Храм новый иерусалим – Воскресенский Ново-Иерусалимский ставропигиальный мужской монастырь

Воскресенский Ново-Иерусалимский монастырь. Воскресенский собор — внешний образ. Часть 3.


Всего 55 фото

В этой третьей части моего рассказа о Воскресенском Ново-Иерусалимском монастыре мы внимательно осмотрим уникальный архитектурный комплекс Воскресенского собора с разных ракурсов, многочисленные удивительные архитектурные детали и узнаем о непростой истории храма и его строительстве — будет много разных фотографий собора. И только в четвертой же части мы войдем внутрь к православным святыням и осмотрим интерьеры Храма Гроба Господня. С общим архитектурным обликом монастыря можно ознакомиться в предыдущей второй части моего рассказа. Итак, продолжим.

Воскресенский собор Новоиерусалимского монастыря, построенный в 1658-1685 гг., был задуман как копия храма Гроба Господня в Иерусалиме, но при постройке получилось не точное повторение первообраза, а скорее его художественное преображение. Возведен был собор по обмерам, привезенным из Иерусалима, и на первом этапе строительства, вплоть до 1666 года  работы контролировал лично патриарх Никон. Он же присылал мастеров патриаршего двора. Из-за опалы и ссылки Никона строительство всего монастыря и собора в частности приостановилось, и продолжилось по указу царя Федора Алексеевича в 1679 году.
03.

Собор Воскресения Христова – уникальное храмовое сооружение, как по сложности, так и по красоте. Основные составляющие его части: в центре – храм Воскресения, с запада от него – перекрытая высоким шатром ротонда с часовней Гроба Господня, а с востока – подземная церковь Константина и Елены, освященная в честь константинопольского императора и его матери. У южного фасада собора возвышалась семиярусная колокольня (взорванная фашистами в 1941 г.). Со стороны апсид собор дополняют главы приделов.
04.

В Иерусалиме церковь Константина и Елены вырублена в скале, соединяется с собором ходом из заалтарной части. Строительство подземной церкви началось ещё при Никоне, в 1658 году. В конце XVII века это было простое прямоугольное в плане здание с плоской кровлей, обведённой балясником. Стены церкви возвышались над уровнем земли на 1,5 метра, её венчала одна глава, украшенная изразцами.

В середине XVIII века для предохранения от грунтовых вод здания, углублённого в землю на 6 метров, вырыли ров. В начале XIX века был устроен тоннель, по которому отводится вода, а сам ров облицован белым камнем.
05.

Интерьер церкви святых Константина и Елены в середине XVIII века был переделан в стиле барокко. Мы его увидим в четвертой части.
06.

Подземная церковь святых равноапостольных Константина и Елены (на первом плане)

Для понимания, того что мы осматриваем, пригодится план внутренней планировки Воскресенского собора, хотя по большому счету он больше будет полезен при осмотре его интрерьеров, тем ни менее вот он.
07.

Изначально в соборе было заложено 14 приделов. В XVIII-XIX вв. богатые богомольцы и члены царской семьи устроили еще 15 приделов. Основной объем собора увенчан массивным световым барабаном, обильно украшенным полихромными изразцами и с большой золоченой луковичной главой.
08.

Сам собор снаружи богато украшен резными наличниками, карнизами, фризами, балюстрадами; многие детали декора были выполнены из тех же  изразцов, изготовленных Степаном Полубесом и Игнатием Максимовым – известными белорусскими мастерами. Уникальные керамические иконостасы в пяти приделах были выполнены также белорусским мастером Петром Заборским, наставником Полубеса и Максимова.

Давайте последовательно осмотрим Воскресенский собор обходя его по часовой стрелке, также как мы и поступали с осмотром всего ансамбля Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря.

09.

Сложно сказать, насколько Воскресенский собор, законченный уже после смерти Никона, соответствовал его замыслу, но в общих чертах его внешний вид повторял Храм Гроба Господня. Как и его палестинский прототип, собор состоял как уже упоминалось, из трёх частей, сведённых в цельную архитектурную композицию. Центр храма — четырёхстолпный, перекрытый мощным куполом на барабане. Расположенная с востока апсида подобно хору западноевропейских соборов имеет круговой обход или деамбулаторий.
10.

11.

Своды трансепта (это поперечный неф в базиликальных и крестообразных по плану храмах, пересекающий основной (продольный) неф под прямым углом), ориентированного с севера на юг — вспарушённые крестовые.
12.

Вид Воскресенского собора с галереи крепостной стены

С запада расположен второй главный архитектурный и семантический акцент собора — огромная ротонда, перекрытая шатром, над часовней Гроба Господня (иначе называемой кувуклией), украшенной изразцами.
13.

14.

15.

16.

Ротонда повторяла часовню иерусалимского храма, перестроенную после 1808 года. Первый шатёр ротонды собора, возведённый до 1685 года, имел высоту 18 м, а диаметр основания — 23 м.
17.

Сооружение с тремя рядами окон было покрыто, вероятно, изразцами, имитировавшими мрамор. Завершала шатёр медная золочёная полуглава с крестом. Ротонда соединяется с основным пространством двухъярусной триумфальной аркой.
18.

19.

vladimirdar.livejournal.com

Информация для паломника :: Ново-Иерусалимский монастырь

«Всякая душа благочестивая, желающая пречудный храм Воскресения Христова, иже в Иерусалиме, видети и тамо в нем сущим святым местам поклонитися, но ради дальнего расстояния оного дойти не могущая, созерцай сюда вшедши и разумей внутрь заключенных вещей душеполезную тайну, иже Спаситель твой тамо между неверными, здесь же среди благочестивых христиан в воспоминание спасителевых страстей, смерти и тридневного Воскресения, в храме Ново-Иерусалимском представляет…»  

(надпись XVIII в. на столпе между Красными и Судными вратами Воскресенского собора)

  Воскресенский Ново-Иерусалимский монастырь всегда был и остаётся неиссякаемым источником благодати, ради стяжания которой и совершается посещение святых мест.

Ежегодно в Ново-Иерусалимский монастырь приезжают тысячи туристов и паломников со всей России и из-за рубежа, чтобы своими глазами увидеть одно из самых замечательных творений Патриарха Никона, ставший более чем за 350 лет своего существования уникальным памятником русской святости, одним из самых прекрасных православных комплексов, поражающий своей необычной архитектурой, грандиозностью и величественностью. Архитектурный ансамбль Ново-Иерусалимского монастыря входит в золотой фонд русского зодчества. 

Главной святыней обители всегда был Воскресенский собор (храм Воскресения Христова), сооружённый по образу храма Гроба Господня в Иерусалиме со всеми находящимися в нём святыми местами спасительных Страстей Господних. Воскресенский собор включает в себя все основные святыни первообраза: Святую Голгофу, Камень миропомазания, Живоносный Гроб Господень, место обретения Животворящего Креста Господня. Храмы, изразцовые иконостасы, каменные путеводители, колокола, кресты – всё это является материальным воплощением исторической и духовной памяти Святой Руси, возводит ум и обращает сердце к Святой Земле — духовной родине всех христиан.

www.n-jerusalem.ru

ВОСКРЕСЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ “НОВЫЙ ИЕРУСАЛИМ”. — АРХИТЕКТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ — LiveJournal

На днях посетил Воскресенский Ново-Иерусалимский монастырь, который длительное время находился на реставрации. Работы по восстановлению практически закончены, но, к сожалению, не все достопримечательности удалось посмотреть. Продолжается благоустройство территории, доступ открыт ограниченно, тем не менее кое-что удалось увидеть и сфотографировать.

Храмы монастыря:

1. Воскресенский собор

2. Церковь Рождества Христова

3. Надвратная церковь Входа Господня в Иерусалим

4. Церковь Константина и Елены

Другие постройки монастыря:

5. Палаты царевны Татьяны Михайловны (конец XVII в.)

6. Братский корпус (XVII в.)

7. Братский корпус (XVII в.)

8. Трапезные палаты (XVII в.)

9. Палаты «монастырских детёнышей»(XVII в.)

10. Больничные палаты (XVII в.)

11. Настоятельские покои (XVIII в.) 12.Солодёжные и кузнечные палаты(XVIIв.)

13. Башни и стены ограды (XVIIв.)

14. Елизаветинская башня (выход в сад)

15. Келейный корпус (XVII в.) 16. Караульные палаты

17. Святой источник

18. Скит патриарха Никона

19. Часовня из с.Сокольники(копия сгоревшей часовни 1970 г.)

20.Церковь Богоявления Господня(1756 г.) из с.Семёновского. (Сгорела в 2001 г.)

Крепостные башни имеют палестинские названия: Иноплеменичья , башня Варуха , Ефремова , Дамасская , Гефсиманская , Сионская, Давидов дом и Елизаветинская

Русская земля издавна определяла себя именно как Землю Святую, как образ Царства Небесного. Интерес к историческому палестинскому Иерусалиму возник одновременно с принятием христианства. Всей глубиной души восприняв Евангелие, русский народ бесконечно дорожил всем, что было связано с земной жизнью Спасителя и с обетованием спасения в Царствии Небесном, в “Иерусалиме Новом”. Вероятно, что кто-то из русских бывал на Святой Земле в Х-XI вв. Но к этому времени Св. град уже сильно отличался от Иерусалима времен Христа. Первым, оставившим для потомков подробные записи о своем паломничестве туда в 1104-1106 гг., был игумен Даниил. В своем “Хождении…” он описал все святые места Палестины, Иерусалима.

В разное время, в разных местах Руси разнообразными художественными средствами создавались образы Святой Земли. Вот почему с древнейших времен встречаются у нас в различных местностях евангельские названия: Гефсиманский сад, Иордан, Иерусалимская долина, Елеонская гора… А в градостроительных композициях, начиная с Киева, Владимира, в других крупных русских городах, а также в Москве XVII в., совершенно сознательно стараются воплотить образы как древнего Иерусалима, так и нового, Небесного. Появляются в этих городах Золотые ворота, Голгофы и т.д. Патриарх Никон задумал устроить образ обетованной земли в Подмосковье, и ему это удалось. Новый Иерусалим, созданный патриархом, был наиболее полным воплощением образа Святой Земли на Руси.

Патриарх, пользуясь расположением царя Алексея Михайловича, захотел устроить обитель с храмом Воскресения Господня подобным иерусалимскому. Выбрав красивое место, напоминающее местность Палестинскую, и получив разрешение от царя, патриарх Никон отправил на Св.Землю ученого иеромонаха Троице-Сергиева монастыря Арсения Суханова, который по возвращении доставил патриарху чертежи, планы и точную модель храма Воскресения Христова в Иерусалиме, а также чертежи Вифлеемского храма Рождества Христова. В 1656 году патриарх купил у помещика Боборыкина село Воскресенское и три деревни для строительства монастыря. По его замыслу, вблизи Москвы следовало создать подобие святых мест Палестины. Место было выбрано им лично — он останавливался здесь на ночлег и ему понравился высокий холм в излучине реки. В центре скупленных земель был заложен Воскресенский Новоиерусалимский монастырь, задуманный как главная обитель Русской Православной Церкви. Под личным наблюдением патриарха Никона начались работы по воплощению в жизнь грандиозного замысла. И вот в 60 км от Москвы на глазах изумленных современников стал возникать “Новый Иерусалим” – архитектурно-ландшафтная икона, совместившая в себе образы многих палестинских святынь.

Центром его стал Ново-Иерусалимский монастырь, главный собор которого был построен по подобию храма Гроба Господня (Воскресения Христова) в историческом земном Иерусалиме.

Задумывая этот необычный монастырь более трехсот лет тому назад, патриарх Никон заботился о тех, кто не мог побывать на Святой Земле. Чтобы человек, побывав здесь, имел возможность воскресить в памяти Евангельские события связанные с местами погребения и воскресения Иисуса Христа.

Окрестности монастыря: селения, холмы, река Истра – все напоминало оживший пейзаж христианской Палестины. Здесь был создан не имеющий аналогов в христианском мире архитектурно-ландшафтный образ Святой Земли, где в топографическом соответствии с прообразом были расположены Елеон, Вифания, Фавор, Ермон, Иордан и др. святые места Палестины.

В конце XVII в. по указу царей Иоанна и Петра Алексеевичей деревянная ограда вокруг монастыря была заменена каменной крепостной стеной и по ней поставлены восемь башен с надвратной церковью Входа Господня в Иерусалим. Постройка была осуществлена по проекту выдающегося архитектора Я.Г. Бухвостова. Монастырская стена устроена по всем правилам крепостного зодчества того времени. Предположительно в XVIII в. башни получили палестинские названия. Рядом с монастырем в дубовой роще расположен скит патриарха Никона, служивший ему прибежищем в пору опалы. Но Никону не суждено было окончить предпринятую им постройку и увидеть ее осуществление. Осужденный Московским собором святителей и лишенный патриаршего сана, Никон был сослан в Ферапонтов монастырь простым монахом. В 1679 г. после смерти Алексея Михайловича, сын и преемник его Федор Алексеевич повелел продолжить строительство обители, возвратив из ссылки и самого Никона. Но первосвятителю и на этот раз не суждено было увидеть свое детище, как называл он свой скит и обитель. Удрученный годами и ссылкой Никон скончался в пути, а его тело было привезено и погребено в приделе Иоанна Предтечи под Голгофой. Только спустя сто лет, при императрице Елизавете Петровне, храм и монастырские корпуса были достроены, а сам монастырь обнесен каменной стеной.

Назвав обитель “Новым Иерусалимом”, Никон и самой окрестности дал Палестинские наименования. Село Микулино, расположенное на севере от монастыря, было названо Скудельничим. Две горы, находящиеся на северо-западе от обители, носили названия Фавора и Ермона. Ручей, протекающий вокруг монастыря, был назван потоком Кедрским. В большой березовой роще, названной Гефсиманским садом, одиноко стоял старый развесистый дуб, которому Никон дал название Мамврийского. Там была и Силоамская купель, и колодец Самарянки. Река Истра, окружающая большой полуостров, на котором расположен монастырь, носила название Иордана. Скит Никона устроен в виде восточных жилых башен. Это каменное четырехярусное здание с небольшими окнами. В нижнем ярусе скита находятся четыре комнаты с одной печью. Узкая каменная лестница ведет во второй ярус, где располагается небольшая комната, служившая трапезой Никона, и тут же снизу окно, куда ему подавали пищу. Из трапезы есть ход в третий ярус. Здесь находится небольшая русская хлебная печь. В этом ярусе устроена небольшая церковь во имя Богоявления Господня. Четвертый ярус составляет плоская железная крыша, обведенная кругом перилами, и здесь же находится особая келья — спальня Никона с небольшим каменным ложем, заменявшим ему кровать. Напротив спальни на той же площадке устроена церковь во имя свв. апостолов Петра и Павла, а позади ее — колокольня с одним небольшим колоколом. В монастыре было пять храмов, в которых находилось 39 престолов.

Воскресенский собор Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря был заложен 27 апреля 1658 года, первым зодчим «великой церкви» Нового Иерусалима был сам Патриарх Никон

arch-heritage.livejournal.com

Воскресенский собор

Воскресенский собор Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря был заложен 27 апреля 1658 года, первым зодчим «великой церкви» Нового Иерусалима был сам Патриарх Никон. При сооружении Воскресенского собора он использовал модель храма Гроба Господня, подаренную ему в 1649 году Иерусалимским Патриархом Паисием, чертежи, гравированные по рисункам Бернардино Амико 1596 года, и «Проскинитарий» — книгу русского паломника в Палестине иеромонаха Арсения (Суханова) насельника Троице-Сергиевой Лавры специально посланного в Святую Землю Патриархом Никоном, название этой книги переводится на русский язык как «Поклонник святых мест».

Вскоре после закладки собора Патриарх Никон из-за разногласий с царем Алексеем Михайловичем покинул Москву и поселился в Воскресенском монастыре. Он принимал непосредственное участие в сооружении собора как зодчий и как простой рабочий до 1666 года. За это время стены собора были возведены до кровель, украшены снаружи и изнутри изразцами, созданными в собственных мастерских монастыря, монастырскими мастерами-монахами были отлиты 15 колоколов для соборной колокольни. В 1666 году Патриарх Никон был осужден собором православных патриархов, лишен патриаршего сана и приговорен царем к ссылке в дальний монастырь, работы по строительству храма были прекращены.

Сооружение собора было продолжено в 1679 году и к 1685 году была завершена глава над главным воскресенским алтарем собора и шатер над часовней Гроба Господня, в 1690 году была освящена подземная церковь в честь равноапостольного византийского императора Константина и его матери равноапостольной Елены. Так на Московской земле был создан храм подобный Иерусалимскому храму Воскресения Христова «величеством, и мерою, и добротою».

Главные христианские святыни в Иерусалиме Голгофа и живоносный Гроб Господень расположены неподалеку друг от друга. Рядом с Голгофой равноапостольной царицей Еленой был найден и Крест Господень. Поэтому над всеми этими святыми местами был сооружен единый храм с главным алтарем в честь Воскресения Христова; Голгофа расположена на юге от главного алтаря, Гроб Господень на западе, а место обретения Креста на востоке. Воскресенский собор Ново-Иерусалимского монастыря полностью и в тех же размерах воспроизводит священную топографию Воскресенского храма в Иерусалиме и его общий архитектурный облик. А величественным видом и красотой он и сейчас не уступает Иерусалимскому оригиналу.

В IV веке Елена, мать византийского императора Константина Великого разыскивала святые места, упомянутые в Евангелии, расчищала их и украшала храмами. Восстановленный царицей Иерусалим стали называть Новым Иерусалимом и главным зданием этого города стал храм, построенный над Гробом Господним и Голгофой. Возрожденная Святая Земля стала духовным сердцем Византии – великой христианской империи, окружившей Средиземное море.

В XVII веке, спустя двести лет после падения Константинополя, Россия оставалась единственной независимой православной державой, ее влияние и сила росли, русские цари стали духовными преемниками православных византийских василевсов. Историческим фактом является то, что Константинопольский патриарх и другие православные патриархи Средиземноморья существовали во многом на средства Московских царей и благодаря их политической поддержке. Русская Палестина, заложенная царем Алексеем Михайловичем и Патриархом Никоном, стала воплощением общего представления о России, как о преемнице Византии – Третьем Риме; о Святой Руси, как о новой Земле Обетованной и образе Царства Божия. А Воскресенский собор над Истрой-Иорданом стал главным храмом Русской Палестины, образом «Нового Иерусалима, сходящего от Бога с неба». Замысел Патриарха Никона стремился к созданию именно такого храма-града, храма-иконы, полного образа Торжествующей Церкви, поэтому в одних стенах с престолом Воскресения Христова планировалось устроить 365 приделов по числу дней в году в память о всех угодниках Божиих. Воплощение этого замысла удалось лишь отчасти, но в главных чертах оно удалось – в Воскресенском соборе воплощен исторический образ Иерусалимского Воскресенского храма и эсхатологический образ Нового Иерусалима.

Патриарх Никон любил молиться в Голгофском приделе Воскресенского собора, 30 ноября 1666 года, он совершил в нем последнюю Божественную литургию в Ново-Иерусалимском монастыре и, предвидя свою участь, поучал братию «напасти и беды претерпевати с радостию». Святейший Никон завещал похоронить себя в Воскресенском соборе именно под Голгофой, 26 августа 1681 года, через 10 дней после кончины Патриарха на реке Которосль под Ярославлем, гроб с его телом был привезен в Новый Иерусалим. После отпевания в Успенском приделе собора Патриарх Никон был похоронен в приделе Усекновения главы Иоанна Предтечи, расположенном под Голгофским приделом.

Первоначальный облик Ново-Иерусалимского собора дошел до нашего времени не полностью. В 1723 году рухнул шатер над Кувуклией Гроба Господня, в 1726 году разрушения были усугублены пожаром. В 1730-х годах под руководством архитектора И. Ф. Мичурина восстанавливаются в облике приближенном к первоначальному два нижних яруса ротонды, окружающей Кувуклию Гроба Господня. Окна второго и третьего яруса ротонды, а также расширенные окна других частей храма, лишившиеся своего изразцового убранства, относятся к 1750-м годам, к тому времени, когда собор частично перестраивался и декорировался в стиле барокко. С 1749 г. до начала 1760-х над Кувуклией, по проекту архитектора Растрелли вновь возводится шатер, на этот раз деревянный, и все части собора украшаются лепниной и живописью. В первой трети XVIII века вокруг подземного храма Константина и Елены вырыли ров, чтобы предохранить стены храма от влаги, в последствии ров был облицован белым камнем, также в XVIII веке плоские крыши-гульбища храма сделали двускатными.

В декабре 1941 года Ново-Иерусалимский монастырь оказался в зоне ожесточенных боев за Москву, все постройки монастыря и Воскресенский собор сильно пострадали. Полностью была разрушена колокольня, шатер над Кувуклией, купол над главным алтарем собора, частично обвалилась ротонда. Сразу же после победы в Московном сражении бригада специалистов, возглавленная академиком А.В. Щусевым, выполнила обмерные чертежи и проект восстановления Нового Иерусалима. В 1949 году Совет министров СССР принял постановление о реставрации Ново-Иерусалимского ансамбля; производственные работы здесь начались в 1954 году. В 1960-80 годы архитектурный облик монастыря и Воскресенского собора активно восстанавливался. Восстановительными работами руководил директор Историко-архитектурного и художественного музея В.Ф. Нижегородов, на базе музея были созданы мастерские по восстановлению керамического и лепного декора по технологии XVII-XVIII веков. Именно в этот период Воскресенский собор (за исключением колокольни) был поднят из руин. В 1985 году собор вновь обрел центральную главу, в 80-х годах был отреставрирован интерьер подземной церкви, начались работы по расчистке и укреплению изразцового декора, в отдельных частях велись работы по воссозданию и реставрации лепного декора XVIII века. Шатер над Кувуклией был восстановлен в формах XVIII века на основе металлической конструкции.

Использованная литература:

1.Шушерин Иоанн. Известие о рождении и воспитании и о житии Святейшего Никона Патриарха Московского и всея России. М., 1997.

2.Зеленская Г.М. Святыни Нового Иерусалима. М., 2002.

3.Зеленская Г.М. Воскресенский Ново-Иерусалимский монастырь: путеводитель паломника (в печати)

4.Воскресенский Ново-Иерусалимский монастырь. Составитель Л.М. Черненилова. М., 2008.

5.Историческая справка об Историко-архитектурном и художественном музее «Новый Иерусалим».

www.n-jerusalem.ru

Воскресенский Ново-Иерусалимский ставропигиальный мужской монастырь / Монастырский вестник

Начатое при царе Алексее Михайловиче, продолжалось в царствование его сына Феодора Алексеевича, при деятельном участии царевны Татьяны Михайловны. Возведение Воскресенского собора завершилось уже после того, как Патриарх Никон, скончавшийся на пути из ссылки в августе 1681 года, был похоронен в своей любимой Ново-Иерусалимской обители. 18 января (ст. ст.) 1685 года, собор был освящен Патриархом Иоакимом. Спустя год юные цари Иоанн и Петр Алексеевичи даровали Воскресенской обители жалованную, так называемую «вечно утвержденную грамоту» на все ее тогдашние вотчины и угодья.

Территория, окружавшая монастырь, простиралась на несколько десятков километров. Ее топонимика, все церковные сооружения создавали образ Святой Земли: в центре был расположен холм под названием Сион; холмы вокруг обители именовались Елеонским, Фаворским; села имели названия Преображенское, Назарет, Капернаум; река Истра получила имя Иордан; ручей, обтекающий монастырский холм, – Кедронский поток. Башни монастырских стен имели символические названия: Входоиерусалимская, Гефсиманская и т. д. В самом соборе были воспроизведены подобия горы Голгофы, пещеры Гроба Господня, храма Обретения Животворящего Креста Господня, Темницы Господней и Темничной церкви во имя Пресвятой Богородицы.

Последующие государи династии Романовых продолжали благоустраивать монастырь. В XVIII–XIX веках над созданием его архитектурного ансамбля трудились выдающиеся зодчие – Б. Растрелли, К. Бланк, М. Казаков, А. Воронихин, А. Витберг.

В 1870-е годы возник научный интерес к наследию обители. Архимандрит Леонид (Кавелин), исследователь восточно-христианских и отечественных памятников письменности издал в 1874 году фундаментальный труд «Историческое описание Воскресенского, Новый Иерусалим именуемого монастыря», опубликовав в нем многие ценные документы. Он же основал монастырский музей, в котором были выставлены личные вещи Патриарха Никона, картины, иконы, книги, ткани из собрания монастыря.

В 1875 году вышло в свет «Описание библиотеки Воскресенского монастыря» архимандрита Амфилохия (Казанского). В монастырском книжном собрании хранились ценнейшие рукописи и старопечатные книги XI–XVIII веков, составившие в начале ХХ столетия особое Воскресенское собрание Синодальной библиотеки, которое ныне находится в Историческом музее.

В XIX и в начале ХХ века монастырь был известнейшим центром паломничества. В 1913 году его посетило около 35 000 человек. Располагая средствами от крупных пожертвований, монастырь сам вел строительство гостиниц и странноприимного дома для бедных паломников.

В июле 1919 года по решению Звенигородского уездного съезда советов Воскресенский монастырь был закрыт, его имущество национализировано. В 1920-е годы наиболее ценные предметы из ризницы Воскресенского собора были переданы в Оружейную палату. На территории обители был открыт музей, святые места были частично уничтожены либо изменены до неузнаваемости.

Новый Иерусалим сильно пострадал в начале Великой Отечественной войны, оказавшись в зоне боев за Москву. Во время недолгой оккупации музей подвергся разграблению, а при отступлении фашистские войска взорвали храмовый ансамбль: некоторые постройки были полностью разрушены, собор значительно поврежден. С 1947 года государство стало проводить реставрационные работы, в результате которых удалось поднять из руин архитектурный комплекс обители и начать восстановление интерьера Воскресенского собора.

Процесс передачи монастыря Русской Православной Церкви начался в 1994 году. Возобновилась богослужебная деятельность. Первым наместником обители был назначен архимандрит Никита (Латушко). 23 июня 2008 года Cвященный Синод утвердил благочинного Всехсвятского округа Москвы игумена Феофилакта (Безукладникова) наместником Воскресенского Ново-Иерусалимского ставропигиального мужского монастыря. Тогда же Новый Иерусалим посетили Святейший Патриарх Алексий II и Президент России Д.А. Медведев. Осмотрев сооружения обители, они приняли решение о создании Благотворительного фонда по восстановлению Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря и стали сопредседателями Попечительского Совета фонда.

Святейший Патриарх Кирилл посетил Ново-Иерусалимский монастырь 25 сентября 2011 года в день празднования 355-летия основания святой обители. Учитывая уникальную особенность Нового Иерусалима, воссоздающего главные христианские святыни, связанные с днями земной жизни Спасителя и последующей церковной историей, Святейший Владыка благословил: начиная с 2011 года совершать освящение воды в реке Истре-Иордане подобно существующей традиции в Святой Земле, когда в течение всего года воды Иордана освящаются по чину Великого освящения; в праздник Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня совершать чин воздвижения Креста.

Во время посещения монастыря в 2013 году Патриарх отметил, что в будущем необходимо в полной мере воплотить замысел Патриарха Никона – наряду с восстановлением обители воссоздать весь природно-культурный ландшафт, воспроизводящий топографию Святой Земли.

Реставрационные работы в монастыре интенсивно велись на протяжении восьми лет. В 2014 году была восстановлена утраченная в войну колокольня. 8 мая 2016 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил чин великого освящения Воскресенского собора Ново-Иерусалимского ставропигиального мужского монастыря. Были освящены пять престолов собора: Воскресения Христова; Рождества Пресвятой Богородицы; Успения Пресвятой Богородицы; Небоявленного Креста Господня; святых равноапостольных Константина и Елены.

С 2014 года рядом с монастырем существует уникальный музейно-выставочный комплекс Московской области «Новый Иерусалим», оснащенный самым современным оборудованием. На сегодняшний день это практически единственный крупномасштабный проект в России, который решил проблему сохранения и развития музея в связи с его выводом из культового комплекса.

 

 

monasterium.ru

Воскресенский Ново-Иерусалимский ставропигиальный мужской монастырь / Организации / Патриархия.ru

История

Ново-Иерусалимский монастырь был основан в 1656 г. в Подмосковье Патриархом Никоном. По его замыслу обитель должна была стать центром православного мира. Топография, топонимика, церковные сооружения монастыря и окружающей территории, простиравшейся на несколько десятков километров, создавали образ Святой Земли и воспроизводили главные христианские святыни Палестины. На расположенном в центре этой территории холме, получившем название Сион, был основан монастырь — своеобразный город-храм. Некоторые здания монастырского комплекса повторяют очертания сооружений Святой Земли, а главный собор монастыря, освященный в 1685 г., построен по подобию Храма Гроба Господня в Иерусалиме. В соборе воспроизведены священные подобия горы Голгофы, пещеры Гроба Господня, места трехдневного погребения и Живоносного Воскресения Спасителя. Башни также имеют символические названия: Входоиерусалимская, Гефсиманская и т.д. Окружавшие монастырь холмы именовались Елеонским, Фаворским и пр., села — Преображенское, Назарет, Капернаум. По земле Российской Палестины течет быстрая извилистая река Истра, получившая имя Иордан; ручей, обтекающий монастырский холм, — Кедронский поток. Ныне значительную часть территории занимает город Истра, до 1930 г. называвшийся Воскресенском.

В 1919 г. монастырь был закрыт, на его территории открыт музей «Новый Иерусалим», святые места были частью уничтожены, частью преданы забвению и до неузнаваемости изменены.

Начавший ветшать еще после закрытия, обитель сильно пострадала в годы Великой Отечественной войны. Во время трехнедельной немецкой оккупации в 1941 г. музей был разграблен. При отступлении фашистских войск монастырь был взорван, башня и колокольня монастыря разрушены, а собор значительно поврежден.

Реставрационно-восстановительные работы в монастыре начались в 1947 г.; особенно интенсивно они велись в 1960-80-е гг.

В 1994 г. начался процесс передачи сооружений монастыря Русской Православной Церкви. 18 июля 1994 г. Священный Синод утвердил архимандрита Никиту (Латушко) наместником возрождающегося ставропигиального Ново-Иерусалимского монастыря; в обители возобновилась богослужебная деятельность.

23 июня 2008 г. определением Священного Синода наместником Ново-Иерусалимского монастыря назначен игумен Феофилакт (Безукладников).

23 июля 2008 г. монастырь посетили Президент РФ Д.А. Медведев и Святейший Патриарх Алексий II. По их инициативе был создан Благотворительный фонд по восстановлению Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря. 20 октября 2008 г. в Кремле состоялось первое заседание Попечительского совета этого фонда. Сопредседателями Попечительского совета стали глава Российского государства и Предстоятель Русской Православной Церкви.

6 марта 2009 г. Президентом Д.А. Медведевым был подписан указ «О мерах по воссозданию исторического облика Воскресенского Ново-Иерусалимского ставропигиального мужского монастыря Русской Православной Церкви». Указом предусмотрено предоставление Благотворительному фонду субсидий из федерального бюджета на воссоздание исторического облика обители.

Для обеспечения контроля и методической помощи был создан Экспертный совет фонда, в который вошли видные российские ученые-искусствоведы, известные архитекторы и реставраторы, специалисты Московской Патриархии, Министерства культуры России, представители общественности.

Полномасштабные реставрационные мероприятия были начаты в декабре 2011 г. Реставрация Воскресенского собора была завершена в 2015 г.

14 августа 2015 г. наместник монастыря игумен Феофилакт освятил музей «Новый Иерусалим». В здание нового музея были перевезены все коллекционные фонды, располагавшиеся ранее в монастыре. Реализация данного проекта — уникальный и единственный случай в российской музейной практике, так как в короткий срок музей с таким большим и разнообразным коллекционным собранием был выведен и размещен в новом здании параллельно с его строительством.

8 мая 2016 г. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил чин великого освящения Воскресенского собора Ново-Иерусалимского монастыря.

27 ноября 2019 г. состоялось итоговое заседание Попечительского совета Благотворительного фонда по восстановлению обители.

Храмы
  • Воскресенский собор;
  • церковь Рождества Христова;
  • надвратная церковь Входа Господня в Иерусалим;
  • церковь Константина и Елены.

Богослужение

Божественная литургия по будням в 8.00, по воскресным и праздничным дням в 7.00 и 10.00, вечернее богослужение накануне в 17.00.

***

Наместник — архимандрит Феофилакт (Безукладников).

www.patriarchia.ru

Новоиерусалимский монастырь. Город Истра. — Марина Витушкина — LiveJournal

Гравюра 1852 года.

Строительство началось в 1656 году и продолжалось десять лет, пока Никон в результате дворцовых интриг не попал в царскую опалу и не был сослан. В ссылке бывший патриарх прожил 14 лет, до тех пор, пока на трон не взошел следующий царь. Сын Алексея Михайловича Федор Алексеевич сочувствовал Никону и разрешил ему вернуться в Новоиерусалимский монастырь, на пути к которому опальный патриарх скончался (1681 год). Похоронен Никон в одном из приделов Воскресенского собора Новоиерусалимского монастыря (Усекновения главы Иоанна Предтечи).

По приказу царя Федора Михайловича замороженное строительство монастыря возобновляется.
В 1749-1759 годах монастырь реставрируется по приказу императрицы Елизаветы Петровны.
Архитектура Воскресенского собора сильно отличается от внешнего вида Храма Гроба Господня, но внутреннее его содержание (если можно так выразиться) почти полностью повторяет устройство храма Земли Обетованной.

Монастырские крепостные стены очень напоминают те, по которым бегали стрельцы за Жоржем Милославским в фильме «Иван Васильевич меняет профессию». Мы тоже решили «пробежаться» по этим стенам вокруг всего монастыря. В стенах толщиной 3 метра и высотой более 9 метров, как и положено настоящей крепости, три ряда бойниц.

В бойницы видно Волоколамское шоссе в обрамлении нежной весенней зелени.

Пейзажи, снятые через бойницы.

С приходом Советской власти монастырь превратили в музей. А в 1941 году фашисты, рвущиеся к Москве, взорвали все сооружения.

С 1950-х по 1990- е годы монастырь восстанавливается из руин. В 1994 году монастырь возвращается в лоно церкви.

В 2008 году здесь побывал президент Д.А.Медведев и патриарх Алексий II, после чего в монастыре развернулись большие реставрационные работы.
Сейчас в лесах находится Надвратная церковь Входа Господня в Иерусалим и Воскресенский Собор.

Паломникам и туристам открыт доступ в подземную церковь Константина и Елены, три придела Воскресенского собора (Голгофы, Усекновения Главы Иоанна Предтечи, Успения Пресвятой Богородицы), Церковь Рождества Христова и трапезные палаты, в которых располагается музей.

Спуск в Церковь Голгофы.

В глубине Лобного места находится кипарисовый Крест (таких же размеров, как Крест Господень), привезенный по заказу Патриарха Никона из Палестины. Образ распятого Христа выполнен, вероятно, в Новом Иерусалиме монастырским резчиком.

Центральный столп придела облицован изразцами XVII века.

Подземная церковь Константина и Елены.

Церковь Успения Пресвятой Богородицы.

Здесь находится Темница Господня, устроенная для хранения каменных Уз Спасителя, выполненных по образу камня-колодки с двумя отверстиями, в которые были заключены ноги Спасителя во время ожидания казни. Перенесены в храм Гроба Господня из претории Понтия Пилата. Место можно увидеть только через решетку.

В церкви Рождества Христова есть несколько макетов, и в витринах хранятся изразцы и утварь, найденные во время раскопок, идущих сейчас на территории монастыря.

Церковь Рождества Христова примыкает к Трапезным палатам XVII века, в которых располагается музей, хранящий около 170 тысяч экспонатов, среди которых богатые коллекции церковной утвари, русской и зарубежной живописи, фарфора, оружия, мебели из дворянских усадеб Подмосковья, рукописные и раритетные печатные издания, произведения декоративно-прикладного искусства, редкое собрание живописи и графики XX века. Посещение музея оставили на следующий раз.

С монастырских стен мы разглядели местечко, где можно потрапезничать припасами, захваченными из дома.

Выйдя через Западные ворота, мы попадаем в парк.

За монастырскими стенами на берегу Истры, переименованной патриархом Никоном в Иордан, стоит его Скит. Рядом — Святой источник, из которого пьют, умываются и набирают воду в бутылки.

По этим мосткам христиане спускаются в Крещенские воды.

На мостике, ведущем к Скиту Патриарха Никона и реке, молодожены оставляют свои «следы» в виде замочков и ленточек.

В обширном лесопарке расположился музей деревянного зодчества, состоящий всего из трех объектов.
Крестьянская изба Кокориных из деревни Выхино Люберецкого района Московской области. В избе – музей.

Часовня из села Сокольники Чеховского района Московской области (XVIII век).

Деревянная мельница второй половина XIX века, привезена из Тверской области.

Здесь же организовано катание на лошадях. Недалеко в загоне кобыла выгуливала крохотного жеребенка с еще не отвалившейся пуповиной.

Несмотря на реставрационные работы и дождь, атмосфера была умиротворяющей, какой-то благостной. Уезжаешь с желанием обязательно вернуться.

vitushkinam.livejournal.com

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *