памяти Николая Шарапова — SakhaLife
В XX веке якутам удалось воплотить этнический символизм в современных предметах обихода – одежде и ювелирных изделиях. Однако ряд значимых, с точки зрения отражения этнических архетипов сознания предметов быта как посуда, до сих пор остается до конца не реализованным.
К сожалению, растиражированные на улицах, буклетах и книгах фоторепродукции будут являться предметами с «нулевым» уровнем сознания, они продукты массового элемента в этнической культуре. Чтобы существовало хотя бы последнее – массовое, необходимо живое начало культуры – это творчество и творческий синтез. Простое воспроизводство образцов не является самоцелью культуры. С точки зрения жизни сознания, человек должен приобщиться и творчески переработать символы родной культуры, в этом проявится его саморазвитие. Интересны в этом плане поиски некоторых якутских художников-прикладников, например, Николая Николаевича ШАРАПОВА, с которым я познакомился 13 лет назад и впоследствии написал статью.
Художник-керамист Николай Шарапов отмечает, что национальная якутская еда в европейской посуде, теряет свой вкус и своеобразие. Это не мистика, – это реальность, которую подсознательно чувствуют якутские кулинары, отправляющиеся на конкурсы, и при этом, не имеющие подходящих образцов посуды, выполненных в иной, нежели дерево технике.
Сегодня мы должны понять, – «что есть чорон?» – и, пойти дальше. Человек не может все время находится внутри мифического круга. Когда-то наступает момент, когда он должен выйти из него. Нужно находить новые формы для испытания чего-то нового. К сожалению, мы не можем понять даже того, чем был чорон как символ, так как срабатывает тот самый элемент массового в этнической культуре – эффект «нулевого» сознания.
Человеку азиатской части Евразии всегда не хватало ургийности, в отличие от европейца, обладающего избытком последней. Азиат-северянин был всегда «в природе», его ментальный мировоззренческий склад сугубо гонийный.
Такова и его посуда, выполненная из натуральных материалов – дерева и бересты, «ургийно» обработанных не самим человеком, а через природу. Дерево – это преобразованные самой природой стихии – земля, вода, воздух и огонь. Новый чорон из глины, станет метафорой испытания национальных идей. Здесь гонийная первородность и человеческая ургийность придания новой формы, синтезируются, проходя через символ огня – неудержимого, но оставляющего после себя стойкую форму.Николаю Шарапову удалось осуществить творческий синтез родной культуры и культур других народов. Он сумел учесть возможности фарфора, фаянса и майолики, создав эстетически законченные синтетические формы легко узнаваемых якутских символов, заложенных в формах и орнаментах чорона, кытыйа, матаарчах и даже сэрге. Это только посуда. Но сила ее заключается в том, что она близка каждому, в силу ее повседневной необходимости. А какие это скрывает потенциальные возможности для приобщения молодого поколения к этническим символам сознания, рано или поздно сработающих в них!
Шарапов прочувствовал одну простую, но трудно реализуемую истину синтетического творчества. Подобная проблематика мучила и других якутских художников, в частности, графика – Валериана Васильева, который говорил: «Нас подкупают работы старых мастеров, в первую очередь работающих по дереву. Живописец может многое почерпнуть из народных аппликаций, колоритных, очень ярких по цвету» (Потапов И. А. Художники Якутии. Л., 1983. С. 60). Но создавая нечто новое на основе артефактов этнического искусства нельзя ограничиваться «голой этнографичностью» – отмечает художник. «Иногда в простом орнаменте, в его колористическом сочетании больше духа, чем в произведениях, в которых есть и хорошее название, и прочие признаки, … но произведение бездушно, псевдонационально» (Там же). В условиях плохо освоенного якутами материала как керамика, реализация национального духа становится непростой задачей. Приходится решать проблему сохранения «звучащего» якутского символа, передающегося через форму.
Нужно учесть свойства нового материала и технологию изготовления. В противном случае, простое копирование, что сейчас массово и происходит, породит нечто примитивное или просто уродливое. Шарапов учел свойства и технологию, он нашел целый ряд «звучащих» якутских форм.
Сегодня, принимая правила игры цивилизованного мира, мы должны внести лепту в мировое художественное наследие через быт – повседневный ритуал. «Ну кому сегодня придет в голову заставлять пить из деревянного кубка-чорона иностранных гостей» – замечает в беседе Николай Шарапов. С точки зрения обывателя это выглядит не привлекательно, хотя может быть и полезно. Пусть люди пьют из фаянсовой или фарфоровой якутской посуды. Ничего в этом нелепого нет. Главное – идея работает, функционируя на практике.
Есть еще одна загвоздка – никто, кроме вдохновителя данной идеи – Н. Н. Шарапова, не хотел поначалу заниматься творением якутской керамики. Ему приходилось в одиночку вытягивать идею конкретной реализации керамической продукции, выполненной в этническом стиле. У него реализовался большой задел. Им изготовлены экспериментальные партии якутских чайных сервизов и это не было тривиальное копирование самобытных якутских форм, это было их морфологическое развитие, осуществляющее гармонию синтеза формы и содержания.
***
Природа сознания является символической. Культуры традиционного и современного обществ отличаются в способах коммуникации и передачи знаний, но феномен понимания в обоих типах культур осуществляется только на символическом уровне. В обыденном опыте, символ передается графическими изображениями, вещами и вербальными конструктами. Например, наиболее древние и, вместе с тем, универсальные символы – графичны, это круг, крест, змея, кусающая свой хвост, дерево корнями вверх. Христианская культура наполнена вербальными символическими конструктами, например, «первородный грех», «…подставь другую <щеку>» и т. д.
Живое начало этнической культуры традиционного общества – это символы, представляемые визуальными образами или конкретными вещами, например архитектурными сооружениями, культовыми предметами, украшениями, одеждой и, конечно, посудой. Скрытая сторона этих образов и вещей соответствует конкретным состояниям сознания человека, напоминая о его жизненном предназначении, моральном облике и долге.
Употребление пищи – питья и еды, является весьма значимым символическим обрядом, имеющим прежде сакральное, нежели практическое значение. Тонко подмечено у Георгия ГАЧЕВА «еда – есть религиозный акт» воссоединения человеческой плоти с космосом родной природы, национальным божеством (См.: Гачев Г. Д. Лекция №11 // Национальные образы мира: курс лекций).
Сама еда – продукты ее составляющие, способ приготовления и сервировки у многих народов, без сомнения, несут символическую нагрузку, напоминая о личностном начале в истории этноса, народа или нации. Еда и питье, косвенно напоминающие о нашей биологической уязвимости, переводят нас на онтологический уровень, сакрализуя процедуру употребления пищи.
Сервировка, выполненная в национальной посуде – это законченный акт ритуала приобщения к сакральному миру, в который люди верят. Посуда у всех народов мира представляет древнейший артефакт, поэтому вбирает в себя особенности архаического сознания. Человек ест и пьет из посуды, потому что она сама напоминает ему о его человеческом начале. Для человека с мифологическим сознанием посуда стала сакральным посредником, освещающем пищу, подготавливая ее к употреблению.Неся символический смысл через форму и орнамент, посуда меняет свойства и качества приготовляемой еды, а значит самого человека, становясь вдвойне полезной. Именно геометрическая форма сосуда в которую разливается жидкость придает этому продукту особую неповторимость и магическую силу.
Читатели, наверное, заметили, что посуда стала весьма востребованным предметом этнокультурных мифопоэтических прочтений, современным этномаркером, как говорят культурологи и социальные психологи. Одно лишь их созерцание наполняет саха чувством самобытия в мире, приносит ощущение ясности жизненных целей.
Другой пример, связанный с якутской посудой. В концовке спектакля Саха драматического театра, поставленного по произведению В. Харысхала «Хаян да эргиллэм» («Я вернусь…») о судьбе семьи купца Гаврила Васильевича Никифорова – Манньыаттах уола, прозвучала метафора сна главного героя, сюжет которого такой. Гаврил Никифоров скупает у какого-то старика японца всю посуду по форме напоминающую якутскую, но с чужеродным орнаментом. Сон воплощается в реальность. В последней сцене спектакля появляется японка, ведущая сына – единственного продолжателя рода Никифоровых.
Как нам стало известно, история у этого заключительного эпизода такая. Во время подготовки к спектаклю, исполнителю главной роли, актеру Анатолию Николаеву приснился сон о том, что он покупает у какого-то торговца множество берестяной посуды, украшенной различными совсем не якутскими узорами. Как рассказал сам актер, он интерпретировал сон приобретением в труппу Саха театра молодого пополнения выпускников Щепкинского училища, которые к тому времени учились на предпоследнем курсе, осваивая азы русской театральной школы. Как видим, во сне актера проведена параллель с «саха, вбирающих опыт европейской культуры». Интересно также отметить символическое сочетание посуды из бересты и, возраста символизируемых – молодых студентов-актеров. Известно, что береста снимается, как правило, с молодых деревьев, а посуда из нее выполняет скорее не ритуальную, а прикладную функцию, характеризуясь легкостью и мобильностью.
Данная иллюстрация четко показывает символическую связь между геометрической формой (видом) якутской посуды и родовым стержнем. Исконно родное отпечатывается в архетипе формы посуды. Напрашивается вывод о том, что этнические символы у якутов представлены, главным образом, в уникальных, эстетически законченных пространственно-геометрических формах. Сами того не ведая, современные дизайнеры, индуцируют резонанс в живом, мифическом в своей основе, сознании саха, порождая реальные мифы в их первичном функциональном значении.
Подобная узнаваемость геометрических форм и чувство сопряженности с чем-то родным, но скрытым, исследуется через довольно сложный философский аппарат феноменологии. Последний позволяет сделать вывод, что подобные явления (феномены) существуют сегодня потому, что старшее поколение с детства знакомо с якутской посудой. Сегодня подобные феномены будут возникать лишь тогда, когда в жизни мы будем встречаться с этими символическими предметами. Сделать это можно эффективно только включив данные предметы в повседневный домашний быт.
В данной статье мы пытались передать подоплеку идеи производства якутской керамики. Думаем, это станет предметом творчества молодых якутских художников-прикладников.
Многие уже имеют у себя дома чайные или столовые сервизы, выполненные в оригинальном «северном стиле», мы имеем возможность подарить стильную чашку иностранному гостю. Но совершенству нет предела, молодые керамисты должны продолжать дело, начатое с 70-х годов Николаем Шараповым!
Если вы увидели интересное событие, присылайте фото и видео на наш Whatsapp
+7 (999) 174-67-82
Если Вы заметили опечатку в тексте, просто выделите этот фрагмент и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору. Спасибо!
Беседа на уроке технологии на тему «Деревянная посуда в традиционной художественной культуре якутов»
Республика Саха(Якутия)
Сунтарский улус(район)
МБОУ «Кемпендяйская СОШ им. В.И. Иванова»
Урок технологии, 9 класс
Тема беседы «Деревянная посуда в традиционной
художественной культуре якутов»
Автор: Крылов Иннокентий Иннокентьевич,
учитель технологии
МБОУ «Кемпендяйская СОШ им. В.И. Иванова»
с.Кемпендяй
Деревянная посуда и утварь занимали важнейшее место в обиходе народа саха. Посуда из дерева является наиболее характерным образцом, сохранившим неповторимое своеобразие и специфические черты якутской культуры. Восстановление, сохранение и использование художественных традиций остается актуальной задачей наших дней, является источником для творчества современных мастеров.
Одно из ведущих мест в ремесленном производстве народа саха занимали обработка древесного материала: дерева, тальника,бересты. Этот вид промысла оставался по преимуществу домашним, но некоторые отрасли сохранили характер товарного производства, так на продажу изготавливались деревянная и берестяная утварь для производства молочных продуктов, посуда мебель.
Береза и береста–особо почитаемый нашими предками материал. Из них изготавливали многие бытовые и праздничные предметы. Из бересты для праздника шили большие ведра и большие чаши для разлива кумыса, которые богато орнамировались. Кумысная посуда в символическом плане была связана с миром божеств-айыы
|
|
Мастера берестянщики владели многими секретами своего ремесла: умели окрашивать бересту природными средствами от золотистого до иссиня–черного цвета, использовали различные приемы декоративного оформления берестяных изделий в виде прорезей со вставками под ними слюды или иных цветных материалов ,узоры из тальниковых ободках нашивали черными нитками, из ссученного конского волоса. Стенки нарядных берестяных сосудов украшали тисненными узорами.
Впереди всех и по количеству и по разнообразию изготовляемых из него предметов стоит, конечно, лиственничное дерево. Это тяжелое, плотное, твердое дерево, здесь самое дешевое. Все громоздкие, не боящиеся расколки предметы изготовляются из него. Из старых лиственничных пней делают: ступки, кэли для толчения древесной заболони, хлебных колосьев; бочки для тары, касас; огромные воронкообразные щиты для обивания снопов; корыта, лотки — вообще все, что при больших размерах требует выделки из одного куска.
Из лиственничных древесных наплывов, делают громадные,1\2 и 3 /4 аршина в диаметре, чашки и тарелки. На севере доски и все, что приготовляется из них, столы, стулья, ящики, лодки и т.п., делается исключительно из лиственницы. На юге, там, где есть сосна, последняя, благодаря своей легкости, мягкости в обработке и меньшей колкости, вытеснила лиственницу из дощатого производства. Там даже двери, полки и внутренние в избах перегородки нередко делаются из сосновых досок, что считается своего рода комфортом.
Второе место после лиственницы занимает береза. Вся мелкая домашняя посуда: чашки, ложки, кубки, коробочки, ящички и т.п. — делается из березового дерева. Из него также делаются рукоятки к топорам, молоткам, косам-горбушам, приклады к винтовкам, черенки к копьям, рогатинам, ножам. В старину делали легкие охотничьи и военные луки и стрелы.
|
Береза считается барыней-деревом, а его «щетка» (известная уродливость корневища) высшим по красоте образцом древесного материала. Из «щетки» якуты выделывают довольно изящные табакерки, женские рабочие коробки, ящики для хранения чая, черенки к ножам, трубочки и т.п. Она, особенно сырая, легко обрабатывается, и слои ее, темные и светлые, сочетаются иногда в действительно прекрасные узоры. Из нее не делают только никогда посуды для жидкостей.
Приемы обработки дерева у якутов самые простые. Главные инструменты: топор, сюгё, нож, бысах, и сверло, бюргес. В последнее время к ним прибавились: простой полукруглый струг, пила и толстое долото. На севере, где большую часть домашней посуды выделывают дома, вся она изготовлена при помощи только этих незатейливых инструментов. Но всюду топор играет первую роль. Топором якуты владеют мастерски, и плотники они отличные. Шириной она обыкновенно вСоединяют их якуты в большие плоскости при помощи шпонок и клея. Шипы и пазы якутам мало известны. Сбив и склеив доски, ровняют и подтесывают их острым топором. Когда желают таким большим плоскостям придать известную гладкость, то за неимением струга и рубанка слегка выгибают толстый, слабо каленный якутский нож и двумя руками строгают неровности тонкой стружкой, сильно прижимая ладони к доскам. Тот же более выгнутый нож служит для выбирания и выглаживания углублений в плоской посуде.
Чорон. Якутия
Кумысный сосуд чорон — многозначный символ, связанный с ключевыми понятиями жизни якутов. Это и сакральный сосуд, пространственное воплощение мифологической картины мира, и произведение искусства, отразившее философию и эстетический вкус народа. Его пространственное воплощение, несмотря на трансформацию во времени, все же устойчиво сохраняется, свидетельствуя о некой заданной первичной форме, архетипе. Кумысные сосуды XVIII века выделяются среди всех образцов своей формой. Гармония пропорций достигается соотношением частей и целого, орнамент подчеркивает вертикальное строение сосуда, сохраняя свое структурное, конструктивное значение. На рубеже XVIII — XIX вв. формируется классическая форма кумысного сосуда. К началу XX века происходит изменение форм и семантико-функциональных характеристик. Чорон, обладая свойствами особо значимых и символических предметов, выступает как атрибутивный фактор, свидетельствующий о новом качественном этапе в якутской культуре. На примере кумысного сосуда можно наблюдать одну из закономерностей движения искусства последовательный переход утилитарности в эстетические качества, когда выработанные идеальные пространственные формы переживают функцию предмета, в этом заключается исторический смысл декоративно-прикладного искусства. Творческое переосмысление форм можно наблюдать в произведениях современных мастеров, воплощающих излюбленные формы деревянной посуды в различных материалах: фаянсе, фарфоре. В качестве характерной особенности якутской посуды можно отметить трансформацию формы трехногих сосудов (переход триподных форм древнеякутской керамики). Данная конструктивная форма связана с сосудами раннего бронзового и железного веков, с традициями синхронных культур Забайкалья, Южной Сибири, Китая.
Для выделывания более глубокой посуды, чашек и кубков, употребляется опять тот же нож, только на этот раз выгнута не середина его, а конец. Якутские деревянные чашки, кубки для кумыса выделываются всегда из одного, хорошо просушенного, цельного куска березы. Судя по украшениям, умение приготовлять эту посуду нисходит у якутов к глубокой древности. Вся она сделана от руки. Деревянные изделия якуты охотно красят, но не полируют и не покрывают лаком.
Посуда.
|
Единственное исключение представляет, пожалуй, кумысная деревянная посуда, которую ежегодно, складывая в амбары дои хранения на зиму, смазывают сверху густо сливками или маслом, что, по мнению якутов, предохраняет ее от растрескивания. Действительно, жир, впитываясь в дерево, уменьшает его чувствительность к влажности и делает сосуд прочнее, тверже, вместе с тем глаже становится его поверхность; это-то и нравится якутам.
Молочная посуда у якутов вся без исключения берестяная. Работа и форма этой посуды ничем почти не отличается от русской берестяной посуды. Производство ее мало-помалу выделяется в кустарный промысел для тех мест, где привольнее растет береза.
Берестяная посуда.
Раньше уметь ее шить были обязаны все женщины, но теперь на юге многие забыли соответственное приготовление бересты и не умеют прочно и хорошо ее закреплять. Якутская берестяная посуда далеко не так изящна, как, например, тунгусская или мангутская, иногда сплошь покрытая тиснеными узорами, вышитая бисером и выкрашенная в разнообразные цвета. Способ скрепления краев тоже различный у этих народов; тунгусы и мангуты предпочитают соединять березовую кору на замок, подобно нашим белорусам; если они сшивают ее, то шов обыкновенно запрятан, он некрасив, за нитки служат сухожилия северного оленя. Якуты сшивают бересту бечевками из конскоговолоса; шов чаще всего крестообразный, составляет главное и чуть ли не единственное украшение посуды; мастера стараются, чтобы он был ровный и чтобы белые и черные цвета волосяных бечевок приятно в нем сочетались. Из бересты шьют и мелкую посуду: табакерки, коробочки… и огромные, холлогосы, вмещающие по нескольку ведер жидкости.
|
А такие берестяные изделия, какие делали в
Якутии, не встречаются больше нигде в мире. Свою берестяную посуду якуты
украшали черным или темно-коричневым конским волосом или бисером, что придавало
ей особую декоративность. Из бересты же якуты делали и предметы убранства, и
детали национальной берестяной юрты — урасы. Археологи нашли орнаментированные
полотнища юрты: берестяную дверь, отделанную накладной подкрашенной берестой с
ажурными прорезями и металлическими подвесками из ромбовидных чеканных пластинок
и литых шариков. Можно только догадываться, какой сказочно красивой была ураса,
когда она стояла возле леса или на поле и сверкала на солнце.
Служила береста и декоративным материалом для
оклеивания различных изделий из дерева. Она прорезалась, подвергалась тиснению,
на ней выжигали различные узоры и орнаменты, делали поверх изделий объемные
накладки. Особенно часто бересту использовали для украшения мебели (шкафов,
буфетов) и табакерок. Поскольку табакерка служила своеобразным «участником»
разговора, мастер стремился придать ее рисунку как можно больше смысла и
занимательности. Иногда на табакерке изображался путем вырезания, тиснения или
выжигания целый рассказ о каком-либо реальном или сказочном событии
Итоги беседы
|
Подводя итоги к беседе можно прийти к определенным выводам:
1) Художественно — предметный мир каждой культуры имеет особый статус, в нем принимают вещную форму труд, усилия, мастерство, ценности времени, аккумулируются традиции.
2) Художественные традиции создания деревянной посуды якутов уходят корнями в древнейший пласт сложения якутской культуры, которая характеризуется многокомпонентностью.
3) Якутская посуда из дерева, имея аналогии среди других тюрко-монгольских народов, по своим конструктивным особенностям и характеру создания, возможно, сохранила древнейшие формы, облик и значение утерянное со временем у других народов. Это в свою очередь, может объясняться особенностями сложения и формирования якутского этноса, находившегося в условиях обособленности и некоторой изоляции от тюркского культурного ареала.
Использованная литература:
1) Архипов Н.Д. Древние культуры Якутии: Якутск, 1989. с.36.
2) Афанасьев А.Ф. Резьба по дереву. Уроки мастерства. М., 2001. — 253 с.
3) Гаврильева Р.С. Кумысный чорон, миф и обрядовая поэзия якутов // Язык-миф-культура народов Сибири: Сб. Науч. Тр. Якутск, 1991. Вып. 1
4) Неустроев Б.Ф. Якутские орнаменты и узоры:Якутск,Бичик,2007. -248
5) Саввинов В.И. Мастерство: Якутск,Бичик,1999.-24
6) Парников В.С. Якутские узоры: Якутск- Кн.изд-во,1990.-с14
Арктика Россия — Аромат Арктики
Традиционная арктическая кухня
В каждом регионе российской Арктики есть свои давние кулинарные традиции. От Мурманской области до Красноярского края, этот регион площадью три миллиона квадратных километров полон кулинарных изысков Арктики — от экзотических до простых, но вкусных.
Звездное блюдо Архангельской области — поморская уха — суп из свежевыловленной трески. В то время как Белое море является домом для множества видов рыбы, посетители никогда не устанут от трески. Спросите у местных жителей, которые придумали множество способов его приготовления, в том числе тушить в молоке и добавлять в салаты.
Завершить трапезу можно тетерками, традиционным печеньем и украшенными имбирными пряниками, приготовленными по старинным рецептам. Вместо чая попробуйте их с поморским кёжом, горячим ягодным напитком.
Мурманская область славится своей рыбой (волчицей, палтусом, лососем) и другими морепродуктами. Также стоит попробовать местных мидий, гребешков и икру морского ежа с лимонным соком.
Если все это звучит слишком экзотично, можно попробовать местного камчатского краба, обитающего в Баренцевом море с середины 20 века.
Русские описывают что-то очень простое: «Легче, чем тушеная репа». И этот вкус хорошо знают все в Республике Коми . Паренча — традиционное овощное блюдо из репы, брюквы или моркови с сахаром.
Среди других популярных деликатесов — черинян — рыбные пироги, приготовленные из цельной рыбы, и пельмени, в многочисленные варианты начинки которых входит репа.
Местные каши, супы, запеканки и квас (напиток из ржаного хлеба) имеют неповторимый вкус благодаря включению пистиков (веточек хвоща) в соусы и вторые блюда.
Хотя слова «ис миинэ», «хаан» и «ойогос» могут напоминать магические заклинания, на самом деле они означают суп из потрохов, кровяную колбасу и вареную конину — все традиционные продукты Республики Саха (Якутия) .
К обязательным блюдам региона относятся строганина (приготовленная из северной рыбы, такой как омуль, чир и муксун), кумыс (молочный продукт, известный здесь как «белое лакомство») и национальный якутский десерт кёрчех, который сделано со сливками, ягодами и сахаром.
Названия и рецепты некоторых карельских блюд напоминают финские.
Одним из таких блюд является калакеитто, рыбный суп, который, в отличие от своего традиционного русского аналога, готовится из кислой или копченой рыбы и молока. Другие примеры включают калакукко, ржаной пирог с начинкой из форели и сала, и майтокалакеитто (рыба, тушеная в молоке).
Карелия также славится своей выпечкой, такой как калитки (пирожки с различными начинками), сканцы (традиционные лепешки и сульчины (блины с рисовой кашей).
Ближе к полярному кругу условия жизни в разных регионах становятся более похожими, а, следовательно, и способы приготовления пищи, и ингредиенты. Население Чукотка и Ямало-Ненецкий автономный округ употребляет в пищу различные виды строганины, оленину, икру, лесные ягоды, мясо нерпы, чай из таволги.
Вяленая оленина, называемая юкола, и свежая рыба, известная как сугудай, составляют национальную кухню малочисленных коренных народов Русского Севера, на Таймырском полуострове Красноярский край .
Съесть апельсин, выращенный в тундре Ненецкого автономного округа , не так уж неправдоподобно, как кажется — местные жители называют морошку «апельсинами тундры» и используют ее в ассортименте вкуснейших десертов.
У них также есть широкий выбор деликатесов из оленины, таких как чипсы и различные виды сосисок.
Эти и многие другие традиционные блюда можно попробовать на многочисленных мероприятиях, посвященных арктической кухне.
Среди них ВКУСНАО в Нарьян-Маре, фестиваль северной ягоды на Таймыре, гастрономический фестиваль «Вкус Якутии» в Республике Саха (Якутия), фестиваль региональной кухни «Вкус Арктики» в Мурманской области, фестиваль «Помор-Этнофуд». фестиваль северной кухни в Архангельске.
[Польские исследователи традиционной культуры питания народов Якутии и ее трансформации в настоящее время]
. 2018;71(7):1298-1304.
[Статья в Русский]
Милана Петрова 1 , Изабелла Борисова 1 , Декабрина Винокурова 1 , Антонина Винокурова 1 , Изабель Бьянкис 2 , Ульяна Лебедева 1 , Айталина Борисова 1 , Алена Дохунаева 1
Принадлежности
- 1 Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Северо-Восточный федеральный университет им. М. К. Аммосова», г. Якутск, Россия.
- 2 Турский университет, Тур, Франция.
- PMID: 30448800
[Статья в русский]
Милана Петрова и др. Вид Лек. 2018.
. 2018;71(7):1298-1304.
Авторы
Милана Петрова 1 , Изабелла Борисова 1 , Декабрина Винокурова 1 , Антонина Винокурова 1 , Изабель Бьянкис 2 , Ульяна Лебедева 1 , Айталина Борисова 1 , Алена Дохунаева 1
Принадлежности
- 1 Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Северо-Восточный федеральный университет им. М. К. Аммосова», г. Якутск, Россия.
- 2 Турский университет, Тур, Франция.
- PMID: 30448800
Абстрактный
Цель: Введение: В статье показан ценный вклад польских исследователей, политических ссыльных В.Л. Серошевский и Е.К. Пекарского в доскональном изучении обычаев, быта и эпоса народов Якутии. Авторы проводят сравнительный анализ традиционных представлений о питании жителей Якутии и современных тенденций культуры питания на Севере. Цель: провести сравнительный анализ повседневного рациона якутов 17-19 вв.века и современные жители края.
Пациенты и методы: Материалы и методы: Проведено анкетирование выборочным методом по квотной выборке (n = 870) в 26 населенных пунктах различных регионов Якутии с общей численностью населения 55188 человек в июле-августе 2017 г. в рамках проекта «Проблема Валоризация и популяризация культуры питания народов Севера в современных условиях (на примере Якутии)» (заявка № 17-21-08001 поддержана РФФИ).
Полученные результаты: Результаты: Среди опрошенных преобладала молодежь 18-19 лет (17,1%), женщины (65,4%), саха (82,5%) и жители Сунтарского улуса (29,6%). Результаты опроса показали, что большинство респондентов отдают предпочтение национальным традиционным блюдам (50,3%). Новые рецепты приготовления необычных блюд используются редко (52,5%). В настоящее время жители Якутии предпочитают готовить в микроволновой печи (53,7%). Большинство опрошенных (61,4%) считают, что «фаст-фуд, полуфабрикаты удобны, их можно быстро приготовить».
Заключение: Выводы: В целом современное население Якутии придерживается традиционной пищи, отдает предпочтение мясным блюдам.
Ключевые слова: культурное наследие; экологическая еда; культура питания; коренные народы; валоризация.
Похожие статьи
ХАРАКТЕРИСТИКА ФАКТИЧЕСКОГО ПИТАНИЯ У ПОЖИЛОГО И СТАРИЧЕСКОГО ВОЗРАСТА НАСЕЛЕНИЯ ЯКУТИИ.
Неустроева В., Кылбанова Е., Симонова Г., Татаринова О., Щербакова Л. Неустроева В, и др. Вид Лек. 2015;68(4):508-11. Вид Лек. 2015. PMID: 26887122
Липидный обмен и особенности питания коренных малочисленных народов республики Саха (Якутия) в условиях современного социально-экономического развития.
Кривошапкин В.Г., Сивцева А.И., Сивцева Е.Н., Максимова С.С., Тимофеев Л.Ф., Гольдерова А.С. Кривошапкин В.Г., и соавт. Вид Лек. 2017;70(1):52-56. Вид Лек. 2017. PMID: 28343194
Пищевая ценность национальных молочных продуктов с добавлением дикорастущих ягод и дикорастущих пищевых растений Якутии.