История московских небоскребов — Газета.Ru
Москва всегда была городом горизонталей, а не вертикалей. Путешественники прошлых веков в один голос отмечали, что город широк, но не высок, будто его, как масло, размазали по огромному ломтю Восточно-Европейской равнины. Секретарь персидского шаха Орудж-Бек, побывавший здесь в конце XVI века, сетовал, что Москва — расточительница и занимает «земли больше, чем необходимо»: возле домов — сады, луга — между улицами. «Газета.Ru» проследила за эволюцией московских высоток.
До начала ХХ века город рос вширь, а не ввысь, осваивая земли вокруг себя экстенсивным путем. По данным переписи 1881 года, дома в один и два этажа составляли 95% жилого фонда.
По оси «игрек» в стародавние времена росли только церкви — во главе с Иваном Великим. Кремлевская колокольня была самым высоким зданием в городе на протяжении трех веков, правда с перерывами, что породило ныне почти забытую поговорку — «Высотой с Ивана, умом с болвана». Заложенная в XVI веке итальянцами, она в 1600 году доросла до 81 м, переплюнув, таким образом, самую высокую башню Кремлевской стены — Троицкую.
Иван Великий, сравнимый с 30-этажным домом, был осью, вокруг которой вращалась вся архитектура «одноэтажной Москвы» — с ее деревянными избушками, каменными палатами и другими, попроще, церквями, которые, по указу Ивана Грозного, нельзя было строить выше его белокаменного тезки.
Ослушаться грозного царя спустя два века после его смерти решился граф Меньшиков. Впоследствии фактический правитель империи, в 1708 году он построил на Чистых прудах 84-метровую колокольню, получившую в народе прозвище «Меньшикова башня». Это была одна из первых статусных битв между Москвой и нарождающимся тогда Петербургом —
в Мясницкой слободе появилась уменьшенная копия Петропавловского собора, завершавшаяся 30-метровым шпилем.
Но проходит слава мирская — в 1723 году в шпиль бьет молния, храм сгорает, а спустя еще четыре года приходит конец и карьере его создателя — Александра Меньшикова лишают имущества и наград и ссылают в Сибирь, где он вскоре и умрет. Иван Великий возвращает себе звание самой высокой постройки Москвы — больше чем на век.
В 1881 году триумфально открывается главный московский долгострой, храм, про который в тогдашних путеводителях писали: «Выполнен топорно, без оригинальных архитектурных решений». Храм Христа Спасителя строился почти 50 лет, перевидал за это время трех императоров и в итоге все-таки стал самым высоким зданием Москвы — 103 м. Средневековому Ивану Великому храм Христа Спасителя, впрочем, визуально все равно проигрывал — за счет рельефа. Если Боровицкий холм, на котором стоит старая колокольня, действительно холм, то от Чертольского, располагавшегося когда-то на месте Волхонки, осталось одно название.
close
100%
Но кончается XIX век, а вместе с ним — и история патриархальной Москвы. Уходят в прошлое деревянные домики, сбегающиеся к златоглавым церквям, и вот — человек если не выше, то почти равен Богу, во всяком случае в архитектуре. По всему городу вырастают громады доходных домов, которые обыватель зовет «уродами» и «вавилонскими башнями» и в которых при этом изо всех сил спешит снять уголок.
В 1904-м на Садовом вырастает восьмиэтажный дом Афремова — «водочный король» построил его в кредит и потому усиленно рекламировал, преподнося с помощью газетчиков как самый высокий дом не только в России, но и в Европе. Рассчитан был первый московский «тучерез», как тогда называли небоскребы, на несемейных железнодорожных служащих (до трех вокзалов — рукой подать). Скромность апартаментов отчасти компенсировалась способом доставки туда жильцов:
в доме работал лифт, и это был, конечно, не экранный поезд братьев Люмьер, но аттракцион еще тот.
Поднявшись наверх, пассажиры вертикального транспорта могли наблюдать за душевными метаниями своих собратьев из горизонтального. По Садовому тогда ходили трамваи, и перед новым домом они резко пустели. Впечатлительные особы, опасаясь, что диковинный «тучерез» на них рухнет, обходили его по противоположной стороне улицы, после чего садились в другой трамвай и продолжали путь.
Афремовский дом был событием, таким, что десять лет не давал покоя, например, молокозаводчикам Орликам. В 1915 году
они построили там же, возле Красных ворот, собственный «небоскреб», поставив перед архитектором единственное условие — чтобы наша трава была зеленей (то есть выше) соседской.
Орликова громада, вплотную примыкающая к афремовской, действительно его переплюнула — на пол-этажа. Но для города это уже значения не имело: с 1914 года самым высоким жилым зданием в Москве становится «дом дешевых квартир Нирнзее» в Гнездниковском переулке.
Москва бьет с носка
Москва — такой город, где можно припарковать «бэху» на Вэдэхе, выпить браги на Преобраге и кинуть тушку…
03 сентября 13:01
Эрнест-Ришард Нирнзее не был ни фабрикантом, ни купцом. На доходных домах он разбогател в качестве архитектора: годами строил для других и в итоге стал работать на себя. В узком и кривом переулке у Страстной площади предприимчивый немец воздвиг десятиэтажный каменный «комод», внутри больше смахивающий на гостиницу: сквозные коридоры проходили через весь этаж, и, если бы в доме были дети, они бы непременно рассекали по ним на велосипедах. Но детей не было: съемные «малогабаритки» (от 28 кв. м) занимали в основном не обремененные семьей служащие, отчего творение Нирнзее прозвали «домом холостяков».
11-й этаж занимала «Крыша» — лучшая веранда Москвы, дальний предок современной «Крыши мира», только не с гламуром, а богемой, где главным достоинством была, конечно, не кухня, а вид.
Этим видом в разные годы наслаждались квартировавшие у Нирнзее Маяковский и Бурлюк, а в годы застоя — товарищ Новосельцев с Людмилой Прокофьевной.
Сцену на крыше статистического учреждения для «Служебного романа» снимали именно здесь.
В общем же, нирнзеевская крыша квартирантам заменяла отсутствующий двор — наверху стояли шезлонги и кадки с цветами, работал детский сад, а зимой там заливали каток. Сейчас это кажется утопией — но нет, это просто исключение в городе, где общественным пространством крыши в массовом порядке так и не стали, в очередной раз подтверждая, что Москва предпочитает расти вширь.
После революции «тучерез» стал Чемодосом — Четвертым Домом Моссовета и совершенно потерялся за «мордвиновскими домами», выросшими по обе стороны расширенной втрое Тверской.
История московских небоскребов чудна и извилиста. В 1931 году Иван Великий в последний, третий раз становится главной высотной доминантой города. 5 декабря в 12 часов дня храм Христа Спасителя сотрясают два взрыва,
каменные святые слетают с парапетов — позже ими, уже в виде крошки, посыплют дорожки в парках и облицуют станции метро.
А спустя еще три года Иван Великий и вовсе лишится конкурентов, потеряв свою давнюю невесту — окутанную легендами Сухаревскую башню (60 м). В 1934 году ее сломают по личному распоряжению Сталина — с формулировкой «советские люди сумеют создать более величественные и достопамятные образцы архитектурного творчества».
И, конечно, главным таким образцом должен был стать Дворец Советов, заложенный на месте взорванного храм Христа Спасителя.
До нас он дошел лишь на бумаге — высочайший на Земле небоскреб (320 м), увенчанный стометровой статуей Ленина.Это примерно как как статуя Свободы, стоящая на постаменте размером с Эмпайр-стейт-билдинг.
Но стройку сначала заморозили, а потом и вовсе бросили. В Чертолье, ныне это окрестности метро «Кропоткинская», вертикаль снова уступила место горизонтали — на месте храма открыли совершенно плоский бассейн «Москва».
Дворец Советов, этот первый, несбывшийся плод «большого стиля», как мертвый Осирис, породил новую жизнь — «семь сестер», как зовут в путеводителях сталинские высотки. С ученьем во главе: главное здание МГУ на Воробьевых горах (240 м) на протяжении 50 лет было главным небоскребом Москвы. А еще — самым дорогим и большим презентом ко Дню города. Ведь
все семь (а по изначальному плану — восемь) советских небоскребов были заложены в один день, 7 сентября 1947 года, в честь 800-летия Москвы, и это не облака перед салютом разгонять.
Высота зданий породила массу баек: верхние этажи якобы построены хуже, чем нижние, потому что прорабы туда не поднимались, боясь, что их скинут вниз строители-зэки. Легенда гласит, что двое заключенных, как Икар и Дедал, спрыгнули с крыши МГУ на самодельном летательном аппарате. Что с ними стало, неизвестно. Идею увеличить высоту зданий за счет шпилей приписывают самому Сталину — дескать, он лично, затянувшись трубкой, пририсовал вертикальную черту над первоначальными чертежами.
Скромное обоняние столичной буржуазии
На вопрос — чем пахнет Москва — с ходу и не ответишь. Особенно летом, когда пахнет она решительно…
26 июля 12:43
«Cемь сестер», как семь нянек, безраздельно опекали Москву до середины 2000-х — пока на месте очередной отжившей промзоны не построили первые небоскребы «Москва-Сити». Нарисованные на бумаге еще на заре 90-х, они тогда казались ненамного реальней, чем Дворец Советов. И вот в 2007 году открывается 268-метровая «Башня на Набережной», практически «Дом на набережной», но для новых элит, где вместо трифоновских партийцев — офисные клерки.
Высотная ось Москвы смещается на запад — и со строчной, и с заглавной буквы.
Спустя два года рядом с «Башней на Набережной» вырастает «Город Столиц» — самый высокий комплекс зданий во всей Европе. 300-метровая башня «Москва», что примечательно, на сей раз попирает 255-метровый «Санкт-Петербург» — времена уже не меньшиковские.
Проходит еще немного — и «Город Столиц» затмевает «Башня Федерация». Подобно Нирнзее, Сергей Полонский приглашал арендаторов подышать на крыше своего детища «горным воздухом» — и, в общем-то, так же, как и его дореволюционный коллега, в финале скатился по лестнице — в карцер «Матросской Тишины». Вниз по вертикали, увы, во все времена двигаться легче.
Город же пока упорно движется вверх, и возвышение Москвы в этом смысле происходит не в XIV веке, а сейчас.
Иван Великий выше одноэтажного дома в десятки раз, разрыв между «Башней Федерация» и 17-этажкой из типового «спальника» — всего семь раз.
Но сидя под крышей московской «панельки», не грех об этой относительности забыть — когда-то на такую высоту поднимались лишь птицы да звонари, а теперь смотреть на мир со своей колокольни может практически каждый.
Автор — гид «Экскурс-бюро №1».
Спорные высоты Будет ли Петербург 21 века образцом архитектурного стиля?: Регионы: Россия: Lenta.ru
Архитектурные ансамбли Санкт-Петербурга завораживают горожан и гостей города. Но в то время как одни постройки вызывают неподдельный восторг, другие — горячие споры и противостояние жителей, властей и девелоперов. В постсоветские годы родилось множество мифов относительно его внешнего вида, и сегодня вопросы застройки Петербурга окутаны легендами почище древнерусских былин. Изначально застройкой города на Неве руководил лично Петр I, считается, что дальше город развивался и застраивался по созданному им плану. «Лента.ру» разбиралась — где правда, а где вымысел.
Символ империи
Один из самых распространенных мифов о застройке Петербурга связан с высотностью зданий: якобы в городе запрещалось строить дома выше Петропавловского собора. Чтобы опровергнуть или подтвердить его, а также другие домыслы, углубимся в историю.
Построенный на болотах колоссальными усилиями город, ставший столицей государства, должен был символизировать новую могущественную Россию. Петр I не только пытался создать новый центр, но и показать всему миру военную и культурную мощь империи. Важнейшей задачей в это время было укрепление экономических и культурных связей с Европой, а основным движущим механизмом строительства — абсолютная политическая воля самодержца. Возведение города-порта на Балтике осложняли неблагоприятный климат, отсутствие инфраструктуры, болотистая почва, сложный рельеф местности — дельта Невы.
Застройка доминант осуществлялась по планам, лично контролируемым и утверждаемым монархом. Эта традиция, кстати, сохранялась вплоть до революции 1917 года.
Силуэт Санкт-Петербурга, или «небесная линия», начал формироваться с первых десятилетий истории города. Создавался он в соответствии с предпочтениями царя. Облик складывался за счет контраста между ординарной застройкой и крупными доминантами, которыми становились наиболее важные здания. Город застраивался в соответствии с единым планом, причем дома следовало размещать фасадами по «красным линиям застройки», то есть император старался представить, как сейчас сказали бы, «товар лицом». Облик города создавали иностранные архитекторы. Но Петр I заботился и о том, чтобы развивалась российская архитектурная школа, поэтому у европейских зодчих, как правило, были русские ученики.
Почти каменный город
Перед основателем Санкт-Петербурга стояло две важнейших задачи: создать первый в России образцовый европейский город и обезопасить его от пожаров — главного бедствия европейских городов того времени. Самые красивые здания должны были располагаться так, чтобы их видели с прибывающих кораблей гости города. Швартовавшиеся в порту суда должны были проходить наиболее презентабельные кварталы. Главной точкой торговли и портовой жизни, а значит и распространения всех новостей, была территории стрелки Васильевского острова, Петропавловской крепости и прилегающие районы.
Фото: Владимир Астапкович / РИА Новости
Именно поэтому город застраивался со стороны Балтики, откуда суда проходили мимо красивых набережных. Первые «образцовые» набережные появились на Васильевском острове и противоположной стороне Невы. Прилегающие к ним территории Петр I велел застраивать приближенной знати. Причем, дома надлежало строить исключительно каменные. Однако планы по созданию каменной столицы требовали целой армии мастеров. Откуда же их взять? Петр нашел нетривиальное решение проблемы: в 1714 году издал указ о запрещении каменного строительства по всей России, кроме Санкт-Петербурга. Оставшиеся без работы каменщики со всей страны сами стали стекаться в столицу. Хотя необжитая территория нового города мало их привлекала, поэтому многих сгоняли насильно. Кирпичи были очень дорогими.
Существенная часть зданий, несмотря на строжайший запрет, строилась из дерева с имитаций камня в покраске и штукатурке. Свой вклад в красоту Петербурга внесли знатные вельможи — они строили свои дома по утвержденной технологии и там, где им разрешали в рамках общего плана застройки города. Наиболее сложные задачи — осушение болот, создание ансамблей соборов, монастырей и государственных зданий — решались за счет государственной казны.
Не обогнали Европу
В первой половине XVIII века рядовая застройка Петербурга была в основном одно- и двухэтажной. Почти все относящиеся к тому времени высотные здания представляли собой ярусные башни, в некоторых случаях увенчанные шпилями. Петр не пытался ограничивать их высоту, наоборот, старался сделать их максимально высокими. Петропавловский собор, остающийся символом Петербурга, изначально достигал 110 метров, а в XIX веке был перестроен до 122,5 метра. Первому архитектору города, итальянцу Доменико Трезини было приказано построить здание, превосходящее по высоте московские, — колокольню Ивана Великого и Меншикову башню. Вслед за собором были построены и другие высокие здания: Троицкая и Исаакиевская церкви, Адмиралтейство, Партикулярная верфь, Конюшенный и Литейный дворы, Кунсткамера.
Но все они были ниже Петропавловского собора. В России вплоть до середины XX века, а в Петербурге еще дольше (до начала 2000-х) — он оставался самым высоким зданием. Видимо, отсюда и родилось неверное представление о якобы действовавших в Северной столице ограничениях на высоту застройки.
При этом самые высокие сооружения возводились благодаря российским монархам. Одними из главных символов Петербурга постпетровской эпохи стали здания в стиле елизаветинского барокко. Обер-архитектор императрицы Елизаветы Петровны Франческо Растрелли известен каждому, главным образом, в связи с одной из его поздних работ — Зимним дворцом, где сегодня расположен Эрмитаж. Под руководством Растрелли был перестроен Екатерининский дворец, создан ансамбль в Петергофе. На закате карьеры Растрелли отметился еще одним шедевром — комплексом Смольного монастыря. Изначально предполагалось, что комплекс зданий начнется с колокольни, высота которой составит около 160 метров, таким образом, комплекс стал бы самым высоким в Европе. Для сравнения — это треть небоскреба Лахта-центра или, примерно, высота здания Министерства иностранных дел (МИД) в Москве. Однако этим планам не суждено было сбыться: возведению помешала война с Пруссией. Проект высокой колокольни свернули полностью, а строительство Смольного монастыря замедлилось. Завершал работу над архитектурным ансамблем ученик Растрелли — Юрий Фельтен. Проект был закончен лишь в XIX веке и имел максимальную высоту зданий в 84 метра.
Позвали на стрелку
Самые красивые здания Петербурга строились по прямому указу российских монархов либо самых приближенных и влиятельных вельмож. Но и тогда в обществе не было единства в понимании прекрасного. Так случилось при создании архитектурного облика стрелки Васильевского острова. Она начала застраиваться еще при Петре I. Стрелка должна была стать культурным и деловым центром города. Для этого архитектором Трезини в 1719-1721 годах был создан проект постройки здесь правительственных учреждений — здания коллегий, биржи, гостиного двора и собора.
В начале 1720-х вдоль Большой Невы заложили фундаменты под Кунсткамеру, дворец царицы Прасковьи Федоровны, позднее отданный Академии наук. Северный берег оставался портовым районом, даже после того, как здесь уже были построены Гостиный двор, дома Апраксиных, Демидовых, Нарышкиных, Лопухиных. В 1730 годы в этих зданиях разместились биржа, таможня и склады.
Фото: Владимир Астапкович / РИА Новости
Страсти разгорелись вокруг строительства нового здания биржи, которое должно было отвечать потребностям растущей российской экономики. Изначально проект был поручен любимцу императорского двора — архитектору Джакомо Кваренги. Им построено едва ли не самое большое число дошедших до нашего времени знаковых зданий в Петербурге, в том числе в 1783-1789 годы по его проекту на берегу Большой Невы были созданы главное здание Академии наук и вогнутая часть северного пакгауза. Он также проектировал здание Эрмитажного театра, где до конца жизни имел квартиру.
Тем не менее, выполненный в модном палладианском стиле проект биржи оказался под огнем критики — купцам оно решительно не нравилось, говорили, что здание не соответствует духу Петербурга. В результате новую биржу создал менее титулованный, но не менее талантливый французский архитектор Тома де Томон. По легенде, идея с планировкой Стрелки пришла, когда ему подавали завтрак на подносе с парой кофейных чашек и кофейником посередине. Так родился ансамбль из классического здания биржи и ростральных колонн со статуями морских божеств у подножия. Этот проект пришелся по душе общественности. Впрочем, постройка напоминает некоторые известные архитектурные сооружения. Поэтому специалисты иногда и до сих называют де Томона модным плагиатором. Война 1812 года снизила популярность французского архитектора, ансамбль стрелки Васильевского острова завершали другие зодчие. А здание Петербургской биржи по проекту Кваренги было разобрано, что не мешало великому зодчему продолжать строить здания, которыми мы любуемся по сей день.
На высоте
Вопрос о высоте застройки не закреплялся в строительных регламентах Петербурга вплоть до середины XIX века. Возникновение этого документа было связано с периодом начала активного жилищного строительства в городе, сопровождавшегося массовым появлением 5-6 этажных зданий. Регламент ограничивал максимальную высоту новых гражданских построек (причем не имел никаких привязок к высоте Петропавловского собора).
До начала XX века все строительство в России базировалось на сословных принципах: в соответствии со званиями и чинами владельцев домов. В качестве ориентира для гражданского строительства была взята высота Зимнего дворца до венчающего карниза — в тот момент 11 сажень или примерно 23,5 метра. Строить жилье выше запрещалось. «Высотный регламент, введенный в практику петербургского строительства в середине XIX века, непреложно соблюдался вплоть до революции 1917 года. Норма, установленная высотным регламентом, не распространялась на культовое зодчество. Допускалось превышение предельной высоты гражданских построек при устройстве жилых мансард и создании локальных силуэтных акцентов в виде небольших башен, шпилей или бельведеров. Исключительно техническими требованиями диктовался выбор высоты труб заводов и фабрик, а также таких промышленных объектов, как водонапорные башни или элеваторы. Строгость установленных ограничений не помешала, однако, появлению в предреволюционные годы в Петербурге таких диссонирующих с исторической средой высотных сооружений, как «железо-стеклянные» световые фонари над зданиями Музея училища Штиглица и Главного штаба», — рассказывает Владимир Лисовский, профессор Института живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина Российской академии художеств.
Тогда же, в середине XIX века, была утверждена так называемая квартальная застройка: высота возводимых зданий не должна была превышать ширину улицы, на которой они расположены. Позднее строительный устав включили в Свод законов Российской империи, который просуществовал вплоть до образования СССР. Он закрепился в том числе благодаря строительству гармоничных зданий, пристраивавшихся к Зимнему дворцу и образовавших комплекс императорской резиденции. Ограничения по высоте не распространялись на культовые сооружения и промышленные предприятия.
Поиск компромисса
В современной культурной столице России споры по поводу целесообразности строительства того или иного здания — дело привычное. Вспомните дискуссии вокруг «Охта-Центра» или изменение панорамы стрелки Васильевского острова из-за строительства высоток в районе ДК имени Кирова. Эксперты признают, что проблема сохранения исторической застройки в Петербурге, как и в других российских мегаполисах, всегда требует компромиссного решения и диалога. Тем более, если ее доля велика. Для города на Неве это особенно актуально: если в среднем в российских городах сохранилось не более 10 процентов исторической капитальной застройки, в Санкт-Петербурге — почти треть.
Фото: Анатолий Медведь / РИА Новости
Что же будет предопределять дух города в нынешнем столетии? «Петербург по замыслу был уникальным градостроительным экспериментом, ничего подобного до Петра никто не решался делать. Существовали колонии, где завоеватели с помощью градостроительства навязывали свои порядки. Петр же использовал архитектуру и градостроительство как способ добровольной интеграции двух больших культур. Доказательство невероятного успеха этого эксперимента — невероятный расцвет русской культуры в последующие столетия. Петербург подарил миру великую литературу и великую авангардную живопись и архитектуру. И сегодня у города может быть только “хороший путь” — возвращение к лучшим европейским практикам. Город должен не просто строить лучшее из того, что может предложить Европа. Он должен вернуться к европейским градостроительным приемам, которые позволили бы создать среду, адекватную потребностям современного человека — предсказуемую, эстетически интересную и разнообразную, комфортную для горожанина, открывающую возможности для взаимодействия людей и бизнесов. Вредно думать, будто мы можем строить дома-гетто или дома-пародии на архитектуру прошлых веков, и при этом процветать. Не надо забывать, что история успеха большинства современных городов — это история, в первую очередь, градостроительного успеха», — полагает Мария Элькина, архитектурный критик, куратор выставки «Петербург 2103».
Фото: Anton Vaganov / Reuters
«Есть удивительные памятники, которые важно и нужно сохранять. Но есть зона, непригодная для качественного жилья изначально. Воссоздавать в изначальном виде эти здания невозможно. Они не соответствуют никаким современным нормам — от санитарных до противопожарных», — поясняет управляющий партнер юридической фирмы CLC Наталья Шатихина. Она также напоминает о «теории разбитых окон», появившейся в США почти 40 лет назад и многократно проверенной практикой. Исследования показали, что мелкие правонарушения (граффити, мусор, разбитые окна), а также в целом неухоженные и запущенные территории способны порождать не только социальную напряженность, но и преступность, провоцируя людей на худшее поведение. «Очаговая встройка в такие зоны, включая ветхие и депрессивные кварталы советского периода, только усугубляет социальную ситуацию», — уверена Шатихина.
Кроме того, как правило, в таких районах живут социально неустроенные граждане и мигранты. Аварийные дома оказываются фактически заселенными, при этом выпадая из-под контроля государства — местных властей и правоохранительных органов. «Мы видим это не только на примерах нашей страны, но и в Европе. Этнически организованное расселение в целом является фактором, снижающим криминальные риски. Мигранты, рассредоточенные же по очагам ветхости и депрессивности, не имеют устойчивых связей даже внутри своих общин и диаспор, что делает их невидимками, появляющимися лишь в криминальных сводках», — отмечает эксперт.
Председатель совета директоров девелопера Setl Group Максим Шубарев также признает проблему ветхого жилья в Петербурге. «Я здесь родился и вырос и всегда испытываю сожаление, если доводится видеть такие неблагополучные места. Работать с этой проблемой можно и нужно, но механизмы требуются достаточно сложные. Сегодня мы сталкиваемся со случаями единичного строительства, которые, как правило, для инвестора связаны с высокими рисками выхода за грань рентабельности», — говорит он.
Шубарев подчеркивает, что «говорить в подобных проектах о прибыли как самоцели неверно», это работа на будущее города. Поэтому, по его словам, важно широко обсуждать такие проекты, искать гибкие решения, при которых инвестору будет интересно подключаться к зонам старой застройки и создавать комфортную среду для горожан.
Петр Великий: факты и свершения
В течение жизни Петр Великий превратил Россию из длиннобородой и политической стагнации в нового соперника в европейском мире. Петр Великий приказал создать русский флот, начал строительство города Санкт-Петербурга и объявил Россию мировой империей. Однако за политическими маневрами стоял человек, печально известный своим европейским турне, огромным ростом и жестоким темпераментом.
Петр Великий Факты
Петр Великий (1672-1725) был четвертым царем из династии Романовых. Он правил с 1682 по 1725 год, человек крупный как личностью, так и физическими размерами. Он был ростом 6 футов и 8 дюймов, в то время как средний рост в то время составлял около 5 футов 6 дюймов. Родившийся как Петр Алексеевич (Петр — английская версия Петра), Петр дал себе эпитет «великий» к концу своего правления. Учитывая его достижения, историки изо всех сил пытались возразить против самопровозглашенного величия монарха.
Хронология жизни Петра Великого
1672 г.н.э.: Петр Великий родился в Москве, Россия, 14-й ребенок своего отца царя Алексея (Алексея).
1682 г.н.э.: Петр Великий начинает совместное правление со своим сводным братом Иваном V.
1696 г.н.э.: Иван V умирает, и Петр становится единоличным правителем России.
1697 год н.э.: Питер отправляется в путешествие по Европе в рамках Великого Посольства.
1712 г.н.э.: Санкт-Петербург стал столицей России, «окном в Европу»
1721 г.н.э.: Петр провозглашает Россию империей, а себя императором.
1725 г. н.э.: Смерть Петра Великого.
Рис. 1- Петр Великий.
Смутное восхождение Петра Великого к власти
Далее следует сжатая версия российской политики, которая привела к восхождению Петра Великого на царство. Старайтесь не запутаться, пытаясь запомнить или произнести множество разных имен. Вместо этого сосредоточьтесь на том, как следующие события представляли Россию 17-го века и повлияли на Петра в детстве.
В России вспыхнула семейная борьба за власть после смерти сына царя Алексея I Федора III. Десятилетний Петр, еще один сын царя Алексея, был избран новым царем, хотя он не был первым в очереди на наследство России. Иван V, умственно отсталый сводный брат Петра, формально имел законные права на царство. Это спровоцировало конфликт между семьей Петра, Нарышкиных, и семьей Ивана, Милославских. Сестра Ивана Софья была лицом сопротивления Милославского Петру Великому.
Рис. 2- Искусство, изображающее Московское восстание 1682 года.
София организовала стрелецкую гвардию, элитную гвардию Москвы, для сопротивления семье Петра. Несколько членов семьи Петра были убиты, и мальчик был вынужден бежать из Москвы, отрекшись от престола в пользу Ивана V. За пределами Москвы Петр Великий рос, руководя военными играми, плавая в сельской местности и обучаясь у своей матери.
Петровский полк:
Живя под Москвой, Петр Великий устраивал реалистичные военные игры со своими богатыми дворянскими друзьями. Они носили форму и обращались за советом к настоящим военным генералам. В своих симулированных боях дети были жестоки и непреклонны, особенно Питер. Рост с 50 до 100, а в конечном итоге до 300 человек. Верный Петру, этот полк помогал Петру в противодействии попытке Софии прийти к власти. После того, как Петр стал царем России, Петровский полк стал официальной военной группой, составив основу Российской Императорской гвардии.
Позже Петр реинтегрировался в российскую политику, опасаясь контроля Софии над своим соправителем Иваном V. В 1689 году Петр Великий остановил Софию от попытки захватить власть, добившись успеха и заставив свою сводную сестру уйти в монастырь для остальных ее жизни. В 1696 году Иван V умер, и Петр стал единственным, бесспорным царем России. В раннем возрасте он столкнулся с отсталой политикой и насилием при русском дворе, что сильно повлияло на его характер.
Большое посольство Петра Великого
В 1697 году Петр направил военные действия против Крымского ханства, подданного Турции, контролировавшего Азовское море. Стремясь найти союзников в конфликте, Петр Великий отправился в свое путешествие по Европе.
Рис. 3- Питер на вечеринке в Голландии.
Путешествуя под псевдонимом Петр Михайлов (хотя рост не помогал скрыть его истинное лицо), русский правитель побывал в таких местах, как Голландия, Лондон и Пруссия. Петр узнал о кораблестроении, артиллерии и западной политике; он пригласил инженеров из Европы в Россию; он проникся европейской культурой, часто в пьяном виде в местном пабе.
Петр Великий как абсолютный монарх
Великое посольство еще больше открыло Петру глаза на успехи Европы и отсталость России XVII века. Стремясь привести свою страну к конкуренции с Западом, Петр Великий провел ряд агрессивных реформ.
[Петр Великий] не испытывал к [Западу] слепой сентиментальной привязанности, а, наоборот, относился к нему с трезвым недоверием.
-Историк Василий Ключевский
Осуществляя неограниченную власть над своими народами, Петр I провел следующие реформы:
- Европеизация русской придворной культуры (включая бритые бороды!)
- Модернизация русского календаря.
- Реформирование школьной системы и упрощение русского алфавита.
- Введено всеобщее налогообложение и стандартизирована российская валюта.
- Установлена система гражданских и воинских званий, которая определяла статус человека на основе заслуг (а не наследственности).
- Внедрение европейских технологий и идей в российскую армию и создание российского флота.
- Построен и провозглашен Санкт-Петербург столицей России.
Этот список не является исчерпывающим, но он указывает на некоторые решительные и быстрые меры, которые Петр Великий был готов принять, чтобы привести свою страну в порядок. Часто Петр был абсолютным в своем применении этих новых мер, по сути, принимая на себя полный диктаторский контроль над Россией. Некоторые сопротивлялись царю, но победы России над Швецией в битве Полтавы и Османской империи подтвердили реформы Петра.
Петр Великий или Петр Жестокий?
Жестокость царя Петра неоспорима. Хотя его народ любил его, его реформы навязывались запугиванием и страхом. После того, как его сын Алексей бежал из Москвы в рамках заговора и позже вернулся, Петр заключил Алексея в тюрьму и пытал до конца его жизни. После подавления инициативы своей сводной сестры Софии по захвату престола он слышал, как охранников казнили и вешали за пределами тюремной камеры, в которой он ее держал. соленья для его соблюдения.
Достижения Петра Великого
Я очень хочу исправить своих подданных, но мне стыдно признаться, что я не в состоянии исправить себя.
-Петр Великий
Если претензии Петра Великого как абсолютного монарха когда-либо оспаривались, то можно указать на 1721 год, когда Петр провозгласил Россию империей, а себя императором. Он принял эпитет «великий», уверенный, что его реформы изменили Россию к лучшему. Перед смертью в 1725 году царь Петр объявил своей преемницей жену Екатерину.
Рис. 4- Петр Великий ведет группу русских.
За время своего правления Петр Великий многого добился в виде военных завоеваний, политических и социальных реформ. Он ослабил власть Швеции и Османской империи, захватил земли на Балтике, что открыло России доступ к расширению морской торговли, и провел реформы, которые подготовили почву для того, чтобы Россия стала влиятельным игроком в европейских делах.
Петр Великий Значение
Однако после смерти Екатерины в 1727 г. явного и долговременного наследника российского престола не осталось. Несмотря на все реформы, которые провел Петр, он не обеспечил стабильного будущего России, произведя явного наследника. Вскоре последовали политические битвы за престолонаследие. Тем не менее реформированная Петром российская бюрократия (система чинов, основанная на заслугах и заслугах) гарантировала, что правительство просуществует до восшествия на престол Екатерины II (Великой) в 1762 г.
Рис. 5- Статуя Петра Великого в Санкт-Петербурге, Россия.
Петровские реформы и абсолютная власть подняли Россию до модернизированного, европейского статуса в XVIII веке, навсегда изменив ход русской истории. Многие статуи русского царя верхом на коне возвышаются по всей России, например, его массивная статуя в Санкт-Петербурге, свидетельствующая о непреходящем значении Петра Великого.
Петр Великий — Основные выводы
- Петр Великий, родившийся в 1672 году, в юности столкнулся с насилием и политическими потрясениями после смерти своего отца, царя Алексея.
- Победив политические устремления своей сводной сестры и пережив сводного брата, Петр стал единоличным правителем России.
- Петр Великий отправился в путешествие по Европе под названием «Великое посольство», в ходе которого он познакомился с европейской культурой, обычаями, политикой и технологиями.
- Во время своего правления Петр I провел множество реформ в русской культуре, политике и экономике, намереваясь сделать свою страну конкурентом европейских стран. Реформы в основном были успешными.
- Петр Великий не оставил после своей смерти явного и долговременного наследника. Последовала политическая суматоха, пока Екатерина II (Великая) не пришла к власти в 1762 году. St._Petersburg).jpg) В. Булаха (https://commons.wikimedia.org/wiki/User:W._Bulach), лицензия CC-BY-SA-4.0 (https://creativecommons.org/licenses /by-sa/4.0/deed.ru)
Российская Империя — WorldAtlas
Российская империя была огромной империей, которая когда-то занимала большую часть Европы и Азии. Оно началось в 13 -м -м веке как небольшое Московское княжество, расположенное на месте современной российской столицы. В течение следующих трех столетий это княжество росло в размерах, пока не объединило под своей властью весь русский народ и его территории. Затем единое Русское государство расширилось, завоевав территории за пределами русской родины. В период своего расцвета границы империи простирались от самых северных побережий Европы и Азии до границ современных Афганистана и Ирана и от Тихого океана на востоке до восточной границы Германии на западе, охватывая в общей сложности площадь 22,8 млн кв. км. К 19Однако с по век Российская империя начала приходить в упадок. Наконец, в начале 20 го века империя была свергнута изнутри и преобразована в первое в мире коммунистическое государство — Советский Союз.
Московское княжество (Московия)
Статуя Ивана III в Великом Новгороде, Россия.История Российской империи начинается с основания Московского княжества, также известного в западной традиции как Московия, в середине -го -го века. В то время Москва была более или менее вассалом Монгольской империи. Но к середине 14 -го века могущество монголов пошло на убыль, что позволило Москве утвердить большую независимость. В то же время Москва смогла расширить свою территорию за счет покупки земли, войны и брака. Княжество начало свое наибольшее расширение при Иване III, также называемом Иваном Великим, который правил с 1462 по 1505 год. При нем Московское княжество увеличилось втрое. К концу своего правления Иван Великий сумел навязать свою волю на всей территории России. Таким образом, он считается первым царем России, хотя именно Иван IV станет первым русским правителем, официально принявшим этот титул.
Царство России
Иван IV, правивший Россией с 1547 по 1584 год, сумел расширить территорию России далеко за Уральские горы, в северо-центральную Азию и на юг в сторону Каспийского моря. Он также радикально и безжалостно централизовал власть в пользу себя и монархии в целом, наказывая любого, кто хоть в малейшей степени сомневался в его авторитете, за что его часто называли Иваном Грозным.
В 1613 году к власти в Российской империи пришла новая династия Романовых. Эта династия правила империей до начала 20 -го века. Романовы расширили империю на восток, вплоть до берегов Берингова моря, напротив современного американского штата Аляска. Но лучшие дни России были еще впереди, так как империя заняла достойное место среди других империй Европы.
Российская империя в расцвете сил
Памятник русскому царю Петру Великому в Москве.К концу 17 -го века Россия уже была самым большим государством в мире. Однако в то же время население огромной империи составляло всего 14 миллионов человек. Он также был преимущественно аграрным, и лишь небольшая часть его населения проживала в городах. Именно в этот момент Петр I, также известный как Петр Великий, стал правителем России. Петр Великий стремился вестернизировать Россию и сделать ее законной державой в Европе. Для этого он приступил к приобретению новых территорий. Он особенно стремился получить доступ к морям. Таким образом, он вел успешные военные кампании против Османской империи на юге и скандинавских государств Швеции и Дании на севере, чтобы получить доступ к Черному и Балтийскому морям соответственно. Петр Великий также построил новый город на берегу Балтийского моря, названный в его честь, Санкт-Петербург, который стал новой столицей Российской империи. Кроме того, он радикально реформировал российскую власть по последним западным образцам.
Памятник Екатерине II (Екатерине Великой) в Пушкине (Царское Село), РоссияВ середине 18 го века на престол Российской империи взошла другая сильная правительница, Екатерина II, известная также как Екатерина Великая. Во время ее правления в 1742-179 гг.6 ей удалось еще больше расширить территорию России, ведя успешные военные кампании против Османской империи и Речи Посполитой. Экспансионистская политика Екатерины Великой привела к тому, что Российская империя расширила свои границы на юг, включив в себя Крымский полуостров и северные берега Черного моря. Кроме того, империя захватила территорию Речи Посполитой, отодвинув границы России дальше на запад, в Среднюю Европу. Преемник Екатерины Великой Александр I успешно отвоевал Финляндию у шведов в 1809 г.и отвоевал Бессарабию (современная Молдова) у османов в 1812 году. Именно Александр I возглавил успешную кампанию России против вторжения Наполеона в 1812 году. В конце концов, русские оттеснили войска французского императора обратно к воротам Париж. За это Александра I прозвали «спасителем Европы».
Упадок и падение Российской империи
После наполеоновских войн мощь России пошла на убыль. Несмотря на то, что империи удалось завоевать больше территории на Кавказе и в Средней Азии в течение 19 го века, она также отставала от остальной Европы в экономическом и технологическом отношении, так как другие европейские державы пережили быстрый рост благодаря промышленному развитию. Революция, морская торговля и эксплуатация заморских колоний. Некоторые цари действительно пытались провести реформы, призванные модернизировать Российскую империю, такие как отмена крепостного права в 1861 году, но этих усилий было недостаточно для возрождения королевства.
Начало 20 го века ознаменовалось для Российской империи более быстрым упадком. Именно в этот момент возникли два крупных оппозиционных движения. Одно движение было известно как меньшевики, которые хотели либеральных, умеренных реформ российского правительства и общества. Другим движением была радикальная коммунистическая фракция большевиков, которую возглавлял Владимир Ленин. Между тем на поле боя империя потерпела сокрушительное поражение в русско-японской войне (1904-1905), при котором японцам удалось захватить русские территории в южной части острова Сахалин на Дальнем Востоке. В 1905 году попытка обратиться к царю с просьбой о реформах была встречена жестоким ответом, в ходе которого были убиты сотни людей.
Царь Николай II и его семья.Погребальный звон по Российской империи прозвучал во время Первой мировой войны. Россия воевала на стороне союзников против Германии, Австро-Венгрии и Османской империи. Военные усилия России потерпели полный провал, что вызвало еще большее недовольство русского населения. В то же время продукты и топливо становились дефицитными, а инфляция стремительно росла. Эти горькие обстоятельства в конечном итоге привели к народному восстанию в феврале 1917 года, в ходе которого Николай II, последний царь России, был вынужден отречься от престола, и было сформировано временное правительство во главе с такими реформаторами, как Александр Керенский. В последующие месяцы Николай II и члены его семьи будут казнены, что положит конец династии Романовых.
Тем временем Временное правительство не могло адекватно справиться с продолжающейся войной или обостряющимся экономическим кризисом. В ноябре 1917 года большевики воспользовались недовольством русского народа и неспособностью Временного правительства захватить контроль над государством в свои руки. За этим последовала ожесточенная гражданская война, в которой большевики в конечном итоге вышли победителями.