координаты и фото, что посмотреть и где находится Озеро Хубсугул
Озеро Хубсугул (Монголия) — подробное описание, расположение, отзывы, фото и видео.
Самое глубокое и самое красивое озеро в Монголии — Хубсугул (ранее называвшееся Косогол, по-монгольски Хувсгел Далай) — Синяя жемчужина — крупное пресноводное озеро с кристально чистой водой и живописным побережьем на севере страны, рядом с границей России. Вода в Хубсугуле пресная, чистая, с замечательным минеральным составом, пригодная для питья в сыром виде. В одном только Хубсугуле сосредоточено порядка 1-2 % мирового запаса пресной воды.
Хубсугул одно из 17 древнейших озёр, возраст которого около 6 млн лет — это гигантский кратер потухшего вулкана, заполненный водой, что объясняет его глубину (272 м). У местных жителей Хубсугул считается священным местом.
Вода в Хубсугуле пресная, чистая, пригодная для питья в сыром виде, с замечательным минеральным составом. В одном только Хубсугуле сосредоточено порядка 1–2% мирового запаса пресной воды.
Озеро часто называют младшим братом Байкала — и сходство у них не только внешнее. От самой южной точки Байкала до северной точки Хубсугула всего 230 км. Их соединяет река Эгийн-Гола, впадающая в Селенгу, крупнейший приток Байкала (однако прежде чем воды Хубсугула попадут в Байкал, реки проносят их 1200 км по степям Монголии и Забайкалья). В геологическом плане Хубсугул близок Байкалу береговыми ландшафтами, единым разломом земной коры, похожей серповидной формой и ассиметричными подводными склонами котловины.
Хубсугульский национальный парк
Район озера представляет собой национальный парк площадью 838 тыс. га, где сходятся, перетекая одна в другую, центральноазиатская степь и сибирская тайга. Озеро располагается у подножия хребтов Баян-Зу, Хийн-Нууру и Мунку-Сардык, а его берега густо заросли 25-метровыми лиственницами, спускающимися к кромке воды — всё это до сих пор остаётся нетронутым оазисом дикой природы и тщательно охраняется.
Богата и разнообразна флора и фауна Хубсугульского национального парка: приблизительно 750 видов деревьев, кустарников, мхов и лишайников; около 170 видов птиц, в том числе такие редкие как лебедь-кликун, горный гусь (эндемик горных озер Центральной Азии), дрофа, горный гриф, три колонии серебристых чаек; многие животные национального парка занесены в Международную Красную Книгу — сибирский горный козёл, архар, лось, волк, росомаха, кабарга, бурый медведь, соболь; также в озере обитают девять видов рыб (в том числе ленок, хариус).
Национальный парк озера ХубсугулЕсть на озере Хубсугул четыре острова:
Остров Далайн-Модон-Куйс-Арал (Далай-Куй) — самый крупный, расположенный в центре озера в 10 км от восточного берега. Практически круглый, густо поросший лиственным лесом, с горой 1819 м высотой в самом центре. На востоке острвоа располагается уникальная коса из гальки и валунов, образующая небольшую лагуну — непесчаные косы в природе встречаются крайне редко. Много легенд связывают остров с шаманскими обрядами и святынями, якобы сохранившимися на острове до наших дней.
Самая красивая легенда повествует о возникновении острова Далайн-Куй и озера в целом: «…Из земли ударил мощный фонтан, заливая все вокруг. Много гор, чудесных пастбищ и лесов исчезло под водой. Тогда схватил богатырь скалу и заткнул ею фонтан. А разлившиеся поды образовали озеро Хубсугул. Скала, которой богатырь заткнул фонтан, торчит и теперь посреди озера лесистым островом Далай-Куй».
Остров Елисин-Хупсун чуть меньше и находится на 25 км южнее Далайн-Куй, третий остров Бага-Крй располагается в южной части озера, а четвертый находился напротив устья реки Турты в северной части Хубсугула и уже скрылся под водой.
Туризм к озеру Хубсугул
Озеро Хубсугул — популярная туристическая достопримечательность Монголии. Здесь насчитывается более 30 туристических баз как у поселка Хатгал на юго-западном побережье озера, так и у поселка Ханх на севере. Действует паром «Сухэ-Батор».
Путешественников привлекают не только первозданная природа озера и окрестностей, но и монгольская экзотика: национальные войлочные юрты, монгольская кухня с позами и хорхогом — бараниной, приготовленной на раскалённых камнях — всё это и есть местные отели. В окрестностях бродят верховые лохматые яки с деревянными арбами с разукрашенными дугами и сеном на лежанках, местные жители одеваются в традиционные монгольские овечьи тулупы дэгэлы с разноцветной вышивкой и яркими кушаками на талии, и до сих пор у них можно увидеть старинные русские карабины (но уже с китайскими патронами).
Зимой любители экстремальных экспедиций могут прокатиться по льду озера на запряженных лошадьми санях или собачьих упряжках; в другое время здесь можно отправиться в пеший поход или поход на велосипедах; совершать конные путешествия по побережью озера и в Дархадскую котловину; ночевать в палатках у таежного костра, не понаслышке знакомясь с бытом монгольских кочевников.
Любители рыбалки хорошо знают Хубсугул за превосходную рыбалку: расстояние от Иркутска сопоставимо с расстоянием до острова Ольхон на Байкале, а меж тем местная рыбалка куда азартнее и богаче. По словам знатоков, выловленные в озере ленки и налимы достигают гигантских размеров.
Как добраться
Из России легко можно доехать до озера через КПП в посёлке Монды — дорога направо по Тункинской долине от Кутулка с российской стороны проложена асфальтированная. Затем, после моста через Иркут начинается грунтовка, связывающая КПП и посёлок Ханх на севере озера.
Не забудьте полностью заправить бак в Култуке и дозаправиться в Кырене. В Мондах есть заправка, но она может не работать, а при пересечении границы можно перевозить в машине одну заправленную горючим двадцатилитровую канистру. На севере Хубсугула заправиться можно только в поселке Ханх, и то только дизтопливом и бензином А-80.
Остальные дороги лесные, с крупными камнями, глубокой колеёй, заболоченными участками и бродами через быстрые речушки. Единственная сносная автомобильная дорога в посёлок Хатгал пролегает по восточному берегу озера. Западный берег представляет собой крутые склоны гор, подступающих близко к воде, сильно заросшие густым лиственным лесом — пройти здесь можно только по тропе на лошадях.
Автомобили можно арендовать на туристических базах в Ханхе, либо путешествовать на своем автомобиле. Лучше всего для таких поездок выбирать внедорожники типа УАЗ или ГАЗ-66, либо лёгкие вездеходы типа Нива — на заболоченных местах более тяжёлые автомобили могут провалиться сквозь тонкий дерн в трясину, а легковые автомобили застревают в глубокой колее.
tonkosti.ru
Координаты: | 51.1281°, 100.4975°N51.1281°, E100.4975° 51°7’N, 100°29’E 51°7’41″N, 100°29’51″E
www.mytravelbook.org
Хубсугул | ИРКИПЕДИЯ — портал Иркутской области: знания и новости
Хубсугу́л (ранее Косогол, иногда Хувсгел, монг. Хөвсгөл нуур, монг. Хөвсгөл далай) — крупное пресноводное озеро на севере Монголии, рядом с границей России, самое глубокое озеро в Монголии. Объем воды в озере равен 381 км³. Высота над уровнем моря 1645 м, длина 136 км, ширина 36,5 км, объём 381 км³, наибольшая глубина 262 м, средняя глубина 120 м. В озеро впадает 96 рек и ручьев. Из Хубсугула вытекает р. Эгийн-Гол (бассейн Селенги). Замерзает с декабря по май. Судоходно, составляет часть транспортного пути из России (Иркутская область) в Монголию. Пристани Хатгал (на юге) и Ханх (на севере). В районе Хубсугула открыты залежи фосфоритов.
Описание
Район озера является национальным парком, который строго охраняется, являясь переходной зоной между центральноазиатской степью и сибирской тайгой. В парке обитает множество различных видов диких животных занесенных в Международную Красную Книгу: архар, лось, волк, росомаха, кабарга, бурый медведь, соболь, в озере обитают девять видов рыб (в т.ч. ленок, хариус).
Особенности отдыха
Озеро Хубсугул — одна из туристических достопримечательностей Монголии. В 2007 на севере озера в районе Ханха насчитывалось 5 туристических баз, на юге озера в районе Хатгала — 29[1].
С 2006 на озере Хубсугул проходит международный турнир по подледному лову.
Ежегодно озеро замерзает в конце ноября, лед имеет толщину до 1,4 м. Сходить лед начинает в мае и заканчивает в начале июня. Температура воды колеблется в пределах +10…+14°C. Однако в бухтах вода прогревается до более высоких температур.
Примечания
irkipedia.ru
Вокруг озера Хубсугул за семь дней. Часть первая | Статьи
Предисловие
Поехать в Монголию я собирался не раз, точнее, четыре года подряд, но по разным причинам поездка откладывалась. Цели были разные. Одни друзья, кто уже бывал на родине Чингисхана, звали на незабываемую рыбалку на огромного тайменя и бесчисленного ленка, другие говорили, что нужно непременно насладиться красотами первозданной природы и, конечно, побывать на берегах младшего брата Байкала – жемчужине Монголии озере Хубсугул. С каждым разом меня тянуло туда все сильнее, но какие-то непредвиденные обстоятельства не пускали в эту горно-степную страну, приходилось переносить поездку.
Первый раз я приехал в Монголию 9 февраля 2018 года с целью подняться на высшую точку Восточных Саян – гору Мунку-Сардык. Пробыли мы в стране несколько дней, но дальше подножия Мунку-Сардык и поселка Ханх не выдвигались. Понять и прочувствовать Монголию тогда не удалось, но я был очень рад, что она хотя бы пустила меня! Надежда на новую встречу не оставляла…
Глава 1. Цель
Начало лета. Ранним утром еду на работу. Звонок.
– Алло, Миша, здорово!
– Привет, Саня!
– Слушай, есть предложение. У меня давно уже зреет мечта обогнуть Хубсугул на квадроциклах. Поехали семьями. Какой год мечтаю об этой поездке. Ты как? Что думаешь?
– Хм, интересное предложение. А какие даты?
– Нужно ехать в середине июля, раньше или позже будет холодно.
Я, конечно, согласился, не раздумывая. Это было отличное предложение посетить страну бескрайних степей, лошадей и юрт. Да не просто посетить, а проехать по самым недоступным и отдаленным местам прекрасного озера, вдоволь налюбоваться рассветами и закатами, отвести душу на рыбалке. Это было то, о чем давно мечтал. Я загорелся поездкой, как пионерский костер.
Глава 2. Подготовка и технологичный кокпит
Началась подготовка к путешествию. В любом неизвестном походе всегда важен маршрут и его знание. Вот с него-то и началась подготовка к поездке. Из нашей команды маршрут никто не знал. Его пришлось вытаскивать из других квадросообществ: собрать совещание, пригласить человека, который по нему ездил и подробно расскажет нам, куда и как ехать, где стоянки, заправки, что с собой взять, поведает обо всех тонкостях и особенностях этого путешествия.
После продолжительного обсуждения карты Хубсугула и самого маршрута, мы между делом упомянули, что поедем с телегами, а так же возьмем жен и детей. Одна из телег будет грузопассажирская, в ней будут ехать некоторые наши участники. До сих пор помню его выражение лица! Он очень выразительно посмотрел на нас и с недоумением спросил: «Вы серьёзно? Вы что, психи?»
Он рассказал почему это плохая идея. Его аргументы встряхнули и привели в чувства. Мы крепко задумались на счет этой идеи. Его доводы заставили нас с большей ответственностью подойти к подготовке телег и тщательно проверить все технические узлы на них. А вот от мысли взять с собой детей не отказались, просто решили захватить больше нужной для них одежды – и будь что будет!
Маршрут теперь известен и понятен. Оставалась техническая часть подготовки.
Саша – идейный вдохновитель этой поездки, а также конструктор-изобретатель технического средства, без которого этот вояж был бы менее комфортным, а порой даже (при том количестве человек) вообще невозможным. Идею создания такого техсредства он вынашивал полгода. Проект, чертежи, запчасти… – все сам рисовал, собирал по крупицам, советовался с другими специалистами-Кулибиными из этой области.
Я этому устройству придумал название – грузопассажирская телега «Автоном-38». Шутя, с ребятами даже подумали создать новый бизнес-проект и начать серийное производство «Автонома».
«Автоном» представлял собой небольшую телегу, оборудованную двумя пассажирскими сиденьями от автобуса, на крыше – большая солнечная батарея, в «салоне» имелись розетки для зарядки телефонов и специальная сумочка, куда их класть, пока они заряжаются. За сиденьями – шкафчики для посуды, продуктов, газовой плитки.
Во время приготовления пищи шкафчики превращались в суперудобную рабочую поверхность для повара. Откидываясь, задний торец превращался в крышу, над рабочей поверхностью загорался яркий свет – и можно готовить в любое время суток и при любой погоде. Это было очень удобно.
С внешней стороны это изобретение имело две сантехнические трубы, которые использовались для перевозки спиннингов как тубусы, держатели для топора и лопаты, а еще зеркало, умывальник и приспособление для жидкого мыла. Подвеска была от запорожца.
За неделю до поездки Александр ночами не спал, работая над ее усовершенствованием у себя в гараже. Утром от него приходило множество фото и видео с инженерными новинками его детища. Хотелось побыстрее проверить «Автоном» в действии.
Чтобы отправиться в путешествие, пришлось стать изобретателямиЗа несколько дней до отъезда мужская часть команды собралась в кафе для обсуждения итоговых организационных вопросов. В целом наша команда состояла из 14 человек: двоих детей (девочки 7 и 10 лет), двух девушек 17 и 19 лет, трех взрослых девушек и семи мужчин разного возраста, младшему из которых было 14.
Единиц техники получилось: 5 квадроциклов, 1 багги, телега «Автоном-38» и одна совсем маленькая тележка. Основной вопрос был уже в техническом инвентаре и бивуаке. Проговаривали и записывали, кто что берет, чтобы не было лишних или дублирующих вещей, так как багажа было много, а места на квадроциклах мало. Наконец все решили, обо всем договорились. Старт назначали на 15 июля 2018 года.
Глава 3. Выезд и ночевка в Мондах
За день до выезда закупили продукты и собрались на базе для укомплектования всех вещей на багги и квадроциклы, чтобы заранее быть уверенными, что все поместится и все взятое с собой действительно нам пригодится.
День отъезда. Светит солнышко, на небе ни облачка. Настроение у всех приподнятое, разговоры приправлены шутками-прибаутками и историями о путешествиях. Маршрут на машинах лежал до поселка Монды. На территории гостевого дома должны выгрузить наших внедорожных коней, переночевать, а утром на квадроциклах в полной готовности отправиться на границу с Монголией.
В Мондах расположились в местной гостинице. Главное здесь – большая парковка, где можно оставить на длительный срок машины с телегами, а в остальном нам было все равно, где и как ночевать. После решения всех бытовых вопросов принялись дружно накрывать импровизированный стол на улице. Моей задачей было приготовить шашлык.
Погода радовать перестала. Небо затянуло черными тучами, где-то на горизонте сверкнули первые молнии, раскат грома накрыл округу. Прогноз погоды, обещанный синоптиками на грядущую неделю, начинал сбываться. Ну что ж, дождь – это, конечно, минус, но не помеха!
Дождь хлынул как из ведра, заставив всех сбиться под крышей маленькой беседки. Самогонка разлита по рюмкам. Сочный шашлык, только что снятый с углей, отдавал свой жар прохладному, разряженному воздуху лета. Александр с присущими ему горящими глазами поднял первый тост за благополучное прохождение маршрута. Выпив, все поддержали его троекратным ура!
Это был прекрасный летний вечер, все находились в предвкушении путешествия и новых эмоций от встречи с прекрасным. Наблюдая за командой, мне казалось, что мы готовы были ехать хоть на край света, и это чувство согревало мне душу.
Удивительно, но нас приехали проводить наши друзья, преодолев 330 километров, – кто-то просто на вечер, а кто-то решил остаться на ночь. Этот поступок все оценили по достоинству. До поздней ночи мы пели песни под гитару, сидя рядом с «Автономом-38», который без устали освещал место застолья. Наш друг Алексей, прежде чем отправиться в обратный путь, вручил нам большой тент (примерно 6 на 4 метра) на случай дождя. Он был довольно увесистый, и мы долго не соглашались его брать, но все-таки взяли и, слава Богу, потом не пожалели об этом…
В 6.00 прозвенел будильник. Поспать удалось совсем немножко, примерно часа три. Далеко не сразу получилось всех растолкать. Первым делом приготовили завтрак и начали быстро собирать вещи, грузить и крепить их к квадроциклам. В 10 утра мы были на границе с Монголией.
Границу проходили пять часов. Очередь. Июль – самый активный туристический месяц в Монголии. Перед поселком Ханх нас встретил мой монгольский друг Баярхуу, у которого планировали пообедать и немножко отдохнуть. С этого места начинается отсчёт нашего путешествия. Заехали по пути в местный банк и обменяли российские деньги на монгольские и стали миллионерами. Женщина кассир отсчитала внушительную пачку денег и протянула нам, подобное я встречал только в Катманду.
Пока доехали от Монд до Ханха (а это примерно 30 километров), у квадроцикла Алексея отвалилась рама (если в двух словах, то рама оторвалась от крепления сиденья). Парни приступили к починке квадрика, а девчонки расстелили на земле карематы и уснули. Ремонтировались часа два. Потом спешно собрались и двинулись в путь по часовой стрелке вокруг Хубсугула. Баярхуу сказал, что правильно именно так, что тогда все монгольские духи будут нам благоволить.
На момент старта было часов пять вечера. Решили добраться до темноты и поставить лагерь.
Глава 4. Ночевка в бухте
Над Хубсугулом закатное солнце клонило к горизонту. Монгольская пыль поднимавшаяся столбом от наших колесных коней, покрывая собой абсолютно все, пробиралась даже под экипировку. Путь наш длился недолго, около двух часов. Увидев уютную бухточку, осмотрели ее и решили заночевать здесь.
Дружно начали ставить лагерь и налаживать быт. Часам к десяти все были готовы встретить первую монгольскую ночь. Погода стояла отличная, ни малейшего дуновения ветерка, лунная дорожка серебрила водную гладь. Под умиротворенное потрескивание поленьев говорили тосты, выпивали, шутили… Вдруг откуда-то из темноты выныривает Алексей, раздает всем по бенгальскому огню и с криком «поджигайте» быстро убегает к воде. Все в предвкушении чего-то радостного и с криками «ура» чокаются рюмками. Вдруг черный бархат монгольского неба озаряют залпы салюта!
Насладиться увиденным не успели: салют вдруг падает и начинает палить артиллерийскими залпами по лагерю. Девушки верещат, кто-то кричит «ложись». Совсем рядом со свистом проносится синий заряд, и я понимаю, что он летит прямиком в мою палатку… Взрыв, дым!..
Когда снаряды в предательском салюте закончились, все неспешно поднялись с земли, осмотрелись и, почесывая затылок, начали приходить в себя, осознавая, что произошло. Мы с женой первым делом побежали к своей палатке посмотреть, насколько сильно нанесен ущерб салютной гаубицей.
Над зияющей дырой в тамбуре свисали куски синей ткани, как будто ее драли дикие звери, так что теперь палатку можно и не застегивать. Внутри – едкий дым и запах пороха, надувной матрас предательски пробит. Но основные стены и крыша целые.
– Фу, – выдохнул я, – жить можно.
После того как осмотрели поле сражения и пришли в себя, всех участников «Битвы под Ханхом» накрыл безудержный смех с восстановлением событий в хронологическом порядке. Единственный, кому было не до смеха, так это Алексей. Он очень переживал, что нанес непоправимый урон моему «дому», впереди ведь еще семь ночей, а погода обещалась быть дождливой.
После была починка матраса и долгие посиделки у костра. Тема разговоров этого вечера была четко закреплена за вражеским салютом и не раз еще вызывала истеричный смех у участников похода. Слава Богу, обошлось без жертв и телесных повреждений.
Но бенгальские огоньки в ту ночь мы все же пожгли!
Проснулись около 11. Николай и второй Алексей убежали на рыбалку, на небольшую речушку шириной всего-то пару-тройку метров, и уже через час принесли с двадцатку добрых окуней, которых я с удовольствием приготовил. Обжарил их в манке, приправленной свежим лаймом, до хрустящей, зажаренной корочки… М-м-м… было очень вкусно.
Первый самостоятельный день проходил в весьма расслабленном темпе – никто никуда не торопился. Кто-то отлеживался после бурной ночи, кто-то просто сидел на берегу, любуясь бирюзовым горизонтом Хубсугула, кто-то бродил по округе. В итоге неспешно собрали лагерь и часам к трем выдвинулись по заданному маршруту.
Продолжение следует.
www.irk.ru