии из возобновляемых источников к 2030 году.
Обеспечение мира чистой энергией
Исследователи из Австралийского национального университета определили 22 000 мест для гидроаккумулирующих гидроэлектростанций в Австралии. Эта первая карта была лишь началом проекта, который позволил им почти два года спустя отметить все места на земном шаре, которые могли бы внести реальный вклад в удовлетворение глобального спроса на чистую энергию.
Объявляя результаты исследования, исследователь Мэтью Стокс отметил, что «лишь небольшая часть из 530 000 потенциальных объектов, которые мы определили, потребуется для поддержки глобальной системы электроснабжения, на 100% возобновляемой. Мы определили так много потенциальных площадок, что потребуется гораздо меньше одного процента лучших».
Исследование, опубликованное престижным научным журналом Elsevier, открывает новые горизонты в области производства и управления экологически чистой энергией и является призывом к правительствам инвестировать в одну из наиболее эффективных технологий снижения загрязнения от источников энергии из ископаемого топлива.