Стражи веков: 10 самых древнейших храмов России
https://realty.ria.ru/20150408/404585282.html
Стражи веков: 10 самых древнейших храмов России
В этот день, 8 апреля, более 850 лет назад, в 1158 году, великий князь Владимиро-Суздальского княжества Андрей Боголюбский заложил Успенский собор во Владимире — выдающийся памятник белокаменного зодчества XII века. В преддверии Пасхи, на страстной неделе сайт «РИА Недвижимость» решил осмотреть самые древнейшие храмы на территории России.
2015-04-08T15:07
2020-02-29T14:05
/html/head/meta[@name=’og:title’]/@content
/html/head/meta[@name=’og:description’]/@content
https://cdn21.img.ria.ru/images/sharing/article/404585282.jpg?4045839711582974303
россия
Недвижимость РИА Новости
Россия, Москва, Зубовский бульвар, 4
7 495 645-6601
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
2015
Недвижимость РИА Новости
Россия, Москва, Зубовский бульвар, 4
7 495 645-6601
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
Новости
ru-RU
https://realty.ria.ru/docs/about/copyright.html
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/
Недвижимость РИА Новости
Россия, Москва, Зубовский бульвар, 4
7 495 645-6601
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
https://cdn25.img.ria.ru/images/_0:0:0:0_1400x0_80_0_0_3d955aed62481739923d4cc46316dff0.
https://cdn25.img.ria.ru/images/_0:0:0:0_1400x0_80_0_0_3d955aed62481739923d4cc46316dff0.
https://cdn25.img.ria.ru/images/_0:0:0:0_1400x0_80_0_0_3d955aed62481739923d4cc46316dff0.
Недвижимость РИА Новости
Россия, Москва, Зубовский бульвар, 4
7 495 645-6601
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
Недвижимость РИА Новости
Россия, Москва, Зубовский бульвар, 4
7 495 645-6601
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
россия, памятники, архитектура, храмы, фото — мультимедиа, мультимедиа
15:07 08.04.2015 (обновлено: 14:05 29.02.2020)2360
В этот день, 8 апреля, более 850 лет назад, в 1158 году, великий князь Владимиро-Суздальского княжества Андрей Боголюбский заложил Успенский собор во Владимире — выдающийся памятник белокаменного зодчества XII века. В преддверии Пасхи, на страстной неделе сайт «РИА Недвижимость» решил осмотреть самые древнейшие храмы на территории России.
Перед этими храмами я останавливаюсь в восхищении и замешательстве: понимаю, что их создатели, жившие почти тысячу лет назад, знали нечто, недоступное нам в XXI веке. Это та часть нашего культурного наследия, которая составляет пресловутые скрепы. И в то же время это часть европейской культуры — интересная и самобытная, но тесно связанная с Византией, Грецией, другими странами.
Наверное с потрясения от Покрова на Нерли начался мой интерес к русской культуре и к путешествиям по России. С тех пор прошло 12 лет, и удалось посетить почти все места в России, где есть домонгольские (до 1237 года) храмы. Большинство из них (из тех, что сравнительно неплохо сохранились) есть в моей фотоколлекции, которую я и представляю сегодня. Мне кажется, есть смысл в том, чтобы посмотреть их вместе. Может быть, это поможет нам сделать шаг на пути к пониманию своих корней. Не все фото удовлетворяют меня, но какие есть.
Верхнее фото — Старая Ладога (Ленинградская область), Георгиевская церковь (около 1165). Я не случайно начала с этого не очень известного места: по некоторым данным, именно Старая Ладога в 862 году стала первой столицей Руси: здесь княжил легендарный Рюрик. То есть, отсюда «есть пошла земля русская».
А самый старый древнерусский храм на территории современной России находится в Великом Новгороде
Великий Новгород
2.Софийский собор (1045-1050), духовный центр Новгородской республики
3.Магдебургские врата (первая половина XII века), фрагмент
4.Георгиевский собор Юрьева монастыря (1119-1130)
5.Изнутри собор кажется огромным
6.Напротив Новгородского Детинца (Кремля) нахдится Ярославово Дворище с уникальным скоплением старых церквей. Николо-Дворищенский собор (1113-1136) — главный вечевой храм Новгорода. Здесь собиралось Новгородское вече.
7.Поблизости находятся еще две церкви. От старой церкви Успения на Торгу (1135, на фото слева) сохрапнилась нижняя часть стен. Церковь Параскевы-Пятницы на Торгу(1207) тоже существенно перестраивалась.
Псков
8.Спасо-Преображенский собор Мирожского монастыря (на фото слева) построен не позднее 1156 года Он известен своими фресками XII века, которые нам, к сожалению, не удалось увидеть.
9.Собор Иоанна Предтечи (1130-е годы)
Владимиро-Суздальское княжество
Мне кажется, что именно Владимиро-Суздальское княжество — это вершина древнерусской архитектуры. Его уникальная особенность — белокаменная резьба.
10.Вершина Владимирского зодчества — Покрова на Нерли (1165-1166, Боголюбово, близ Владимира).
11.
12.Владимир, Успенский собор (1158—1160, перестроен 1186—1189), главный храм Владимиро-Суздальской Руси
13.Владимир, Дмитриевский собор (1194-1197)
14.
15.Владимир, Золотые ворота (1158-1164, довольно сильно перестроены)
16.Церковь Бориса и Глеба в Кидекше (близ Суздаля, 1152-1157). Это один из двух самых древних храмов Владимирской руси, заложенный Юрием Долгоруким
17.Его ровесник — Спасо-Преображенский собор в Переславле-Залесском. Он лучше, чем собор в Кидекше сохранил первоначальный облик
18.Георгиевский собор в Юрьев-Польском (1234) не сохранил своей древней формы: он обрушился и был собран в 1471 году из тех же блоков. Часть блоков, по-видимому, не была найдена, и собор стал более приземистым.
19.Но хотя и перепутанная местами, сохранилась белокаменная резьба, равной которой нет.
Смоленск
20.Церковь Михаила Архангела, или Свирская (1180-1197). Это церковь при загородной резиденции Смоленского князя, она впечатляет своей высотой (33 метра), особенно изнутри.
21.Церковь Петра и Павла (1146) реконструирована в 60-е годы XX века в первоначальных формах.
22.Церковь Иоанна Богослова (1176-1180), от XII века сохранились только стены.
Вот такие богатства есть у нас…
После принятия христианства на Руси люди начали во всех городах строить православные храмы. Строили их, как правило, там, где раньше находились места для поклонения языческим богам (Перун, Дажьбог, Хорс). Потому что люди столетиями привыкали к данным святилищам. Когда хотели поклониться богам, шли к этим местам. Поэтому князь Владимир приказал уничтожить все места для поклонения языческим богам, а вместо них воздвигнуть христианские церкви.
Первые деревянные храмы Киевской Руси
hostingkartinok
Первые христианские храмы наши предки строили из дерева. В это время на Руси мастера-зодчие практически все строили из дерева. Славянские ремесленники умели очень профессионально, для того времени, обращаться с этим материалом. Для наших предков дерево являлось главным строительным материалом. Так что не удивительно, что большая часть церквей были из дерева. Сразу же после принятия христианства на Руси, князь Владимир приказал построить Васильевскую церковь. Эта церковь – первый православный храм на Руси .
Васильевская, потому что при крещении князь принял новое имя – Василий. Изначально церковь воздвигли из дерева, на холме, где до этого стоял Перунский истукан, один из основных славянских языческих богов. Позже, на месте старой деревянной церкви, воздвигли каменный храм.
Что примечательно, из дерева храмы строили только русские мастера-зодчие. Греки и иностранные зодчие не строили из дерева. В основном в качестве строительного материала брали те породы древесины, которые были характерны для данной местности. В письменах того времени говорится, что с помощью строительных материалов, храмы из дерева возводились очень быстро и практически не имея под рукой сложных проектов. В своем большинстве деревянные храмы были однокупольные.
Шатровые храмы на Руси
Форму и конструкцию храмов славянские мастера перенимали от византийцев. Но им тяжело было перенять форму куполов византийских храмов и передать ее в дереве. С помощью дерева это было сделать технически невозможно. Поэтому форму куполов стали делать в виде пирамидального шатра. К сожалению, подобные храмы не дошли до наших дней. О них мы можем узнать только из источников, дошедших до нас.
Позднее наши предки шатровую форму купола иногда использовали и при строительстве каменных церквей. Данная форма купола долгое время оставалась популярной в северных районах нашей страны. Вплоть до наших дней в северных районах страны сохранились памятники церковной архитектуры славян, с куполами подобной формы.Деревянные церкви Руси, фото которых пестрят в интернете, поражали своей красотой и убранством.
Первые каменные храмы на Руси
hostingkartinok
Первый древнерусский каменный храм возвели в Киеве. Его неофициальное название – Десятинная церковь. Это название храм получил после выделения Князем Владимиром десятой части своих доходов на его возведение. К сожалению, этот храм не дошел до наших дней. У него печальная участь. Несколько раз в результате междоусобных войн он был разграблен и горел, а в 1240 году был сожжен ордой хана Батыя. По другой версии храм рухнул, не выдержав натиска огромного количества людей, которые пытались в нем укрыться. По некоторым данным в 12 веке храм пережил землетрясение, которые в то время были не редкостью на Поднепровье.
Официальное имя Десятинного храма, первой каменной церкви на Руси – церковь Святой Богородицы. Она была построена около 986-996 годах. Это первый крестово-купольный храм Древней Руси . Опыт при строительстве крестово-купольных храмов был заимствован у византийцев и используется при строительстве храмов у нас и сегодня. Строили этот храм под наблюдением греческих зодчих. Уже сейчас доказано, что это творение было одно из самых великолепных и величественных среди храмов, в том числе и византийских тоже. Кстати, храм построили на древних могилах, это доказанный исторический факт.
Характерные черты для древнерусских крестово-купольных храмов:
- Внутри храма стояли 4 столба, которые разделяли его, а на них держался центральный купол-барабан.
- С алтарной стены церкви воздвигались полукруглые апсиды, с противоположной стороны хоры.
Имеется предположение, что изначально храм строился как крестово-купольный, но во время строительства приняли решение, что он будет базиликой. Ведь византийские крестово-купольные каменные храмы были меньших размеров. Масштабность размера и стала причиной изменения первоначального проекта.
hostingkartinok
Первым каменным церквям на Руси основой для возведения кладки послужила плинфа, которую скрепляли специальной смесью. Плинфа – это прародитель кирпича. Внутри храм был украшен фресками, а пол выложен мозаикой. Характерными элементами убранства древнерусских храмов были фрески. Фрагменты фресок дошли и до наших времен. До разграбления и пожаров, храм был богато украшен церковной утварью, привезенной из Корсуня. Кроме того, в церкви был один основной и два дополнительных алтаря. По приказу князя Владимира в ней установили княжескую усыпальницу. В ней нашли свой покой византийская царевна Анна – супруга Владимира, а через несколько лет в ней похоронили и князя Владимира. Также здесь, в этом храме находились останки княгини Ольги.
Уже в 17 веке митрополит Петр Могила по своей инициативе организует раскопки, и саркофаги с их останками перезахоронят в Софийском соборе.Сейчас ведутся раскопки, и ученые исследуют останки десятинного храма. Пытаются досконально изучить то, что осталось от этого памятника славянской культуры, но, к сожалению, пока безуспешно. По некоторым данным Десятинная церковь имела 25 куполов, но проверить и подтвердить это невозможно. К сожалению точной копии этого храма на сегодняшний день воспроизвести не получится.
hostingkartinok
Между 1017 и 1037 годами начали строительство следующего каменного храма – Киевской Софии. Это величественное сооружение должно было показывать величие Киевской Руси. В те времена строительство велось очень быстро – собор построили всего за 3 года. Строили под руководством греческих мастеров-зодчих. Мозаика храма частично, дошла и до наших дней, и мы можем увидеть остатки былого великолепия. После окончания строительства собор являл собой не только религиозный центр. Здесь князья принимали делегации послов из других стран. При храме была открыта школа, где обучали детей грамоте. А также здесь Ярослав Мудрый организовал первую библиотеку княжества.
Кстати, так называемые граффити, были популярны и у наших предков. Археологи, исследуя останки различных храмов, находят надписи на их стенах, которые оставляли обычные и знатные люди. Они писали свои имена, просили бога о чем-либо, оставляли слова благодарности, также это были отрывки из святого писания. Граффити писали даже князья, а также члены их семей.
Итоги
С приходом христианства в Киевской Руси повсеместно стали строить храмы. За основу брали византийские храмы, но на Руси они возводились с учетом славянской культуры, добавлялось много от нашей бытности. Некоторые из храмов Руси были, возможно, и масштабнее византийских. Помимо каменных, возводились в неисчислимых количествах деревянные храмы. Которые являли собой верх совершенства в деревянном зодчестве. Дерево всегда было, пожалуй, самым главным материалом для строительства в Киевской Руси. И в этом мы можем убедиться на примере деревянных храмов. Потому что во все времена, и сейчас тоже, русский народ испытывал интерес к деревянному зодчеству.
Читайте какие столицы были в Древней Руси
Как думаете, какими были храмы наших Великих предков до принятия христианства и, осталось ли от них ныне, хоть что нибудь? Как это не парадоксально звучит — да!
Образец такого храма пройдя через века и поныне гордо возвышается в самом сердце столицы России, на Красной площади:
Обратите внимание на форму его куполов:
Практически все купола храма на одном фото (кликабельно):
К сожалению, переход на сервис Panaramio по клику даёт только превьюшку, поэтому для более детального рассмотрения куполов идём вот сюда.
Каждый из одинадцати куполов Храма, который, безо всякого преувеличения, можно называть Храмом Любви и Жизни
означает символ всего лишь одного из состояний Создателя, одиннадцати общих заКОНов мироздания, одиннадцати ипостасей Одного Единого Бога, одиннадцати состояний материи во времени и пространстве.
После смерти Ивана Грозного, память которого поныне стараются всячески очернить и окончательного воцарения христианства, каждый купол получил название-новодел в честь того либо иного христианского Святого, что в дальнейшем, тщательно отражалось во всех письменных источниках.
Какие настоящие имена дарованные их создателями носил каждый купол, ныне сокрытая и тщательно охраняемая тайна, о которой всем пока остаётся только догадываться.
Однако здесь обнаруживается косвенная подсказка. Количество куполов соответствует количеству главных славянских богов!
Попробуйте самостоятельно определить, какой купол символизирует богиню Ладу, а какой, например, Перуна.
На самом деле, если отбросить языческую составляющую, имена славянских богов, всего лишь имена различных ипостасей Одного, имена различных энергий и потенциалов, которые являются движителями всего сущего как на земле, так и в далёких глубинах бескрайнего космоса.
А теперь заглянем внутрь Храма:
Взгляните на венец в центре купола, это же Солнышко! Символ всего Живого и один из главных символов Создателя!
Даже с учётом последующих изменений на схеме Храма (кликабельно) ясно прослеживается его первоначальная основа в виде символа четырёх стихий, четырёх столпов всего сущего.
С момента создания и на протяжении столетий силами лучших художников и мастеров-иконописцев первоначальное убранство Храма тщательно убиралось в соответствие с канонами религии, однако на многое, даже у великих мастеров просто не поднялась рука.
Что же занимало когда то место этих икон!?
Достоверно можно предположить одно: символы смерти, в виде золочёных крестов, ныне победно венчающие купола этого дивного Храма появились гораздо позднее, и очевидно раньше их украшало нечто совершенно иное. То что является символом Жизни, о чём буквально кричат чудом уцелевшие стены!
А как вам вот такой купол!? Видели ли вы когда такое где либо ещё?
Парадоксально, но фотографий внутреннего убранства очень мало, особенно отдельных деталей, даже сейчас их приходится выскребать буквально по крохам:
Очень похоже, что над белой птицей явно с большим трудом расположили христианский символ-новодел!(кликабельно).
Если кто либо из вас является счастливым обладателем личной коллекции фотографий Храма, особенно, подробных внутренних деталей убранства и оформления куполов, автор и все, кто интересуется подлинной историей Великой Руси будут ему чрезвычайно признательны. Ссылки на интересные фото приветствуются в комментариях.
Перенесёмся к истории создания:
Историю вранья о том, как маньяк и садист Грозный повелел лишить его создателей зрения лично я помню ещё со школьной скамьи. При этом то, что Барма в течение долгих лет после создания Храма занимался строительством Казанского кремля в школе нам, естественно, никто не рассказывал и узнал я об этом, уже по прошествии десятилетий.
Очевидно и то, что Храм, в нынешнем его виде, является объектом трепетного интереса со стороны Православия, к формированию псевдоистории которого приложили руку как церковные иерархи, которые постарались уничтожить всякое упоминание о первозданном убранстве Храма, так и вездесущие масоны, авторству которых, очевидно, и принадлежит вся неполживая грязь относительно личности Грозного, а также сказка про Василия Блаженного, под именем которого Великий Храм известен подавляющему большинству нашей страны. Очевидно наряду с процессом постепенной замены первозданного содержимого храма, который не прекращается и сегодня, эта сказка была придумана лишь для того, что бы на уровне истории прятать концы вводу.
Уж что что, а здесь масоны великие мастера, однако и у них порой случаются промашки. Неудивительно. Создателя обмануть сложно, а те силы, для которых их организация лишь перчатка, расположены совсем на другой стороне.
Примечателен и тот факт, что совместное использование Храма Государственным музеем и РПЦ со стороны последней начиная с 1991 года проводится в весьма ограниченном виде. Казалось бы самый центр Родины, её сердце. Исключительное место, с точки зрения одного из главных религиозных символов, — ан нет.
Богослужения в Храме и по сей день проводятся весьма ограниченно. Существует множество обыденных объяснений подобному феномену, как религиозных, так и исключительно обывательских.
Однако разгадка лежит на самой поверхности.
Храм изначально предназначался для Создателя, общению с ним и через него. А это совершенно иная сущность, нежели та, которой служат нынешние златоглавые вместилища эгрегора Сэта-Амона под чудовищным прикрытием светлого имени Христа.
И простым изменением внутреннего убранства и содержания, предназначение Храма можно лишь спрятать, но отнюдь не сломать.
Кстати, для Сэта, иначе говоря Чернобога, золото является одной из визитных карточек. Если отбросить древнеегипетский символизм и абстрагироваться от славянской мифологии, то ипостась Сэта в материальном мире есть ни что иное, как золото.
Да да, тот самый «благородный» металл. Который отнюдь не напрасно называют кровавым или проклятым.
Примеров, где ради служения золоту или деньгам, человек впадает в безумие и ради этого безумия готов заложить всё, что угодно включая собственную душу, думаю, отыщется у каждого.
И когда золочение куполов объясняют чисто утилитарными целями, буквально «красиво, и не ржавеет», я только грустно улыбаюсь.
В завершение хотелось бы затронуть незаслуженно стёртые причины создания одного из Великих Храмов Жизни и, очевидно, главного вдохновителя Идеи Храма.
Один из редких образов где Ивана Грозного, который мне удалось обнаружить и где его рисуют не как психопата-изувера, с надменным непереносимым взглядом властолюбца, выглядит вот так:
Согласитесь, по сравнению вот с этим персонажем, который в своё время был повсеместно натыкан во всех учебниках истории разница довольно разительна:
Вот это, что то уже более ближе, я готов принять на веру, что Храм за спиной был построен по воле именно такого Человека:
Так в чём же заключалась главная Идея Храма? Официальная наука скрепя сердце признала, что Храм построен по велению Ивана Васильевича Грозного в память о взятии Казани и присоединении Казанского ханства. Причём «взятие» даже близко не отражает сути тех процессов, о которых остаётся судить лишь по скудным и зачастую противоречивым источникам.
Известно лишь, что с тех пор «завоёванные» татары, как равные браться много раз плечом к плечу стояли с русскими людьми, защищая родные земли, где всего лишь один из наиболее известных эпизодов, Битва при Бородино.
И воевали татары далеко не как «завоёванные», свою доблесть и геройство доказали конкретными делами, татарский народный эпос содержит в себе множество ярчайших народного героизма против общих врагов.
То есть налицо не «взятие и присоединение», где правят не знающие пощады огонь и меч, а, в первую очередь, именно объединение двух великих братских народов.
Это ли не великий подвиг, который явил собой повод для того, что бы на века увековечить его память Величайшим Храмом?
Так что же за Идею хотел донести один из последних Великих исконно Русских правителей, хранитель наследия и знаний ныне забытых предков?
Думаю, суть её очень проста:
Сколько бы ни было у людей богов, и как бы они их не называли, все имена их лишь малая часть того, что зовётся Создатель и символ которого, навсегда остался на вратах Великого Храма Жизни.
АПД (langobard): Про Ивана Грозного (ЕГЭ-история, 2013 год).
«Иван Грозный стоял на самой низкой ступени человеческого развития».
«Среди опричников Иван Грозный имел авторитет. Остальные относились к нему, как к психу».
«Иван Грозный не позволял народу вести девиантный образ жизни».
«При Иване Грозном на Болотной площади рубили головы, а не орали, что попало».
«Сталин мог бы выиграть Ливонскую войну. Иван Грозный все-таки был не Сталин».
«Иван Грозный любил духовность, что не мешало ему поджаривать новгородцев на кострищах».
«При Иване Грозном никого не спас бы и философский пароход».
«Иван IV с детства не любил людей, из-за чего случались массовые казни».
«Лучшие умы отрубил палач Скуратов»
Лучший раб — глупый раб…
Название церкви | тип | Область | Нас. пункт | Век | Год | Монастырь | Адрес |
---|---|---|---|---|---|---|---|
Покрова на Нерли | церковь | Владимирская | Боголюбово | XII | 1165 | ||
Рождественский | собор | Владимирская | Боголюбово | XII | Свято-Боголюбский | ||
Дмитриевский | собор | Владимирская | Владимир | XII | 1197 | ||
Ризположения в Золотых воротах | надвратная | Владимирская | Владимир | XII | 1164 | ||
Успенский | собор | Владимирская | Владимир | XII | 1160 | ||
Бориса и Глеба | церковь | Владимирская | Кидекша | XII | 1152 | ||
Рождества Богородицы | собор | Владимирская | Суздаль | XIII | 1225 | Кремль | ул. Кремлевская |
Георгиевский | собор | Владимирская | г.Юрьев-Польский | XIII | 1234 | ул. 1-го Мая | |
Георгиевский | собор | Ленинградская | Старая Ладога | XII | 1165-1166 | пр. Энгельса, 10 | |
Успенский (перестроен в XVII веке) | собор | Ленинградская | Старая Ладога | XII | 1157-1158 | Успенский монастырь | |
Спаса на Нередице | церковь | Новгородская | д.Спас-Нередицы | XII | 1198 | ||
Георгиевский | собор | Новгородская | Новгород (Юрьево) | XII | 1130 | Юрьевский | |
Рождества Богородицы | церковь | Новгородская | Новгород (Юрьево) | XIII | 1226 | Перынский скит | южнее Юрьева монастыря |
Благовещенья в Аркажах (на Мячине) | церковь | Новгородская | Новгород Великий | XII | 1179 | ||
Ильи на Славне (перестроена в XV в.) | церковь | Новгородская | Новгород Великий | XIII | 1202 | у впадения Федоровского ручья в Волхов (ул.Знаменская (бывшая Красилова, Ильинская)) | |
Николая Чудотворца (Николо-Дворищенский) | собор | Новгородская | Новгород Великий | XII | 1136 | Ярославово Дворище | Ярославово Дворище |
Параскевы Пятницы на Торгу | церковь | Новгородская | Новгород Великий | XIII | 1207 | Ярославово Дворище | Ярославово Дворище |
Петра и Павла на Синичьей горе (на Сильнище) | церковь | Новгородская | Новгород Великий | XII | 1192 | Петровское кладбище (по ул.Петровской и Юрьевскому шоссе) | |
Рождества Богородицы | собор | Новгородская | Новгород Великий | XII | 1119 | Антониев | ул.Студенческая |
Софийский | собор | Новгородская | Новгород Великий | XI | 1050 | Кремль | |
Федора Стратилата на Щиркове ул. | церковь | Новгородская | Новгород Великий | XIII | 1294 | пересечение ул. Новолучанская (Комсомольская) и ул. Стратилатовская (Лермонтова). | |
Спаса Преображения | собор | Новгородская | Старая Русса | XII | 1198 | Спасо-Преображенский | пл. Фрунзе |
Николы на Липне | церковь | Новгородская | устье Мсты | XIII | 1292 | устье Мсты | |
Иоанна Предтечи | собор | Псковская | Псков | XII | Ивановский (бывш.) | ул. Горького, 1 | |
Спасо-Преображенский | собор | Псковская | Псков | XII | 1153 | Мирожский | Красноармейская наб., 4 |
Иоанна Богослова на Варяжках | церковь | Смоленская | Смоленск | XII | 1173 | ул. Дзержинского (ок.моста через Днепр) | |
Михаила Архангела (Свирская) на пристани | церковь | Смоленская | Смоленск | XII | 1197 | Б.Краснофлотская | |
Петра и Павла на Городянке | церковь | Смоленская | Смоленск | XII | 1146 | ул. Кашена, 20 | |
Спасо-Преображенский | собор | Ярославская | Переславль-Залесский | XII | 1160 | Кремль | Красная пл. |
В подборке портала «Культура.РФ» — старинные храмы, которые остаются образцами традиционного деревянного зодчества Руси.
Храм Успения Пресвятой Богородицы — один из древнейших шатровых храмов, сохранившихся до наших дней. Построен при основании Александро-Куштского монастыря ХV века в глухой болотистой местности, на берегу реки Кушты. Век спустя соборная церковь обители Александра Куштского сгорела и была отстроена заново. А в середине ХХ века высокий сруб, увенчанный шатром и небольшой главкой, перевезли в один из самых больших монастырей Русского Севера — Спасо-Прилуцкую обитель.
Первая постройка Муромского монастыря на берегу Онежского озера — церковь Воскрешения Лазаря Муромского. По преданию, основал обитель инок Лазарь, проживший 105 лет. Храм принадлежит к числу наиболее простых церквей клетского типа. Четырехстенный сруб сближает строение с крестьянской избой. В храме сохранились иконы и росписи ХVI века, написанные на липовых досках. В 1961 году церковь Воскрешения Лазаря стала частью Кижского музея и расположилась чуть поодаль живописных храмов Кижского погоста.
Величественный 22-главый храм-терем. Церковь Преображения Господня — главное украшение архитектурного ансамбля Кижского погоста и объект всемирного наследия. Она построена три столетия назад на месте одноименной церкви, сгоревшей от удара молнии в конце ХVII века. Имя создателя история не сохранила, но местные сказания говорят, что 37-метровое чудо деревянного зодчества принадлежит топору плотника Нестора. А по легенде, срубил мастер церковь без единого гвоздя. Но гвозди все же есть — в церковных куполах.
Еще одна деревянная церковь — храм Преображения села Козлятьево Владимирской области. Построен 260 лет назад на средства дочери местного помещика Евдокии Поливановой, которая впоследствии жила в Новодевичьем монастыре Москвы. Многоярусный деревянный храм спустя два столетия после постройки был перевезен в Суздаль и стал главным экспонатом Музея деревянного зодчества. Ветхое строение было отреставрировано, но при этом сохранило остатки первоначальной наивной росписи масляными красками.
Храм ХVII века, возведенный в годы церковной реформы в классическом шатровом стиле, невзирая на запрет патриарха Никона. Церковь Успения Пресвятой Богородицы в Варзуге Мурманской области построена мастером Климентом по принципу золотого сечения и имеет в основании форму креста. Искусствоведы и историки отмечают особый «дивно-стройный и певучий облик» храма, напоминающего зажженную свечу. В ХХ веке церковь лишилась своих колоколов и части уникальных икон, пострадавших от неправильного хранения, но сам храм к началу ХХI века был полностью восстановлен.
Церковь Собора Пресвятой Богородицы у села Холм Костромской области. Храм ХVI века впервые попал в описания 70 лет назад: сразу после войны его исследовала экспедиция Академии архитектуры СССР. История создания редкой ярусной пятиглавой церкви с подклетом сохранила имена братьев-плотников, ее построивших, — Карп и Папила. В 60-х годах ХХ века строение перевезли в Кострому, в один из старейших музеев-заповедников под открытым небом — «Костромская слобода». Храм расположился у стен Ипатьевского монастыря.
Церковь — бывшая проездная башня монастыря. Храм Михаила Архангела города Слободского Кировской области — памятник оборонного зодчества России ХVII века. Сруб из массивных бревен, на которых можно насчитать более 200 годовых колец, предназначался не только для церковной службы, но и для защиты от врагов. В истории храма есть необычная страница — поездка в Париж на Международную выставку 1970 года. После возвращения на старое место в храме открылась экспозиция уникальных деревянных храмовых фигур.
Крестово-купольные храмы Древней Руси Википедия
Кресто́во-ку́польный храм на Руси — основной тип православного храма, господствовавший в архитектуре Древней Руси. История строительства на Руси каменных крестово-купольных храмов началась с возведения в Киеве Десятинной церкви (989—996 гг) и продолжается в XXI веке в связи с активным церковным строительством по всей России (как восстановлением разрушенных за годы советской власти храмов, так и проектированием новых соборов и церквей).
Домонгольский период[ | ]
Софийский собор в Киеве. Макет — реконструкция первоначального вида. Софийский собор в Великом НовгородеТехника каменного строительства и архитектурная типология были заимствованы Древней Русью из Византии. Первые каменные храмы после Крещения Руси строили приглашённые мастера. Их постройки принадлежат к числу видных произведений византийской архитектуры, но с самого начала в них появляются собственные черты, обусловленные особенностями заказа и местными условиями.
Сразу после крещения киевлян в 988 году, в Киеве была построена Десятинная церковь (989—996 гг.), разрушенная при взятии Киева Батыем. Десятинная церковь была деревянной.
Грандиозное строительство развернулось при Ярославе Мудром. При нём построили главный храм Киева — 13-главый пятинефный Софийский собор. Размеры собора не имеют аналогий в архитектуре самой Византии того времени и обусловлены особой задачей: создать главный собор для новокрещённой огромной страны. Пространство хоров, предназначенное для князя и знати, использовалось также и для дворцовых церемоний. За время правления Ярослава были сооружены ещё два Софийских собора: в Новгороде (построенный в 1045—1050 годах) и
Древняя Русь
Люди существуют в определенном географическом местоположении в историческом периоде ; со временем районы распространения человека и границы штатов изменились . И этнические группы, и государства не вечны: они рождаются и гибнут, развиваются и трансформируются в новые социальные общины. Так русских , украинцы и белорусы были сформированы на основе восточных славянских суперэтнических групп.
Формирование человек (процесс этногенеза) и формирование штатов имеют экономическую базу , тесно связанную с населением и их образом жизни , что, в свою очередь, повлияло на культурные и общественные особенности этнических групп ,
Естественная колыбель восточнославянских народов Русское государство было Восточное Европейское равнина. Его открытые пространства , ландшафта , почвенные и климатические условия , речные бассейны определили не только формирование доминирующих экономических и культурных комплексов, населенных пунктов, но и формирование этнических и государственных границ в соответствии с результатами вооруженных политических конфликтов и колонизации процессов .
К середине годов первого тысячелетия нашей эры были устойчивые экономические и культурные комплексы, расположенные в лесах , лесостепных и степных зонах Евразии; процесс этногенеза активно развивался. К VI — VII векам года начался заключительный этап восточных славян выделения из общего прославянского единства.
Преобразование восточнославянской культурной и этнической общности в местной независимой цивилизации было связано с принятием христианства князем Владимиром в 988 году.
С принятием христианства восточные славяне вошли в православные церкви , которые определили развития русских государства. Превращение киевских в политический, культурный и религиозный центр восточнославянского государства привело к постепенному усилению культурного разграничения Руси относительно западных славянских соседей, которые приняли христианство из Рима. Эпоха г. Киева г. г. Русь г. г. была периодом преимущественно г. юга, г. ориентация восточнославянской жизни. Россия была близка к Византии из-за религиозных и торговых сообщений , в Болгарию — по общему сценарию.
Форма правительства Древнего русского государства включала в себя три компонента — Вече как особая форма национального собрания , в котором обсуждались наиболее важные вопросы; королевская власть с административными, судебными и военными полномочиями ; королевский совет , который был собранием верховных представителей администрации .
Государство было многонациональным с момента его образования. На территории древних России жили финно-угры — карелов , вепсов , саамов . пермские земли, занятые коми были объединены в конце XV века .
В 1979 году Комитет постановил включить Охридское озеро в Список всемирного наследия в соответствии с естественными критериями (iii). В 1980 году эта собственность была расширена, чтобы включить культурно-исторический район, и были добавлены культурные критерии (i) (iii) (iv).
Расширение «Австралийского парка умеренного и субтропического тропического леса восточного побережья».
Названиеизменено в 2007 году с «Центрально-восточного заповедника тропических лесов (Австралия)»
Обновление «Национального парка Улуру-Ката Тьюта» в соответствии с культурными критериями.
«Колокольни Фландрии и Валлонии», которые ранее были включены в Список всемирного наследия, являются частью транснациональной собственности «Колокольни Бельгии и Франции».
Расширение «Jaú National Park».
Расширение владения «Ледниковая бухта / Врангель / Сент-Элиас / Клюане».
Собственность «Сланец Берджесса», которая ранее была включена в Список всемирного наследия, является частью «Парков канадских Скалистых гор».
Расширение «Дворца Потала и Храмового монастыря Джокханг, Лхаса», включив район Норбулинка.
«Колокольни Фландрии и Валлонии», которые ранее были включены в Список всемирного наследия, являются частью транснациональной собственности «Колокольни Бельгии и Франции».
«Замок и усадьба Шамбор», который ранее был включен в Список всемирного наследия, является частью «Долины Луары между Сюльи-сюр-Луар и Шалоннами».
«Стена Адриана», которая ранее была включена в Список всемирного наследия, является частью транснациональной собственности «Границы Римской империи».
В то время, когда имущество было продлено, также был признан применимым культурный критерий (iv).
«Храм Брихадисвара, Танджавур», который ранее был включен в Список всемирного наследия, является частью «Великих живых храмов Чола».
В то время, когда имущество было продлено, также был признан применимым культурный критерий (iv).
В то время, когда имущество было продлено, критерии (iii) и (v) также были признаны применимыми.
Комитет принял решение расширить существующие культурные ценности, «Храм Ггантия», чтобы включить пять доисторических храмов, расположенных на островах Мальта и Гозо, и переименовать эту собственность в «Мегалитические храмы Мальты».
Национальный парк Уэстленд и Маунт-Кук и национальный парк Фиордленд, которые ранее были включены в Список всемирного наследия, являются частью «Те Вахипунаму — Юго-Западная Новая Зеландия».
В 1979 году Комитет постановил включить Охридское озеро в Список всемирного наследия в соответствии с естественными критериями (iii). В 1980 году эта собственность была расширена, чтобы включить культурно-исторический район, и были добавлены культурные критерии (i) (iii) (iv).
«Ансамбль монастыря Сан-Франциско де Лима», который ранее был включен в Список всемирного наследия, является частью «Исторического центра Лимы».
Расширение «Достопримечательности современного искусства», Португалия
Расширение «Биертан и его церковь-крепость».
В то время, когда имущество было продлено, естественный критерий (iv) также был признан применимым.
Расширение «Альгамбра и Хенералифе, Гранада», включая квартал Албайзин.
Расширение «Мечети Кордовы».
Объект «Парк Гуэль, Паласио Гуэль и Дом Мила в Барселоне», ранее внесенный в Список всемирного наследия, является частью «Произведения Антони Гауди».
Расширение «Церквей Королевства Астурия», чтобы включить памятники в городе Овьедо.
Расширение «мудехарской архитектуры Теруэля».
Расширение «Исторические места в историческом центре Коа», Португалия
После исследования прав собственности, проведенного в конце 1960-х годов, право собственности на все стены было передано в 1973 году в Испанское государство, через Министерство образования и науки. Он был передан в Xunta de Galicia королевским указом в 1994 году.
Конституция Испании оставляет за собой определенные права в отношении наследия центральному правительству.Тем не менее, они делегируются компетентным органам в автономных сообществах, в данном случае Xunta de Galicia. Для стен Луго Xunta находится в положении как владельца, так и компетентного агентства. В соответствии с Законом о галицком наследии, Xunta обязан сотрудничать с муниципальными властями в обеспечении охраны и сохранения памятников, перечисленных в списке, и некоторые функции переданы им. Xunta действует через свое Главное управление культурного наследия (Dirección General de Patrimonio Cultural), расположенное в Сантьяго-де-Компостела.
Генеральный план по сохранению и восстановлению римских стен Луго (1992) включал предложения о действиях, которые необходимо предпринять в отношении исследований и методов восстановления. Вслед за этим в 1997 году был принят Специальный план защиты и внутренней реформы укрепленного энсейнта города Луго, который касается главным образом городской среды исторического города. Однако это оказывает непосредственное влияние на защиту, обеспечиваемую стенам, с точки зрения планирования движения, создания открытых пространств и регулирования высоты зданий.Другим инструментом планирования, влияющим на стены, является Специальный план защиты реки Миньо, утвержденный муниципалитетом в начале 1998 года.
В настоящее время в Луго нет действующего плана управления для действующих стен: работа продолжается на основе плана 1992 года. Не существует и технического подразделения, специально отвечающего за консервацию и реставрацию стен. Именно на этом фоне серьезное внимание уделяется созданию независимого фонда под патронажем королевской власти и с участием представителей государственных, академических, общественных и деловых учреждений для работы с Главным управлением культурного наследия Галисии.План работы этого органа будет включать разработку и реализацию комплексных программ сохранения, восстановления и технического обслуживания.
Район ВС управляется непосредственно сотрудником отдела лесного хозяйства из лесного отдела. Национальный руководящий комитет координирует деятельность учреждений для Синхараджи в качестве национального заповедника, биосферного заповедника (1988 г.) и участка ВВ. Существует два плана управления, подготовленных в 1985/86 и 1992/94 годах, в которых основное внимание уделяется сохранению, научным исследованиям, управлению буферной зоной, совместному использованию выгод и участию общин.
«Стена Адриана», которая ранее была включена в Список всемирного наследия, является частью транснациональной собственности «Границы Римской империи».
Расширение «Заповедник дикой природы острова Гоф».
(перераспределение по культурным критериям)
Расширение владения «Ледниковая бухта / Врангель / Сент-Элиас / Клюане».
# : Что касается 19 природных и смешанных свойств, включенных в геологические значения до 1994 года, нумерация критериев этого свойства изменилась.См. Решение 30.COM 8D.1.