Яномами племя: В тропических лесах Амазонки коренное племя борется за выживание

Племя яномами – о прошлом человечества

В глубине тропических джунглей, там, где соприкасаются территории Бразилии и Венесуэлы, живет индейское племя яномами. Этот факт известен давно. Но это, пожалуй, и все, что знали о яномами раньше, до того, как американский антрополог Наполеон А. Шаньон сумел войти к ним в доверие, изучить нравы и обычаи этого народа, все еще живущего первобытнообщинным строем.

Дело было нелегким. яномами известны своей суровостью и не очень-то расположены принимать гостей даже из соседней деревни, не то что бледнолицего чужака из неведомых краев. Впрочем, «не расположены»,— это сказано излишне мягко. Точнее сказать, почти все их поселения находятся чуть ли не в постоянном состоянии войны между собой. Стрелы, копья, дубинки соплеменников служат причиной тридцати процентов смертей мужчин яномами.

Примерная численность племени — около пятнадцати тысяч. Живут яномами в деревнях, число которых, по-видимому, близко к двумстам. Около ста из них удалось посетить Шаньону и его помощнику, французскому антропологу Жаку Лизо. Хотя все яномами говорят на одном языке и с антропологической точки зрения вполне сходны между собой, но сами себя единым племенем не считают. А слово «яномами» означает всего лишь «люди». Впрочем, так нередко бывает и у других примитивных народностей. Речь их не понятна никому из иных индейских племен в окрестных джунглях; значит, яномами уже давно живут в изоляции.

Весь мир каждого из яномами заключен в деревне. Только деревня эта — один кольцеобразный дом, вернее, одна крыша «баранкой», без стен, с круглой площадью посередине. Никаких перегородок в жилище нет. Так что десяток-другой семей, составляющих деревню и насчитывающих вместе обычно сорок — пятьдесят и лишь очень редко двести с небольшим человек, живут в полном единстве.

Так выглядит деревня яномами.

Основа человеческих контактов в племени — кровное родство. Заранее известно, какие отношения должны быть у вас с шурином, а какие, скажем, со свекром. Такая родственная структура отличается большой четкостью и определенностью, хотя, конечно, совсем лишена гибкости. Исключений она не знает, так что первые несколько дней пребывания антрополога в деревне никто с ним вообще не общался — просто не знали как. Затем исследователю был присвоен статус «свояка» старейшины, и стена молчания сразу обрушилась, стало ясно, где его место в общественной жизни.

У яномами — полигамия, и количество жен законом или обычаем не ограничивается, разве что только недостаточным количеством женщин. Тем более, что часть новорожденных девочек принято сразу же убивать. Считается, что если в деревне мужчины-воины составляют заметное большинство, она лучше сможет оборонять себя от соседей или нападать на них. А такие нападения совершаются почти исключительно с целью умыкания женщин. Так возникает порочный круг, разорвать который племя пока еще не в силах. Других мотивов для столкновений у яномами почти нет: джунгли с их богатым животным и растительным миром сравнительно легко удовлетворяют все их невысокие потребности в пище и одежде.

Это как раз оказалось важным для антропологии. До сих пор в теории, объясняющей расселение людей, важнейшим, если не единственным, фактором считалось исчерпание ресурсов в данном районе, который уже не в силах прокормить возросшую численность племени.

Н. А. Шаньон и Ж. Лизо установили, что «отделение нового роя» у яномами отнюдь не связано с недостатком пищи. Когда численность населения в деревне достигает примерно восьмидесяти человек, в ней сильно возрастает число внутрисемейных и особенно межсемейных конфликтов. Сложнее становится структура родственных отношений, чаще возникают ссоры,— главным образом, опять же, из-за женщин. В результате деревня делится. Причем всякий раз антропологи наблюдали, что линия раздела проходит с учетом родственных связей: близкие родственники уходят или остаются со «своими», а «седьмая вода на киселе» их примеру не следует. Интересно, что «отщепенцы», как правило, далеко не уходят, создают свою, новую деревню в том же районе и, следовательно, эксплуатируют тот же участок джунглей. Значит, не обязательно отсутствие пищевых ресурсов приводит к расширению ареала людей в первобытном обществе!

Любопытным был и такой факт. Несколько деревень яномами длительное время не «роились», хотя их численность достигла 150 человек. Обычно это наблюдалось в условиях особенно жестокой войны с соседями: делиться в такой обстановке означало бы ослабить свою оборону. Стоило же междеревенской розни поутихнуть, как крупное поселение превращалось в два мелких. А что касается имущества, тут у яномами все просто: почти все вещи принадлежат деревне в целом, и что сколько стоит — учету не поддается. Здесь конфликты никогда не возникают.

Автор: Павел Чайка, главный редактор журнала Познавайка

При написании статьи старался сделать ее максимально интересной, полезной и качественной. Буду благодарен за любую обратную связь и конструктивную критику в виде комментариев к статье. Также Ваше пожелание/вопрос/предложение можете написать на мою почту [email protected] или в Фейсбук, с уважением автор.

Страница про автора

Схожі записи:

Экспедиция в Венесуэльскую Амазонию 2021. Тур в Венесуэлу к яномами с MZUNGU EXPEDITIONS

СРОКИ И СТОИМОСТЬ:


Даты
путешествия: с 12 по 27 февраля 2021

Продолжительность 16 дней / 15 ночей

Количество участников: 6 – 10

ЭКСПЕДИЦИЯ ЗАВЕРШЕНА

ПРОГРАММА ПУТЕШЕСТВИЯ: ТУР В АМАЗОНИЮ В ВЕНЕСУЭЛУ
День 1. 12 февраля 2021. ПРИБЫТИЕ В БОГОТУ (КОЛУМБИЯ)

Ранний прилет в Боготу – столицу Колумбии. Трансфер в отель Casa Deco 3* или аналогичный. После короткого отдыха экскурсия с гидом на микроавтобусе в Музей золота. После обеда выезд на станцию канатной дороги, подъем на гору Монсеррат, откуда открывается отличный обзор города Богота.
Во второй половине дня возвращаемся в отель, вечером ужин в хорошем ресторане неподалеку. Ночь в отеле Casa Deco 3* или аналогичном.

* Рекомендуемый рейс AM-717 из Мехико (MEX) авиакомпанией AeroMexico, вылет 12 февраля в 1:15 ночи, прибытие в Боготу (BOG) в 6:50 утра или
рейс ТК-800 из Стамбула авиакомпанией Turkish Airlines, вылет 12 февраля в 0:55 ночи, прибытие в Боготу (BOG) в 6:30 утра или
другой рейс из любого города с прибытием в Боготу (BOG) до 8 часов утра 12 февраля.
Питание включено: нет
Размещение включено: отель Casa Deco 3* или аналогичный

День 2. 13 февраля 2021. БОГОТА – ПУЭРТО-ИНИРИДА

Завтрак и трансфер в аэропорт, перелет в Пуэрто-Инирида. По прибытии трансфер в отель La Cabanha Guainiana. Заселение. Отдых и обед. После обеда прогулка в порт, посмотрим как живут местные. Также мы посетим место, где местные продают золото из реки Аитабапо.
Ужин в местном ресторане и возвращение в отель. Ночь в отеле.
Питание включено: завтрак
Размещение включено: Отель La Cabanha Guainiana или аналогичный

День 3. 14 февраля 2021. ПУЭРТО-КАРРЕНЬО – САН-ФЕЛИПЕ

Завтрак в отеле. Трансфер в аэропорт и перелет чартерным маленьким самолетом на юг в Сан-Фелипе, большую деревню, расположенную на реке Рио-Негро. По прилете в Сан-Фелипе, заселение в местный отель. Посетим старый испанский форт Сан Фелипе. Также сегодня у нас будет возможность купить подарки для индейцев, такие как табак.
Ужин и ночь в гостевом доме.
Питание включено: завтрак, обед, ужин
Размещение включено: гостевой дом в Сан-Фелипе

День 4. 15 февраля 2021. САН-ФЕЛИПЕ – САН-КАРЛОС-ДЕ-РИО-НЕГРО (ВЕНЕСУЭЛА) – РЕКА КАСИКЬЯРЕ

После завтрака мы спускаемся в порт и пересекаем реку, попадая в Сан-Карлос-де-Рио-Негро, городок расположенный на территории Венесуэлы. Регистрация и разрешительные процедуры в органах Национальной Гвардии Венесуэлы и продолжаем нашу экспедицию до пересечения реки Гуайния и Касикьяре. Река Касикьяре является типичным примером бифуркации. – Она соединяет две великие реки – Амазонку (через реку Рио-Негро) и Ориноко. Это место считается началом реки Рио-Негро. Отсюда, преодолевая пороги, мы плывем по Касикьяре до небольшой общины у больших речных порогов. Вечером можно искупаться в реке Касикьяре.
Ночевка в палатках или гамаках под большой пальмовой крышей.
Питание включено: завтрак, обед, ужин
Размещение включено: палатки или гамаки

День 5. 16 февраля 2021. РЕКА КАСИКЬЯРЕ – НИНЬЯЛ – БЕРЕГ РЕКИ

После завтрака продолжаем путешествие по реке Касикьяре. Остановимся посмотреть петроглифы на скалах посреди реки. Далее проплываем мимо большой скалы Кулимакерэ. Через час (зависит от уровня воды в реке) мы прибываем в маленький индейский городок Ниньял. Остановка и прогулка, знакомство с поселением индейцев курипако.
После этого продолжим путешествие до реки нашего финального назначения. Разобьем лагерь на белом песчаном пляже. Здесь можно искупаться и отдохнуть. Черная речная вода на самом деле чистая, в ней не содержится паразитов, и она не привлекает комаров и других насекомых.
Питание включено: завтрак, обед, ужин
Размещение включено: палатки или гамаки

День 6. 17 февраля 2021. БЕРЕГ РЕКИ – ОБЩИНА ЯНОМАМО

После завтрака плывем вверх по течению реки, где наконец встречаем индейцев яномамо в шабоно.
Традиционно яномамо всегда жили в деревнях, с населением в среднем от 40 до 300 человек. Все жители занимали одно огромное овальное жилище под названием «шабоно» с открытым центром. Под крышей шабоно помещения разделены опорными колоннами. Так как все строительные материалы имеют растительное происхождение, такой дом постепенно разрушается из-за проливных дождей, ветра и насекомых; каждые 4-6 лет яномамо делились на группы и основывали новые деревни. Культура строительства шабоно претерпела значительные преобразования: с 90-х годов прошлого века яномамо массово прекратили строительство шабоно и стали расселяться в отдельные традиционные хижины. Такие хижины часто строятся вокруг деревенской площади, имитируя концепцию шабоно.
Те яномамо, которых мы посетим, живут в традиционном шабоно постоянно или во время охоты и сбора фруктов в джунглях. Здесь проживают 15-20 семей, в которых, помимо взрослых, есть дети, старики и несколько шаманов.
Сегодня мы узнаем о традициях и образе жизни яномамо в сельве. Побываем в разных семьях, понаблюдаем за их повседневными делами. Мы познакомимся и обсудим планы на ближайшие дни. После обеда яномамо покажут плантации, где выращивают культуры методом подсечно-огневого земледелия. Огород является предметом их безусловной гордости. Мы будем изучать растения, которые индейцы выращивают недалеко от деревни. Прежде всего, это плантан и обычные бананы, маниок и папайя. Мы разобьем лагерь прямо в шабоно. Ночь в палатках или гамаках.
Питание включено: завтрак, обед, ужин
Размещение включено: шабоно (традиционное жилище яномамо) в палатках или гамаке

День 7. 18 февраля 2021. ОБЩИНА ЯНОМАМО

После завтрака отправимся с индейцами на рыбалку в ближайшую лагуну. Для этого надо вернуться к главной реке и проплыть немного вверх по реке на лодке.
Способ ловли рыбы, будь то пиранья или павлиний окунь, зависит от уровня воды в реке. Если уровень воды очень низкий (каким он должен быть в этом сезоне), они будут ловить рыбу корзинами.
Яномамо также знают методы ловли с использованием корня барбаско, когда они «отравляют» воду вниз по течению реки. Некоторые эндемичные растения при попадании в воду оказывают нервно-паралитическое действие на рыбу. Однако, в целях охраны природы, этот метод используется редко и всегда зависит от решения общины и от сезона.
После деревня готовится к танцам, яномамо наносят макияж. Женщины специально окрашивают тело натуральной краской «Рохо де Оното» (делают из помадного дерева).
Ужин и ночь в шабоно в палатках или гамаках.
Питание включено: завтрак, обед, ужин
Размещение включено: шабоно (традиционное жилище Яномамо) в палатках или гамаке.

День 8. 19 февраля 2021. ОБЩИНА ЯНОМАМО

После завтрака поход в джунгли с индейцами. Они расскажут нам о лечебных растениях. Посмотрим, как яномамо взбираются на пальму Ceje, чтобы собрать фрукты. Они взбираются на дерево особым способом, при помощи двух деревянных палок, это позволяет собрать урожай, не срубая дерево.
Яномамо славятся своим вспыльчивым нравом и твердым характером, поскольку они постоянно жили в состоянии войны между поселениями. Мы узнаем о материальной и духовной жизни этих людей. В своих ритуалах мужчины из племени яномамо используют галлюциногенный порошок йопо, получаемый из семян растения анаденантера, которое вдувается через нос. Традиционно яномамо не курят табак, они сворачивают свежие табачные листья в трубочку, кладут ее за нижнюю губу и постепенно потягивают сок.
После обеда – самая главная церемония. Мужчины вдыхают порошок йопо через нос. Впечатляющее зрелище, — шаманы впадают в транс и вступают в контакт со своими «хекура», от которых они получают силы для исцеления больных людей! Хекура – это маленькие призраки, которых индейцы видят во время транса. Призраки имеют обличие животных или карликов, и они помогают шаманам исцелять больных. Для участников экспедиции будет возможность попробовать порошок йопо. Тем не менее, это очень непростое упражнение и может иметь последствия для организма. Поэтому рекомендуем этого не делать.
Ночь в шабоно в палатках или гамаках.
Питание включено: завтрак, обед, ужин
Размещение включено: шабоно (традиционное жилище яномамо) в палатках или гамаке.

День 9. 20 февраля 2021. ОБЩИНА ЯНОМАМО – ОХОТНИЧИЙ ЛАГЕРЬ В ДЖУНГЛЯХ

После завтрака мы понаблюдаем как женщины яномамо пекут традиционный индейский хлеб из корня маниока. Они делают тесто из измельченного маниока, а затем пекут лепешки на огне. Это исключительно женская работа.
После обеда мы возьмем самые необходимые вещи и отправимся в джунгли на одну ночь. По пути яномамо покажут пальму, из которой они добывают так называемое «пальмито». Это съедобная мякоть из сердцевины дерева. Индейцы добудут нам мякоть, чтобы мы попробовали это местное лакомство.
Мы зайдем глубоко в джунгли и разобьем лагерь где-нибудь у небольшой речушки. За несколько минут индейцы организуют ночевку. Спать можно в гамаке или в палатке, на ваш выбор.
У вечернего костра послушаем истории яномамо об охоте. После ужина пойдем с индейцами на охоту в джунгли. В джунглях они двигаются очень быстро, нам придется стараться держаться за ними, что чрезвычайно сложно. Многие животные здесь очень активны по ночам, так что, если повезет, вернемся с добычей.
Традиционно яномамо охотятся на пекари, тапиров, обезьян и других животных. Для охоты они используют тугие луки и очень длинные стрелы из тростника. Ночью яномамо охотятся на кайманов с помощью света и мачете, и часто хватают маленьких крокодилов голыми руками.
Поздно ночью мы вернемся в лагерь на ночевку.
Питание включено: завтрак, обед, ужин
Размещение включено: охотничий лагерь в джунглях в палатках или гамаке

День 10. 21 февраля 2021. ОХОТНИЧИЙ ЛАГЕРЬ В ДЖУНГЛЯХ – ОБЩИНА ЯНОМАМО

После завтрака продолжаем трекинг по джунглям. В ручьях попробуем наловить крабов. Яномамо покажут нам фрукты, которые можно собирать в джунглях. Фруктов тут огромное разнообразия, и о ни составляют значительную часть рациона яномамо.
Возвращение в шабоно к обеду. Женщины здесь уже раскрашивают тела в традиционный красный цвет, и черным цветом наносят особые знаки. Вечером будут традиционные танцы яномамо.
Мужчины и женщины яномамо практикуют раскрашивание лица и тела, а в некоторых общинах женщины все еще вставляют в нос и нижнюю губу палочки. Для ритуалов и фестивалей яномамо делают традиционный раскрас лица, используя красную краску (полученную из растения оното или, как его называют, помадного дерева) и черную краску (из древесного угля). Также они носят яркие украшения из перьев.
Раньше у яномамо была традиция эндоканнибализма, поедания праха кремированных родственников. Процесс заключается в следующем: тело заворачивают в листья и помещают в лесу на некотором расстоянии от шабоно; после того, как насекомые съедят мягкие ткани (обычно около 30-45 дней), кости собирают и кремируют. Фрагменты костей из охлажденного пепла, которые через неделю измельчаются в муку, а затем смешиваются с супом из плантанов, едят все жители деревни. Ночь в шабоно в палатках или гамаках.
Питание включено: завтрак, обед, ужин
Размещение включено: шабоно (традиционное жилище яномамо) в палатках или гамаке.

День 11. 22 февраля 2021. ОБЩИНА ЯНОМАМО – МЕСТНАЯ ОБЩИНА НА БЕРЕГУ РЕКИ КАСИКЬЯРЕ

Ранний завтрак, сборы. Мы возвращаемся к месту у реки, где мы оставили лодку. Отсюда мы будем плыть весь день вниз по течению реки и далее по реке Касикьяре до местной общины дальше порогов на реке.
Ночевка в палатках или гамаках под пальмовой крышей.
Питание включено: завтрак, обед, ужин
Размещение включено: палатки или гамаки

День 12. 23 февраля 2021. МЕСТНАЯ ОБЩИНА НА БЕРЕГУ РЕКИ КАСИКЬЯРЕ – ОСТРОВ НА РЕКЕ РИО-НЕГРО

После завтрака продолжим путешествие по реке до слияния Касикьяре и Гуайния, а затем по Рио-Негро до Сан-Карлос-де-Рио-Негро. Перед тем, как мы приплывем в Сан-Карлос, будет остановка на красивом острове, где мы пообедаем и разобьем наш последний в этой экспедиции лагерь.
После обеда у нас будет время, чтобы отдохнуть на берегу и искупаться в приятной темной воде реко Рио-Негро.
Ночь в палатках или гамаке.
Питание включено: завтрак, обед, ужин
Размещение включено: палатки или гамаки

День 13. 24 февраля 2021. ОСТРОВ НА РЕКЕ РИО НЕГРО – САН-КАРЛОС – САН-ФЕЛИПЕ (КОЛУМБИЯ) – ПУЭРТО-ИНИРИДА

После завтрака выезд на лодке в Сан-Карлос-де-Рио-Негро, где мы пройдем необходимые разрешительные процедуры в Национальной Гвардии Венесуэлы и пересечем снова границу с Колумбией. Прибытие в Сан-Фелипе и чартерный рейс в Пуэрто-Инирида.
Прибытие в Пуэрто-Инирида и трансфер в отель La Cabanha Guainiana. Ужин и ночь в отеле.
Питание включено: завтрак, обед, ужин
Размещение включено: отель La Cabanha Guainiana или аналогичный

День 14. 25 февраля 2021. ПУЭРТО-ИНИРИДА – БОГОТА

После завтрака мы отправимся в аэропорт городка Пуэрто-Инирида. Регистрация на регулярный рейс а/к Satena. Перелет в Богоду. По прилете трансфер в отель 109 Sutes 4* или аналогичный. Отдых в отеле.
Питание включено: завтрак, обед
Размещение включено: Отель 109 Sutes 4 * или аналогичный

День 15. 26 февраля 2021. БОГОТА

Это буферный (резервный) день в Боготе. После завтрака у нас будет время сделать ПЦР тест на Covid, который нам понадобится, чтобы вернуться в Европу или другое место назначения. Мы также можем продолжить осмотр Боготы, например отправиться в Zipaquira, где мы можем посетить подземную церковь в большой соляной шахте.
Питание включено: завтрак, обед
Размещение включено: Отель 109 Sutes 4 * или аналогичный

День 16. 27 февраля 2021. БОГОТА – ВЫЛЕТ ДОМОЙ

После завтрака можно прогуляться, посмотреть другой центр Боготы, так как в этот раз наш отель расположен в другой части города. До обеда трансфер в аэропорт, вечером вылет домой.
Или дополнительная ночь в Боготе, если планируется утренний рейс Turkish Airlines на следующий день (дополнительная ночь в отеле оплачивается отдельно).

* Рекомендуемый рейс AM-762 в Мехико (MEX) авиакомпанией AeroMexico, вылет из Боготы в 15:35, прибытие в Мехико (MEX) в 19:50 или
рейс ТК-800 в Стамбул авиакомпанией Turkish Airlines, вылет 28 февраля в 7:55 утра, прибытие в Стамбул в 7:25 утра 1 марта или
другой рейс из Боготы (BOG) в любой город с вылетом в любое время 27 февраля.
Питание включено: завтрак
Размещение включено: нет

* В ходе экспедиции маршрут может быть изменен по решению руководителя группы в интересах участников, в связи с погодными и полетными условиями или по соображениям безопасности.
Расписание мероприятий на 6 – 10 дни может быть изменено или выполнено в ином порядке в зависимости от занятий общины яномамо и их решения.

** Участник экспедиции к яномамо должен уважительно относиться к культуре яномамо, понимать цели экспедиции и возможные изменения программы, быть в хорошей форме и способным адаптироваться к новым условиям и культуре.

Яномами

ЯНОМАМИ СКОРАЯ ПОМОЩЬ

Яномами убивают, поскольку на их территорию вторгаются тысячи нелегальных золотодобытчиков. Президент Лула объявил это «геноцидом».

Подпишитесь на последние обновления и присоединяйтесь к кампании.

Яномами

Яномами — крупнейшее относительно изолированное племя в Южной Америке. Они живут в тропических лесах и горах северной Бразилии и южной Венесуэлы.

Женщины яномами на севере Бразилии © Fiona Watson/Survival

Как и большинство племен на континенте, они, вероятно, мигрировали через Берингов пролив между Азией и Америкой около 15 000 лет назад, медленно продвигаясь в Южную Америку. Сегодня их общая численность составляет около 38 000 человек.

Территория яномами в Бразилии, превышающая 9,6 млн га, вдвое превышает площадь Швейцарии. В Венесуэле яномами живут на территории биосферного заповедника Альто-Ориноко — Касикьяре площадью 8,2 млн га. Вместе эти районы образуют самую большую лесную территорию коренных народов в мире.

Впервые яномами вступили в устойчивый контакт с чужаками в 1940-х годах, когда бразильское правительство направило отряды для делимитации границы с Венесуэлой.

Вскоре там обосновались правительственная Служба защиты индейцев (как она тогда называлась) и религиозные миссионерские группы. Этот наплыв людей привел к первым эпидемиям кори и гриппа, от которых погибло много яномами.

Мать яномами и дитя на берегу реки. © Стив Кокс/Survival

В начале 1970-х военное правительство решило построить дорогу через Амазонку вдоль северной границы. Без предварительного предупреждения бульдозеры проехали через поселок Опиктери. Две деревни были уничтожены болезнями, к которым у них не было иммунитета.

Яномами продолжают страдать от разрушительных и длительных воздействий дороги, которая привела к колонистам, болезням и алкоголю. Сегодня скотоводы и колонисты используют дорогу как точку доступа, чтобы вторгнуться в район Яномами и вырубить его.

Золотая лихорадка и геноцид

В 1980-х годах яномами сильно пострадали, когда до 40 000 бразильских золотодобытчиков вторглись на их землю. Шахтеры расстреляли их, разрушили множество деревень и заразили болезнями, к которым у них не было иммунитета. Двадцать процентов яномами умерли всего за семь лет.

После длительной международной кампании под руководством Дэви Копенавы Яномами, организации Survival и CCPY (Комиссия за Яномами), земля яномами в Бразилии была окончательно обозначена как «Парк Яномами» в 1992 и шахтеры изгнаны.

Одно из многих мест незаконной добычи золота на территории Яномами. © ФУНАЙ

Однако после демаркации золотоискатели вернулись в район, что вызвало напряженность. В 1993 году группа горняков вошла в деревню Хаксиму и убила 16 яномами, включая младенца.

После национального и международного протеста бразильский суд признал пятерых шахтеров виновными в геноциде. Двое отбывают тюремные сроки, остальные сбежали.

Это одно из немногих дел в мире, когда суд признал людей виновными в геноциде.

Вторжение золотоискателей в земли яномами продолжается. Ситуация в Венесуэле очень серьезная, и яномами были отравлены и подвергались жестоким нападениям в течение нескольких лет. Власти мало что сделали для решения этих проблем.

Коренные жители Бразилии до сих пор не имеют надлежащих прав собственности на свою землю – правительство отказывается признавать племенную собственность на землю, несмотря на то, что подписало международный закон (Конвенция МОТ 169) гарантирует это. Более того, многие деятели в бразильском истеблишменте хотели бы, чтобы территория яномами уменьшилась в размерах и открылась для добычи полезных ископаемых, скотоводства и колонизации.

 

Образ жизни

Малока яномами. Яномами живут в больших круглых общественных домах, называемых яно или шабоно. Некоторые могут вместить до 400 человек. Центральная часть используется для таких мероприятий, как ритуалы, праздники и игры. © Деннисон Бервик/Survival

Яномами живут в больших круглых общественных домах, называемых яно или шабоно. Некоторые могут вместить до 400 человек. Центральная часть используется для таких мероприятий, как ритуалы, праздники и игры.

В каждой семье есть свой очаг, где в течение дня готовится и готовится пища. Ночью возле костра подвешивают гамаки, которые топят всю ночь, чтобы согреть людей.

Яномами твердо верят в равенство людей. Каждая община независима от других и не признает «вождей». Решения принимаются на основе консенсуса, часто после долгих дебатов, в которых каждый имеет право голоса.

Как и у большинства амазонских племен, задачи распределяются между полами. Мужчины охотятся на таких животных, как пекари, тапиры, олени и обезьяны, и часто используют кураре (растительный экстракт), чтобы отравить свою добычу.

Яномами из Демини готовят яд тимбо из виноградной лозы, используемый для оглушения рыбы, Демини, Бразилия.
© Fiona Watson/Survival

Хотя охота составляет лишь 10% еды яномами, среди мужчин она считается самым престижным занятием, а мясо высоко ценится всеми.

Ни один охотник не ест добытое им мясо. Вместо этого он делится этим с друзьями и семьей. Взамен ему даст мясо другой охотник.

Женщины ухаживают за садами, где они выращивают около 60 культур, которые составляют около 80% их пищи. Они также собирают орехи, моллюсков и личинок насекомых. Дикий мед высоко ценится, и яномами собирают 15 различных сортов.

Женщины и дети яномами собирают листья, чтобы превратить их в тимбо, вещество, которое они используют для рыбалки. © Фиона Уотсон/Survival 2010

И мужчины, и женщины ловят рыбу, а тимбо или рыбий яд используют во время совместных рыбалок. Группы мужчин, женщин и детей толкают связки лиан, которые плывут по воде.

Жидкость оглушает рыбу, которая поднимается к поверхности воды и зачерпывается в корзины. Они используют девять видов виноградной лозы только для отравления рыбы.

Яномами обладают огромными познаниями в ботанике и используют около 500 растений для еды, лекарств, строительства домов и других артефактов. Они частично обеспечивают себя охотой, собирательством и рыбной ловлей, но также выращивают урожай в больших садах, расчищенных от леса. Поскольку амазонская почва не очень плодородна, каждые два-три года расчищают новый сад.

Шаманизм и пиршества

Вы видите вещи, вы мечтаете, вы знаете шапирипэ [духов]. Шаманы могут лечить болезни леса. Дави Копенава о шаманизме

Мир духов является фундаментальной частью жизни яномами. Каждое существо, скала, дерево и гора имеют дух. Иногда они злонамеренны, нападают на яномами и, как полагают, вызывают болезни.

Шаманы управляют этими духами, вдыхая галлюциногенный табак под названием якоана. В своем трансе, подобном видениям, они встречаются с духами или шапирипе. Дави Копенава, шаман, объясняет:

‘Только те, кто знает ксапирипе, могут их видеть, потому что ксапирипе очень маленькие и яркие, как свет. Есть много, много шапирипэ, тысячи ксапирипэ, подобных звездам. Они красивы, украшены перьями попугая и расписаны урукумом (аннатто), у других есть орайкок, у других есть серьги и они окрашены в черный цвет, и они очень красиво танцуют и поют по-другому».

Шаман яномами. Духовный мир является фундаментальной частью жизни яномами. Каждое существо, скала, дерево и гора имеют дух. © Клаудия Андухар/Survival

Как это типично для охотников-собирателей и сменных земледельцев, яномами требуется в среднем меньше четырех часов работы в день, чтобы удовлетворить все свои материальные потребности. Много времени остается для досуга и общественной деятельности.

Частые межобщинные посещения. Церемонии проводятся в ознаменование таких событий, как сбор плодов персиковой пальмы и реаху (поминки), посвященные смерти человека.

Последние угрозы

Тысячи золотодобытчиков сейчас незаконно работают на землях яномами, распространяя смертельные заболевания, такие как малярия и корь, и загрязняя реки, рыбу и леса ртутью. Некоторые яномами, живущие в населенных пунктах вблизи горячих точек добычи полезных ископаемых, имеют опасно высокий уровень ртути в организме.

Владельцы скотоводческих ранчо вторгаются и вырубают леса на восточной окраине своих земель.

Состояние здоровья яномами ухудшается, и им не оказывается необходимая медицинская помощь, особенно в Венесуэле.

Конгресс Бразилии в настоящее время обсуждает законопроект, который, в случае его одобрения, разрешит крупномасштабную добычу полезных ископаемых на территориях коренных народов. Это будет крайне вредно для яномами и других отдаленных племен Бразилии.

«Наша земля — наше наследие».

Шаман Дэви Копенава Яномами рассказывает о том, что будет означать предложенный законопроект о добыче полезных ископаемых для его людей.

С яномами должным образом не консультировались по поводу их взглядов, и у них мало доступа к независимой информации о последствиях добычи полезных ископаемых.

Дави Копенава, ведущий представитель яномами и президент ассоциации яномами хутукара, предупреждает об опасностях.

‘Люди яномами не хотят, чтобы национальный конгресс одобрил закон или чтобы президент его подписал. Мы не хотим принимать этот закон».

‘Нашу землю нужно уважать. Наша земля — это наше наследие, наследие, которое нас защищает».

‘Добыча полезных ископаемых только уничтожит природу. Он только уничтожит ручьи и реки, убьет рыбу, убьет окружающую среду и убьет нас. И занести болезни, которых никогда не было на нашей земле».

Неконтактный яномами

Яномами сообщили, что видели неконтактного Яномами, которого они называют Moxihatetea , на территории яномами. Считается, что моксихатетеа живут в той части территории яномами, где больше всего нелегальных золотодобытчиков. Хутукара опубликовала аэрофотоснимки и видео своего яно — их общего дома.

Неконтактные яномами яно (коммунальный дом) в бразильской Амазонии, фото с воздуха в 2016 г. © Guilherme Gnipper Trevisan/FUNAI/Hutukara

Моксихатетеа живут в районе территории яномами с самой высокой концентрацией нелегальных золотодобытчиков, некоторые из которых работают всего в нескольких километрах от яно.

Мальчик-яномами плывет на каноэ обратно в свою деревню в бразильской Амазонии. © Выживание

Контакт с горняками может быть очень опасен для Моксихатетеа, так как может вспыхнуть насильственный конфликт. Шахтеры также распространяют малярию и другие болезни, которые могут быть смертельными для моксихатетеа, у которых не выработался иммунитет к распространенным заболеваниям. В 2018 году яномами потребовали от властей расследования сообщений об убийстве горняками двух Моксихатетеа. Но ни один майнер не был привлечен к ответственности.

Из-за правительственных сокращений FUNAI — правительственный департамент по делам коренных народов Бразилии — закрыл свою базу рядом с Moxihatetea. Прокуратура приказала FUNAI вновь открыть дело.

Дави Копенава сказал: «Существует много неконтактных яномами. Я их не знаю, но я знаю, что они страдают так же, как и мы… Я хочу помочь своим неконтактным родственникам, у которых одна с нами кровь. Для всех коренных народов, в том числе для тех, кто не контактировал с ними, очень важно оставаться на земле, где мы родились».

Сопротивление и организация яномами

В результате увеличения контактов и взаимодействия с посторонними и столкнувшись с серьезными посягательствами на свои права, яномами сформировали региональные организации для защиты своих прав. В 2004 году яномами из 11 регионов Бразилии собрались, чтобы сформировать Хутукару (что означает «часть неба, из которой родилась земля»), защитить свои права и запустить собственные проекты. Яномами в Венесуэле создали свою собственную организацию под названием Хоронами в 2011 году, а яномами в других регионах обеих стран создали аналогичные организации.

Чем помогает Выживание?

Survival поддерживает яномами на протяжении десятилетий. Мы возглавили международную кампанию по демаркации территории яномами вместе с Дави Копенавой и Комиссией сторонников яномами (CCPY), бразильской организацией. Мы также поддерживали их проекты в области здравоохранения и образования. Мы боремся вместе с яномами и коренными народами по всей Бразилии за то, чтобы их территории были свободны от вторжений, чтобы они могли выжить и жить так, как они хотят. Пожалуйста, присоединяйся к нам!

Присоединяйтесь к нам:

— Электронное письмо правительству Бразилии с требованием прекратить добычу полезных ископаемых и разрушение территории яномами

— Активизируйся! Используйте этот комплект, чтобы распространять информацию и настаивать на переменах

— Примите участие в глобальном движении многими другими способами

Семья Яномами собралась вокруг гамака, сделанного из волокон бананового дерева. © Victor Englebert/Survival

Присоединяйтесь к списку рассылки

Более ста пятидесяти миллионов мужчин, женщин и детей в более чем шестидесяти странах живут в племенных сообществах. Узнайте больше о них и трудностях, с которыми они сталкиваются: подпишитесь на нашу рассылку, чтобы получать периодические обновления.

Племя яномами – ПИЛОТНЫЕ ПУТЕВОДИТЕЛИ

Факты о культуре

Где: Амазонас, Южная Венесуэла, Южная Америка это люди джунглей, которые одновременно являются садовниками и охотниками, которые собирают и убивают множество продуктов из джунглей.

Яномами — свирепые люди?

Только в восемнадцатом веке первый западный европейский исследователь Александр Гумбольдт столкнулся с яномами . Он назвал их опасными подстрекателями к войне, и их репутация мало изменилась с тех пор.

Яномами — лишь одно из индейских племен, населяющих густые тропические леса самого южного штата Венесуэлы, Амазонас . И, как и их собратья-амазонско-индейские племена, жизнь яномами очень мало была затронута бурными событиями, характерными для истории их страны — до такой степени, что многие стали рассматривать их как живые антропологические артефакты. Более того, венесуэльское правительство не закрывает глаза на культурное значение таких племен, как яномами, и земли яномами были объявлены закрытыми, за исключением тех, у кого есть письменное разрешение. Хотя вполне возможно, что яномами не нужно жить в слишком большом страхе перед тем, что их захлестнут туристы, щелкающие камерами, учитывая их репутацию крайне свирепых и владеющих мачете.

Однако в последние годы некоторые люди предположили, что яномами, возможно, не так уж заслуживают титула «жестокий народ», данного им американским антропологом  Наполеоном Шаньоном , как их когда-то считали. На самом деле яномами в целом живут довольно мирно и скорее подходят к чужакам с любопытством, чем с огромным окровавленным мачете.

Платье яномами

Достаточно взглянуть на то, как люди яномами украшают себя, чтобы открыть для себя более глубокие аспекты культуры племени. Одежда яномами во многом символична и декоративна. Самое большее, что мужчины-яномами заходят, чтобы скрыть свою скромность, — это носят чуть больше, чем веревку вокруг талии, к которой они привязывают растянутую крайнюю плоть своих пенисов. В обществе яномами это явный признак того, что мальчик достиг совершеннолетия, когда он начинает практиковать обычай привязывать свой пенис к поясному шнурку. Как и их мужчины, женщины яномами также используют хлопчатобумажную пряжу для изготовления того, что можно условно назвать одеждой. Из них получаются красивые пояса, которые выглядят восхитительно, но почти ничего не прикрывают, и украшения в стиле бретельки, которые проходят между грудью и серединой спины.

Социальные роли

Мужчины и женщины яномами выполняют очень разные и специфические роли в своем обществе. Мужчины являются доминирующей силой внутри и пользуются гораздо более высоким статусом, чем женщины, и все же, несмотря на всю эту мужественность, именно женщины получают всю тяжелую работу и выполняют тяжелый физический труд. Женщины, а не мужчины, уходят каждый день около 15 или 16 часов, чтобы пройти несколько миль, чтобы собрать дрова и принести воду для деревни, часто возвращаясь поздним вечером, неся в своих вьючных корзинах огромное количество дров. Затем, после долгих часов этой изнурительной работы, они все еще должны удовлетворять все потребности своих мужей. В противном случае они рискуют быть отруганными, избитыми или чем-нибудь похуже. С положительной стороны, мужчины время от времени лажают. На пирах и торжественных мероприятиях вы увидите, как мужчины-яномами трудятся над горячим огнем, готовя еду для гостей, в то время как женщины отдыхают на заслуженном отдыхе.

Сельское хозяйство и продовольствие

Что касается еды, яномами едят большую часть того, что могут предложить джунгли, а это довольно большое разнообразие продуктов. Они лакомятся всевозможными съедобными блюдами, начиная от змей, диких свиней, обезьян, оленей и ягуаров и заканчивая разнообразными насекомыми, личинками, рыбой, крабами, диким медом, подорожником, сладким картофелем и пальмовыми фруктами. По мировым стандартам здравоохранения у яномами высокий уровень жизни. Тем не менее ненасытность охотничьих практик яномами в прошлом была сильно преувеличена, принимая во внимание, что от восьмидесяти до девяноста процентов пищи, потребляемой племенами яномами, поступает из их садов. Конечно, яномами должны охотиться, чтобы выжить, но они в равной степени, если не больше, занимаются возделыванием своих садов. Обсуждается, что в рационе яномами на самом деле не хватает белка, потому что они едят гораздо больше фруктов и овощей, чем мясных продуктов.

Рекреационные наркотики

Еще одно времяпрепровождение яномами, которое широко задокументировано, — это широко известное употребление рекреационных наркотиков племенем. Их наиболее предпочтительным наркотиком являются природные галлюциногены, которые обычно называют родовым названием ebene . Его извлекают в сыром виде из различных видов деревьев и растений, измельчают в порошок и смешивают со слюной. Деревенские мужчины обычно готовят эбене каждый день после тяжелого рабочего дня в саду или на охоте. Ритуал гласит, что мужчины искусно раскрашивают себя красной краской, украшают себя перьями, а затем собираются перед домом выбранного хозяина. Затем они по очереди вдыхают порошок друг другу в ноздри через длинную полую трубку, называемую 9. 0012 мокохиро . Большинство мужчин получают огромное удовольствие от этого занятия, несмотря на не очень приятные побочные эффекты в виде рвоты и сильной боли, возникающей после того, как понюхают порошок. Однако, несмотря на широкое использование галлюциногенов, самым популярным природным наркотиком среди яномами, от которого страдают мужчины, женщины и дети, является табак . Они жуют или сосут табак, а не курят его.

Яномами и современный мир

Этот уникальный образ жизни, который яномами сохраняли на протяжении стольких веков, они не торопятся терять, и ни в коем случае не хотят растворяться в чужой земле за пределами Амазонки. Но это не значит, что племена яномами категорически против изучения некоторых технологий внешнего мира на своих условиях, чтобы облегчить себе жизнь. Яномами лучше, чем кто-либо другой, знают, что такая простая вещь, как умение изготавливать стальные крючки для рыбалки, может непостижимо изменить их повседневную жизнь.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *