Якутский Дед Мороз — Эhээ Дьыл: «Фантастика и наука друг другу не мешают»
В Якутии живет, пожалуй, самый необычный в мире Дед Мороз. Мало того, что Эhээ Дьыл — не просто новогодний персонаж, а реальный человек, он еще и занимается наукой, пишет научную фантастику и преподает в вузе.
В республике биолога, преподавателя СВФУ и писателя Гавриила Угарова уже больше 15 лет знают как Эhээ Дьыла. В интервью News.Ykt.Ru якутский Дед Мороз, которому 21 декабря исполнится 76 лет, рассказал о конкуренции с Чысхааном, своих изобретениях и мечтах детей и взрослых, верящих в новогодние чудеса.
Вы в 1999 году написали книгу о якутском Деде Морозе и его внучке Хаарчаане. Так и появился образ Эhээ Дьыла?
— На самом деле все началось со стихотворения известного поэта Евгения Евтушенко. У него был цикл стихов о Якутии, один из них он посвятил встрече Нового года. «Я люблю чистоту и печальность чуть расплющенных лиц якутят, будто к окнам носами прижались и на ёлку чужую глядят». В этих строках ему удалось поэтически точно отразить мысль, что традиционный Новый год — с елкой, мандаринами и Дедом Морозом — никогда не был национальным праздником якутского народа. Эту праздничную дату у нас и раньше отмечали массово, с большой и неподдельной радостью, но, возможно, у наших родителей, бабушек и дедушек все же был внутри какой-то психологический барьер.
Тогда я и задумался: почему у нас нет своего Деда Мороза? Стал изучать литературу по этой теме и обнаружил понятие «дьыл». В якутской культуре принято очеловечивать многие природные явления. Наши предки верили, что зимой приходит старик Дьыл со своим Быком холода — с их приходом в наших краях наступает холодное время года.
Тогда у меня и появилась мысль: почему бы не взять в качестве прототипа якутского Деда Мороза Эhээ Дьыла? И в 1999 году я написал сказку о нем и его внучке Хаарчаане.
Эhээ Дьыл с Чысхааном и Хаарчааной
Когда Эhээ Дьыл в первый раз появился на публике?
— Первым большим мероприятием, на которое пригласили Эhээ Дьыла, была президентская елка Михаила Николаева. Можно сказать, якутяне встретили новый век уже со своим Дедом Морозом.
Не сложно было вжиться в роль Деда Мороза? Кто сшил вам костюм?
— В первое время костюм Эhээ Дьыла носил красивый, статный молодой человек — артист балета. Но позже из-за обстоятельств эта роль перешла ко мне. А костюм был сшит в мастерской Саха Театра по эскизу Лены Гоголевой.
Справка:
Гавриил Угаров — доктор биологических наук, преподаватель СВФУ. Родился в селе Сургулук Верхневилюйского района. Окончил биолого-географический факультет Якутского госуниверситета и аспирантуру при Якутском филиале Сибирского отделения АН СССР. Отличник образования РФ, заслуженный работник культуры РС(Я), почетный работник высшего образования РФ. Изобрел биологический термометр со шкалой Угарова. Автор свыше 50 научных публикаций.
Какие у вас отношения с вашим главным конкурентом — Чысхааном? Туристы, которые приезжают в Якутию, думают, что у нас два Деда Мороза.
— Действительно, многие так думают, но, по сути, Чысхаан является хранителем холода. В начале 2000-х годов произошел один не очень приятный случай. В Якутию приехали погостить Дед Мороз и Санта Клаус, я должен был поехать с ними в Оймякон. За день до поездки мне позвонили и сказали: «Извини, Эhээ Дьыл, в самолете нет мест, вместо тебя полетит Чысхаан». Было немного обидно, но я продолжал работать и участвовать в новогодних мероприятиях.
Чуть позже в одном молодежном журнале в Москве вышла статья «25 имен Дедов Морозов мира», в которой написали об Эhээ Дьыле. С их подачи СМИ стали называть якутским Дедом Морозом моего персонажа.
В отличие от Санта Клауса у Эhээ Дьыла довольно большая семья. Как много у вас помощников?
— У Эhээ Дьыла три дочери. Это Саасчаана, которая олицетворяет весну, Сайыына, ведающая летним временем, и Күhүүнэ — осень. Есть еще внучка Хаарчаана — она похожа на Снегурочку, боится тепла. Внук Тыалчаан помогает дедушке с письмами. Женат Эhээ Дьыл на Госпоже Зиме (Кыhын Хотун).
«Эhээ Дьыл, не умирайте!»
Эhээ Дьыл — единственный Дед Мороз, который является реальной личностью. Чем еще он отличается от других своих коллег?
— В отличие от других Дедов Морозов Эhээ Дьыл является владыкой времени: он здесь не только зимой, но и круглый год. Это одна из причин, почему мы с помощниками занимаемся возрождением забытых народных традиций.
Например, по календарю якутского народа отсчет нового года начинается не в январе, а в мае. Мы начали отмечать этот праздник с 2002 года.
В этом году 17 сентября мы еще впервые провели осенний ысыах в «Орто Дойду». Праздник прошел на ура, было много участников и гостей. Думаю, этот праздник имеет все шансы стать ежегодным, как и летний ысыах.
Как много писем вам пишут?
— Очень много! К сожалению, физически не успеваю ответить на все письма. Я как раз нахожусь сейчас в поисках помощника, который помог бы мне с этим и другими делами.
И о каких подарках чаще всего мечтают дети?
— Девочки раньше просили кукол Барби, сейчас — смартфоны, гаджеты.
Просят ли о чем-нибудь нематериальном?
— Конечно, бывают очень трогательные письма. Дети просят, например, чтобы не болела бабушка или выздоровел брат. Запомнилось еще письмо одной девочки. Она написала: «Эhээ Дьыл, не болейте и не умирайте! Если вы умрете, Новый год никогда больше не наступит».
Вообще, в Якутии много талантливых, ярких детей. Чтобы поддержать их и рассказать о них миру, мы выпускали журнал «Дети Якутии». Всего вышло восемь выпусков. Если все получится, хотим в следующем номере рассказать о детях, о которых мы писали в первом номере, — кем они стали, как сложилась их судьба, где они сейчас живут.
«Два желания исполняются на сто процентов, а третье — на 50»
На каждой вашей встрече с журналистами вы много рассказываете о своих карточках-талисманах — ымыы. Как появилась идея их создания?
— Изначально эти талисманы создавались для детей. Они могли написать на карточке три своих заветных желания, чтобы они исполнились в следующем году. Мне хотелось, чтобы наши дети были целеустремленными, учились ставить перед собой задачи и цели.
Но так получилось, что эти карточки стали востребованы и среди взрослых. Как говорят сами люди, два желания исполняются на сто процентов, а третье — на 50. По сути, это визуализация желаний: человек четко и ясно формулирует свои мечты и планы, записывает их на бумаге и потихоньку идет к своей цели.
Было ли такое, что сбывались желания, которые казались неисполнимыми?
— Да, и таких примеров немало. Многие люди считали, что их желания не исполнятся, но в итоге все получилось. Среди таких желаний — рождение ребенка, создание семьи, покупка квартиры. Если человек что-то очень сильно желает, то его желание материализуется. Это и можно назвать волшебством.
Вас, кстати, часто приглашают на утренники?
— Часто, но при всем желании могу побывать только на одном или двух утренниках. Мне бы хотелось организовать службу Дедов Морозов как в Великом Устюге. Они могли бы ходить по семьям, поздравлять детей с наступающими праздниками.
Кого бы вы нанимали в качестве Дедов Морозов? Какими качествами должен обладать претендент на эту роль?
— Он прежде всего должен быть добрым. А еще каждый, кто хочет стать Дедом Морозом, должен чувствовать себя волшебником, ведь дети ждут от него чудес. Между прочим, в волшебство верят не только дети, но и взрослые.
«Я рос в глухой деревне, где даже не ставили елку»
В позапрошлом году мэр выделил вам участок для строительства усадьбы Эhээ Дьыла. Когда будете справлять новоселье?
— Если все получится, то в следующем году. Сам участок находится во Владимировке. Возникла одна загвоздка: он относится по документам к сельхозугодьям и его должны перевести в категорию «зона отдыха». Поэтому сейчас разбираемся с бумагами.
Где тогда сейчас резиденция Эhээ Дьыла?
— В прошлом году глава Хангаласского улуса предложил мне проводить совместные мероприятия в «Орто Дойду». Поэтому пока моя зимняя резиденция находится там.
24 декабря в развлекательном комплексе «Октем-парк» пройдет праздничное мероприятие. Мы представим посетителям монумент Быка холода из снега, зажжем традиционный новогодний костер Эhээ Дьыла, будет фейерверк. Ледовая скульптура, кстати, будет необычной, мы решили совместить в одном образе быка и мамонта.
До какого возраста вы сами верили в Деда Мороза?
— Сложно вот так сразу сказать. Я рос в глухой деревне, где даже не ставили елку. Потом мы с семьей переехали в поселок побольше. И там, будучи пятиклассником, я впервые увидел Деда Мороза.
Помню, как в детстве любил читать сказки, мы с друзьями могли подолгу рассказывать друг другу разные истории. Но в классе восьмом мне это вдруг стало неинтересно — понял, что у всех сказок примерно одни и те же начало и конец. Но позже этот интерес возродился — я увлекся фантастикой, стал писать книги.
Раз мы заговорили о фантастике: недавно в Якутск приезжали российские фантасты, получилось встретиться с ними?
— Да, я был на круглом столе, в котором они принимали участие. Рассказал о том, что Якутия — край фантастический, в нашей культуре можно найти множество идей и сюжетов для произведений. Горжусь тем, что два моих произведения изучают ученики седьмых и восьмых классов в национальных школах.
Казалось бы, фантастика, научная работа и роль Деда Мороза — совершенно несовместимые понятия.
— Фантастика и научная работа друг другу не мешают. Наоборот — исследования вдохновляют на написание книг. Недавно в одном из научных журналов, входящих в перечень ВАК, вышла моя статья об искусственной гибернации. Мы могли бы вводить в искусственную медикаментозную спячку домашний скот, чтобы молодняк зимой спал. Из года в год фермеры испытывают проблемы с заготовкой кормов на зиму, а вот так животноводы могли бы сэкономить.
Вы собираетесь претворить эту идею в жизнь?
— Сельчане уже интересовались, спрашивали, когда можно будет реализовать эту идею. Один фермер предлагал провести эксперимент на его корове. Я его предупредил: «Это ведь риск, в худшем случае корова может погибнуть». Он ответил: «Пусть, для науки не жалко!».
Как много лекций вы сейчас ведете в университете?
— В университете веду лекции по цитологии, но в скором времени планирую отойти от преподавательской деятельности. Мной была изобретен биологический термометр, основано научное направление — гипобиология. Я достиг своего потолка. Думаю, я больше не сделаю ничего нового в области науки.
При должной подготовке педагогом может стать любой специалист. Хотя тут нужно отметить, что университетского преподавателя от исследователя отличает широта кругозора. Научные работники, как правило, углубленно занимаются изучением лишь одной области.
Чем планируете тогда заняться?
— Буду уделять больше времени работе, связанной с Эhээ Дьылом. Также займусь продвижением своего биологического термометра. Якутия могла бы сделать его своим брендом, в республике могла бы появиться небольшая мастерская по производству таких термометров.
Какой подарок вы хотели бы получить на Новый год?
— Мечтаю построить зимнюю резиденцию Эhээ Дьыла. Думаю, в следующем году будут подвижки.
А якутянам хочу пожелать, чтобы они верили в себя. Мы все понимаем, что времена сейчас непростые. Раньше люди полагались на государство, сейчас многие стали верить в свои силы, и это радует. Хочу, чтобы каждый житель Якутии ставил перед собой большие цели и упорно стремился к их достижению.
Деды Морозы в российских регионах. Справка
У разных народов России существуют свои новогодние персонажи.
Эхээ Дьыл (Дед Дьыл) – якутский Дед Мороз. По поверьям якутов, семья этого зимнего волшебника распоряжается едва ли не всем календарным процессом. Согласно легендам, Эхээ Дьыл путешествует на мифологическом Быке с огромными рогами, которые остужают воздух. Первый рог начинает расти 8 ноября – начинаются и первые зимние морозы. Рог заканчивает свой рост 21 ноября – морозы крепчают. С появлением второго рога 21 декабря наступают самые сильные холода. И лишь 31 января острия рогов у Быка Эхээ Дьыла притупляются, и морозы чуть ослабевают. Но остатки рогов окончательно тают к 22 мая – лишь тогда наступает теплое лето. Старик Эхээ имеет жену – Королеву Зиму (Кыхын Хотун), трех дочерей – Весну (Саасчаану), Лето (Сайыыну) и Осень (Кухуунэй), внука – Ветерка (Тыалчаан) и внучку – Снегурочку (Хаарчаану). Хаарчаана, как и ее русская тезка, наполовину сложена из снега и боится тепла. Она очень веселая, любит играть с детьми; вместе с братцем она помогает любимому дедушке разбирать почту. Живет Дед Дьыл в районе поселков Оймякон и Томтор, где зимой температура воздуха порой опускается до – 71,2 С.
Якутский Эхээ Дьыл вовсе не делает секрета из своей «мирской» жизни. Под роскошной голубой шубой скрывается профессор Якутского Государственного Университета, доктор биологических наук, член Союза писателей России, первый писатель фантаст Якутии Гавриил Спиридонович Угаров. Он популяризировал сказочных персонажей в своих книгах «Эхээ Дьыл и его внучка Хаарчаана», «За маревом».
Чысхаан – якутский хранитель холода. Терем Чысхаана находится в глубокой пещере в сердце Якутии. Все, от стен до огромного трона и большого количества лавок, где сидит детвора и его дочь Мурчана, в тереме изо льда. Нарядов у него два, но оба весят более 20 кг и носятся только в комплекте с шапкой с полуметровыми рогами, как символ легенды о том, что ежегодно Бык Холода выходит со дна Ледовитого океана и дыханием создает зиму. Помимо обычных новогодних забот он выполняет особо важную миссию – является властелином и хранителем холода, а также главным героем проекта «Зима начинается в Якутии». Ежегодно на фестивале «Полюс холода» российский Дед Мороз получает из рук Чысхаана «Символ холода», с которым и начинает свое путешествие по стране.
Паккайне – карельский Дед Мороз, точнее Морозец, рыжий, задорный персонаж.
В отличие от большинства своих новогодних коллег, это очень молодой персонаж, который появился в сказочном мире совсем недавно. Его отличительная черта – веселый, озорной характер.
Согласно легенде, Паккайне родился морозной зимой, когда торговый обоз возвращался с ярмарки в город Олонец (Карелия). Появившись на свет, Паккайне засмеялся, за что его нарекли «веселым Морозцем». Повзрослев, Паккайне, как и его отец, стал купцом. Разъезжая по миру, Морозец оставлял в зеркалах свои отражения. К зиме все отражения отправлялись на родину – в Олонец, где устраивали состязания, чтобы доказать, кто из них настоящий Паккайне.
Карельский Дед Мороз живет в туристическом центре «Деревня Александровка», в 50 километрах от Петрозаводска. Там он восседает на троне в просторном саамском чуме, крытом оленьими шкурами, в центре которого полыхает жаркий костер. Принимать гостей ему помогают Снегурочка и лесные тролли.
Известным Паккайне стал благодаря ежегодным состязаниям Дедов Морозов, которые проходят в карельском городе Олонце. Сегодня «внук Морозец» – один из любимцев Деда Мороза.
Ямал Ири – Дед Мороз Ямало-Ненецкого автономного округа. По ненецки «Ямал Ири» означает «Дедушка Ямала». Ямал Ири появился на свет около двух лет назад. В его создании участвовали дети со всего округа. Ямал Ири живет в волшебном чуме, а в помощниках у него множество лесных персонажей и северная Баба Яга.
Как и полагается настоящему северянину, Дедушка Ямала одет в одежду коренных жителей ямальского Севера – теплую малицу, расшитую ярким бисером голубую сорочку, узорчатые кисы. В руках вместо посоха – лопатка со звенящими колокольчиками. Она поможет старику пробраться через любые сугробы, а звонкие бубенцы разгонят недобрых духов. У Дедушки Ямала уже есть свой сайт, электронная почта, телефон. Сейчас решается вопрос о создании для Ямал Ири собственной резиденции.
Сагаан Убугун – Белый Старец из Бурятии. Саган Убугун является одним из главных персонажей праздника Сагаалган («Белый месяц») – одного из наиболее известных праздников монголоязычных народов, который приурочен к наступлению Нового года.
Культ Сагаан Убугуна был распространен у монголоязычных народов более двух с половиной тысяч лет и восходит к добуддийскому периоду. Белый старец почитается как покровитель долголетия, богатства, счастья, семейного благополучия, продолжения рода, плодородия, повелитель диких зверей, людей и домашних животных, гениев (духов) земли, воды, владыка гор, земли и воды. Считается, что мир и благополучие приходят с его появлением, он приносит мир, покой и равнове¬сие во всех делах и начинаниях человеческих тем, кто его почитает. Его образ восходит к мифам о боге – супруге Земли, покровителе плодородия и долголетия. Белого Старца изображают отшельником с посохом в руках, прикосновение которого дарит долгую жизнь, сидящим у входа в пещеру под персиковым деревом.
По материалам газет «Аргументы и факты в Западной Сибири» от 28.05.2008, «Новое омское слово» от 20.12.2006
Arctic Russia — На Ямале и в Якутии: Арктика, где живут Деды Морозы
23 декабря 2020 г.
Делиться:
Для большинства россиян Новый год неразрывно связан с Дедом Морозом, который получает почту и раздает подарки. Живет в резиденции, которая находится в Великом Устюге. Однако у Деда Мороза из Великого Устюга много коллег по всей России. Некоторые из них поселились в Арктике.
Дед Мороз с Ямала Пожалуй, самый известный арктический Дед Мороз — Ямальский ИРИ. На ненецком языке означает «дедушка Ямала». Ямал ИРИ выглядит, как и положено арктическому волшебнику, по-особому, с учетом северной специфики. Его образ создан в соответствии с традициями национальной культуры народов Севера и детских рисунков. Так, Ямал ИРИ одет в национальную северную одежду-малицу и киса, подпоясанный традиционным национальным охотничьим поясом. Пояс украшен изделиями из кости мамонта. Сапоги Yamal IRI изготовлены из оленьего меха. Ямал ИРИ всегда носит с собой магический посох и шаманский бубен. Если он взмахнет бубном, можно загадать желание.
Резиденция Деда Мороза с Ямала находится в Горнокнязевске, в 10 километрах от Салехарда. Здесь в чум к северному волшебнику часто приходят дети. И рассказывает им северные легенды и мифы. Особенно много посетителей приезжает на Ямал-Ири в начале декабря. Затем в Горнокнязевске день рождения отмечает якутский Дед Мороз. Очень часто у Ямала и Ири спрашивают, сколько им лет в такой момент. Его ответ всегда один и тот же: «Столько, сколько снега на земле».
Когда Ямал Ири путешествует, он чаще всего использует оленью упряжку. Однако иногда для передвижения по тундре за сотни километров он использует и спортивные лыжи, сноуборды, снегоходы. В этом году волшебник уже давно отправился проводить конкурсы для детей и развозить подарки. Его путешествие по Ямало-Ненецкому автономному округу началось 12 декабря. «Ямальский Дед Мороз проверит, как идет подготовка к Новому году: как украшены праздничные площади, украшены елки, а также настроение детей», отмечает информационное агентство ТАСС.
По одной из легенд, связанных с Чышааном, с наступлением зимы из Северного Ледовитого океана появляется гигантский бык. Чем выше его рога, тем холоднее будет. Когда становится тепло, его рога ломаются. В строгом смысле этого слова Чишаан не Дед Мороз. Он скорее холодный Лорд. Хишаан не дарит подарки детям. На ежегодном фестивале «В Якутии начинается зима» в гостях в Чысхаане из Великого Устюга.
Дед Мороз идет. Он получает символ холода из рук якутского волшебника. Еще один Дед Мороз из Якутии — Ахи Дайал. Ahae означает «дедушка», а Dial «время». Этот Дед Мороз живет в Якутске. Эхи Дыл — добрый дедушка. Он принимает участие в новогодних праздниках и дарит детям подарки. Также Ehaa Dial представляет прогноз погоды на следующий год.
Прочитайте больше В Красноярском крае на востоке полуострова Таймыр проживают нганасаны. По последней переписи их всего 862 человека. Название «нганасаны» народу дали ученые в 1930-х годах. Сами представители народа называют себя «ня», что означает «человек».
Дед Мороз против Деда Мороза
« Знаменитые российские прима-балерины
Владимир Зарубин — советский художник, карикатурист »
Дед Мороз против Деда Мороза
Дед Мороз против Деда Мороза
Они оба стали символом праздника Нового года.
Сначала хотелось бы сказать несколько слов о Деде Морозе (или Морозе, Деде Морозе, Трескуне, Студенце). Он славянское божество, Повелитель зимней стужи.
Трудно поверить, но в ХХ веке Дед Мороз чуть не исчез! После революции было решено, что праздновать Рождество и Новый год людям вредно! Однако в 1935 Дед Мороз появился на новогодних праздниках. Трудно представить, что почти на 20 лет празднование Нового года было под запретом!
До 1998 года всесоюзный, а затем всероссийский Дед Мороз жил в Архангельске. В 1998 году мэр Москвы Лужков и губернатор Вологодской области Позгалев приютили сказочного старца в Великом Устюге Вологодской области.
Терем Деда Мороза в Великом Устюге. Лето
Терем Деда Мороза в Великом Устюге. Зима
1. Сколько им лет?
— Деду Морозу по разным данным более двух тысяч лет. В этот период он существовал в совершенно разных образах. Сначала это был языческий бог Зимник: старик с седыми волосами и длинной белой бородой, с непокрытой головой, в зимней белой одежде и с железной булавой в руках. Он изначально был злым и жестоким языческим божеством, Великим Старцем Севера, владыкой стужи и метелей.
— Современный образ Санта-Клауса появился в США относительно недавно, на Рождество 1822 года. Клемент Кларк Мур написал стихотворение «Прибытие святого Николая», в котором Святой предстал в образе веселого эльфа с круглым животом. А спустя сорок лет карикатурист Томас Наст нарисовал образ Санта-Клауса.
Мороз против Санты
2. Внешний вид
Если Дед Мороз больше похож на гнома, то Дед Мороз — великан-богатырь с очень длинной, белой и пушистой, как снег, бородой.
3. Одежда
Мороз носит очень теплую шапку (без кистей!), длинную толстую шубу, огромные рукавицы и валенки. Он никогда не носит ремней, у него есть посох (волшебная палочка) и мешок с подарками (многие дети считают, что он бездонный).
Дед Мороз всегда носит короткие сапоги и красную куртку. (Ага, попробуйте надеть такую одежду, когда на улице — 50 С).
Одежда Мороза и Санты
4. Дарение подарков
Чулки на каминной полке только для Санты. Он спускается в дымоход и кладет подарок в небольшую топку. Русский Дед не ограничивает размер подарка и приносит подарки не просто так. Перед вручением подарка часто просит что-нибудь для него исполнить: прочитать стихотворение, спеть песню, станцевать. Это не из-за жадности — он просто любит повеселиться. Он довольно строгий, но справедливый.
Мало кто знает, но у Деда Мороза есть не только прелестная молоденькая внучка Снегурочка, но и строгая жена Зимушка (зима).
И Санта навсегда один.
Мороз и Снегурочка
6. Дед Мороз едет на санях, запряженных тройкой лошадей – русской тройкой, а Дед Мороз едет на санях, запряженных восьмью оленями.
Русская Тройка
Дед Мороз против Деда Мороза
Олень
P. S. А русский Мороз никогда не носит очков и не курит трубку! У русского Деда хорошее зрение и нет вредных привычек. Однако иногда он может выпить.
Санта против Мороза
Санта в разных странах
НОРВЕГИЯ
Julenissen
Здесь мы можем встретить Джулениссен (Юле Ниссен, рождественские эльфы), которая живет в Савалене.
ФИНЛЯНДИЯ
Йоулупукки
В Лапландии живет американский Санта-Клаус (он же финский Joulupukki: Joulu — Рождество и pukki — козёл). Раньше он ходил от двери к двери с козьими рогами на голове и в тулупе мехом наружу. Йоулупукки живет в хорошо обставленной пещере за Полярным кругом в Рованиеми со своей старухой Муори. Да, финский Дед Мороз женат, но о жене говорить не любит.
АВСТРИЯ
Weihnachtsmann
Weihnachtsmann) — австрийский Санта-Клаус. По легенде, много лет назад он был злым духом, похищавшим по ночам не спящих детей.
В ШВЕЦИЯ
есть два Деда Мороза: Джултомтен (лесной человек) и Юльниссе (маленький шустрый гном). Они работают вместе. В новогоднюю ночь они ходят по улицам и оставляют подарки на подоконниках. АНГЛИЯ
Британский Дед Мороз (Daddy Christmas) мало чем отличается от Санта-Клауса.
Дети бросают свои сообщения в камин. По легенде с дымом сгоревших писем Дед Мороз получает послания. Перед сном дети готовят специальное блюдо для подарков от Санты и башмак с сеном для ослика.
Папа Рождество
ФРАНЦИЯ
У французов есть национальный герой Рождества – Пер Ноэль. Он живет в южных провинциях Франции.
Пер Ноэль
ЯКУТИЯ
Эхи Дил
Якут Эхээ Дыл живет на «Полюсе холода», недалеко от сел Томтор и Оймякон, где зимняя температура может опускаться до -71,2 С. Зимой правит его жена Кыын Хотун; Весну, лето и осень делят три дочери Саащаана, Сайына и Кихийней. У Дила всего один бык. Каждую осень он (бык) выходит из Северного Ледовитого океана и к середине зимы отращивает рога: чем выше рог, тем ниже температура. У якутского Санты есть враг — повелитель злого мороза Чысхаан, который хочет уничтожить все живое.
В МОНГОЛИЯ есть Увлин Увгун. У него есть помощники – Снегурочка и Новогодний мальчик. 1 января монголы отмечают не только Новый год, но и День скотовода.
Увлин Увгун
БЕЛАРУСЬ
Дед Мороз в Беларуси
В Беларуси Дворец Клауса спрятан в Беловежской пуще. Здесь растет самая высокая ель в Европе. Это 120-летнее дерево высотой 43 метра. В лесу можно увидеть деревянные скульптуры сказочных персонажей, среди них 12 месяцев. Говорят, если дотронуться до своего месяца и загадать желание, оно сбудется.
НИДЕРЛАНДЫ
Синтерклаас
Голландского дедушку Рождества зовут Синтерклаас.